Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} См. работы контр-адмиралов Томашевича А. В., Соловьева М. Г., капитанов 1 ранга Киреева И. А., Грищенко П. Д., Юнакова Е. Г., Августиновича М. П. и др., опубликованные в Сборнике материалов по боевой деятельности ВМС в Великой Отечественной войне, в самостоятельных монографиях, бюллетенях и сборниках статей журнала «Морской Сборник».
{2} Фальсификаторы истории. Историческая справка, Госполитиздат, 1948, стр. 63
{3} «Битва за Атлантику», перевод с английского, ВМОЛА им. К. Е. Ворошилова, 1947.
{4} Military Review (США) № 10, январь, 1946, стр. 49.
{5} Military Review (США) № 10, январь, 1946, стр. 49.
{6} По данным журнала «Форейгн Коммерс Уиккли» от 22 февраля 1946 г. См. также «Внешняя торговля капиталистических стран» (статистический справочник), Внешторгиздат, М, 1952 г., раздел 6.
{7} Более подробные данные о тактико-технических данных немецких подводных лодок приведены в работе капитана 1 ранга Рудницкого М. А. «Развитие германских подводных лодок во второй мировой войне», литогр., изд. ОИЗ ВМС, 1946.
{8} Развертывание немецких надводных сил, в частности карманных линейных кораблей, началось также до объявления войны. 21 и 24 августа «Адмирал граф Шпее» вышел в море в южную и «Дейчланд» в северную части Атлантического океана.
{9} Часть немецких подводных лодок на переходе была обнаружена англичанами и к 3 сентября английское адмиралтейство уже достоверно знало о наличии немецких лодок в районе западных подходов к Англии. Численность их, по данным адмиралтейства, определялась в шесть единиц.
{10} Сокращенный перевод меморандума см. Приложение 5.
{11} По другим данным, лодка погибла в результате преждевременного взрыва торпеды в аппарате при выходе в атаку.
{12} В дальнейшем были поставлены мины также между Фарерскими островами и Исландией. Этот район сравнительно небольших глубин с центром в 62°30' с. ш. и 13°30' з. д., а по другим данным — между 63°30' и 64° с. ш. и между 11°30' — 12° з. д. был назван немцами условным словом «Розенгартен», которое применяется в дальнейшем тексте.
{13} См. также альбом схем и таблиц по Курсу истории военно-морского искусства, ч. I, изд. ВМОЛА имени К. Е. Ворошилова, 1954 г.
{14} Планомерные налеты немецкой авиации на Англию и удары по отдельным промышленным центрам и военно-морским базам начались с 8 августа.
{15} Через Пентландский пролив к восточному побережью Англии и через северные проливы Ирландского моря в Глазго и Ливерпуль.
{16} Немецкое командование узнало об этих изменениях лишь через 2 месяца.
{17} К 6 сентября 1940 г. в Бордо находилась одна итальянская подводная лодка и девять лодок в Атлантике.
{18} Подводная лодка «Трайдент» следовала в тот же район с расчетом прибыть к предполагаемому месту немецкой лодки к 8 час. В 5 ч. 04 м. 8 сентября «Трайдент», находясь на перископной глубине, обнаружила шум моторов. Несмотря на небольшое число оборотов (190), было установлено, что это подводная лодка. В 5 ч. 15 м., когда «Трайдент» собиралась всплыть, шум моторов прослушивался по носу совсем близко. В 5 ч. 20 м. «Трайдент» всплыла. «Асдик» показал пеленг на немецкую лодку 10°, и «Трайдент» легла на этот пеленг.

В 5 ч. 30 м наблюдатель левого борта заметил подводную лодку. В 5 ч. 31 м. с «Трайдент» была выпущена торпеда с расстояния около 1500 м. В 5 ч. 35 м. был произведен залп двумя торпедами с расстояния примерно 500 м. Затем по лодке противника был произведен третий залп 2 торпедами, однако ни одна из них в цель не попала. «Трайдент» прошла за кормой «U-31» и легла на параллельный с ней курс.

В 5 ч. 38 м. «Трайдент» обнаружила немецкую лодку в надводном положении и открыла по ней артиллерийский огонь. Первый снаряд упал в 100 м от «U-31», которая сразу же погрузилась. Спустя три минуты «Трайдент» также погрузилась. С 6 час. до 6 ч. 50 м. на английской подводной лодке неслась тщательная вахта, но ничего обнаружена не было. В 7 час. «Трайдент» вернулась к месту атаки. В 8 ч. 11 м ею был установлен снова контакт на расстоянии 1000 м с «U-31» и удерживался до 350 м, а затем контакт был потерян.

{19} В это же время с подводной лодки «U-100» видели горевший танкер, который торпедировала другая подводная лодка.
{20} По данным итальянского командования, итальянские лодки потопили к этому времени в Атлантике (к западу от Гибралтара) суда общим тоннажем 75 тыс. т.
{21} Этот факт ни в какой мере, однако, не характеризует совместные действия рейдеров и лодок на морских сообщениях. Как рейдеры, так и лодки, часто находясь в одном или соседних районах, каких-либо указаний о совместных действиях не имели и действовали разрозненно.
{22} Соединенные Штаты еще не участвовали в войне и не признавали блокады этой зоны (произвольно объявленной немецким командованием), но никаких решительных мер в отношении Германии не предпринимали.
{23} По немецким данным, это был один из первых случаев обнаружения подводной лодки «асдиком», что случилось лишь через 22 месяца после начала войны.
{24} По английским данным, за II квартал 1941 г. от немецких самолетов погибло 179 судов и от лодок — 142.
{25} К концу июня 1941 г. в Атлантике действовало только 22 немецкие и 6 итальянских лодок, на Балтийском море (в южной и юго-восточной части) базировалась 61 подводная лодка: в Клайпеде — 6, в Балтийске — 15, в Кенигсберге — 16, в Гданьске — 11, в Свинемюнде (Свиноустьце) — 11 и в Штетине (Щецин) — 2. Сразу же после начала войны немецкие лодки начали действовать в устье Финского залива, у Гогланда, в Нарвском заливе и других районах.
{26} Из последующих сообщений выяснилось, что «U-57» получила значительные повреждения от тарана; английская же подводная лодка «Клайд» серьезных повреждений не имела.
{27} В официальном отчете адмиралтейства, изданном в 1946 г., в отношении этого эпизода указывается, что самолет обнаружил лодку в надводном положении и, когда она погрузилась, сбросил дымовые шашки и дал радиограмму. Далее там же говорилось, что через 2 час. с аэродрома Исландии прилетел другой самолет, который и обнаружил «U-570».
{28} Судно находилось наплаву 1 ч. 20 м. и прикрывалось корветами «Альберни» и «Кеногами».
{29} Конвой об этих подводных лодках был предупрежден адмиралтейством незадолго до атаки.
{30} Высаженная группа не могла дать сигнал, так как при посадке шлюпка опрокинулась и патроны к сигнальному пистолету пришли в негодность. Группа вернулась на берег и через несколько часов была взята в плен.
{31} По другим данным, корабли шли строем пеленга на расстоянии между кораблями 3 каб.
{32} Как стало известно в более позднее время, подводную лодку видели с «Вэлиент» после атаки, но очень быстро потеряли ее из виду.
{33} Американский флот на Тихом океане был серьезно ослаблен, а к борьбе с немецкими подводными лодками в Атлантике американцы также оказались неподготовленными.
{34} Первый радарный контакт с подводной лодкой был установлен лишь 19 ноября 1941 г. американским эскадренным миноносцем «Леори», охранявшим конвой «НХ-160». Основная же масса боевых кораблей американского флота была вооружена радарами только к лету 1942 г.
{35}В декабре 1941 г. и в январе 1942 г. самолеты, базирующиеся на Гибралтар, атаковали девять подводных лодок, но потопили только «U-451».
{36} Конвой должен был выйти из Гибралтара 26 ноября, но в связи с обнаружением нескольких лодок к западу от пролива выход был отменен. Легкие силы, базировавшиеся на Гибралтар, усиленные двумя эскадрильями самолетов, в течение двух недель производили поиски подводных лодок. Вторично выход конвоя был назначен на 15 декабря, но, опасаясь налета авиации накануне выхода, он вышел раньше срока.
{37} Повидимому, о выходе конвоя сообщила немецкая агентура, действовавшая в Испании.
{38} Сведения об этом транспорте были получены, по словам одного из пленных, от португальского матроса, служившего немецким агентом; по словам же другого пленного, сведения получены из перехваченных английских радиограмм.
{39} «U-374» вышла из Специи 11 декабря 1941 г. с задачей действовать у североафриканского побережья.
{40} В связи с недостатком в силах ПЛО президент США вынужден был обратиться к владельцам частных яхт и самолетов с призывом передать их для борьбы с подводными лодками.
{41} Условный номер лодки в том порядке, в каком она обнаруживалась на театре средствами технической разведки Северного флота.
{42} Это был первый случай проникновения лодок в Мексиканский залив.
{43} «U-432» вернулась в Ла-Паллис только 4 июня. Ее поход длился 58–60 дней. Общий тоннаж судов, потопленных ею за поход, составил 20 тыс. т.
{44} Позже все три группы были объединены в одну, известную как «Группа Донау», которая атаковывала конвой с 1 по 10 мая.
{45} 29 мая «U-607» подошла к Сен-Назеру, где, не имея воздушного прикрытия, простояла 4 час. на подходах к базе в ожидании прикрытия. В случае налета авиации лодка не смогла бы погрузиться, так как этот район был заминирован. С прибытием в Сен-Назер «U-607» стала в док, где находилась свыше месяца. За это время на ней была видоизменена надстройка и установлено зенитное орудие.
{46} Общая численность немецких подводных лодок, находившихся в Средиземном море, к этому времени определялась в 20 единиц.
{47} Лодка вышла из Сен-Назера в конце апреля во второй свой поход, имея на борту 14 торпед.
{48} Это был один из первых случаев применения группы поддержки, вызванной для того, чтобы действовать против лодок, приближающихся к конвою.
{49} Всего в это время в Тронхейме находилось только два эскадренных миноносца. Остальные должны были прибыть из Северного моря.
{50} По английским данным, до конца войны такими сетями было оборудовано до 700 судов.
{51} Как утверждают американские историки (Морисон), к лету 1942 г. радиолокационными установками были оборудованы почти все корабли английского и американского флотов.
{52} Как известно, канадские самолеты к этому времени еще прожекторов не имели. Возможно, что на самолете были зажжены посадочные огни.
{53} Личный состав лодки о проходе через минное поле не информировался.
{54} Общий тоннаж судов, потопленных «U-552», к июлю 1942 г. составил 206 тыс. т.
{55} Данные получены в результате изучения походов 40 подводных лодок.
{56} Здесь лодка сразу же была перекрашена в светлосерый цвет с белыми полосами на боевой рубке, который считался наиболее подходящим для Средиземного моря. В Специи в это время было 12–15 других немецких подводных лодок, в частности «U-605», «U-81», «U-431» и «U-593».
{57} В действительности днем видимость была не более 6 миль, а ночью еще меньше.
{58} Преследование подводной лодкой одиночного судна составляет часть поиска, и командир лодки по своему усмотрению мог это решить. Если бы лодка обнаружила конвой, она должна была донести об этом командующему подводными силами, чтобы все лодки ее группы пошли на перехват конвоя.
{59} Кроме «U-353», на сближение с конвоем шло еще шесть подводных лодок. Эта группа условно называлась «Леопард».
{60} 4 ноября в 14 час. основная группа транспортов, которая должна была направиться в Оран, отделилась от конвоя. В течение ночи с 5 на 6 ноября группа транспортов с войсками для высадки в Алжире прошла Гибралтар и легла на курс по направлению к Мальте с целью ввести в заблуждение немецкую авиацию. Эта демонстрация, повидимому, удалась.
{61} Возможно, этому способствовало обнаружение подводными лодками английского конвоя, специально высланного на север, что и дезориентировало немецкое командование в оценке обстановки и сорвало развертывание лодок.
{62} В операции по высадке десанта участвовало всего 800 судов, из них боевых кораблей 350. Потери же флота союзников от немецких и итальянских лодок с момента обнаружения немцами подхода десанта к Гибралтару и до окончания высадки (16 ноября) не превысили 30 судов.
{63} Лодка неоднократно выходила в атаку, но безуспешно. Это следует объяснить отсутствием опыта и настойчивости у командира «U-439». 24 декабря она возвратилась в Брест.
{64} «Ракотис» был потоплен к северо-западу от мыса Финистерре английским крейсером «Сцилла».
{65} «U-459» прибыла в Бордо только 3 марта, пополнив запас топлива с другой лодки.
{66} 29 флотилия подводных лодок базировалась в Специи, а до этого в Саламисе. В январе 1943 г. в эту флотилию входили: «U-77», «U-83», «U-97», «U-359», «U-375», «U-384», «U-596», «U-602», «U-505», «U-755» и еще несколько лодок, номера которых не установлены.
{67} До этого «U-85», выйдя из Лориана, направлялась в Средиземное море. Это был ее третий поход.
{68} Следует отметить, что к концу 1942 г. в средней части Атлантики еще оставалась «брешь» — район, не прикрытый авиацией и кораблями союзников, в котором угроза от подводных лодок оставалась значительной.
{69} Необходимо учитывать, что еще летом и осенью 1942 г. немцы были вынуждены снять большую часть своей авиации с итальянских аэродромов и с о. Крит и перебросить их под Сталинград и на Северный Кавказ.
{70} «U-135» вышла в этот (шестой) поход из Сен-Назера 20 января и после 54-суточного пребывания в море вернулась в Лориан 15 марта.
{71} Вследствие малой мощности топливного насоса заправка топливом длилась 15 час. подряд.
{72} Фактически строилось за указанные периоды соответственно по 24 и 23 лодки в месяц.
{73} Однако далеко не все случаи обнаружения подводных лодок авиацией заканчивались атаками, а тем более гибелью лодок. Из 213 случаев обнаружения лодок в мае самолеты сумели атаковать лишь 136 раз, при этом только 16–17 лодкам были нанесены повреждения.
{74} Подробнее см. «Доклад о совместных операциях японского и германского (итальянского) флотов» японского адмирала Номура Нагуки (переведен и отпечатан на машинке в МГШ), сов. секретно, 1952 г.
{75} На 15 июня 1943 г. всего в судостроительной промышленности Германии было только 102984 человека, а расширение судостроения из расчета увеличения выпуска подводных лодок до 40 единиц в месяц только на период с июня 1943 г. до сентября 1944 г. требовало дополнительно 334 838 человек.
{76} 7 июля должна была выйти из Лориана с той же задачей (следовать на Дальний Восток) «U-516».
{77} В борьбе с подводными лодками в 1943 г. особенно успешно использовались самолеты береговой авиации. За год они потопили 83 лодки, в то время как надводные корабли потопили только 48 лодок.
{78} Первый англо-американский конвой с оборудованием для баз прибыл 9 октября, а самолеты начали действовать с авиабаз в начале ноября 1943 г.
{79} Есть основания считать, что, кроме итальянских лодок, немецким командованием использовались 10 французских лодок: «Аурора», «Ридутебл», «Паскаль», «Фризни», «Диамонт», «Кайман», «Сирена», «Галатея», «Еуридис» и «Тэтис».
{80} Впервые карликовые подводные лодки серии «Саламандра» были использованы в Средиземном море в сентябре 1953 г.

Первая атака американских и английских транспортов подводными лодками этого типа состоялась у Неттуно. Подводные лодки были сведены в группы по 10 единиц. Каждая группа атаковала назначенную для нее цель. Одновременно с атакой подводных лодок транспортов для отвлечения внимания противника действовали самолеты-торпедоносцы. Но после двукратной атаки из одного пункта лодкам пришлось менять место, так как трудно было рассчитывать на повторный успех. После первой атаки большинство лодок погибло вследствие крупной технической ошибки, допущенной в их конструкции. Расположение единственной балластной цистерны в носу с одновременным расположением кингстона у кормовой стенки балластной цистерны оказалось весьма неудачным, так как вода, принимаемая в лодку для погашения остаточной пловучести и установления подводного дифферента, больше уже не могла быть продута при сильном дифференте на нос.

Об этой конструктивной ошибке стало известно только после того, как было построено уже около 320 лодок этого типа. Ошибка была устранена разделением балластной и уравнительно-дифферентной цистерн, но время было уже потеряно, да и конструкция этих лодок быстро устарела. Строительство остальных 180 лодок было прекращено.

Кроме лодок типа «Саламандра», немцы использовали подводные лодки типа «Бобр». Они представляли собой карликовые подводные лодки водоизмещением около 9 т. Глубина их погружения ограничивалась 30 м, на лодках был установлен бензиновый двигатель. Толщина обшивки прочного корпуса равнялась 3 мм.

{81} Подробные данные см. «Развитие германских подводных лодок во время второй мировой войны» Рудницкого М. А., изд. Отдела Изобретений ВМС, 1946 г.
{82} В это число не входят карликовые лодки, которых было построено около 500 единиц.
{83} Общие потери тоннажа от всех причин составили 6280 судов, или 24033322 бр.-рег. т. По данным же доклада Кинга морскому министру, потери за войну составили 23351 тыс. бр.-рег. т. За то же время было построено в США 34622 тыс. бр.-рег. т, в Англии — 7863 тыс. бр.-рег. т и общее превышение потерь составило 19 134 тыс. бр.-рег. т.
{84} Таблица составлена по данным секретного бюллетеня отдела противолодочной войны английского морского штаба и включает потери судов всех размеров (в графу «Навигационные аварии» включены суда тоннажем от 100 т и выше). По данным заключительного официального доклада начальника управления морских операций США адмирала Кинга морскому министру, за период с 1 марта по 1 октября 1945 г. потери в 1939 г. составили 810 тыс. т. В тот же период было построено в США судов общим тоннажем 101 тыс. т, в Англии 231 тыс. т. Общий баланс тоннажа был отрицательным: убыль составляла 478 тыс. т.
{85} Потери Англии за 1939 г. составляли 122 судна тоннажем 430 300 т.
{86} Таблица составлена по данным секретного бюллетеня отдела противолодочной войны английского морского штаба и включает потери судов всех размеров (в графу «Навигационные потери» включены суда тоннажем от 100 т и выше). По данным, опубликованным в официальных докладах Кинга, общие потери тоннажа союзников за 1940 г. составили 4407 тыс. т. В то же время в США было построено 439 тыс. т, в Англии — 780 тыс. т. Всего 1219 тыс. т. Общий баланс тоннажа был отрицательный: убыль составила 3188 тыс. т.
{87} Потери торгового тоннажа Англии в 1940 г. составили: от подводных лодок — 1359700 т, от авиации — 310800 т, от надводных кораблей — 343 000 т, от мин — 342 800 т, от неизвестных причин — 90 600 т. Всего 2 446 800 т.
{88} Таблица составлена по данным секретного бюллетеня отдела противолодочной войны английского морского штаба и включает потери судов всех размеров, а от навигационных аварий — начиная с тоннажа 100 т. Общие суммарные потери, по данным отчетного доклада адмирала Кинга, за 1941 г. составили 4398 тыс. т. За это же время было построено в Англии и США 1984 тыс. т. Общая убыль тоннажа в 1941 г. составила 2414 тыс. т.
{89} Обращает на себя внимание резкое снижение потерь от всех видов оружия в связи с переброской авиации и подводных лодок для действий против СССР в июне и в течение последующих месяцев.
{90} Итоговая цифра потерь за декабрь не может считаться характерной, так как в нее входит 121 судно (233844 т ), потерянное от других причин. Повидимому, в числе этих судов значатся и суда, захваченные в портах и базах, и потери первого периода войны на Тихом океане, которые не характеризуют действий подводных лодок или авиации.
{91} Потери английского тоннажа из общего числа потерь за 1941 г. составили: от подводных лодок — 1 562 600 т, от авиации — 574 600 т, От надводных кораблей — 312400 т, от мин — 191400 т, от неизвестных причин — 222700 т. Всего 2863800 т.
{92} Таблица составлена по данным секретного противолодочного бюллетеня американского морского штаба за март 1945 г. и включает суда, начиная с тоннажа 50 т. По данным доклада Кинга морскому министру, потери тоннажа в 1942 г. составили 8245 тыс. т. В то же время было построено в Англии 1843 тыс. т, в США — 5339 тыс. т. Общий баланс состояния торгового тоннажа продолжал оставаться отрицательным. Убыль выражалась цифрой 1063 тыс. т.
{93} Потери английского тоннажа из общего числа потерь составили: от подводных лодок 2761700 т, от авиации — 398 700 т, от надводных кораблей — 192 500 т, от мин — 45 100 т, от неизвестных причин — 56 400 т. Всего 3 454 400 т.
{94} Таблица составлена по данным секретного противолодочного бюллетеня американского морского штаба. По немецким данным, опубликованным в открытой печати, потери тоннажа составляли: в январе — 408 тыс. т, в феврале — 545 тыс. т, в марте — 852 тыс. т, в апреле — 415 тыс. т, в мае — 380 тыс. т к в июне — 170 тыс. т. Как видно, при общем сходстве тенденции изменения потерь абсолютные показатели потерь, опубликованные немцами, превышают потери, принятые в американских документах. Причинами такого расхождения могли быть:

— неточное определение командирами немецких подводных лодок тоннажа потопленных судов и стремление их во всех случаях производить округление в большую сторону;

— умышленное завышение потерь немецким командованием в пропагандистских целях;

— непреднамеренное отнесение к потерям от подводных лодок потерь, происшедших по другим причинам.

{95} Потери английского тоннажа из общего числа потерь составили: от подводных лодок — 1 175300 т, от авиации — 273300 т, от надводных кораблей — 27 100 т, от мин — 44 000 т, от неизвестных причин — 2100 т. Всего — 1 521 600 т.
{96} Составлено по данным секретного противолодочного бюллетеня американского морского штаба. По данным из доклада Кинга, потери за 1944 г. составили 1422 тыс. т. , а новое строительство — 13349 тыс. т. В итоге общий тоннаж торговых судов увеличился на 11 927 тыс. т.
{97} Потери английского тоннажа из общего числа потерь составили: от подводных лодок — 365500 т, от авиации — 29700 т, от надводных кораблей — 25 100 т, от мин -53200 т, от неизвестных причин — 16100 т. Всего -489600 т.
{98} Данные взяты из секретного противолодочного бюллетеня американского морского штаба за март 1945 г. и включают суда, начиная с водоизмещения 50 т.
{99} Количество и тоннаж судов, потопленных подводными лодками, следует считать неполными, так как по существу к ним должны быть отнесены и часть потерь из графы «Другие причины». Потери английского тоннажа из общего числа потерь составили: от подводных лодок — 1360 судов тоннажем 7622400 т, от авиации — 440 судов тоннажем 1589300 т, от надводных кораблей — 210 судов тоннажем 965400 г, от мин — 340 судов тоннажем 823000 т, от неизвестных причин — 220 судов тоннажем 396100 т. Всего 2570 судов тоннажем 11 396900 т.

Кроме потерь, указанных в таблице, следует учитывать, что за период второй мировой войны большое количество судов получило серьезные повреждения. Так, только в английском торговом и рыболовном флоте получили повреждения от боевых действий противника 897 судов общим тоннажем 3942567 бр.-рег. т, в том числе 133 судна от подводных лодок.

{100} По сведениям, приводимым в книге Морисона, эти цифры выглядят несколько иначе, но расхождения настолько малы, что ими можно пренебречь.
{101} При потоплении 525 американских судов погибло 5579 человек личного состава, кроме того, 487 человек попало в плен.
{102} Потери подводных лодок в первой мировой войне составляли: в 1914 г.-5, в 1915 г. — 19, в 1916 г. — 22, в 1917 г. — 63 и в 1918 г. -69. Если сравнить потерн, понесенные за 1915 г., с потерями последних двух лет, то будет видно, что они выросли немного больше чем в три раза.
{103} Издано в 1942 г. и откорректировано на январь 1944 г.
{104} Более подробные сведения о базировании — см. главу тринадцатую «Обеспечение боевых действий подводных лодок».
{105} OCR: Здесь пропала часть страницы — частично пара строк.
{106} Перечень минных постановок, выполненных подводными лодками, см. приложение 1.
{107} В начальный период войны управление действиями подводных лодок осуществлялось из Вильгельмсхафена, где находился и командный пункт связи. Методы радиосвязи были следующие: квитанционный, метод обратного репетования, метод посредника, бесквитанционный метод.
{108} Подробнее см. «Развитие германских подводных лодок во время второй мировой войны» Рудницкого М. А., Изд. Отдела изобретений ВМС, 1946, а также Бюллетень военного кораблестроения ВМС № 27, 1949.
{109} В 1940 г. построены четыре подводные лодки серии IIВ и IIС общим водоизмещением 1238 т.
{110} В 1940–1941 гг. было построено 16 лодок серии VIIB общим водоизмещением 11 264 т.
{111} Подводные лодки серии IX и IXB были запроектированы в 1938 г. Всего было построено 15 лодок общим водоизмещением 15267 т.
{112} В целях уменьшения шумности моторы «подкрадывания» имели минимальные обороты.
{113} Необходимый для сжигания топлива кислород получался из перекиси водорода Н2О2.
{114} Подробнее см. Бюллетень военного кораблестроения ВМС № 27, 1949 г., а также книгу «Англия, Военно-морские силы. Подводные лодки», секретно, Воениздат, 1947 г., стр. 15.
{115} По сведениям, опубликованным в послевоенный период немецкими авторами, на постройку одной подводной лодки, включая установку главных и вспомогательных механизмов, а также вооружения, уходило 200 тыс. чел/час, из них около 35 тыс чел/час за пределами верфей.
{116} Английское адмиралтейство отстаивает версию о том, что экспериментальные работы по радиолокации были начаты немцами в 1940 г., но они освоили технику только после того, как в 1940 г. во время оккупации Франции захватили английские образцы радиолокаторов. Адмиралтейство относит начало установок радиолокаторов на немецких подводных лодках к середине 1942 г., а применение их — к концу 1942 г.
{117} Труба, с помощью которой выстреливался патрон, использовалась также для выбрасывания через нее различных мелких предметов при имитации повреждений и гибели лодки.
{118} Общая численность личного состава подводных лодок на 1 января 1943 г. была около 14 тыс. человек.
{119} Потери лодок в базах от авиации противника относятся главным образом к концу 1944 и началу 1945 гг.
{120} В числителе — английские, в знаменателе — американские.
{121} В число эскортных кораблей включены миноносцы, фрегаты и корветы.
{122} Это символическое названые, под которым подразумевается штаб противолодочной обороны в Атлантике. Никаких кораблей в составе этого «флота» не было.
{123} На лайнерах «Куин Мэри» и «Куин Елизабет» во время войны были введены необходимые переоборудования для перевозки около 20 тыс. человек и их бытового обслуживания.
{124} Основным документом, определявшим тактику английских кораблей ПЛО, являлось «Руководство по противолодочным операциям», изд. ГРУ Генерального Штаба, 1948 г.
{125} В марте 1943 г. потери от подводных лодок достигли 627300 т, т. е. превысили февральские потери почти на 268 тыс. т, а январские — на 425 тыс. т.
{126} Приводится с редакционными сокращениями.
{127} Далее приводится техническое описание различных типов требующихся подводных лодок.
Список иллюстраций