Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Полковник Первов А.Х.

Опыт использования авиационных резервов ВГК в годы Великой Отечественной войны и его значение в современных условиях

Вооруженная борьба на советско-германском фронте с самого начала Великой Отечественной войны развернулась на широком фронте. Боевые действия как на земле, так и в воздухе начали вестись в чрезвычайно сложной, быстро меняющейся обстановке. Они отличались решительностью целей, высокой напряженностью и маневренностью.

ВВС противника, используя фактор внезапности и качественное превосходство в технике и нанеся советской авиации уже в первый и последующие дни войны значительные потери, , захватили господство в воздухе сначала на важнейших направлениях, а затем на всем советско-германском фронте. В создавшейся обстановке Советские Военно-воздушные силы не могли надежно прикрыть сухопутные войска и объекты тыла от ударов фашистской авиации, оказать обороняющимся войскам эффективную поддержку с воздуха.

Для завоевания господства в воздухе, эффективной поддержки войск, решения внезапно возникавших задач с первого же дня войны потребовалось немедленное восполнение потерь ВВС действующих фронтов, усиление авиационных группировок на важнейших стратегических (операционных) направлениях. Потребность в резервах авиации, возникшая в начале войны, оставалась вплоть до полного разгрома фашистских войск и окончания Великой Отечественной войны. Подготовка и проведение операций на различных стратегических (операционных) направлениях требовали усиления одних, сокращения [148] других и создания новых авиационных, группировок.

Рассмотрим последовательно, как создавались и применялись авиационные резервы.

Создание авиационных резервов ВГК.

Определенный резерв авиации был создан в Советской Армии еще до начала Великой Отечественной войны. В составе авиационного резерва Главного Командования имелись соединения и части ВВС внутренних военных округов. Они включали на 22 июня 1941 года около 23 процентов всего самолетного парка ВВС Красной Армии. Однако в начале войны при крайне больших потерях ВВС фронтов этих сил оказалось недостаточно не только для наращивания усилий, но и для восполнения потерь.

Опыт первых двух месяцев войны убедительно показал, что в руках Ставки ВГК должен быть постоянный авиационный резерв, маневрируя которым, можно последовательно переносить усилия авиации с одного направления на другое и, не имея общего превосходства в силах, завоевывать господство в воздухе на отдельных направлениях, отражать удары наступавших войск противника, решать внезапно возникавшие задачи. Так это было, например, в ходе контрнаступления под Москвой и под Сталинградом. В качестве такого резерва авиации до осени 1942 года создавались резервные, ударные, маневренные и другие авиационные группы и даже авиационные армии РВГК. Так, с августа по октябрь 1941 года было сформировано шесть резервных, а с марта по апрель 1942 года — десять ударных авиационных групп РВГК. Три авиационные армии РВГК были сформированы в июле 1942 года.

Однако и с их созданием проблема авиационных резервов ВГК полностью не решалась. Одни из них создавались временно, смешанного состава и имели незначительный самолетный парк, в силу чего не могли решать не только оперативные, но и тактические задачи. Такими являлись авиационные группы. Другие же авиационные армии, наоборот, были мощными, но малоподвижными, громоздкими. Кроме того, применение авиационных армий приводило к серьезным трудностям в вопросах организации управления и взаимодействия, поскольку при передаче фронту такой армии в его составе оказывалось два оперативных авиационных объединения, командующие которых не подчинялись друг другу. [149]

Накопив опыт создания и использования различных по их составу и организационной структуре авиационных резервов, командование ВВС Советской Армии пришло к выводу о необходимости создания более крупных, чем авиационные группы, и более маневренных, чем авиационные армии, резервных соединений. Обстановка требовала, чтобы авиасоединения РВГК одновременно сочетала в себе три свойства: были достаточно мощными и в то же время высокоманевренными и удобоуправляемыми. Такими авиационными соединениями РВГК стали авиационные корпуса и отдельные дивизий РВГК, создание которых началось с 26 августа 1942 года. Всего до конца войны было создано 30 авиационных корпусов и 27 отдельных авиадивизий.

Имея в своем составе до 360 самолетов, авиакорпуса РВГК обладали значительно большими боевыми возможностями, чем авиационные группы, и примерно такими же, как авиационные армии РВГК. Наличие же в составе авиакорпусов 2 — 3 дивизий (в авиационных армиях их было от трех до пяти) значительно повысило их маневренность по сравнению с авиационной армией РВГК. Авиационные корпуса РВГК оперативно подчинялись командующему воздушной армией (на определенное время ). Это позволяло включать в состав одной воздушной армии несколько авиакорпусов. Например, при подготовке Львовско-Сандомирской операции 1-го Украинского фронта во 2-ю воздушную армию было передано девять, в Берлинской операции — восемь авиационных корпусов РВГК. При этом, как показал опыт, не затруднялась организация боевых действий, не нарушалась гибкость и централизация управления авиацией в масштабе фронта.

Удельный вес самолетов авиакорпусов РВГК в боевом составе фронтовой авиации был достаточно большим. К началу второго периода войны в них насчитывалось уже 25 процентов от самолетного парка фронтовой авиаций действующей армии, а на 1 августа 1944 года боевой состав авиакорпусов РВГК составлял уже 52 процента от самолетного парка фронтовой авиации действующей армии. С учетом самолетного парка отдельных авиадивизий РВГК этот процент был равен 63. Такой состав авиационного резерва ВГК, как показал опыт войны, являлся наиболее оптимальным. Располагая им, Ставка ВГК имела большие возможности по усилению воздушных армий фронтов в решающие моменты на важнейших направлениях. Так, получив на усиление из Резерва Ставки ВГК [150] четыре авиационных корпуса и семь отдельных дивизий РВГК, советские ВВС смогли в ходе контрнаступления под Сталинградом завоевать и удержать господство в воздухе. После ввода в сражение трех авиакорпусов РВГК резко удалось изменить обстановку в воздухе на Кубани весной 1943 года. Командующий войсками Северо-Кавказского фронта отмечал, что авиация противника, понеся исключительно большие потери, вынуждена была уйти с поля боя, господство в воздухе перешло в наши руки.

Таким образом, поиски наилучших форм организации авиационных резервов ВГК, продолжавшиеся более года, к исходу первого периода войны увенчались успехом. Были созданы маневренные, мобильные, обладавшие большими боевыми возможностями, удобоуправляемые авиакорпуса и дивизии РВГК.

Маневр авиасоединениями РВГК.

Как показал опыт, везде одинаково сильным быть нельзя. Поэтому наше командование широко осуществляло маневр силами авиации, перенося ее усилия последовательно с одного направления на другое, нанося таким образом серьезные поражения то одной, то другой группировке противника. Имея многочисленные авиационные резервы, Ставка ВГК весьма успешно решала эту проблему. При этом характерно, что с совершенствованием форм организации авиационных резервов ВГК, накоплением опыта и изменением обстановки на фронте менялся характер и масштаб маневра.

В начале Великой Отечественной войны соединения и части ВВС внутренних военных округов выполняли маневр преимущественно из тыла к фронту, С созданием же специальных авиационных соединений РВГК (РАГ-ов, МАГ-ов, УАГ-ов) маневр резервами стал осуществляться как из тыла к фронту, так и вдоль фронта. Например, 1 РАГ 11 сентября 1941 года с Брянского фронта после участия в воздушной операции по разгрому 2-й танковой группы противника была переброшена на Юго-Западный фронт, а 15 сентября для действий по этой же танковой группе была перенацелена с Брянского на Юго-Западный фронт 4 РАГ. С прибытием двух авиагрупп РВГК самолетный парк ВВС Юго-Западного фронта увеличился вдвое, что позволило его войскам путем нанесения контрударов и ударов авиации с воздуха снизить темпы продвижения 2-й танковой группы.

Вместе с тем, межфронтовой маневр авиагруппами РВГК осуществлялся лишь в рамках стратегического направления на расстояния, не превышающие 300 км. [151] Широкий размах с привлечением большого количества резервных соединений получил маневр во 2-м и 3-м периодах Великой Отечественной войны и при подготовку войны против милитаристской Японии. Переход стратегической инициативы на сторону Советской Армии и наличие большого количества авиакорпусов и дивизий РВГК позволили создавать на важнейших направлениях крупные авиационные группировки и решающим образом влиять на ход и исход операций.

По опыту летне-осенней кампаний 1943 года, летне-осенней кампании 1944 года и завершающей кампании в Европе в 1945 году на направлении главного удара Ставка ВГК сосредоточивала от 39 до 95 процентов всех имевшихся авиационных корпусов РВГК. В результате усиления авиационными резервами боевой состав воздушных армий фронтов, действовавших на главном направлении, увеличивался в 2 — 3 и более раз. Так, боевой состав 15 ВА Брянского фронта на 1 мая 1943 года составлял всего 257 исправных самолетов, к началу оборонительного сражения под Курском (5 июля) он увеличился до 758, а на 3 августа насчитывал уже 1139 исправных самолетов. 1 ВА 3-го Белорусского фронта на 1 мая 1944 года имела в своем составе 672 исправных самолета. К началу же Белорусской операции (на 23 июня 1944 года), после усиления ее пятью авиакорпусами и тремя отдельными авиадивизиями РВГК, насчитывала уже 2005 исправных самолетов. На долю авиационных корпусов РВГК приходилось от 50 до 63 процентов всех самолетов, участвовавших в боевых действиях в битве под Курском, в Белорусской и Берлинской операциях.

Столь значительное усиление воздушных армий резервами во многом предопределило успех действий нашей авиации в воздухе, а сухопутных войск на земле.

".... Громадное численное превосходство нашей авиации, докладывал командующий 16 ВА после окончания Бобруйской операции в штаб ВВС Красной Армии, — определило уже в первый день операции невозможность серьезного сопротивления в воздухе. На протяжении всех дней операции наша авиация прочно удерживала господство в воздухе ... наши войска... могли спокойно двигаться вперед, чувствуя мощную поддержку с воздуха своей авиации". [152]

Маневр авиакорпусами и дивизиями РВГК с целью создания или усиления авиационных группировок на стратегических (операционных) направлениях осуществлялся из тыла к фронту и вдоль фронта. Причем межфронтовой маневр выполнялся как в рамках одного стратегического направления, так и с одного направления на другое.

Маневр из тыла к фронту выполнялся, чаще всего, в период подготовки к кампании (операции). До начала летне-осенней кампании 1943 года из резерва было передано на фронт 12 авиакорпусов; летне-осенней кампании 1944 года, завершающей кампании в Европе — по 11 авиакорпусов. Подавляющая часть авиакорпусов, выводившихся из резерва, передавалась в воздушные армии фронтов, действовавших на главном направлении в кампании.

В летне-осенней кампании 1943 года из 12 авиакорпусов, выделенных из резерва, 11 выполнили маневр в район Курского выступа. В летне-осенней кампании 1944 года из 11 авиакорпусов восемь были переброшены в Белоруссию, а до начала завершающей кампании в Европе все 11 авиакорпусов были переданы из резерва на берлинское направление в 4, 16 и 2-ю воздушные армии, соответственно 2-го, 1-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов.

В летне-осенней кампании 1943 года маневр из тыла к фронту авиасоединениями РВГК осуществлялся, кроме того, для создания стратегического резерва в районе Курского выступа. В 5 ВА Степного военного округа были переброшены три авиакорпуса. Это явилось особенностью Курской битвы, когда в резерве Ставки ВГК находилось оперативное авиационное объединение, усиленное авиакорпусами РВГК.

Нередко маневр из тыла к фронту авиасоединениями РВГК выполнялся с целью наращивания усилий авиации в борьбе за господство в воздухе уже в ходе операции. Так, в первые дни оборонительного сражения под Курском, когда фашистской авиации удавалось периодически захватывать инициативу в воздухе и наносить чувствительные удары по нашим войскам, Ставка ВГК 7 июля 1943 года усилила истребительную авиацию Центрального и Воронежского фронтов. В 16-ю воздушную армию Центрального фронта из резерва была передана 234 иад, а во 2-ю воздушную армию Воронежского фронта — 256 иад РВГК. Своевременный ввод в сражение авиационных резервов, а также проведение ряда других мероприятий позволили нашей авиации в последующие дни обороны прочно [153] завоевать господство в воздухе на курском направлении.

Маневр вдоль фронта с одного направления на другое выполнялся авиасоединениями РВГК при последовательном проведении операций на разных направлениях. Так, после успешного завершения Сталинградской битвы 2 бак и 2 сак были переброшены весной 1943 года на Северный Кавказ, где в низовьях Кубани развертывались ожесточенные бои на земле и в воздухе. Сюда же с Воронежского фронта прибыл 3 иак. Однако уже в конце июня и в начале июля 1943 года соединения РВГК после завершения воздушных сражений на Кубани выполнили маневр: 2 сак и 3 иак — в 5-ю воздушную армию Степного фронта, а 2 бак — в 1-ю воздушную армию Западного фронта. Все три авиакорпуса после перебазирования вели активные боевые действия в битве под Курском. Маневрируя таким образом авиационными соединениями РВГК, Ставка ВГК создавала благоприятные условия советским ВВС для последовательного разгрома фашистской авиации и завоевания летом 1943 года стратегического господства в воздухе.

Маневр на большие расстояния авиакорпусами РВГК выполнялся и в летне-осенней кампании 1944 года. После разгрома немецко-фашистских войск на южном крыле советско-германского фронта и освобождения Крыма 3 иак и 1 сак во второй половине мая 1944 года были выведены из боевых действий. В то же время в Белоруссии советские войска готовились к проведению крупнейшей в Великой Отечественной войне стратегической наступательной операции. В такой обстановке 3 иак из Крыма был перебазирован в 1 ВА 3-го Белорусского фронта. А после доукомплектования уже в ходе операции в Белоруссии был переброшен 1 сак в 6 ВА 1-го Белорусского фронта. Так, нанеся серьезное поражение фашистской авиации на юге, наше командование перенесло главные усилия советской авиации на центральный участок советско-германского фронта, создав тем самым благоприятные условия для проведения операций сухопутных войск в Белоруссии.

Исключительно широко в годы войны выполнялся межфронтовой маневр авиасоединениями РВГК в рамках стратегического направления, в ходе одной стратегической операции (битва под Курском, Белорусская операция и др.). В зависимости от изменения роли и задач фронтов в стратегической операции авиасоединения РВГК по указанию Ставки ВГК передавались то одному, то другому фронту. [154] Например, на первом этапе Белорусской операции главная роль отводилась войскам 3-го и 1-го Белорусских фронтов. Именно поэтому, входившие в их состав 1 и 16 ВА были усилены десятью авиакорпусами РВГК и насчитывали свыше двух тысяч исправных самолетов. В то же время 4 ВА 2-го Белорусского фронта не имела ни одного авиакорпуса, а 3 ВА 1-го Прибалтийского фронта — всего один авиакорпус.

Однако после успешного решения фронтами ближайшей задачи стратегической операции усилия войск были перенесены и на другие направления. Изменились роль и задачи фронтов, что привело к необходимости немедленного осуществления маневра силами авиации. Так, когда войска 1-го Прибалтийского фронта развернули стремительное наступление на Вильнюс, Шяуляй и создалась реальная возможность отрезать в Прибалтике немецкую группу армий "Север". Ставка ВГК усилила в середине июля 1944 года 3 ВА 1-го Прибалтийского фронта. В ее состав из 1 ВА 3-го Белорусского фронта были переданы 1 гв.бак, 1 гв.иак и 334 бад РВГК, имевшие в своем составе около 500 исправных самолетов. В начале августа, во время выхода войск 2-го Белорусского фронта на подступы к Восточной Пруссии и получения ими задачи на дальнейшее наступление, была усилена и 4 ВА 2-го Белорусского фронта. В ее состав из 16 ВА 1-го Белорусского фронта были переданы 4 шак и 8 иак. Вследствие этого боевой состав воздушной армии увеличился вдвое.

В этой же Белорусской операции при выходе войск правого крыла 1-го Белорусского фронта в район северо-восточнее Бреста и успешном прорыве обороны противника войсками 1-го Украинского фронта создались благоприятные условия для перехода в наступление войск левого крыла 1-го Белорусского фронта. Дли обеспечения успеха наступления здесь была создана ударная группировка сухопутных войск и авиации. В частности, в 6-ю воздушную армию 1-го Белорусского фронта были переданы из 16 ВА этого же фронта два авиакорпуса (6 сак и 3 бак) и три авиакорпуса из резерва. Боевой состав воздушной армии увеличился в пять раз. Такое перемещение усилий авиации в ходе стратегической операции с одного направления на другое путём маневра авиационными соединениями РВГК во многом помогало сухопутным войскам развивать наступление с высокими темпами и на большую глубину. [155]

В условиях, когда требовалось немедленное усиление авиации в полосе соседнего фронта или при недостатке там аэродромов, авиасоединения РВГК выполняли межфронтовой маневр без перебазирования — радиусом действия. Например, после ввода в сражение 3 гв. ТА на левом крыле Брянского фронта 19 июля 1943 года в ходе контрнаступления на орловском направлении противник обрушил на нее массированные удары с воздуха. В сложившейся обстановке своих сил в 15 ВА для отражения ударов было недостаточно, а организация и осуществление маневра истребительного авиакорпуса в полосу Брянского фронта требовали много времени. С тем, чтобы немедленно организовать противодействие бомбардировкам противника по указанию Ставки ВГК 6-му истребительному авиакорпусу РВГК, находившемуся в 16 ВА соседнего Центрального фронта, была поставлена задача — прикрыть войска 3 гв. ТА, не перебазкруясь на Брянский фронт. Благодаря принятым мерам активность действий фашистской авиации была быстро и резко снижена.

Маневр радиусом действия по сравнению с маневром с изменением аэродромного базирования был более скоротечен, экономичен, не требовал широкой подготовки аэродромной сети в полосе фронта, куда выполнялся маневр, и сосредоточения частей обеспечения. Он способствовал достижению внезапности удара, своевременному влиянию на воздушную и наземную обстановку. Его существенным недостатком являлась незначительная дальность, ограниченная радиусом действия самолетов.

В годы Великой Отечественной войны при подготовке боевых действий против милитаристской Японии был получен опыт в организации и осуществлении маневра авиасоединениями РВГК с одного театра войны на другой. С целью усиления авиационной группировки на Дальнем Востоке с Западного ТВД в конце июня 1945 года и начале июля были перебазированы в 12 ВА Забайкальского фронта два бомбардировочных авиакорпуса ( 6 и 7 бах ) и 190-я истребительная авиадивизия РВГК. Экипажи бомбардировочных авиакорпусов перебазировались на Дальний Восток по воздуху на своих боевых самолетах, а летный состав 190 иад РВГК — на транспортных самолетах. Боевые самолеты 190 иад РВГК получила на месте нового базирования. Передача в состав 12 ВА двух авиакорпусов, вооружённых самолетами Ту-2 с большим радиусом действия, оказала весьма положительное влияние на ход боевых действий войск Забайкальского фронта в Маньчжурской стратегической операции. [156] Это объясняется тем, что части авиакорпусов на самолетах Ту-2 могли даже в условиях крайней ограниченности аэродромов и стремительного продвижения войск выполнять боевые задачи в их интересах, длительное время базируясь на одних аэродромах.

Советское командование придавало большое значение правильному применению соединений РВГК, поступавших на усиление воздушных армий фронтов. 29 марта 1943 года в директиве командующего ВВС Советской Армии в адрес командующих воздушными армиями и командиров авиакорпусов указывалось:

"Авиационные корпуса РВГК, придаваемые в оперативное подчинение воздушных армий, использовать только на направления главных ударов и ни в коем случае не допускать распыления их для одновременного поражения большого числа объектов и выполнения многих задач".

Помимо директивных указаний командующий ВВС Советской Армии или его заместители по существу непрерывно находились на фронтах войны в качестве представителей Ставки ВГК по авиации и принимали участие в разработке планов применения ВВС и использования авиационных соединений РВГК в крупнейших стратегических операциях.

Истребительные авиационные соединения РВГК использовались главным образом для ведения борьбы за господство в воздухе и прикрытия войск и объектов тыла фронта. Так, в Курской битве непосредственное влияние на изменение воздушной обстановки оказал ввод в сражение истребительных авиакорпусов РВГК. В первые дни вражеского наступления противник владел инициативой в воздухе. По указанию командования ВВС командиры 4-го, 5-го и 6-го истребительных авиакорпусов выехали на передовые командные пункты, расположенные у переднего края. Умело нацеливая группы истребителей на бомбардировщиков противника и своевременно наращивая силы в воздухе, они сумели добиться резкого перелома обстановки в воздухе. Противник стал нести большие потери и снизил свою активность. После ввода в сражение дополнительно еще двух истребительных авиационных дивизий РВГК в полосах Центрального и Воронежского фронтов инициатива окончательно перешла на сторону советской авиации.

В Висло-Одерской операции прикрытие главной группировки войск 1 -го Белорусского фронта успешно осуществляли 3 и 6 иак. В Берлинской операции удержание господства [157] в воздухе и прикрытие главной группировки войск 1-го Белорусского фронта осуществлялись 3-м и 13-м истребительными авиакорпусами РВГК, которые успешно справились с поставленной задачей.

Большинство командиров истребительных авиационных соединений РВГК в ходе войны зачастую сами находились во главе боевых порядков соединения (группы самолетов), показывая пример мужества, бесстрашия и умения руководить боем в воздухе. Например, дважды Герой Советского Союза Е.Я. Савицкий (ныне маршал авиации) лично совершил 216 боевых вылетов и сбил 22 вражеских самолета, а летчики 3-го истребительного корпуса под его руководством произвели за войну около 29 тысяч боевых вылетов и уничтожили 1653 самолета противника.

Бомбардировочные и штурмовые авиационные соединения РВГК составляли главную ударную силу воздушных армий. Важнейшими задачами, возлагаемыми на штурмовые и бомбардировочные авиакорпуса, являлись авиационная поддержка войск фронтов при прорыве обороны и развитии тактического успеха в оперативный, нарушение железнодорожных к автомобильных перевозок и борьба с резервами, уничтожение группировок войск в оперативной глубине, уничтожение самолетов противника на аэродромах. Как и истребительные авиакорпуса, они использовались на направлениях главных ударов фронтов.

Например, в апреле 1945 года во время штурма Кенигсберга, помимо трех воздушных армий (1, 3 и 18 ВА) и ВВС Краснознаменного Балтийского флота привлекались 5-й гвардейский и 5-й бомбардировочные авиакорпуса РВГК из состава соседних — 15-й и 4-й воздушных армий. Массированное использование авиации помогло войскам 3-го Белорусского фронта разгромить и пленить 130-тысячную кенигсбергскую группировку противника в течение нескольких суток. В Берлинской операции только 1-ю гвардейскую танковую армию 1-го Белорусского фронта поддерживали с воздуха 9-й штурмовой и 6-й гвардейский бомбардировочный авиационные корпуса РВГК. Главный маршал авиации А.А. Новиков, координировавший действия всех сил авиации в Берлинской операции, в своих воспоминаниях писал:

"В первую очередь мне хочется отметить боевую работу частей и подразделений 1-го и 2-го гвардейских штурмовых авиакорпусов. Это они, когда фашисты прижали огнем артиллерии нашу пехоту к земле, своими мощными ударами [158] заставили замолчать орудия в районах Форста, Гросс-Цшаксдорфа, Койне, Кебельна, Емлитца и Мускау. Советская пехота снова поднялась в атаку и быстро овладела этими сильными узлами обороны на первой полосе".

Для прикрытия, поддержки и сопровождения введенных в сражение 17 апреля 1945 года 3-й и 4-й гвардейских танковых армий 1-го Украинского фронта было выделено шесть авиационных корпусов РВГК: два бомбардировочных, два штурмовых, два истребительных, позволивших танкистам выполнить свои боевые задачи.

Все эти примеры показывают большую роль и значение боевых действий авиационных соединений РВГК, придаваемых воздушным армиям фронтов на период осуществления наступательных или оборонительных операций.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны был получен богатый опыт создания и применения авиационных резервов ВГК. В настоящее время, несмотря на коренные изменения характера вооруженной борьбы, многие положения этого опыта, продолжают сохранять свое значение. Он является важной основой для успешного решения проблемы создания и использования авиационных резервов Главного командования в современной войне с учетом новых достижений науки и техники у нас и у вероятного противника.

В будущей ядерной войне роль авиационных резервов неизмеримо возрастет, что связано в первую очередь с возможными значительными потерями, увеличением размаха вооруженной борьбы, повышением маневренности и динамичности военных действий.

Неменьшая потребность в резервах авиации возникает и в войне с применением только обычных средств поражения, поскольку такая война будет характеризоваться большим напряжением, острой борьбой за инициативу, массовыми потерями войск и непрерывным наращиванием их усилий за счет переброски резервов из глубины.

Опыт локальных войн и послевоенных учений показывает, что успех военных действий с обычными средствами поражения на континентальных и океанских (морских) ТВД в современных условиях находится в прямой зависимости от наличия господства в воздухе. Главная и решающая роль в этой борьбе будет принадлежать авиации. Успешная же борьба за господство в воздухе, как это следует из опыта Великой Отечественной войны и послевоенных учений, немыслима [159] без создания количественного и качественного превосходства над авиационной группировкой противника на важнейших направлениях действий Советских Вооруженных Сил. Создание таких сильных авиационных группировок возможно либо за счет маневра авиацией, сосредоточенной на ТВД, либо за счет маневра резервными силами авиации из глубины, т.е. при наличии достаточного количества авиационных резервов. Поэтому в современных условиях наличие достаточного количества заранее подготовленных соединений или частей РВГК, способных в любой момент и в кратчайшие сроки выполнить маневр на ТВД из глубины страны или с других ТВД, становится настоятельной необходимостью. Без наличия таких соединений (частей) невозможно достигнуть нужного превосходства над авиационной группировкой противника, резкого изменения обстановки в свою пользу в ходе боевых действий сухопутных войск.

Следовательно, как в ядерной, так и в обычной войне проблема создания, подготовки и применения авиационных резервов продолжает оставаться актуальной. Ее правильное решение невозможно без творческого использования опыта войны.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что потребность в резервах авиации возникла в первые же дни войны. Они нужны были и использовались для немедленного восполнения потерь, понесенных нашей авиацией, для усиления авиационных группировок на важнейших направлениях, для решения внезапно возникавших задач. При этом быстро меняющаяся обстановка, маневренный характер операций, проводимых на обширных пространствах, потребность в авиации то на одном, то на другом направлениях вызывали необходимость создания специальных мобильных, способных в короткие сроки перебазироваться на большие расстояния авиационных резервов ВГК.

В качестве такого резерва авиации в годы войны применялись формирования различной организационно-штатной структуры. Однако наиболее оптимальной структурой авиационных резервов ВГК оказались авиационные корпуса и отдельные авиационные дивизии РВГК. Они обладали высокими боевыми возможностями, мобильностью и маневренностью, обеспечивавшими способность в самые короткие сроки выполнять маневр на большие расстояния. Такая структура авиационных резервов ВГК создавала удобство управления ими и материально-технического обеспечения.

В связи с крайне ожесточенным характером будущей войны, возможными большими потерями, особое значение приобретает проблема количественного состава авиационных резервов ВГК. [160] Актуальность этой проблемы повышается еще и тем, что состав резерва должен обеспечить выполнение поставленных перед авиацией задач как в ядерной, так и в обычной войне. Опыт Великой Отечественной войны показал, что состав авиационного резерва должен быть достаточно большим. Так, на 1 сентября 1941 года удельный вес самолетов резервных авиационных соединений составлял 21 процент от самолетного парка авиации фронтов, к началу летне-осенней кампании 1943 года — 42 процента, а на 1 августа 1944 года — 63 процента.

Практика войны подтвердила, что только при наличии такого большого количества авиасоединений РВГК Ставка имела возможность создавать крупные авиационные группировки на важнейших направлениях.

Пристального внимания заслуживает опыт гармонического создания и накопления авиационных резервов ВГК всех родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной и истребительной. Только создание и непрерывное накопление авиационных резервов всех родов авиации позволило в годы войны создавать на главном направлении мощные авиационные группировки, способные решать разнообразные задачи. В будущей войне круг этих задач еше больше расширится, сложность их выполнения повысится. Поэтому опыт войны имеет практическое значение.

Весьма серьезного внимания заслуживает в современных условиях опыт организации и осуществления маневра авиационными резервами РВГК. Это объясняется тем, что роль маневра в современной войне значительно повысилась. Главнокомандующий ВВС требует считать важнейшим направлением совершенствования оперативной подготовки освоение маневра как внутри театра, так и с одного театра военных действий на другой. Между тем, вопрос организации и осуществления маневра резервами авиации требует глубокой теоретической разработки. А это возможно только при длительном анализе богатого исторического опыта.

Опыт учений и в целом практика послевоенного развития оперативного искусства ВВС подтвердили жизненность и особую важность принципов применения авиационных резервов, которые получили проверку и себя полностью оправдали в операциях (кампаниях) прошлой войны. К ним относятся: [161] массированное применение авиационных резервов на решающих направлениях и постановка перед ними наиболее целесообразных задач. Исследование показало, что от 50 до 90 процентов всех сил авиасоединений РВГК Ставка использовала на главных направлениях действий советских войск. Важнейшими задачами авиационных соединений РВГК являлись участие в борьбе за господство в воздухе, поддержке войск фронтов и борьбе с резервами.

В целом, несмотря на крупные изменения, происшедшие а средствах вооруженной борьбы и способах их применения, опыт создания и применения авиационных резервов ВГК, приобретенный в годы Великой Отечественной войны, является в высшей степени поучительным и во многом сохраняет свое значение в настоящее время. Он позволяет глубже познать и целеустремленнее решать современные вопросы военного искусства. [162]

Дальше