Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 18.

Авиация в Берлинской операции

Зимой 1945 г. Красная Армия разгромила крупные силы врага в Восточной Пруссии, Польше и на южном крыле советско-германского фронта. Советские войска вступили на территорию фашистской Германии и в первых числах февраля вышли на подступы к Берлину.

Немецкое командование к началу Берлинской операции еще располагало значительными силами войск и авиации, имело запасы материальных средств. Гитлеровское правительство стремилось выиграть время, рассчитывая, что в конце войны могут возникнуть серьезные рлзногласия между союзниками по антигитлеровской коалиции и сложатся благоприятные условия для заключения сепаратного соглашения с правительствами США и Англии.

В связи с этим противник принимал все меры к усилению сопротивления на советско-германском фронте с целью не допустить дальнейшего продвижения Красной Армии. Для обороны подступов к Берлину были сосредоточены наиболее боеспособные и хорошо вооруженные войска групп армий «Висла» и «Центр» общей численностью до 1 млн. человек, 10400 орудий и минометов, 1500 танков и самоходных орудий. Мощная система обороны состояла из Одерско-Нейсенского оборонительного рубежа и Берлинского укрепленного района общей глубиной до 100 км.

Немецкая авиация в районе Берлина имела около 2 тыс. самолетов, в том числе 70% истребителей. В ее составе находилось до 120 реактивных истребителей Ме-262{229} и самолеты-снаряды. Развитая сеть аэродромов обеспечивала осуществление [389] широкого маневра авиацией и сосредоточение ее на важнейших направлениях.

Для прикрытия Берлина, войск и важнейших объектов кроме истребительной авиации привлекалась зенитная артиллерия. Перед 1-м Белорусским и 1-м Украинским фронтами насчитывалось 200 зенитных батарей{230}, а в районе Берлина находилось 600 зенитных орудий.

Советским Верховным Главнокомандованием было принято решение в короткий срок подготовить и провести Берлинскую операцию, в ходе которой завершить разгром основных сил немецкой армии, овладеть Берлином, принудить фашистскую Германию к безоговорочной капитуляции и победоносно завершить вторую мировую войну в Европе. Для ее осуществления привлекались войска 2-го и 1-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов{231}.

Группировка советской авиации состояла из трех воздушных армий: 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта (командующий генерал К. А. Вершинин, заместитель по политчасти генерал Ф. Ф. Веров, начальник штаба генерал Н. А. Алексеев); 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта (командующий генерал С. И. Руденко, заместитель по политчасти генерал А. С. Виноградов, начальник штаба генерал П. И. Брайко); 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта (командующий генерал С. А. Красовский, заместитель по политчасти генерал С. Н. Ромазанов, начальник штаба генерал А. С. Пронин).

Кроме того, для участия в операции привлекались 18-я воздушная армия (командующий Главный маршал авиации А. Е. Голованов, заместитель по политчасти генерал Г. Г. Гурьянов, начальник штаба генерал Н. В. Перминов); ВВС Войска Польского в составе 1-го польского смешанного авиационного корпуса и 4-й польской смешанной авиадивизии. Общая численность авиации в Берлинской операции составляла 7500 боевых самолетов, в том числе 297 польских. Для базирования нашей авиации в короткий срок было восстановлено и вновь построено 290 аэродромов.

По замыслу Верховного Главнокомандования предусматривалось мощными ударами прорвать оборону, рассечь берлинскую группировку противника на части, окружить и уничтожить ее, овладеть Берлином и выйти на Эльбу. [390]

В осуществлении замысла наступательной операции значительная роль отводилась авиации. Перед авиацией командующими войсками фронтов ставились следующие задачи: прочно удерживать господство в воздухе; надежно прикрывать войска и объекты тыла фронтов от ударов вражеской авиации; провести авиационную подготовку и поддерживать сухопутные войска при прорыве тактической зоны обороны противника; содействовать войскам 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов в форсировании рек Одер, Нейсе, Шпрее; обеспечить ввод в сражение танковых армий; прикрывать и поддерживать их на всю глубину операции; уничтожать резервы противника; вести воздушную разведку и наблюдение за полем боя.

По решению командующего войсками 1-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза Г. К. Жукова главная группировка войск фронта должна была перейти в наступление за полтора-два часа до рассвета. В связи с этим для проведения авиационной подготовки привлекались ночные бомбардировщики 16-й воздушной армии.

Содействие войскам фронта в прорыве обороны противника ночью возлагалось на 18-ю воздушную армию, которая до наступления рассвета должна была нанести массированный удар силами 800 бомбардировщиков по основным опорным пунктам второй полосы вражеской обороны. С наступлением рассвета поддержка войск должна была осуществляться силами 16-й воздушной армии. В течение первых [391] двух часов планировался массированный удар силами 730 штурмовиков и 455 бомбардировщиков. В дальнейшем в зависимости от обстановки предусматривались сосредоточенные удары и эшелонированные действия небольших групп самолетов.

Войска 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И. С. Конева переходили в наступление с рассветом, что позволяло для обеспечения прорыва обороны привлечь крупные силы авиации. Планом боевых действий 2-й воздушной армии в первый день операции предусматривалось нанесение четырех массированных ударов. В первом ударе силами 800 самолетов решались задачи проведения авиационной подготовки и поддержки войск фронта при форсировании реки Нейсе и прорыве первой полосы обороны. В авиационной подготовке участвовали 208 бомбардировщиков, которые сосредоточенными ударами должны были разрушить опорные пункты, подавить артиллерию и войска на первой полосе обороны.

Войска 2-го Белорусского фронта начинали наступление с форсирования крупной водной преграды — реки Одер. Артиллерия, расположенная на восточном берегу, не имела возможности воздействовать на всю глубину тактической зоны обороны противника. Эта задача возлагалась на авиацию. В течение трех ночей перед операцией ночные бомбардировщики По-2 должны были совершить 1400 самолетовылетов для подавления огневых средств, живой силы и тем самым ослабить сопротивление врага при форсировании Одера войсками фронта.

Авиационная подготовка силами штурмовиков планировалась продолжительностью два часа. Последний ее час совпадал с артиллерийской подготовкой.

Особенно тщательно планировались действия авиации по содействию вводу в сражение и поддержке танковых армий. Для решения этой задачи в 16-й и 2-й воздушных армиях предусматривалось привлечь до 75% сил авиации.

При подготовке к операции 16-я воздушная армия совершила 2600 самолето-вылетов на воздушную разведку. Авиация [393] сфотографировала территорию общей площадью 155250 кв. км{232}. Тактическая зона обороны врага в полосе предстоящего наступления войск фронта фотографировалась восемь раз, а вся территория от переднего края до Берлина — два раза. Это позволило вскрыть построение всей системы обороны и группировку немецких войск.

Организация взаимодействия авиации с сухопутными войсками составила важнейший этап подготовки авиации к боевым действиям. Командующие воздушными армиями указали каждому авиационному соединению, с какими общевойсковыми и танковыми армиями они будут взаимодействовать в ходе операции. Это позволило командованию и штабам сухопутных войск и авиационных соединений установить личный контакт, согласовать все вопросы совместных боевых действий, организовать с летным составом изучение объектов предстоящих ударов и отработать необходимую документацию.

Особенно детально было организовано взаимодействие с танковыми армиями. Штабы этих армий совместно с представителями авиационных соединений разработали планы взаимодействия. В них были указаны задачи войск и авиации, распределены усилия авиации по дням операции и задачам, установлены порядок управления авиацией, обозначения переднего края наших войск, а также передачи и приема разведывательных данных и обмена информацией об обстановке.

В целях обеспечения маневра авиации вслед за наступавшими танковыми армиями ряд аэродромов был построен в непосредственной близости от линии фронта. В ходе наступления танковые соединения должны были захватывать аэродромы противника и обеспечивать их оборону до подхода пехоты. 2-я гвардейская танковая армия 1-го Белорусского фронта имела задачу на второй день операции захватить у противника и оборонять аэродромы Альт-Фридлянц, Вернойхен, Эберсвальде, Штаусберг. Они предназначались для авиационных частей, выполнявших задачи прикрытия и поддержки подвижных войск. Предусматривалось, что за 2-й гвардейской танковой армией будут продвигаться инженерно-аэродромные батальоны и батальоны аэродромного обслуживания 16-й воздушной армии.

Штаб артиллерии 1-го Украинского фронта совместно со штабом 2-й воздушной армии на первый день операции разработали план-график применения артиллерии во взаимодействии с авиацией. В нем были распределены усилия артиллерии и авиации по времени и объектам в период проведения подготовки и поддержки атаки. [394]

Общую координацию боевых действий 2, 4, 16 и 18-й воздушных армий осуществлял командующий ВВС Главный маршал авиации А. А. Новиков, который с оперативной группой размещался в районе КП 16-й воздушной армии.

При подготовке авиации к боевым действиям активно проводилась партийно-политическая работа. Личному составу разъяснялось величайшее политическое и военное значение Берлинской операции как завершающего удара по не-мецко-фашистским захватчикам.

Вступая в партию, командир звена 779-го бомбардировочного авиационного полка 241-й бомбардировочной авиационной дивизии 16-й воздушной армии капитан С. В. Сегодняев в заявлении писал:

«В дни решающих боев мое наивысшее желание стать коммунистом. Я не пожалею сил, а если потребуется, то и жизни за дело ленинской партии, за нашу победу».

Этими словами он выразил мысли всех советских авиаторов.

* * *

Берлинская операция началась в ночь на 16 апреля 1945 г. Перед началом боевых действий в авиационных частях были зачитаны обращения Военных советов фронтов. В них говорилось:

«Боевые друзья!.. Пришло время нанести врагу последний удар... Стремительным и героическим штурмом мы возьмем Берлин, ибо не впервой русским воинам брать Берлин... За нашу Советскую Родину — вперед на Берлин!»

На аэродромы авиационных полков торжественно были вынесены развернутые боевые знамена. Перед овеянными славой боевыми знаменами авиаторы дали клятву выполнить до конца свой долг перед Родиной — добить фашистского зверя в его собственном логове.

Войска 1-го Белорусского фронта перешли в наступление за два часа до рассвета.

По указанию командующего ВВС в авиационной подготовке наступления приняла участие 4-я воздушная армия соседнего фронта. Ее бомбардировщики всю ночь подавляли и уничтожали огневые средства и войска противника. За 30 мин. до атаки 109 самолетов 16-й воздушной армии нанесли удары по вражеским штабам и узлам связи{233}. В это же время проводилась артиллерийская подготовка.

В 5 часов{234} войска в сопровождении артиллерийского огня перешли в атаку. Местность впереди атакующих войск и передний край обороны противника были освещены 143 зенитными прожекторами. Сильный огонь артиллерии [395] и внезапная ночная атака при ослепительном свете прожекторов вначале вызвали растерянность у противника. Первое время наступавшие войска быстро продвигались вперед, не встречая серьезного сопротивления немцев. В дальнейшем, по мере продвижения советских войск в глубину обороны, противодействие врага резко возросло, что привело к снижению темпа наступления.

Для поддержки сухопутных войск 18-я воздушная армия силами 743 бомбардировщиков нанесла массированный удар по основным опорным пунктам второй полосы обороны противника — Лечин, Лангзов, Вербиг, Зеелов, Фридерсдорф, Дольгелин. В составе экипажей дальних бомбардировщиков имелось немало прославленных летчиков, которые еще в 1941 — 1942 гг. наносили чувствительные удары по столице фашистской Германии. Среди них дважды Герои Советского Союза А. И. Молодчий, В. Н. Осипов, Герои Советского Союза Э. К. Пусэп, В. Ф. Романов и многие другие. В течение 42 минут оборона врага подвергалась непрерывным ударам бомбардировщиков. Каждую минуту на наземные объекты сбрасывалось 22 тонны бомб, преимущественно крупных калибров.

С наступлением рассвета начала боевые действия 16-я воздушная армия. Однако утренний туман не позволил нанести предусмотренный планом массированный удар. Штурмовая авиация вынуждена была действовать небольшими группами, подавляя и уничтожая огневые средства и войска противника на поле боя. Даже и эти действия оказывали помощь наступавшим войскам. Части 80-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии, наступавшие на направлении главного удара фронта, подверглись сильному обстрелу из района Дидерсдорфа. Пехота вынуждена была залечь, а танки поддержки ушли в укрытия.

Авиационный представитель, находившийся на командном пункте 80-го стрелкового корпуса, вызвал штурмовиков 198-й штурмовой авиационной дивизии. Первой подошла группа в девять самолетов под командованием капитана Сорокина и нанесла удар по немецкой артиллерии. Подошедшие другие группы штурмовиков построились в боевой порядок «круг» и подавили артиллерийский огонь врага. Воспользовавшись этим, наши войска продвинулись вперед и завершили прорыв второй позиции первой полосы обороны.

Оценивая действия авиаторов, командир 80-го стрелкового корпуса писал:

𩲾-я штурмовая авиационная дивизия сыграла большую роль в обеспечении успеха стрелковых частей. Штурмовики расчищали путь пехоте, уничтожая и подавляя огневые точки и артиллерию противника. Часто они действовали в 300 м от наших наступающих войск, полностью [398] подавляя сопротивление противника. Группы появлялись над целью быстро и своевременно»{235}.

В целях обеспечения непрерывности поддержки наступавших войск в условиях местных туманов командующий 16-й воздушной армией генерал С. И. Руденко разрешит группам штурмовиков, возвращавшимся с боевого задания, производить посадку на любые аэродромы воздушной армии, не закрытые туманом, дозаправляться горючим, боеприпасами и вновь вылетать для атаки наземных объектов противника. В этом случае командиры авиационных соединении боевую задачу ставили по радио при выходе групп штурмовиков в район боевых действий.

Во второй половине дня войска 1-го Белорусского фронта при поддержке авиации прорвали первую полосу обороны противника. В разгар боев по прорыву вражеской обороны советские летчики, поддерживавшие войска 8-й гвардейской армии, сбросили на парашютах четыре больших ключа, сделанных подобно историческим ключам от Берлина, которые противник вынужден был вручить русским войскам во время Семилетней войны. К каждому из них была прикреплена дощечка с надписью: «Гвардейцы-друзья, к победе [399] вперед! Шлем вам ключи от Берлинских ворот». Боевой призыв летчиков вызвал воодушевление и новый прилив сил среди наступавших частей.

На второй полосе обороны враг оказал отчаянное сопротивление. Для наращивания силы удара и быстрейшего завершения прорыва обороны командующий фронтом при поддержке авиации ввел в сражение 1-ю и 2-ю гвардейские танковые армии. Штурмовая авиация подавляла вражескую артиллерию в полосе и на флангах наступления танковых соединений. Бомбардировщики 16-й и 18-й воздушных армий днем и ночью наносили удары по резервам противника, не допуская их выдвижения к району действий танковых армий.

К исходу 16 апреля воздушная разведка установила выдвижение немецких резервов из района Берлина. В ночь на 17 апреля бомбардировщики 18-й воздушной армии совершили более 200 боевых вылетов, уничтожая колонны войск и разрушая узлы дорог на путях их следования: Мюнхенберг, Буков, Фюрстенвальде, Хайнерсдорф. От ударов авиации вражеские войска понесли потери, их выдвижение к полю боя было дезорганизовано.

Истребительная авиация 16-й воздушной армии успешно выполнила свои задачи по прикрытию наступавших войск. В эти дни от метких очередей прославленного советского летчика-истребителя И. Н. Кожедуба рухнули на землю еще два самолета противника. Это были шестьдесят первая и шестьдесят вторая победы в Великой Отечественной войне.

18 апреля в полосе наступления главной группировки фронта развернулись многочисленные воздушные бои, в которых принимали участие сотни самолетов. Потерпев поражение в тактической глубине обороны, немецкое командование намеревалось действиями своих военно-воздушных сил оказать поддержку сухопутным войскам в удержании третьей полосы обороны. Во второй половине дня радиолокационные станции 16-й воздушной армии обнаружили до 35 бомбардировщиков и штурмовиков противника, которые направлялись в район боевых действий наших танковых армий. В это время в воздухе патрулировало три группы советских истребителей, по восемь самолетов в каждой. Одну группу возглавлял командир звена 43-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И. Г. Кузнецов.

Получив с командного пункта 3-го истребительного авиационного корпуса данные о подходе вражеских самолетов, старший лейтенант Кузнецов повел группу истребителей наперехват. Прикрываясь облачностью, наши летчики внезапной решительной атакой расстроили боевой порядок врага и заставили его беспорядочно сбросить бомбы на свои войска. В ходе боя летчики И. Г. Кузнецов, И. Ф. Черненков и [401] Н. Т. Грибков сбили четыре немецких самолета. За первые пять дней операции истребители 16-й воздушной армии провели 545 воздушных боев и сбили 497 вражеских самолетов{236}.

20 апреля войска 1-го Белорусского фронта при поддержке авиации завершили прорыв Одерского рубежа обороны. Танковые армии, взаимодействуя с пехотой и авиацией начали маневр на окружение Берлина и рассечение группировки противника.

Войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление утром 16 апреля. Авиационную подготовку и поддержку сухопутных войск осуществляли все силы бомбардировочной и штурмовой авиации фронта. Обеспечивая форсирование Нейсе и прорыв первой полосы обороны, соединения 2-й воздушной армии нанесли массированный удар силами 668 самолетов. Из них 208 пикирующих бомбардировщиков 4-го и 6 го гвардейского бомбардировочных авиационных корпусов разрушали на первой полосе обороны важнейшие опорные пункты Форст, Койне, Мускау. Используя их, враг имел возможность контратаковать во фланг ударную группировку фронта и вести фланкирующий огонь.

Перед началом наступления штурмовики поставили дымовую завесу на направлении главного удара фронта. Чтобы нарушить управление немецкими войсками, три группы бомбардировщиков, по девять самолетов каждая, нанесли удар по пунктам управления и узлам связи противника.

В итоге авиационной и артиллерийской подготовки войска и огневые средства врага были подавлены, управление ими нарушено. Дымовая завеса, поставленная на широком фронте, ввела немецкое командование в заблуждение относительно направления главного удара наших войск, скрыла начало форсирования Нейсе передовыми батальонами.

Используя высокую эффективность ударов нашей авиации и артиллерии, войска главной группировки фронта быстро форсировали Нейсе и при поддержке авиации начали успешное продвижение.

В начале прорыва первой полосы обороны противника 3-я и 5-я гвардейские армии подверглись сильному артиллерийскому обстрелу и контратакам противника из районов Форст, Гросс Цшаксдорф, Кебельн, Емлитц, Мускау. Наши войска вынуждены были приостановить продвижение. Создавалась обстановка, когда темпы наступления могли резко снизиться, что привело бы к нарушению общего плана прорыва всей тактической зоны обороны.

Однако этого не произошло. По вызову командующего 2-й воздушной армией на помощь сухопутным войскам пришла [402] авиация. 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус силами 110 самолетов Ил-2 под прикрытием 50 истребителей нанес сосредоточенный удар по огневым средствам и войскам в опорных пунктах Форст и Гросс-Цшаксдорф. В это же время 100 самолетов 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса под прикрытием 65 истребителей нанесли удар в районе Кебельн, Емлитц, Мускау. В результате огонь артиллерии был подавлен, вражеские войска прижаты к земле, контратаки сорваны. Воспользовавшись этим, наши войска быстро захватили опорные пункты.

Днем 17 апреля в сражение были введены танковые армии. Командующий войсками 1-го Украинского фронта Маршал Советского Союза И. С. Конев потребовал от танкистов с ходу форсировать реку Шпрее, быстро прорвать третью полосу обороны и развивать стремительное наступление на Берлин и Бранденбург. Немецкое командование попыталось помешать развертыванию наступления наших танковых армий. Для этого противник ввел в бой резервные три танковые и одну мотопехотную дивизии и предпринял сильные контратаки из районов Коттбус и Шпремберг. Немецкая авиация группами до 24 самолетов пыталась наносить удары по боевым порядкам наших танковых армий. Однако враг не достиг успеха.

Для поддержки танковых армий было привлечено 75% сил воздушной армии. Штурмовики непрерывными ударами уничтожали огневые средства, контратакующие танки и войска противника. Усилия бомбардировщиков были направлены на борьбу с резервами. Воздушная разведка обнаружила сосредоточение танков на третьей полосе обороны в опорных пунктах Коттбус, Нейхаузен, Гросс-Осниг, Шпремберг. По танкам 150 бомбардировщиков нанесли сосредоточенные удары. Кроме того, бомбардировщики подавляли колонны танков и разрушали узлы дорог. Все это привело к большим потерям противника, и было дезорганизовано их выдвижение к полю боя.

Прикрытие наших танковых армий осуществлялось непрерывным патрулированием групп истребителей в воздухе и вылетами на перехват самолетов противника из положения дежурства на аэродромах по данным радиолокационных станций. Только 6-й гвардейский истребительный авиационный корпус, прикрывая 4-ю гвардейскую танковую армию, за 17 и 18 апреля провел 50 воздушных боев и сбил 56 самолетов противника. Авиации противника не удалось оказать существенного воздействия на наступавшие танковые армии, которые при эффективной поддержке нашей авиации отразили контратаки противника, с ходу форсировали Шпрее, прорвали третью полосу обороны и начали стремительное продвижение на Берлин и западнее его. [403]

В период развития наступления для действий по наземным целям широко применялись истребители, которые пулеметно-пушечным огнем и бомбами уничтожали огневые средства и войска на поле боя, дезорганизовывали движение на шоссейных и железных дорогах, действовали по аэродромам.

Потерпев поражение на Шпрее, немецкое командование приняло меры к тому, чтобы не допустить развития наступления наших танковых армий на Берлин. С этой целью противник нанес мощный фланговый контрудар из района Герлиц, намереваясь выйти в тыл 3-й и 4-й гвардейским танковым армиям и тем самым помешать им выполнить маневр на окружение берлинской группировки.

Войска 52-й армии и 2-й армии Войска Польского, действовавшие на левом крыле фронта, начали упорные бои с герлицкой группировкой противника. Прикрытие и поддержку этих армий осуществляли 5-й истребительный и 3-й штурмовой авиационные корпуса. В наиболее напряженные периоды боев для поддержки войск привлекались и бомбардировщики.

Основные усилия авиации были направлены на уничтожение танков и артиллерии противника. 21 апреля северо-западнее Герлиц штурмовики уничтожили 12 танков, бронепоезд, 2 бронетранспортера и подавили огонь 5 артиллерийских батарей{237}. На следующий день в районе Рейхенбах, что [404] западнее Герлиц, воздушная разведка обнаружила 110 танков, до 5 батарей артиллерии и скопление пехоты. Туда были направлены части 4-го и 6-го гвардейского бомбардировочных авиационных корпусов. В результате ударов были уничтожены 12 танков, подавлен огонь артиллерии. Благодаря поддержке авиации войска фронта отразили контрудар герлицкой группировки противника и в последующем разгромили ее. Угроза левому крылу фронта была устранена. При решении этой задачи авиация совершила 4440 боевых вылетов, уничтожила до 50 танков, подавила огонь 10 батарей артиллерии. Танковые армии 1-го Украинского фронта при поддержке авиации быстро продвигались вперед и 21 апреля вышли на окраины Берлина.

Войска 2-го Белорусского фронта перешли в наступление 20 апреля. В течение ночи бомбардировщики 4-й воздушной армии совершили 1085 самолето-вылетов, уничтожая огневые средства противника. С наступлением рассвета войска фронта начали форсирование Одера. Противник многочисленными контратаками стремился сбросить в реку советские войска с захваченных ими плацдармов на западном берегу Одера. Войска нуждались в артиллерийской поддержке. Однако большая ширина реки не позволила в короткие сроки подготовить переправы для тяжелой боевой техники. В этих условиях поддержка авиации приобретала важную роль. От эффективности ее действий зависел успех форсирования Одера и прорыва обороны противника.

В создавшейся обстановке все силы воздушной армии были направлены на содействие сухопутным войскам в форсировании Одера. Авиация вела боевые действия днем и ночью, в первую очередь отыскивая, подавляя и уничтожая артиллерию и танки противника. В сложных метеорологических условиях штурмовики и бомбардировщики действовали парами и одиночными экипажами без сопровождения истребителей. При благоприятной погоде штурмовики наносили удары группами до 36 самолетов, которые шли «волнами», сменяя друг друга. Атака целей осуществлялась из боевого порядка «круг», образованного из пеленга пар и четверок самолетов. Каждая группа совершала по нескольку заходов, с пребыванием над целью 20 — 30 минут.

Авиация оказала значительную поддержку сухопутным войскам. В период расширения плацдарма части 70-й армии были остановлены сильным огнем противника на подступах к опорному пункту Тантов. По вызову командира 260-й штурмовой авиационной дивизии на подавление артиллерии вылетели 22 самолета 839-го штурмового авиационного полка, ведомые старшим лейтенантом В. В. Камушкиным. Для достижения внезапности удара штурмовики произвели выход на цель с тыла противника. Первый удар был нанесен с ходу [405] из боевого порядка «колонны пар». Последующие четыре захода они совершили в боевом порядке «круг», находясь над целью 25 минут. В результате был подавлен огонь артиллерийских батарей, взорван склад боеприпасов, войска противника оказались прижатыми к земле. Воспользовавшись результатами действия авиации, войска 70-й армии быстро продвинулись вперед и заняли вражеский опорный пункт Тантов.

В полосе 65-й армии группы бомбардировщиков, по девять самолетов каждая, под командованием майора П. Г. Егорова и капитана В. В. Бушнева сбросили бомбы на позиции артиллерийских батарей в опорном пункте Померенсдорф. После этого командующий 4-й воздушной армией направил командиру 5-го бомбардировочного авиационного корпуса следующую телеграмму:

«Передайте всему летному составу, что в результате ударов бомбардировщиков артиллерия противника была подавлена и прекратила огневое сопротивление. В районе целей все горит. Наземные части поднялись и успешно пошли вперед»{238}.

Командующий 65-й армией в своем донесении в штаб фронта высоко оценил действия авиации:

«Если бы не действовали штурмовики по контратакующим танкам, самоходным орудиям и живой силе противника, то в сложившейся обстановке вряд ли удалось бы удержать занимаемый плацдарм»{239}.

Войска фронта при существенной помощи авиации форсировали Одер, овладели плацдармами, отбили все контратаки противника и вели успешные бои по прорыву его обороны. 3-я немецкая танковая армия понесла большие потери и оказалась скованной активными действиями наших войск. Немецкое командование лишилось возможности усиливать свои войска, оборонявшие Берлин. Следовательно, наступление войск 2-го Белорусского фронта имело большое значение в решении задачи по овладению Берлином.

С 21 апреля войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов при поддержке 16, 2 и 18-й воздушных армий начали ожесточенное сражение за Берлин. Одновременно танковые соединения, взаимодействуя с общевойсковыми армиями, продолжали маневр по окружению и расчленению берлинской группировки. Эта задача была решена к 25 апреля. В окружении оказались две изолированные между собой группировки противника: одна непосредственно в Берлине и вторая в лесах юго-восточнее его, получившая название франкфуртско-губенской группировки. К этому времени произошла встреча на Эльбе в районе Торгау двух союзных [406] армий — Красной Армии и армии США. Фронт немецких войск оказался разорванным на северную и южную группировки.

Фрайкфуртско-губенская группировка врага была разгромлена совместными усилиями войск и авиации 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. Бомбардировщики и штурмовикя своими ударами наносили существенные потери противнику. Истребители прочно блокировали окруженную группировку, не допуская переброски усиления и снабжения но воздуху. Воздушные разведчики непрерывно вели наблюдение за действиями противника, своевременно вскрывая передвижения и сосредоточения войск.

Утром 26 апреля воздушная разведка обнаружила сосредоточение основных сил франкфуртско-губенской группировки в районе Тойпитц, Биркхольц, Вендиш-Бухгольц, Хальбе. Противник намеревался сильным ударом из этого района пробиться через боевые порядки войск 1-го Украинского фронта и соединиться со своей 12-й армией, наступавшей с запада. В дальнейшем совместными усилиями этих войск он хотел разорвать фронт окружения Берлина.

Пользуясь численным превосходством, созданным на узком участке фронта, противник потеснил наши войска и прорвался в район Барут. Однако ему не удалось осуществить намеченные планы. На уничтожение врага были направлены бомбардировщики и штурмовики 2-й воздушной армии, которые наносили противнику большие потери. Первыми над расположением вражеской группировки появились 70 самолетов Пе-2, вызванные командиром 4-го бомбардировочного авиационного корпуса генералом П. П. Архангельским. В результате бомбардировочного удара было уничтожено 8 танков, 50 автомашин. В течение дня 26 апреля только бомбардировщики совершили более 200 самолето-вылетов. В это же время экипажи 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, действуя с пикирования, разрушили переправы на реке Даме и тем самым сорвали маневр франкфуртско-губенской группировки в районе окружения. Штурмовая авиация непрерывно атаковывала окруженную группировку. Действуя небольшими группами, она проявляла инициативу и находчивость, отыскивая и уничтожая танки, артиллерию и скопления вражеских войск.

Сухопутные войска высоко оценивали помощь нашей авиации в разгроме франкфуртско-губенской группировки. Командование 3-й гвардейской армии в отзыве о действиях бомбардировщиков указывало, что

ڲ-й бомбардировочный авиационный корпус нанес большой урон войскам и боевой технике противника в районе Вендиш-Бухгольц, Тойпитц, Хальбе. Это способствовало нашим войскам в выполнении [407] задачи по разгрому вражеской группировки в указанном районе».

Части 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса поддерживали соединения 5-го гвардейского механизированного корпуса и 13-й армии при отражении контрудара 12-й немецкой армии на внешнем фронте. По приказу Гитлера эта армия спешила на помощь франкфуртско-губенской группировке. Крупные силы противника стремились овладеть важным узлом дорог Беелитц, подходили к его окраинам. Оборонявшая его одна танковая бригада 5-го гвардейского механизированного корпуса не в состоянии была сдержать численно превосходящего врага.

Для оказания танкистам помощи генерал В. Г. Рязанов вызывал на поле боя штурмовики, которые непрерывными атаками уничтожали контратакующие войска. 29 апреля для этой цели они произвели 400 самолето-вылетов. Противник был подавлен и прижат к земле. На поле боя осталось 10 сожженных танков, уничтожено много солдат и офицеров. При поддержке авиации наши войска отбили все контратаки врага и удержали город Беелитц.

Потерпев поражение на подступах к Беелитц, 12-я немецкая армия пыталась контратаковать наши войска на других участках фронта. Однако успеха не достигла и решительным наступлением советских войск была отброшена к Эльбе. Окруженная франкфуртско-губенская группировка так и не дождалась помощи своей 12-й армии. Мощными ударами войск 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов при поддержке авиации она была расчленена на части и к 1 мая ликвидирована. За время разгрома франкфуртско-губенской группировки и отражения контрудара 12-й немецкой армии на внешнем фронте авиация 2-й и 16-й воздушных армий совершила 5578 боевых вылетов.

В Берлине в это время шла жестокая борьба. Противник оказывал отчаянное сопротивление. В первые дни боев за овладение городом наша авиация нанесла ряд мощных массированных ударов с целью нарушения управления вооруженными силами, разрушения основных оборонительных сооружений.

Для управления авиацией, действовавшей по объектам в Берлине, были развернуты два контрольно-пропускных пункта (КПП): северный и восточный. Главным являлся восточный, на котором находилась группа офицеров штаба 16-й воздушной армии во главе с заместителем командующего армией генералом А. С. Сенаторовым. Северный КПП возглавлял командир 6-го штурмового авиационного корпуса генерал Б. К. Токарев.

Все авиационные соединения, части, группы и одиночные экипажи обязаны были вступать в связь с начальником КПП [408] и только по его разрешению наносить удары по объектам в Берлине. На крышах домов в городе находились авиационные наблюдатели, которые по радио, световыми сигналами и ракетами обозначали линию фронта и помогали экипажам отыскивать объекты ударов.

В ночь на 21 апреля 529 тяжелых бомбардировщиков 18-й воздушной армии и 184 самолета 16-й воздушной армии нанесли массированный удар по узлам обороны, войскам и боевой технике в районах восточной и северо-восточной окраин Берлина. 24 апреля 205 самолетов 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии, поддерживая 3-ю гвардейскую танковую армию в боях за овладение южной частью столицы, нанесли удары по фашистским войскам и огневым средствам.

Особенно мощные удары по врагу обрушила советская авиация в ночь и днем 25 апреля. Ночью действовали 111 бомбардировщиков 18-й воздушной армии, а днем 16-я воздушная армия в соответствии с планом, получившим условное название «Салют», нанесла два массированных удара, в которых приняло участие 1368 самолетов{240}. В ночь на 26 апреля 18-я воздушная армия вновь нанесла удар 563 самолетами. В этом налете принимал участие дважды Герой Советского Союза майор П. А. Таран.

Немецкие войска, оборонявшие Берлин, длительное время находились под непрерывными ударами советской авиации, применявшей крупные фугасные бомбы. Враг понес немалые потери в людях и боевой технике, были разрушены многие оборонительные сооружения. Большая часть города оказалась объятой пламенем, произошли десятки сильных взрывов.

«Я могу единственное сказать, что мы сидели в подземных этажах имперской канцелярии, не имея возможности выйти взглянуть на белый свет»{241}

— так характеризовал сокрушительную силу ударов советской авиации пленный гитлеровский генерал Бауэр.

«Я считаю, — показывал подполковник Отто Эрнст, — что русская авиация блестяще справилась [409] со своими задачами. Каждая сброшенная бомба выводила лз строя определенный участок не только своими разрушительными действиями, но и морально»{242}.

Тем не менее противник оказывал упорное сопротивление нашим войскам. Жаркие бои развертывались за каждый дом, улицу, квартал.

С началом штурма центральных районов Берлина авиация перешла к эшелонированным действиям небольшими группами. Это вызывалось сложностью наземной обстановки. Дым и пыль, поднятые непрерывными разрывами бомб, снарядов артиллерии и от пожаров, крайне ухудшали видимость и не позволяли с воздуха определять положение своих войск.

Советские истребители блокировали с воздуха окруженный Берлин и надежно прикрывали свои войска, сражавшиеся в городе. Танкисты 1-го Белорусского фронта захватили в Берлине несколько вражеских аэродромов, на них немедленно перебазировалась авиация 16-й воздушной армии.

28 апреля на аэродром Темпельгоф перелетел 515-й истребительный авиационный полк 193-й истребительной авиационной дивизии. В это время вокруг еще шел бой. Первыми произвели посадку на этом аэродроме командир полка Герой Советского Союза подполковник Г. В. Громов и его ведомый лейтенант Ю. Т. Дьяченко. При подходе к аэродрому они были обстреляны огнем зенитной артиллерии противника. Но это не испугало наших истребителей. Снизившись до бреющего полета, они совершили посадку. Тогда гитдеровцы начали обстрел самолетов на земле из минометов. Советские артиллеристы подавили вражеский огонь.

В этот же день с берлинского аэродрома Шенефельд начали боевые действия 347-й и 518-й истребительные авиационные полки под командованием подполковников П Б. Данкевича и Н. Г. Худокормова.

Над Берлином завязывались ожесточенные воздушные бои. Семь истребителей 263-го истребительного авиационного полка смело атаковали большую группу вражеских самолетов, намеревавшихся нанести удар по нашим войскам. Лейтенант Н. А. Бродский с ходу врезался в строй немецких самолетов и сбил один из них. Его атаковали шесть истребителей. Умелым маневром он скрылся в облаках, а затем, внезапно выйдя из них, сбил еще один самолет врага. Капитан А. И. Четвертков в этом бою сбил два фашистских самолета. В боевом содружестве с советскими летчи-ками [410] действовали истребители ВВС Войска Польского. В ходе операции в воздушных боях они уничтожили 17 немецких самолетов.

Особенно напряженные бои развернулись за центральные районы Берлина. Гитлеровцы вели ураганный огонь и переходили в яростные контратаки. 30 апреля начались упорные бои за рейхстаг. Во второй половине дня советские воины ворвались в рейхстаг. Ранним утром 1 мая над зданием рейхстага уже развевалось Знамя Победы. Его водрузили по поручению Военного совета 3-й ударной армии отважные разведчики сержанты М. А. Егоров и М. В. Кантария.

В день международного праздника 1 Мая летчики 2-й воздушной армии совершили необычный полет над Берлином. Гвардейцы-истребители изготовили два красных полотнища. На одном из них было написано «Победа», а на обратной стороне — «Слава Советским воинам, водрузившим Знамя Победы над Берлином». На другом — «Да здравствует 1 Мая!»

В полдень отважные летчики гвардии капитан В. К. Новоселов и майор Н. А. Малиновский в сопровождении 16 истребителей под командованием дважды Героя Советского Союза полковника А. В. Ворожейкина в составе Героев Советского Союза В. Н. Буянова, И. П. Лавейкина, П. И. Пескова и других появились над рейхстагом и сбросили на парашютах красные полотнища. Развеваясь в дымном берлинском небе, они медленно опускались в расположение советских войск. Первомайское поздравление героев-летчиков с огромным воодушевлением было встречено нашими войсками. Патриотические лозунги на полотнищах прозвучали призывом на последние завершающие бои.

Остатки берлинского гарнизона, расчлененные на части, пытались прорваться на запад. Утром 2 мая к аэродрому Дальгов, где базировалась наша 265-я истребительная авиационная дивизия, подошла группа немцев численностью до 3 тыс. солдат и офицеров с танками и штурмовыми орудиями. По боевой тревоге самолеты были подняты в воздух. Личный состав управления 3-го истребительного авиационного корпуса, 462-го и 609-го батальонов аэродромного обслуживания и технический состав авиационных частей вступили в бой с противником. Путь отхоаа врага на запад был прегражден. Во второй половине дня на помощь летчикам подошли артиллерия, пехота и танки 125-го стрелкового корпуса.

Летчики 265-й истребительной авиационной дивизии штурмовыми атаками поддерживали наземный бой своих товарищей. Жаркая схватка с врагом не прекращалась до позднего вечера. В итоге этого необычного для авиаторов [411] наземного боя было убито 379 и захвачено в плен 1450 немецких солдат и офицеров{243}.

В это же время в районе Штансдорф и Гютерфельде вел упорный бой с крупными силами противника личный состав штабов 13-го истребительного авиационного корпуса и 283-й истребительной авиационной дивизии, 471-го и 481-го батальонов аэродромного обслуживания, технический состав 56, 116 и 176-го истребительных авиационных полков. Летчики 13-го истребительного авиационного корпуса, помогая своим товарищам пулеметно-пушечным огнем и бомбовыми ударами, уничтожали врага. Авиаторы вместе с подошедшими стрелковыми частями до конца дня вели наземный бой, уничтожив 477 и взяв в плен 1288 солдат и офицеров{244}. Отважными действиями личный состав 3-го и 13-го истребительных авиационных корпусов не позволил крупным силам противника вырваться из окруженного города.

Разгромленному врагу не оставалось ничего другого, как сложить оружие. 2 мая сдался в плен командир 56-го танкового корпуса генерал Вейдлинг, который в последнее время возглавлял оборону Берлина. Он обратился к гарнизону города, предлагая прекратить сопротивление. В своем приказе Вейдлинг писал:

«По согласованию с верховным командованием советских войск требую немедленного прекращения борьбы»{245}.

Такой же приказ от имени правительства отдач Фриче — первый заместитель Геббельса. Началась массовая сдача в плен.

К исходу 2 мая Берлин был полностью занят советскими войсками. В середине дня 8 мая 1945 г. в предместье Берлина Карлсхорст для подписания акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил прибыли представители верховных командований союзников. На аэродроме Темпельгоф союзное командование встречали генерал армии В. Д. Соколовский и комендант Берлина генерал-полковник Н. Э. Берзарин.

В этот день 18 летчиков 515-го истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии, возглавляемые майором М. Н. Тюлькиным, выполняли особое задание. Непосредственным сопровождением они прикрывали перелет с аэродрома Стендаль в Берлин английской, французской и американской делегаций. В числе этих летчиков были прославленные в боях советские асы — капитан В. А. Губич, старший лейтенант В. А. Марьин, лейтенанты Ю. Т. Дьяченко, С. Ф. Гладкий, В. П. Гавриленко и другие. В Карлсхорст самолетом были также доставлены из Фленсбурга предста-вители [412] германского главного командования — фельдмаршал Кейтель, адмирал флота Фриденбург и генерал-полковник авиации Штумпф, которые и подписали акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Падение Берлина и последовавшая затем безоговорочная капитуляция фашистской Германии — важнейший итог Берлинской операции. Длительная героическая борьба советского народа в Великой Отечественной войне закончилась полным разгромом врага. В Европе наступил долгожданный мир. Великие жертвы, неисчислимые страдания и лишения, напряженный труд в тылу и ратные подвиги советских воинов на фронте не прошли даром и увенчались полной победой над фашизмом.

Советская авиация внесла большой вклад в завершение разгрома немецких вооруженных сил. Летный состав блестяще выдержал экзамен боевой зрелости, а командиры продемонстрировали высокое мастерство в руководстве большим количеством авиационных соединений, входивших в состав четырех воздушных армий.

За период операции советская авиация совершила около 92 тыс. боевых вылетов, более половины из них произведены ночью и в сложных метеорологических условиях.

В ходе операции истребители прочно удерживали господство в воздухе, провели 1317 воздушных боев и сбили в них 1132 самолета противника и 100 уничтожили на аэродромах. Нелегкой была победа нашей авиации в Берлинской операции. В воздушных боях и от огня зенитной артиллерии противника она потеряла 527 самолетов{246}.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили боевые дела личного состава воздушных армий. 45 авиационным частям и соединениям были присвоены наименования Берлинских и Бранденбургских.

Все участники операции были награждены медалью «За взятие Берлина», учрежденной в честь исторической победы. Сотни летчиков, штурманов, воздушных стрелков и техников получили ордена и медали. Наиболее отличившиеся в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Берлинской операции получили высокое звание дважды Героя Советского Союза, в том числе В. И. Андрианов, Т. Я. Бегельдинов, А. Н. Ефимов, А. Ф. Клубов, И. Н. Степаненко, И. X. Михайличенко, М. П. Одинцов и другие, а И. Н. Кожедуб в августе 1945 г. был награжден третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Верховным Главнокомандующим в связи с победой наших войск в Берлинской операции был отмечен как особо отличившийся [414] летный состав 2-й и 16-й воздушных армий под командованием генералов С. А. Красовского и С. И. Руденко, летчики авиационных корпусов и дивизий фронтовой и дальней авиации под командованием генералов Е. Я. Савицкого, Е. М. Белецкого, Г. Н. Тупикова, Е. Ф. Логинова, Г. С. Счетчикова, В. Е. Нестерцева, В. Г. Рязанова, А. В. Утина, Б. К.Токарева, И. В. Крупского, А. З. Каравацкого, Б. А. Сиднева, И. М. Дзусова, С. В. Слюсарева, В. М. Забалуева, П. П. Архангельского, Г. И. Комарова, полковников Д. Т. Никитина и А. И. Покрышкина.

Славный подвиг советских авиаторов, совершенный в ходе Берлинской операции, всегда будет служить примером мужества и отваги в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины. [415]

Дальше