Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава одиннадцатая.

Групповое использование подводных лодок и взаимодействие их с авиацией и надводными кораблями

Общие замечания

Во вторую мировую войну, в отличие от первой мировой войны, борьба на морских сообщениях приняла новые, более сложные формы, видоизменились характер и степень воздействия на морские сообщения. Так, для действий на морских сообщениях были привлечены большое количество подводных лодок, авиация и надводные корабли, причем количество подводных лодок непрерывно возрастало.

Появление новой техники, оружия и средств наблюдения и связи существенно изменило тактику действий сил, методы использования и приемы нападения. Массовое использование подводных лодок и авиации позволило непрерывно наносить удары по конвоям и одиночным транспортам не только в море, но и в базах и портах формирования. Взаимодействие разнородных сил и комбинированное использование их делали удары по торговым судам более эффективными.

Во второй мировой войне групповые действия подводных лодок как при самостоятельных боевых действиях, так и во взаимодействии с другими родами военно-морских сил не были отработаны до конца.

Тем не менее методом группового использования подводных лодок достигалась большая вероятность встречи с конвоем на морских сообщениях, особенно при взаимодействии подводных лодок с авиацией.

Метод группового использования подводных лодок позволял в нужный момент сосредоточивать усилия их на наиболее выгодных направлениях и наносить по противнику мощные торпедные удары с разных направлений.

Формы и методы группового использования подводных лодок и их взаимодействие с авиацией и надводными кораблями непрерывно изменялись. От элементарного взаимодействия одиночных лодок с разведывательным самолетом в начале войны немецкие подводные лодки перешли к взаимодействию большой группы подводных лодок с авиацией и надводными кораблями.

Оперативное взаимодействие подводных лодок с авиацией, а частично и с надводными кораблями не ограничивалось только взаимной информацией об обнаружении конвоев, а заключалось в нанесении ряда последовательных ударов по конвоям разнородными силами (например, на северных морских сообщениях по конвоям союзников). [290]

Однако в ходе войны не были использованы все возможности. Например, оперативное взаимодействие разнородных сил получило более законченную форму, а тактическое взаимодействие их не нашло должного развития и носило скорее эпизодический характер. Не получило законченной формы и тактическое взаимодействие подводных лодок внутри самих групп. Они действовали, как правило, вне связи между собой.

Групповое использование подводных лодок при самостоятельных действиях

В начальный период второй мировой войны (до конца 1940 г.) методы использования подводных лодок почти ничем не отличались от методов их боевого использования в конце первой мировой войны. Вблизи баз и на прибрежных сообщениях подводные лодки действовали одиночно.

Это соответствовало и «Наставлению для командиров немецких подводных лодок», в котором указывалось: «В бою подводная лодка, как правило, действует самостоятельно, несмотря на то, что ее атака направлена против превосходящего по силе противника; это соответствует ее свойствам и главному назначению». Кроме того, «подводные лодки, образующие соединение (флотилию), могут быть использованы в одной операции; При ведении боя в составе соединения каждая подводная лодка действует самостоятельно».

С середины 1941 г. действия подводных лодок вследствие усиления противолодочной обороны непосредственно у баз и на прибрежных морских сообщениях стали затруднительными. Английское адмиралтейство для защиты судоходства начало использовать позиционные средства противолодочной обороны (мины и сети). Создание организованной системы наблюдения за подводными лодками путем оборудования специальных гидроакустических и других станций обнаружения, организация постоянных поисков подводных лодок специальными противолодочными кораблями и охраны кораблей и транспортов мелкими судами и катерами создали условия, при которых подводные лодки были вынуждены постепенно отойти от побережья и перенести свои действия за пределы развертывания прибрежных сил ПЛО. В связи с этим лодки стали действовать методом одиночного крейсерства в обширных районах. Они самостоятельно производили поиск противника или сближались с конвоем на основании данных, полученных от командования на берегу.

Действия подводных лодок в Атлантическом океане существенно отличались от их действий вблизи берегов. В открытом море лодки не испытывали постоянного воздействия сил ПЛО, но зато им было труднее производить поиск конвоев, так как они шли различными маршрутами и периодически меняли их. Вследствие этого встречи конвоев с самостоятельно действовавшими одиночными подводными лодками носили случайный характер.

Это и явилось основной причиной перехода немцев к проведению специальных противоконвойных операций большим числом подводных лодок в группах с оперативным взаимодействием их между собой.

Первоначально в помощь подводным лодкам привлекалась авиация, которая должна была найти конвой и сообщить данные об элементах его движения на подводные лодки. На основании этих данных подводные лодки рассчитывали свое маневрирование так, чтобы перехватить конвой и войти в соприкосновение с ним. Однако это было возможно до тех пор, пока действия подводных лодок происходили в радиусе дальности действия авиации. Когда же авиация не могла обеспечивать подводные лодки, действия [291] их приняли самостоятельный характер, а по методу остались групповыми.

Основой самостоятельного группового использования лодок являлось следующее:

— операции должны были проводиться за пределами действий малых кораблей противолодочной обороны и береговой авиации;

— для перекрытия возможных ошибок в определении путей движения конвоев и счислимом месте подводных лодок последние должны действовать большими группами, способными создавать необходимую ширину и глубину;

— наведение (по возможности) всех подводных лодок группы на конвой должна осуществлять лодка, первая обнаружившая и вошедшая в соприкосновение с объектом нападения;

— атаки конвоя должны были производиться каждой подводной лодкой самостоятельно по мере сближения с целью.

Общие указания для групповых действий подводных лодок излагались в «Наставлении для командиров подводных лодок», в котором указывалось, что «от умелых действий первой подводной лодки, вступившей в соприкосновение с противником, зависит успешное введение в бой всех подводных лодок, действующих против конвоя». Одной из важнейших задач для первых лодок, установивших контакт с конвоем, являлось надежное и своевременное оповещение других лодок об обстановке.

Оповещения должны включать данные о местонахождении, курсе и скорости противника. Эти данные должны были сообщаться немедленно. Причем две первые лодки, вступившие в соприкосновение с противником, давали полное оповещение каждый час, а остальные лодки сообщали только в ответ коротким сигналом об установлении соприкосновения с противником или о потере контакта с ним.

В случае отсутствия оповещений с первых подводных лодок, поддерживающих соприкосновение с противником, в течение более 1 ч. 30 м. другие лодки должны были немедленно, не ожидая приказания, занимать место выбывшей из строя и продолжать давать оповещения. В случае потери контакта с конвоем подводная лодка, поддерживающая соприкосновение и дающая полные оповещения, немедленно должна дать оповещение о последнем местонахождении противника, его курсе и скорости.

Поддержание соприкосновения и занятие позиции впереди противника происходило следующим образом.

Лодки стремились выдвинуться вперед до внешней границы видимости, оставаясь незамеченными, и поддерживать соприкосновение с противником, ориентируясь по верхушкам мачт или по дымам. По мере появления или увеличения высоты верхушек мачт рекомендовалось отходить от курса противника и, не теряя своего места, идти вперед. При попытке противника отогнать подводную лодку лодки должны были своевременно погрузиться.

Кроме умелых тактических действий подводных лодок, поддерживающих соприкосновение с противником и выдвинувшихся вперед, решающим для введения в действие других подводных лодок считалось безупречное знание своего места как первой подводной лодкой, вступившей в соприкосновение, так и остальными лодками. Поэтому в районах действий непременной обязанностью командира подводной лодки являлось точное определение своего места. Для этого необходимо, чтобы днем (если это возможно) несколько раз определялось место корабля.

Если в определении места обнаруживалась ошибка, то она по возможности немедленно исправлялась, а подводная лодка, поддерживающая соприкосновение, доносила об этом с указанием допущенной ошибки. [292]

Остальные подводные лодки также должны были исправить ошибку в определении места, допущенную подводной лодкой, поддерживающей соприкосновение.

Целью каждого маневра для занятия позиции впереди противника являлась атака. При сближении с противником считалось, что лучше находиться на большей дистанции от противника, чем подойти ближе к нему и подвергнуть себя опасности быть обнаруженным и вынужденным уйти под воду и вследствие этого потерять возможность атаки.

При поиске каждая подводная лодка получала определенную полосу в районе поиска и шла полной скоростью и зигзагом. Количество и крутизна галсов, а следовательно, и точность поиска зависели от условий погоды и видимости и от скорости лодки.

При поиске по секторам каждая подводная лодка получала сектор, вершиной которого являлось последнее местонахождение конвоя противника. Считалось, что поиск лучше всего начинать из вершины сектора зигзагообразным курсом, как при поисковом дозоре, и производить его до тех пор, пока не будет осмотрен весь сектор до внешней границы, которой мог достигнуть противник, идя указанным ходом в течение определенного времени. Если подводная лодка из-за недостатка времени или слишком большого расстояния от вершины сектора начинала поиск из другой точки сектора, то она должна была, идя полным ходом, вести поиск до внешней границы сектора, так как противник мог уйти вперед. Достигнув внешней границы сектора, лодка должна была останавливаться и ждать, предполагая, что противник идет меньшим ходом и подойдет к этой границе позже, а затем начать поиск в обратном направлении.

Совместным использованием подводных лодок преследовалась цель произвести охват противника, обнаруженного подводной лодкой или другим средством разведки, несколькими подводными лодками, занять прочную позицию и уничтожить его. Это возможно было только при большой выдержке командиров подводных лодок и передаче точных и ясных сведений при соприкосновении с противником, а также при быстрых самостоятельных действиях подводных лодок после поступления первых сведений о соприкосновении с противником. Наведение подводных лодок на противника считалось важнейшей предпосылкой для успешного проведения атаки.

При совместных действиях против конвоя разведка и атака не разграничивались. Если при особо сложившихся обстоятельствах возможно выполнение только одной из этих задач, то атака проводилась в первую очередь. Отклонение от этого считалось возможным только при получении особых приказаний.

Распределение и развертывание подводных лодок, а также оперативное и тактическое руководство совместными действиями, как правило, возлагались на командующего подводным флотом. Командир группы осуществлял тактическое руководство своей группой. Он доносил командующему подводным флотом об изменениях обстановки.

Принципиальные методы развертывания подводных лодок излагались в наставлении для командиров подводных лодок. Однако там же указывалось, что схемы боевых порядков при групповых действиях должны выбираться в зависимости от конкретной обстановки.

В наставлении дается соответствующее определение позиции подводной лодки, района наступления, района выжидания, разведывательного и сторожевого дозоров. Так, под позицией подводной лодки подразумевалась указанная каждой лодке часть назначенной зоны для подводных лодок. Позиция устанавливалась, когда должен был контролироваться большой морской район, а точных данных о движении противника не имелось. [293]

Позиция каждой подводной лодки определялась квадратом — широтой и долготой или другими границами. Если позицией подводной лодки являлся квадрат с определенной «глубиной», то это означало диаметр позиции с указанным квадратом в центре. В пределах назначенной позиции каждой подводной лодке представлялась полная свобода движения для поиска целей, причем подчеркивалось, что ценный объект следует атаковать.

Район наступления подводных лодок имеет целью охватить противника, который должен быть указан в приказе. Подводные лодки в районе наступления должны распределяться по квадратам или по другим географическим точкам с определенной глубиной.

Если позиции подводных лодок в районе наступления были указаны неточно, то они должны были занимать место по порядку номеров подводных лодок, т. е. подводные лодки с меньшими номерами занимают позиции, названные раньше, подводные лодки с большими номерами занимают позиции, названные во вторую очередь, и т. д.

Кроме целен, указанных в приказе, подводным лодкам в районе наступления разрешалось атаковать лишь в тех случаях, когда это не могло отразиться на атаке главных целей и когда появлялась цель, равноценная указанной в приказе, — военные корабли от крейсера и выше.

Район выжидания являлся районом, в котором подводные лодки могли быть развернуты для ожидания. В дальнейшем этот же район мог быть назначен районом наступления. Район выжидания назначался тогда, когда точных данных об определенной цели не было или когда командующий подводным флотом, располагая данными о характере движения цели, намеревался одновременно ввести в действие большое количество подводных лодок.

Если не было особых приказаний подводным лодкам, в районе выжидания разрешались атаки военных кораблей, начиная с крейсера и выше, и других целей, если эти атаки не являлись помехой для последующих атак по цели, предназначенной для лодок, находящихся в районе выжидания.

Лодки из района выжидания могли уйти, преследуя объекты атаки по приказу командующего подводным флотом или командиров групп, которые имели на это полномочие.

При первом донесении о соприкосновении с главной целью против этой цели должны были действовать все лодки, находившиеся в пределах досягаемости, без особого на то приказа о наступлении, при этом границы районов, за исключением позиции выжидания, отпадали.

Во время атак считалось, что все умение, настойчивость и боевая готовность командиров и команд подводных лодок должны быть направлены на уничтожающие и успешные действия.

С включением англо-американцами в состав сил охранения своих конвоев авианосцев для немецких подводных лодок стало довольно трудно атаковать конвои в светлое время суток даже в подводном положении. Вследствие этого немцам пришлось изменить организацию атак — проводить их в темное время суток в надводном положении. Подтягиваясь к конвою днем настолько, насколько это позволяло сопровождавшее его корабельное и воздушное охранение, подводные лодки следовали за конвоем до наступления темноты. Затем они получали указание (с базы или от командира группы лодок), с какого румба и в какой последовательности лодки должны проводить свои атаки по установленным сигналам.

Так как подводные лодки имели небольшой силуэт, ночью их было очень трудно обнаружить. Атаки производились с разных направлений, и применение осветительных снарядов и ракет не давало существенного [294] эффекта. Кроме того, при атаках ночью лодкам легче было уклониться or контратак эскортных кораблей. Таким образом, в течение одной ночи подводным лодкам иногда удавалось повторно атаковать конвой. С наступлением светлого времени лодки продолжали преследовать конвой. Действуя таким методом, они добивались значительных успехов без больших потерь для себя.

Следующим вариантом использования подводных лодок на атлантических морских сообщениях являлся метод развертывания на вероятном пути движения конвоев двух завес. При этом первая завеса развертывалась впереди второй (ударной завесы лодок) и двигалась навстречу движению конвоя. Подводные лодки первой завесы должны были обнаружить (производить поиск) конвой и навести на него подводные лодки второй завесы, передав условные короткие сигналы непосредственно или через береговую рацию.

Подводные лодки, получив данные о месте и курсе конвоя, действовали в дальнейшем методом одной завесы. Расстояние между разведывательной и ударной завесами по глубине составляло 50–100 миль. Интервалы между лодками в завесе достигали 30–40 миль (примерно двойной дальности обнаружения лодкой конвоя в надводном положении). Количество подводных лодок в разведывательной завесе составляло примерно одну треть лодок второй (ударной) завесы.

Принципиальная схема развертывания завесы подводных лодок при самостоятельных действиях дана на рис. 32. Недостатком этого метода являлось то, что он требовал большого числа подводных лодок.

Изложенные выше методы группового использования немцами своих подводных лодок, при которых сближение с конвоями днем производилось в надводном положении, а атаки из подводного положения и ночью из [295] надводного имели большой успех до массового вооружения кораблей и самолетов радиолокационными средствами наблюдения. В последующем силы противолодочного охранения смогли уже обнаруживать подводную лодку в надводном положении независимо от времени суток. Включение же в состав конвоев авианосцев позволило осуществлять круговое воздушное охранение на всем переходе морем. Вокруг конвоя образовалась таким образом зона, в пределах которой лодка подвергалась постоянной угрозе обнаружения в надводном положении на значительном расстоянии.

В связи с этим немцы усилили зенитное вооружение подводных лодок и установили на них радиолокационные поисковые приемники. Зенитное вооружение предназначалось для отражения атак самолетов при сближении с конвоем в надводном положении.

В этих условиях немцы несколько изменили и тактику нападения своих подводных лодок. При сохранении общего принципа метода группового использования подводных лодок изменились только действия наводящей подводной лодки.

Подводная лодка, первая обнаружившая конвой, устанавливала за ним наблюдение и наводила на него остальные лодки группы. При этом она должна была насколько возможно сохранять скрытность своего местонахождения. Если ей это удавалось, то и наводимые подводные лодки также стремились скрытно стянуться к конвою. В этом случае подводная лодка наведения, передавая сведения о противнике, дополнительно давала условный сигнал о необходимости скрытного маневрирования ударных подводных лодок.

В ряде случаев, когда воздушное охранение конвоя не позволяло наводящей подводной лодке поддерживать контакт с конвоем, она отказывалась от соблюдения скрытности и, отражая атаку самолета зенитным огнем, доносила об этом на подводные лодки завесы условным сигналом. Условный сигнал служил основанием для сближения подводных лодок с конвоем в надводном или подводном положении. Сближение производилось с разных направлений, с тем чтобы рассредоточить усилия авиации и эскортных кораблей. Немцы считали, что несколько подводных лодок при наличии зенитного вооружения смогут отразить атаки самолета и тем самым устранить помеху движению остальным подводным лодкам при их сближении с конвоем в надводном положении.

Таким способом немцы решали вопрос борьбы подводных лодок с воздушным охранением конвоев, мешавшим групповым действиям лодок.

Принцип действия группы лодок в этом случае ничем не отличался or общих принципов групповых атак конвоев. Подводные лодки, первыми вошедшие в соприкосновение с конвоем, в первую очередь использовали торпеды Т-5 по кораблям охранения, чтобы, ослабив охранение, облегчить выход в атаку по транспортам остальным лодкам группы.

С конца 1943 г. было отменено право командиров лодок давать сиг-палы о маневрировании над водой, так как поддерживавшая с конвоем контакт подводная лодка могла не знать, где в данный момент находились остальные лодки группы. Право подачи сигнала о маневрировании для сближения с конвоем было предоставлено лишь командующему подводным флотом соответствующей зоны. Немцы считали, что стягивание лодок по сигналу лодки, вошедшей первой в контакт с конвоем, происходило всегда очень медленно, и противник мог атаковать лодки поочередно, т. е. терялся основной смысл групповых действий лодок — создание одновременной угрозы противнику со всех сторон и распыление его сил охранения.

Со второй половины 1944 г., когда в строй начали вступать подводные лодки XXI серии, немцы планировали их использование в составе [296] небольших групп из 4–6 лодок. Основная идея нового метода заключалась в том, что лодки должны были производить поиск и атаку противника в тактическом взаимодействии между собой. Для этого лодки снабжались более совершенными средствами связи и наблюдения, при помощи которых можно было осуществлять надежную связь между лодками в группе.

Однако данных о практическом осуществлении тактического взаимодействия лодок XXI и XXIII серий не имеется.

Таким образом, принятый немцами в середине 1941 г. метод группового самостоятельного использования подводных лодок на всем протяжении войны имел важное значение. По мере же развития сил противолодочной обороны, системы движения конвоев и совершенствования самих подводных лодок (их оружия и технических средств) видоизменились лишь некоторые приемы по обнаружению и поддержанию контакта с целью, а также приемы нападения лодок на объекты атаки. На всех этапах войны групповое использование подводных лодок носило оперативный характер. К концу войны при вступлении в строй новых быстроходных подводных лодок, обладавших более совершенными средствами наблюдения и связи, были сделаны попытки организовать тесное тактическое взаимодействие между подводными лодками в группе.

При нападениях на конвои метод группового самостоятельного использования подводных лодок обычно применялся немцами за пределами действий своей разведывательной авиации на просторах Атлантического океана, а иногда и на Средиземном и Баренцовом морях. Здесь в состав группы назначалось обычно не более 8–10 подводных лодок, действовавших по тому же принципу, что и на океанских сообщениях. Однако наиболее законченную форму этот метод имел при действиях в Атлантике, где в состав завес назначалось до 30 подводных лодок.

Следует сказать, что при определении зон для групповых действий немцы строго учитывали возможность нахождения в них подводных лодок противника и избегали назначать районы, где могли быть лодки противника.

При децентрализованном методе управления, т. с. когда лодки завесы производили сближение с противником по сигналу наводящей подводной лодки, атакующие лодки сосредоточивались вокруг конвоя слишком медленно, а следовательно, удары по конвою наносились через большие промежутки времени (так как наводящая подводная лодка, наблюдая за конвоем, не знала, где находятся остальные лодки группы).

С введением метода самостоятельного группового использования подводных лодок первоначальное управление завесой производилось также по указанию командования с базы (о переразвертывании лодок на определенное направление), а маневрирование для сближения с конвоем производилось по сигналу лодки, первой обнаружившей цель.

Когда же сближение лодок с конвоем в надводном положении стало затруднительным (из-за воздушного охранения конвоев) и лодки перешли к атакам в темное время суток, переразвертывание лодок и концентрация их вокруг объектов нападения производились только по указанию командования, находившегося в базе.

В конце 1943 г. немцы на опыте двух — трех операций, проведенных с использованием самонаправляющихся торпед, несколько видоизменили систему боевого управления. Было отменено право давать сигнал (приказ) лодке, первой обнаружившей конвой, о маневрировании завесы лодок над водой или под водой и предоставлялось лишь командующему лодками (находящемуся на берегу), который получал от всех подводных лодок донесения [297] и, зная обстановку, давал необходимые приказания для лодок всей группы.

Таковы были общие принципы боевого управления немецкими подводными лодками.

Взаимодействие подводных лодок с авиацией

На всех этапах войны немцы уделяли большое внимание вопросам взаимодействия подводных лодок с авиацией. Если взаимодействие подводных лодок с бомбардировочной и минно-торпедной авиацией носило эпизодический характер и не получило законченной формы, то взаимодействие лодок с разведывательной авиацией носило систематический характер.

Малая дальность видимого горизонта и несовершенство средств технического наблюдения и обнаружения лодок восполнялись наблюдением авиации. Использование подводных лодок во взаимодействии с разведывательной авиацией приняло широкие масштабы и стало необходимым условием успешного действия подводных лодок. Немцы, ведя войну на атлантических сообщениях, постоянно стремились достигнуть более совершенного взаимодействия. Так, четырехмоторные самолеты типа «Кондор» имели основной задачей вести разведку в интересах подводных лодок, действовавших в Атлантическом океане, где авиация вообще являлась главным средством разведки. Наиболее тесным взаимодействие немецких подводных лодок с разведывательной авиацией было взаимодействие на морских сообщениях в Норвежском и Баренцовом морях, где самолеты могли длительное время находиться в воздухе.

Авиация, взаимодействуя с лодками, сообщала им об обнаружении конвоя, устанавливала его элементы движения и наводила подводные лодки для нанесения ряда последовательных ударов. В тех случаях, когда одновременно действовала бомбардировочная авиация, подводная лодка, обнаружившая конвой, выполняла роль радиомаяка, вызывая на себя самолеты для нанесения удара по цели.

Самым элементарным видом взаимодействия являлось получение подводной лодкой от самолета-разведчика данных о движении конвоев, дававших ей возможность сблизиться с целью и атаковать. В свою очередь получение авиацией данных от подводной лодки об обнаружении конвоя давало возможность авиации быстрее найти цель и нанести по ней удар. Такой метод — метод взаимного наведения применялся при действиях как подводных лодок, так и ударной авиации на прибрежных сообщениях и в закрытых морях.

Когда использование ударной авиации на морских сообщениях (Атлантический океан) было ограничено, взаимодействие приняло характер разведывательных действий самолетов-разведчиков исключительно в интересах подводных лодок.

В первоначальный вариант действий лодок против конвоев во взаимодействии с разведывательной авиацией немцы включали следующие положения:

— обнаружение конвоев возлагалось на авиацию, действовавшую с береговых аэродромов;

— для перекрытия возможных суммарных ошибок в определении самолетом места обнаруженного им конвоя и в счислимом месте подводных лодок последние должны были действовать большими группами, способными создать необходимую ширину и глубину завес;

— окончательное наведение по возможности всех подводных лодок на конвой должна была осуществлять подводная лодка, первая обнаружившая его. [298]

Практически при проведении операций на морских путях Атлантического океана взаимодействие лодок с авиацией осуществлялось следующим образом.

Подводные лодки занимали позиции ожидания примерно в 300–400 милях к западу от островов Великобритании (далее подводные лодки действовали самостоятельно). Их развертывание производилось так же, как и при самостоятельных групповых действиях.

Самолеты производили поиск конвоев впереди завесы в 100–150 милях. Им ставилась задача найти конвой и сообщить его место и курс командующему подводным флотом. Донесения от самолетов-разведчиков передавались короткими сигналами через определенные промежутки времени. При продолжительной связи самолета-разведчика с командующим лодками в перерывах между сигналами передавались сигналы для пеленгования и донесения непосредственно на подводные лодки.

Для устранения неточностей в месте и курсе конвоя, определяемых самолетом-разведчиком, подводные лодки иногда передавали на радиостанции базы свои места и одновременно пеленг на самолет, который в свою очередь давал пеленг на подводную лодку.

Сигналы от подводной лодки и самолета-разведчика репетовались береговой радиостанцией штаба командующего лодками, и на основании всех донесений определялись более точное место конвоя и местонахождение подводных лодок.

Такой метод взаимодействия подводных лодок с разведывательной авиацией применялся немцами до 1943 г. В дальнейшем ходе войны, когда воздушное охранение конвоев значительно усилилось, условия для ведения воздушной разведки в интересах подводных лодок еще более ухудшились.

Однако ввиду того, что немецкая авиация была в это время лишена возможности проводить разведку морских сообщений в Атлантическом океане самолетами с большим радиусом полета, немцы вынуждены были ограничиться только самостоятельными действиями лодок.

Недостаток авиации год от года давал себя знать все сильнее и отрицательно сказывался на совместных действиях с подводными лодками. Проведенная 18–21 сентября 1944 г. атака конвоя, шедшего из Гибралтара в Англию, позволяет судить о принципе взаимодействия на этом этапе войны. В действиях против конвоя участвовала 31 подводная лодка и ежедневно по два звена самолетов. Подводные лодки были развернуты в три завесы с таким расчетом, чтобы каждую ночь конвой атаковали подводные лодки новой завесы. В первый и второй день самолеты обнаружили конвой и сообщили о нем по общей системе передач. Однако из-за сильного прикрытия конвоя подводные лодки стянуться к нему не смогли. Авиация же, назначенная для взаимодействия, оказалась не в силах помочь подводным лодкам в отражении атак самолетов, сопровождавших конвой.

Подводные лодки были вынуждены находиться под водой и из-за малой подводной скорости хода теряли соприкосновение с конвоем.

Однако начиная с 1942 г. из-за постоянного недостатка самолетов для взаимодействия с подводными лодками немцы выделили незначительное число воздушных сил. Так, для взаимодействия с лодками (особенно действовавшими на восточных участках атлантических сообщений) на каждую атаку конвоя назначалось по два — три самолета. Естественно, что такое количество самолетов не могло обеспечить лодки необходимыми сведениями. Разведку боем в интересах подводных лодок немцы организовать не смогли, так как у них не было необходимого количества самолетов для отражения атак авиации противника. [299]

Таким образом, наиболее распространенной формой взаимодействия немецких лодок с авиацией являлось лишь наведение самолетами подводных лодок на обнаруженные конвои. Ничего большего достичь в этом отношении немецкое командование не смогло.

Взаимодействие подводных лодок с надводными кораблями

Основной формой взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями являлось оперативное, а в ряде случаев и стратегическое. Оно состояло в том, что немецкое командование распределило зоны действий между надводными кораблями и подводными лодками. Первым была отведена большая по своей площади зона южной части Атлантического океана и Индийский океан, а подводным лодкам — Северная и Центральная Атлантика с прилегающими к ним внутренними морскими театрами. Правда, часть подводных лодок в ходе войны спускалась и до южного побережья Африки и, даже огибая ее, проникала в Индийский океан, в район Мозамбикского пролива. Надводные корабли, совершив переход через Северную Атлантику, частично наносили удары по судоходству в Центральной Атлантике и в узкости Дакар — Пернамбуко.

Начиная с 1942 г. в зоны действий надводных кораблей начали выходить отдельные подводные лодки, а в 1943 г. была направлена целая флотилия подводных лодок с базированием на японские базы.

Таким образом, в целом это принципиальное распределение зон сохранялось в течение всей войны и было, безусловно, правильным.

Менее четко было поставлено оперативное взаимодействие надводных кораблей и подводных лодок. По существу оно проявилось лишь в Норвежской операции, когда и надводные корабли и подводные лодки, участвуя в решении одной и той же общей задачи, действовали соответственно своим тактико-техническим возможностям и, кроме того, их действия были взаимосвязаны и согласованы по месту и времени. Оперативное взаимодействие немецких надводных кораблей и подводных лодок имело место на северных морских сообщениях в операциях по конвоям союзников.

Наконец, можно указать на неудавшиеся попытки немцев организовать оперативное взаимодействие своих подводных лодок с линейным кораблем «Бисмарк» в период с 24 по 27 мая 1941 г., когда последний преследовался крупными силами английского флота. Взаимодействие предусматривало прикрытие «Бисмарка» завесами из 5–7 подводных лодок с наиболее угрожаемых направлений. Однако осуществить это не удалось.

В ряде случаев немецкое командование предпринимало попытки организовать тактическое взаимодействие подводных лодок с надводными кораблями. Практически это осуществить не удалось.

Как показал опыт боевых действий, оперативное взаимодействие между подводными лодками и надводными кораблями осуществлялось легче, чем тактическое (последнее требовало большой точности расчета и очень четкой организации). [300]

Дальше