Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 13.

Сицилия

Из первой партии, состоявшей из двадцати шести водителей чариотов, которые прибыли на Мальту из Шотландии, осталось восемь, считая Ларкина и Берея, вернувшихся из своего авантюрного путешествия. Было решено расформировать группу, а трех офицеров и пятерых рядовых отправить в Соединенное Королевство. Общие потери во время операции, включая погибших, пропавших без вести и попавших в плен, составили восемь офицеров и десять рядовых.

В январе 1943 г. тренировку в Госпорте у весельчака Чедвика начал новый класс из восемнадцати человек. После прохождения начального обучения они были переведены на «Титанию» в Лох-Корри, где продолжали совершенствовать свой опыт под руководством лейтенант-комманде-ра Дэвида Шоу, который сначала был приписан к флотилии Х-лодок. Позже, после перехода в более глубокие воды Кернбоуна, программа тренировок проводилась по той же схеме, что и в предыдущем году. Происходили все те же случаи: чариоты пропадали, обучающиеся «терялись» и кают-компания периодически пустела. Полное обучение прошло семьдесят два процента начинавших — семь офицеров и шесть рядовых.

16 апреля была отобрана новая партия для отправки на Мальту, насчитывавшая четырех офицеров и десять рядовых. Командующим партией под [147] кодом «Тэд» был лейтенант-коммандер Джон Мак-Картер, волонтер из Южноафриканских ВМС, бывший образцовым чариотером, но вынужденный прекратить нырять по медицинским показаниям. Это было примерно тогда же, когда «Титания» отправилась на переоборудование. Командиром ее был назначен Тайни Фелл, единственный, кто был достоин этой чести в отсутствие командующего Слейдена, который, к большому сожалению для всех, в это время уже не состоял во флотилии.

Когда команда прибыла на Мальту, ее, как и предыдущую партию, разместили на острове Мануэль. Как только доставили машины, начались пробные заплывы в бухте Гхайн-Туффиеха. Условия — погода и степень волнения моря — были великолепными, и единственное, что вызывало жалобы, была теснота помещения для переодевания в маленьких субмаринах класса «U», оказавшихся очень жаркими и неудобными.

Не зная покоя, Мак-Картер деловито искал возможности для операций. Перед отъездом из Шотландии ему сообщили, что для них на Мальте все готово и необходимо их срочное присутствие. На самом же деле им хотя бы повезло в том, что командир 10-й флотилии подводных лодок{47} вообще знал о чариотах и их экипажах. Мак-Картера это обнадеживало, и, несмотря на свою сравнительную неопытность во флотских делах, особенно в административной сфере, он все же сумел найти стоящую работу для своих «торпед».

В наступлении союзников следующим крупным этапом было вторжение на Сицилию, и детальная и достоверная разведка береговых участков, намеченных для высадки, имела первостепенное значение. [148] Первичные наблюдения уже провели лодочники на гребных шлюпках, но это оказалось довольно дорогостоящим делом, и для дальнейших работ решено было использовать чариоты. Тактика была разработана и осуществлена в течение нескольких дней. К 19 мая, фактически всего спустя неделю после начала серьезных тренировок, несколько экипажей были уже способны провести демонстрацию способа отделения от подлодок класса «U» перед губернатором Мальты, фельдмаршалом лордом Гортом, в Слиема-Крик.

Первая успешная разведка была проведена 31 мая лейтенантом Тэффи Эвансом и петти-офицером У.С. Смитом, действовавшими с подводной лодки «Ансин» (под командой лейтенанта Королевского флота М.Л. Кроуфорда, кавалера креста «За выдающиеся заслуги»). Чариот был закреплен специальными приспособлениями позади рубки. Принцип действия состоял в том, что отрыв чариота произойдет на расстоянии трех миль от берега, а разведка будет вестись в полумиле от берега с помощью складной байдарки. Последняя была также снабжена инфракрасным прибором ночного видения для обеспечения последующей встречи с судном. Приблизившись к берегу, Эванс погрузился на пятнадцать футов и продолжал движение вперед, пока машина не ткнулась в дно. Затем он покинул чариот, прикрепил конец провода к своему поясу и начал подниматься по подводному склону, пока его голова не показалась на поверхности. Он должен был хорошо осмотреться вокруг, перед тем как по проводу информировать Смита о своем возвращении.

На борту чариота Смит отсчитывал расстояние, на которое отходил его номер первый, и внимательно следил за метками-шариками, припаянными к проводу через каждые пять ярдов. Как [149] только появлялся новый, он сообщал об этом Эвансу, который тотчас же замерял глубину, которую показывал его портативный манометр, записывая ее на костяной дощечке, удобно расчерченной на аккуратные квадратики. Таким образом были получены значения глубины для каждых пяти ярдов морского дна.

Эванс и Смит сумели провести несколько подходов к берегу. Подобные разведочные вылазки провели также и некоторые другие экипажи, в составе которых были лейтенант резерва Королевского флота У. Джейкмен с петти-офицером А.С. Кирби и сублейтенантом резерва новозеландского Королевского флота В.Дж. Миллсом в паре с коком Д. Крюйкшенком, которые сделали особенно тщательную работу.

Начиная со второй недели июня дальнейшая разведка уже не велась и строились разные планы, как найти ныряльщикам другую работу. Специально тренированные специалисты использовались на таких различных участках, как принимающие центры раненых в штабах, в качестве разнорабочих на стапеле десантных судов, в бригадах десантных катеров, швартовых партиях и так далее. Двое счастливчиков — петти-офицеры Смит и Уоррен — попали в островной бассейн обучать экипажи подводных лодок обращаться с дыхательным аппаратом Дэвиса.

Как только началось вторжение, начали поступать частые и настоятельные требования о том, что неплохо бы ныряльщикам заняться очисткой винтов десантных судов и прочими подобными действиями. В связи с необходимостью этих работ была сформирована мобильная группа ныряльщиков в составе Смита, Уоррена и Кирби, вместе со старшим петти-офицером Джинджером Уорром, аппаратом Дэвиса и рулевым с Мальты. Транспортными [150] средствами, обеспечившими мобильность группы, были довольно устаревшая машина «Hillman Minx», приобретенная несколько сомнительным способом, и мощный мотоцикл. Большинство погружений проводилось в полуголом виде, в ужасных условиях, среди текущих из трюмов нефти и грязи, и часто выяснялось, что предмет, намотавшийся на винт танко-десантного корабля, который называли «коротким бросательным концом», был на самом деле 4,5-дюймовым стальным тросом.

Пока из ночи в ночь выполнялись эти тяжелые обязанности, Кирби и Уоррен разработали план, который сулил им возвращение к их непосредственной работе — передвижению на чариотах. Они высказали предположение, что можно добиться положительного результата, используя человекоуправляемые торпеды в качестве подводных минных заградителей. После уточнения деталей со специалистами выяснилось, что чариот с одним седоком может спокойно взять четыре мины. В качестве первого объекта атаки рассматривался Коринфский канал. Казалось вполне возможным и довольно необременительным доставить и установить там восемь мин и затем отойти на заранее условленное место встречи. Начались полуофициальные приготовления, включавшие в себя тренировку к этим походам, что имело первостепенную важность. План был представлен командиру 10-й флотилии подводных лодок и отправлен в метрополию для окончательного утверждения. Но по-видимому, его посчитали слишком амбициозным, и больше о нем никто ничего не слышал.

К концу июня прибыло еще шесть экипажей. Старожилам Мальты это казалось совершенной нелепостью, так как они сами давно уже были без работы. Очевидно, прибывшие услышали невероятные [151] истории о громком успехе группы «Тэд» и поспешили поучаствовать в действиях. Кто-то определенно был не в ладах с рассудком.

В конце концов была запланирована крупная операция, которая должна была состояться в конце августа и целью которой была атака на итальянские линкоры в Таранто. Намеченные для нее подводные лодки Королевского флота «Анриваллет» и «Алтор» были способны нести на себе по одному чариоту, и экипажи были отобраны после полномасштабной генеральной репетиции атаки в Гранд-Харборе (Валетта), в которой условными жертвами выступали собственные линейные корабли и о которой Родни предоставил столь хороший и подробный отчет. Окончательный выбор пал на Джока Брюстера и Джока Брауна, которые в свое время почти добрались до «Тирпица», а также сублейтенанта резерва Королевского флота X. Хардгривса и стюарда Брауна{48}. Перед отъездом их снабдили полной программой отступления, обеспечили всем необходимым для того, чтобы пересечь Албанию, и для того, чтобы добраться до этой страны. Когда пришло время отплытия, все были в приподнятом настроении.

«На меня в этом рискованном предприятии наибольшее впечатление произвели энтузиазм и увлеченность экипажей обеих субмарин и четверых водителей чариотов, — записал командир 10-й флотилии подводных лодок, — особенно учитывая, что в этом же районе недавно без вести пропала подводная лодка «Тревелер».

Но за два дня до предполагаемой атаки операция была отменена главнокомандующим Средиземноморским флотом, и подводные лодки вернулись [152] на Мальту. Естественно, все были глубоко разочарованы. Но причина такого решения стала ясна позже, когда одна из предполагаемых целей прибыла на Мальту, чтобы капитулировать.

Вскоре после этого Брюстер посетил Таранто, чтобы прояснить некоторые детали разговора между коммандером Слейденом и капитаном Эрнесто Форцей, командиром итальянской флотилии человекоуправляемых торпед — «Децима флотилиа MAC» в Специи. Форца оказался тем самым офицером в штатском, который в Палермо помогал допрашивать Гринленда и компанию. Он сообщил Слейдену, что вдобавок к повреждениям, причиненным чариотами при той атаке, жертва Доу торговое судно «Виминале» позже было торпедировано при буксировке из гавани. До этой атаки итальянцы понятия не имели, что мы используем человекоуправляемые торпеды и что мы приступили к этому после трех лет войны. Были также уточнены некоторые детали в устройстве итальянских человекоуправляемых торпед, над которыми стоило подумать. Основная их база располагалась в Специи, в Северной Италии, и их флотилия представляла собой самостоятельную, автономную часть всего флота. В ее распоряжении постоянно имелись три подводные лодки, она была оборудована самыми современными приспособлениями и оснащена всем необходимым. Машины управлялись вручную офицером-механиком и рядовым ныряльщиком. Каждый офицер выбирал себе напарника и работал только с ним. Перед операцией на базе в Специи воспроизводились положение целей и предполагаемые отвлекающие действия. Намечалась атака на Скапа-Флоу, и шла ее детальная проработка, но тут наступило перемирие.

Десять — двенадцать градусов по стоградусной шкале (это примерно пятьсот по Фаренгейту) — [153] вот минимальная температура воды, при которой они могли действовать, а наибольшая глубина погружения составляла восемьдесят футов. По каждой из этих позиций британские экипажи имели право оценивать себя выше.

В Альхесирасе, в Испании, прямо напротив Гибралтарской бухты, итальянцы оборудовали базовое судно — обычный торговый корабль, якобы застрявший там из-за отсутствия запасных частей. На нем был оборудован потайной отсек-цех, а также отверстие для выпуска человекоуп-равляемых торпед, сделанное ниже ватерлинии. Однако сети вокруг Гибралтара оказались им не по силам, и они немногого достигли в этом новаторском предприятии.

Именно про это судно командующий 10-й флотилией подводных лодок сообщал в своем секретном донесении: «Жаль, что эта информация не была получена ранее, потому что уничтожение этого судна британскими чариотами, действующими из Гибралтара, было бы операцией очень интересной, к тому же испанцы едва ли смогли бы против нее что-либо возразить».

После капитуляции итальянского флота было решено, что основную деятельность чариотов следует развернуть на Дальнем Востоке, и весь персонал отправился назад в Шотландию, куда они и прибывали поодиночке или парами в течение всего декабря 1943 г. Они были в целом рады возвращению. То, что начиналось как рискованное мероприятие, превратилось сначала в волнующую и в то же время полную гордости наступательную деятельность и закончилось, похоже, несколькими месяцами полного бездействия и разочарования. Несомненно, многие уже сомневались в том, может ли с их помощью быть сделано хоть что-то выдающееся. [154]

Дальше