Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 16.

Авиация в Восточно-прусской операции

В итоге наступательных операций, проведенных летом и осенью 1944 г., Красная Армия завершила освобождение советской территории от фашистских оккупантов. На зимнюю кампанию 1945 г. Ставка Верховного Главнокомандования поставила перед Вооруженными Силами задачу завершить разгром фашистской Германии и принудить ее к безоговорочной капитуляции. Эта задача должна была решаться мощным наступлением советских войск на кенигсбергском, берлинском, пражском и венском направлениях.

Действующие на кенигсбергском направлении войска 3-го и 2-го Белорусских фронтов должны были разгромить группу армий «Центр», выйти к морю и овладеть Восточной Пруссией.

Для достижения этих целей 3-й Белорусский фронт наносил главный удар из района севернее Шталупеннена силами четырех армий и двух танковых корпусов, имея в первом эшелоне 39, 5 и 28-ю армии и 2-й гвардейский танковый корпус. 11-я гвардейская армия с 1-м танковым корпусом находились во втором эшелоне фронта. 2-й Белорусский фронт прорывал оборону противника на двух направлениях. Главный удар наносился с рожанского плацдарма силами 3, 48 и 2-й ударной армий и 5-й гвардейской танковой армией в общем направлении на Мариенбург. Второй удар наносился с сероцкого плацдарма силами 65-й и 70-й армий в общем направлении на Плоньск, мыс Бельск. Выполнение этих задач должно было способствовать успеху наступления войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов на основном варшавско-берлинском направлении.

Для разгрома восточнопрусской группировки противника Ставка ВГК сосредоточила силы, обеспечившие войскам 3-го [350] и 2-го Белорусских фронтов более чем трехкратное превосходство над противником.

Группировка советской авиации состояла из 1-й воздушной армии (командующий генерал Т. Т. Хрюкин, заместитель по политической части генерал И. Г. Литвиненко, а с марта 1945 г. генерал И. Т. Чернышев, начальник штаба генерал И. М. Белов), входившей в состав 3-го Белорусского фронта, и 4-й воздушной армии (командующий генерал К. А. Вершинин, заместитель по политчасти генерал Ф. Ф. Ве-ров, начальник штаба генерал А. Н. Алексеев), входившей в состав 2-го Белорусского фронта. К началу операции наши ВВС были усилены за счет резервов и имели более 3 тыс. самолетов. Кроме того, привлекалась часть сил авиации 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта и 18-й воздушной армии{214}.

Немецкую группу армий «Центр» поддерживал 6-й воздушный флот в составе 775 самолетов. Противник имел подготовленную аэродромную сеть, обеспечивающую маневр авиации как по фронту, так и в глубину.

В предстоящей наступательной операции командующие фронтами большую роль отводили авиации. Так, командующий 3-м Белорусским фронтом генерал И. Д. Черняховский считал, что в условиях сильно укрепленной обороны и наличия у противника большого количества танков авиация приобретает особое значение. Она должна парализовать резервы, артиллерию противника и нарушить движение по железным и шоссейным дорогам.

В ходе наступательных операций воздушные армии должны были поддерживать ударные группировки фронтов при прорыве тактической зоны обороны и развитии успеха, обеспечивать ввод в сражение танковых соединений и объединений, уничтожать резервы противника, прикрывать свои войска в районах их сосредоточения и в движении, а также вести непрерывную воздушную разведку. В соответствии с этими задачами командующие воздушными армиями приняли решения на боевые действия авиации, а их штабы разработали планы боевых действий воздушных армий в операции, в которых предусматривалось проведение авиационной подготовки и поддержки войск. На 3-м Белорусском фронте на рассвете 13 января за 1 час 25 минут до перехода войск фронта в атаку 545 фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков должны были нанести массированный удар по опорным пунктам первой полосы обороны. С началом атаки усилия обеих воздушных армий планировалось переключить [351] на непрерывную авиационную поддержку ударных группировок войск фронтов.

В 1-й воздушной армии силами штурмовой авиации предусматривалось одновременное воздействие на всю тактическую глубину обороны противника. Действия штурмовиков усиливались ударами бомбардировщиков по опорным пунктам и узлам сопротивления. Для борьбы с подходящими к полю боя резервами противника в первый день операции выделялись одна штурмовая и одна истребительная авиационные дивизии. На третий день операции к решению этой задачи привлекались дополнительно еще две бомбардировочные дивизии.

В 4-й воздушной армии для поддержки войск 48-й и 2-й ударной армий выделялось четыре штурмовые авиационные дивизии. Из этих дивизий было создано 8 эшелонов составом 40 — 56 самолетов каждый. Они должны были выходить для удара последовательно один за другим и действовать в течение 20 минут с боевого порядка «круг звеньев». Цели каждого эшелона последовательно смещались на 1 — 1,5 км в глубину вражеской обороны, что обеспечивало непрерывное и мощное воздействие на противника с воздуха в начале наступления. Дневную бомбардировочную авиацию в первый день операции предполагалось направить на разрушение железнодорожных узлов и уничтожение на них войск и складов противника.

В обеих воздушных армиях уделялось большое внимание организации борьбы с авиацией противника. Для действий по аэродромам до начала операции в 1-й воздушной армии выделялись две бомбардировочные, три штурмовые и четыре истребительные авиационные дивизии, а в 4-й воздушной армии — три истребительные и одна ночная бомбардировочная авиационные дивизии.

Координацию боевых действий воздушных армий в операции осуществлял представитель Ставки ВГК маршал авиации Ф. Я. Фалалеев.

Чтобы добиться внезапности, а также ввести противника в заблуждение, командующий 3-м Белорусским фронтом решил провести ложную подготовку наступления на левом крыле фронта в полосе 31-й армии. С 1 по 10 января 1-я воздушная армия должна была прикрывать ложное сосредоточение войск в районе Сувалки и активизировать воздушную разведку в полосе этой армии. На данном направлении была создана сеть ложных аэродромов с установкой на них макетов 100 штурмовиков и 60 истребителей. В районе ложных аэродромов располагались радиостанции, имитирующие работу штаба воздушной армии, штурмового авиационного корпуса и трех бомбардировочных дивизий. В других [352] воздушных армиях также проводились мероприятия по скрытию районов базирования авиационных соединений.

Политорганы и партийные организации провели работу по пропаганде боевого опыта среди личного состава. Они организовали встречи молодых летчиков и штурманов с опытными воинами. В 233-й штурмовой авиационной дивизии перед молодыми летчиками выступили Герои Советского Союза офицеры А. Н. Ефимов, В. А. Башкиров, Г. Л. Светличный и другие. Проведенные мероприятия способствовали более целеустремленной подготовке к наступлению, укрепляли политико-моральное состояние и дисциплину личного состава, вдохновляли его на быстрейший разгром врага.

* * *

Наступление войск 3-го Белорусского фронта началось утром 13 января. В ночь перед наступлением бомбардировщики 1-й воздушной армии уничтожали войска и технику противника на участке прорыва обороны и вели воздушную разведку, совершив для этой цели 740 самолето-вылетов.

Войска фронта, перейдя в наступление, встретили упорное сопротивление противника, который к утру 14 января подтянул из резерва свою 5-ю танковую дивизию. Ударной группировке фронта пришлось отражать сильные контратаки без участия нашей авиации, которая не могла действовать из-за низкой облачности, тумана.

В середине дня 14 января противник силами до двух полков пехоты при поддержке более 130 танков контратаковал войска 5-й армии. В это время погода несколько улучшилась, и штурмовики 1-й воздушной армии совершили 257 самолето-вылетов по танковой группировке и тем самым оказали значительную помощь нашим войскам в отражении мощного контрудара противника. Однако и в этот день войска фронта не смогли завершить прорыв первой полосы обороны противника.

В окончательном прорыве главной полосы вражеской обороны важную роль сыграли боевые действия авиации, начатые с улучшением погоды во второй половине дня 15 января. В течение трех часов светлого времени 1-я и 3-я воздушные армии силами 1320 самолетов нанесли по основным узлам сопротивления и опорным пунктам противника несколько мощных и эффективных ударов, используя результаты которых, наши войска заняли опорные пункты Тутшен и Пилькаллен, продвинулись до 10 км, завершив прорыв главной полосы обороны.

На четвертый день операции основные усилия авиации 3-го Белорусского фронта были сосредоточены на обеспечении ввода в сражение и действий в глубине обороны 2-го [353] гвардейского танкового корпуса. Перед этим корпусом командующий фронтом поставил задачу во взаимодействии с 5-й армией прорвать вторую полосу обороны противника. 16 января перед вводом этого корпуса в сражение 342 бомбардировщика 1-й и 3-й воздушных армий нанесли массированный удар по основным опорным пунктам второй полосы обороны перед рубежом ввода и на флангах корпуса. Это обеспечило разрушение основных оборонительных сооружений опорного пункта и занятие его нашими войсками.

Через три часа 284 наших бомбардировщика нанесли удар по опорным пунктам противника, расположенным на третьей полосе обороны. Одновременно с этим 1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия осуществляла непосредственную авиационную поддержку 2-го гвардейского танкового корпуса, уничтожая войска и технику перед фронтом корпуса и на его правом фланге. На левом фланге части корпуса надежно поддерживались 277-й штурмовой авиационной дивизией, которая одновременно вела боевые действия в интересах войск 5-й армии. Кроме того, 182-я штурмовая и 130-я истребительная авиационные дивизии уничтожали войска и технику на третьей полосе обороны противника.

Авиационная поддержка боевых действий танкового корпуса осуществлялась пятью бомбардировочными авиационными дивизиями, тремя дивизиями штурмовиков и одной истребительной авиационной дивизией. Всего 16 января соединения воздушных армий совершили более 2800 самолетовылетов{215}. На следующий день ударная группировка фронта при активной поддержке авиации завершила прорыв второй полосы обороны.

К исходу 18 января войска 3-го Белорусского фронта при содействии авиации взломали оборону противника на фронте до 65 км и продвинулись в глубину до 20 — 30 км, создав условия для ввода в сражение основных сил второго эшелона фронта. Для содействия войскам 1-я и 3-я воздушные армии совершили 10350 самолето-вылетов, из них 24% ночью{216}.

Военный совет фронта высоко оценил боевые действия нашей авиации. В телеграмме авиационным частям и соединениям указывалось:

«Вы, славные соколы, своими героическими действиями выполняете великое дело во славу нашей Родины. С ожесточением бейте отходящего противника, не давайте ему закрепляться на последующих рубежах»{217}. [354]

Войска 2-го Белорусского фронта перешли в наступление 14 января. В этот и на следующий день из-за плохой погоды авиация боевых действий почти не вела. Только 16 января в период завершения прорыва второй полосы обороны появилась возможность использовать ее для поддержки сухопутных войск. В целях быстрейшего прорыва тактической обороны командующий фронтом еще 15 января ввел в сражение два танковых, а 16 января один механизированный корпуса, которые при активной поддержке авиации к исходу дня прорвали вторую полосу обороны и создали условия для ввода в прорыв 5-й гвардейской танковой армии.

На следующий день в полосе 48-й армии была введена в сражение 5-я гвардейская танковая армия. При содействии авиации она за сутки продвинулась на глубину до 60 км. Наши войска начали неотступное преследование противника. В первые дни более 85% сил авиации привлекалось для содействия наступлению 5-й гвардейской танковой армии. Одновременно с этим было нанесено несколько сильных ударов по железнодорожным узлам, перегонам и мостам. 5-й бомбардировочный авиационный корпус за два дня совершил 327 самолето-вылетов по железнодорожным узлам Орстельбург, Виллинберг, Алленштайн и Найденбург.

Сосредоточение основных усилий авиации на правом крыле фронта позволило сорвать перегруппировку войск противника и оказать эффективную поддержку танковой армии, которая 25 января подошла к заливу Фриш-Гаф, а на следующий день овладела пунктом Толькемит и тем самым перерезала основные коммуникации группы армий «Центр». Войска 70-й армии вышли к городу-крепости Торн и блокировали ее. Успешному наступлению войск фронта в значительной степени способствовали активные действия штурмовой авиации по отходящим войскам. Они не давали противнику планомерно отводить свои войска на тыловые рубежи для организации обороны.

4-я воздушная армия сыграла важную роль в уничтожении окруженной группировки противника в городе-крепости Торн. 31 января войска 70-й армии начали штурм окруженной крепости. Противник, видя безвыходное положение, предпринял сильный контрудар, в результате которого около 5 тыс. его войск вырвались из окружения и начали продвигаться в северо-западном направлении. Авиация была единственным средством для уничтожения прорвавшегося противника.

Несмотря на сложные метеоусловия, части 260-й штурмовой авиационной дивизии нанесли по отходящим войскам несколько метких ударов Первые группы штурмовиков застопорили движение колонн, а последующие бомбами и пулеметно-пушечным [355] огнем с бреющего полета нанесли большие потери врагу. Командующий 70-й армией сообщал:

«.. удары штурмовой авиации сыграли решающую роль в разгроме вырвавшейся группировки противника»{218}.

В последующие дни наша авиация, используя кратковременное улучшение погоды, наносила удары по войскам и узлам сопротивления в Хайльсбергском укрепленном районе и вела борьбу с немецкой авиацией. Только на аэродромах Хайлигенбаль и Грунау 5 февраля было уничтожено 24 самолета. Всего с 19 января по 9 февраля 4-я воздушная армия совершила 8130 самолето-вылетов, уничтожив при этом большое количество живой силы и техники противника.

На 3-м Белорусском фронте 18 января наибольший успех был достигнут 39-й армией. В полосе этой армии 18 января был введен в сражение 1-й танковый корпус и 20 января 11-я гвардейская армия — второй эшелон фронта. В связи с этим основные силы 1-й воздушной армии были сосредоточены на правом крыле фронта. Перед вводом в сражение 11-й гвардейской армии 130 самолетов двух бомбардировочных авиационных дивизий нанесли удар по крупному железнодорожному узлу Инстербург, расположенному в полосе действий армии.

С началом ввода в сражение второго эшелона войск фронта наша авиация непрерывно поддерживала и прикрывала его, уничтожая отходящие колонны противника на дорогах. Вместе со штурмовиками по войскам активно действовали сопровождавшие их истребители. Уничтожение отходящих войск осуществлялось по данным воздушной разведки. 19 января Герой Советского Союза майор Г. М. Паршин, выполняя полет на разведку, обнаружил выдвижение большой группы танков, готовившихся к контратаке во фланг 1-го и 2-го танковых корпусов. Эти данные он по радио передал на КП. Для удара по обнаруженным танкам противника были вызваны дежурившие на аэродроме штурмовики, которые своими действиями сорвали контратаку противника.

Наряду с поддержкой второго эшелона войск фронта 1-я воздушная армия частью сил продолжала оказывать помощь войскам 5-й и 28-й армий, в полосе наступления которых противник оказывал упорное сопротивление. 20 января две бомбардировочные и две штурмовые авиационные дивизии в составе до 300 самолетов нанесли удар по сильному узлу сопротивления противника — городу Гумбиннен. Используя удар авиации, войска 28-й армии штурмом овладели значительной частью города.

С 21 по 25 января 1-я воздушная армия из-за низкой облачности, тумана и плохой видимости боевых действий [356] не вела. В последующие дни, используя кратковременное улучшение погоды, она содействовала войскам фронта в прорыве ими внешнего оборонительного обвода города-крепости Кенигсберг. При этом экипажи Пе-2 бомбардировали основные узлы сопротивления. 3 февраля 65 самолетов 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии нанесли сосредоточенный удар по опорному пункту Прейсиш Айлау, сбросив на него более 55 тонн бомб ФАБ-500 и ФАБ-250. Такие удары приводили к подавлению системы обороны и способствовали нашим войскам в прорыве ее на подступах к Кенигсбергу.

Наряду с поддержкой войск фронта 1-я воздушная армия частью сил вела борьбу с морскими перевозками противника, наносила удары по кораблям, ведущим обстрел наших войск на приморском фланге, и портам. 5 февраля в результате удара группы штурмовиков 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии по двум миноносцам был поврежден один из них. В этот же день 60 бомбардировщиков 276-й бомбардировочной авиационной дивизии уничтожали скопление войск и техники в порту Пиллау.

Не менее важной задачей 1-й воздушной армии являлась борьба с немецкой авиацией, которая действовала по войскам 3-го Белорусского фронта. Противник пытался наносить удары группами по 60 самолетов. Однако смелые и решительные действия наших летчиков-истребителей срывали его замыслы. 18 января шестерка истребителей 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии, возглавляемая командиром эскадрильи Героем Советского Союза майором Амет-Хан Султаном и его заместителем Героем Советского Союза капитаном П. Я. Головачевым, вступила в бой с 25 ФВ-190. Советские летчики смело атаковали их и в завязавшемся бою уничтожили пять вражеских самолетов, а остальные, сбросив бомбы вне цели, ушли на запад. Наши летчики без потерь возвратились на свой аэродром.

Борьба с немецкой авиацией велась и на ее аэродромах. Данными всех видов разведки к исходу 27 января на аэродромах в районе Кенигсберга было обнаружено до 250 вражеских самолетов. Решением командующего 1-й воздушной армией по этой группировке был нанесен удар 1-й гвардейской и 277-й штурмовыми и 6-й гвардейской бомбардировочной авиационными дивизиями. В результате было уничтожено до 65 самолетов противника и до 40 повреждено{219}.

С 19 января по 9 февраля в интересах 3-го Белорусского фронта 1-я воздушная армия совершила 9740 самолето-вылетов. Наши войска при поддержке авиации овладели значительной [357] частью Земландского полуострова, обошли Кенигсберг с трех сторон и вышли к Хайльсбергскому укрепленному району.

В результате совместных действий войск и авиации 3-го и 2-го Белорусских фронтов восточно-прусская группировка противника понесла большие потери и была рассечена на три части. 4 дивизии противника находились на Земландском полуострове, около 5 дивизий и большое количество отдельных частей были блокированы в Кенигсберг и до 20 дивизий оборонялись в Хайльсбергском укрепленном районе.

* * *

Окончательный разгром группировок противника в Восточной Пруссии был возложен на войска 3-го Белорусского фронта, на Земландскую группу, созданную из войск 1-го Прибалтийского фронта, на 1-ю и 3-ю воздушные армии.

Уничтожение противника осуществлялось последовательно в течение двух с половиной месяцев. Вначале была ликвидирована наиболее сильная группировка юго-западнее Кенигсберга в Хайльсбергском укрепленном районе, затем в Кенигсберге и на Земландском полуострове.

При уничтожении группировки юго-западнее Кенигсберга войскам фронта предстояло вести борьбу с противником, засевшим в одном из самых мощных укрепленных районов, имевшихся в Восточной Пруссии. Поэтому перед авиацией ставилась задача разрушения опорных пунктов и узлов сопротивления укрепленного района с одновременным уничтожением артиллерийской группировки. Кроме того, во взаимодействии с флотом она должна была блокировать противника с моря.

Воздушная обстановка в ходе операции характеризовалась значительным количественным и качественным превосходством нащей авиации. Помимо двух воздушных армий в интересах фронта привлекалась часть авиации Краснознаменного Балтийского флота.

Наступление войск 3-го Белорусского фронта по уничтожению противника юго-западнее Кенигсберга началось 10 февраля. Несмотря на сложные метеоусловия, 1-я воздушная армия оказывала значительную поддержку с воздуха [358] 15 февраля ее соединения совершили свыше 1600 самолето-вылетов, из них около 1100 на уничтожение войск и техники на поле боя{220}. Войска фронта при содействии авиации в этот день продвинулись в глубину обороны на 11 км. Наши летчики при выполнении боевых задач проявляли высокую стойкость, мужество и отвагу. 17 февраля помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка майор Плотников, выполняя разведывательный полет, был подбит огнем зенитной артиллерии врага, и его самолет загорелся. Сбить пламя не удалось, и он направил горящий самолет на скопление вражеских машин.

На другой день над целью был поврежден самолет командира звена 139-го гвардейского истребительного авиационного полка старшего лейтенанта С. С. Долгалева. На горящем самолете он совершил вынужденную посадку на территории противника. Фашисты хотели захватить советского авиатора. Но его ведомые пришли на выручку. Встав в круг, они пулеметно-пушечным огнем уничтожали вражеских солдат, бежавших к месту посадки Долгалева. Атаки истребителей привели в замешательство противника. Долгалеву удалось скрыться. А тем временем младший лейтенант В. Г. Михеев, возвратившись на свой аэродром, пересел на самолет По-2 и через несколько минут приземлился у места вынужденной посадки своего командира. Несмотря на опасность, Михеев на глазах у врага посадил Долгалева в самолет и благополучно возвратился в свою часть. За проявленное мужество при спасении жизни своего командира в сложной боевой обстановке младший лейтенант В. Г. Михеев был награжден орденом Красного Знамени.

К 18 февраля нашим войскам удалось максимально продвинуться в глубину обороны противника до 60 км и сократить занимаемый им на побережье плацдарм примерно вдвое. Для окончательного уничтожения противника в укрепленном районе требовалась перегруппировка войск и подготовка новой наступательной операции. В этих условиях было принято решение временно прекратить наступление.

С 22 февраля по 12 марта войска фронта и авиация готовились к новой наступательной операции по уничтожению оставшейся вражеской группировки юго-западнее Кенигсберга. В это время наряду с уничтожением войск и техники противника на поле боя 1-я и 3-я воздушные армии во взаимодействии с авиацией флота вели борьбу с морскими перевозками противника.

Необходимость решения этой задачи обусловливалась тем, что противник активизировал действия своего морского флота по снабжению войск в Восточной Пруссии. С целью [359] воспрещения перевозок 1-я и 3-я воздушные армии в начале марта усилили свои действия по морским портам противника, расположенным на побережье залива Фриш-Гаф. Авиация 1-й воздушной армии нанесла ряд ударов по кораблям и транспортам в порту Розенберг, а авиация 3-й воздушной армии по военно-морской базе Пиллау. ВВС флота уничтожали транспорты и корабли как при переходе их морем, так и в портах.

Всего с 21 февраля по 12 марта фронтовой авиацией было произведено более 12 тыс. самолето-вылетов. Она разрушила ряд узлов сопротивления и нанесла значительные потери противнику в живой силе и технике, в том числе и его военно-морскому флоту.

13 марта началось новое наступление войск фронта по уничтожению группировки противника юго-западнее Кенигсберга. Боевые действия авиации в ходе этой операции из-за сложных метеоусловий начались лишь на пятый день наступления Войска фронта за это время продвинулись только на 4 — 10 км. С улучшением погоды создались условия широкого применения авиации. 18 марта 1-я и 3-я воздушные армии совершили 2520 самолето-вылетов. По оценке командующего фронтом Маршала Советского Союза А. М. Василевского, активные действия авиации заставили противника дрогнуть, повлияли на стойкость его обороны{221}.

В последующие дни воздушные армии осуществляли непрерывную поддержку войск и совместно с частью сил дальней и морской авиации вели действия по срыву эвакуации вражеских войск морем, уничтожая войска, технику, транспорты и другие средства в заливе Фриш-Гаф, Данцигской бухте и портах.

Основные усилия авиации сосредоточивались по тем портам, где отмечалось наибольшее скопление войск и техники. В течение 18 — 25 марта 405 наших бомбардировщиков сбросили 530 тонн бомб по порту Розенберг. Удары с воздуха были весьма эффективными. Пленный 131-й пехотной дивизии показал, что в последние дни эвакуация через Розенберг из-за действия авиации была почти невозможна. В ночь на 26 марта Розенберг был взят войсками 28-й армии. Военный совет этой армии, оценивая действия авиации, отметил, что

«захват порта Розенберг есть заслуга авиации»{222}.

Одновременно с уничтожением войск и техники в портах погрузки 19—22 марта фронтовая и дальняя авиация во взаимодействии с авиацией военно-морского флота нанесла ряд сосредоточенных ударов по порту Пиллау. Кроме того, по данным воздушной разведки наша авиация систематически [359] действовала по уничтожению конвоев, отдельных транспортов и боевых кораблей в заливе Фриш-Гаф и Данцигской бухте.

13 — 27 марта 1-я и 3-я воздушные армии произвели 20030 самолето-вылетов, из них 4590 ночью. Активные действия авиации по поддержке войск и срыву эвакуации немцев морем в значительной степени способствовали войскам фронта в уничтожении группировки противника юго-западнее Кенигсберга. Военный совет 3-й армии на имя командующего 1-й воздушной армией прислал следующий отзыв:

«Операция армии закончена с хорошим результатом, в этом большая заслуга принадлежит авиасоединениям Вашей армии»{223}.

Военный совет 28-й армии отметил, что особенно большую помощь летчики 1-й воздушной армии оказали в период ликвидации окруженной группировки противника юго-западнее Кенигсберга.

Части воздушных армий действовали в этот период с большим напряжением. В отдельные дни (25, 26 и 27 марта) совершалось по 5 тыс. и более самолето-вылетов в сутки для уничтожения войск и техники на поле боя и плавсредств в заливе Фриш-Гаф и порту Пиллау, Только в течение марта в интересах 3-го Белорусского фронта 1-я и 3-я воздушные армии произвели 30 тыс. самолето-вылетов, уничтожив большое количество войск и техники, сыграв тем самым весьма крупную роль в разгроме группировки врага.

Ликвидировав группировку юго-западнее Кенигсберга и произведя соответствующую подготовку, 6 апреля войска 3-го Белорусского фронта начали операцию по овладению крепостью и городом Кенигсберг. Для ее проведения были привлечены крупные силы авиации. Кроме 1-й и 3-й воздушных армий, входивших в состав фронта, в ней участвовали 18-я воздушная армия (дальняя авиация), по одному бомбардировочному корпусу из соседних 4-й и 15-й воздушных армий и часть сил авиации флота, общим количеством 2400 боевых самолетов. Боевые действия этих авиационных объединений и соединений координировал представитель Ставки Верховного Главнокомандования Главный маршал авиации А. А. Новиков.

Привлечение столь крупных сил советской авиации в данной операции объяснялось тем, что необходимо было совместно с артиллерией разрушить фортификационные сооружения и опорные пункты в городе-крепости, подавить артиллерийские батареи противника и тем самым создать условия войскам фронта для быстрого овладения городом с меньшими потерями. Насколько большое значение придавалось боевым действиям авиации в Кенигсбергской операции, видно [361] из того, что намечавшиеся сроки ее проведения вследствие плохой погоды были перенесены решением Ставки ВГК с 5 на 6 апреля.

До начала операции штабом 1-й воздушной армии был разработан план боевых действий 1-й и 3-й воздушных армий в Кенигсбергской операции. Планом предусматривалось проведение предварительной авиационной подготовки с целью разрушения фортов и опорных пунктов в полосах наступления 43-й и 11-й гвардейской армий. Характерным для данной операции являлось то, что в ней особое место отводилось ударам нашей авиации по разрушению укрепленных узлов, дзотов и дотов. Сложные метеоусловия (туман) не позволили воздушным армиям полностью провести авиационную подготовку. Вместо запланированных 5316 самолето-вылетов 4 и 5 апреля было совершено только 766. Это сказалось на темпах наступления сухопутных войск, которые к исходу первого дня наступления продвинулись на отдельных направлениях на 2 — 4 км.

В последующие три дня авиация действовала с полным напряжением, нанося мощные удары по противнику. В эти дни особенно успешно действовала эскадрилья 75-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиационного полка под командованием капитана А. К. Недбайло. Придя в район цели, штурмовики производили по шесть и более заходов, уничтожая технику и живую силу противника. Хотя А. К. Недбайло прибыл на фронт лишь в марте 1943 г., он до конца войны произвел 219 успешных боевых вылетов. За проявленные героизм, доблесть, мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 29 июня того же года он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

7 апреля с 10 часов до 13 часов 30 минут по оборонительным сооружениям и войскам в районе Кенигсберга были нанесены три бомбардировочных удара, в которых участвовало 246 самолетов Ту-2 и Пе-2. Вслед за фронтовой авиацией начался дневной массированный налет 516 дальних бомбардировщиков 18-й воздушной армии. Эффективные действия авиации помогли нашим войскам быстро вклиниться в оборону крепости. На другой день по резервам западнее Кенигсберга был нанесен удар 456 нашими бомбардировщиками.

Массированные действия 18-й воздушной армии днем обеспечивались безраздельным господством в воздухе. Для сопровождения дальних бомбардировщиков 7 апреля было выделено 124 истребителя. Кроме того, в момент удара 108 истребителей патрулировали на различных высотах вокруг города и не допускали истребителей противника к [362] району боевых действий бомбардировщиков. За 20 минут до подхода дальних бомбардировщиков к Кенигсбергу штурмовиками и бомбардировщиками был нанесен удар по двум основным вражеским аэродромам с целью подавления его истребительной авиации. В результате этого 18-й воздушной армии удалось нанести противнику сильные удары без потери своих самолетов.

Штурмовая и истребительная авиация, поддерживая наступавшие войска фронта, уничтожала и подавляла его войска и артиллерию непосредственно на поле боя. Помимо разрушения оборонительных сооружений в Кенигсберге она уничтожала войска противника при переброске их с Земландского полуострова. 7 апреля штурмовой авиацией 1-й и 3-й воздушных армий был нанесен ряд ударов по войскам в лесах западнее Кенигсберга. В результате действий авиации был сорван готовящийся противником контрудар с целью деблокирования гарнизона Кенигсберга.

В этот день особенно успешно действовала группа штурмовиков под командованием Героя Советского Союза майора М. Т. Степанищева по уничтожению живой силы и артиллерии противника на южной окраине Кенигсберга. Несмотря на сильное противодействие вражеской зенитной артиллерии, штурмовики, возглавляемые героем-летчиком, уничтожили несколько артиллерийских орудий и взорвали три крупных склада с боеприпасами. За образцовое выполнение боевых [363] заданий командования, личную отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 г. М. Т. Степанищев был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

В ходе штурма Кенигсберга авиация флота (командующий генерал М. И. Самохин) во взаимодействии с фронтовой и дальней авиацией продолжала уничтожать войска и технику в порту Пиллау, а также вела борьбу с его транспортами и кораблями в море. Так, 7 апреля свыше 240 бомбардировщиков и штурмовиков ВВС КБФ нанесли ряд ударов по сосредоточению кораблей противника в порту Пиллау.

В результате совместных действий сухопутных войск и авиации противник прекратил сопротивление, и 10 апреля гарнизон Кенигсберга капитулировал. За четыре дня операции авиация совершила 14090 самолето-вылетов и сбросила на противника 4440 тонн бомб. Ее массированные действия значительно ускорили капитуляцию немецких войск. Это показали фашистские генералы, попавшие в плен. Бывший немецкий комендант города и крепости Кенигсберг генерал Ляш сказал:

« во взятии Кенигсберга авиация сыграла исключительно большую роль — солдаты были измучены, прижаты к земле, загнаны в блиндажи».

Успешный разгром восточно-прусской группировки врага значительно ослабил армию фашистской Германии. Советское командование получило возможность использовать высвободившиеся войска и авиацию для завершения победы над врагом.

В ознаменование одержанной победы Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За взятие Кенигсберга», которой был награжден весь личный состав авиационных частей и соединений, принимавший участие в штурме этой крепости.

За умелое руководство боевыми действиями авиации в Восточно-Прусской операции командующий 1-й воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 г был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Этим же указом второй медалью «Золотая Звезда» награждались летчики Г. М. Паршин, Е. М. Кунгурцев, Г. М. Мыльников, а летчикам А. Н. Прохорову, В. А. Алексенко и Н. И. Семейко присваивалось звание Героя Советского Союза. Многие генералы и офицеры авиационных частей и соединений — участники Восточно-Прусской операции —были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Вместе с советскими летчиками мужественно сражался [364] личный состав французского истребительного тюлка «Нормандия — Неман». Только в январе он произвел свыше 500 боевых вылетов и уничтожил в воздухе и на аэродромах около 60 самолетов врага{224}. 24 наиболее отличившихся французских офицера полка были награждены орденами Советского Союза.

За период с 23 марта 1943 г по 2 мая 1945 г. французский полк «Нормандия — Неман» прошел боевой путь от Калуги до Кенигсберга. Летчики совершили 5052 боевых вылета, провели 869 воздушных боев и сбили 266 немецких самолетов. Советское правительство высоко оценило боевые действия французских летчиков, наградив полк орденами Красного Знамени и Александра Невского. 80 летчиков были награждены орденами Советского Союза, а 4 отважных пилота Франции — Марсель Альбер, Ролан Де-ля-Пуап, Жак Андре и Марсель Лефевр — удостоены звания Героя Советского Союза.

В ходе Восточно-Прусской операции советские войска прорвали сильно укрепленную оборону противника, разгромили крупную группировку его войск, овладели всей Восточной Пруссией с городом-крепостью Кенигсберг и освободили часть Польши. В успешном проведении операции значительную роль сыграла авиация. Несмотря на сложные метеоусловия, за операцию было произведено около 146 тыс. самолето-вылетов, в том числе более 4100 авиацией ВМФ и около 2400 авиацией дальнего действия.

Основные усилия авиации (61,4% всех самолето-вылетов) были затрачены на уничтожение войск и техники противника на поле боя и в ближайшей глубине его обороны, т. е. непосредственно в интересах сухопутных войск. При этом авиация использовалась массированно, на решающих направлениях. Это достигалось за счет привлечения части сил соседних воздушных армий, дальней авиации и ВВС морского флота в интересах фронта, наступавшего на главном направлении. Эти силы использовались на узком участке для поддержки ударной группировки фронта. [365]

Наряду с уничтожением войск и техники противника на поле боя фронтовая и дальняя авиация во взаимодействии с авиацией ВМФ вела борьбу с морским флотом противника. Степень участия фронтовой авиации в решении задач на морском направлении зависела от конкретной оперативной обстановки. Так, до конца января 1945 г., т. е. до выхода войск к морскому побережью, 1-я и 4-я воздушные армии действовали только на сухопутном направлении. В период ликвидации группировки противника юго-западнее Кенигсберга уже 20% всех самолето-вылетов воздушных армий приходилось на решение задач на морском направлении.

В ходе всей операции наша авиация имела господство в воздухе, что явилось одним из важных факторов успешного ведения операции. На борьбу за господство в воздухе было затрачено 26% всех самолето-вылетов.

В целом, по отзывам общевойскового командования, авиация сыграла важную роль в разгроме восточнопрусской группировки противника. [366]

Дальше