Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава десятая.

Одиночные боевые действия подводных лодок

Действия одиночных подводных лодок против одиночно идущих судов

Одиночные действия немецких подводных лодок были весьма распространены на протяжении всей минувшей войны, а на некоторых этапах они являлись основным методом боевого использования (особенно в первые годы войны — 1939–1941 гг. при действиях у берегов Англии). В дальнейшем одиночные действия подводных лодок проводились у берегов США и Канады при выполнении лодками минно-заградительных и транспортных операций, действий по высадке разведывательно-диверсионных групп на побережье противника и при несении разведки.

Находясь в море, одиночно действующие подводные лодки имели связь только со своим командованием через соответствующую береговую радиостанцию. Подводным лодкам назначался район для боевых действий или полоса вдоль вероятных морских путей движения судов.

Подводные лодки могли действовать одиночно против торговых судов, следующих одиночным порядком, и в составе конвоя, так как у противника было недостаточно противолодочных и охранных кораблей. Общее число транспортов, совершивших переходы вне конвоев и без противолодочного охранения за время войны, составило около 17% от всех совершенных торговыми судами переходов морем. Задача подводных лодок заключалась в обнаружении путей следования одиночных транспортов, поиске самих судов и атаке их.

При этом тактические приемы действий подводных лодок почти ничем не отличались от тактики подводных лодок периода первой мировой войны. Подводные лодки поджидали транспорты при выходе их из порта и в узлах прибрежных путей сообщения, неся позиционную службу; задача в большинстве случаев совмещалась с выполнением задач разведки. В других случаях они производили поиск и сближение с одиночно следовавшими судами по данным, полученным от других сил флота, или производили атаку отставших от конвоя одиночных транспортов в открытом море.

После сближения подводной лодки с одиночными судами она могла опасаться только артиллерийского оружия торговых судов или при известных условиях таранного удара. Несмотря на то, что артиллерийский огонь транспортов, как правило, был малоэффективным (вследствие плохой подготовки прислуги орудий), тем не менее он представлял некоторую опасность. Поэтому командирам подводных лодок предписывалось [275] при малейшей опасности контратаки со стороны транспорта погружаться и использовать для его потопления торпеды.

В тех случаях, когда для потопления одиночного транспорта использовалась артиллерия, подводные лодки обычно производили сближение для занятия исходной позиции и наносили удары, соблюдая максимальную осторожность.

В ночных условиях позиция для артиллерийского боя занималась на траверзных углах цели с учетом благоприятного положения лодки по отношению к волне, ветру и освещенности и на дистанции от цели 600–1000 м. Артиллерия часто использовалась и для ускорения гибели торпедированного судна, расходовать торпеды считалось расточительным. Артиллерийский огонь открывался после занятия подводной лодкой выгодной позиции для стрельбы и после всплытия в надводное положение.

Однако в большинстве случаев подводные лодки уничтожали одиночно идущие транспорты торпедным оружием, маневрируя для занятия позиции залпа по общепринятым правилам выхода в торпедную атаку.

Действуя по одиночно идущим транспортам, подводные лодки руководствовались основным принципом — обнаружив цель, атаковали ее с минимальной затратой времени, чтобы нельзя было подойти к транспорту вызванным им противолодочным кораблям или кораблям охранения.

В наставлении для командиров подводных лодок по действиям против одиночных транспортов указывалось, что: «Противник пытается противодействовать подводным лодкам на своих коммуникациях путем вооружения одиночно следующих судов для того, чтобы помешать успешному применению подводной лодкой артиллерийского оружия и принудить ее ввести в действие дорогостоящую торпеду, тем самым ограничить выполнение лодкой основной задачи в назначенном районе».

Поэтому лодки соблюдали особую осторожность при нападении на одиночные корабли. Сближение на дистанцию торпедного залпа или артиллерийского огня производилось в светлое время суток и, как правило, в подводном положении. При этом подводные лодки не сближались с противником на дистанцию менее 4000 м и стремились удерживать корабль на носовых курсовых углах, маневрируя в створе его мачт.

В отдельных (исключительных) случаях подводные лодки топили одиночные невооруженные транспорты подрывными патронами. Этот прием использовался только в начальный период войны.

Действия одиночных подводных лодок против конвоев

К началу 1942 г. лодки имели достаточный опыт боевых действий на морских сообщениях, в том числе и при нападении на конвои, а также в уклонении от преследования противолодочных кораблей и авиации.

Действия командиров подводных лодок при встрече с конвоем определялись наставлением, в котором указывалось, что:

— подводные лодки должны действовать за пределами сильной противолодочной обороны;

— подводные лодки должны взаимодействовать с разведывательной авиацией, действующей с береговых аэродромов.

Сближение с конвоем. По получении разведывательных данных с самолета или с подводной лодки о конвое и его элементах движения перед лодкой ставилась задача в кратчайший срок войти в соприкосновение с противником. Движение подводной лодки для сближения с конвоем обычно осуществлялось (если позволяла обстановка) в надводном положении [276] с наибольшей возможной скоростью хода, превышавшей скорость движения конвоя в полтора — два раза.

Маневрирование лодки для сближения с конвоем производилось с таким расчетом, чтобы к моменту зрительного обнаружения конвоя находиться в голове или по крайней мере на острых курсовых углах цели. При этом принимались все меры для сохранения скрытности. Если же подводная лодка была вынуждена уйти под перископ (на глубину), то при этом она следовала с наибольшей подводной скоростью, с тем чтобы выйти на заданную позицию, когда же обстановка позволяла, всплывала в надводное положение.

При обнаружении конвоя или других важных объектов нападения подводная лодка сообщала данные о них (скорость хода, курс, состав конвоя, охранение и местонахождение) на базу и на другие подводные лодки, действовавшие в данном районе. Сведения (если позволяла обстановка) обычно передавались до начала атаки. Сближаясь на дистанцию атаки, лодка действовала с учетом обстановки, атакуя общепринятыми способами. При отсутствии данных разведки подводная лодка производила поиск в назначенном ей секторе самостоятельно.

Преодоление охранения. Атака. При занятии исходного положения для выхода в атаку лодкам рекомендовалось занимать позицию в расстоянии от противника 10–14 миль, стремясь для определения курса цели выйти в голову конвоя. Если при этом подводная лодка была вынуждена погрузиться под перископ или уйти на глубину, начальное маневрирование не приостанавливалось. Если же подводная лодка не имела возможности (из-за наличия кораблей противолодочной обороны) всплыть под перископ, то она занимала новую позицию для выхода в атаку на траверзе конвоя, а в крайнем случае на кормовых курсовых углах.

В светлое время суток при атаке в подводном положении прорыв охранения производился также в большинстве случаев с головы конвоя. Если же прорвать охранение с головы не удавалось, то подводная лодка занимала новую позицию на траверзе для последующего прорыва охранения с фланга. При усиленном охранении и невозможности прорыва его стрельба торпедами производилась с больших дистанций.

При определении дальности стрельбы подводные лодки придерживались двух основных принципов. В тех случаях, когда представлялась малейшая возможность сближения на малую дистанцию, стрельба производилась с форсированием охранения. В наставлении по боевой деятельности подводных лодок указывалось, что лучше подойти ближе и выстрелить наверняка и меньшим числом торпед в залпе добиться большей вероятности поражения цели. Стрельба с малых дистанций считалась более безопасной от воздействия сил охранения, во-первых, потому, что при обнаружении лодки корабли охранения не будут производить бомбометание вблизи охраняемых объектов, во-вторых, вблизи охраняемых кораблей (судов) труднее поддерживать акустический контакт с подводной лодкой, в-третьих, атака с малых дистанций залпа упрощает послезалповое маневрирование. Подводная лодка в таких случаях может подныривать под конвой и уходить от преследования на большой глубине.

Этот метод сохранился лишь в первую половину войны. В дальнейшем с усилением охранения подводные лодки перешли на стрельбу с больших дистанций, близких к предельной дальности хода торпед.

Ночью атаки из надводного положения, как правило, проводились с малых дистанций. Торпеды выпускались при этом последовательно по нескольким кораблям. При выборе позиции залпа лодки первоначально стремились стрелять с кормовых курсовых углов цели в секторе ослабленного наблюдения, а также менее защищенного кораблями охранения. Однако [277] стрельба вдогонку, дающая меньший процент вероятности попадания, была отменена, и подводные лодки перешли к стрельбе с носовых курсовых углов и курсовых углов, близких к траверзным.

Уклонение лодки от противника при ночных атаках производилось путем маневрирования под корму атакованного или преследующего корабля. В тех случаях, когда не удавалось выполнить этот маневр, подводная лодка погружалась.

Уход от преследования. Повторная атака. Производя торпедную атаку из подводного положения, подводные лодки, если позволяла обстановка, оставались на перископной глубине для наблюдения за результатом стрельбы, устанавливая возможности повторной атаки и характер противодействия кораблей противолодочной обороны. Командирам подводных лодок указывалось, что уход на глубину лишает подводную лодку активности, делает ее «слепой». Уход на глубину допускался только в тех случаях, когда охранение находилось на очень близком расстоянии от подводной лодки и ей грозила непосредственная опасность.

Если после торпедной атаки из подводного положения лодка не могла оставаться на прежней глубине из-за опасности быть замеченной кораблями противолодочного охранения и авиацией или подвергнуться тарану, то обычно она уходила в сторону от места атаки и плоскости торпедной стрельбы, т. е. выходила из опасной зоны. При этом не рекомендовалось уходить на глубины порядка 100 м, если это не вызывалось необходимостью уклонения от глубинных бомб. В тех случаях, когда подводная лодка обнаруживала себя в момент торпедного залпа, она подныривала под торпедированный корабль (считалось, что в этих условиях затруднено использование противником гидроакустических средств). После ухода на минимально необходимое расстояние от места, где были выпущены торпеды или где подводная лодка была обнаружена, вновь начиналось сближение с конвоем в подводном положении с использованием гидроакустических средств наблюдения. Во всех случаях при уклонении от контратак противолодочных кораблей лодки уходили на глубину до 150 м, где маневрировали переменными курсами с изменением глубины.

После ночной атаки из надводного положения подводная лодка обычно стремилась остаться в надводном положении для установления результата атаки, выяснения обстановки и выбора удобного момента для повторной атаки противника. Погружение производилось только в том случае, когда силы противолодочного охранения непосредственно угрожали лодке преследованием.

После выпуска торпеды подводные лодки в большинстве случаев ложились на курс под корму атакованного корабля для того, чтобы как можно скорее выйти из опасного носового сектора наблюдения противника.

При обнаружении подводной лодки и преследовании ее она немедленно погружалась и уходила в сторону от места залпа и направления стрельбы прямым курсом и полной скоростью хода за линию охранения, не теряя контакта с противником. Всплытие после ликвидации угрозы преследования производилось на расстоянии дальности видимости, но не более 2–3 тыс. м. Перед всплытием тщательно прослушивался горизонт. Само всплытие производилось быстро, путем продувания цистерн главного балласта.

Лодка, находившаяся в подводном положении, боясь быть обнаруженной, стремилась занять такое положение, чтобы к противнику была обращена минимальная поверхность корпуса подводной лодки. При этом командирам подводных лодок рекомендовалось следовать в струе гребных винтов и малым ходом, удерживая противника на острых курсовых углах. [278]

В некоторых случаях подводные лодки при их преследовании противолодочными кораблями уходили на глубину, рассчитывая пройти через слои воды с различной плотностью для ослабления импульсов эхопеленгования, или ложились на грунт. Однако ложиться на грунт рекомендовалось только при невозможности из-за повреждений продолжать движение.

Для введения в заблуждение преследующих кораблей подводными лодками применялся маневр резкого изменения курса (без частых зигзагов) при сохранении генерального направления. Если корабли, преследовавшие подводную лодку, увеличивали ход и производили бомбометание, она повышала скорость хода до полного на непродолжительное время. Когда корабли стопорили ход, подводная лодка также стопорила и уменьшала ход до самого малого. В случае продолжительного преследования противолодочными кораблями командирам подводных лодок предписывалось для отрыва от противника при любых обстоятельствах использовать наступление темноты.

Особое внимание немцы уделяли изысканию методов борьбы с обнаружением и преследованием противником подводных лодок с использованием гидроакустических и радиолокационных средств обнаружения. Каждой подводной лодке во время нахождения ее в море в операции предписывалось заполнять особые вопросники и по приходе в базу представлять их в штаб. Особо важные данные передавались непосредственно с моря. Вопросники заполнялись при каждом случае преследования подводной лодки противолодочными кораблями или авиацией и прилагались к отчету по связи. В вопросник включались следующие сведения: время суток и число; район моря и состояние погоды; предполагаемые средства, используемые противником для поиска подводной лодки; условия приема и передачи; длины волн и слышимость; принятые подводной лодкой меры для создания помех работе средств обнаружения. Эти сведения служили для разработки методов и приемов подводных лодок при уклонении от преследования.

Применялись и технические приспособления и устройства против обнаружения и для введения в заблуждение противника. К ним следует отнести: специально выстреливающиеся патроны для создания ложного эха в работе гидроакустических станций преследующих кораблей; специальные патроны для создания ложного эха в работе радиолокационных станций поисковых сил; снаряды и специальные торпеды для создания ложного представления о гибели подводной лодки.

Кроме того, для уменьшения слышимости подводной лодки гидроакустическими средствами кораблей противника каждая лодка, приходившая из операции в базу, подвергалась тщательному обследованию по определению шумности излучаемой энергии работающими механизмами с последующим устранением ее.

При появлении самолета, если последний обнаруживался на большом расстоянии, подводная лодка изменяла курс прямо на самолет и приводила его за корму, одновременно уменьшая ход до малого. Если самолет заметил подводную лодку и явно стремился атаковать ее или освещал (ночью) прожектором, лодка уходила под воду. Когда самолет обнаруживался поздно и подводная лодка не успевала погрузиться, атака отражалась огнем зенитной артиллерии.

Во всех случаях при выходе в атаку независимо от того, в какое время суток происходило нападение, командирам подводных лодок предписывалось отражать атаку самолета артиллерийским огнем, продолжая маневрирование для сближения с противником вплоть до обнаружения верхушек мачт кораблей. [279]

Однако с конца 1943 г., когда потери подводных лодок от действия авиации возросли и самолеты производили поиск и атаку подводных лодок в составе двух — трех самолетов, тактика уклонения лодок от самолетов изменилась. Обнаружив авиацию, подводная лодка, как правило, немедленно погружалась.

Действия подводных лодок против боевых кораблей

Действия подводных лодок против боевых кораблей носили в ходе войны лишь эпизодический характер. В первую очередь это объяснялось тем, что усилия подводных лодок были направлены прежде всего на уничтожение торговых судов. В связи с этим и боевая подготовка подводных лодок и практический опыт, который накапливали командиры подводных лодок, имели ту же самую направленность.

Несомненно, большое значение имело также и то обстоятельство, что, поскольку число боевых кораблей намного меньше числа транспортных судов, постольку и встречи подводных лодок с боевыми кораблями происходили значительно реже, чем с транспортами.

Вполне возможно, что именно поэтому подводные лодки при случайных встречах в море с боевыми кораблями, которые, как правило, ходили значительно большими ходами, чем торговые суда, и при значительно более сильном охранении, с одной стороны, не всегда могли сблизиться для атаки, а с другой стороны, если и производили атаки, то они редко заканчивались уничтожением цели и ограничивались тем, что атакованные корабли получали те или иные повреждения.

Однако это не может и не должно являться единственным аргументом для оценки эффективности действий подводных лодок против боевых кораблей. Факты показывают, что и в борьбе против боевых кораблей подводные лодки в ходе второй мировой войны явились весьма эффективным средством.

При оценке эффективности боевых действий подводных лодок против надводных боевых кораблей необходимо учитывать, что наряду с малоуспешными атаками крупных боевых кораблей при случайных встречах подводные лодки неоднократно добивались и крупных успехов. К этим успехам можно отнести потопление английского линейного корабля «Ройал Ок» на якорной стоянке в Скапа Флоу, потопление авианосца «Кореиджес», район патрулирования которого стал известен немецкому командованию, потопление авианосца «Игл», шедшего в составе одного из средиземноморских конвоев, серьезные повреждения ряда других крупных кораблей. Во всех этих случаях успеху подводных лодок способствовало то, что они заранее готовились именно к атакам этих целей.

Правда, абсолютное число боевых кораблей, потопленных подводными лодками немецкого флота (табл. 26), значительно меньше числа торговых судов, потопленных подводными лодками, но необходимо учитывать, что в относительном выражении потери надводных кораблей английского флота от подводных лодок составляют по линейным кораблям 40% от всех потерь, по авианосцам — 60%, по эскортным авианосцам — 80%, по крейсерам — 26,6%, по эскадренным миноносцам — 24,4%.

Таким образом, удельный вес потерь, нанесенных подводными лодками надводным кораблям, был довольно большим. И если он не оказался еще большим, то это, повидимому, зависело не столько от командиров подводных лодок, сколько от немецкого морского командования, которое не смогло нацелить подводные лодки на более активные действия против крупных надводных кораблей и соответственно, обеспечить подготовку лодок к выполнению этих задач. [280]

Следует отметить, что основным и единственным оружием, которое использовали подводные лодки против боевых кораблей всех классов, была торпеда.

В период 1943–1945 гг., когда подводным лодкам пришлось значительно чаще встречаться с противодействием кораблей охранения, немцы стали широко применять против кораблей охранения самонаводящуюся акустическую торпеду.

Действия немецких подводных лодок против подводных лодок противника

Боевые действия немецких подводных лодок против подводных лодок английского флота носили эпизодический случайный характер. Немцы не предпринимали специальных поисков подводных лодок противника по следующим соображениям.

Во-первых, было затруднено распознавание (в особенности в перископ по силуэту) принадлежности подводной лодки (своя или противника). Немцы считали, что это положение имеет особое значение при использовании своих подводных лодок по методу «волчьей стаи», когда несколько лодок, между собой взаимно не связанных, концентрировались вокруг одного и того же конвоя для проведения торпедных атак. В свою очередь и английское адмиралтейство по той же причине не посылало свои лодки в районы движения конвоев, где могли быть немецкие лодки. Если англичане иногда и использовали свои подводные лодки для прикрытия конвоев, то такие операции носили эпизодический характер и проводились в том случае, когда была угроза нападения на конвои со стороны немецких надводных кораблей. Такие операции (хотя и немногочисленные) проводились частично в Средиземном море (угроза со стороны итальянского флота), на прибрежных коммуникациях островов Великобритании, в Норвежском и Баренцовом морях.

Во-вторых, немецкое командование считало подводные лодки противника менее важным объектом, чем торговые суда и крупные корабли, и поэтому находило нецелесообразным особо нацеливать свои подводные лодки на поиск и преследование подводных лодок противника с целью их уничтожения.

Немецкие лодки имели боевое соприкосновение с лодками противника при действиях на прибрежных коммуникациях в первый период второй мировой войны и при выходе в Атлантический океан.

За время войны английские подводные лодки потопили 24 немецкие лодки. В то же время немцами было потоплено не более трех английских лодок.

Немецкие лодки, как правило, избегали встреч с подводными лодками противника, уклоняясь погружением и уходом на глубину. Подводные лодки противника атаковывались только в особо благоприятных условиях — при нахождении их в надводном положении и когда была уверенность в успехе атаки.

Незначительный успех действий немецких лодок против лодок противника объясняется слабой выучкой командиров лодок при нападении на подводные лодки противника и трудностью в обнаружении и опознавании лодок при нахождении их в подводном положении.

Командиры немецких лодок, обнаружив подводную лодку противника, предпочитали уклониться от атаки и уйти из района действия. [281]

Использование подводных лодок для постановки мин

Использование подводных лодок для постановки мин во время второй мировой войны в общей системе боевого использования подводных лодок занимало видное место. Уже в начальный период войны стала очевидной необходимость постановки мин с подводных лодок, особенно у баз и побережья, где проведение надводными заградителями активных заградительных операций было связано с большими трудностями.

В этих условиях подводные лодки стали играть ведущую роль в постановке мин, так как они обладали способностью проникать и скрытно ставить мины там, где надводные корабли были не в состоянии выполнить эту задачу.

Кроме того, скрытная постановка мин с подводных лодок не требовала столь громоздкого обеспечения, как это требуют постановки с надводных кораблей.

Не имея в начале войны в составе подводного флота подводных минных заградителей, немецкое военно-морское командование было вынуждено использовать для постановки мин подводные лодки обычных типов. Мины специальных конструкций ставились через трубы торпедных аппаратов. Взамен каждой торпеды в аппаратах или на стеллажах (запасных) на всех типах подводных лодок, за исключением серий XXI и XXIII, принимались по три неконтактные донные мины (марки ТМВ или TMS) или по две неконтактные якорные мины (марки ТМА).

В дальнейшем по мере вступления в состав подводного флота минных заградителей специальной постройки мины начали ставиться с минных заградителей.

В начале второй мировой войны (1939 г. и первая половина 1940 г.), немцам, имевшим сравнительно большой и разнообразный минный арсенал, удалось создать в водах, омывающих острова Великобритании, весьма сложную обстановку.

Всего за время второй мировой войны немецкими подводными лодками была поставлена 2041 мина. И хотя общее количество поставленных мин является, безусловно, незначительным, однако они создали существенные помехи англо-американскому флоту.

Англичанам потребовалось много времени для обнаружения, разоружения и изучения нескольких образцов немецких мин. Только после этого были выработаны средства противодействия, которые значительно снизили эффективность минного оружия. Но эта фаза минной войны также продолжалась недолго. Немцы начали применять в минах специальные устройства, затруднявшие их траление. Англичанам пришлось изменить режим траления, сделав обязательной многократную обработку минного поля тралами.

Немцы считали, что мины должны ставиться с подводных лодок только в тех районах, куда надводные корабли не могут пройти, а самолеты могут поставить мины лишь с большими ошибками в точности места постановки.

Обычно при выполнении задач постановки мин подводные лодки действовали самостоятельно. Подводная лодка подходила к назначенному району, как правило, на рассвете и после тщательного наблюдения и навигационной ориентировки приступала к постановке мин из подводного положения. При этом мины обычно ставились банками на путях движения судов по прибрежным коммуникациям, в узлах коммуникаций, на подходных фарватерах портов (или баз). После постановки мин подводная лодка обычно оставалась в районе для наблюдения за результатами постановки и в случае необходимости подновляла минные банки. [282]

Минные постановки с немецких подводных лодок на прибрежных морских сообщениях имели значительный успех (за исключением морских сообщений в Баренцовом и Карском морях).

Помимо нанесения непосредственного ущерба кораблям, постановки сковывали движение судов и вызывали значительное напряжение тралящих сил.

Для защиты прибрежного судоходства англичане применяли мины и сети, организовывали системы наблюдения за подводными лодками техническими средствами, надводные корабли и самолеты патрулировали в этом районе, а переходы транспортных судов совершались при многочисленном охранении конвоя мелкими кораблями противолодочной обороны.

В 1942–1943 гг. немцы при развертывании боевых действий на прибрежных путях сообщений США также ставили мины. Однако применение только одного образца мин (магнитных) приводило к тому, что опасность их снижалась, а борьба с ними значительно упрощалась. Так, например, достаточно было англичанам освоить размагничивание кораблей, как эффект минных постановок резко снизился.

Из всех поставленных мин больше всего было донных неконтактных мин, причем все они ставились исключительно с подводных лодок из труб торпедных аппаратов. Всего торпедными подводными лодками было выставлено 1244 мины, что составляет около 61% от общего числа. Подводными минными заградителями было поставлено 797 якорных и неконтактных мин, что составляет 39% от общего числа.

Районы постановок мин и интенсивность минно-заградительных действий на различных этапах войны были различными.

В 1939–1940 гг. минные постановки немецких подводных лодок имели целью стеснить плавание кораблей на прибрежных морских сообщениях Англии. Мины ставились исключительно на подходах к портам и базам Англии и Шотландии. Постановку мин производили 27 подводных лодок. Было произведено 34 минные постановки, при этом выставлено 318 неконтактных донных мин марок ТМВ и TMS.

В 1941 г. постановки мин с подводных лодок почти прекратились. Было поставлено лишь очень незначительное число мин у берегов Португалии. Возросшая противолодочная оборона вблизи побережья вынудила подводные лодки отойти в океан для действий против конвоев.

Постановки мин с подводных лодок вновь начались лишь с середины 1942 г. преимущественно на подходах к портам и базам США, Советского Союза, Исландии, а также в Средиземном море. Для минных постановок в этот период немцы начали использовать свои подводные минные заградители, а также продолжали ставить мины с торпедных подводных лодок. В течение года в минно-заградительных операциях немцы использовали 18 подводных лодок среднего и большого водоизмещения, из них два подводных минных заградителя. Всего за год ими было поставлено 392 мины, из них 147 якорных неконтактных, поставленных с заградителей.

В 1943 г. постановки мин с подводных лодок производились более интенсивно. 23 подводными лодками среднего и большого водоизмещения было поставлено 1035 мин, из них подводными минными заградителями 524 неконтактные якорные мины. Основными районами минных постановок являлись подходы к побережью Советского Союза, Африки, частично США и Англии.

В 1944 г. интенсивность минных постановок с подводных лодок резко сократилась. За 1944–1945 гг. было поставлено 284 мины, из них якорных неконтактных мин 126. Постановки мин в 1944–1945 гг. производились [283] на больших водных пространствах и, естественно, не могли иметь сколько-нибудь существенного значения.

В течение 1944–1945 гг. для постановки мин использовались 18 подводных лодок, из них три подводных минных заградителя.

Всего немецкие подводные лодки выполнили 122 минные постановки{106}. В этих операциях использовалось 87 подводных лодок. В среднем каждая подводная лодка поставила по 23 мины. Интенсивность постановок и типы мин, выставленных по годам войны, характеризуются следующими данными (табл. 33).

Таблица 33. Данные о минных постановках подводных лодок

Год Число минных постановок Число поставленных мин Число лодок, участвовавших в минных постановках Подводные лодки Среднее число поставленных мин на одну лодку
малого водоизмещения среднего водоизмещения большого водоизмещення минных заградителей
1939 22 206 16 13 3     13
1940 12 112 11 3 8  —  — 10
1941 1 12 1 1  —  —  — 12
1942 21 392 18   14 2 2 22
1943 42 1035 23 1 12 3 7 45
1944–1945 24 284 18 1 14  — 3 16
Итого 122 2041 87 19 51 5 12  

Таким образом, минные постановки с подводных лодок имели существенное значение в общей системе борьбы на коммуникациях. Мины, поставленные подводными лодками на подходах к портам и базам, в значительной степени затрудняли развертывание надводных сил и вызывали напряжение тралящих кораблей.

Однако ввиду того что постановка магнитных мин была начата без наличия достаточных запасов мин, результаты постановок оказались сравнительно небольшими.

Опыт минных постановок с подводных лодок показал, что в прибрежных районах на подходах к портам и базам с сильно развитой системой противолодочной обороны подводные лодки гораздо выгоднее использовать для минных постановок, чем для торпедных атак.

Использование подводных лодок в транспортных целях

Использование подводных лодок в транспортных целях на некоторых этапах боевых действий имело весьма большое значение. Снабжение подводных лодок, действовавших далеко от своих баз, топливом, боеприпасами и продовольствием значительно удлиняло сроки пребывания их в районе боевых действий, уменьшало их потери при переходах в базы через районы сильной противолодочной обороны.

Расширение районов действий подводных лодок к западу от островов Великобритании на просторы Атлантического океана, а затем и к берегам Америки потребовало от лодок значительного увеличения автономности. [284]

При трудности обеспечения запасами подводных лодок, действовавших в Атлантическом океане, надводными судами лодки снабжения до некоторой степени заменяли базы в отдаленных районах.

Решая задачу обеспечения действий в океане, немцы в 1940–1941 гг. приступили к строительству подводных лодок снабжения. За время второй мировой войны было построено 14 подводных лодок снабжения, из них: VII серии — 4, XIV серии — 10. Первые предназначались для снабжения подводных лодок, действующих в Атлантическом океане, торпедами, вторые — топливом, смазочным маслом и продуктами.

В 1943 г. была начата постройка подводных лодок снабжения нового типа серии XX. Были выданы заказы на постройку 30 подводных лодок этой серии с предполагаемым сроком вступления в строй в конце 1944 г. и в начале 1945 г. Однако к моменту окончания войны ни одной подводной лодки снабжения серии XX немцы построить не успели.

В конце войны была также намечена к переоборудованию для перевозки грузов часть подводных лодок серии XXI (крейсерских). За счет выгрузки 50% аккумуляторов, запасных торпед и других грузов предполагалось перевозить из Японии в Германию каучук, цинк и вольфрам.

Кроме лодок снабжения специальной постройки, во второй половине войны для транспортных целей использовались крейсерские подводные лодки серии IX-Д и IX-Д2, на которых было произведено необходимое переоборудование для перевозок главным образом стратегического сырья из Германии в Японию и обратно.

Таким образом, транспортные подводные лодки в Германии предназначались для снабжения находившихся в море подводных сил топливом и смазочным маслом, для доставки подводным лодкам в море торпед, а также для перевозки стратегического сырья.

Всего немцами было использовано для перевозок до 40 подводных лодок.

Районы передачи торпед обычно назначались за пределами дальности действия самолетов береговой авиации и в стороне от вероятного движения охраняемых транспортных судов и действий ударно-поисковых групп противолодочных кораблей. В 1943 г. и в начале 1944 г. такими районами служили средняя центральная часть Атлантического океана — в 300–500 милях на юго-запад от островов Зеленого Мыса, в 300–500 милях на юг от южной оконечности Гренландии и южнее коммуникаций Тринидад — Гибралтар.

Скопления лодок в одном районе при этом не допускалось, также не допускалась одновременная приемка торпед и топлива с двух подводных лодок снабжения.

Наиболее интенсивно проводилось снабжение действующих в море подводных лодок топливом, смазочным маслом и продовольствием. Снабжение подводных лодок топливом в море началось с конца 1941 г. и продолжалось почти до середины 1944 г. с некоторым снижением интенсивности в конце указанного периода из-за наличия противолодочных сил почти по всему Атлантическому океану. Снабжение топливом в море несколько увеличивало автономность подводных лодок, сокращало переходы подводных лодок между базами и районами их боевых действий и избавляло их от опасности быть обнаруженными кораблями и авиацией противника на переходе морем.

Передача топлива с одной подводной лодки на другую в море занимала меньше времени, чем перегрузка торпед, осуществлялась на малом ходу и могла быть быстро прекращена. Во время передачи топлива подводные лодки имели возможность быстро уйти под воду в случае угрозы нападения. Наибольшее значение подводные лодки снабжения имели в 1941–1942 гг. [285]

С появлением на вооружении кораблей и самолетов радиолокационных установок условия для передачи топлива подводным лодкам в море значительно усложнились.

Общий порядок передачи топлива (или торпед) с подводных лодок снабжения на лодки, действовавшие в море, заключался в следующем. Подводная лодка обычно доносила своему командованию о необходимости пополнения запасов топлива, когда у нее оставалось горючего около 10 т. После этого подводной лодке снабжения и лодке, нуждавшейся в горючем, давалось приказание идти в определенный пункт, при этом обеим лодкам запрещалось пользоваться радиосвязью между собой при следовании к точке встречи. Связь разрешалась только при непосредственном сближении лодок при подходе к точке встречи при помощи визуальных сигналов. При передаче топлива подводная лодка снабжения становилась в голову снабжаемой, затем подавался буксир, который являлся своего рода проводником для топливного и масляного шлангов. По присоединении шлангов к топливным цистернам начиналась перекачка топлива и смазочного масла насосами производительностью 18 т/час, расположенными в дизельном отсеке лодки снабжения.

Передача топлива и масла обычно происходила на малом ходу, при этом на обеих подводных лодках усиливалось наблюдение за воздухом и горизонтом. В случае необходимости погружения шланги разъединялись и убирались в надстройку. Если же требовалось срочно уйти под воду, они выбрасывались за борт.

В спокойную погоду, когда лодки могли идти борт о борт, топливо передавалось непосредственно с одной лодки на другую через короткий шланг. Для передачи топлива с одной лодки на другую обычно требовалось около 3 часов.

Особо следует сказать об использовании подводных лодок для перевозки торпед. Их начали применять для этих целей только со второй половины 1943 г. и до первой половины 1944 г. Это объясняется тем, что, во-первых, подводные лодки серии VII вступили в строй только в течение первой половины 1943 г.; во-вторых, перегрузка торпед в море с одной подводной лодки на другую была возможна только при тихой погоде, занимала сравнительно длительное время и была небезопасна для обеих лодок в случае появления авиации или противолодочных кораблей противника; в-третьих, в 1943 г. транспортные суда сопровождались силами охранения на всем протяжении атлантических морских сообщений. Противолодочная оборона в целом значительно возросла, поэтому подводные лодки реже производили повторные атаки, а следовательно, стали меньше нуждаться в пополнении запаса торпед непосредственно в море.

Не сумев найти путей и средств преодоления этих трудностей, немецкое командование с середины 1944 г. начало сокращать масштабы использования подводных лодок снабжения и прекратило строительство подводных лодок для снабжения торпедами.

Проведение этих мероприятий неизбежно повлекло за собой сокращение времени пребывания в море боевых подводных лодок, необходимость их повторных переходов (при возвращении в базы за топливом и при очередных выходах) через опасные зоны англо-американской блокады и дальнейший рост потерь.

А все это в свою очередь повлекло за собой дальнейшее снижение потерь торгового тоннажа от подводных лодок.

Анализ потерь подводных лодок снабжения показывает, что большинство из них было потоплено в море и на подходах к районам встреч с другими лодками. Так, «U-464» была потоплена авиацией 20 августа 1942 г. в Северной Атлантике на подходах к Фарерским островам; «U-463» [286] была потоплена также авиацией 15 мая 1943 г. в Бискайском заливе; «U-487» — 13 июля 1943 г. в Северной Атлантике на подходах к Канадским берегам; «U-459» — 27 июня 1943 г. при возвращении из очередного похода в Центральную Атлантику в Бискайском заливе; «U-461» и «U-462» были потоплены авиацией и надводным кораблем во время артиллерийского боя 30 июля 1943 г. в Бискайском заливе; «U-489» — 4 августа 1943 г. в Северной Атлантике; «U-460» — 4 октября 1943 г. в Атлантическом океане на подходах к Бискайскому заливу; «U-488» потопили надводные корабли 26 апреля 1944 г. в Центральной Атлантике и «U-490» была потоплена авиацией 11 июня 1944 г. в Северной Атлантике.

Иначе говоря, большинство лодок было потоплено авиацией и их деятельность прекратилась в июне 1944 г. В связи с этим их строительство в дальнейшем было прекращено.

Действия транспортных подводных лодок по перевозке стратегического сырья и медикаментов из Германии в Японию и обратно продолжались до последних дней войны. Однако они носили эпизодический характер, так как путь между Японией и Германией почти на всем протяжении находился под контролем англо-американцев, а каких-либо промежуточных баз немцы не имели.

Кроме того, для перевозки грузов и снаряжения немцы использовали и торпедные подводные лодки, в частности подводные лодки VII серии. За счет уменьшения запасных торпед или мин подводные лодки использовались (в ограниченном количестве) для перевозки автоматического артиллерийского оружия и боеприпаса к нему. Так, например, в апреле — мае 1940 г. подводные лодки «U-32» и «U-26» дважды совершали доставку в Тронхейм автоматических 88-мм пушек.

При проведении транспортных операций по снабжению подводных лодок, действовавших в море, торпедами и топливом немцам удавалось на определенных этапах войны несколько увеличить их оперативный радиус боевых действий и длительность пребывания в море. Это особенно относилось к подводным лодкам среднего водоизмещения, которые по своему численному составу являлись основной силой подводного флота.

Действия подводных лодок против береговых объектов

Немецкие подводные лодки действовали против береговых объектов только в тех случаях, когда было известно, что с берега не будет оказано значительного противодействия артиллерийским огнем и вблизи берега отсутствует противолодочная оборона.

Действия подводных лодок по обстрелу побережья имели место в конце 1941 г. и в начале 1942 г. Так, несколько подводных лодок обстреляло побережья США и Канады в тех районах, где почти отсутствовала береговая и противолодочная оборона.

Если использование артиллерии подводных лодок против береговых объектов было незначительно и неэффективно в общем ходе других видов боевого использования подводных лодок и не оказало большого влияния на развитие артиллерийского оружия, то с развитием реактивного оружия вопросы использования подводных лодок для действий против береговых объектов приобретают особое значение.

Высадка с подводных лодок на побережье диверсионно-разведывательных групп

Основная особенность подводных лодок — способность их скрытно передвигаться и подходить к побережью, где отсутствуют или слабо развиты технические средства обнаружения лодок, — позволила использовать их [287] для высадки диверсионно-разведывательных групп, особых политических миссий и разведчиков-шпионов.

Наиболее часто такие высадки производились на побережье США и на побережье Северной Африки.

Действия подводных лодок по высадке разведывательно-диверсионных групп носили особо секретный характер, поэтому трудно установить приемы, применявшиеся при этом немцами. Однако и из имеющихся немногочисленных материалов можно относительно точно установить следующее. Обычно подводные лодки, предварительно изучив береговую черту и подходы к берегу по картам и лоциям, подходили к назначенному пункту в светлое время суток (в подводном положении), а высадку производили в темное время суток. Разведчики перевозились на берег на резиновых надувных шлюпках. При наличии приливо-отливного течения подход подводной лодки к берегу производился в полную воду и обязательно в темное время суток.

Так, 16 июня 1942 г. подводная лодка «U-202» высадила с резиновой шлюпки группу из четырех человек у Агамансета (остров Лонг-Айленд), а 9 ноября диверсионную группу на полуостров Гаспе (Квебек). В ноябре 1944 г. одна немецкая подводная лодка высадила на американском побережье диверсионную группу из двух человек.

Сложность подобных действий лодок заключается в преодолении позиционных средств противолодочной обороны (зон акустического выслушивания, сетевых и минных заграждений). Однако по опытам минувшей войны доказано, что оборудовать все побережья позиционными средствами невозможно, да и не всегда целесообразно. Для подводной лодки всегда найдутся районы, где без особого риска можно произвести высадку разведчиков. Наиболее трудным являлся обратный прием разведчиков на подводную лодку.

Действия по высадке разведывательно-диверсионных групп на побережье противника с подводных лодок особенно важны в условиях, когда для разведки побережья нельзя использовать авиацию и когда требуется особая скрытность.

Действия подводных лодок по защите своих морских сообщений и побережья

Действия немецких подводных лодок по защите своих морских сообщений проводились очень ограниченно и только в первые месяцы войны. Сущность этих действий состояла в том, что подводные лодки заранее развертывались и занимали назначенные им позиции на предполагаемых путях боевых надводных кораблей противника для оперативного прикрытия от нападения их на свои конвои или десантные суда. В некоторых случаях подводным лодкам для боевых действий назначались районы, расположенные на подходах к базам, из которых надводные корабли могли осуществлять нападения на немецкие морские сообщения. Иногда подводным лодкам отводились позиции на дальних подступах к своим базам или местам вероятной высадки десанта с задачей прикрыть свои перевозки морем от помех противника.

Так, в период проведения Норвежской операции (в апреле 1940 г.) одна группа немецких подводных лодок была развернута в районе Оркнейских и Шетландских островов на вероятных путях движения английского флота для прикрытия проводимой операции. Вторая группа подводных лодок была развернута у норвежского побережья на дальних подступах к портам и базам высадки десанта. [288]

Развертыванием своих подводных лодок в указанных районах для создания угрозы английским кораблям и удержания их в базах на период проведения немцами операции по захвату Норвегии им удалось избежать активных действий кораблей. Несколько проведенных атак подводных лодок в начале Норвежской операции создали у англичан впечатление о сильной подводной угрозе. Впоследствии прямо указывалось, что английское морское командование не рискнуло послать к берегам Норвегии свои основные силы, чтобы помешать немцам провести операцию по захвату Норвегии. Высланные же англичанами отдельные небольшие группировки надводных кораблей не смогли помешать немцам в достижении поставленных задач.

Второй более крупный пример намечавшегося немцами использования лодок по защите побережья (противодесантной обороне) имел целью воспрепятствовать высадке англо-американских войск на побережье Франции в 1944 г. Для этого частично были отозваны подводные лодки из районов боевых действий в Атлантическом океане (развернутые на северных и южных подходах к Ла-Маншу) и намечалась также переброска из самой Германии большого количества карликовых подводных лодок. Однако англо-американцы высадились на побережье Франции почти без противодействия со стороны немецких подводных лодок.

Несмотря на большое число проведенных в течение войны десантных операций на различных театрах военных действий и на большое количество немецких подводных лодок, они очень слабо использовались в системе противодесантной операции. Причиной этого являлось слишком медленное развертывание немцами своих подводных лодок. Обычно они либо вовсе опаздывали с прибытием в район проведения десантной операции, либо стягивались тогда, когда в районе высадки противника уже создалась достаточно мощная противолодочная оборона. Так было при проведении англо-американцами десантной операции в Северной Африке, в Сицилии.

Учитывая эти промахи, немцы начали усиленно готовиться к отражению высадки англо-американских войск на материк Европы. Они рассчитывали, что, во-первых, часть лодок будет отозвана из районов их повседневной боевой деятельности и займет позиции с юга и севера Ла-Манша, чтобы не допустить корабли и транспортные суда в проливы со стороны Северного моря и Бискайского залива; во-вторых, они предполагали сосредоточить в узловых точках побережья значительные группы карликовых подводных лодок и в случае необходимости перебросить их по железной дороге.

Однако подводные лодки не смогли своевременно занять позиции на подходах к Ла-Маншу. Часть их, находившаяся на южных и северо-восточных подступах к Англии, действовала безуспешно из-за сильной противолодочной обороны. Не удалась переброска и карликовых подводных лодок по внутренним путям в район высадки англо-американских войск. Перегруженность железных дорог армейскими перевозками оттеснила на задний план эту переброску. Переброшенные же карликовые подводные лодки (которые к тому же обладали низкими техническими данными) не могли повлиять на ход событий этой огромной по масштабам десантной операции.

Кроме того, значительное противолодочное охранение дальних подступов к Ла-Маншу и со стороны Северного моря сильно затрудняло проникновение подводных лодок в Ла-Манш. При этом следует еще учитывать небольшую протяженность морских сообщений Англия — Франция и трудность действий подводных лодок в таком стесненном районе, как Ла-Манш. [289]

Дальше