Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 13.

В небе Белоруссии

К середине июня 1944 г. на центральном участке фронта советские войска находились на рубеже озера Нещердо, восточнее Витебска, Орши, Жлобина, Ковеля, Броды, Черновицы, Яссы. Севернее Припяти образовался белорусский выступ, который прикрывал территорию Восточной Пруссии и главное стратегическое направление Минск, Варшава, Берлин.

Противник построил в Белоруссии глубоко эшелонированную систему обороны, состоявшую из трех укрепленных полос. Используя выгодные естественные географические условия и систему оборонительных сооружений, немецкое командование рассчитывало удержать белорусский выступ.

После разгрома группировок врага на флангах советско-германского фронта Верховным Главнокомандованием было принято решение на проведение в Белоруссии наступательной операции силами четырех фронтов: 1-го Прибалтийского, 3, 2 и 1-го Белорусских. В состав фронтов входили соответственно: 3-я воздушная армия (командующий генерал Н. Ф. Папивин, заместитель по политчасти генерал Н. П. Бабак, начальник штаба генерал Н. П. Дагаев); 1-я воздушная армия (командующий генерал Т. Т. Хрюкин, заместитель по политчасти генерал И. Г. Литвиненко, начальник штаба генерал А. С. Пронин); 4-я воздушная армия (командующий генерал К. А. Вершинин, заместитель по политчасти генерал Ф. Ф. Веров, начальник штаба генерал А. З. Устинов, а с 11 июля 1944 г. генерал А. Н. Алексеев); 16-я воздушная армия (командующий генерал С. И. Руденко, заместитель по политической части генерал А. С. Виноградов, начальник штаба генерал П. И. Брайко). На левом крыле 1-го Белорусского фронта, кроме того, базировались соединения 6-й воздушной армии (командующий генерал Ф. П. Полынин, [291] заместитель по политической части полковник А. Ф Выволокин, начальник штаба генерал В В Стороженко, а со 2 июля 1944 г. генерал П. Л. Котельников).

Замысел Верховного Главнокомандования на проведение Белорусской операции предусматривал одновременный прорыв обороны противника на нескольких направлениях, стремительное наступление с последующим окружением и уничтожением основных группировок врага, освобождение столицы Белоруссии Минска.

Воздушная обстановка характеризовалась наличием господства в воздухе на стороне нашей авиации, значительным количественным и качественным ее превосходством над немецкой авиацией.

Немецкие войска группы армий «Центр» поддерживали авиационные соединения 6-го воздушного флота, имевшие 1342 самолета. В составе наших воздушных армий имелось около 6 тыс. самолетов (в том числе около 50% прибыло накануне операции из резерва Верховного Главнокомандования), из них более 1100 дневных и ночных бомбардировщиков и 2 тыс. штурмовиков.

Для действий по объектам оперативного тыла привлекалась часть сил авиации дальнего действия. Коммуникации [292] 1-го Прибалтийского и трех Белорусских фронтов прикрывала истребительная авиация Северного фронта ПВО

На период проведения наступательной операции перед авиацией фронтов и авиацией дальнего действия были поставлены следующие основные задачи: прочно удерживать господство в воздухе; поддерживать и прикрывать сухопутные войска при прорыве тактической зоны обороны противника и развитии успеха в его оперативной глубине; воспретить подход резервов и дезорганизовывать планомерный отход его войск; непрерывно вести воздушную разведку и наблюдение за действиями противника.

На участках прорыва всех фронтов планировалось провести мощную авиационную подготовку и в ночь перед наступлением совершить 2730 самолето-вылетов силами дальней авиации и фронтовых ночных бомбардировщиков. В период проведения артиллерийской подготовки предполагалось нанести массированный удар с участием 548 самолетов Пе-2 только на южном участке прорыва 3-го Белорусского фронта, где оборона противника была особо прочной.

Большое внимание уделялось организации авиационной поддержки в период ввода в сражение и действий в глубине танковых, механизированных и кавалерийских соединений. Начиная со второго, а на 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском с первого дня операции основные усилия воздушных армий сосредоточивались на поддержку танковых, механизированных и кавалерийских соединений. В 1-й воздушной армии выделялись экипажи По-2 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии для освещения местности ночью на маршрутах движения танковых соединений.

Предусматривался ряд мер по борьбе с немецкой авиацией. В 1-й и 16-й воздушных армиях выделялись полки бомбардировщиков и штурмовиков для действий по аэродромам врага. С целью прикрытия наших войск и уничтожения фашистских самолетов в воздухе выделялось по одной истребительной авиационной дивизии в 3-й и 4-й воздушных армиях, по три-четыре дивизии в 1-й и 16-й воздушных армиях. Значительные силы истребителей предполагалось использовать для сопровождения дневных бомбардировщиков и штурмовиков.

Общее руководство и координацию боевых действий авиации осуществляли представители Ставки Главный маршал авиации А. А. Новиков и генерал Ф. Я. Фалалеев.

В течение 22 дней во всех авиационных частях и соединениях велась напряженная работа по подготовке к операции. Вопросы совместных действий тщательно планировались авиационными и общевойсковыми командирами: были разработаны планы взаимодействия, за пять — семь дней до [294] начала операции проведены командно-штабные учения с участием общевойсковых и авиационных штабов.

Там, где предстояло наступать на двух направлениях, — на 1-м и 3-м Белорусских фронтах — развертывалось два вспомогательных пункта управления авиацией. На каждый из них выделялась оперативная группа воздушной армии в составе шести — восьми офицеров с тремя — пятью радиостанциями. Руководство ее деятельностью осуществлял командующий воздушной армией, его заместитель или один из командиров корпусов. В стрелковые корпуса, кавалерийские дивизии, танковые и механизированные бригады выделялись авиационные офицеры с радиостанциями.

В целях обеспечения большей внезапности и скрытности подготовка к операции проводилась ограниченным кругом руководящего состава. Телеграфные и телефонные переговоры по вопросам предстоящих боевых действий были запрещены. Задачи исполнителям ставились только по вопросам, их касающимся. Командиры авиационных корпусов и дивизий были ознакомлены с боевыми задачами за пять — семь суток, а личный состав полков за несколько часов до выполнения боевых задач.

Вновь прибывшие авиационные части и соединения до начала операции к выполнению боевых заданий не привлекались. Они базировались в 100 — 120 км от линии фронта и за день-два до наступления мелкими группами на низких высотах перелетали на передовые аэродромы

Интенсивно и значительными силами проводилась воздушная разведка. В результате перспективного воздушного фотографирования переднего края обороны противника были получены ценные данные. [295]

Применение большого количества самолетов в составе воздушных армий потребовало четкой организации штурманского обеспечения действий авиации. Кроме штатных средств земного обеспечения самолетовождения (радиомаяки, светомаяки, приводные радиостанции и радиопеленгаторные пункты) в 4-й и 16-й воздушных армиях использовались искусственные ориентиры, выложенные на земле у характерных пунктов, буквы и цифры, что облегчало экипажам ведение визуальной ориентировки с высоты 2000 — 3000 м.

Для обеспечения точного выхода самолетов на цель в 16-й воздушной армии применялись цветные полотнища и дымовые шашки, а ночью — светомаяки. В 1-й воздушной армии основным ориентиром был привязной аэростат, поднятый на высоту 120 м в центре участка прорыва вражеской обороны. Для применения дымовых шашек в лесистой местности были построены вышки легкого типа высотой 10 м. Большую работу по обеспечению боевых действий авиации провели части авиационного тыла под руководством начальников тыла воздушных армий генералов И. М. Гиллера, В. Д Успенского, А. В. Коротаева, А. С. Кириллова и И. И. Семенова.

В широких масштабах велась подготовка грунтовых аэродромов. Это позволило к началу операции в четырех воздушных армиях почти на каждый авиационный полк иметь по одному аэродрому базирования. При этом до 50% их было построено перед началом операции. Для строительных работ привлекалось местное население. Кроме того, решениями военных советов фронтов выделялось для каждой воздушной армии до 5 — 6 тыс. солдат и офицеров из стрелковых соединений. На склады и аэродромы было завезено по четыре — восемь заправок горючего и смазочных материалов и восемь — десять боекомплектов бомб, снарядов и патронов.

Были разработаны планы базирования и материального обеспечения авиационных соединений в ходе операции и выделены изыскательские партии с целью подбора площадок, пригодных для подготовки аэродромов. В каждой армии в резерв выводилось по четыре — восемь батальонов аэродромного обслуживания, которые предназначались для обеспечения перебазирования авиации в ходе наступления.

Политические органы и партийные организации продолжали вести работу по воспитанию у личного состава высоких морально-боевых качеств. Перед первыми боевыми вылетами проводились короткие митинги с выносом боевых гвардейских знамен, под которыми летчики клялись очистить советское небо от фашистских стервятников. [296]

Таким образом, перед началом Белорусской операции была проведена тщательная и всесторонняя подготовка авиационных частей и соединений к боевым действиям.

* * *

Белорусская операция началась 23 июня 1944 г.

За сутки до начала операции передовые батальоны 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов атаковали противника и на ряде участков продвинулись на 3 — 5 км. Авиационные соединения 3-й и 1-й воздушных армий в этот день проводили облет района боевых действий одиночными экипажами и мелкими группами. Наши летчики не только знакомились с намеченными целями и характерными ориентирами на участках прорыва, но и уничтожали огневые точки, помогая передовым отрядам преодолевать сопротивление врага.

В ночь на 23 июня дивизии авиации дальнего действия и фронтовые бомбардировщики, совершив около 1 тыс самолето-вылетов, нанесли удары по узлам обороны и артиллерии противника на участках прорыва войск 3-го и 2-го Белорусских фронтов. С большим напряжением действовали женщины-летчицы 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка. Экипажи капитана Серафимы Амосовой, старшего лейтенанта Ларисы Розановой, лейтенантов Зои Парфеновой и Екатерины Рябовой за короткую летнюю ночь совершили по три-четыре боевых вылета.

На участках прорыва 1-го Белорусского фронта в ночь на 24 июня было совершено 550 самолето-вылетов силами авиации дальнего действия и ночных бомбардировщиков 16-й воздушной армии{189}.

Утром 23 и 24 июня наличие туманов как в районе аэродромов базирования, так и над полем боя сильно затрудняло ведение боевых действий, дневные бомбардировщики перед началом атаки осуществили удар только на южном участке прорыва 3-го Белорусского фронта силами 160 самолетов Пе-2. С началом атаки штурмовики Ил-2 мелкими группами поддерживали наступавшие войска. Они подходили к полю боя с интервалом 8 — 12 минут, что обеспечивало непрерывность воздействия на противника. Объектами их действий были огневые точки и тактические резервы. Управление группами самолетов по радио с земли и использование данных доразведки целей повышали эффективность действий штурмовиков. [298]

Во второй половине дня в связи с улучшением метеорологических условий активность действий нашей авиации повысилась.

Узел сопротивления противника на оршанском направлении в районе Горманы, Киреево бомбардировали 162 самолета Пе-2 1-й воздушной армии. Бомбардировщики 16-й воздушной армии 24 июня нанесли два удара группами в 224 и 163 самолета по основным опорным пунктам обороны на рогачево-бобруйском направлении. Особо важные малоразмерные цели поражались с пикирования группами по 6 — 9 самолетов Пе-2.

В боях на оршанском направлении отличился экипаж младшего лейтенанта В. В. Захарченко (124-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк). При сбрасывании бомб с пикирования по мосту через реку Адров у Заболотья (6 км западнее Орши) командир экипажа осколком снаряда зенитной артиллерии был ранен в ногу. Несмотря на ранение и большую потерю крови, он продолжал выполнять боевое задание. С помощью штурмана младшего лейтенанта Н. Н. Тенуева летчик закончил бомбометание, метко поразил цель, а затем привел самолет на аэродром и совершил посадку. За высокое мужество, проявленное при выполнении боевого задания, младшие лейтенанты Захарченко и Тенуев были награждены орденом Красного Знамени.

Эффективная авиационная поддержка дала возможность нашим войскам быстро преодолеть тактическую зону обороны врага. С 24 июня начался ввод в сражение танковых корпусов, конно-механизированных групп и танковых армий. На их поддержку переключались основные силы всех воздушных армий. Только на оршанском направлении, где оборона была особенно прочной, бои приняли затяжной характер.

На 1-м Белорусском фронте, где танковые корпуса действовали на разобщенных направлениях, тесное взаимодействие авиации с ними достигалось выделением штурмовых авиационных дивизий в оперативное подчинение командиров этих соединений. Высокая эффективность ударов штурмовиков обеспечивалась осуществлением быстрого вызова групп самолетов авиационными представителями, находившимися с радиостанциями на наблюдательных пунктах командиров подвижных соединений.

На 3-м Белорусском фронте ввод в сражение конно-механизированной группы, а за ней и 5-й гвардейской танковой армии начался 25 июня. Основные усилия 1-й воздушной армии направлялись на уничтожение подходивших резервов и противотанковых средств немцев в полосе наступления танковой армии. Управление авиацией, выделенной для поддержки танковых соединений, успешно осуществлял [299] командир 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса с ВПУ, перемещавшегося вместе с командным пунктом командующего танковой армией. Умело используя результаты ударов нашей авиации, подвижные соединения развернули стремительное наступление.

Обеспечивая прорыв оборонительных полос и ввод в сражение подвижных соединений, авиация действовала с максимальным напряжением За первые четыре дня она совершила около 28 тыс. самолето-вылетов.

В первые два дня боев немецкая авиация базировалась на тыловых аэродромах. Фашистские самолеты редко появлялись в воздухе. В дальнейшем активность вражеской авиации повысилась, особенно в период боев за города Орша и Бобруйск. В связи с этим нашим командованием был организован ряд ударов по аэродромам противника. Самолеты Пе-2 1-й воздушной армии 25 и 26 июня несколько раз бомбардировали аэродромы Борисов, Докудово. Весьма эффективным был удар 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии по аэродрому Орша. В отчете штаба 51-й немецкой истребительной эскадры «Мельдерс» указывалось:

«...25.6.44 г. аэродром Орша был подвергнут сильной бомбардировке. Несмотря на предупреждение о появлении самолетов противника, ни одна машина не смогла подняться в воздух. Летчики находились далеко от машин и прибежали уже в то время, когда бомбардировщики были над аэродромом. Командный пункт эскадры в результате прямого попадания сгорел и управление частями на некоторое время было потеряно»{190}.

В течение первых пяти дней войска фронтов при самой активной поддержке авиации разгромили основные группировки немецких войск и окружили в районе Витебска и юго-восточнее Бобруйска несколько немецких дивизий

Части четырех дивизий витебской группировки прилагали отчаянные усилия для выхода из окружения, но наши войска, поддержанные соединениями 1-й воздушной армии, заставили их к исходу 27 июня сдаться в плен.

Большую роль сыграла авиация в разгроме немецких войск, окруженных под Бобруйском. Командующий войсками 1-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза К. К Рокоссовский совместно с представителем Ставки ВГК по авиации командующим ВВС Главным маршалом авиации А. А. Новиковым решил основными силами 16-й воздушной армии нанести массированный удар по окруженной группировке. Командующий 16-й воздушной армией генерал С. И. Руденко возложил выполнение этой задачи на два [302] бомбардировочных авиационных корпуса и четыре штурмовые авиационные дивизии.

27 июня в 19 часов 15 минут первые группы бомбардировщиков и штурмовиков начали осуществление удара. Массированный удар продолжался полтора часа. В нем участвовало 526 самолетов, сбросивших 159 тонн бомб. В результате этого было разрушено и сожжено много танков и автомашин. Уцелевшие немецкие солдаты и офицеры в панике разбежались по окрестным лесам. Противник потерял до 1 тыс. солдат и офицеров{191}.

Окружение и ликвидация крупных группировок в районах Витебска и Бобруйска, разгром противника на оршанском и могилевском направлениях привели войска группы армий «Центр» на грань катастрофы. Гитлеровское командование было вынуждено поспешно отводить в западном направлении свои обескровленные дивизии. А вместо них в Белоруссию перебрасывались войска с других участков фронта и из оккупированных Германией государств. В связи с этим в последние дни июня уничтожение подходивших резервов и отступавших колонн войск и техники противника стало главной задачей нашей авиации.

С 25 июня по 4 июля авиация дальнего действия нанесла сильные удары по крупным железнодорожным узлам противника на территории Белоруссии, совершив 3200 самолето-вылетов. Днем с 1 июля штурмовики и бомбардировщики воздушных армий действовали по железнодорожным станциям, эшелонам на участках Полоцк, Даугавпилс; Молодечно, Минск, Негорелое, Барановичи, Лунинец. За четыре дня на выполнение этой задачи ими было совершено 790 самолето-вылетов{192}. Наша авиация существенно затруднила переброску резервов противника, которые прибывали на фронт разрозненно и с большим запозданием.

Главной задачей фронтовой авиации начиная с 26 июня являлось уничтожение отступавших войск противника. Попытки врага отвести свои войска из Орши по железной и шоссейной дорогам на Минск были сорваны. В ночь на 26 июня по дорогам западнее Орши действовали самолеты По-2 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, а также авиация дальнего действия. Утром бомбардировщики вывели из строя железнодорожную станцию Толочин, где было скопление эшелонов с войсками и техникой. В течение дня по железнодорожным поездам на перегонах вели эшелонированные действия группы самолетов 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии во главе с командиром полковником С. Д. Прутковым. Совершив 138 самолето-вылетов, [303] они уничтожили 10 паровозов и 15 эшелонов. В результате движение на железнодорожном участке Орша — Толочин было парализовано.

Войскам противника не удалось также организованно отойти из района Орши и по шоссейной дороге на Минск. Здесь активно действовали штурмовики. Так, 26 июня головную часть колонны, находившуюся в 10 км западнее Толочина, атаковали восемь Ил-2 и остановили ее, а затем в течение двух часов ударами авиации она была полностью разгромлена.

Вечером 26 июня Толочин освободили войска 5-й гвардейской танковой армии. Остатки немецких войск были вынуждены отходить из Орши в юго-западном направлении, продвигаться по лесным, грунтовым дорогам, контролируемым партизанами. Это был крупный оперативный успех, достигнутый в результате совместных действий наших танковых и авиационных соединений.

Войска 2-го Белорусского фронта развернули неотступное преследование частей 4-й немецкой армии. Летчики-штурмовики 4-й воздушной армии непрерывно атаковывали отходящие колонны. Разгром врага с воздуха осуществлялся в тесном взаимодействии с белорусскими партизанами. 26 июня отходившая из Орши колонна в районе Староселья (10 км западнее Копысь) внезапно была обстреляна партизанами. Не желая углубляться далее в лес и вести бои с партизанами, противник повернул на юг, к селу Троица. В этом районе его обнаружили наши летчики. По переправлявшейся через реку Березовка колонне наши штурмовики нанесли меткий удар. Противник оставил у переправы до 500 автомашин и пытался укрыться в лесах, но там был разгромлен партизанами.

Характеризуя обстановку в полосе наступления войск 2-го Белорусского фронта, командующий 4-й воздушной армией генерал К. А. Вершинин 27 июля доносил командующему Военно-воздушными силами:

«...авиация 4-й воздушной армии применяется для непосредственной помощи войскам. Все идет нормально. Войска и Военный совет довольны. Кроме хороших отзывов и благодарностей, ничего не было. Но, товарищ Главный маршал, душа болит — немцы удирают сплошными колоннами, создаются пробки и скопления, а как следует бить нечем. Такие цели были только в Крыму, но там немцы совсем не сопротивлялись, поэтому авиацию всю целиком можно было использовать по колоннам. Если можно, прошу от соседних воздушных армий тт. Руденко и Хрюкина привлечь часть сил для уничтожения этих колонн...»{193}. [304]

Учитывая большое оперативное значение дезорганизации отхода 4-й немецкой армии, представитель Ставки Верховного Главнокомандования по авиации поставил перед 16-й воздушной армией задачу уничтожения противника в полосе соседнего 2-го Белорусского фронта. В период с 28 по 30 июня бомбардировщики этой армии нанесли несколько эффективных ударов по войскам и переправам противника в районе Березино. Скопления войск восточнее реки Березина уничтожались штурмовиками. Только 29 июня для ударов по отходящим войскам на дороге Белыничи — Березино вылетало 40 групп штурмовиков 4-й воздушной армии{194}, а всего за шесть дней для уничтожения отступавших войск армия осуществила до 2 тыс. самолето-вылетов. На шоссе Могилев — Минск нашими летчиками было уничтожено не менее 3 тыс. автомашин{195}.

О тяжелом положении отступавших войск и высокой эффективности действий советской авиации свидетельствуют воспоминания бывшего командующего 4-й немецкой армией генерала Типпельскирха:

«Бесконечный поток тяжелой артиллерийской техники, зенитных батарей и всевозможных машин с огромными усилиями продвигался по давно уже выбитой, но единственно возможной для отступления дороге, пересекавшей у Березино р. Березину. Непрерывные налеты авиации противника причиняли тяжелые потери (в частности, погибли два командира корпусов и один командир дивизии), а также вызывали бесконечные заторы среди отступавших колонн. Русские штурмовики то и дело разрушали мост у Березино, после чего на восточном берегу всякий раз образовывались огромные скопления машин»{196}.

Таким образом, советские ВВС активными действиями нанесли врагу существенные потери и дезорганизовали его планомерный отход, чем способствовали успешному наступлению наших войск. Эффективные действия авиации явились одной из важнейших предпосылок последующего окружения вражеских войск в лесах восточнее Минска.

С 27 июня началось перебазирование авиационных полков на аэродромы, оставленные противником и построенные вновь на освобожденной территории. Части 3-й воздушной армии заняли аэродромы в районе Улла, Бешенковичи; 1-й воздушной армии — в районе Орша, Толочин, Лепель; 4-й — в районе Могилева, а 16-й — в районе Бобруйска. В первую очередь на передовые аэродромы прибыли истребительные и штурмовые авиационные соединения, поддерживавшие танковые корпуса и конно-механизированные группы. [305]

В то время как авиация 4-й частично и 16-й воздушной армий уничтожала колонны отступавших войск противника, танковые соединения 3-го и 1-го Белорусских фронтов развернули стремительное наступление на Минск и Слуцк.

3 июля столица Белорусской ССР Минск была освобождена от гитлеровских оккупантов. В лесах восточнее города оказались в окружении разрозненные группировки общей численностью до 100 тыс. немецких солдат и офицеров. Войска 1-го Прибалтийского, 3-го и 1-го Белорусских фронтов при поддержке авиации быстро продвигались на даугавпилсском, молодечненском и барановичском направлениях.

В это время особенно успешно уничтожали войска и технику противника группы штурмовиков и истребителей под командованием офицеров Героев Советского Союза А. Я. Брандыса, А. Н. Ефимова, И. Ф. Павлова и А. С.Смирнова. Все они, верные сыны своей любимой Родины, самоотверженно сражались с врагом до конца войны. За новые героические подвиги, совершенные ими при выполнении боевых заданий командования, отважные летчики были удостоены второй медали «Золотая Звезда».

Итак, на первом этапе Белорусской операции, продолжавшемся с 23 июня по 4 июля 1944 г., советские войска при поддержке авиации разгромили основные группировки врага под Витебском, Оршей, Могилевом и Бобруйском. Они освободили Минск и восточнее его окружили основные силы 4-й немецкой армии.

Немецкой группе армий «Центр» было нанесено крупное поражение.

Советские Военно-воздушные силы действовали чрезвычайно активно. Они разгромили авиационные эскадры 6-го воздушного флота. Прочно удерживая господство в воздухе, наши летчики уничтожили в воздушных боях и на аэродромах около 300 немецких самолетов. Мощными ударами наша авиация содействовала сухопутным войскам в прорыве тактической зоны обороны, в окружении и ликвидации крупных группировок. Она дезорганизовала планомерный отход и перегруппировки резервов противника. Четыре [306] воздушные армии и авиация дальнего действия совершили более 55 тыс. самолето-вылетов.

Второй этап Белорусской операции начался с 5 июля. Ставка Верховного Главнокомандования поставила перед 1-м Прибалтийским и тремя Белорусскими фронтами новые задачи на дальнейшее развитие наступления. Авиация должна была поддержать наступление сухопутных войск в направлении на Даугавпилс, Вильнюс, Новогрудок и Барановичи. Часть сил 1-й и 4-й воздушных армий привлекалась для ликвидации окруженной группировки противника в районе Минска.

Тщательная и непрерывная разведка в районе окружения противника являлась важнейшей задачей авиации. Ее вели наиболее подготовленные экипажи на истребителях и штурмовиках, а в ряде случаев и на самолетах По-2.

Сведения, полученные по радио от воздушных разведчиков, немедленно использовались в интересах сухопутных войск, а также для организации ударов с воздуха по окруженным группировкам.

Удары осуществлялись, как правило, с малых высот. Окруженные войска несли тяжелые потери. После штурмовки некоторые группировки выходили из леса и сдавались в плен. Высокая эффективность боевых действий авиации подтверждалась секретарем ЦК ВКП(б) Белоруссии П. К. Пономаренко, который сообщил представителю Ставки ВГК:

«...На днях мы обнаружили и осмотрели в лесах юго-восточнее Минска огромнейший укрепленный район немцев, полностью уничтоженный нашей штурмовой авиацией. Этот район оставляет потрясающее впечатление по масштабам разгрома и по демонстрации мощи нашего воздушного флота».

Далее он сообщал, что группировка немецких войск, насчитывавшая 11 тыс. солдат и офицеров и большое количество разнообразной техники, была наголову разгромлена летчиками 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии. С большим мужеством атаковывал врага командир эскадрильи 74-го гвардейского штурмового авиационного полка Герой Советского Союза старший лейтенант Б. С. Окрестин. Когда его самолет был подбит и загорелся, он направил его в скопление фашистских войск. После освобождения этого района останки героя были перевезены в Минск, где и состоялись похороны с воинскими почестями. Белорусский народ свято чтит память об отважном летчике, отдавшем свою жизнь за свободу и счастье белорусского народа.

Перебазирование отдельных авиационных полков и эскадрилий вплотную к окруженной группировке повышало оперативность применения авиации. Однако в ряде случаев на аэродромах создавалась сложная обстановка. Некоторые [307] группировки фашистов, пытаясь прорваться в западном направлении, выходили к нашим аэродромам или к местам дислокации авиационных штабов (штаб 1-й воздушной армии в районе Рудни). Одна группа противника пыталась захватить аэродром Озеро для обеспечения посадки своих транспортных самолетов и последующей эвакуации войск по воздуху. Личный состав авиационных и тыловых частей и штабов в ряде случаев вел бои с немецкими войсками при поддержке штурмовиков и истребителей, а иногда наши самолеты вылетали по тревоге и перебазировались на тыловые аэродромы.

Личным составом частей тыла 4-й воздушной армии при обороне аэродромов было убито 974, ранено и захвачено в плен 1833 немецких солдата и офицера.

Советские войска при активной поддержке авиации 11 июля завершили ликвидацию всей вражеской окруженной группировки.

В июле — августе фронтовая авиация и авиация дальнего действия одновременно с ликвидацией минской окруженной группировки продолжала активно поддерживать наступление советских войск на широком фронте.

Борьба с подходящими резервами противника осуществлялась в основном частями авиации дальнего действия, которые наносили удары ночью по железнодорожным узлам в Западной Белоруссии, Литве и Восточной Польше. Авиационные соединения воздушных армий наносили удары по отдельным узлам сопротивления противника.

7 — 13 июля летчики 1-й воздушной армии принимали активное участие в боях за Вильнюс, где были окружены немецко-фашистские войска. Непосредственно перед штурмом города 103 экипажа Пе-2 и 51 Ил-2 нанесли бомбо-штурмовой удар по основным узлам сопротивления противника. После этого наши войска в течение нескольких часов завершили ликвидацию окруженной группировки. В последующие дни авиационные соединения содействовали войскам при форсировании ими реки Неман. Непрерывное патрулирование наших истребителей в районе переправ, удары штурмовиков и бомбардировщиков по аэродромам Каунас, Сувалки резко снизили активность немецкой авиации. Войска 3-го Белорусского фронта без существенного противодействия [308] с воздуха успешно преодолели еще одну крупную водную преграду.

В составе 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии принимал участие в боях по освобождению Белоруссии и Литвы 1-й французский отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия». Летчики этого полка отличились в период боев на реке Неман. Приказом Верховного Главнокомандующего полку было присвоено наименование Неманский, а личному составу объявлена благодарность. Президиум Верховного Совета СССР наградил полк «Нормандия — Неман» орденом Красного Знамени. 42 летчика полка получили боевые ордена, а двое из них — старшие лейтенанты Марсель Альбер и Ролан Де-ля-Пуап — были удостоены звания Героя Советского Союза.

При развитии наступления на большую глубину с высокими темпами командование ВВС умело маневрировало силами авиации по фронту. Зачастую авиационные соединения одной воздушной армии использовались для помощи соседней воздушной армии.

Особенно напряженные боевые действия вела авиация при отражении контрудара противника войсками 1-го Прибалтийского фронта на шауляйском направлении. Немецко-фашистскому командованию удалось скрытно стянуть отборные авиационные части для поддержки войск, участвовавших в контрударе. Наша авиация в это время испытывала недостаток горючего и базировалась далеко от линии фронта. Используя выгодную обстановку, фашистская авиация захватила инициативу и активно воздействовала по нашим войскам

По указанию представителя Ставки Верховного Главнокомандования на помощь 3-й воздушной армии для действий в районе Шауляя была привлечена часть сил 1-й воздушной армии. Это позволило восстановить временно утраченное господство в воздухе.

4-я воздушная армия своими действиями оказала поддержку сухопутным войскам в период боев по освобождению Гродно, помогла им разгромить ожесточенно сопротивлявшегося противника на подступах к Белостоку. В августе 4-я воздушная армия была усилена 4-м штурмовым и 8-м истребительным авиационными корпусами, переданными из 16-й воздушной армии. Она активно поддерживала наступление войск фронта на августовском и ломжинском направлениях.

Авиация 16-й воздушной армии в начале июля содействовала войскам 1-го Белорусского фронта при освобождении ими города Барановичи, принимала участие в отражении контрудара противника на брестском направлении. В дальнейшем она поддерживала войска при форсировании Вислы и при наступлении на пултусском направлении. [309]

6-я воздушная армия (командующий генерал Ф. П. Полынин) развернула активные боевые действия в районе Ковеля. К середине июля она была усилена соединениями РГК. В ее состав было передано также несколько авиадивизий из 16-й воздушной армии. С 18 июля она поддерживала наступление войск 1-го Белорусского фронта (47-й, 8-й гвардейской и 69-й армий) в Брестско-Люблинской операции. Авиационные соединения и части поддерживали наступление наших войск при форсировании ими с ходу Западного Буга, содействовали стремительному маневру 2-й гвардейской танковой армии на варшавском направлении. В конце июля 6-я и 16-я воздушные армии свои усилия сосредоточивали на поддержке 8-й гвардейской и 69-й армий при форсировании ими Вислы у Магнушева и Пулав. За период с 18 по 31 июля части и соединения 6-й воздушной армии совершили около 12 тыс. самолето-вылетов{197}.

Авиационные части 6-й воздушной армии своевременно перебазировались на новые аэродромы. При перебазировании каждый техник зачастую обслуживал по нескольку самолетов, которые выполняли по три-четыре вылета в день. При подготовке штурмовиков к боевым вылетам хороших результатов добились механики Бовать, Климентьев, Игнатов, Ткаченко и механик по вооружению старшина Логинов с мастером ефрейтором Хворовой. Их опыт широко популяризировался в армейской газете.

В период захвата плацдарма на Висле в начале августа особенно обострилась борьба с вражеской авиацией. Усиление прикрытия переправ, совершенствование управления и применение радиолокационных средств дали возможность успешно отразить налеты немецкой авиации, которая только с 11 по 15 августа потеряла над Вислой 69 самолетов и вынуждена была прекратить активные действия в этом районе.

Таким образом, во втором этапе операции, несмотря на ряд трудностей и недостатков, советские ВВС активно содействовали сухопутным войскам в развитии наступления на большую глубину. В сложных условиях воздушной обстановки они помогли нашим войскам преодолеть промежуточные [310] рубежи обороны, форсировать крупные реки и отразить контрудары врага. С 5 июля по 29 августа советская авиация совершила 98534 самолето-вылета и уничтожила до 1500 фашистских самолетов.

В условиях быстрого наступления при слабо развитой аэродромной и дорожной сети авиационные соединения испытывали трудности в материальном и аэродромно-техническом обеспечении боевых действий.

Для доставки материальных средств авиационным частям, танковым корпусам и конно-механизированным группам широко привлекались транспортные самолеты. Транспортные полки Гражданского воздушного флота совершили около 35 тыс. самолето-вылетов и перевезли по воздуху более 43 тыс. человек{198}. Экипажи авиации дальнего действия на самолетах Ли-2 перебросили 11 тыс. человек и около 3500 тонн грузов{199}.

* * *

В Белорусской операции советские войска при поддержке авиации нанесли крупное поражение группе армий «Центр», освободили Белорусскую ССР, большую часть Литовской ССР, часть Латвийской ССР и восточную часть Польши. За счет привлечения крупных сил фронтовой авиации и авиации дальнего действия летчики внесли большой вклад в дело разгрома противника на центральном участке советско-германского фронта. В ходе наступательной операции авиация совершила 153 тыс. самолето-вылетов. Такого размаха боевые действия наших ВВС не имели ни в одной операции минувшей войны.

Борьба с авиацией противника являлась одной из важнейших задач, на решение которой было затрачено 42% всех самолето-вылетов. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 2 тыс. немецких самолетов. О больших потерях свидетельствуют и гитлеровские генералы. В сборнике статей «Мировая война 1939—1945 гг.» отмечается, что

«зимой 1941 года немецкой бомбардировочной авиации был нанесен первый сокрушительный удар, а в 1944 году ее окончательно загубили в России»{200}.

При этом указывается, что в период с 1 июня по 31 августа 1944 г. авиация Германии потеряла 11074 самолета, в том числе 1874 бомбардировщика, 1345 штурмовиков и 7855 истребителей{201}.

Успех применения авиации, и особенно во время преследования противника, во многом зависел от гибкого управления и тесного взаимодействия ее с общевойсковыми, и особенно [311] танковыми, армиями. Выделение оперативных групп со средствами связи, своевременная постановка задач и наведение групп самолетов на цели обеспечивали наиболее целеустремленное и эффективное применение авиации в интересах выполнения главных задач.

Действия авиации при окружении и ликвидации окруженных группировок противника занимали важное место в деятельности воздушных армий. Удары авиации по отходящим войскам во многом способствовали их окружению в ходе преследования под Минском и в других районах. Авиация являлась эффективным средством уничтожения колонн отступавшего противника и его окруженных группировок. Особенно высокие результаты достигались в тех случаях, когда окруженная группировка находилась в ограниченном районе и у нее было мало средств ПВО.

Воздушная разведка в деятельности авиации занимала важное место. Она обеспечивала командование фронтов и армий данными о противнике в период подготовки и в ходе наступления. Поскольку штатные разведывательные части не могли выполнить большого объема задач, практиковалось широкое привлечение частей бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации для ведения разведки.

Успеху действий Военно-воздушных сил способствовали тщательная подготовка к операции, продуманное планирование боевых действий в ходе наступления. Поучительным является скрытное предварительное сосредоточение авиации на аэродромах, удаленных от линии фронта на значительное расстояние, а затем перелеты ее мелкими группами на передовые аэродромы за два-три дня до начала операции на малых высотах с соблюдением полного радиомолчания.

Родина высоко оценила успешные действия советских авиаторов в Белорусской операции. Около 100 авиационных соединений и частей получили почетные наименования. Большое число авиаторов, участников этой операции, были награждены орденами и медалями Советского Союза. В октябре 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза многим летчикам и штурманам 1, 3, 4, 6 и 16-й воздушных армий.

За образцовое обеспечение боевых действий авиационных частей в Белорусской операции были награждены орденами также 260-й, 663-й батальоны аэродромного обслуживания, 80-й район авиационного базирования. [312]

Дальше