Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть вторая. Методы использования, организация и обеспечение боевых действий подводных лодок

Глава девятая.

Общие основы боевого использования подводных лодок

Факторы, влиявшие на характер использования подводных лодок

Основными факторами, влиявшими на характер использования подводных лодок и тактические приемы их боевых действий на морских сообщениях, являлись:

1. Характер задач, стоявших перед немецким флотом в целом и в частности перед подводными силами в соответствующие периоды боевых действий и в соответствующих районах.

Подводным силам была поставлена общая задача нарушения морских сообщений и нанесения максимального урона торговому судоходству противника. Отдельные группы или отдельные подводные лодки на определенных этапах войны и в определенных районах выполняли эту задачу путем нанесения торпедных ударов, минных постановок и использования своего артиллерийского оружия. Одновременно с выполнением главной задачи лодки проводили также разведку, высадку диверсионно-разведывательных групп на побережье противника, перевозку топлива, боеприпаса, различных грузов и т. д.

2. Общий характер обстановки, в условиях которой проходили боевые действия подводных лодок на прибрежных морских сообщениях и в открытом море, в частности в Атлантическом океане.

На прибрежных коммуникациях подводные лодки постоянно подвергались воздействию различных сил и средств ПЛО. В связи с этим изменялись и методы использования подводных лодок: от позиционной службы на выходах из баз подводные лодки перешли к крейсерству в определенных, сравнительно больших, но недалеко отстоящих от побережья районах, затем к действиям группами на океанских просторах и т. д. Непрерывное изменение обстановки, усиление ПЛО вблизи берегов привели к тому, что подводные лодки в первые месяцы войны почти полностью отказались от использования торпедного оружия при действиях на прибрежных коммуникациях и перешли к минным постановкам.

Вместе с тем для лодок, действующих на океанских путях сообщений, возникли большие затруднения в обнаружении конвоев. Это вынудило немецкое командование в 1940–1941 гг. привлекать для поиска объектов нападения (в первую очередь конвоев) значительные силы авиации. Одновременно с этим немецкие лодки перешли к боевым действиям по методу «волчьей стаи».

По мере усиления охранения англо-американских конвоев и отдельных транспортных судов на переходе морем приемы нападения немецких [256] подводных лодок также изменялись. От атак в светлое время суток лодки перешли главным образом к ночным атакам из надводного положения, а затем вынуждены были снова перейти к атакам из подводного положения (последний год войны).

Усиление ПЛО Англии и США заставило немцев внести изменения в тактику использования своих подводных лодок и при выполнении ими специальных операций.

3. Численный состав подводных лодок, находившихся в строю, который определял оперативные возможности их использования и зависел на отдельных этапах войны от состояния и возможностей судостроительной промышленности и от возможностей ввода построенных подводных лодок в строй.

При наличии в строю на 1 января 1941 г. — 83, 1942 г. — 266, 1943 г. — 396, 1944 г. — 458 и 1945 г. — 544 подводных лодок немцы могли использовать непосредственно для боевых действий до 20–25 % от общего числа лодок.

Следует указать, что воздушные бомбардировки англо-американской авиацией судостроительных верфей немцев не оказали существенного влияния на темпы строительства лодок. И только тогда, когда Советская Армия в результате ряда сокрушительных ударов вышла на побережье южной части Балтийского моря и создала реальную угрозу базам и районам, которые использовались немцами для боевой подготовки подводных лодок и их отработки перед вводом в строй, количество лодок, вступавших (из числа построенных) в строй, резко сократилось.

4. Характер, состояние и развитие оружия, технических средств связи и наблюдения подводных лодок.

Принятие на вооружение подводных лодок паровоздушных, самонаправляемых, акустических и циркулирующих торпед повысило боевые возможности подводных лодок. Усиление зенитного артиллерийского оружия подводных лодок по-новому поставило вопросы борьбы с самолетами противолодочной обороны.

5. Состояние тактико-технических свойств и маневренных элементов подводных лодок и возможности их развития.

Тактико-технические и маневренные элементы подводных лодок определялись общим развитием судостроительной техники в Германии. Если надводные маневренные элементы лодок (скорость хода и дальность плавания), хотя и незначительно, возрастали, то маневренные элементы в подводном положении почти не изменялись. Только с конца 1943 г. подводная скорость хода и дальность плавания подводных лодок увеличились главным образом за счет увеличения числа аккумуляторов.

6. Характер районов боевых действий и их удаленность от пунктов базирования подводных лодок.

Активность боевых действий подводных лодок в тех или иных районах определялась интенсивностью движения торговых судов. Кроме того, характер боевой деятельности подводных лодок в значительной степени зависел от особенностей театра их действий.

Северный театр — Баренцово море. Этот театр характерен незначительной изрезанностью береговой черты, большими глубинами и относительной безопасностью в навигационном отношении. Это позволяло подводным лодкам широко применять свободное маневрирование.

Большинство подводных лодок, действовавших на этом театре, базировалось на Варангер-Фьорд.

Близость базирования подводных лодок к районам их действий давала возможность немецкому командованию относительно быстро и своевременно развертывать свои подводные лодки для нанесения ударов по конвоям. [257] Наличие пловучих баз позволяло подводным лодкам менять места стоянок во избежание бомбовых ударов авиации.

Подводные лодки выходили на позиции из Варангер-Фьорда, следовали вдоль северного берега до мыса Кибергнес и далее в назначенные районы боевых действий вдоль побережья Советского Союза, где пути кораблей, идущих со всех направлений в Кольский залив, перекрывались позициями лодок. Возвращение лодок с позиций в свои базы происходило тем же путем. Выход и возвращение подводные лодки, как правило, совершали без охранения.

В среднем подводные лодки находились на позициях 15–20 суток. В редких случаях лодки находились в море и до полутора месяцев.

Средиземноморский театр. Ввиду большой пересеченности театра и сравнительно коротких морских сообщений подводным лодкам назначались относительно обширные районы действий. Как правило, они действовали самостоятельно (без взаимодействия между собой) и в основном одиночно в каком-либо операционном районе.

Неблагоприятными для боевых действий в Средиземном море являлись большая прозрачность воды и «свечение» ее в темное время суток при ходе в надводном положении, а также широкие возможности противника просматривать и освещать значительные районы своей противолодочной авиацией.

Атлантический океан. Атлантика с примыкающими к ней водами Северного, Норвежского и Гренландского морей, а также водами Караибского моря и Мексиканского залива является основным театром боевых действий подводных лодок. Он характерен большой протяженностью, из-за чего подводным лодкам, действовавшим у побережья США и Канады, приходилось затрачивать много времени на переходы в районы наиболее оживленного судоходства противника. Вместе с тем большая протяженность театра позволяла противнику периодически изменять направления следования конвоев в центральных районах, что заставляло лодки снова и снова отыскивать пути движения конвоев.

Большая протяженность театра как в широтном, так и в меридиональном направлении создавала большие трудности в организации взаимодействия подводных лодок с авиацией.

Другой особенностью театра являлась его малая пересеченность, ограниченное число островных районов, в которых можно было бы развернуть силы и средства ПЛО. Это породило необходимость, с одной стороны, выбирать пути следования для конвоев по окраинным районам Атлантического океана, а с другой — создавать высокоманевренные силы и средства ПЛО, которые могли бы сопровождать конвои через открытые районы Атлантического океана (эскортные авианосцы, группы поддержки эскорта и др.).

Однако при всем этом наличие в восточной части Атлантики большой группы Британских островов и примыкающих к ним Фарерских и Шетландских островов и Исландии вынуждало подводные лодки как при выходе в Атлантику, так и при возвращении в базы проходить через районы, сравнительно легко контролируемые английской авиацией и английским флотом.

Наконец, характерной особенностью театра являлось многообразие климатических и гидрометеорологических условий в различных районах театра: штормовые погоды в северной части Атлантики, приливо-отливные явления в прибрежных районах и т. д.

7. Возможности взаимодействия подводных лодок с другими родами морских сил (надводные корабли, авиация) и степень готовности к практическому осуществлению этого взаимодействия. [258]

8. Знание штабами соединений лодок и командирами подводных лодок конкретной обстановки на морских театрах вообще и в районах действий подводных лодок.

9. Гидрологические, метеорологические и навигационные условия в районе боевых действий; состояние видимости, ветра и волнения, влияющих на использование торпед. Торпедное оружие использовалось при атаке торпедами с перископной глубины при волнении 5–6 баллов для подводных лодок малого водоизмещения и 6–7 баллов для подводных лодок большого водоизмещения; при атаке торпедами из надводного положения — при волнении около 7–8 баллов.

10. Характер атакуемых объектов; их размеры, скорость хода, осадка, состояние средств самообороны, живучесть.

11. Характер противолодочного охранения атакуемых объектов (численный состав кораблей охранения, их тактико-технические и маневренные элементы, вооружение).

12. Общий характер противодействия, оказываемый подводным лодкам в районе их боевых действий.

Кроме того, методы использования подводных лодок во многом зависели от качества подготовки личного состава и от его морального состояния. Ухудшение морального состояния немецких подводников в связи с поражением немецкой армии на восточном фронте привело к тому, что они потеряли веру в собственные силы, у них росло недоверие к своим командирам, усиливалась боязнь противника; действия подводных лодок приобретали все более и более нерешительный характер. Под влиянием всего этого боевые походы подводных лодок начиная с первой половины 1943 г. (с момента поражения под Сталинградом) становились все менее и менее эффективными. При этом упадок морального духа, его ухудшение шло значительно быстрее, чем изменение военно-технических факторов, и действие морального фактора в ряде случаев было более значительным, чем действие ряда других факторов, вместе взятых.

Подготовка и выход подводных лодок в море

Подготовка подводных лодок к выходу в море для боевых действий сводилась:

— к подготовке материальной части техники и вооружения, а также пополнению судовых запасов и оружия;

— к тренировке (эпизодически) выходов в море для проверки работы материальной части механизмов и к тренировке личного состава по управлению подводной лодкой под водой;

— к проверке основных маневренных элементов — скорости хода над водой и под водой;

— к тренировке офицерского состава на приборах по управлению торпедной и артиллерийской стрельбой и проведению учебных торпедных и артиллерийских атак и стрельб;

— к изучению материалов по обстановке в районе боевых действий по данным предыдущих походов;

— к изучению вопросов, связанных с использованием средств связи.

Однако в ходе войны очень часто указанные мероприятия не выполнялись. Недоброкачественность ремонта отдельных механизмов и устройств и недостаток времени на проверочные выходы нередко вынуждали подводные лодки преждевременно возвращаться из похода или заходить в другую базу для повторного ремонта.

Нерегулярно проводились тренировки команд по управлению механизмами, а офицерского состава по управлению лодкой, проведению торпедных [259] и артиллерийских атак. Зачастую подводные лодки выходили в боевой поход сразу после окончания ремонта, а вся подготовка заключалась лишь в ознакомлении с положенной на боевой поход документацией. Подготовка к выходу в море для вновь вступавших подводных лодок, как правило, совмещалась с ходовыми испытаниями и продолжалась в общей сложности 1,5–2 месяца. Весь же цикл с момента закладки лодки до окончания подготовки ее к выходу в море требовал по оценке самих немцев около 2 лет.

В тактическую подготовку офицерского состава, Особенно командиров подводных лодок, перед выходом в море в некоторых случаях входило изучение форм и методов использования подводных лодок и приемов нападения. Так, с переходом к использованию лодок по методу «волчьей стаи» офицерский состав лодок, впервые выходивший для действия в Атлантическом океане, проходил специальную подготовку (получал теоретические знания под руководством командиров флотилий) на краткосрочных курсах по приемам нападения лодок на конвои и использованию оружия. Такие краткосрочные курсы создавались при переходе лодок к использованию самонаводящихся торпед и при усилении зенитного оружия.

Основными районами боевой подготовки и проведения ходовых приемно-сдаточных испытаний подводных лодок, базировавшихся на базы собственно Германии, являлись Гельголандская бухта (Северное море), Кильская бухта (Балтийское море), Данцигский залив и прилегающие к ним районы. Однако по мере расширения строительства подводных лодок и сравнительно большого числа проходящих одновременно испытания уже в 1942 г. эти районы оказались недостаточными.

Весьма большие трудности в подготовке подводных лодок к выходу в море ощущались в 1943 г., когда моральное состояние личного состава подводных лодок начало заметно снижаться (ухудшаться), а контингенты, поступавшие на укомплектование подводных лодок, готовились в школах ускоренными темпами и приходили на лодки без достаточных специальных знаний. Наибольшие трудности возникали в организации специальной подготовки в период, когда районы боевой подготовки оказались под непосредственной угрозой советской авиации и боевую подготовку пришлось перенести в другие районы.

После окончания всего цикла подготовки лодкам разрешали выход в море. Лодки выходили из баз на атлантическом побережье обычно в темное время суток поодиночно, без охранения. Для выхода устанавливались определенные предварительно протраленные фарватеры, подходы к базам контролировались корабельными дозорами.

Система обеспечения выхода подводных лодок из баз собственно Германии (побережье Северного и Балтийского морей) заключалась в следующем:

1. В зависимости от минной опасности для выхода лодок назначались определенные заранее протраленные выходные фарватеры.

2. Выход подводных лодок за внешнюю кромку минных заграждений совершался в сопровождении тральщиков и сторожевых кораблей, а возвращавшиеся с моря лодки встречали и сопровождали прорыватели минных заграждений.

3. При воздушной угрозе выход подводных лодок обеспечивался истребительной авиацией, а в пределах досягаемости противовоздушной обороны базы — зенитной артиллерией.

Охранение подводных лодок проводилось в районах, где опасность представляли мины или авиация противника, и при переходе через свой [260] минные, сетевые и боковые заграждения. Охранение входящих или выходящих из баз Средиземного моря подводных лодок состояло из 3–4 небольших сторожевых катеров.

Эскортирование подводных лодок через районы, опасные от мин, в Северное море производилось в следующем порядке. Для эскортирования 2–3 подводных лодок обычно выделялось до девяти тральщиков и кораблей противолодочного охранения, а также гидрографические суда.

Соединение тральщиков состояло из двух групп. В каждой группе находилось по два тральщика и один тральщик являлся головным. Тральщики производили траление в строе уступа парами. Тральщики, затратившие мину, приступали к освобождению трала от мины, а гидрографическое судно в этот момент ставило буи. В ночное время ставились светящиеся буи. Вторая группа тральщиков отворачивала в сторону и обходила поставленные буи.

Подводные лодки с охранением и гидрографическим судном следовали за второй группой тральщиков по протраленной полосе.

Если мины затраливались второй группой, то первая группа отворачивала в сторону, выбирала тралы и ложилась на обратный курс. Гидрографическое судно, не мешая подводным лодкам, останавливалось на месте или становилось на якорь. Подводные лодки отрабатывали аварийным ходом назад и старались держаться ближе к гидрографическому судну; охранение также отрабатывало задним ходом и удерживалось без хода или становилось на якорь вблизи лодок.

Обе группы тральщиков возвращались назад, ставили тралы и пытались форсировать минное поле в другом месте, подходя с тралами ближе к лодкам. Движение кораблей и лодок возобновлялось в прежнем порядке.

При подсечении мин или подрыве тральщика любой из групп обе группы тральщиков выбирали тралы. Командир соединения тральщиков в зависимости от обстановки мог отдавать приказания о прекращении эскорта или же о продолжении движения.

При обнаружении подводной лодки противника или следа торпеды корабль давал сиреной пять коротких сигналов и стрелял одиночными белыми ракетами в направлении обнаруженной лодки или следа торпеды. Головной тральщик и корабли охранения были обязаны атаковать подводную лодку, при этом тральщики убирали тралы и действовали соответственно обстановке.

По прибытии эскорта в район, из которого подводные лодки должны были следовать самостоятельно, головной тральщик поднимал флажный сигнал, который репетовался всеми тральщиками. Тральщики резко отворачивали влево и убирали тралы. Ночью тралы убирались по указанию головного тральщика, который к моменту уборки тралов старался быть от подводных лодок на дальности голосовой связи и передавал им указания в мегафон. Подводные лодки проходили с правого борта от кораблей охранения и далее следовали самостоятельно.

Несмотря на сложность, эскортирование подводных лодок через районы, опасные от мин, проводилось почти в течение всей войны.

Общие положения, определяющие порядок пребывания подводных лодок в море

Общие положения, определяющие порядок пребывания подводных лодок в море, были изложены в действующих наставлениях, приказах командующего подводными силами и командиров флотилий подводных лодок. Многие из этих указаний по ряду причин не выполнялись совсем [261] или выполнялись частично (основной причиной этого была непрерывно менявшаяся обстановка). Однако, поскольку основные указания разрабатывались с учетом опыта войны и были изложены в «Наставлении для командиров подводных лодок»{103}, они представляют известный интерес.

В числе других указаний в наставлении подчеркивалось, что главной задачей подводной лодки, которая сильна в нападении и слаба в обороне, является внезапная и скрытная торпедная атака из подводного или надводного положения. Развивая это исходное положение, наставление предписывало не переоценивать противника, не усматривать во всем и всюду опасность, не думать, что все события и все действия противника в районе пребывания лодки вызваны именно ее присутствием. Иначе говоря, от командиров требовалась уверенность в действиях и правильность оценки обстановки.

Командиру подводной лодки рекомендовалось как на переходе морем, так и во время атаки не забывать правило «кто первый обнаруживает, тот и побеждает» и, исходя из этого, вести постоянное бдительное наблюдение, которое решает успех и сохраняет безопасность подводной лодки. Командирам лодок указывалось, что лучше погрузиться раньше, чем сделать это позже и совсем потерять надежду на успех. Время погружения может быть определено верно только при большом опыте и т. д. Вместе с тем наставление требовало производить залп как можно с более близкой дистанции и добиваться как можно более точного определения курса и скорости хода противника.

В сильно охраняемых с моря и воздуха районах, где можно было ожидать внезапного появления противника, особенно при позиционной службе, лодкам рекомендовалось с самого рассвета и до сумерек оставаться под водой. В наставлении указывалось, что «при всплытии подводной лодки после долгого пребывания под водой особенно большую опасность представляет неожиданное нападение. Поэтому при всплытии на глубину 20 м, которая еще защищает лодку от тарана, необходимо идти малым ходом и вести наблюдение с помощью аппаратов подслушивания, затем быстро пройти опасную зону, поднять перископ и на глубине до 9 ж, в зависимости от метеорологических условий, произвести тщательный круговой обзор, затем убрать перископ и быстро на полном ходу всплыть. Как можно быстрее открыть рубочный люк, командиру и одному опытному наблюдателю подняться на мостик. Только после тщательного осмотра в надводном положении окончательно продуть цистерны.

...Постоянно следить за тем, чтобы подводная лодка не оставляла за собой масляных следов. Поэтому не оставаться вблизи того места, где подводная лодка погрузилась.

...После погружения, в зависимости от метеорологических условий, перископ может быть поднят на большую высоту и оставлен на длительное время в таком положении, если дистанция до противника не менее 4000–5000 м. С меньшего расстояния необходимо ограниченно пользоваться перископом, т. е. поднимать перископ на малой скорости на короткие промежутки времени и на очень малую высоту (перископ должен почти все время омываться волной).

...Каждый появляющийся самолет принимать за самолет противника до тех пор, пока не будет установлено обратное.

...Путем непрерывного и хорошего наблюдения добиваться, чтобы подводная лодка первая обнаружила самолет. Когда противник обнаружен и обстановка ясна, легко можно принять решение — оставаться на поверхности или же пойти на погружение. Если обстановка не совсем [262] ясна, лучше раньше пойти на погружение или же погрузиться та большую глубину и скрыться от самолета, ухудшив этим возможность успешной атаки, чем оказаться обнаруженным и полностью испортить все дело».

Но при этом разъяснялось, что «...в надводном положении можно больше увидеть», ибо «...оставаясь на большой глубине, можно пропустить удачный для атаки момент».

В районах, подвергающихся сильной угрозе с воздуха, где самолеты появляются даже при низкой облачности, особенно при позиционной службе, подводным лодкам рекомендовалось всплывать через день.

Наставление определяло также порядок задержания торговых судов, что практиковалось лишь в исключительных случаях. При этом указывалось, что любое судно во время войны должно считаться подозрительным, поэтому при задержании подводной лодкой какого-либо судна в любых обстоятельствах необходимо соблюдать максимальную осторожность, а при задержании предлагалось действовать быстро, оставаться на дистанции не менее 4000 м, маневрируя за кормой задерживаемого корабля.

Наставление содержало специальные указания, определяющие нормы поведения при атаках, в основном отражавшие опыт первой мировой войны, а также указания по использованию торпед и артиллерийского оружия.

В них, в частности, указывалось, что «наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низко расположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведение артиллерийского огня», и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.

Учитывая, что даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели, наставление указывало, что артиллерийского обстрела подводной лодки с. больших надводных кораблей следует всячески избегать.

Таковы немногие указания наставления по вопросу об использовании оружия.

Что же касается общих вопросов сближения с противником и его атаки, то наставление содержало следующие общие положения: «Если из-за сильного корабельного и воздушного охранения противника невозможно продвижение для атаки днем, то атаку необходимо отложить на ночь. Однако днем следует подвигаться вперед. К наступлению сумерек быть по крайней мере на траверзе противника. Не откладывать на вечер продвижение вперед. Всегда имеется опасность, что кормовое охранение противника при поиске заставит подводную лодку уйти под воду или отойти и таким образом потерять соприкосновение с противником».

«Если охранение противника заставит подводную лодку уйти временно под воду, то все же она не должна слишком долго находиться под водой. Как только позволят условия, немедленно всплыть, для того чтобы быстрее продвигаться вперед и выйти на позицию атаки, а также чтобы получить лучшую возможность наблюдения и передачи донесений».

«Если лодка по каким-то причинам ночью не приблизилась к противнику, то это не является основанием для прекращения действий против противника. Упорно идти по следам противника. Охота за конвоем может иногда продолжаться целыми днями, пока не будет достигнут первый успех».

«При поддержании соприкосновения наибольшего внимания требует время сумерек, в особенности в Атлантике и южных широтах. Здесь при непродолжительных сумерках переход от дня к ночи происходит почти мгновенно. Если к наступлению ночи подводная лодка, поддерживающая [263] соприкосновение с противником, находится почти на расстоянии дня хода от противника, то в этом случае подводная лодка на полной скорости должна сблизиться с противником.

Всегда надо рассчитывать на то, что при наступлении темноты противник, кроме ранее наблюдавшихся зигзагообразных курсов, вероятно, сделает большой поворот, т. е. предпримет сильное изменение генерального курса с целью ввести в заблуждение подводные лодки, поддерживающие с ним соприкосновение. Кроме того, большей частью при заходе солнца, а также днем при ухудшении видимости противник высылает быстроходные конвоирующие силы, которые должны обследовать район за конвоем и заставить подводные лодки, поддерживающие соприкосновение, погрузиться до тех пор, пока конвой не скроется за пределами видимости и не предпримет обычного вечернего изменения курса.

Конвойные суда, посланные для поиска и оттеснения поддерживающих соприкосновение подводных лодок, всегда возвращаются к конвою ложными курсами».

Наконец, в наставлении значительное внимание уделялось вопросам борьбы с выслушиванием подводной лодки при нахождении ее в море гидроакустическими средствами противолодочных кораблей. Однако статьи, относившиеся к этим вопросам, отражали начальную стадию развития и использования гидроакустических средств, обладающих сравнительно невысокими тактико-техническими данными.

Содержание наставления было рассчитано на действия подводных лодок главным образом в подводном положении. Однако немецкие лодки, действуя длительное время по методу «волчьей стаи», в основном атаковывали из надводного положения.

Методы использования подводных лодок

В первые месяцы войны методы использования подводных лодок по существу не отличались от методов, применявшихся в конце первой мировой войны. Одиночным подводным лодкам отводились небольшие районы на подходах к базам, портам и на узлах прибрежных путей сообщений. Но по мере усиления противолодочной обороны вблизи баз и портов прибрежные районы превращались в достаточно опасные зоны для лодок — такой метод становился малоэффективным. В стесненных прибрежных районах, изобилующих навигационными опасностями и усиленных средствами ПЛО, значительно затруднялось маневрирование подводных лодок и использование ими торпедного оружия.

Вследствие этого в конце 1939 г. и в начале 1940 г. немецкие подводные лодки перешли к постановке мин на прибрежных путях сообщений. Это не требовало сложного маневра при преодолении охранения. При минных постановках подводные лодки обычно приступали к выполнению задачи в то время, когда противолодочная оборона в районе была ослаблена.

Для использования торпед подводные лодки были вынуждены отойти значительно мористее. Им и здесь назначались небольшие районы, в пределах которых они производили поиск объектов для атаки. Когда же пути транспортных судов в открытом море в целях избежания угрозы от подводных лодок изменялись, то лодкам стали назначаться сравнительно большие по размерам районы, где они могли более свободно производить поиск и атаки противника. Таким образом, позиционный метод использования, постепенно изменяясь, переходил в крейсерство подводных лодок в ограниченных районах. Однако при таком методе действий подводным лодкам стало труднее отыскивать противника. На помощь им была выделена авиация, которая производила поиск и сообщала лодкам данные о движении [264] противника. Такое взаимодействие лодок с авиацией было эффективным до тех пор, пока самолеты могли летать в районах боевых действий. Однако с удалением этих районов (соответственно изменению путей движения судов) за пределы дальности действий авиации подводным лодкам пришлось действовать снова самостоятельно по методу свободного крейсерства в обширных районах.

Таким образом, наиболее характерными методами использования немцами лодок в начале войны и до конца 1941 г. являлись: позиционный метод, крейсерство одиночных подводных лодок в ограниченных и обширных районах. При крейсерстве в обширном районе лодки производили поиск конвоя самостоятельно, иногда с помощью авиации, а также на основании данных, полученных от командования.

В этих районах подводным лодкам в меньшей степени угрожали мины, малые корабли и различные позиционные противолодочные средства, но зато увеличивались трудности в поиске объектов для атаки. Поскольку конвои часто изменяли пути своего движения, встречи лодок с ними происходили случайно и редко.

Авиация была не в состоянии вести систематическую разведку, а если она и давала иногда сведения, то вследствие значительных ошибок в определении места обнаруженных конвоев и судов подводным лодкам не всегда удавалось их обнаружить. Это послужило причиной перехода к организации боевых действий подводных лодок большими группами во взаимодействии с авиацией. Так зародился и начал применяться маневренный метод использования подводных лодок.

В общих чертах маневренный метод заключался в следующем. Подводные лодки занимали позиции ожидания примерно в 300–500 милях от берега. Расположение позиций как бы образовало завесу на предполагаемых путях конвоев. Расстояние между лодками устанавливалось около 15–20 миль с таким расчетом, чтобы конвой не мог пройти завесу необнаруженным. При 20 подводных лодках в завесе протяженность ее составляла около 300–400 миль. Самолеты проводили поиск конвоев в 90–100 милях впереди завесы.

Получив от самолетов данные о месте и курсе конвоя, командующий операцией отдавал приказание подводным лодкам передвинуться так, чтобы середина завесы оказалась на курсе конвоя, проложенном согласно полученным данным. Для этого было достаточно указать место средней лодки и пеленг завесы. Каждая подводная лодка, зная свой порядковый номер, рассчитывала маневрирование для занятия места в завесе.

Подводные лодки занимали места в завесе симметрично по обе стороны предполагаемого курса конвоя на протяжении 150–200 миль. Поэтому, даже при больших ошибках в определении места и курса конвоя и в счислении своего места лодками завесы, конвой все же проходил через завесу и оказывался в видимости не менее чем одной из лодок. Лодки завесы, получившие сигнал от наводящей лодки, стягивались к конвою.

Маневренный метод использования подводных лодок при их действиях на обширных водных пространствах являлся основным методом на протяжении почти всей второй половины войны, начиная с середины 1941 г. и до мая 1945 г. Вблизи же побережья лодки попрежнему применяли позиционный метод или крейсерство в ограниченных районах.

Разведывательные действия подводных лодок

На все подводные лодки при нахождении в море возлагалась задача вести разведку не только тактическую, но и оперативную. В некоторых случаях, особенно при действиях лодок по методу «волчьей стаи», разведка являлась их основной задачей. [265]

Приемы использования подводных лодок для разведывательных действий мало изменились со времени первой мировой войны. Подводные лодки в зависимости от задач разведки либо несли позиционную службу, либо получали определенный район, в пределах которого они вели наблюдение за интересующими их объектами, либо производили разведку по принципу свободного крейсерства.

Существенную роль в ведении оперативной разведки в период второй мировой войны стала играть авиация. Значительно усиленная противолодочная оборона баз и прибрежных районов часто не давала лодкам возможности незаметно и продолжительное время находиться в назначенных районах и вести наблюдение за действиями противника. В этих условиях использовалась авиация, которая могла решать задачи разведки быстро и с меньшим риском. Поэтому подводные лодки вели разведку в основном в удаленных районах Атлантического океана или непрерывное наблюдение за противником, когда по тем или иным причинам для этого невозможно было использовать авиацию.

Оперативная разведка велась главным образом подводными лодками, развернутыми в районах портов формирования союзных конвоев, в основном у побережья Америки. При этом им вменялось в обязанность установление факта выхода и направление движения конвоев, одиночных транспортов и выявление системы их охранения. Заблаговременное получение этих данных создавало возможности для организации дальнейшего наблюдения за движением конвоев и наведения на них групп подводных лодок, находившихся в море в районе ожидания. При ведении разведки в районах баз, имевших сильную противолодочную оборону, лодки находились в подводном положении с рассвета до наступления сумерек. Основными средствами наблюдения при этом являлись перископ и гидроакустические приборы. С наступлением темного времени суток подводные лодки отходили за пределы дальности возможного обнаружения радиолокационными береговыми станциями и всплывали в надводное положение.

Несмотря на то, что подводная лодка при передаче результатов разведки рисковала быть запеленгованной, командирам лодок предписывалось передавать наиболее важные сведения при первой же возможности. Немецкое командование считало наиболее важными следующие сведения:

— о противнике, которые могут быть использованы другими подводными лодками;

— об обнаружении подводных лодок противника;

— о минных заграждениях и системе дозорной службы на подходах к базам противника;

— об обстановке в районе базы, о судоходстве, о возможности применения оружия (торпед, мин), характере защиты базы с моря;

— о выходе крупных военных кораблей и конвоев.

Большое значение немецкое командование придавало организации разведывательного и сторожевого дозоров силами подводных лодок с основной задачей обнаружения и обеспечения наведения на обнаруженного противника «волчьих стай». Именно поэтому в наставлении для командиров подводных лодок подчеркивалось, что важнейшими предпосылками успешного проведения атаки являются своевременная и точная передача сведений и наведение атакующих подводных лодок на противника разведывательными лодками.

Разведывательные и сторожевые дозоры применялись для более надежной разведки и наблюдения в больших по размерам районах моря, а также для создания условий, при которых было бы возможно обнаружить определенные цели в назначенных районах. Местоположение линий дозора определялось двумя заранее назначенными точками, которые занимали [266] подводные лодки, имевшие первый и последний тактические номера в дозоре. Остальные лодки распределялись между этими точками на равных друг от друга расстояниях в порядке тактических номеров, указанных в приказе. Срок, к которому лодки должны были занимать исходное положение в дозоре, а также генеральное направление и средняя скорость продвижения разведывательного дозора определялись главным командованием.

Район разведки каждой подводной лодки в разведывательном и сторожевом дозорах охватывал расстояние от точки, установленной для каждой подводной лодки в направлении дозора на половину дистанции до соседней. Глубина разведывательного и сторожевого дозоров иногда указывалась заранее. В этом случае величина района разведки каждой подводной лодки определялась позицией.

Позиции устанавливались в том случае, когда необходимо было контролировать большой по размерам район моря и не было более или менее достоверных данных о противнике.

В пределах своей позиции каждая подводная лодка имела полную свободу действий для поиска цели, но должна была строго соблюдать средний курс и среднюю скорость хода. При поиске лодки маневрировали переменными курсами, имея генеральный курс в направлении сторожевого дозора; делали короткие выходы в направлении разведывательного дозора и особенно в сторону темной части горизонта; погружались для подслушивания; выбирали курсы, благоприятные по отношению к ветру и волне. При этом указывалось, что каждая подводная лодка разведывательного и сторожевого дозоров могла оставить свою позицию только при преследовании и атаке противника (когда не было ограничения), если подводная лодка сама вошла в соприкосновение с противником или имела контакт, но потеряла его, а также для самостоятельных действий против конвоев или соединения крупных военных кораблей, находившихся вблизи позиции в районе разведывательного и сторожевого дозоров, или по приказу командующего подводным флотом.

Во всех случаях после выполнения атаки лодке предписывалось возвращаться на свою позицию.

Кроме того, подводная лодка имела право покинуть район разведки из-за особых условий или сильного противодействия со стороны противолодочных сил противника. Во всех случаях оставления района разведки подводная лодка обязана была донести об этом в базу.

При передаче донесений о результатах разведки командирам подводных лодок предписывалось руководствоваться следующим:

— насколько командование подводными силами и командиры подводных лодок осведомлены об обстановке в районе разведывательного и сторожевого дозоров;

— что важно знать командованию и командирам подводных лодок о новой обстановке в районе разведывательного и сторожевого дозоров;

— насколько опасно передавать донесения в данное время и как это донесение повлияет на скрытность действий лодок вообще.

В донесениях об обстановке в районе разведки всегда указывались метеорологические данные. Особо и во всех случаях доносилось о том, что район действий разведывательных подводных лодок известен противнику и они обнаружены им.

Немцы придавали большое значение сохранению скрытности подводных лодок разведывательного и сторожевого дозоров. Для этого издавались специальные инструкции, в которых предусматривался порядок подъема перископа: поднимать перископ чаще, но на короткий промежуток времени [267] (при этом особое внимание обращалось на предварительное прослушивание гидроакустическими средствами).

К концу второй мировой войны разведывательные действия лодок носили форму завесы из нескольких подводных лодок, расположенной впереди движения ударных групп. Расстояние между завесами назначалось с таким расчетом, чтобы подводные лодки ударной группы могли развернуться для атаки конвоя по данным, полученным от лодок разведывательной завесы. Обычно это расстояние назначалось в пределах 50–100 миль. Этот вид разведывательных действий подводных лодок имел некоторые преимущества по сравнению с вариантом, при котором разведывательные подводные лодки находились в общей завесе. В последнем случае разведывательные лодки обнаруживали конвой в тот момент, когда он проходил завесу подводных лодок и возможности стягивания к противнику всех и особенно крайних подводных лодок завесы значительно уменьшались.

Для обеспечения успешных действий лодок немецкое командование проводило разведку не только силами самих подводных лодок, но привлекало к этому все остальные силы и средства разведывательной службы: авиацию, надводные корабли, радиотехнические средства и агентуру.

Большое внимание при изучении обстановки на морских театрах немцы уделяли опросу участников боевых походов на подводных лодках, надводных кораблях и самолетах. На подводных лодках в этих целях были установлены правила ведения специального журнала, в котором обстановка действий данной подводной лодки освещалась до мельчайших подробностей.

Наконец, одними из средств добывания сведений об обстановке были допросы пленных, которых немцы периодически брали после потопления транспортов противника.

Основными вопросами при изучении обстановки немецким командованием являлись:

— зоны прохождения основных морских коммуникаций, связывающих Англию с другими странами;

— напряженность перевозок на выявленных коммуникациях, периодичность движения и состав конвоев, интенсивность плавания одиночных судов;

— система обороны морских сообщений, количество привлекаемых к охране конвоев надводных кораблей в различных зонах;

— конкретные данные о выходящих и ожидающих выхода конвоях, их составе, курсах следования, скорости хода и составе эскорта.

Кроме этих основных данных, немецкий штаб требовал от разведки такие данные, влиявшие на ход боевых действий лодок, как состояние погоды на море и на различных воздушных трассах и состояние кромки льда.

Несмотря на обилие источников, которые немецкое командование использовало для изучения обстановки в целях обеспечения действий подводных лодок, обстановка в ряде случаев оценивалась плохо и подводные лодки не нацеливались на использование благоприятных условий. Так, например, несмотря на то, что подготовка к высадке англо-американских войск в Северной Африке проходила в течение длительного времени, немцы не обнаружили ее. Как следствие этого попытка немцев переразвернуть подводные лодки, действовавшие, в частности, в Атлантическом океане, после того как операция уже началась, успехом не увенчалась. Подводные лодки не успели помешать движению транспортов через Атлантический океан, а также не успели развернуться и обнаружить противника и на подходах к районам высадки. [268]

Не подлежит никакому сомнению, что своевременное знание района и времени проведения десантной операции немецкой разведкой позволило бы сосредоточить подводные лодки на подходах к портам формирования конвоев, вдоль вероятных путей движения десанта и в районах высадки и оказать весьма существенную помеху выполнению операции.

Другой пример. На протяжении всей войны быстроходные лайнеры типа «Куин Мэри» совершали переходы через Атлантический океан почти беспрепятственно, не будучи ни разу атакованными подводными лодками. Немецкая разведка оказалась не в состоянии установить время и пути их движения через Атлантический океан и тем самым не обеспечила командованию подводным флотом возможности направить усилия лодок на борьбу с быстроходными лайнерами.

Если немецкой разведывательной службе до некоторой степени удавалось установить время и прибрежные пути движения конвоев, выходящих из портов Англии, что давало возможность командованию подводными силами сосредоточивать усилия лодок на желаемом направлении, то у берегов Америки и, в частности, в Караибском море она оказалась почти совершенно несостоятельной.

Поэтому разведку в интересах подводных лодок у берегов Америки и в океане приходилось выполнять в основном самим подводным лодкам.

Характер развертывания подводных лодок

Широко развернутая сеть баз и опорных пунктов — от северного побережья Норвегии до франко-испанской границы, в Средиземном море и в южной части Балтийского моря — позволяла немцам не только приблизить базирование подводных лодок к районам их боевых действий, но и развертывать подводные силы из определенных зон базирования в определенных направлениях с меньшей затратой времени на переходы{104}. Система (характер) такого развертывания заключалась в следующем.

Подводные лодки, базировавшиеся на базы и порты Северной Норвегии, развертывались для боевых действий в районах Норвежского и Баренцова морей, т. е. для операций на северных морских сообщениях Советского Союза и на северных участках путей сообщений, связывающих порты Англии и Америки с портами Мурманск и Архангельск. Базы подводных лодок на северном побережье Норвегии, занимая фланговое положение к морским путям в Норвежском и Баренцовом морях, позволяли подводным лодкам развертываться в сравнительно короткий срок, сокращать время на переходы, а следовательно, увеличивать время пребывания в море. Так, например, переход подводных лодок среднего водоизмещения из базы Тромсе до меридиана Мурманска занимал всего лишь около одних суток. Следовательно, лодки могли находиться в районе боевых действий без пополнения запасов (топлива) около 30 суток. Особенности этого театра позволяли совершать переход на позиции и обратно в надводном положении. При переходе на позиции лодки погружались лишь при появлении самолетов (главным образом разведывательной авиации). По окончании боевых действий подводные лодки обычно возвращались в свои базы. Только некоторые из них, требовавшие крупного ремонта, следовали в базы, расположенные на побережье Северного или Балтийского моря.

Подводные лодки, базировавшиеся на базы и порты Средней и Южной Норвегии, развертывались в районе Северной Атлантики для действий на морских сообщениях Канада — Гренландия — Исландия — северные порты [269] Англии или Канада — Гренландия — Исландия — северные порты Советского Союза. Часть подводных лодок (преимущественно базировавшихся на порты и базы южной Норвегии) развертывалась для проведения операций на морских сообщениях США — Англия, а также на прибрежных морских сообщениях США и Канады. Расстояние от берегов Норвегии до подходов к Канаде или США (4000–4200 миль) покрывалось подводными лодками в течение 12–14 суток (экономическим ходом), т. е. на переход в район боевых действий и возвращение в базы затрачивалось около 40% автономности подводных лодок большого водоизмещения. При следовании к берегам Канады или США районы у побережья Норвегии, Шетландских и Оркнейских островов лодки проходили обычно в светлое время суток и, как правило, в подводном положении. Далее к западу от меридиана Шетландских островов переход совершался в надводном положении. В среднем подводные лодки, крейсерские и большого водоизмещения, находились на позициях без пополнения запаса топлива и торпед около месяца. По окончании операций лодки частично возвращались в свои базы или базы собственно Германии. Большая часть возвращалась в порты и базы французского побережья для пополнения флотилий, действовавших в центральной части Атлантического океана и в Средиземном море. Подводные лодки, выходившие из баз Норвегии для действий на западных подходах к островам Великобритании, как правило, возвращались в прежние базы.

Вновь вступавшие в строй подводные лодки обычно свой первый боевой поход совершали через базы норвежского побережья, а затем, в зависимости от обстановки, следовали в базы французского побережья или в Норвегию.

Подводные лодки, базировавшиеся на базы и порты западного побережья Франции, развертывались для боевых действий в районах центральной части Атлантического океана, на подходах к Гибралтару, в Мексиканском заливе, Караибском море, а также для действий на прибрежных [270] сообщениях вдоль восточного побережья США. По окончании операций лодки возвращались, как правило, в базы на французском побережье и незначительная часть следовала в Средиземное море для пополнения действовавших там флотилий.

Принципиальная схема развертывания подводных лодок для боевых действий в Атлантике приводится на рис. 28.

Подводные лодки, базировавшиеся на порты и базы Италии, Греции и южной Франции, развертывались исключительно для боевых действий на Средиземноморских коммуникациях. По окончании операций лодки возвращались в свои базы. Та часть лодок, которая развертывалась для боевых действий в Средиземном море из баз Бискайской зоны базирования, меняла место базирования и возвращалась из боевых походов в базы Италии или Греции.

Подводные лодки, базировавшиеся в зоне Балтийского моря и действовавшие на этом театре, возвращались по окончании боевого похода в свой базы.

Таков был общий принцип развертывания немецких подводных лодок для боевых действий. Его положительная сторона заключалась в том, что командиры лодок, базируясь на постоянные базы и действуя в определенном направлении, были в основном хорошо знакомы с обстановкой на переходах, особенно с районом боевых действий. Однако в ходе всей войны этот принцип сохранялся только для лодок, действовавших на Средиземном и Черном морях и на Балтике.

Оперативное напряжение подводных лодок

На протяжении всей войны подводные лодки использовались с большим напряжением. В своих планах германское командование предусматривало иметь в море не менее одной трети подводных лодок, находящихся в строю. И следует отметить, что на отдельных этапах войны эта норма выдерживалась. Но наряду с этим были и такие периоды, когда соотношение числа лодок, находившихся в море, и числа лодок, числившихся в строю, весьма заметно снижалось. И поскольку таких периодов было много, среднемесячные цифры, характеризующие оперативное напряжение подводных лодок по годам, выглядят следующим образом:

Таблица 30

Число подводных лодок Год
1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
В строю 55 68 175 331 427 501 476
В море 14 18 40 83 105 80 60
% лодок, находившихся в море 22 26 22,6 25,1 24,6 16,0 12,6

Как видно из таблицы, средние цифры, характеризующие оперативное напряжение, значительно меньше 33%. В известной степени это объясняется тем, что здесь в число подводных лодок, находившихся в строю, [271] входят (...){105} имевшие только учебное предназначение. Но даже (...) (в результате чего цифры, относящиеся к численности подводных лодок, находившихся в строю, существенно уменьшатся), то средний коэффициент оперативного использования подводных лодок будет ниже того, что планировало германское командование. Но наряду с этим коэффициент использования многих отдельно взятых подводных лодок намного превышал эти плановые нормы. Вот несколько примеров.

«U-26» до ее потопления 1 июля 1940 г. совершила 6 боевых походов и находилась в море 42,5% времени и в базе — 57,5%.

«U-32» до ее потопления 30 октября 1940 г. совершила 8 боевых походов и находилась в море 54,5% времени, в базе — 45,5%.

«U-331» с июля 1941 г. по 17 ноября 1942 г. совершила 9 боевых походов и находилась в море 46,5% времени, в базе — 53,5%.

«U-202» с 1 июля 1941 г. по 2 июня 1943 г. совершила 9 боевых походов и находилась в море 57,5% времени, в базе — 42,5%.

«U-558» с 1 августа 1941 г. по 20 июля 1943 г. совершила 10 боевых походов и находилась в море 70,5% времени, в базе — 29,5%.

Более полное представление о коэффициенте оперативного использования отдельных подводных лодок дают графики (рис. 29, 30, 31).

Длительность пребывания подводных лодок в море значительно увеличивалась за счет перенапряжения личного состава лодок. Но основным средством увеличения длительности пребывания подводных лодок в море являлась подача лодкам, находящимся в море, топлива, продовольствия, боеприпаса и т. д. со специальных лодок снабжения.

Встречи подводных лодок, находившихся в море, с подводными лодками снабжения чаще всего происходили в средней меридиональной части Атлантики в 300–400 милях на юго-запад от островов Зеленого мыса, в 300–500 милях на юго-восток от Гренландии и к югу от коммуникации Тринидад — Гибралтар. При этом соблюдался примерно следующий порядок. Подводная лодка, нуждавшаяся в пополнении запасов, доносила об этом в штаб руководства операциями, который назначал район встречи. Подводным лодкам снабжения штаб руководства перед выходом в море назначал только район, а затем уже по радио точку встречи с указанием времени прибытия, а иногда и направление, с которого лодка снабжения должна была подходить к заданной точке. Такое же приказание передавалось и подводной лодке, нуждавшейся в топливе. Для обеих подводных лодок каждый раз устанавливалась определенная система опознавания. Встреча в одном районе более чем двух лодок не допускалась.

Имели место также и такие случаи, когда подводные лодки, находившиеся в море, получали топливо, боеприпасы и другие виды снабжения не с лодок снабжения, а с лодок, почему-либо отзывавшихся или возвращавшихся в базы. Порядок встречи соблюдался тот же, что и при встрече с лодками снабжения.

Но если длительность пребывания многих подводных лодок в море была намного больше средних плановых норм, то длительность пребывания в море ряда лодок была меньше средних плановых норм. Это вызывалось прежде всего тем, что немецкие заводы не укладывались в назначенные сроки ремонта, а командование не успевало подготовить к выходу надлежащий личный состав. В силу этих обстоятельств назначенные для лодок сроки выхода в море неоднократно переносились и лодки продолжали оставаться в базах. [272]

В зависимости от интенсивности использования отдельных подводных лодок в период войны и активности их боевых действий при встрече с противником оказались различными и сроки их пребывания в строю. Так, из 655 подводных лодок, сроки службы которых представилось возможным установить с точностью до одного месяца, находились в строю до того, как были потоплены:

от 1 до 6 месяцев — 64 подводные лодки (около 10%);

от 6 до 12 месяцев — 234 подводные лодки (около 35,7%);

от 12 до 18 месяцев — 127 подводных лодок (около 19,4%);

от 18 до 24 месяцев — 87 подводных лодок (около 13,3%);

от 24 до 30 месяцев — 71 подводная лодка (около 10,8%);

от 30 до 36 месяцев — 26 подводных лодок (около 4,0%);

от 36 до 42 месяцев — 12 подводных лодок (около 1,9%);

от 42 до 48 месяцев — 15 подводных лодок (около 2,1%);

от 48 до 54 месяцев — 5 подводных лодок (около 0,8%);

свыше 54 месяцев — 14 подводных лодок (около 2,0%).

Таковы были в общих чертах оперативное напряжение немецких подводных лодок и интенсивность их использования в ходе второй мировой войны.

Что же касается интенсивности использования подводных лодок итальянского флота, то она характеризуется статистическими данными, указанными в табл. 31 и 32.

Таблица 31. Число боевых походов, проведенных подводными лодками итальянского флота в период с 10 июня 1940 г. по 7 сентября 1943 г.

Число боевых походов Число лодок, совершивших указанное число походов Число боевых походов Число лодок, совершивших указанное число походов Число боевых походов Число лодок, совершивших указанное число походов Число боевых походов Число лодок, совершивших указанное число походов
0 18 10 5 19 5 29 1
1 16 11 3 20 4 30 0
2 5 12 8 21 4 31 1
3 14 13 5 22 1 32 1
4 5 14 3 23 1 33 1
5 8 15 2 24 3 34 0
6 8 16 6 25 3 35 1
7 3 17 3 26 1 36 1
8 12 18 6 27 1 37 1
9 5     28 1 38 1 [273]

Из общего числа 1642 боевых походов 1418 походов были проведены в Средиземном море и 234 за пределами Средиземного моря. При этом лодками пройдена 2 339 991 миля. Походы за пределы Средиземного моря совершили 42 лодки.

Таблица 32. Число дней, проведенных в море и в базах состоявшими в строю подводными лодками итальянского флота за время второй мировой войны

Периоды Число подводных лодок, находившихся в строю Число дней, проведенных в море Число дней, проведенных в базах Число дней, когда лодки не могли быть использованы по ряду причин
1940 г. 3-й квартал 103 2702 3214 4671
4-й квартал 99 1992 2827 3926
Итого за 1940 г.  — 4694 6041 8597
1941 г. 1-й квартал 94 1471 2678 3802
2-й квартал 92 1609 2286 3577
3-й квартал 89 1379 2698 3152
4-й квартал 85 1230 2699 3003
Итого за 1941 г.  — 5689 10361 13534
1942 г. 1-й квартал 87 1130 3600 3110
2-й квартал 84 1515 3515 2680
3-й квартал 79 1345 3335 2895
4-й квартал 77 1525 3475 2330
Итого за 1942 г.  — 5515 13925 11015
1943 г. 1-й квартал 67 1025 2715 2330
2-й квартал 61 800 3025 2140
3-й квартал 65 635 2170 1235
Итого за 1943 г.  — 2460 7900 5705
Всего за 1940–1943 гг.  — 18358 36237 38851 [274]

Дальше