Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Генерал-майор авиации Кот В.С.

Применение опыта боевых действий авиации в годы Великой Отечественной войны в практике обучения летного состава

Великая Отечественная война против фашистской Германии и империалистической Японии явилась для Советского государства, его Вооруженных Сил суровым испытанием, богатой школой ведения вооруженной борьбы в различных условиях обстановки. В ходе ее получили дальнейшее развитие вопросы советской военной стратегии, оперативного искусства и техники, обогатились формы и методы обучения и воспитания личного состава Военно-воздушных сил.

Безусловно, в современных условиях под влиянием научно-технического прогресса отдельные положения оперативного искусства, тактики ВВС, которыми руководствовались в годы войны, претерпели коренные изменения. Но не устарел сам опыт, методы подготовки операции и боя, никогда не устареет и значение военной смекалки, мастерства и творчества, с которыми решались самые сложные вопросы в ходе боевых действий.

В докладе главнокомандующего ВВС отмечалось, что в годы войны при разработке вопросов оперативно-тактического применения авиации большое внимание уделялось авиационной поддержке войск. Переход к авиационному наступлению в ходе Великой Отечественной войны как основной форме применения авиации во фронтовых наступательных операциях явился крупным шагом вперед в этом вопросе. Вместо эпизодических разрозненных ударов мелкими группами в интересах сухопутных войск она стала применяться массированно на [163] главных направлениях действий ударных группировок войск фронтов на всю глубину проводимых операций.

И в настоящее время авиационная поддержка войск является одной из важнейших задач авиации. Боевые возможности ее по решению этой задачи значительно повысились. Однако осталась незыблемыми принципы массирований сил на важнейших направлениях, нанесения согласованных по цели, месту и времени ударов подразделений и частей различных родов войск. Значение четко организованного взаимодействия участвующих в огневом поражении противника сил и средств приобрело особую остроту.

В докладе также убедительно показано, что одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых советскими Военно-воздушными силами в годы Великой Отечественной войны, была борьба за господство в воздухе. Битва в воздухе закончилась убедительной победой советской авиации над ВВС фашистской Германии. Завоевание стратегического господства в воздухе в 1943 году явилось важнейшим условием успешного проведения ряда крупнейших стратегических наступательных операций Советскими Вооруженными Силами в третьем периоде Великой Отечественной войны. При этом решающая роль в этой борьбе принадлежала истребительной авиации. Это положение актуально, и в наши дни. Успех действий сухопутных войск еще в большей степени стал зависеть от того, кто владеет инициативой в воздухе.

Дальнейшее развитие в годы войны получили способы боевых действий авиации. Анализ ее боевого применения показывает, что, несмотря на незначительный процент самолето-вылетов (1,5 — 2%), выделяемых для действий авиации способом самостоятельного поиска ("охота"), он был в 3 — 4 раза эффективнее любого другого способа. Такой способ позволял стремительно проникать в расположение врага на земле и в боевые порядки его авиации в воздухе, своевременно обнаруживать противника и внезапно наносить удары по наиболее уязвимым местам наземных объектов и групп различного тактического назначения в воздухе. Успех действий этим способом достигался неукоснительным соблюдением скрытности, внезапности атак. Сейчас, в условиях широкого применения средств РЭБ, возможного нарушений управления, а также при действиях за пределами радиолокационного поля своих средств, еще большее значение приобретает самостоятельный поиск "охота". [164]

Не утратил своего значения опыт создания специальных подразделений для обеспечения действий ударных групп авиации. Это подтверждает опыт боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Например, применение демонстративных (отвлекающих) групп в значительной степени способствует достижению внезапности нанесения ударов ударными группами.

В годы Великой Отечественной войны важную роль в обеспечении командования данными о противнике играла воздушная разведка. К ее ведению привлекались не только специальные разведывательные авиационные подразделения и части, но и нештатные самолеты-разведчики всех других родов авиации. Например, из общего количества самолето-вылетов, выполненных на решение этой задачи, 45 процентов приходится на истребительную авиацию. В настоящее время большая насыщенность группировок войск малоразмерными подвижными элементами, по которым будут задействованы разнородные силы и средства, воздушная разведка окажет решающее влияние на успешное ведение боевых действий.

Опыт организации управления авиацией в годы Великой Отечественной войны показал целесообразность использования боевых самолетов в качестве ретрансляторов. Это позволяло намного успешнее решать задачи по прикрытию особенно подвижных войск при действиях в отрыве от главных сил фронтов. И в настояшее время управление авиацией при действиях на полный тактический радиус или в сложных физико-географических условиях не исключает применение самолетов-ретрансляторов.

Непреходящее значение имеет также опыт по созданию системы пунктов управления авиацией в годы Великой Отечественной войны. Уже в первом периоде войны, под Ленинградом впервые стали применяться пункты управления и наведения истребителей на воздушные цели. Позже этот опыт получил распространение и на других участках фронта. Нельзя исключать положение, что и в современных условиях возникнет необходимость иметь такие пункты управления.

В определенной обстановке для управления авиацией найдут применение авиационные наводчики, подготовке которых в годы войны уделялось самое пристальное внимание, как правило, они осуществляли управление с пунктов управления, развернутых непосредственно в районе боевых действий.

Сложные повседневные будни авиаторов полны примеров героизма, отваги и бесстрашия. [165] Приняв эстафету от ветеранов, нынешнее поколение воздушных бойцов своим беззаветным служением Отчизне преумножает славные боевые традиции Военно-воздушных сил, проявляя при этом чувство товарищества, дружбы и взаимовыручки. В сложной обстановке воины-авиаторы действуют смело, решительно, по-фронтовому. Имена крылатых сыновей нашего народа Героев Советского Союза Г. Елисеева, В. Гайнутдинова, В. Павлова и других по праву стоят в одном ряду с именами прославленных советских асов времен Великой Отечественной войны. Они были первыми там, где требовалось особое мужество. Командиры поручали им самые опасные и ответственные боевые задачи.

Нынешнее поколение советских летчиков, равняясь на героев, полно решимости с честью выполнить свой патриотический и интернациональный долг.

Дальше