Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Генерал-полковник авиации Борсук А.Ф.

Развитие тактики родов фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны, значение опыта войны для современности

Большой вклад в победу советского народа над фашистской Германией внесли Военно-воздушные силы, основу которых составляла фронтовая авиация. Вместе с другими родами войск фронтовая авиация наносила сокрушительные удары по живой силе и технике противника. В ожесточенных воздушных боях и сражениях наши летчики громили хваленую немецко-фашистскую авиацию.

Тактика родов авиации отвечала уровню авиационной техники и требованиям боя того времени. В основном правильно решались вопросы применения родов авиации, определялись способы боевых действий, боевые порядки и тактические приемы при выполнении различных задач, в достаточной степени отрабатывались вопросы управления и боевого обеспечения.

Однако допущенные просчеты и недостатки в проведении мероприятий по повышению боевой готовности ВВС и подготовке их к отражению фашистской агрессии привели к тому, что нашей авиации пришлось вступить в войну в трудных условиях обстановки.

С самого начала военных действий на всем советско-германском фронте развернулась ожесточенная борьба за господство в воздухе.

Истребительная авиация при этом была основным средством борьбы. Однако, при необходимости, она привлекалась и для поражения наземных объектов противника.

Наиболее важными задачами, решаемыми фронтовыми истребителями в ходе Великой Отечественной войны, были: [73] прикрытие сухопутных войск и объектов тыла от ударов с воздуха и воздушной разведки противника; обеспечение боевых действий других родов авиации и прикрытие аэродромов их базирования; нанесение ударов по войскам и технике противнит ка; ведение воздушной разведки.

На прикрытие войск и объектов тыла фронтов в начале войны выделялись практически все истребительные части и соединения. В дальнейшем, по мере увеличения самолетного парка истребителей и с заменой пулеметного вооружения на пушечное, появилась возможность использовать часть истребительной авиации для решения других задач. Основными способами боевых действий истребителей при выполнении задачи прикрытия войск являлись: перехват из положения дежурства на аэродроме или из засад, патрулирование (дежурство в воздухе), "свободная охота".

Перехват самолетов противника из положения дежурства на аэродроме был более экономичным способом действий, однако его эффективность зависела прежде всего от надежности работы систем наблюдения, оповещения и связи. Поэтому более широкое применение он получил в третьем периоде войны с поступлением на вооружение ВВС радиолокационных станций.

Наиболее распространенным способом боевых действий истребителей при прикрытии войск явилось патрулирование над полем боя. В назначенные зоны дежурства в воздухе высылался наряд истребителей, состав которого зависел от наличия сил, активности противника, характера боевой задачи. Однако эффективность этого способа вначале была низкой. Истребители в зонах дежурства выполняли полет большими группами в сомкнутых боевых порядках, что сковывало их манёвр, затрудняло управление в бою. При этом такая группа представляла легко уязвимую для истребителей противника цель, особенно со стороны верхней полусферы. Используя слабые стороны в организации патрулирования наших истребителей, противник нередко сковывал их действия незначительными силами и безнаказанно наносил удар по нашим войскам.

Учитывая эти недостатки в боевых действиях истребителей, советские летчики уже в воздушных сражениях на Кубани (весна 1943 года) впервые применили эшелонирование истребителей в зонах дежурства в воздухе по высоте. Одним из первых такой боевой порядок применил выдающийся мастер воздушного боя капитан А.И.Покрышкин, впоследствии Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации. [74] Он в числе первых перешел на патрулирование в зоне дежурства в воздухе на повышенных скоростях полета с использованием вертикального маневра. Это сокращало время сближения, повышало внезапность атаки по противнику, обеспечивало истребителю сохранение инициативы в бою. Родившаяся в небе Кубани тактическая формула "высота — скорость — маневр — огонь!" стала для всех советских летчиков-истребителей основной формулой победы.

Для борьбы с одиночными самолетами и небольшими группами на земле организовывались засады, которые располагались в непосредственной близости от линии фронта, а также на вероятных направлениях маршрутов полетов авиации противника. В засады выделялось от пары самолетов до эскадрильи.

С целью уничтожения отдельных самолетов и небольших групп противника над его территорией применялась "свободная охота" истребителей. Помимо успешной борьбы с самолетами противника на глубине 50 — 100 км за линией фронта "охотники" добывали ценные разведывательные данные о расположении и действиях наземных войск и авиации противника.

Важной задачей истребительной авиации было обеспечение боевых действий других родов авиации, которое включало: непосредственное сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков до цели и обратно; прикрытие их в районе боевых действий; блокирование аэродромов противника.

При достаточном количестве сил боевой порядок истребителей сопровождения обычно состоял из трех тактических групп: непосредственного прикрытия; ударной, резерва.

Группа непосредственного прикрытия, как правило, располагалась сзади (200 — 400 м) с незначительным превышением (150 — 300 м) или на одной высоте с бомбардировщиками или штурмовиками. Ударная группа обычно следовала с превышением 800 — 1000 м над бомбардировщиками или штурмовиками. Группа резерва находилась по отношению к ударной группе и группе непосредственного прикрытия в стороне или сзади с превышением над ударной группой 600 — 1000 м. Если для сопровождения выделялось небольшое количество истребителей, то группа резерва, а иногда и ударная группа не создавались.

В условиях сильного противодействия истребителей противннка наряду с непосредственным прикрытием штурмовиков и бомбардировщиков применялась расчистка воздушного пространства. Истребители прибывали в район боевых действий обычно за 3 — 5 мин до нанесения удара бомбардировщиками и штурмовиками и связывали боем истребителей противника. В некоторых случаях, при наличии достаточного количества сил, создавались заслоны на наиболее вероятных направлениях появления истребителей противника.

В ходе войны совершенствовалась и тактика воздушного боя. Решающее значение на ее развитие оказало улучшение боевых свойств наших самолетов. С поступлением на вооружение частей ВВС новых истребителей Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, обладающих высокой тяговооруженностыо, воздушный бой на виражах уступил место вертикальному маневру, что позволяло летчикам вести наступательный бой и применять эшелонированные по высоте боевые порядки. Тактика боя основывалась на внезапности, максимальном использовании маневра, огня, взаимодействия в группе, на умелом использовании преимущества своего самолета и учета слабых сторон самолетов противника.

Наряду с решением своих основных задач по обеспечению боевых действий сухопутных войск и других родов авиации, фронтовые истребители в годы войны привлекались также к штурмовым действиям по различным наземным объектам противника.

Основными объектами действий истребителей являлись войска и техника противника на марше, на поле боя и в районах рассредоточения, железнодорожные эшелоны и автоколонны, самолеты, склады горючего и боеприпасы на аэродромах.

Атака цели производилась, как правило, с пикирования парами, звеньями и одиночно. Сначала сбрасывались бомбы, затем цель обстреливалась из пулеметов и пушек. Сбрасывание бомб производилось в зависимости от размеров цели самостоятельно каждым летчиком или же по сигналу командиров звеньев или пар.

Известно, что советской авиацией на советско-германском фронте уничтожено 57 тысяч вражеских самолетов, 48 тысяч приходится на Военно-воздушные силы Советской Армии, в том числе 44 тысячи было уничтожено в воздушных сражениях и боях. Не исключено, что и в современных условиях воздушное пространство явится той основной средой, где развернутся главные события по завоеванию господства в воздухе.

Развитие тактики штурмовой авиации

Штурмовая авиация как средство поддержки сухопутных войск на поле боя впервые была создана в нашей стране. [76]

Специальный бронированный самолет-штурмовик Ил-2 был принят на вооружение в 1941 году.

В первый период войны штурмовая авиация применялась преимущественно для борьбы с танковыми и механизированными колоннами наступающего противника. Поскольку самолетов Ил-2 было еще мало, они действовали мелкими подразделениями в составе одного-двух звеньев. Атаки производились с бреющего полета. Они давали высокие результаты. Именно в этот период немецкие солдаты прозвали наши штурмовики "черной смертью".

В борьбе с истребителями противника штурмовики выработали тактику, основанную на взаимной поддержке экипажей путем сочетания огня крыльевых пушек, пулеметов и маневра. Однако задняя полусфера самолета оставалась незащищенной оборонительным огнем и самолеты Ил-2 несли большие потери от истребителей.

В ноябре 1942 года прошел врйсковые испытания и начал поставляться фронту двухместный самолёт Ил-2, оборудованный подвижной пулеметной установкой для обстрела задней полусферы.

Так была окончательно отработана конструкция штурмовика, получившего назначение противотанкового самолета. Однако по-настояшему он стал противотанковым лишь в 1943 году, когда впервые под Курском были применены противотанковые бомбы различных калибров. Результаты ударов по танкам с применением этих бомб оказались в 2 — 3 раза выше, чем при бомбардировании танков фугасными авиабомбами.

Если с началом войны штурмовая авиация действовала по колоннам наступающего противника, то после перехода наших войск в контрнаступление под Сталинградом и до конце войны штурмовая авиация стала широко применяться для поддержки войск на поле боя. Удары наносились звеньями, шестерками и эскадрильями, бомбометание и стрельба по целям велись с пологого пикирования с высот 900 — 700 м, как правило, с нескольких заходов. Каждый экипаж самостоятельно выбирал и атаковал цель.

При уходе штурмовиков от цели истребители противника часто сбивали замыкающие самолеты. Это привело к созданию нового боевого порядка "круг самолетов", который применялся сначала для ведения боя с истребителями, а затем и для действий по наземным целям. Эскадрилья в составе не менее восьми самолетов, построившись в колонну по одному, оказалась способной замкнуть "круг" и посамолетно атаковать цель, сохраняя дистанцию между самолетами 600 — 800 м. Впервые этот боевой порядок был применен в мае 1942 года в 288 шап.

Свои задачи штурмовая авиация выполняла как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами авиации и сухопутными войсками.

Для действий по объектам на поле боя штурмовая авиаций расходовала 80 процентов самолето-вылетов. При этом применялись два основных способа действий — сосредоточенные и эшелонированные удары. Преобладающим являлся второй способ, так как он обеспечивал штурмовикам выполнение одного из главных требований к авиационной поддержке войск — непрерывность воздействия на противника. Удельный же вес сосредоточенных ударов составлял 15 процентов.

Во втором и третьем периодах войны широко применялась "свободная охота" одиночных штурмовиков и небольших групп. Атаки объектов на поле боя выполнялись с фланга, фронта и тыла противника.

Атака с фланга применялась обычно при действиях по живой силе, расположенной в траншеях главной полосы обороны.

Атака с фронта применялась при действиях вблизи линии боевого соприкосновения, для чего заранее намечалось наивыгоднейшее направление ухода от цели и возвращения на свою территорию.

Атака с тыла, как правило, обеспечивала наибольшую внезапность, но была небезопасна для своих войск. Поэтому она применялась по объектам, расположенным не ближе 3 — 5 км от линии фронта.

До лета 1942 года основным способом атаки целей являлась атака с бреющего полета. Этот способ обеспечивал внезапность штурмового удара, уменьшал потери от огня зенитной артиллерии и исключал атаки истребителей противника снизу. С конца 1942 года штурмовики стали успешно осуществлять атаку с пикирования с углами 10 — 30° с высот не ниже 600 — 700 м, а также с горизонтального полета, с высот от 100 до 400 м.

Атака целей осуществлялась, как правило, нанесением эшелонированных ударов группами. Для этого штурмовики выходили на цель в колонне групп по 6 — 8 самолетов на дистанции между ними 500 — 600 м. Каждая группа атаковала цель одновременно всем составом с пикирования. [78] Такой способ

атаки цели снижал противодействие истребителей и зенитной артиллерии, уменьшал свои потери, производил сильное моральное воздействие на противника. Однако пребывание штурмовиков над целью при этом было кратковременным, из-за чего не все экипажи успевали полностью израсходовать боекомплект.

Эти недостатки были исключены при нанесении штурмовиками эшелонированных ударов по цели с "круга". Эскадрилья штурмовиков подходила к цели в колонне из двух четверок. Ведущий эскадрильи после обнаружения цели давал команду на выполнение одновременной атаки звеньями для бомбометания с пикирования с последующим размыканием или на перестроение по одному для выполнения последовательных атак с круга самолетов. При круге из восьми самолетов дистанция между ними была 400 — 600 м, что обеспечивало взаимную огневую поддержку между экипажами при атаке наземных целей. Время пребывания штурмовиков над целью составляло 15 — 20 мин. В зависимости от состава групп замкнутый "круг" мог состоять из одиночных самолетов, пар или звеньев.

"Круг" обеспечивал штурмовикам также надежную огневую защиту в бою с истребителями противника, так как каждый самолет защищал хвост впереди летящего экипажа.

При отражении атак истребителей противника "круг" постепенно перемещался в сторону расположения наших войск, откуда можно было получить поддержку зенитных средств и истребительной авиации, которые "отсекали" от штурмовиков истребителей противника.

В ходе войны штурмовики нередко привлекались к действиям по резервам противника в местах сосредоточения и на марше с целью уничтожения живой силы и техники или задержки и дезорганизации движения.

При атаке данной колонны удару подвергались в первую очередь голова или часть колонны, которая находилась в теснинах. Атака такой колонны при сильном насыщении ее зенитной артиллерией и прикрытии истребителями производилась в боевом порядке "пеленг" пересечением колонны несколько раз под углом 15 — 20° с разворотом "все вдруг".

При выполнении задачи нарушения железнодорожных и автомобильных перевозок противника широкое распространение получили действия одиночных самолетов и небольших групп штурмовиков — "охотников". Проникая в тыл противника на глубину до 100 — 150 км, они отыскивали и уничтожали паровозы, эшелоны, одиночные легковые и специальные автомашины, разрушали мосты, переправы. [79]

"Свободная охота" позволяла штурмовикам поддерживать непрерывность боевого воздействия с воздуха, особенно в сложных метеоусловиях, и при малой затрате сил и средств наносить противнику значительный ущерб.

Штурмовая авиация в годы войны являлась основной ударной силой в борьбе с авиацией противника на аэродромах прифронтовой полосы. Помимо самолетов объектами ее действия на аэродромах были личный состав, склады горючего и боеприпасов, заправочные средства.

Удары по объектам на аэродромах обычно выполнялись с пикирования или с бреющего полета. Наиболее выгодными для действий штурмовиков считались высоты от 600 м до бреющего полета. Эти высоты позволяли штурмовикам надежно определять местонахождение каждого самолета или других объектов и, следовательно, с максимальной эффективностью применять свое оружие.

В ходе боевых действий штурмовикам нередко приходилось встречаться с самолетами противника в воздухе. Хорошая маневренность, мощное пулеметно-пушечное вооружение позволяли им успешно вести наступательный воздушный бой с бомбардировщиками Ю-87, Ю-88, транспортными самолетами Ю-52 противника и добиваться, как правило, победы.

Современная ИБА, разрабатывая свою тактику, опирается на богатейший опыт боевых действий штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны.

Фронтовая бомбардировочная авиация

в годы Великой Отечественной войны являлась основной ударной силой советских ВВС. Перед войной она имела на вооружении до 90 процентов устаревших самолетов типа СБ. Новые бомбардировщики Пе-2, превосходившие немецкие самолеты подобного типа, к началу войны только начали поступать на вооружение. Поэтому боевое применение этого самолета, особенно бомбометание с пикирования, находилось в начальной стадии освоения.

Основные усилия фронтовых бомбардировщиков в Великой Отечественной войне были направлены на содействие сухопутным войскам. Так, из общего количества самолето-вылетов ФБА за период 1943 — 1945 годов приходилось: на уничтожение войск и боевой техники — 82 процента; на удары по аэродромам — 2,1 процента; на действия по железнодорожным объектам и переправам — 12,7 процента; на разведку — 2,7 процента.

Фронтовые бомбардировщики действовали преимущественно по объектам, расположенным на небольшом удалении от линии фронта (30 — 100 км). [80] Это объяснялось ограниченными возможностями огневых средств сухопутных войск, недостаточной численностью бомбардировочной авиации, а также ограниченным радиусом полета бомбардировщиков.

Основными способами боевых действий бомбардировщиков при уничтожении войск противника на поле боя, на марше и в местах скопления являлись сосредоточенные и эшелонированные удары. Первый способ применялся при действии по крупным и важным целям, для эффективного поражения которых требовалась максимальная концентрация ударной мощи в короткий промежуток времени. Они наносились большими группами бомбардировщиков. Одновременность удара достигалась полетом к цели в одном общем боевом порядке или одновременным выходом на цель нескольких групп с разных направлений.

Действия ФБА к концу войны характеризовались массированием ее усилий. Так, например, за два дня по Кенигсбергу было произведено несколько тысяч самолето-вылетов и сброшено 5000 т бомб, а в Берлинской операции — свыше 10 000 т бомб.

Наряду с одновременными (называвшимися тогда сосредоточенными) ударами дивизий и корпусов широко применялись и последовательные (эшелонированные) удары эскадрильями или полками.

Эшелонированные удары применялись при необходимости длительного и непрерывного воздействия на противника. В этом случае бомбардировщики действовали по целям отдельными группами (эскадрильями, звеньями и даже одиночными самолетами) с различными интервалами по времени и при атаке цели, как правило, делали несколько заходов.

С началом войны бомбометание осуществлялось в основном с горизонтального полета с высот 1000 — 3000 м. Атаку целей бомбардировщики выполняли вблизи линии фронта, а затем уходили со снижением до 600 — 800 м и разгоном скорости на свою территорию. Такой способ бомбометания обеспечивал нанесение удара по площадным целям и уклонение от атак истребителей противника. Однако он был недостаточно эффективен при нанесении удара по малоразмерным объектам, составляющим на поле боя большинство целей (колонны танков, мотопехоты, опорные пункты и т.п.).

Поэтому уже со второго периода войны с поступлением на вооружение частей самолетов Пе-2 и освоением их летным составом бомбометание стало выполняться с пикирования. Ввод в пикирование выполнялся, как правило, с высот 1500 — 3000 м, а сброс бомб с высот не менее 500 — 800 м. [81] Такой способ атаки цели позволил повысить точность бомбометания. Выполнение атаки с пикирования осуществлялось одиночными самолетами или звеньями. Каждое звено прицеливалось самостоятельно и сбрасывало бомбы по команде ведущего.

С накоплением опыта боевых действий совершенствовались и тактические приемы бомбардировщиков при нанесении ими ударов по наземным целям. Так. для повышения эффективности действий бомбардировщиков был разработан и применен удар с пикирования из боевого порядка "круг". Одним из создателей и инициаторов этого тактического приема был командир 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса генерал-майор авиации Полбин И.С. Суть его заключалась в том, что группа бомбардировщиков наносила последовательные удары с пикирования одиночными экипажами или небольшими группами (по 3 — 5 самолетов; из образованного ими замкнутого круга. При этом увеличилось время пребывания бомбардировщиков над целью, использовались большие углы пикирования 60 — 70°, что повысило точность бомбометания, улучшились условия.для прикрытия истребителями, во много раз возросла эффективность использования бортового оружия.

Действия с замкнутого круга существенно дополнили арсенал тактических приемов бомбардировочной авиации. Применение этого способа явилось свидетельством высокой тактической зрелости и боевого мастерства наших летчиков.

Для подавления и изнурения живой силы и уничтожения техники противника на поле боя и в ближайшем тылу ночью применялись легкие бомбардировщики устаревших типов Р-5, По-2. И, тем не менее, они показали высокую эффективность при решении специфических задач благодаря ряду присущих им положительных качеств.

Так, высокая устойчивость и простота пилотирования позволяли самолетам Р-5 и По-2 вести боевую деятельность в таких условиях погоды, когда другие рода боевой авиации не могли действовать. Хорошие взлетно-посадочные качества самолетов Р-5 и По-2 позволяли базировать их на площадках ограниченных размеров в непосредственной близости от наземных войск.

Тактика легких ночных бомбардировщиков при действиях на изнурение живой силы состояла в беспрерывном в течение всей ночи бомбардирован ни районов и объектов, занимаемых войсками противника. В данном случае большого количества самолетов не требовалось, [82] так как длительность воздействия достигалась повышением времени пребывания каждого самолета над целью и увеличением размеров участка действий для каждого самолета. Как правило, для действий одного самолета выделялся участок в 1,5 — 2 км по фронту. Продолжительность пребывания в нем одного экипажа составляла 30 — 50 минут.

О высокой эффективности действий легких ночных бомбардировщиков по артиллерии свидетельствует то, что при появлении самолетов Р-5 и По-2 ночью над полем боя батареи прекращали огонь.

Части ночной легкой бомбардировочной авиации широко привлекались также для ударов по ближайшим аэродромам и ведения воздушной разведки.

В настоящее время соединения и части фронтовой авиации вооружены принципиально новыми авиационными комплексами, имеющими значительные отличия от самолетов Великой Отечественной войны. Естественно, тактика, как наиболее подвижная и чувствительная к изменениям в средствах ведения боя, получила дальнейшее развитие.

Тактика рождается людьми на полях сражений. Хочется назвать тех, кто ее творил в авиации в годы войны. Это бывшие командующие и главнокомандующие ВВС главные маршалы авиации товарищи А.А. Новиков, П.Ф. Жигарев, К.А. Веришнин, П.С. Кутахов, дважды Герой Советского Союза, главнокомандующий ВВС маршал авиации А.Н. Ефимов, трижды Герои Советского Союза — гордость советского народа — Иван Никитович Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин. Это присутствующие здесь маршалы авиации товарищи Н.М. Скоморохов, А.П. Силантьев, Г.В. Зимин, И.И. Пстыго, Н.С. Скрипко, генералы В.В. Решетников, И.М. Мороз, С.В. Голубев, Г.Т. Береговой, С.И. Харламов, В.М. Безбоков, В.А. Кумсков, М.И. Фесенко и другие герои — активные участники воздушных сражений.

Огромный боевой опыт, полученный в ходе прошлой войны, не утратил своего большого значения и сегодня. Как и в годы Великой Отечественной войны, основу современной тактики ВВС составляют: внезапность действий, активность и решительность, ведение боевых действий с предельным напряжением, экономное расходование сил и средств, тесное взаимодействие участвующих в боевом вылете сил, твердое и непрерывное управление ими, всестороннее обеспечение боевых действий, учет и правильное использование морально-политического и психологического факторов, максимальное использование каждым экипажем боевых возможностей самолета для решительной победы над противником.

Как известно, принципы боевого применения авиации являются основой для разработки способов и тактических приемов боевых действий, которые более подвижны и зависимы от боевых свойств и возможностей авиационных комплексов, средств поражения, подготовленности летного состава, характера противодействия противника и других условий боевой обстановки. Поэтому по сравнению с принципами боевого применения авиации они претерпели еще большие изменения. Но и здесь преемственность опыта прошлого не потеряла своего значения.

Так, применявшиеся в годы войны одновременные и последовательные удары по заранее заданным или выявленным в ходе боевых действий объектам, действия по вызову из положения дежурства на земле или в воздухе, самостоятельный поиск и уничтожение целей ("охота") остаются в числе основных способов боевых действий частей и соединений фронтовой ударной авиации (бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой).

В тактике истребительной авиации не утратили своего значения уничтожение воздушного противника из положения дежурства на земле или в воздухе, действия из засад, расчистка воздушного пространства и заслоны в воздухе, самостоятельный поиск и уничтожение воздушных целей в заданном районе (полосе), патрульное сопровождение, блокирование аэродромов противника.

Основу боевых порядков в истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации, как и раньше, составляет пара самолетов. Получило дальнейшее развитие деление боевых порядков на группы различного тактического назначения.

В действиях по наземным целям дальнейшее развитие получили удары с малых высот и с пикирования, в том числе со сложных видов маневра. Прежний бреюшии полет наших легендарных штурмовиков трансформирован в полет на малых и предельно малых высотах, являющийся в настоящее время для всех родов авиации одним из наиболее эффективных тактических приемов преодоления ПВО противника и достижения тактической внезапности.

Конечно, речь идет прежде всего о сходстве формы, лежащей в основе указанных способов и тактических приемов. Что же касается их содержания, то здесь произошли существенные изменения. [84]

Это определяется прежде всего значительными качественными изменениями авиационной техники. В настоящее время на вооружение частей ВВС поступают авиационные комплексы четвертого поколения, которые обладают новыми боевыми свойствами, позволяющими в значительной степени расширить область их боевого применения.

Под воздействием новых технических средств совершенствуются формы и способы боевых действий авиации, изменяются старые и разрабатываются новые тактические приемы ведения воздушных боев и нанесения ударов.

Однако опыт Великой Отечественной войны показал, что тактическая подготовка должна носить целенаправленный характер, она должна стать этапом, на котором формируются все необходимые профессиональные качества воздушного бойца, и. в то же время, она должна учитывать особенности состоящей на вооружении техники, уровень подготовки летного состава частей, условия боевых действий.

Боевые действия авиации в Великой Отечественной войне есть кладезь бесценного боевого опыта. Необходимо вдумчиво и тщательно его анализировать и находить достойное ему применение в различных условиях современной обстановки. Организация тщательного изучения этого опыта и доведение до частей всего того полезного, что этот опыт дает, будет служить делу дальнейшего повышения боевой мощи нашей авиации. [85]

Дальше