Основные оборонительные мероприятия англо-американского командования
Общие замечания
При рассмотрении боевых действий подводных лодок необходимо учитывать, что лодки на протяжении всей войны встречали серьезное противодействие и вынуждены были считаться с оборонительными мерами, которые проводило английское, а позже и американское морское командование.
Основными оборонительными мероприятиями, которые предусматривались английским «Наставлением по ведению операций», разработанным еще в 1927–1928 гг. и частично дополненным перед самым началом войны, были следующие:
организация активных действий против сил противника, предназначенных для операций на морских сообщениях;
нападение на базы, используемые противником для базирования сил, действующих против торговли;
мероприятия по прикрытию и обеспечению судоходства (введение системы конвоев, патрулирование);
траление и постановка оборонительных минных заграждений;
вооружение торговых судов.
Однако осуществить эти мероприятия можно было только при условии наличия достаточных сил и средств для защиты судоходства вообще и для борьбы против подводных лодок в частности. Этого-то в распоряжении английского адмиралтейства и французского морского штаба как раз и оказалось недостаточно.
К началу войны англичане располагали лишь 200 противолодочными кораблями, способными действовать преимущественно вблизи берегов и вооруженными далеко не совершенными средствами обнаружения и уничтожения подводных лодок. Только незначительная часть из них могла быть использована для эскортирования судов в открытом океане.
Не оказалось в Англии и мин для защиты прибрежных вод от подводных лодок. С сентября по декабрь 1939 г. в Англии было произведено лишь 9048 мин. Нехватало сетевых и боковых заграждений для прикрытия входов в базы флота.
Также плохо было с артиллерийским вооружением торговых судов. За последние 4 месяца 1939 г. промышленность выпустила только 441 орудие, в 1940 г. 1486. В силу этого до самой середины 1941 г. [352] английское адмиралтейство могло обеспечить артиллерийскими установками только 20–25% торговых судов.
Не имелось и противолодочной авиации, хотя самолеты Англии еще в конце первой мировой войны принимали уже сравнительно активное участие в борьбе с немецкими подводными лодками. Только в 1941 г. была создана береговая авиация, насчитывавшая 19 эскадрилий (220 самолетов) и имевшая основным назначением борьбу с подводными лодками.
Еще в меньшей степени для борьбы с подводными лодками был подготовлен военно-морской флот Франции. Не готовился к решению задач ПЛО и военно-морской флот США.
Количественный состав кораблей противолодочной обороны к началу второй мировой войны характеризовался следующими данными.
Англия располагала 52 сторожевыми кораблями, 44 траулерами (постройки 1917–1918 гг.), 24 дрифтерами (постройки 1917–1918 гг.) и 43 сетевыми заградителями. Франция имела в составе флота 22 больших сторожевых корабля, 33 малых сторожевых корабля и один сетевой заградитель. США к началу 1940 г. располагали 9 сторожевыми кораблями и 14 сторожевыми катерами.
Большинство этих кораблей имело малые скорости хода, ограниченный район плавания, слабое бомбовое вооружение и почти не имело средств подводного наблюдения и поиска подводных лодок.
Естественно, что при таком составе противолодочных сил немецкие подводные лодки с первых дней войны могли действовать, не встречая особых помех, и при наличии небольшого числа одновременно действующих в море подводных лодок немцы достигли значительных результатов.
Система конвоирования торговых судов, введенная в действие с первых дней второй мировой войны, не отвечала еще требованиям защиты судоходства.
Попытки решить эту задачу путем проведения экстренных мероприятий оказались безуспешными, так как, во-первых, немедленное развертывание строительства противолодочных кораблей было практически невозможно из-за загрузки судостроительных верфей постройкой кораблей по программам довоенного периода; во-вторых, отмобилизование судов, пригодных для противолодочной обороны, у частных фирм и владельцев было связано с рядом неизбежных организационных задержек, с необходимостью дооборудования и вооружения их в условиях явного недостатка артиллерии; в-третьих, возникли трудности в комплектовании и подготовке личного состава на кораблях противолодочной обороны.
Особенно ухудшилось положение с защитой морских сообщений Англии после капитуляции Франции и вступления в войну Италии на стороне Германии, что привело к резкому изменению соотношения под водных лодок и сил противолодочной обороны.
Подводный флот немцев усилился за счет итальянского флота, тогда как противолодочные силы англичан, понеся потери при эвакуации из Норвегии, Голландии, Бельгии и Франции, количественно уменьшились; в частности, англичане лишились французских миноносцев и противолодочных кораблей.
И если бы Германия не готовилась в это время к войне с Советским Союзом, а бросила бы все свои силы и средства против английских морских сообщений, то исход борьбы на морских сообщениях мог бы быть для англичан значительно более тяжелым.
Но и в этих условиях действия кораблей и соединений английского и американского флотов длительное время оставались недостаточно [353] эффективными; немецкие подводные лодки продолжали добиваться больших успехов.
Это становится особо показательным, если учесть, что число подводных лодок, одновременно действовавших на морских сообщениях, было сравнительно небольшим. В 1942 г. в море одновременно действовали: в марте 48 подводных лодок; в апреле 49; в мае 16; в июне 59; в июле 69; в августе 86; в сентябре 99; в октябре 100; в ноябре 94. В 1943 г. максимальное число доходило до 118.
Англо-американское командование смогло добиться перелома в борьбе против немецких подводных лодок только в связи с созданием несоизмеримого превосходства в силах и средствах противолодочной обороны и проведением ряда мероприятий стратегического, оперативного, тактического, организационного и технического характера.
Стратегические мероприятия
Развертывание баз. Сущность этого мероприятия заключалась в том, чтобы приблизить силы, предназначенные для борьбы с подводными лодками, к охраняемым коммуникациям, создать возможность эскортирования конвоев на всем протяжении между промежуточными базами.
К числу практических мероприятий этого рода следует отнести:
вынос базирования американской авиации, а впоследствии и легких сил флота в район арендованных у Англии морских баз Вест-Индии;
занятие англо-американскими морскими и воздушными силами Исландии для развертывания там промежуточной базы;
занятие английскими силами Фарерских островов и американскими силами портов на юге Гренландии;
развертывание баз американского флота в Северной Ирландии (Бельфаст и Лондондерри);
развертывание дополнительных баз легких сил и авиации на о. Ньюфаундленд и на юго-западном и южном побережье Африки;
развертывание авиационной базы и базы легких сил флота на Азорских островах, полученных в 1943 г. Англией у Португалии на договорных началах.
Создание базы эскортных кораблей и аэродромов в Исландии (Квалнфьорд) и базирование канадских противолодочных сил в Сент-Джонсе на Ньюфаундленде и ряде опорных пунктов на южном побережье Гренландии позволяли надежнее прикрыть морские пути в северной части Атлантического океана почти на всем их протяжении и частично оттеснить подводные лодки в центральную часть Атлантического океана.
Далее вдоль канадского побережья и восточного побережья США были развернуты авиационные базы в районе Галифакса, Бермудских островов, английских баз в Вест-Индии и на побережье Британской Гвинеи. Это дало возможность к 1943 г. как бы опоясать Атлантический океан кольцом, в пределах которого могло производиться более или менее регулярное противолодочное патрулирование авиации, эскортирование конвоев и преследование обнаруженных подводных лодок. Общая схема этих контролируемых зон показана на рис. 44.
С развертыванием морской и воздушной базы на Азорских островах была значительно перекрыта и центральная часть Атлантики.
Авиация и корабли противолодочной обороны, базировавшиеся на Азорских островах, совместно с силами противолодочной авиации в Бразилии и на островах Вознесения создавали угрозу подводным лодкам, действовавшим на коммуникациях Южная Америка Западная Африка, и далее на север по направлению к Гибралтару и островам Великобритании. [354]
В итоге условия для действий немецких подводных лодок все более осложнялись и этим значительно снижалась эффективность их боевого применения.
Использование авиации. Одним из важнейших мероприятий англо-американского командования было привлечение большого количества самолетов для борьбы с немецкими подводными лодками: налетов на судостроительные заводы и базы подводных лодок, массированной постановки мин на выходах из баз, патрулирования в море с задачей поиска и уничтожения лодок, прикрытия и охранения конвоев, а также боевых кораблей.
Это оказалось возможным в результате того, что немецкая авиация в основном была переброшена на Восточный фронт и не могла противодействовать указанным мероприятиям.
Воздушные бомбардировки судостроительных и ремонтных заводов увеличивали срок постройки и ремонта подводных лодок, а налеты на их базы изматывали силы личного состава подводных лодок, находившихся в базах.
Большую роль в усилении береговой авиации сыграла авианосная авиация, которая вела наблюдение и патрулирование за теми зонами, [355] которые были недосягаемы для авиации, базировавшейся на береговые аэродромы.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Из всего числа самолето-вылетов и общего веса сброшенных бомб непосредственно на долю судостроительных заводов и баз подводных лодок приходилась лишь небольшая часть. Так, из всех бомб (714719 т ), сброшенных авиацией США на Европейском театре, на военные сооружения (в том числе, повидимому, и на военно-морские базы) сброшено лишь 62 908 т бомб, а на судостроительные заводы и верфи только 34 427 т.
2. Интенсивность налетов на Германию, а также на ее судостроительные заводы и базы подводных лодок возрастала весьма медленно и достигла наибольшей величины лишь в 1944 г., когда в связи с начавшимся под ударами Советской Армии крахом германской военной машины налеты стали проводиться почти безнаказанно.
3. Непосредственные результаты налетов на базы выразились в уничтожении относительно небольшого числа подводных лодок (за всю войну авиацией в базах флота было уничтожено лишь 59 единиц, что составляет 7,6% от общего числа потопленных лодок){119}.
Постановка английской авиацией мин, преимущественно неконтактных донных, начавшаяся в первые месяцы 1940 г., в основном была направлена против подводных лодок и продолжалась в течение всей войны.
Основными районами постановки мин авиацией являлись:
предпроливная зона и прибрежные воды балтийского побережья Германии;
подходы к портам и базам немецкого флота в Северном море и Ла-Манше;
Кильский канал и устья рек, впадающих в Северное море;
проливы Скагеррак и Каттегат;
южная часть Балтийского моря, включая Данцигскую бухту. Мины, поставленные авиацией, в значительной степени стесняли действия подводных лодок при их выходе (входе) из баз, создавали помехи в проведении приемно-сдаточных испытаний и организации боевой подготовки лодок.
Всего за время войны англо-американскими силами на Европейском театре военных действий было поставлено в активных заграждениях 76700 мин, из них 48214 авиацией, для чего было произведено 19589 самолето-вылетов. При этом было потеряно 510 самолетов.
Об эффективности минных постановок можно судить хотя бы по тому, что ежегодно из общего числа немецких подводных лодок на минах подорвалось и погибло: в 1939 г. 2, в 1940 г. 2, в 1941 г. 2, в 1942 г. 3, в 1943 г. 2, в 1944 г. 11 и в 1945 г. 10 лодок.
Основными причинами столь незначительного эффекта использования мин против подводных лодок надо считать, во-первых, наличие большого числа баз подводного флота, развернутых немцами на огромном пространстве побережья Западной Европы, начиная от Тромсе-Гаммерфеста на севере до франко-испанской границы на юге, в Средиземном и Балтийском морях, во-вторых, небольшое количество мин, поставленных англо-американскими силами у баз немецкого подводного флота. Мины (76700), поставленные почти равномерно на огромном протяжении [356] от Нарвика на севере до Гуэлвы (Испания), в Средиземном и Балтийском морях не могли хотя бы временно заблокировать ту или иную базу подводного флота.
Задачи поиска и уничтожения подводных лодок ставились авианосной авиации вне связи с движением своих конвоев. Авиация должна была взаимодействовать с противолодочными кораблями, сопровождавшими конвои, если последние оказывались в зоне патрулирования авиации. На нее же возлагались задачи постановки противолодочных минных заграждений.
Численность береговой авиации, используемой для противолодочного патрулирования, зависела от общего состояния военно-воздушных сил и постоянно возрастала. Так, например, американцы в 1942 г. использовали для противолодочного патрулирования 319 самолетов, из них 141 береговой и 178 морских; в 1943 г. численность береговой авиации ПЛО возросла до 710 самолетов, из них было 320 береговых и 390 морских.
Об интенсивности действия авиации можно в известной степени судить по таким цифрам. В июле августе 1942 г. английская авиация, действовавшая в районе западных подходов к Англии, налетала 13 864 часа, в том числе: 1807 часов в сопровождении конвоев; 849 часов в прикрытии траления; 11 208 часов в поисках подводных лодок. При этом за два месяца было обнаружено 123 подводные лодки, из них атаковано 89.
Первоначально береговая авиация действовала в радиусе до 300–400 миль от своих аэродромов, но по мере вступления в строй самолетов с увеличенной дальностью полета радиус патрулирования возрос до 600 миль. В дальнейшем в результате развертывания военно-морских и авиационных баз в Исландии, Гренландии и на Азорских островах зоны патрулирования еще более расширились. Это позволило выбирать пути конвоев таким образом, чтобы возможно большая их часть проходила в пределах зон действия авиации, и сопровождать конвои почти на всем протяжении океанских сообщений.
Значительная часть Центральной Атлантики авиацией не патрулировалась, и конвои вынуждены были ходить там без воздушного охранения.
Говоря об использовании авиации всех видов, необходимо отметить, что в системе ПЛО и защиты морских сообщений авиация больше всего стесняла действия немецких подводных лодок. Она заставила изменить методы использования подводных лодок, приемы нападения на конвои и уклонения от контратак сил противолодочной обороны, а также пересмотреть требования, предъявляемые к конструкции подводных лодок. Использование авиации совместно с надводными кораблями противолодочной обороны, вооруженными гидроакустическими приборами, ограничило возможности действий подводных лодок не только в надводном, но и в подводном положении.
Строительство эскортных кораблей и кораблей противолодочной обороны. Эта проблема возникла сразу же после начала операций немецких подводных лодок против торгового мореплавания. В то время как подводные лодки начали появляться во многих районах, силы противолодочной обороны (эскортные и патрульные корабли) ввиду их малочисленности оказались не в состоянии повсеместно охранять транспорты и боевые корабли.
Война с первых же дней потребовала большого числа эскортных кораблей и кораблей противолодочной обороны. Однако их не оказалось. Так, английский флот имел к началу войны всего около 200 кораблей, [357] которые хотя и не отвечали по своим тактико-техническим данным требованиям современности, все же могли быть привлечены к эскортированию.
Английское адмиралтейство вынуждено было всемерно развивать их строительство уже в ходе войны. Понятно, что это резко снижало темпы строительства других классов кораблей и неизбежно вело к тому, что некоторые типы эскортных кораблей строились в чрезвычайно срочном порядке, а это в ряде случаев снижало их качество.
Так, с началом войны на верфях Англии и Канады началось особо интенсивное строительство корветов. Всего их было построено до 320 единиц, причем большая часть из них вступила в строй в 1940–1942 гг. Впоследствии по мере развертывания строительства эскортных миноносцев и фрегатов строительство корветов сокращалось.
В 1942 г. началось строительство фрегатов в Канаде и Англии. Оно особенно активизировалось в 1943–1944 гг. Всего за время войны было построено около 250 кораблей.
Значительно медленнее шло в Англии строительство эскортных миноносцев; всего было построено около 80 единиц. Американцы же, наоборот, строили эти корабли в большом количестве; к концу войны было построено около 550 кораблей.
Первый конвойный авианосец, переоборудованный из грузового судна, появился в 1941 г. в США. На основе этого проекта было принято решение о массовом строительстве специальных кораблей. По проекту конвойного авианосца «Касабланка» в США было построено до 45 кораблей, являвшихся в американском флоте наиболее распространенным типом.
Англичане по примеру американцев также приступили к переоборудованию транспортов под конвойные авианосцы и к постройке конвойных авианосцев по специально разработанным проектам.
Для борьбы с подводными лодками во время следования конвоев в открытом море и на океанских сообщениях использовались эскортные корабли, а для решения задач противолодочной обороны вблизи берегов (на подходах к портам и базам) и обеспечения конвоев, находившихся в прибрежных водах, привлекалось большое число малых боевых кораблей, катеров специальной постройки и вспомогательных судов всех типов. Обстановка потребовала создания специального класса кораблей (катеров) охотников за подводными лодками, вооруженных средствами обнаружения и уничтожения подводных лодок. В составе английского и американского флотов их насчитывалось около 100 единиц. Между тем на них возлагались задачи:
поиск и атака подводных лодок;
несение постоянного противолодочного дозора на подходах к портам, базам и на фарватерах;
сопровождение отдельных транспортных судов при плавании в прибрежных водах;
наблюдение за районами возможного пребывания подводных лодок вблизи побережья.
Охотники, вспомогательные суда и катера частных фирм и владельцев, привлеченные в первые годы войны для борьбы с подводными лодками, не могли решить эти задачи и повлиять на ход подводной войны.
Оказавшись в таком затруднительном положении, англичане и американцы вынуждены были всемерно форсировать строительство охотников за подводными лодками. За годы войны их было построено только американцами свыше 1000 единиц (США поставляли катера и Англии).
Темпы строительства всех кораблей и судов, относящихся по английской терминологии к москитному флоту, видны из табл. 41. [358]
Годы | Построено | |
число | общее водоизмещение, т | |
1939 | 14 | 300 |
1940 | 121 | 6940 |
1941 | 395 | 37700 |
1942 | 403 | 46100 |
1943 | 337 | 44400 |
1944 | 234 | 24500 |
1945 (по июнь) | 59 | 7600 |
Только в результате большого напряжения судостроительной промышленности англо-американскому командованию удалось последовательно увеличивать численность кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками.
Данные о количественном изменении состава противолодочных сил флотов Англии и США приведены в табл. 42, 43.
Класс кораблей | Годы | ||||||
1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | |
Конвойные авианосцы | | | 0,1/0,2 | 1,0/7,0 | 3,0/16,7 | 4,0/23,3 | 3,3/20,7 |
Эскортные корабли | 7/2,2 | 11/4,7 | 9,5/3,0 | 10,5/5,2 | 22,0/15,0 | 25,9/15,0 | 24,0/14,7 |
Охотники за подводными лодками | | 1,3/0,05 | 5,6/0,1 | 28/0,7 | 23,5/0,8 | 21,7/0,8 | 24,9/0,9 |
Строительство большого числа кораблей, естественно, позволило внести в их конструкцию и вооружение ряд изменений, направленных на повышение мореходности, на улучшение отдельных маневренных элементов и на усиление вооружения, средств связи и наблюдения. Однако резкого изменения в тактико-технических данных эскортных кораблей, вошедших в строй в начале второй мировой войны, по сравнению с первой мировой войной не произошло. Эскортные корабли на протяжении всей первой половины войны по боевым качествам отставали от уровня развития подводных лодок.
Англичане и американцы добились решающего перелома в борьбе против подводных лодок не столько с помощью эскортных кораблей, о «грандиозных успехах» которых особенно много писалось в английской прессе, а совокупностью противолодочных мероприятий и, в частности, совместными действиями надводных кораблей и авиации. Как известно, авиация в связи с затягиванием открытия второго фронта в Европе была широко использована против подводных лодок. [359]
Классы кораблей | На 3.09. 39 | На 1. 05. 40 | На 1. 06. 41 | На 1.05. 42 | На 1. 04. 43 | На 1. 10. 44 | На 3. 09. 45 | |||||||
число | водоизмещение | число | водоизмещение | число | водоизмещение | число | водоизмещение | число | водоизмещение | число | водоизмещение | число | водоизмещение | |
Конвойные авианосцы | | | | | 1 | 5500 | 3/ 13 | 45000/ 122800 | 12/ 63 | 180000/ 784000 | 46/ 99 | 550000/ 1227000 | 60/ 72 | 775000{120} / 940000 |
Авиатранспорты | 2 | 11700 | 2 | 11700 | 2 | 11700 | 2 | 11700 | 3 | 26000 | 3 | 26000 | 5 | 46000 |
Эскортные миноносцы | | | | | | | | | 306 | 397 000 | 503 | 653 000 | 351 | 456 000 |
Эскортные корабли (корветы, фрегаты) | 39 | 35000 | 70 | 75 000 | 86 | 90000 | 180 | 205000 | 260 | 250 000 | 450 | 520 000 | 596 | 745 000 |
Тральщики | 100 | 50000 | 111 | 56000 | 193 | 97000 | 250 | 125 000 | 500 | 250 000 | 750 | 320 000 | 1000 | 450000 |
Охотники за подводными лодками | | | 10 | 500 | 51 | 3000 | 483 | 23000 | 600 | 49000 | 800 | 60000 | 980 | 69000 [360] |
Несмотря на значительное увеличение численности эскортных и противолодочных кораблей и некоторое улучшение их боевых качеств, недостаток в силах сопровождения транспортных судов при их переходе морем заметно ощущался до самого конца войны. В общей сложности около 17% всех переходов было совершено транспортными судами без сопровождения военных кораблей.
В связи с острым недостатком эскортных и противолодочных кораблей они использовались обычно с большим напряжением (табл. 44).
Классы кораблей | На 30.6.41 | На 30.6.42 | На 30.6.43 | ||||||
в строю | в море | % | В строю | в море | % | в строго | в море | % | |
Конвойные авианосцы | 2 | 1 | 50 | 14 | 2 | 14 | 75 | 47 | 62 |
Эскортные корабли{121} | 300 | 176 | 58 | 400 | 190 | 47 | 706 | 316 | 62 |
Тральщики | 68 | 56 | 82 | 150 | 102 | 70 | 700 | 300 | 43 |
Охотники за подводными лодками | 65 | 14 | 26 | 483 | 124 | 26 | 800 | До 500 | 62 |
Патрульные суда | 100 | 36 | 30 | 190 | 93 | 49 | 400 | 118 | 29 |
Несмотря на усилия англичан и американцев решить проблему создания мощных эскортных сил и благоприятные условия для этого, английская и американская промышленность с этой задачей не справилась до тех пор, пока Германия не начала терпеть поражения на советско-германском фронте.
Организация взаимодействия английских и американских сил ПЛО. Ввиду того, что подводная угроза охватила почти все районы английского судоходства, в том числе и районы, примыкающие к восточному побережью США и к побережью Канады, потребовалось наладить организацию тесного взаимодействия английского, канадского и американского морских штабов. Необходимо было, в частности, установить единую точку зрения на организацию конвоирования транспортов.
Взаимодействие осуществлялось следующим образом.
Военно-морской флот США принял на себя ответственность за противолодочную оборону конвоев в западной части Атлантического океана, от берегов Америки до 26-го меридиана западной долготы. На английский флот возлагались организация и проведение конвоирования и всего комплекса противолодочной обороны в восточной части Атлантического океана и в Европе (на запад от Англии до того же меридиана).
При сложившейся организации конвои, направлявшиеся из Канады в Англию через Атлантический океан, управлялись из морского штаба в Оттаве и адмиралтейством в Лондоне. Конвои, вышедшие из Англии в США, управлялись адмиралтейством, причем курсы конвоев в зоне влияния американского флота располагались на основе полученных из Вашингтона рекомендаций.
Такой же порядок существовал и для конвоев, идущих из США. Управление в Вашингтоне намечало курсы конвоев на весь переход с учетом рекомендаций английского адмиралтейства в зоне влияния английского флота.
Общее руководство борьбой против подводных лодок в Англии осуществлялось отделом противолодочных операций английского морского [361] штаба, который давал основные указания по накоплению и использованию сил и средств противолодочной обороны, а также разрабатывал основные положения для правил и инструкций отделу торгового мореплавания по вопросам конвоирования и судоходства.
В американском флоте высшим органом управления конвоями, силами и средствами противолодочной обороны являлся так называемый «10-й флот»{122}. Он был ответствен за конвоирование, разработку маршрутов конвоев США, а также за разработку тактических приемов борьбы с подводными лодками и за проведение противолодочных операций.
В соответствии с разделением Атлантического океана на зоны были распределены и эскортные силы.
В западной зоне Атлантического океана, которая включила районы от мыса Код до меридиана 52° западной долготы, переходы конвоев обеспечивались эскортными силами, состоявшими из восьми эскортных групп миноносцев и корветов, базировавшихся на Бостон, и самолетами сопровождения береговой авиации, базировавшейся на аэродромы Новой Англии и Арджентии.
Б центральной зоне Атлантического океана, между меридианами 52 и 26° западной долготы, для противолодочных операций было выделено четырнадцать эскортных групп, состоявших из эскортных миноносцев и корветов. Отряды базировались на базы, расположенные на Ньюфаундленде. Воздушное прикрытие конвоев в этой зоне осуществлялось самолетами береговой авиации, базировавшейся на аэродромы Арджентии, Ньюфаундленда и Исландии.
При движении конвоев в восточной зоне, между меридианом 26° западной долготы и островами Великобритании, для обеспечения противолодочной обороны использовались английские эскортные миноносцы и другие противолодочные корабли с дислокацией на базы Англии. Воздушное прикрытие осуществлялось самолетами береговой авиации с английских аэродромов.
Мероприятия оперативного характера
Общая оперативная обстановка для действия немецких подводных лодок сложилась более благоприятно, чем для английских, а затем и англо-американских сил противолодочной обороны.
Английское адмиралтейство и американское морское командование, оказавшись не подготовленными к отражению подводной угрозы, вынуждены были срочно провести ряд оперативных мероприятий.
Наиболее значительными из них были организация системы конвоев, вооружение торговых судов, оборудование театра и проведение блокадных операций, направленных на перехват немецких подводных лодок, выходивших в море из основных районов базирования.
Организация конвоирования. Переход к системе конвоев в самом начале войны явился основным оперативным мероприятием, направленным на обеспечение безопасности торгового судоходства.
Оперативная сущность этой системы, оправдавшая себя по мнению английского адмиралтейства еще в первую мировую войну, состояла в следующем:
во-первых, сбор судов в большие группы и переход морем в составе этих групп уменьшали число объектов атак для противника, снижали вероятность встречи каждого такого объекта (конвоя) с подводными лодками; [362]
во-вторых, объединение судов позволяло придавать этим группам судов силы охранения, которых ни при каких условиях для охраны одиночных судов не хватило бы;
в-третьих, конвои позволяли организованно управлять движением основной массы судов и маневрировать как расположением коммуникаций, так и регулированием напряжения судоходства в тех зонах, где обнаруживались подводные лодки противника;
в-четвертых, переход к системе конвоев дал возможность организованно предписывать и прививать основные тактические приемы маневрирования и уклонения от подводных лодок, что почти невозможно было сделать в отношении всех одиночно следующих судов.
Непосредственное руководство всей этой системой осуществлял английский морской штаб, в составе которого был развернут специальный департамент торгового судоходства.
Его основными функциями являлись:
разработка общих документов, относящихся к правилам плавания и поведения транспортных судов в конвоях, к обороне их в море и использованию средств связи;
разработка генеральных маршрутов следования конвоев;
руководство вооружением торговых судов, его планирование, разработка норм вооружения и контроль за фактическим вооружением и организация подготовки личного состава, обслуживавшего оружие;
планирование времени выхода конвоев из портов сосредоточения и прибытия их в порты назначения и распределения судов по портам для погрузки и разгрузки;
разработка организации связи конвоев при нахождении их в море с портами отправления и назначения, внутри конвоя, а также транспортных судов с кораблями охранения;
определение состава конвоев, подбор транспортных судов в состав конвоев, определение состава эскорта и разработка походных порядков конвоев.
Наибольшее развитие система конвоев получила лишь к середине 1942 г., когда состав эскортных кораблей в значительной мере пополнился конвойными авианосцами, эскортными миноносцами, корветами и другими типами кораблей, способных сопровождать транспортные суда на всем протяжении атлантических коммуникаций.
К концу 1943 г. транспортные суда стали сопровождаться почти на всем протяжении коммуникаций, связывавших Европу с Америкой.
Однако эскортных сил не хватало почти в течение всей войны, и значительной части судов приходилось совершать переходы самостоятельно или небольшими группами без охранения; даже в 1943 г., когда с эскортом было более благополучно, примерно 1300 судов из общего числа 7600 транспортов (17,5%) совершали переходы по атлантическим сообщениям без охранения.
Точно так же без охранения совершали переходы океанские быстроходные суда лайнеры, которые привлекались английским адмиралтейством для перевозки американских войск в Европу и Африку{123}.
Выход лайнеров из портов, как правило, совершался в темное время суток и в пределах 200–300 миль от берегов прикрывался авиацией и незначительным числом (1–2) легких крейсеров и миноносцев.
Выход лайнеров из базы предварялся обычно тщательным тралением фарватеров. [363]
Переход Атлантическим океаном лайнеры совершали самостоятельно скоростью хода до 28–30 узл. и в опасных районах на зигзаге, поэтому эскортные корабли для их сопровождения не выделялись.
Оборудование противолодочных преград. В качестве пассивных мер борьбы против подводных лодок англо-американское командование в течение всей войны, а особенно на ее первом этапе шло по пути создания оборонительных минных заграждений в водах Англии, боно-сетевых и других противолодочных преград в районах базирования своих сил и в пунктах сосредоточения торговых судов.
Для постановки минных заграждений, в зависимости от характера операций, использовались различные классы кораблей, вплоть до переоборудованных под минные заградители торговых судов.
Планирование и организация оборонительных минных постановок возлагались на секцию минных постановок оперативного отдела морского штаба. Вопросы же производства мин входили в круг ведения департамента по минно-торпедному вооружению.
К созданию оборонительных минных заграждений англичане приступили в сентябре 1939 г.
В течение войны англичанами были поставлены с оборонительной целью следующие основные заграждения:
1. «Дуврский барраж» в Английском канале, который смыкался с оборонительным минным заграждением, поставленным французами в районе Дюнкерка. С капитуляцией Франции это заграждение свое значение потеряло.
2. Оборонительное минное заграждение у восточного побережья Англии от северного побережья Шотландии до Дувра. Это заграждение соприкасалось с «Дуврским барражем». Его постановка началась весной 1940 г. В течение войны оно периодически подновлялось.
Одновременно было поставлено специальное усиленное противолодочное заграждение у устья реки Темзы.
3. Оборонительное минное заграждение между Оркнейскими островами и Исландией. Первоначально англичанами предполагалось создать заграждение между Шотландией и Норвегией по примеру «Великого Северного» в первую мировую войну, но с оккупацией немцами Норвегии от этого мероприятия адмиралтейство отказалось и приступило к оборудованию заграждения на линии Оркнейские острова Исландия. В течение войны это заграждение систематически подновлялось.
4. Оборонительное минное заграждение между полуостровом Корнуэл и территориальными водами Эйре. Это заграждение первоначально было предназначено против немецких сил вторжения на острова Великобритании, но в последующие годы войны характер его был изменен. Оно состояло в основном из противолодочных мин.
Все указанные оборонительные минные заграждения, состоявшие из различных типов якорных мин, предназначались как против надводных кораблей, так и против подводных лодок.
Кроме того, с оборонительной целью были оборудованы заграждения:
в северо-западной части Ирландского моря вблизи маршрутов движения конвоев;
севернее мыса Рот (Шотландия) для прикрытия конвоев, пути которых проходили южнее заграждения, поставленного у Оркнейских островов;
между Портсмутом и Шербуром (было закончено уже в конце войны); [364]
на подходах к Гибралтару, Мальте и Александрии; в этих районах было поставлено около 10 тыс. мин.
Большинство этих заграждений являлись специальными заграждениями против подводных лодок.
Подобного рода противолодочные заграждения состояли из нескольких вертикальных рядов якорных неконтактных мин, поставленных на различные углубления.
Всего англичанами за годы войны в оборонительных минных заграждениях за 340 отдельных операций было поставлено около 185 тыс. мин.
Оборонительные минные заграждения, поставленные англичанами у своих берегов, имели значение лишь в первый период войны, до развертывания активных действий немецких подводных лодок в Атлантическом океане. В дальнейшем они служили лишь как средство защиты от вторжения немцев на острова Великобритании.
Наибольший эффект имели оборонительные минные заграждения (противолодочные), поставленные вблизи путей движения конвоев.
Постановки оборонительных минных заграждений в основном выполнялись надводными кораблями.
В системе оборонительных минных заграждений, оборудованных англо-американцами на подходах к своим базам, большая роль отводилась созданию противолодочных преград, состоявших из сочетания зон выслушивания подводных лодок береговыми гидроакустическими станциями, индикаторных петель и сетей, и бокового заграждения.
Основная цель противолодочных преград на подходах к базам затруднить проникновение подводных лодок в обороняемый район и уничтожить лодки кораблями противолодочную оборону (патрульными кораблями).
Однако противолодочными преградами англичане оборудовали только незначительное число наиболее важных баз. Большинство же баз или постоянных якорных стоянок кораблей имели всего одну или две линии обнаружения, обслуживаемые небольшой группой противолодочных кораблей.
Противолодочные преграды у баз, так же как оборонительные минные заграждения, имели значение лишь в первый период войны, когда немцы еще стремились нанести удар по надводному флоту в его базах. Когда же действия подводных лодок перенеслись в Атлантический океан и их целью стало исключительно нанесение ударов по судоходству, противолодочные преграды в районах базирования свое значение потеряли и служили как средство обороны против ожидаемого англичанами вторжения немцев на острова Великобритании.
Схема противолодочной обороны базы изображена на рис. 45.
Использование подводных лодок. В числе оперативных мероприятий английского адмиралтейства надо отметить использование подводных лодок для затруднения выхода немецких лодок из баз и прорыва в открытое море.
В первый период войны, когда действия немецких подводных лодок в основном проводились у побережья Великобритании, английские подводные лодки использовались в системе дозора на подходах к портам и базам флота.
Эта мера была вызвана прежде всего нехваткой надводных кораблей и самолетов противолодочной обороны и отсутствием развернутой и оборудованной системы противолодочных преград. Во второй период войны, когда действия немецких подводных лодок перенеслись в Атлантический океан и к берегам Северной Америки, деятельность английских подводных лодок была целеустремлена на осуществление блокады [365] отдельных участков побережья Норвегии и в Бискайском заливе, на поиск и уничтожение подводных лодок противника в зонах их вероятного прорыва в Атлантический океан.
Были установлены следующие зоны боевых действий английских подводных лодок:
1. У западного и южного побережья Норвегии в проливе Скагеррак (на выходе из пролива в Северное море) и далее вдоль юго-западного, западного и северо-западного норвежского побережья (в расстоянии от берегов до 30–50 миль) вплоть до параллели 65° северной широты.
2. Линии противолодочного патрулирования (дозора), начиная от меридиана Фарерских островов и до зоны действия подводных лодок, расположенной у западных берегов Норвегии.
3. В Бискайском заливе вдоль испанского и французского побережья, а также и в Средиземном море.
Максимальное число одновременно действовавших в море английских подводных лодок в период проведения наиболее значительных операций надводными кораблями доходило до 20.
Американские подводные лодки для борьбы с немецкими подводными лодками в водах Атлантического океана и прилегающих к нему морях не использовались.
Наибольшее значение подводные лодки в противолодочной обороне имели в период действий немецких подводных лодок вблизи берегов Англии в период 1939–1941 гг.
За время второй мировой войны английскими подводными лодками, привлекаемыми для противолодочной обороны, было потоплено 20 немецких подводных лодок и 18 итальянских, что составляет соответственно 2,8% и 20% от общего числа потопленных лодок.
Тактические приемы борьбы с подводными лодками
Развитие тактических приемов борьбы с подводными лодками в период второй мировой войны было тесно связано с развитием тактико-технических элементов кораблей и самолетов противолодочной обороны [366] и их количественным ростом, а также с общим развитием средств обнаружения и уничтожения подводных лодок.
Введение системы конвоев, а также создание противолодочных ударных групп могли быть осуществлены только при наличии достаточного количества маневренных сил противолодочных кораблей и самолетов, способных сопровождать транспортные суда на всем протяжении коммуникаций и эффективно осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок.
Сущность основных тактических приемов по борьбе с подводными лодками заключалась в следующем.
Противолодочное охранение. Походные ордера. Организация противолодочного охранения заключалась в создании вокруг охраняемых кораблей (судов) такой зоны, в пределах которой подводные лодки могли бы быть обнаружены до занятия ими позиции залпа.
При этом на корабли охранения возлагалась не только и не столько задача обнаружения подводных лодок при сближении их с объектом нападения, сколько последующие за обнаружением атаки и уничтожение или преследование подводной лодки.
Противолодочные корабли располагались относительно охраняемых с расчетом иметь круговое наблюдение гидроакустическими средствами с широкой полосой поиска впереди движения охраняемых кораблей (судов).
В зависимости от наличия кораблей охранения и ценности охраняемых объектов устанавливались одна или две линии охранения. Корабли внешней линии охранения располагались в удалении 25–30 каб. на курсовых углах от 0 до 180° с обоих бортов.
Точно так же в зависимости от наличия авиации устанавливались две линии воздушного охранения. Ближнее воздушное охранение располагалось в удалении от второй линии корабельного охранения в расстоянии 20–30 каб. и дальнее примерно в 25 милях от охраняемых кораблей.
В тех случаях, когда угроза нападения подводных лодок была наиболее реальна, выделялись специальные соединения кораблей группы поддержки эскорта, которые обычно следовали на угрожаемом направлении.
Обычным походным ордером для конвоев являлся строй фронта кильватерных колонн. В кильватерную колонну назначалось не более 5 судов. Отдавалось предпочтение широким строям из соображений, что при таком построении, во-первых, суда, идущие во внутренних кильватерных колоннах, прикрывались судами внешних колонн; во-вторых, уменьшилась возможность проникновения подводных лодок внутрь строя. Исходя из этого, состав сил корабельного охранения рассчитывался с учетом числа судов во внешних кильватерных колоннах.
При обнаружении подводной лодки одним или двумя кораблями корабельного охранения они выходили из ордера для атаки, при этом место кораблей охранения, вышедших из ордера, занималось ближайшими кораблями с одновременным увеличением секторов наблюдения (акустического поиска).
Корабли охранения, обнаруживавшие подводную лодку в надводном положении, открывали артиллерийский огонь, а затем наносили таранный удар. Если подводная лодка обнаруживалась в подводном положении, они выходили в атаку с использованием глубинных бомб и начинали преследование подводной лодки специально выделенными кораблями из состава корабельного охранения (обычно эскортными миноносцами).
При обнаружении подводной лодки все корабли конвоя оповещались об этом для принятия мер по усилению наблюдения и готовности [367] выйти в атаку. В том случае, когда поврежденный подводной лодкой транспорт не мог двигаться общей назначенной скоростью движения конвоя, для его охранения или снятия личного состава выделялись специальные силы из состава корабельного охранения или специальные спасательные суда. Последние на переходе обычно занимали место в хвосте конвоя.
В конкретных условиях, в зависимости от числа транспортов в конвое и наличия кораблей эскорта, походные ордера конвоев принимали различный вид (рис. 46 и 47). [368]
Поиск и атака подводных лодок. Основными документами по противолодочной обороне конвоев предусматривались следующие мероприятия, направленные на борьбу с подводными лодками:
а) противолодочный поиск в целях обнаружения подводной лодки, о наличии которой в данном районе было предварительно известно с последующим поддержанием контакта;
б) противолодочное патрулирование с целью перехвата подводных лодок, пытающихся проникнуть через определенный район (пролив, узкость);
в) атака подводных лодок с предварительным установлением контакта и с последующим сбрасыванием глубинных бомб;
г) преследование подводной лодки;
д) контратака подводной лодки со сбрасыванием глубинных бомб.
Для противолодочного поиска использовались ударно-поисковые группы, в состав которых в зависимости от района действий входили различные типы кораблей от эскортных миноносцев до катеров, вооруженных гидроакустикой.
Ударно-поисковые группы действовали как самостоятельно, так и во взаимодействии с авиацией наведения. При действиях в Атлантическом океане ударно-поисковые группы взаимодействовали с «группами поддержки» охранения конвоев и могли вызываться для усиления атак обнаруженных подводных лодок.
В ряде случаев поиск подводной лодки, донесение об ее обнаружении и наведение кораблей ударно-поисковой группы выполнялись авиацией.
При действии ударно-поисковых групп в районах, где не могла действовать авиация с береговых аэродромов, в состав их назначался эскортный авианосец, при этом состав ударно-поисковой группы увеличивался до 7 кораблей (4 корабля в качестве противолодочного охранения авианосца). При этой организации самолеты обычно производили поиск в радиусе около 20 миль от ударно-поисковой группы.
При действиях ударно-поисковых групп вблизи берегов состав их определялся в зависимости от удаления района обнаруженной (замеченной) подводной лодки. Так, например, при удалении района обнаружения подводной лодки до 6 миль для поиска ее назначались два корабля и при удалении до 10 миль четыре корабля, при этом принималось во внимание, что скорость корабля на переходе будет 20 узл. и во время поиска 16 узл. Считалось, что в этих условиях подводная лодка не успеет уйти далеко из района ее начального обнаружения, будет обнаружена и с ней будет установлен контакт.
В тех случаях, когда количество противолодочных кораблей для просмотра определенной площади было недостаточно и существовало опасение, что подводная лодка может выйти из района раньше, чем она будет обнаружена, производился так называемый поиск на зигзаге. В этом случае ширина наблюдаемой зоны за счет снижения вероятности обнаружения значительно увеличивалась. При следовании кораблей в строе фронта на дистанции друг от друга 2–3 мили применялся неправильный зигзаг с углами поворота от 30 до 50° с длиной галса 2–4 мили.
Противолодочное патрулирование, имея цель перехватить подводную лодку и затруднить ей переход в определенный район, обычно применялось для защиты Английского канала или базы (порта) и входило в общую систему обороны базы (порта). [369]
В минувшей войне применялись три вида противолодочного патрулирования:
а) непрерывное противолодочное патрулирование, когда корабли, двигаясь по часовой стрелке (в канале) один за другим, производили одиночный гидроакустический поиск неподвижным лучом на курсовом угле около 120° или просматривали сектор до 150° (шаговый поиск);
б) стационарное патрулирование, когда противолодочные корабли располагались по линии, проходившей через вход в бухту (гавань), и производили гидроакустический поиск в направлении открытого моря. Расстояние между кораблями в этих случаях обычно поддерживалось 20–24 каб. Сектор поиска устанавливался от 20 до 30° с каждой стороны от линии патрулирования;
в) патрулирование линией фронта, когда противолодочные корабли производили акустический поиск, следуя в строе фронта, на расстоянии друг от друга до 14 каб.; при этом корабли шли таким образом, что сектор поиска обеспечивал просмотр до 80° на оба борта от диаметральной плоскости корабля.
Аналогичная система противолодочного охранения одиночного корабля и маневренного соединения на переходе морем в 1942 г. была, принята в военно-морском флоте США.
Атака подводной лодки противолодочными кораблями с использованием глубинных бомб включала: сближение, во время которого определялись основные элементы движения подводной лодки, боевой курс, бомбометание и маневрирование после бомбометания. Сближение начиналось сразу же после установления контакта с подводной лодкой.
Преследование подводной лодки противолодочными кораблями обычно начиналось сразу же после атаки. В состав группы преследования назначались один или два противолодочных корабля. До получения контакта с подводной лодкой корабли производили нормальный акустический поиск, следуя строем фронта. Расстояние между кораблями поддерживалось из расчета не дать возможности подводной лодке пройти незамеченной между кораблями, производившими поиск (7–10 каб.).
При назначении двух кораблей действия их заключались в следующем: первый корабль, установивший с подводной лодкой контакт, автоматически становился атакующим, а второй ведущим, продолжая вести наблюдение и принимая на себя поддержание контакта.
При преследовании подводной лодки в темное время суток часто применялся тот же метод, что и днем, в предположении, что подводная лодка может находиться в подводном положении для атаки. В таких случаях одновременно применялся поиск гидроакустикой и осветительными снарядами{124}.
Технические новшества в борьбе против подводных лодок
К числу технических новшеств в борьбе против подводных лодок можно отнести:
а) усовершенствование гидроакустических средств наблюдения и обнаружения подводных лодок;
б) разработку, усовершенствование и снабжение противолодочных [370] кораблей и самолетов радиолокационными средствами обнаружения подводных лодок;
в) усовершенствование средств уничтожения подводных лодок.
Гидроакустика. Введение на вооружение кораблей гидроакустических средств и дальнейшее их совершенствование в значительной степени способствовали успешному поиску, атаке и бомбометанию по подводной лодке противолодочными кораблями. Гидроакустические станции, работавшие в режиме шумопеленгования, дали возможность обнаруживать подводную лодку в подводном положении на значительном расстоянии, работа же станций в режиме эхопеленгования позволила производить поиск подводных лодок с определением элементов их движения, повысив тем самым вероятность поражения цели глубинными бомбами. Гидроакустика кораблей охранения позволяла организовать круговое наблюдение за подводными лодками при нахождении их под водой и тем самым создавать постоянную зону наблюдения вокруг охраняемых кораблей.
Береговые гидроакустические станции обычно использовались вместе с другими средствами обнаружения, а также для прикрытия входа в гавань (узкость) несколькими линиями наблюдения.
США несколько отставали от Англии в развитии гидроакустических средств. Изыскания, разработка и установка гидроакустических средств на кораблях флота начались там несколько позже.
Все гидроакустические приборы, куда включались шумопеленгаторы, ультразвуковые приборы наблюдения и эхолоты, по принятой американцами терминологии именовались «Сонар».
В ходе войны совершенствование гидроакустики шло главным образом по линии замены аппаратуры, работавшей на звуковых частотах, аппаратурой, работавшей на ультразвуковых частотах. Это позволяло несколько уменьшить влияние собственных и посторонних шумов, увеличить возможность работы гидроакустики на больших скоростях хода и увеличить точность определения пеленга и дистанции.
Радиолокация. Радиолокация, как новый вид средств наблюдения и обнаружения на кораблях и самолетах ПЛО, очень затруднила действия немецких подводных лодок. Корабли и самолеты получили возможность наиболее эффективно бороться с подводными лодками, находившимися в надводном положении, в любое время суток. Радиолокация позволила противолодочным силам на значительном расстоянии обнаруживать подводные лодки при их сближении с целью, вынудила подводную лодку раньше уходить под воду и тем самым лишила ее возможности использовать свое преимущество надводного хода на начальном этапе сближения с конвоями и транспортами, обладавшими меньшими скоростями.
Совершенствование радиолокации шло по линии создания станций дециметрового и сантиметрового диапазонов волн (50 и 10 см ), и уже только в 1943 г. появились станции 3-сантиметрового диапазона.
К концу второй мировой войны почти все радиолокационные станции как корабельные, так и самолетные работали на дециметровом и сантиметровом диапазонах волн, что позволило значительно повысить точность их работы.
Технические достижения за время войны в области электронной техники дали возможность создать радиолокационную и гидроакустическую аппаратуру, применение которой в борьбе с подводной опасностью существенным образом повлияло на тактику подводных лодок и методы использования оружия. Об эффективности применения технических средств наблюдения для целей обнаружения подводных лодок можно судить по диаграмме (рис. 48), составленной отделом противолодочной обороны английского морского штаба. [371]
Из диаграммы видно, что в начальный период войны число случаев визуального обнаружения подводных лодок почти совпадало с числом подводных лодок, действовавших в море.
После введения на вооружение кораблей и самолетов радиолокационных станций отношение числа случаев визуально обнаруженных подводных лодок к числу действовавших в море постоянно падало, что объясняется изменением тактики их боевых действий. Начиная с 1942 г. кривая числа случаев обнаружений радиолокационными станциями идет почти параллельно кривой числа действовавших в море подводных лодок.
Из диаграммы следует также, что наиболее эффективными средствами обнаружения подводных лодок в течение всей войны являлись радиолокационные и гидроакустические станции.
Глубинная бомба. К началу второй мировой войны глубинные бомбы почти ничем не отличались от глубинных бомб, состоявших на вооружении флота к концу первой мировой войны (на вооружении были бомбы весом 270, 135 кг и 20–50 кг).
Совершенствование глубинных бомб выразилось в увеличении веса взрывчатого вещества до 136 кг при общем весе в 185 кг с установкой взрыва до 200 м, т. е. до предельной глубины погружения подводной лодки. Одновременно на противолодочных кораблях были установлены бортовые бомбометы, позволявшие бросать бомбы на расстояние до 45 м. Введение на вооружение бомбометов и глубинных бомб с увеличенным запасом взрывчатого вещества дало возможность увеличить опасный для подводной лодки радиус взрыва, повысить вероятность поражения цели при сбрасывании серий бомб, покрывавших большую площадь и глубину.
Дальнейшее совершенствование средств уничтожения подводных лодок включало установку на кораблях носового многоствольного бомбомета для выстреливания контактных бомб весом взрывчатого вещества до 32 фунтов. Многоствольные бомбометы устанавливались в основном двух образцов для малых кораблей типа «мышеловка» и для больших кораблей 24-ствольные типа «Еж». При стрельбе из многоствольных бомбометов на дистанцию до 1 каб. достигался эллипс рассеивания 42x37 м, что повышало вероятность добиться накрытия подводной лодки с учетом ошибок в определении элементов ее движения.
На вооружение кораблей были приняты бомбометы нескольких типов. Наибольший интерес представляют бомбометы марки МК-Х и «Сквид». Бомбомет марки МК-Х имел 24 ствола. При дальности стрельбы до 219 м достигался эллипс рассеивания 42X37 м. Бомбы могли выстреливаться при скорости хода корабля до 8 узл. Бомбомет марки «Сквид» представлял собой трехствольную установку, стрелявшую залпами с минимальными интервалами. Дальность стрельбы из бомбомета марки «Сквид» до 250 м.
В ходе второй мировой войны глубинные бомбы являлись основным и главным средством уничтожения подводных лодок, используемым с кораблей и самолетов. От глубинных бомб погибло наибольшее количество подводных лодок немцев.
Кроме перечисленных основных технических мероприятий, направленных на повышение эффективности борьбы с подводными лодками, применялся ряд других средств. Среди этих средств безусловного внимания заслуживает установка на подходах к портам и базам специальных радиоакустических буев, которые автоматически передавали сигналы о проходе подводных лодок вблизи них. Это служило основанием дозорным кораблям для поиска противника в районе буя. [372]
Рассматривая комплекс оборонительных мероприятий по борьбе с подводными лодками, проведенных английским адмиралтейством и морским министерством США, освещенных здесь в самом общем виде, необходимо отметить, по крайней мере, как минимум, следующие их особенности:
1. Все они проводились отнюдь не высокими темпами. Несмотря на то, что англичане на море боролись в основном только против подводных лодок, численность которых к началу войны была совершенно ничтожной, а действия в первые месяцы войны нерешительными, положение английского судоходства в течение всего этого периода оставалось весьма тяжелым, особенно после капитуляции Франции одного из основных союзников Англии.
Потребовалось для Англии 4 года и для США 2 года, чтобы в сравнительно спокойной обстановке, когда основные силы немцев были брошены на советско-германский фронт, заменить оборудование и снабжение кораблей противолодочной обороны и самолетов более совершенными средствами обнаружения и уничтожения подводных лодок. Хотя англо-американцами и были предприняты в этом отношении некоторые меры еще в первый период войны и отчасти до войны, однако общий эффект противолодочной борьбы начал сказываться только с 1943 г.
2. Усиление борьбы с подводными лодками даже при их небольшой численности потребовало отвлечения больших сил и средств от решения других задач, затрудняло решение этих задач и втягивало как английский, так и американский флот (в силу чрезвычайной боязни подводных лодок) в весьма большое техническое и моральное напряжение.
Учитывая фактический ход войны, можно почти безошибочно утверждать, что если бы английскому судоходству в течение всей войны серьезно угрожали и авиация, и надводный флот, действия подводных лодок вызвали бы еще большее напряжение сил и средств противолодочной обороны, привели бы к еще большим потерям тоннажа и нарушению перевозок союзников.
3. Усилия английского и французского, а позже английского и американского флотов были чрезвычайно неодинаковыми и согласование усилий требовало длительных переговоров, увязок и дискуссий и встречало на своем пути ряд труднопреодолимых препятствий.
4. Ни одно из тактических и технических мероприятий не создало перелома в подводной войне. Они создавали лишь трудности временного порядка, которые с течением времени подводными лодками преодолевались.
Так, гидроакустика, позволявшая обнаруживать подводную лодку в подводном положении, затруднила сближение подводной лодки с объектом нападения и выход на позицию для стрельбы торпедами. Но малые дальности обнаружения при работе станций в режиме эхопеленгования, большая зависимость надежной работы гидроакустики от собственных шумов корабля и невозможность работы на скоростях хода свыше 16 узл. позволили подводной лодке путем изменения тактических приемов нападения, применения для целей выхода в атаку этой же гидроакустики и уменьшения своей собственной шумности (амортизация механизмов) преодолевать возросшую угрозу обнаружения. Значительное увеличение в конце войны скорости хода под водой, близкой к скорости, при которой работа гидроакустических средств становилась весьма [373] ненадежной, позволило подводным лодкам при выходе в торпедную атаку активно преодолевать зону акустического наблюдения.
Преодоление же опасной зоны радиолокационного наблюдения до некоторой степени достигалось тем, что работа радиолокационной станции корабля (самолета) при помощи специальных приемников отмечалась подводной лодкой раньше, чем она сама обнаруживалась противником. Это обстоятельство давало возможность подводной лодке своевременно узнавать о приближении противника и избегать обнаружения путем погружения.
Кроме того, ряд технических мер, принятых немцами для создания помех в работе радиолокационных и гидроакустических станций кораблей, позволил подводным лодкам почти с прежней эффективностью проводить боевые действия.
Увеличение глубины погружения подводных лодок, снижение до минимума времени, потребного на изменение глубины погружения, и увеличение скорости хода под водой к концу войны позволили добиться такого положения, при котором вероятность поражения их осталась почти прежней.
Таким образом, технические новшества в вопросах противолодочной обороны оказались наиболее действительными лишь против подводных лодок старой конструкции, обладавших низкими подводными маневренными элементами.
Немногочисленные скоростные подводные лодки, вступившие в строй в середине 1944 г., смогли несколько активизировать действия подводного флота. Однако эти подводные лодки, будучи укомплектованными личным составом, моральные качества которого в связи с неудачами на сухопутном фронте резко упали, в конечном счете не добились заметного успеха. [374]