Содержание
«Военная Литература»
Военная история

В мирные дни

Координаты доблести

За время боевых действий на Черноморском театре советские моряки выставили с оборонительными и наступательными целями 11527 якорных, донных мин и минных защитников{147}. Фашисты поставили в водах Черного моря 8468 различных типов мин и минных защитников{148}. Таким образом, всего на Черном и Азовском морях обеими воюющими сторонами было поставлено 19 995 мин и минных защитников. Правда, с начала войны по 17 ноября 1944 года корабли флота вытралили 2349 мин и минных защитников{149}, уничтожили 2236 плавающих мин. Следовательно, в водах этих морей еще находилось 15 410 мин и минных защитников.

Очистить от мин Черное и Азовское моря значило обеспечить безопасность плавания не только боевых кораблей, но и транспортных, рыболовных, торговых и других судов. Задача траления приобрела огромное народнохозяйственное значение.

Совет Народных Комиссаров СССР специально принятым постановлением определил для всех флотов очередность траления и сроки полного очищения морей от мин.

Учитывая минную обстановку в Азовско-Черноморском бассейне и указания правительства, штаб Черноморского флота разработал предварительный план послевоенного траления. В нем предусматривалось параллельное траление во всех миноопасных районах в две очереди. В первую очередь в целях обеспечения в кратчайший срок круглосуточного безопасного судоходства необходимо было очистить все порты и подходы к ним на ширину не менее двух миль. У румынского и болгарского побережья предстояло [152] протралить фарватеры в районах Сулины, Констанцы, Варны и Бургаса. На работы первой очереди, с учетом наличия тральных сил и средств, планом отводился один год. Во вторую очередь намечалось уничтожение всех минных заграждений в Черном и Азовском морях, на это отводилось не менее двух лет и шести месяцев{150}.

Районы, подлежащие тралению, распределили между бригадами траления. За ордена Ушакова бригадой закреплялся район главной базы с портами Севастополь, Феодосия, Евпатория, Ялта, Балаклава, Ак-Мечеть, Скадовск. 2-й бригаде отводился Керченский пролив. 3-й бригаде предстояло вести траление в районе Одесской военно-морской базы с портами Одесса, Очаков, Николаев, Херсон, Тендровский залив и на юг от Одессы до Жебриян включительно{151}.

В остальных районах Черного моря послевоенное траление планировалось провести силами и средствами ОВР военно-морских баз. Траление на реке Дунай вменялось в обязанность Дунайской военной флотилии при участии моряков Югославии, Болгарии и Румынии.

Боевое траление в мирные дни требовало от моряков, как и в дни войны, огромного труда, высокого напряжения духовных и физических сил, повышенной бдительности. Оно связано с постоянной опасностью, а утомительное однообразие выполняемой работы способствует притуплению бдительности. Если в начале траления у моряков чувствуется определенный настрой, все действуют собранно, то к концу вахты, если при этом не затралено ни одной мины, они могут расслабиться. Но никто не застрахован от того, что именно в этот момент случится непоправимое. Вот почему политработники, партийные и комсомольские активисты не прекращали агитационно-пропагандистской работы, старались поддерживать в людях обостренное чувство опасности и высокий боевой дух.

Во всех операционных районах военно-морских баз боевое траление осуществлялось при активном участии гидрографических частей и подразделений флота.

Напряженно, в высоком темпе проводилось контрольное траление севастопольских фарватеров и бухт, [153] а также подходных фарватеров к пунктам Хорлы, Скадовск, Устричное, Ак-Мечеть, Ярлыгач, Сары-Булат и Бакал для безопасной перевозки урожая 1945 года. Основную работу выполняла 1-я бригада траления, а подразделения ОВР принимали участие только в контрольном тралении входных фарватеров в Севастополь.

В мае 1945 года 20-й дивизион катерных тральщиков (командир капитан-лейтенант Я. П. Волков) приступил к тралению якорных мин в Феодосийском заливе. Работали от зари до зари, без выходных. Рассказ об одном только дне дает некоторое представление о характере этой работы.

...Наступило утро 26 мая. Море было спокойно, чуть заметная волна набегала на берег. Солнце едва поднялось над горизонтом, когда катерные тральщики 20-го дивизиона начали сниматься со швартовов и выходить из бухты. Построившись в кильватер, взяли курс в бухту Коктебель.

На борту головного «КАТЩ-5385» (командир мичман В. А. Леонгард) находились командир дивизиона капитан-лейтенант Я. П. Волков, штурман дивизиона лейтенант Н. Ф. Поярков. За ними следовал «КАТЩ-249» (командир старшина 1-й статьи Г. С. Доценко). На юте минер краснофлотец А. А. Игнатьев снаряжал патроны для трала, подготавливал стрелы{152}. Моторист краснофлотец Н. Д. Кудлай обеспечивал работу двигателей.

Дивизион подходил к району траления. На фалах головного тральщика один за другим поднимались флажные сигналы. Их репетовали на других катерах: по линии передавалось приказание командира дивизиона о постановке трала.

На «КАТЩ-249» старшина 1-й статьи Доценко дал соответствующую команду. Краснофлотец Игнатьев быстро потравил в воду тральную часть, с помощью краснофлотца М. К. Куршпетова сбросил за борт стрелы, затем буй.

— Трал поставлен! — доложил минер командиру тральщика.

Доценко внимательно посмотрел на буй, приказал немного увеличить длину основного буксира и начал регулировать ход и курс тральщика. [154]

Постепенно все катера поставили тралы и выстроились уступом. Шли ровно, по прямой, от одного мыса к другому, прощупывая границу минного поля. Так дошли до противоположного мыса. Когда галс был окончен, в тралах ничего не оказалось. Вслед за флагманом тральщики развернулись и легли на новый курс, наступая на минное поле. Вдруг в тралах начали взрываться патроны. За кормой «КАТЩ-241» (командир старшина 2-й статьи Н. П. Некрасов) на поверхность воды выскочила мина. Потом мины всплыли за кормой второго тральщика, третьего... «КАТЩ-257» (командир краснофлотец Д. И. Луценко), на борту которого находились подрывники-минеры главный старшина А. М. Лепетенко и старшина 2-й статьи Д Е. Товстик, направился к вытраленным минам. За кормой на буксире попрыгивала в белых бурунах маленькая шлюпка-тузик.

Вскоре один за другим над морем прогремели мощные взрывы. Они доносились до маячивших вдали крымских гор, до небольшого селения Коктебель, расположенного в зеленой долине на берегу бухты.

Строй катерных тральщиков нарушился. Они рассыпались по всему заливу. На поверхности залива уже плавало больше десятка вытраленных мин. Рвались патроны тралов, грохотали подорванные мины, поднимая вверх каскады воды и клубы дыма.

Особенно успешно действовали «КАТЩ-244» (командир старший краснофлотец Н. С. Куприянов), «КАТЩ-241» (командир старшина 2-й статьи Некрасов), «КАТЩ-245» (командир краснофлотец В. И. Бакин). Они уже вытралили по нескольку мин, а в заливе все чаще всплывали черные рогатые шары.

Нависшая с утра над бухтой облачность постепенно рассеивалась. Ослепительные солнечные блики заиграли на мелких волнах. Тралить стало труднее и опаснее: нелегко в сверкании миллионов бликов обнаружить грязно-желтое пятно мины. Но траление продолжалось.

Неожиданно за кормой «КАТЩ-244» поднялась огромная стена воды, раздался сильный взрыв. Это старший краснофлотец Куприянов умелым маневром захватил в трал сразу две мины. Ударившись друг о друга, они взорвались.

Флагманский катер повернул на новый галс, за ним все остальные. При осуществлении поворота наблюдатель [155] «КАТЩ-249» краснофлотец Н. Д. Кудлай обнаружил мину, ушедшую под днище. Громко доложив, он быстро перебежал на корму. Видя, что на повороте мину уже нельзя захватить в трал, бросил кусок промасленной ветоши, чтобы хоть как-то обозначить место.

Не успел старшина Доценко сделать разворот на эту мину, как под носом тральщика оказалась еще одна. Она попала в трал и быстро всплыла на поверхность, а за первой миной охотились долго, ориентируясь по плавающей ветоши. Пришлось сделать несколько галсов. И только на четвертом мина неожиданно появилась под самым носом тральщика и опять ушла под днище. На мгновение все замерли. Прошло несколько секунд, и вдруг сильный удар потряс тральщик. За кормой поднялся вверх фонтан воды. Мина взорвалась в трале.

К удивлению всех, выбранный вскоре трал оказался неповрежденным и был сразу же введен в работу.

Наступил полдень. Тральный боезапас кончился. На некоторых катерах вышли из строя тралы. Были израсходованы все подрывные патроны. По приказанию капитан-лейтенанта Я. П. Волкова катера-тральщики один за другим уходили с минного поля. Подрывники-минеры Лепетенко и Товстик продолжали подрывать мины. До самого вечера грохотали взрывы. Затем «КАТЩ-257», подняв на борт подрывников-минеров, направился к остальным тральщикам. Командир дивизиона поздравил Лепетенко и Товстика с успешной работой и объявил им благодарность.

Вечером катера-тральщики дивизиона возвратились в базу. Каждый член экипажа чувствовал удовлетворение от сделанного. Общий итог дня — 49 уничтоженных мин.

Окончив траление в Феодосийском районе, 20-й дивизион перешел тралить рекомендованный курс от Феодосии до Ялты, а также Ялтинский залив с рейдами Гурзуф и Артек. Мин там не обнаружили. Затем приступили к тралению фарватеров в Керченском проливе.

Всего за первое полугодие 1945 года личный состав бригады траления уничтожил 308 якорных мин {153}. Все бухты и фарватеры в операционной зоне Севастопольской [156] военно-морской базы были надёжно протралены и открыты для плавания.

Успешно продолжались работы и во втором полугодии. С 1 по 5 декабря 1945 года два тральщика — «Гарпун» (командир капитан 3 ранга Ф. И. Савельев) и «Якорь» (командир капитан-лейтенант А. П. Долгополенко) — производили траление разомкнутым тралом с БАТ-2 на «стопе» в порту Феодосия.

Погода была холодной — восемь градусов мороза. Уже в первый день, как только помощник командира капитан-лейтенант Е. И. Шахов включил в цепь трала ток, через пять секунд раздался страшной силы взрыв: сработала донная неконтактная мина. На верхней палубе тральщика собрались моряки. Старшина группы минеров старшина 2-й статьи А. А. Герман и старшина 2-й статьи Н. П. Сальников чувствовали себя именинниками.

Убедившись, что кабель не поврежден, командир «Гарпуна» приказал продолжить работу.

Траление Феодосийского порта было закончено 5 декабря. Больше мин не обнаружили.

Всего за 1945 год корабли и катера 1-й бригады траления обезвредили 328 якорных мин{154}. Нагрузка на людей, корабли и катера была весьма значительной. Так, один только электромагнитный тральщик «Якорь» за этот период прошел 9114 миль, из них более 5000 с тралом{155}.

Зимой, когда море часто штормило, командиры дивизионов стремились использовать для траления каждый погожий день. Количество ходовых дней у катерных тральщиков доходило до 25 в месяц, причем экипажи работали по 14–15 часов в сутки. За это время КАТЩ прошли до полутора тысяч миль. Приемка воды, топлива, продуктов, трального вооружения осуществлялась ночью или в штормовую погоду.

Значительное удаление районов траления от базы усложняло выполнение отдельных заданий. Например, в октябре — ноябре 1945 года во время траления в Керченском проливе катера выходили в море в 5 часов утра, чтобы к рассвету быть в районе траления. Нередко дивизионы становились на ночь на якорь, чтобы не терять времени на переход. [157]

Силами 3-й бригады в 1945 году в районе Одесской военно-морской базы были вытралены 143 якорные мины{156}. Корабли 3-го дивизиона тральщиков в районе Констанцы уничтожили 71 якорную мину, а корабли 14-го дивизиона и БТЩ «Арсений Раскин» в районе Варны — 132 якорные мины{157}.

21 октября 1945 года у моряков 1-й бригады траления произошло знаменательное событие: вице-адмирал В. Г. Фадеев вручил тральщикам «Щит», «Мина», «Трал» и «Арсений Раскин» орден Красного Знамени. В торжественной обстановке под звуки Государственного гимна Советского Союза состоялась церемония подъема на тральщиках Краснознаменных флагов.

Вице-адмирал В. Г. Фадеев вручил также ордена командирам тральщиков, многим краснофлотцам, старшинам и офицерам. Ордена Красного Знамени были удостоены старшины 1-й статьи И. Ф. Шутько, А. Л. Полянский, лейтенант М. Р. Никольский и другие, ордена Отечественной войны I степени — главный старшина М. К. Губа, капитан-лейтенант И. К. Краснов.

Корабли ОВР Керченского пролива и Азовского моря и 2-я бригада траления проводили в 1945 году тральные работы на фарватерах в Керченском проливе и Азовском море. Акватории портов Жданов, Керчь, Камыш-Бурун протралили неконтактными тралами. На катерах-тральщиках постоянно находились флагманский штурман капитан-лейтенант К. К. Моринец, флагманский минер капитан-лейтенант В. В. Иванчик, дивизионные штурманы лейтенанты В. М. Жучков, А. И. Иванов и старший лейтенант М. К. Шляпцев, минеры дивизионов лейтенанты В. Н. Иванов и П. Г. Зинченко.

Памятным для моряков катеров-тральщиков 11-го дивизиона 2-й бригады траления стало 7 октября 1945 года. В тот день они возвратились с боевого траления, очистив от мин важный участок Азовского моря. 17 старшин и краснофлотцев были удостоены высоких наград Родины.

В пример личному составу бригады был поставлен экипаж «КАТЩ-644», которым командовал старшина 1-й статьи В. И. Горчаков, награжденный шестью государственными [158] наградами. В годы войны он плавай на десантных бетах, участвовал в высадке десанта на Мысхако, Эльтиген, в районе Соленого озера, в боях за Новороссийск, за Таманский полуостров. После освобождения Крыма его десантный бот № 644 вошел в состав 2-й бригады траления. Оснащенный катерным тралом, десантный бот превратился в «КАТЩ-644» и внес существенный вклад в послевоенное траление. Одним из лучших специалистов в дивизионе являлся командир отделения минеров «КАТЩ-644» краснофлотец Б. П. Крат.

Всего за 1945 год катерные тральщики 2-й бригады траления уничтожили 71 якорную мину, 126 минных защитников и 2 донные неконтактные мины{158}.

Тральщики Кавказского морского оборонительного района, в состав которого входили ОВР Новороссийска и Поти, в 1945 году выполнили тральные работы по очистке всех портов, баз и фарватеров на своем участке. Ими вытралено 138 мин и минных защитников.

В 1946 году продолжалось траление контактными и неконтактными тралами акваторий портов и подходов к ним. Началось траление минных заграждений у военно-морских баз. При обеспечении траления широко применялись аэростаты заграждения, мощные прожекторы, плавучие пирамиды и сигарообразные буи.

В первом полугодии 1946 года в районе Новороссийска траление было полностью закончено.

Траление в Керченском проливе и Азовском море продолжалось. В апреле 1946 года 2-ю бригаду траления расформировали, а ее дивизионы вошли в состав ОВР. На боевом тралении напряженно работали флагманский штурман ОВР капитан-лейтенант И. И. Хомяков и флагманский минер капитан-лейтенант А. И. Островский. Задачи по тралению на 1946 год на этом участке были полностью выполнены, уничтожено 12 плавающих мин {159}.

В операционной зоне Крымского морского оборонительного района траление проводилось в районах минных полей, на фарватерах, на участках мерной [159] линии{160}, а также в бухте Двуякорная, на Суданском и Гурзуфском рейдах. Траление выполняли корабли 1-й бригады траления, Большая нагрузка легла на экипаж «Искателя» (командир капитан-лейтенант К. Г. Сосновский). За 3,5 месяца тральщик прошел 5699 миль, и механизмы его ни разу не выходили из строя.

В северо-западном районе Черного моря корабли 3-й бригады тралили Днепро-Бугский канал, Березанский канал, районы боевой подготовки у Тендры, а также производили работы по расширению фарватеров, ведущих от Одессы до Очакова и от Одессы к Тендровской косе. При обезвреживании минного заграждения у Одессы они вытралили 177 мин {161}.

В 1947 году основной задачей для всех бригад траления и ОВР было снятие минных заграждений у баз, в запретных районах и в районах боевой подготовки, а также продолжение неконтактного траления фарватеров, районов боевой подготовки, якорных стоянок кораблей. 1-я бригада траления приступила к снятию оборонительного заграждения в районе главной базы, к неконтактному тралению всех фарватеров и расширению входа в бухту Джарылгач.

С февраля 1947 года началось интенсивное траление якорных мин оборонительного минного поля в районе главной базы. Обычно траление шло всю неделю, в субботу тральщики возвращались в порт, где заменяли тралы, пополняли запасы.

Траление проводилось уступом: головным шел «ТЩ-914» (командир капитан-лейтенант В. И. Иванов), затем «ТЩ-912» (командир капитан-лейтенант А. П. Давидюк), «ТЩ-915» (командир капитан 3 ранга Н. С. Белокуров), «ТЩ-916» (командир капитан-лейтенант С. Г. Флейшер), «ТЩ-917» (командир капитан 3 ранга И. И. Воловик), «ТЩ-920» (командир капитан-лейтенант И. И. Хомяков) и «ТЩ-921» (командир капитан 3 ранга А. И. Зедгинидзе). На борту головного корабля всегда находился командир бригады капитан 1 ранга И. М. Нестеров со своим штабом. Отсюда осуществлялось управление соединением.

Скорость при тралении составляла всего 4–4,5 узла. Корабли с тралом «МТ-1» плохо слушались руля. [160]

При поворотах, а также при уклонении от подсеченных и всплывших мин приходилось помогать машинами. А когда уклониться было уже невозможно, подплывшую мину осторожно с помощью специальных «рогачей», напоминавших домашний ухват, провожали вдоль борта за корму. Это поручалось самым опытным минерам из трального расчета.

Постановка трала «МТ-1» представляла собой сложную и трудоемкую операцию. Достаточно сказать, что отводящие решетки {162} весили около пятисот килограммов, ведущие буи имели жесткие тросы длиной до четырех метров. Сначала ставили наружную ветвь трала, сбрасывали большой поддерживающий буй, за ним опускали отводящую решетку, затем стравливали {163} тралящую часть, на которую устанавливали 8–12 резаков. Все это выполнялось на ходу корабля. Таким же способом ставилась вторая ветвь трала. Когда убеждались, что ветви трала поставлены нормально и трал разошелся в стороны, начинали постановку решетки углубления трала. Затем стравливали 700 метров тралящей части. С окончанием постановки трала его подключали к динамометрам, за которыми постоянно наблюдали специальные вахтенные. Нормальное натяжение трала на галсе равнялось 1,5–2 тоннам. Увеличение натяжения свидетельствовало о затраливании мины или зацепе за грунт. Последнее случалось редко, так как углубление трала устанавливалось на 15–20 метров от грунта. При подсечении мины выстреливалась красная ракета. Обычно все подсеченные мины уничтожали из 37-мм кормового автомата одиночными выстрелами.

В сентябре 1947 года в районе главной базы экипажи тральщиков 2-го дивизиона почти без сна и отдыха провели в море десять суток. В первый день «ТЩ-914» зацепил тралом одиннадцать мин, левый динамометр показал 6000 кг натяжения, а правый — 5500. Старшина группы минеров старшина 2-й статьи В. Д. Каширин немедленно доложил об этом командиру корабля. Через некоторое время раздались два сильных взрыва. К счастью, трал остался неповрежденным. На корму поспешил помощник командира [161] старший лейтенант В. Н. Иванов. Выяснив обстановку, он доложил на мостик, а сам остался руководить работой минеров.

Тяжелые железные буи с оттяжками глубоко ушли под воду, и минеры не могли наблюдать за ходом трала, в котором оставалось еще девять мин. Чтобы освободиться от них, тральщику необходимо было осуществить маневр, а минерам выбрать углубитель. Когда корабль дал ход, на поверхность одна за другой начали всплывать мины. Вскоре минеры выбрали трал. Он оказался чистым, лишь несколько резаков были перебиты.

Минеры матросы В. Е. Рыбкин, В. С. Золота и старший матрос А. С. Потапкин быстро заменили негодные резаки, поставили трал, и корабль дал ход.

Через некоторое время всплыли еще четыре мины. На этот раз трал удачно подсек их, однако динамометр все еще показывал большое натяжение. В правом полутрале вместе с поддерживающим буем на поверхность всплыла мина. Минеры никак не могли освободиться от нее. Тогда решили сделать это за счет маневра корабля. Только дали полный ход, как на поверхность всплыло... сразу семь мин.

— Вот это улов! — восторженно воскликнул кто-то из минеров.

В левом и правом полутралах раздались мощные взрывы. Отводитель и ведущий буй оказались разбитыми.

— Трал выбирать осторожно, — приказал командир корабля капитан-лейтенант Иванов.

В этот момент в пяти метрах от корабля всплыла мина. Ее увидели все находившиеся на корме. Матрос В. Н. Болушевский, стоявший на лебедке, быстро стравил трал. Командир дал полный ход. Мина подрезана. Снова началась выборка трала, и снова в резаке была обнаружена мина. Много труда приложили минеры, чтобы освободить трал.

Заканчивался тральный день. Солнце давно скрылось за горизонтом. Над морем быстро сгущались сумерки. Минеры подтянули мину на четыре метра к борту корабля и у самого полуклюза решили обрубить минреп. Но в этом же резаке оказалась еще одна мина. От смелой попытки минеров обрубить минреп пришлось отказаться, так как мины почти соприкасались. Снова стравили трал и начали маневрировать. [162]

Мины не всплывали. Пришлось отдать кормовой конец тралящей части. Катерный тральщик прибуксировал ведущий буй. Выбрав отводитель, минеры завели трос на подошедший КАТЩ, который буксировал полутрал за ходовой конец. Мины выпали из резаков. Вскоре их подсек «ТЩ-912».

Кончился тральный день. Тральщики пришли в точку якорной стоянки. Однако минерам «ТЩ-914» отдыхать не пришлось. Всю ночь они готовили трал под руководством командира БЧ-2–3 лейтенанта Н. С. Закройчикова.

На рассвете корабли 2-го дивизиона тральщиков снова вышли в море, и в этот день «ТЩ-914» вытралил еще девять мин.

Буквально каждый день приносил минерам неожиданности. Но упорство, умение и находчивость обеспечивали успех. Только один «ТЩ-914» вытралил за два дня 35 мин. Артиллерийские залпы и взрывы мин почти непрерывно сотрясали воздух над районом траления.

Группа тральщиков 1-го дивизиона — «Арсений Раскин» (командир капитан-лейтенант Б. С. Львов), «Щит» (командир старший лейтенант В. С. Лыскин) и «Искатель» (командир капитан-лейтенант К. Г. Сосновский) — проводила траление северного минного заграждения у Евпатории. На борту головного тральщика «Арсений Раскин» находились командир дивизиона капитан 3 ранга В. К. Стешенко и штурман дивизиона капитан-лейтенант В. С. Худяков.

На «Арсении Раскине» выделялся мастерством старшина минеров комсомолец старшина 2-й статьи А. Ф. Кауров, и каждый минер из его команды хорошо знал свое дело. На одном из галсов при выборке трала матрос П. Я. Порохов заметил мину в 10 метрах от корабля. Минеры сразу же застопорили лебедку и потравили трал на 100 метров. Машинам дали полный ход. Однако мина не всплыла. Решили снова подобрать трал. Над морем уже сгущались сумерки. Минеры еле различали отводитель. Они внимательно осматривали выбираемый трал. Мина не показывалась. Все решили, что она оторвалась и теперь находится далеко от корабля.

Командир приказал поднять трал краном. И вдруг в 4–5 метрах от кормы раздался оглушительный взрыв. С командира БЧ-2–3 лейтенанта Д. М. Сафронова [163] и минера старшины 2-й статьи А. Ф. Каурова сорвало фуражки, а стоящего на шкафуте курсанта взрывной волной свалило с ног. Осколки разорвавшейся мины полетели на бак и на мостик, но вреда, к счастью, никому не причинили. Оказалось, что мина своим минрепом намоталась на коромысло отводителя и не могла попасть в резак. Заметить ее в темноте было невозможно, тем более что она скрылась за отводителем.

В тот день «Арсений Раскин» вытралил четыре мины. При этом отличились минеры матросы А. Г. Воробьев, И. Я. Яцечко и старший матрос А. В. Кудлай.

«Арсений Раскин», «Щит» и «Искатель» только за четыре дня вытралили 45 мин, 2-й дивизион тральщиков (командир капитан 3 ранга Г. Т. Каруна) — 177 якорных мин.

4-й дивизион тральщиков (командир старший лейтенант П. П. Григорьев) в 1947 году проводил траление в Азовском море, на подходах к северной части Керченского пролива. Мин затралено не было.

За успехи в боевом тралении в 1947 году экипажи тральщиков 1-й бригады были отмечены высокими государственными наградами. В числе награжденных были минер «ТЩ-914» старшина 2-й статьи А. В. Осипов, минер БТЩ «Арсений Раскин» старшина 2-й статьи А. Ф. Кауров, минеры БТЩ «Гарпун» старшина 2-й статьи Н. П. Сальников и матрос В. И. Шашков, минеры БТЩ «Искатель» старший матрос В. Н. Манюк, матросы П. В. Чиченев и И. В. Холод.

Успешно выполнили тральные работы в 1947 году катерные тральщики ОВР Керченского пролива и Азовского моря. 6-й дивизион (штурман дивизиона старший лейтенант Н. А. Бобрук) занимался тралением магнитно-акустических мин в Керченском проливе. В Таманском заливе было подорвано восемь донных неконтактных мин. Для навигационно-гидрографического обеспечения траления на каждой полосе выставлялись вехи. Если в светлое время не успевали закончить обработку полосы, на следующий день проверяли положение вех и приступали к тралению. В Керченском проливе протралили от якорных мин все фарватеры, уничтожили минное заграждение из неконтактных мин. В Азовском море также было закончено траление всех фарватеров. [164]

Корабли ОВР производили траление акватории и подходных фарватеров Новороссийского порта, уничтожали минные заграждения, очищали подходы к Цемесской бухте от якорных и донных неконтактных мин. В 1947 году свободное плавание судов в Новороссийск было обеспечено.

Корабли ОВР Поти уничтожили мины в районе Поти, Туапсе, Анакрия, Сочи и Батуми. Траление вели тральщики 15-го отдельного дивизиона тральщиков, вооруженные глубоководными подсекающими тралами.

Траление запретных районов в границах базы вели спаренным тралом «ТЩ-923» (командир капитан-лейтенант В. Т. Сычев) и «ТЩ-924» (командир капитан 3 ранга Е. П. Павлов). Боевое управление осуществлялось командиром «ТЩ-923». Прокладка галсов велась на планшете, определение места производилось по опорным пунктам, установленным на берегу. На отдельных опорных точках выставлялись прожекторы. Всего в районе сделали 19 галсов, при этом мин не обнаружили.

В 1948 году в целом было обеспечено безопасное плавание по традиционным фарватерам Азовского и Черного морей. Но работы по полной очистке их от мин продолжались до 1953 года.

В 1951 году четыре тральщика 1-го Бургасского дивизиона «И. Борисов», «И. Рогов», «Т-51» и «Т-52» по просьбе правительства Болгарии вели траление в ее территориальных водах. Тралением руководили командир дивизиона капитан 3 ранга К. Г. Сосновский и минер старший лейтенант Б. М. Дробаха. Было вытралено и уничтожено девять болгарских мин {164}. Старший лейтенант Б. М. Дробаха лично уничтожил шесть мин. Две мины были разоружены и переданы болгарским морякам для военно-морского музея. На борту тральщиков находились офицеры болгарского флота штурман лейтенант Дмитрий Христов Димов и минер старший лейтенант Атанас Атанасов.

С 25 июня по 1 августа 1951 года тральщики «И. Борисов», «И. Рогов», «Т-51», «Т-52» проводили траление разомкнутым и акустическим тралами минного заграждения в районе Сулины. После траления район был открыт для плавания всех судов. Всего [165] в 1951 году корабли бригады траления прошли с тралами 25 318 миль, вытралив 21 мину{165}.

В 1953 году проводились водолазные обследования и контрольные траления в ряде районов моря и на некоторых реках. Мин и взрывоопасных предметов обнаружено не было. В этом году траление на Черном и Азовском морях было завершено.

Подводя итоги послевоенного траления, можно без преувеличения сказать, что работа проделана поистине огромная. С 1945 по 1953 год было вытралено и уничтожено 5945 различных мин и минных защитников, протралена площадь 9624 квадратные мили {166}. Только с января по 19 июня 1949 года корабли 3-й бригады траления прошли 171 384 мили, из них с тралом 106 398 миль {167}. За 1951 год кораблями ордена Ушакова бригады траления пройдено 25318 миль{168}.

Опыт войны и послевоенного боевого траления убедительно показал, что Черноморский флот, в том числе соединения ОВР, эффективно боролся с минной угрозой. Уже в мирное время за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу, мужество и героизм сотни моряков были удостоены высоких государственных наград.

Всегда в боевой готовности

В 1946 году после демобилизации и увольнения в запас старослужащих моряков на флот прибыло новое пополнение. К концу сороковых годов с судостроительных заводов стали поступать современные тральщики и противолодочные корабли. Моряки осваивали новую боевую технику и оружие, выходили в море для отработки учебно-боевых задач. Усилия командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций были направлены на глубокое изучение молодыми воинами флотских специальностей. Много внимания уделялось воспитанию коммунистической убежденности, сознательного отношения к выполнению воинского долга.

Вскоре были достигнуты определенные результаты. За успехи в боевой учебе соединению ОВР в апреле [166] 1954 года было вручено переходящее Красное знамя Крымского обкома КП Украины.

24 августа 1959 года в день двадцатилетия со дня организации ОВР на берегу бухты поднялся обелиск Славы в честь героических подвигов, совершенных овровцами в боях с немецко-фашистскими захватчиками. На обелиске высечены имена отважных сынов Родины, погибших в борьбе с врагами, а также наименования подразделений и кораблей, отличившихся в годы войны.

Используя опыт войны, приумножая славные боевые традиции старших поколений, воины настойчиво совершенствовали боевое мастерство, повышали боевую готовность, добивались высоких результатов в социалистическом соревновании.

В 1963 году малые противолодочные корабли (МПК) в составе поисково-ударной группы (ПУГ) участвовали в состязаниях на первенство Военно-Морского Флота по поиску и атаке подводной лодки. Напряженный труд экипажей увенчался успехом: ПУГ заняла первое место и была награждена переходящим кубком и грамотой главнокомандующего ВМФ. В том же году подразделение тральщиков, которым командовал ветеран ОВР капитан 2 ранга В. А. Обухов, участвуя в состязаниях на первенство ВМФ по уничтожению минного заграждения и проводке кораблей за тралами, заняло второе место в Военно-Морском Флоте.

Высокими успехами в боевой учебе отличался экипаж вошедшего в состав ОВР крейсера «Куйбышев». В течение ряда лет корабль держал первенство по всем видам боевой и политической подготовки. Законную гордость у личного состава ОВР вызывали и спортивные достижения куйбышевцев. Шесть раз подряд шлюпочники крейсера завоевывали переходящий вымпел на традиционных шлюпочных гонках. На корабле выросло пять мастеров спорта СССР. А таких спортсменов, как мичман М. С. Неделько, капитан 3 ранга В. С. Куликов, знали далеко за пределами флота.

Высокую морскую выучку, флотскую закалку показывали экипажи малых противолодочных кораблей (командиры капитан-лейтенанты Б. Т. Тонких и С. В. Никифоров). В 1964 году они с честью пронесли Военно-морской флаг через Атлантический океан к берегам революционной Кубы. [167]

25 марта 1964 года в ОВР отмечался день Героев с участием личного состава, ветеранов войны, а также шефских делегаций из Харькова и Таганрога. К этому времени на территории береговой базы моряки установили четыре памятных обелиска в честь экипажей Краснознаменных и гвардейских кораблей.

16 мая 1964 года приказом Министра обороны СССР навечно зачислены в списки личного состава соединения овровцы Герои Советского Союза Иван Карпович Голубец, Дмитрий Андреевич Глухов и Николай Иванович Сипягин.

Годом напряженной боевой и политической учебы, подъема социалистического соревнования стал 1970 год — год 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В марте — апреле корабли ОВР участвовали в маневрах «Океан» в Черном и Средиземном морях. Все задачи моряки выполнили с отличными и хорошими оценками.

К ленинскому юбилею овровцы пришли с высокими показателями в боевой и политической подготовке. Комсомольская организация одного из сторожевых кораблей (командир капитан 3 ранга В. К. Болдырев) была награждена переходящим Красным знаменем Военного совета Краснознаменного Черноморского флота. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1970 года за успехи в боевой и политической подготовке и освоение новой военной техники награждены орденом Красной Звезды офицеры А. В. Архипов, Н. Я. Антипов, медалью «За боевые заслуги» офицеры Л. Я. Сверчь, В. А. Решетников, А. С. Пищик, А. Ф. Лекомцев, Б. А. Карманов.

В 1971 году боевая и политическая подготовка проходила под девизом: «Ознаменуем год XXIV съезда партии образцовой службой!» Участвуя в состязаниях на первенство ВМФ, тральщики ОВР заняли второе место, а в состязаниях по поиску, преследованию и уничтожению подводной лодки противолодочные корабли завоевали приз главнокомандующего ВМФ.

Первое место в соревновании заняла часть тральщиков (командир капитан 3 ранга К. А. Шовгенов, заместитель командира по политчасти капитан 3 ранга Ю. Ф. Светик). Офицер Л. Ф. Васильев был награжден орденом Красной Звезды, а Ю. Ф. Светик, В. В. Любанский, В. А. Трубчанинов и Н. И. Матвеев — медалью «За боевые заслуги». [168]

Памятным для овровцев стал год 50-летия образования СССР. Подразделения кораблей (командиры офицеры А. И. Ильичев и Б. Т. Тонких, заместители по политчасти офицеры Н. С. Белоусов и В. И. Сушко) были удостоены Почетных знаков ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

В летний период 1973 года корабли ОВР отрабатывали задачи в длительных морских походах. За мужество и отвагу при выполнении задания командования 3 октября 1973 года старший лейтенант Ю. К. Пляченко был награжден орденом Красной Звезды.

В 1974 году усилия командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций были направлены на повышение качества занятий по специальности. Комсомольские организации сосредоточили внимание на выполнении решений XVII съезда ВЛКСМ, рекомендаций Всеармейского совещания секретарей комсомольских организаций.

Значительной вехой в истории ОВР стало награждение его в 1975 году орденом Красного Знамени за большой вклад в дело вооруженной защиты социалистического Отечества, успехи в боевой и политической подготовке, освоение новой техники и в связи с 30-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

1976 год для личного состава ОВР, как и для всего советского народа и его Вооруженных Сил, стал годом подготовки достойной встречи XXV съезда КПСС и претворения в жизнь его решений. Дивизион противолодочных кораблей (командир капитан-лейтенант В. А. Скрыпник) добился звания лучшего в ВМФ по противолодочной подготовке. Лучшим на флоте был объявлен «МПК-200» (командир капитан-лейтенант В. В. Асеев).

В последующие годы овровцы, наращивая успехи в боевой и политической подготовке, многие задачи решали в дальних походах. Сотни моряков посетили порты иностранных государств, продемонстрировав высокие морально-боевые и нравственные качества советского человека.

В августе 1979 года личный состав соединения отметил 40-летие со дня организации ОВР. Была проведена научно-историческая конференция «Боевая деятельность кораблей ОВР в годы Великой Отечественной войны, мужество и героизм личного состава в боях [169] за честь, свободу и независимость Родины». На кораблях и в подразделениях состоялись уроки мужества. На местах гибели кораблей в море были опущены на воду венки. На митинге у обелиска Славы открыты мемориальные плиты, на которых увековечены имена 854 моряков-овровцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Юбилей овровцы ознаменовали увеличением количества отличных экипажей. Малые противолодочные корабли (командиры офицеры Ю. А. Неминущий, Г. А. Анциферов, Ю. М. Щеколдин), успешно выполнив задачу по поиску и уничтожению подводной лодки «противника» в состязании на первенство ВМФ, третий раз подряд завоевали первое место. Противолодочный дивизион был награжден переходящим Красным знаменем Военного совета Черноморского флота.

В мобилизации воинов-овровцев на успешное решение задач существенную роль сыграл Ленинский зачет под девизом: «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!» Он дал возможность расширить и активизировать комсомольскую помощь командирам и политработникам в идейном воспитании воинов, сплочении молодежных коллективов.

Постоянной заботой командиров и политработников, партийных и комсомольских организаций является воспитание моряков на революционных и боевых традициях. В этой работе активное участие принимают ветераны ОВР К. Д. Гурман, П. И. Жилкин, А. Ф. Краснодубец, В. К. Клименко, А. Г. Марков, Н. И. Осеев, А. М. Ратнер, Н. П. Савощенко, В. А. Самарин, В. В. Седлецкий и многие другие фронтовики.

В ОВР установилась хорошая традиция — в день ухода кораблей в длительное плавание проводить митинг у обелиска Славы, где ветераны Великой Отечественной войны вручают экипажу гильзу со священной родной землей, дают добрые напутствия.

Широкое распространение на кораблях ОВР, как и на всем флоте, получило соревнование за право быть лучшим специалистом — последователем героев военных лет. Оно проходит под девизом: «Мужество и мастерство героев продолжим и умножим!» Десятки матросов и старшин стали победителями в этом виде соревнования. На примерах героев молодые воины [170] учатся мужеству и мастерству, сознательному отношению к выполнению воинского долга.

...Это случилось в 1973 году на причале иностранного порта. Шла разгрузка транспортного судна. Профессиональная наблюдательность сигнальщика позволила старшине 1-й статьи Виктору Бескровному первым заметить, как из кузова машины, стоявшей на причале, вырвался язык пламени. Старшина мгновенно оценил обстановку: рядом горючее, техника, люди. И старшина не колеблясь принял решение. Подбежав к машине, он схватил огнетушитель и начал борьбу с огнем. В эти критические минуты ему пригодились физическая закалка и навыки, приобретенные на тренировках. Рискуя собственной жизнью, Виктор Бескровный предотвратил пожар и тем самым спас дорогостоящее имущество и технику. За этот подвиг старшина 1-й статьи Виктор Бескровный был награжден орденом Красного Знамени.

Благотворное влияние на учебно-боевую деятельность и всю жизнь личного состава оказывают шефские связи с трудящимися Киевского района города Харькова. Руководители партийных и советских органов, предприятий, строек, представители науки и культуры, трудящиеся района регулярно бывают на кораблях ОВР, выступают перед личным составом. Ежегодно Киевский райком комсомола направляет для службы на корабли лучших комсомольцев, молодых рабочих предприятий района. Все они прибывают по комсомольским путевкам и служат в абсолютном большинстве добросовестно.

В свою очередь, моряки, бывая у шефов, проводят большую работу по пропаганде традиций флота, привитию призывной молодежи любви к военно-морской службе, принимают участие в спортивных соревнованиях и других совместных мероприятиях.

Крепкие дружеские связи установились у экипажа базового тральщика, которым командует старший лейтенант В. Н. Ермаков, с тружениками ордена Ленина колхоза «Грузия» Генического района Херсонской области. Ежегодно они обмениваются делегациями. В день 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на корабль прибыла делегация во главе с председателем колхоза Героем Социалистического Труда Г. А. Легуновым. В состав делегации входили секретарь парткома колхоза Ю. У. Моисеев [171] и секретарь комитета комсомола П. М. Ващук. Моряки тральщика сердечно встретили гостей, рассказали о нелегкой флотской службе, о своей верности заветам В. И. Ленина, героическим традициям моряков старших поколений.

Большое впечатление произвело на моряков выступление Героя Социалистического Труда Г. А. Легунова, ветерана войны, участника штурма Сапун-горы, кавалера двадцати боевых и трудовых наград Родины, вот уже почти сорок лет возглавляющего известный на всю страну орденоносный колхоз-миллионер.

Гордостью личного состава ОВР являются корабли, носящие наименование республиканских, областных и районных комсомольских организаций: морские тральщики «Курский комсомолец» и «Харьковский комсомолец», базовые тральщики «Херсонский комсомолец», «Севастопольский комсомолец», «Оренбургский комсомолец», малые противолодочные корабли «Киевский комсомолец», «Комсомолец Молдавии», «Одесский комсомолец», «Комсомолец Грузии». Они тесно связаны с шефствующими комсомольскими организациями, их экипажи идут правофланговыми в социалистическом соревновании, показывают образцы самоотверженного служения Родине. К этому обязывают их почетные имена, символизирующие нерасторжимое единство комсомола и флота, советского народа и его доблестных защитников.

С огромным воодушевлением моряки-овровцы восприняли решения XXVII съезда КПСС, последующих пленумов ЦК КПСС, направленные на ускорение социально-экономического развития страны, на перестройку во всех сферах жизни общества. Они настойчиво трудятся над выполнением требований партии о дальнейшем укреплении оборонного потенциала Родины, повышении бдительности и боевой готовности.

С высокими успехами в боевой и политической подготовке, социалистическом соревновании воины-овровцы встретили 70-летие Великой Октябрьской социалистической революции и 70-летие Советских Вооруженных Сил. Увеличилось количество отличных кораблей, подразделений, групп, боевых постов. Выросло число отличников боевой и политической подготовки, классных специалистов, мастеров военной квалификации.

Это особенно характерно для подразделения малых противолодочных кораблей (командир капитан [172] 3 ранга В. И. Магазинов, заместитель командира по политчасти капитан 3 ранга В. П. Титов). Оно девять раз завоевывало приз главнокомандующего Военно-Морским Флотом.

В авангарде борьбы за перестройку идут, как всегда, коммунисты. Личным примером, взаимной партийной требовательностью они мобилизуют воинов на достижение новых успехов в боевом совершенствовании.

Упорный ратный труд овровцев, их весомые успехи в боевой и политической учебе — продолжение славных традиций моряков соединения, созданного пятьдесят лет назад и много сделавшего для защиты социалистической Родины. [173]

Дальше