Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 15.

Авиация в Ясско-кишиневской операции

В марте — апреле 1944 г. советские войска вышли на рубеж Днестра и создали выгодное охватывающее положение по отношению к немецкой группировке в районе Яссы, Кишинев. На этом рубеже противник создал глубокую и сильно укрепленную систему обороны, сосредоточил группу армий «Южная Украина», имевшую в своем составе 47 дивизий и 5 бригад, 4-й воздушный флот и 1-й авиационный корпус румын в составе 810 самолетов.

На 19 августа 1944 г. во 2-м и 3-м Украинских фронтах имелось 10 общевойсковых и 1 танковая армия, 2 танковых, 2 механизированных и 1 кавалерийский корпус, 5-я и 17-я воздушные армии, в которых насчитывалось 1759 самолетов, а с учетом авиации Черноморского флота — 2650. Таким образом, соотношение сил было 3,3: 1 в пользу советской авиации.

В соответствии с замыслом операции войска 2-го и 3-го Украинских фронтов должны были прорвать оборону противника северо-западнее Ясс, южнее Тирасполя и развивать наступление по сходящимся направлениям к району Хуши, Вас-луй с целью окружения и уничтожения основных сил группы армий «Южная Украина».

Войскам двух фронтов и Черноморскому флоту была поставлена задача разгромить противостоящую группировку, ликвидировать ясско-кишиневский плацдарм, выйти в центральные районы Румынии и тем самым вывести ее из войны.

В соответствии с решениями командующих фронтами авиация получила следующие задачи: удерживая господство в воздухе, содействовать сухопутным войскам в период прорыва тактической зоны обороны и при развитии наступления в оперативной глубине; воспретить подход резервов и дезорганизовать [332] планомерный отход немецких войск; вести воздушную разведку.

Командование 5-й воздушной армии (командующий генерал С. К. Горюнов, заместитель по политчасти генерал В. И. Алексеев, начальник штаба генерал Н. Г. Селезень) решило основные силы авиации применить для поддержки 27-й, 52-й общевойсковых и 6-й танковой армий, борьбу с авиацией противника в воздухе вести силами 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса, а на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков выделить 279-ю истребительную авиационную дивизию и один истребительный авиационный полк. Авиационная подготовка не планировалась, и действия авиации предусматривались с момента перехода сухопутных войск в атаку. План боевых действий воздушной армии был составлен на первые три дня операции, согласно которому намечалось совершить более 4 тыс. самолето-вылетов.

Решением командования 17-й воздушной армии (командующий генерал В. А. Судец, заместитель по политчасти генерал В. Н. Толмачев, начальник штаба генерал Н. М. Корсаков) предусматривалось основными силами авиации поддерживать 37-ю и 46-ю армии в период прорыва обороны противника на направлении главного удара фронта. В дальнейшем, с вводом в сражение 4-го и 7-го механизированных корпусов, обеспечить их прикрытие и поддержку истребительной и штурмовой авиацией. Всего на первые три дня планировалось 7980 самолето-вылетов.

В подготовительный период воздушная разведка вскрыла оборонительные сооружения противника и вероятные маршруты движения танковых соединений в глубине его обороны. Воздушные разведчики 5-й и 17-й воздушных армий сфотографировали 104 913 кв. км площади. В результате воздушного фотографирования были подготовлены, размножены фотопланшеты и разосланы командирам танковых частей и подразделений. Полученные от авиации разведданные позволили командованию фронтов и армий довольно точно оценить создавшуюся перед операцией обстановку и принять правильное решение. [333]

Части и подразделения авиационного тыла построили новые аэродромы в небольшом удалении от линии фронта, реконструировали взлетно-посадочные полосы многих аэродромов и подготовили на них укрытия для самолетов. К началу операции в границах двух фронтов имелось более 200 аэродромов, из них эксплуатировалось только 40%, а остальные использовались как ложные и аэродромы маневра.

В работе политических органов и партийных организаций обращалось внимание воинов на то, что румынский народ, так же как и многие народы Европы, попавшие под иго фашизма, не виновен в развязке войны и поэтому необходимо делать различие между немецко-фашистскими и румынскими войсками. Тем более что в составе 2-го Украинского фронта уже имелась сформированная из военнопленных румынских солдат дивизия имени Тудора Владимиреску.

* * *

Ясско-Кишиневская операция началась утром 20 августа. Войска 2-го Украинского фронта при поддержке авиации 5-й воздушной армии после артиллерийской подготовки перешли в наступление. 200 штурмовиков полковыми группами при сопровождении истребителей атаковали огневые средства и войска противника, оборонявшиеся в полосе наступления 27-й и 52-й армий и по дорогам Тыргу — Фрумос — Роман — Яссы. В это же время бомбардировочная авиация группами по 27 самолетов при сопровождении истребителей бомбардировала опорные пункты в районе Ясс и резервы в Васлуе, задерживая их подход к полю боя.

Немецкие и румынские войска были деморализованы мощными ударами нашей авиации и артиллерии. В 12 часов воздушной разведкой было установлено начало отхода вражеских войск с оборонительных позиций. Войска фронта при поддержке авиации прорвали тактическую зону обороны противника и создали условия для ввода в сражение соединений 6-й танковой армии и 18-го танкового корпуса.

В соответствии с планом на 3-м Украинском фронте до перехода войск в наступление силами 198 самолетов 17-й воздушной армии была проведена совместно с артиллерийской и авиационная подготовка атаки. Экипажи штурмовиков группами 12 — 24 самолета при сопровождении истребителей с высоты 400 — 600 м в полосе наступления 37-й и 57-й армий атаковывали артиллерию и минометы на огневых позициях, уничтожали танки, разрушали узлы связи и штабы частей противника. Многие командные и наблюдательные пункты частей и соединений и узлы связи были выведены из строя, а их личный состав уничтожен. Мощные удары авиации обеспечили нашим войскам успешный прорыв оборонительных позиций на всю тактическую глубину. [334]

Одновременно экипажи бомбардировщиков активно действовали по коммуникациям, крупным железнодорожным станциям, резервам, проявляя при этом образцы мужества и героизма. Звено под командованием офицера Е. А. Мясникова, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, нанесло меткий удар по железнодорожной станции Кайнари и на продолжительное время вывело ее из строя. В момент атаки над целью самолет Мясникова был подбит зенитными снарядами, правый двигатель выведен из строя и тяжело ранен штурман экипажа. Отважный командир выполнил боевое задание, с большим искусством и напряжением сил привел поврежденный бомбардировщик на свой аэродром.

Во второй половине дня 20 августа основные усилия авиации обеих воздушных армий направлялись на прикрытие и поддержку танковых соединений при вводе их в сражение. При этом соединения штурмовой авиации нанесли несколько сосредоточенных ударов по артиллерии и танкам противника на участке наступления частей 6-й танковой армии 2-го Украинского фронта, а в районе Тыргу-Фрумос, Войнешти небольшими группами уничтожали подходящие резервы. На других участках фронта соединения 5-й воздушной армии наносили удары по войскам противника, содействуя 27-й и 52-й армиям в преодолении оборонительных рубежей.

Истребительная авиация воздушных армий систематическим патрулированием групп самолетов в воздухе прикрывала ударные группировки войск фронтов. В районе Поду-Илоаей, Яссы группа наших истребителей в составе 10 Як-9 под командованием подполковника А. А. Обозненко была наведена с командного пункта 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса на 60 бомбардировщиков, идущих под прикрытием 20 истребителей, которые пытались нанести удар по войскам 27-й армии в районе Коджяска-Ноуэ. В результате смелой и решительной атаки истребителей немецкие самолеты были рассеяны и не допущены к нашим войскам. В воздушном бою сбито 7 вражеских самолетов, а всего в этот день группа истребителей под командованием Обозненко уничтожила 12 самолетов, 3 из них сбил лично командир.

Успешными были бои групп истребителей, ведомых Героем Советского Союза майором К. А. Евстигнеевым и капитаном Н. Н. Кононенко, летчики которых в течение дня сбили 20 вражеских самолетов. В одном из боев с группой самолетов в составе 25 бомбардировщиков и 20 истребителей летчики 13-й гвардейской истребительной авиационной дивизии вынудили бомбардировщиков противника сбросить бомбы на позиции своих войск в районе Гомешти и уничтожили пять его самолетов. [335]

Командир конно-механизированной группы генерал С. И. Горшков высоко оценил боевые действия истребительной авиации 5-й воздушной армии. Он писал:

«С момента ввода в сражение подвижной группы, а также действий ее в оперативной глубине истребители генерала Подгорного надежно прикрывали боевые порядки подвижных войск, давая возможность свободно маневрировать соединениям конницы и танков»{205}.

В результате надежного прикрытия ударных группировок истребительной авиацией в первый день операции немецкие бомбардировщики не смогли сбросить на наши войска ни одной бомбы. В воздушных боях было уничтожено 43 немецких самолета, потери 5-й воздушной армии составляли 2 машины.

Не менее успешно вели боевые действия и летчики-истребители 17-й воздушной армии. Они надежно прикрывали с воздуха главную группировку войск фронта. Группа истребителей в составе четырех самолетов, возглавляемая старшим лейтенантом Н. М. Скомороховым, во время прикрытия войск на высоте 2 тыс. м встретила 10 истребителей, идущих с бомбами для удара по нашим войскам. Советские летчики смело атаковали и сбили два из них. Н. М. Скоморохов прибыл на фронт в декабре 1942 г. и до конца войны произвел 520 боевых вылетов, провел около 120 воздушных боев, в которых лично сбил 35 вражеских самолетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза, а в августе он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Эффективно действовали и летчики-штурмовики. Группа Ил-2 136-й штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии во главе со старшим лейтенантом Е. Р. Игнатовым при помощи радиостанции была наведена на зарытые в землю немецкие танки, которые своим интенсивным огнем задерживали наступление подвижной группы 37-й армии. Они стремительно атаковали узел сопротивления. Произведя четыре захода, штурмовики вывели из строя несколько танков. Сопротивление немецких войск на участке Фынтина-Мускулуй, Кирнацени было сломлено. Командующий 37-й армией выразил летчикам благодарность за успешные действия.

Штурмовая авиация 5-й воздушной армии успешно поддерживала и сопровождала соединения 6-й танковой армии, которые к исходу первого дня операции передовыми частями подошли к третьей (тыловой) оборонительной полосе против-ника, проходившей по хребту Маре, чем были созданы предпосылки для дальнейшего быстрого развития наступления. Успешно вели наступление и передовые части 27-й армии, поддерживаемые ударами нашей авиации. В результате эффективных [336] действий сухопутных войск и авиации противник понес большие потери. Пять его дивизий были разгромлены, 3 тыс. солдат и офицеров взяты в плен.

Действия наших штурмовиков по огневым средствам и живой силе противника способствовали быстрому продвижению сухопутных войск, а удары бомбардировщиков по опорным пунктам обороны, местам сосредоточения резервов и их коммуникациям сковали их маневр и не позволили противнику своевременно ввести в бой свои резервы.

Действия нашей авиации по противнику не прекращались и в ночное время. Соединения авиации дальнего действия в течение двух ночей 20 и 21 августа совершили 143 самолето-вылета для бомбардировки железнодорожных узлов Бырлад и Романешти. Противнику был нанесен большой материальный ущерб, задержан подход резервов и воинских эшелонов, выведен из строя железнодорожный мост через реку Прут у города Галац.

В последующие дни усилия воздушных армий были направлены на поддержку наступавших войск, и особенно танковых соединений 2-го Украинского фронта. Бомбардировщики и штурмовики 5-й воздушной армии наносили удары по войскам в местах их сосредоточения, резервам и группировкам, препятствовавшим наступлению танковых соединений. 21 августа два полка штурмовиков 2-го штурмового авиационного корпуса атаковали противника в районе Феделешени, нанеся ему потери в живой силе и технике. Сопротивление его было сломлено, и 23-й танковый корпус стал успешно развивать наступление в направлении города Роман. Штурмовики и бомбардировщики соседней 17-й воздушной армии наносили удары по отходившим войскам противника в районах Манзырь, Чага, Вознешени, Клястиц, Романешти. Особенно эффективна была атака группы летчиков под командованием Героя Советского Союза капитана Н. Н. Дьяконова по артиллерийским батареям в районе Опач, Токуз. В результате их действий артиллерийский огонь противника в этом районе был подавлен и части 37-й армии продолжали наступление.

Немецкое командование предпринимало меры и пыталось сорвать успешное наступление войск 3-го Украинского фронта. [337]

Из резерва выдвигалась 13-я танковая дивизия противника для контрудара во фланг наступавших войск 37-й армии. В связи с этим командующий фронтом генерал Ф. И. Толбухин приказал 17-й воздушной армии разгромить выдвигавшиеся резервы противника и не допустить их подхода к полю боя.

21 августа бомбардировщики, штурмовики и истребители в течение дня эшелонированными действиями атаковывали подвижные войска противника в районе Чимишлия, Батырь, Таркалия. Широко применяя противотанковые авиабомбы и пулеметно-пушечный огонь, наши летчики уничтожили большое количество войск и техники противника и сорвали его замысел. При этом с высоким эффектом произведена была атака группы штурмовиков под командованием лейтенанта А. П. Елдышева, старшего лейтенанта Е. А. Середкина, капитана К. А. Демидова и других. Особенно успешно действовала группа штурмовиков 951-го авиационного полка, возглавляемая Героем Советского Союза А. И. Кобелевым. Ведущий группы за три атаки поджег три танка врага. Следуя примеру своего командира, лейтенанты И. А. Колесниченко, С. Т. Корпачев, Б. П. Дробинин также вывели из строя по два танка. Командир авиационного корпуса генерал О. В. Толстиков объявил летчикам благодарность за отличное выполнение боевого задания.

Исключительно эффективными в этот период были действия штурмовиков 210-го авиационного полка, возглавляемого замечательным летчиком-штурмовиком Г. Ф. Сивковым. За проявленные мужество и доблесть в боях с немецко-фашист-скими захватчиками в феврале 1944 г. Г. Ф. Сивкову было присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 августа 1945 г. он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Успешными были также штурмовые действия по войскам противника летчиков 866, 897 и 659-го истребительных авиационных полков 288-й истребительной авиационной дивизии. При выполнении штурмовых атак особенно отличились истребители майор В. В. Кравчук, капитаны И. Ф. Панин, А. А. Зиновьев, А. А. Копиченко, П. П. Каравай, старшие лейтенанты А. Д. Дорошенко, С. Г. Шамонов, лейтенанты И. С. Пациба и И. А. Костюшин.

В течение дня 21 августа летчиками 17-й воздушной армии было совершено более 1 тыс. самолето-вылетов, уничтожено и повреждено 25 танков, около 400 автомашин, подавлен огонь 27 полевых и зенитных артиллерийских батарей, уничтожено до 1200 солдат и офицеров противника{206}. [338]

Тяжелые потери, нанесенные немецким и румынским войскам в первые дни операции, привели их к сдаче в плен. Остатки вражеских войск, преследуемые подвижными группами фронтов и ударами нашей авиации, отступали в южном направлении, стремясь переправиться через Прут в районах Поганешты, Леово, Фэлчиу. В связи с этим в районах переправ развернулись ожесточенные бои по уничтожению противника.

В этот же период не менее успешно развивались боевые действия по овладению городом Аккерман. Часть сил 3-го Украинского фронта совместно с десантом моряков при поддержке кораблей Дунайской военной флотилии, авиации 17-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота форсировали Днестровский лиман, разгромили части 3-й армии румын и штурмом овладели городом и крепостью Аккерман. В последующие дни наши войска окружили и принудили к капитуляции 3-ю румынскую армию и несколько немецких частей.

24 августа, на пятый день операции, левофланговые армии 2-го Украинского фронта совместно с войсками 3-го Украинского фронта, поддержанные авиацией, вышли к реке Прут, завершили окружение 6-й немецкой армии южнее Кишинева и освободили столицу Молдавии. В успешном окружении противника большая роль принадлежала авиации. Эффективно воздействуя по вражеским войскам и переправам, она создавала благоприятные условия для наших наступавших соединений. 24 августа в 15 часов группы штурмовиков под командованием капитана В. М. Самоделкина и майора А. В. Матвеева при помощи радио были наведены командиром 2-го штурмового авиационного корпуса на группировку войск противника в районе Коту-Маре, Немцени, переправившуюся с левого берега Прута и угрожавшую тылам 2-го Украинского фронта.

В результате удара штурмовиков противнику были нанесены значительные потери, и он был задержан на данном рубеже, а подошедшие войска завершили разгром его группировки. Эффективно вели боевые действия и части 9-го смешанного авиационного корпуса в интересах войск 37-й армии, 4-го и 7-го механизированных корпусов. В течение дня летчики совершили 500 боевых вылетов. Было повреждено и [339] уничтожено более 200 автомашин, 144 повозки с грузами, 10 танков, значительное количество солдат и офицеров.

Особенно успешными были атаки штурмовиков по переправам через Прут в районе Леово, Фэлчиу, Леушени. Непрерывными ударами они разрушали действовавшие переправы и срывали их восстановление. В одном из вылетов два звена штурмовиков под командованием Героя Советского Союза старшего лейтенанта Е. А. Середкина, несмотря на сильную дымку в районе цели и сплошную завесу огня зенитной артиллерии, с первой атаки разбили деревянный мост противника в районе Леушени, а затем обрушили бомбы и пулеметно-пушечный огонь по скоплениям его войск.

Разрушение переправ через Прут и непрерывное воздействие штурмовиков по войскам около них позволили 24 августа 7-му механизированному корпусу разгромить у города Леово 10-тысячную группировку немецких войск и установить контроль за левым берегом Прута.

В результате нанесенного поражения на земле и в воздухе румынская армия и ее авиация 24 августа прекратили боевые действия против советских войск. Немецкая авиация в это время группами по 2 — 4 истребителя прикрывала переправы через Прут и отходившие войска и вела воздушную разведку. При встрече с нашими истребителями немецкие летчики уклонялись от воздушного боя.

Потерпев крупное поражение в районе Ясс и Кишинева, лишившись поддержки Румынии как союзника, немецкое командование поспешно отводило уцелевшие части в глубь страны и далее на территорию Венгрии и Болгарии. Одновременно оно стремилось вывести из окружения свои соединения в южном направлении, но планы врага были сорваны нашими войсками.

В те дни, когда основные силы 2-го Украинского фронта стремительно продвигались юго-западнее Кишинева, проводились напряженные бои по уничтожению окруженного противника. Для поддержки наших войск привлекалась вся авиация 17-й и часть сил 5-й воздушных армий. Советские летчики непрерывными штурмовыми и бомбардировочными ударами способствовали быстрому уничтожению окруженной группировки противника.

Используя благоприятную воздушную обстановку для уничтожения войск окруженной группировки, авиационное командование в качестве штурмовиков привлекало основные силы 288-й истребительной авиационной дивизии. В течение 25 — 27 августа вылеты групп по 8 — 20 истребителей производились по вызову с командного пункта 17-й воздушной армии. Наиболее эффективно совершали штурмовые атаки летчики 866-го истребительного авиационного полка (командир подполковник С. Н. Кузин). [340]

Успешно уничтожали окруженные войска группы истребителей, возглавляемые Героями Советского Союза капитанами А. И. Колдуновым и А. А. Бондарь. Прибыв в район цели, они установили связь с радиостанцией наведения и по ее указанию совершали по 5 — 6 заходов на цель, снижаясь до бреющего полета, пулеметно-пушечным огнем истребляли противника. За эффективные действия они были удостоены благодарности командования и награждены орденами. Всего за годы войны эти отважные летчики провели много успешных воздушных боев и вдвоем уничтожили более 60 вражеских самолетов.

Боевые успехи 866-го истребительного авиационного полка были высоко оценены командованием. Приказом Верховного Главнокомандующего от 7 сентября 1944 г. ему было присвоено наименование Измаильский, 8 летчиков, которые за время войны уничтожили более 160 немецких самолетов, были удостоены звания Героя Советского Союза.

Противник предпринимал последние попытки вырваться из окружения, для чего сосредоточивал группировки в отдельных районах, пытаясь нащупать слабые места в боевых порядках советских войск. Пробиваясь к реке Прут через Сарата-Розеш, враг сумел потеснить части 4-го гвардейского механизированного корпуса и выйти в район его командного пункта. Создалось критическое положение. Командир корпуса запросил по радио помощь авиации. Через 20 минут вражеские войска были атакованы штурмовиками, управляемыми со станции наведения заместителем командира 306-й штурмовой авиационной дивизии подполковником А. В. Самохиным. Группы самолетов, возглавляемые Героями Советского Союза капитаном Н. Н. Дьяконовым, старшим лейтенантом Е. А. Середкиным и майором В. М. Михайловым, меткими ударами рассеяли и частично уничтожили прорвавшиеся группы противника, а затем подоспевшие части 4-го гвардейского механизированного корпуса завершили их разгром.

Командир этого корпуса генерал В. И. Жданов высоко оценил результаты действия авиации. Он писал командующему 17-й воздушной армией:

«За отличное содействие 4-му гвардейскому механизированному корпусу в разгроме группировки противника в районе Сарата-Розеш прошу объявить благодарность командиру 306-й штурмовой авиационной дивизии полковнику А. В. Иванову и всему летному составу вверенной ему дивизии»{207}.

В течение одного дня только войска 37-й армии 3-го Украинского фронта взяли в плен до 10 тыс. солдат и офицеров. К исходу 26 августа районы окружения отдельных групп противника сократились в своих размерах и простреливались [341] артиллерийским и пулеметным огнем, вследствие чего действия нашей авиации были прекращены. 17-я воздушная армия для атак по окруженной группировке в районе Кишинева за два дня — 25 и 26 августа — совершила 943 самолето-вылета и нанесла противнику тяжелые потери.

Боевые действия нашей авиации по уничтожению окруженных группировок юго-западнее Кишинева и в районе Хуши имели весьма существенное значение. Систематическим ведением воздушной разведки, непрерывными сильными ударами советские летчики наносили большие потери противнику, сковывали его маневр, чем оказали неоценимую поддержку в разгроме его нашими сухопутными войсками.

Существенную помощь войскам фронтов в окружении и уничтожении основных сил 6-й немецкой армии оказала и авиация дальнего действия, которая своими ударами по железнодорожным мостам, станциям и переправам через Прут затрудняла перегруппировки войск противника, нарушала их планомерный отход и форсирование реки, дезорганизовывала работу железнодорожного транспорта.

В результате господства в воздухе советской авиации и ее эффективных действий по отступавшему и окруженному противнику войска фронтов сохранили высокий темп наступления и в течение 10 — 11 суток овладели жизненно важными центрами Румынии городами Плоешти и Бухарест, разгромили вражеские группировки на юге, освободили Молдавскую ССР и Измаилскую область Украины.

Румыния, которая в течение трех с лишним лет воевала против СССР на стороне фашистской Германии, теперь вышла из войны и начала боевые действия против гитлеровских войск совместно с Красной Армией. Это положило начало новому историческому периоду в жизни румынского народа.

«Благодаря освобождению Румынии войсками доблестной Советской Армии,— говорил в своем приветственном выступлении XIX съезду Коммунистической партии Советского Союза Генеральный секретарь ЦК Румынской рабочей партии тов. Георге Георгиу-Деж,— румынский народ под руководством рабочей партии Румынии сверг власть помещиков и капиталистов, взял свою судьбу в свои собственные руки и установил в стране строй народной демократии. Таким образом, румынский народ впервые в своей истории добился подлинной свободы, независимости и государственного суверенитета»{208}.

После ликвидации окруженных группировок противника в районе Кишинева и Хуши, освобождения крупного промышленного центра Плоешти и столицы Румынии Бухареста [342]

Ставка ВГК 29 августа приказала 2-му Украинскому фронту развивать наступление в направлении на Турну-Северин и выйти на рубеж Быстрица, Клуж, Сибиу, а войскам 3-го Украинского фронта переправиться через Дунай и к 5 — 6 сентября выйти на румыно-болгарскую границу.

Войска 2-го Украинского фронта при поддержке авиации продолжали непрерывное наступление. Чем дальше они продвигались в глубь Румынии, тем ожесточеннее было сопротивление противника. Особенно упорные бои вели наши войска в горных проходах Центральной и Северной Румынии. Несмотря на сложность действий авиации в горных районах, значительное удаление аэродромов базирования, особенно штурмовых и истребительных авиационных соединений, ограничения в расходовании авиационного горючего, советская авиация оказывала эффективную поддержку успешному наступлению сухопутных войск.

Немецкие войска поддерживались и прикрывались частью сил 4-го воздушного флота и венгерской авиацией, которые насчитывали в этом районе свыше 400 самолетов. С 18 по 22 сентября, когда немцы пытались захватить города Турда, Клуж, Регин, Тимишоара и Арад, их авиация проявляла высокую активность. Группами 15 — 25 бомбардировщиков при сопровождении 8 — 12 истребителей она атаковывала советские и румынские войска. Несмотря на активность вражеской авиации и базирование ее на стационарных аэродромах с достаточным запасом материальных средств, добиться господства в воздухе она не смогла.

6 сентября 1944 г. в оперативное подчинение командующего 2-м Украинским фронтом были переданы 1-я и 4-я румынские армии, 4-й армейский и 1-й авиационный корпуса общей численностью свыше 138 тыс. человек. В состав 1-го румынского авиационного корпуса, который был подчинен командующему 5-й воздушной армией, входило 7 групп общей численностью 113 самолетов различных типов.

5-я воздушная армия надежно обеспечивала с воздуха сосредоточение и развертывание войск, привлекая к выполнению боевых задач летчиков 1-го румынского авиационного корпуса. Наши летчики, поддерживая сухопутные войска на главных направлениях, успешно отражали и атаки вражеской авиации. Так, группа самолетов Ил-2 570-го штурмового авиационного полка под прикрытием истребителей 279-й авиационной дивизии, преодолев огонь зенитной артиллерии, нанесла эффективный бомбовый удар по контратакующим танкам врага, а затем огнем из пушек и реактивными снарядами причинила им большие потери. В результате эффективных действий штурмовиков и истребителей части 5-го кавалерийского корпуса заняли населенный пункт Каратна за который они вели бои. [343]

Нередко советские истребители, прикрывая сухопутные войска, вступали в бой с превосходящими силами врага, но благодаря высокому летному мастерству, беспредельной храбрости и героизму выходили победителями. Так, шестерка истребителей, ведомая капитаном Кононенко, атаковала 18 бомбардировщиков и 8 истребителей противника. Умелыми действиями она нарушила их боевой порядок и принудила бомбардировщиков сбросить бомбы на свою территорию. В этом бою летчики группы сбили шесть вражеских самолетов, из них два уничтожил ведущий, а всего в течение дня капитан Н. Н. Кононенко сбил три самолета.

Особенно эффективными были удары штурмовиков и истребителей 16 сентября, когда они уничтожили 16 танков, 3 самоходные установки и до 400 человек пехоты. После этого части противника вынуждены были прекратить контратаки.

В период ожесточенных боев наших войск за города Клуж и Тимишоара летчики 5-й воздушной армии совершили 5532 самолето-вылета, провели 74 воздушных боя, уничтожили 78 самолетов врага, потеряв 19 своих машин{209}. Разгромив немецкие группировки в районах городов Клуж и Тимишоара, войска 2-го Украинского фронта освободили большую часть центральной и западной Румынии и вышли у города Мако на территорию Венгрии.

В ходе боевых действий по освобождению Румынии зародилось и крепло боевое содружество советской и румынской армий, наших и румынских летчиков, которые в большинстве случаев базировались на одних аэродромах, тесно взаимодействовали при выполнении боевых задач. Особенно эффективными были их действия в ходе наступления 27-й советской и 4-й румынской общевойсковых и 6-й советской танковой армий на клужском направлении.

14 сентября немецкие войска контратаковали наши войска крупными силами, стремясь выбить их из города Турда. На поддержку войск были направлены советские и румынские летчики, которые нанесли мощный удар и помогли сорвать контратаку врага.

С 16 сентября 5-я воздушная армия при участии румынских летчиков активно поддерживала боевые действия 1, 2 и 4-й румынских армий на сегедском, орадеа-марском и клужском направлениях. Только 25 сентября она совершила 509 самолето-вылетов, а 1-й авиационный корпус румын в интересах советских войск совершил более 70 самолето-вылетов. В воздушных боях было сбито 15 самолетов врага, в том числе 3 уничтожили румынские летчики{210}. В результате самоотверженных боевых действий советских и румынских [344] летчиков немецкая авиация не могла оказать существенного противодействия нашим наступавшим войскам. Боевые успехи румынских летчиков были отмечены благодарностью командующего 6-й гвардейской танковой армией, а наиболее отличившиеся награждены советскими орденами и медалями.

Румынские летчики поздравляют своих товарищей в связи с награждением их советскими орденами.

В сентябре 1944 г. авиация дальнего действия нанесла ряд сильных ударов по аэродромам, военным, промышленным центрам и узлам железных и шоссейных дорог Венгрии. На выполнение этих задач было произведено 2905 самолетовылетов и сброшено 3100 тонн бомб{211}. При действиях 3-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса по аэродромам, расположенным в районе Будапешта, 14 и 15 сентября было уничтожено и повреждено до 200 вражеских самолетов.

В то время как войска 2-го Украинского фронта вели ожесточенные бои с немецко-венгерскими войсками в горных проходах Карпат, войска 3-го Украинского фронта под прикрытием и при поддержке авиации 17-й воздушной армии к 6 сентября вышли на румыно-болгарскую границу. [345]

В ряде районов Болгарии в это время развернулись активные боевые действия болгарских партизан, объединенных в 1-ю дивизию народно-освободительной повстанческой армии. Дивизия была снабжена советским оружием, сброшенным на парашютах 4 сентября экипажами авиации дальнего действия и летчиками транспортного полка 17-й воздушной армии.

8 сентября войска 3-го Украинского фронта перешли государственную границу Болгарии и начали наступление в глубь страны. В это же время Черноморский флот во взаимодействии с авиацией высадил морские и воздушные десанты в портах Варна и Бургас. Солдаты пограничных застав и гарнизонов Болгарии выходили навстречу советским войскам с приветственными транспарантами, выражая дружеские чувства к армии-освободительнице, заявляя о своей готовности совместно сражаться против немецких фашистов.

17-я воздушная армия в середине сентября, перебазировавшись на аэродромы Болгарии, приступила к боевым действиям по нарушению железнодорожных и автомобильных коммуникаций противника, идущих из Греции и Македонии по Моравской долине на Белград. В целях полного нарушения работы коммуникаций врага войсками 1-й и 2-й болгарских армий во взаимодействии с югославскими частями при поддержке советских и болгарских ВВС была проведена операция по овладению важнейшими узлами шоссейных и железных дорог — городами Ниш и Лесковац.

В начале операции советские и болгарские летчики плечом к плечу действовали по разгрому гитлеровской дивизии «Принц Евгений» в районе города Прокупле. Наступавшие болгарские войска встретили упорное сопротивление немцев. Представитель 17-й воздушной армии майор Д. Д. Сырцов по просьбе командования болгарской армии вызвал по радио штурмовиков и совместно с капитаном А. А. Зиновьевым наводил их на колонну немецких войск. Советские летчики нанесли ей большие потери, а подошедшие болгарские войска завершили ее разгром и заняли Прокупле. За умелое управление группами штурмовиков, разгромивших немецкую колонну, и помощь в успешном наступлении болгарских частей майор Д. Д. Сырцов и капитан А. А. Зиновьев были награждены болгарскими орденами.

В результате эффективных ударов советской и болгарской авиации по артиллерии, огневым точкам и живой силе противники части 2-й болгарской армии, несмотря на упорное сопротивление немцев, неблагоприятные условия местности и погоды, завершили наступление. Они перерезали основные коммуникации врага с южной группировкой, нанесли ему большие потери и овладели городами и железнодорожными узлами Ниш и Лесковац. Только в интересах 2-й болгарской [346] армии авиационные полки 17-й воздушной армии совершили 605 и болгарские ВВС 332 боевых вылета{212}.

В ходе боевых действий быстро устанавливались дружеские отношения между советскими и болгарскими летчиками. Советско-болгарская дружба, уходящая своими корнями в далекое прошлое, быстро росла и крепла в совместной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Особенно тесными отношения братской дружбы и боевого содружества стали, когда болгарские ВВС начали получать на вооружение советские боевые самолеты.

Базируясь на аэродромы Болгарии, 17-я воздушная армия оказывала поддержку не только болгарским армиям, но и партизанам и частям Народно-освободительной армии Югославии. По просьбе югославских партизан в их отряды, действовавшие в районе Алакеницы (25 км северо-восточнее Враня), был направлен офицер штаба 306-й штурмовой авиационной дивизии майор И. И. Дмитренко. По его вызову штурмовики 22 сентября наносили удары по окруженному немецкому гарнизону в Алакеницы.

Значительную поддержку наша авиация оказала левофланговому [347] 75-му стрелковому корпусу 2-го Украинского фронта, который 22 сентября форсировал Дунай у Оршова-Слабина и овладел важным плацдармом в излучине реки. Несмотря на сложные метеорологические условия, летчики 9-го смешанного авиационного корпуса нанесли противнику ощутимый урон. Они помогли нашим войскам отразить контратаки превосходящих сил немцев, укрепить свою оборону, выиграть время, а затем совместно с войсками 57-й армии 3-го Украинского фронта разгромить врага в этом районе.

Авиационные соединения 17-й воздушной армии поддерживали войска 3-го Украинского фронта, 1, 2 и 4-й болгарских армий и выполняли задачи в интересах югославских войск.

* * *

В ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции войска 2-го и 3-го Украинских фронтов при поддержке воздушных армий, авиации дальнего действия и военно-морского флота разгромили основные силы группы армий «Южная Украина». Потери противника только убитыми и пленными составили 256 тыс. солдат и офицеров. Итоги операции имели огромное политическое значение. Румыния и Болгария вышли из войны на стороне фашистской Германии и объявили ей войну. Создались благоприятные условия для освобождения народов Венгрии, Чехословакии и Югославии и усиления народно-освободительной войны на территории Греции и Албании.

5-я и 17-я воздушные армии оказали значительную поддержку сухопутным войскам в развитии ими стремительного наступления, быстрого окружения и уничтожения противника. За 40 дней боевых действий летчики воздушных армий совершили более 20 тыс. самолето-вылетов, нанесли тяжелые потери живой силе и технике противника, уничтожили 241 самолет.

Командование и штабы воздушных армий получили богатый опыт в организации взаимодействия и совместных действий с авиацией Черноморского флота, авиацией дальнего действия, а также с румынской и болгарской авиацией. Объединение усилий различных видов авиации для совместного выполнения главных задач войсками фронтов оказало существенное влияние на ход и успешное завершение разгрома противника.

Справился со своими задачами по обеспечению боевых действий авиации и тыл воздушных армий. Личный состав его работал с полной отдачей сил и высоким сознанием своего воинского долга. В условиях значительного удаления [348] базирования авиации от баз снабжения, достигавшего порой 800 км, тылы 5-й и 17-й воздушных армий, используя воздушный транспорт, обеспечили бесперебойную боевую деятельность авиационных частей. За 40 дней операции тыловые органы двух воздушных армий перебросили авиационным частям 10500 тонн горючего, 3500 тонн боеприпасов и большое количество других видов снабжения{213}.

В этой операции советская авиация являлась одним из важных факторов достижения победы над врагом. Командование, политорганы, штабы, службы получили богатый опыт по обеспечению успешных действий авиации, который способствовал дальнейшему развитию оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации. [349]

Дальше