Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава восьмая.

Общие итоги боевых действий немецких подводных лодок

Состояние немецкого подводного флота в различные периоды войны{81}

Численность подводных лодок за время войны характеризуется данными, приведенными в табл. 13.

Таблица 13. Численность немецких подводных лодок, находившихся в строю на первое число каждого месяца войны (с учетом потерь)

Месяцы Годы
1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Январь 45 54 83 266 396 458 544
Февраль 45 54 92 278 412 467 528
Март 48 51 102 292 416 463 505
Апрель 49 51 112 305 423 470 474
Май 51 50 126 318 425 468 442
Июнь 51 52 146 333 410 464 407
Июль 52 55 161 350 419 473  —
Август 55 56 180 359 414 480  —
Сентябрь 57 58 197 370 417 479  —
Октябрь 57 65 216 380 429 491  —
Ноябрь 53 72 238 387 427 506  —
Декабрь 52 77 253 395 434 529  —
Итого (в среднем) 51 58 159 336 419 480 483

Количество строившихся лодок в среднем составляло в месяц 16,4 единицы. [229]

За всю войну немцами было построено 1175 лодок{82}, из них малых — 113, средних — 705, больших — 169, крейсерских — 160, минных заградителей — 14, транспортных (лодок снабжения) — 14.

Вместе с немецкими лодками действовали подводные лодки и итальянского подводного флота, численность которых к моменту вступления Италии в войну была около 115 единиц.

За время военных действий Италия потеряла 88 лодок.

В момент капитуляции итальянского флота под контроль английского адмиралтейства перешло 29 подводных лодок, на стороне Германии после капитуляции итальянского флота действовало 8 подводных лодок.

Потери торгового флота союзников и нейтральных стран за время войны

Потери тоннажа от немецких, итальянских и японских подводных лодок во вторую мировую войну намного превысили потери тоннажа от подводных лодок в период первой мировой войны и в общем виде характеризуются данными, приведенными в табл. 14.

Таблица 14

Год Потери тоннажа от всех сил и средств Удельный вес судов в % от наличного состава торгового тоннажа Потери от подводных лодок
тоннаж (бр.-рег. т ) удельный вес от всех потерь удельный вес от наличного состава торгового тоннажа
1939 934 428 3,4 420 445 45,0 1,5
1940 4 549 680 15,8 2 103 046 45,2 7,3
1941 4 693 425 17,7 2 132 943 45,4 8,0
1942 8 302 691 16,0 6 248 687 77,8 12,0
1943 3 718 305 7,9 2 585 005 69,3 5,5
1944 1 437 593 2,5 765 304 53,3 1,3
1945 397 200 0,8 263 000 66,4 0,4
За время войны 24 033 322  — 14 518 430{83} 60,5  —

Более подробно все эти потери отражены в табл. 15–22 и на рис. 24.

Из общего числа потерь торговых судов подводными лодками на протяжении всей войны и даже на ее заключительном этапе в 1945 г. (когда условия для действий лодок были особенно неблагоприятными и сложными) было уничтожено самое большое количество судов. Почти всю войну подводные лодки являлись основной угрозой судоходству.

Однако для наибольшей полноты суждений об эффективности боевых действий подводных лодок во второй мировой войне и для сопоставления эффективности боевых действий подводных лодок в минувшей войне с эффективностью боевых действий подводных лодок в первую мировую войну необходимо учитывать и размеры средних ежемесячных потерь торгового тоннажа на каждую подводную лодку, находившуюся в строю или в море, а также на каждую потерянную подводную лодку. Эти данные приведены в табл. 23 и 24. [230]

Таблица 15. Потери тоннажа союзных и нейтральных стран в 1939 г. (в бр.-рег.
т ){84}

Причины потерь Подводные лодки Авиация Надводные корабли Мины Другие причины Навигационные аварии Всего
Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж
Сентябрь 39 151 283  —  — 1 5051 9 31 131  —   14 8 103 63 195 568
Октябрь 28 136003  —  — 8 32058 10 28106  —  — 23 32403 69 228 570
Ноябрь 18 61641  —  — 2 1722 26 100 103 3 2676 26 69622 75 235 764
Декабрь 18 71518 10 2949 4 22506 39 98090 1 875 44 78588 116 274 526
Итого 103 420 445 10 2949 15 61337 84 257 430 4 3551 107 188716 323 934 428{85}
Потери от каждого рода оружия в процентах 31,9 45,0 3,1 0,3 4,6 6,6 26,0 27,6 1,53 0,4 33,1 20,1 100 100 [231]

Таблица 16. Потери тоннажа союзных и нейтральных стран в 1940 г. (в бр.-рег.
т ){86}

Причины потерь Подводные лодки Авиация Надводные корабли Мины Другие причины Навигационные аварии Всего
Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж
Январь 31 90923 12 25046  —  — 23 81084 4 16176 59 125350 129 338 579
Февраль 35 153 431 2 853 1 1761 14 50452 4 7967 42 82787 98 297 251
Март 15 46573 5 7401  —  — 16 37241 3 6780 34 64796 73 162791
Апрель 6 30927 4 6542 2 5358 11 19799 20 74165 30 32794 73 169528
Май 10 48486 36 153 571 2 6893 17 47800 14 16 194 26 45633 105 318877
Июнь 56 267180 24 94667 9 61587 22 86076 20 35 032 19 37116 150 581 658
Июль 39 209 201 33 70193 16 80444 14 35598 1 352 12 20883 115 416671
Август 54 259 540 14 53101 13 63350 5 11433 2 1206 20 30630 108 419260
Сентябрь 60 299 202 14 55645 17 87421 6 7114 1 209 26 43301 124 492 892
Октябрь 62 346 284 6 8752 5 32134 23 32529 5 17144 26 31705 127 468 548
Ноябрь 31 142985 17 66400 19 115370 24 46762 2 1208 29 72574 122 445 299
Декабрь 36 208314 7 14849 11 64029 24 54331 3 12029 40 84717 121 438 269
Итого 435 2 103 046 174 557 020 95 518347 199 510219 79 188762 363 672 286 1345 4 549 680{87}
Потери от каждого рода оружия в процентах 32,0 46,2 13,5 12,5 7,5 11,4 14,0 11,1 6,0 4,1 27,0 14,7 100 100 [232]

Таблица 17. Потери тоннажа союзных и нейтральных стран в 1941 г. (в бр.-рег.
т ){88}

Причины потерь Подводные лодки Авиация Надводные корабли Мины Другие причины Навигационные аварии Всего
Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж
Январь 21 126782 19 77037 12 93905 10 17107 1 340 30 73279 93 388 440
Февраль 36 188907 27 89305 21 89096 9 16499 5 11702 40 77348 138 472 857
Март 40 238719 39 112436 32 155915 18 23504 7 2196 18 28388 154 561 158
Апрель 41 240117 84 296418 9 47939 6 24888 12 35340 19 37356 171 682 058
Май 58 325 492 54 135073 3 15002 8 23186 1 106 20 27844 144 526 703
Июнь{89} 57 296152 25 61414 4 17759 9 14338 9 27383 21 32078 125 449 124
Июль 22 94209 11 9275 1 5792 7 8583 2 3116 16 26527 59 147502
Август 23 80310 9 23862 5 24897 3 1400 1 230 27 34180 68 164879
Сентябрь 54 205 264 12 40812 5 15410 9 14948 2 1818 34 60435 116 338 687
Октябрь 32 156554 10 35222 2 3305 4 19737 2 2829 20 20671 70 238318
Ноябрь 12 61768 10 23015 7 17715 5 1714     36 82280 70 186492
Декабрь 26 118669 20 63507 1 6210 19 63853 121 233 844 24 51 124 211 537 207{90}
Итого 422 2132943 320 9 67366 102 492 945 107 229 757 163 318904 305 551510 1419 4 693 425{91}
Потери от каждого рода оружия в процентах 30,0 45,4 24,0 20,6 7,0 10,6 7,5 4,9 10,5 6,9 21,0 11,6 100 100 [233]

Таблица 18. Потери тоннажа союзных и нейтральных стран в 1942 г. (в бр.-рег.
т ){92}

Причины потерь Подводные лодки Авиация Надводные корабли Мины Другие причины Навигационные аварии Всего
Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж
Январь 58 327 357 15 50786 1 3275 11 10079 9 19920 48 103663 141 515070
Февраль 82 470 136 29 138498 1 983 2 7242 17 36640 18 53006 149 706 505
Март 94 531 998 18 48501 9 21521 5 16862 105 168980 32 53778 263 841 640
Апрель 73 437 656 16 82273 25 131 188 8 14934 3 6237 18 28219 145 700 507
Май 124 607 247 13 58995 3 19363 5 18786 2 312 15 26075 162 730778
Июнь 141 700 094 11 54769 7 48474 6 19930 1 242 14 32535 180 856 921
Июль 94 476 049 18 74313 11 54358 2 8905  —  — 26 81937 149 695 567
Август 108 544410 6 60532 8 59432  —  —  —  — 15 21744 137 686 347
Сентябрь 99 485 374 12 57526 4 24388  —  —  —  — 30 38747 145 606 035
Октябрь 93 614 304 1 5683 3 7576 2 5114   22 58190 121 690 867
Ноябрь 116 711 880 7 61 793 5 10484 1 992  —  — 28 56715 157 863 700
Декабрь 62 343 872 2 4156 8 19352 3 344  —  — 36 65657 113 433 397
Итого 1149 6 248 687 148 697 825 85 400394 45 103188 137 232 331 302 620 266 1 866 8 302 691{93}
Потери от каждого рода оружия в процентах 61,8 77,8 7,2 8,2 4,6 4,5 2,4 1,1 7,5 2,5 16,5 6,9 100 100 [234]

Таблица 19. Потери тоннажа союзных и нейтральных стран в 1943 г. (в бр.-рег.
т ){94}

Причины потерь Подводные лодки Авиация Надводные корабли Мины Другие причины Навигационные аварии Всего
Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж
Январь 35 203119 5 25503     7 25688     45 109202 92 363512
Февраль 63 359328 1 75 1 4858 8 38801  —  — 29 27664 102 430726
Март 107 627300 9 61806     1 868     29 82949 146 772923
Апрель 56 327943 2 3056 1 1742 4 11956  —  — 16 33446 79 378143
Май 50 264852 5 20942     1 1568 2 12066 14 30165 72 329593
Июнь 20 95754 3 6083 2 17655 3 4334     14 33512 42 157338
Июль 45 244537 13 106005 1 7176 1 72     13 30444 73 388234
Август 16 90623 5 14203 1 7634     3 15130 13 28744 38 156334
Сентябрь 21 120629 3 21117  —  — 2 4178 2 10277 17 23266 45 179467
Октябрь 21 101980 4 22680  —  — 5 19774     25 28822 55 173256
Ноябрь 12 61973 7 62452 5 8838 3 6666 1 150 26 38836 54 178915
Декабрь 13 86967 17 75471  —  — 1 6086  —  — 16 41340 47 209864
Итого 459 2585005 74 419393 И 47903 36 119991 8 37623 257 508390 845 3718305{95}
Потери от каждого рода оружия в процентах 54,3 69,3 8,4 11,4 1,2 1,4 4,2 3,3 1,2 1,2 30,1 13,4 100 100 [235]

Таблица 20. Потери тоннажа союзных и нейтральных стран в 1944 г. (в бр.-рег.
т ){96}

Причины потерь Подводные лодки Авиация Надводные корабли Мины Другие причины Навигационные аварии Всего
Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж
Январь 13 92278 4 24237 5 6420 1 7176 1 172 27 47538 51 177821
Февраль 18 92923 3 21616 1 2055  —  —  —  — 25 50927 47 167551
Март 23 142944     1 7840 1 7176  —  — 29 41012 54 198972
Апрель 9 62149 3 19755 1 486 1 7176  —  — 22 60480 36 150028
Май 4 24424 1 2873  —  —  —  —  —  — 7 13130 12 40427
Июнь 11 57875 2 9008 3 1812 6 24654 3 10681 19 19325 44 123355
Июль 12 63351     1 7219 2 7342 1 72 11 24047 27 102031
Август 18 98729    —    — 2 6590 2 12381 20 35691 42 153391
Сентябрь 7 43368      —  — 1 1437  —  — 22 31761 30 76566
Октябрь 1 7176 1 7247  —  — 3 4492  —  — 16 19698 21 38613
Ноябрь 5 28760    — 1 1141  —  — 1 563 15 26000 22 56464
Декабрь 8 51327 5 35920  —  — 6 29345 1 4702 20 31080 40 152374
Итого 129 765304 19 120656 13 26985 23 95388 9 28571 233 400689 426 1437593{97}
Потери от каждого вида оружия в процентах 30,0 53,3 4,7 8,5 3,6 2,0 5,3 6,2 2,1 2,1 54,3 27,9 100 100 [236]

Таблица 21. Потери тоннажа союзных и нейтральных стран в 1945 г. (в бр.-рег.
т )

Причины потерь Подводные лодки Авиация Надводные корабли Мины Другие причины Навигационные аварии Всего
Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж
Январь 11 57000 1 7000 1 2000 4 17000  —  — 17 83000
Февраль 15 65000 1 7000 2 4900 5 18000 1 2000  —  — 24 95200
Март 12 58000  —  — 2 4000 6 36000 4 6000  —   24 104 000
Апрель 13 73000 3 23000  —  — 4 8000  —  —  —  — 20 104000
Май 3 10000  —  —  —  —  —  —  —  —  —  — 3 10000
Итого 54 263 000 5 37000 5 10200 19 79000 5 8000  —  — 88 397 200
Потери от каждого рода оружия в процентах 61,4 66,4 5,7 9,3 5,7 2,6 21,5 20,0 5,7 1,7  —  — 100 100

Примечание. По данным заключительного доклада адмирала Кинга морскому министру США, потери тоннажа в 1945 г. составляли 458 тыс. т, в то же время было построено 3834 тыс. т (в Англии — 283 тыс. т и в США — 3551 тыс. т ). В итоге прирост тоннажа союзников равнялся 3376 тыс. т. Потери английского тоннажа из общего числа потерь составили: от подводных лодок — 131 200 т, от надводных кораблей — 10200 т, от мин — 48000 т, от неизвестных причин — 1000 т. Всего 190400 т. [237]
Таблица 22. Суммарные потери тоннажа союзных и нейтральных стран в 1939–1945 гг. (в бр.-рег. т
){98}

Причины потерь Подводные лодки Авиация Надводные корабли Мины Другие причины Навигационные аварии Всего
Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов Период количество судов тоннаж количество судов тоннаж количество судов тоннаж
1939 103 420445 10 2949 15 61337 84 257430 4 3551 107 188716 323 934428
1940 435 2103046 174 557020 95 518347 199 510219 79 188762 363 672286 1345 4549680
1911 422 2132943 320 967366 102 492945 107 229757 163 318904 305 551510 1419 4693425
1942 1149 6248687 148 697825 85 400394 45 103188 137 232331 302 620266 1866 8302691
1943 459 2585005 74 419393 11 47903 36 119991 8 37623 257 508390 845 3718305
19442 129 765304 19 120656 13 26935 23 95383 9 28571 233 400689 426 1437593
1945 54 263000 5 37000 5 10200 19 79000 5 8000  —  — 88 397200
Итого 2751 14518430 750 2802209 326 1558111 513 1394973 405 817742 1567 2941857 6312 24033322{99}
В процентах от общих потерь 43,5 60,5 11,8 11,4 5,1 6,5 8,2 5,7 6,5 3,5 24,9 12,4 100 100 [238]

Таблица 23. Среднемесячные потери торгового тоннажа от немецких подводных лодок в первую мировую войну 1914–1918 гг.

Год Общие потери торгового тоннажа Среднемесячное число подводных лодок в строю Потери на одну подводную лодку, находившуюся в строю Среднемесячное число подводных лодок в море Потери на одну подводную лодку, находившуюся в море Среднемесячное число потерянных подводных лодок Потери на одну потерянную подводную лодку
тоннаж (в тыс. т ) число судов тоннаж (в тыс. т ) число судов тоннаж (в тыс. т ) число судов тоннаж (в тыс. т ) число судов
1914 74,4 32,4 26 2,8 1,3 4 18,6 8,1 1,0 74,4 32,4
1915 119,8 60,5 68 1,8 0,9 8 14,9 7,5 1,6 75,0 35,0
1916 194,0 99,0 138 1,4 0,7 16 12,4 8,0 1,8 107,5 55,0
1917 529,0 227,8 169 3,1 1,3 28 18,8 8,3 5,3 99,8 43,0
1918 274,4 105,2 169 1,6 0,6 44 6,2 2,4 6,9 40,0 15,0 [239]

Таблица 24. Среднемесячные потери торгового тоннажа от немецких подводных лодок во вторую мировую войну 1939–1945 гг.

Год Общие потери торгового тоннажа Среднемесячное число подводных лодок в строю Потери на одну подводную лодку, находившуюся в строю Среднемесячное число подводных лодок в море Потери на одну подводную лодку, находившуюся в море Среднемесячное число потерянных подводных лодок Потерн на одну потерянную подводную лодку
тоннаж (в тыс. т ) число судов тоннаж (в тыс. т ) число судов тоннаж (в тыс. т ) число судов тоннаж (в тыс. т ) число судов
1939 105,0 25,7 55 1,9 0,4 14 7,5 1,8 2,2 47,7 11,7
1940 175,2 35,1 69 2,5 0,5 18 9,7 1,9 1,8 97,3 19,1
1941 181,8 36,2 175 1,1 0,2 40 4,5 0,9 3,0 60,6 12,1
1942 520,6 95,7 331 1,6 0,3 83 6,2 1,2 7,7 65,0 12,5
1943 215,4 38,1 427 0,5 0,1 105 2,0 0,3 19,1 11,3 2,0
1944 63,5 10,8 501 0,1 0,02 80 0,8 0,2 20,2 3,1 0,5
1945 28,5 4,2 476 0,05 0,01 60 0,4 0,1 34,2 0,9 0,1

Примечание. Резкое снижение среднемесячных потерь на каждую подводную лодку, находившуюся в строю и в море, и на каждую потерянную лодку с 1943 г. до конца войны объясняется главным образом резким ухудшением общего положения Германии и ее вооруженных сил, снижением качества подготовки личного состава подводных лодок и запоздалым вводом в строй подводных лодок новых типов. [240]

Распределение потерь торгового тоннажа по странам

При рассмотрении вопроса об эффективности боевых действий подводных лодок уместно также кратко остановиться на распределении потерь торгового тоннажа по странам (табл. 25).

Таблица 25

Причина потерь Британская империя США Другие союзные страны Нейтральные страны Всего
количество судов тоннаж (бр.-рег. т ) количество судов тоннаж (бр.-рег. т ) количество судов тоннаж(бр.-рег. т ) количество судов тоннаж (бр.-рег. т ) количество судов тоннаж (бр.-рег. т )
Подводные лодки 1360 7620 440 2740 670 3260 300 930 2770 14550
Мины 340 830 15 900 75 210 90 270 520 1400
Надводные корабли 210 970 13 90 87 460 20 50 330 1570
Авиация 440 1590 58 360 202 770 50 110 750 2830
Другие и неизвестные причины 220 370 12 30 138 340 30 60 400 790
Итого. 2570 11380 538 3310 1172 5030 490 1420 4770 21140

Примечания: 1. В таблицу включены все суда, в том числе и суда водоизмещением менее 100 т, но не включены навигационные потери и суда, захваченные противником.
2. По данным У. Черчилля, приведенным в книге «Вторая мировая война», том II, потери между странами распределяются следующим образом: Англия — 11357000 т, США — 3 334 000 т, другие страны — 6 503 000 т.
3. Расхождения между данными настоящей таблицы и данными табл. 22, а также расхождения между данными таблицы и цифрами, приведенные Черчиллем, столь незначительны, что авторы считают все эти данные заслуживающими доверия и относят расхождения в цифрах лишь за счет различного подхода к учету.
4. Из числа 1360 английских судов, потерянных от подводных лодок, были потоплены торпедами 1145 судов (6754475 бр.-рег. т ), артиллерией — 39 судов (79108 бр.-рег. т ), торпедами и артиллерией — 79 судов (463437 бр.-рег. т ). Вид оружия, которым потоплены остальные суда, неизвестен.
5. Из числа 440 английских судов, потерянных от авиации, были потоплены бомбами 357 судов (1250365 бр.-рег. т ), торпедами — 39 судов (227049 бр.-рег. т ), бомбами и артиллерией — 12 судов (19475 бр.-рег. т ). Вид оружия, которым потоплены остальные суда, неизвестен.

Кроме распределения фактических потерь тоннажа по признаку его принадлежности, представляют безусловный интерес следующие частные данные.

Во-первых, имеющиеся материалы говорят о том, что немецкие подводные лодки ни разу не атаковали свои суда и суда других держав оси или стран, соблюдавших благожелательный в отношении Германии нейтралитет (Турция, Испания).

Во-вторых, небольшие потери от подводных лодок понесло судоходство США. Вполне понятно, что, если бы немецкие лодки начали действия против судоходства США раньше, чем Япония начала войну против США, или немедленно после объявления войны, они могли бы нанести судоходству США значительно больший урон.

В-третьих, немецкое командование после провала крейсерской войны, когда подводные лодки стали основным оружием в борьбе на морских сообщениях, игнорировало всякие нормы ведения войны, предусмотренные [241] международным правом, и если оно ограничивало действия лодок в первые месяцы войны, то это делалось главным образом по политическим соображениям, а не с точки зрения соблюдения международно-правовых норм.

В-четвертых, отнесение потерь к той или иной группе (союзных или нейтральных) стран, учитывая, что суда в связи с капитуляцией ряда стран переходили под контроль английского адмиралтейства, является весьма условным.

Районы потерь торгового тоннажа

Отсутствие подробных учетных данных о координатах гибели 2770 судов и единой системы наименования отдельных районов Атлантического океана чрезвычайно усложняет задачу определения истинных районов потопления торговых судов подводными лодками. Однако приблизительно район может быть определен уже хотя бы из сопоставления данных о районах действия отдельных подводных лодок с районами атак отдельных конвоев и предвоенными трассами судоходства в Атлантическом океане.

Боевые действия подводных лодок охватили за небольшим исключением всю Атлантику и непосредственно примыкающие к бассейну Атлантического океана Средиземное море и юго-западную часть Индийского океана.

Боевые действия подводных лодок начались на подходах к Британским островам и распространились по всему Атлантическому океану от Европейских берегов до берегов Америки и Африки. Подводные лодки действовали в Средиземном и Черном морях, в Караибском море и Мексиканском заливе, в Баренцовом и Балтийском морях. Небезопасными для торгового мореплавания были южная часть Атлантики, Индийский океан и даже подходы к портам на северном и западном побережье Австралии.

В течение 1940 г. подводные лодки продолжали действовать на западных и юго-западных подходах к Британским островам и частично на атлантических коммуникациях.

С марта 1941 г. действия подводных лодок постепенно переносятся на просторы Атлантического океана, в районы к востоку от южных берегов Гренландии и Исландии до берегов Экваториальной Африки. На северозападных подходах к Британским островам в этот период продолжало действовать незначительное число подводных лодок, так как немцы в этом районе возложили борьбу с морскими перевозками на авиацию. Число потопленных транспортных судов росло с одновременным увеличением числа действующих в море подводных лодок за счет вступления в строй новых. К концу 1941 г. часть подводных лодок действовала уже у берегов Ньюфаундленда и северо-восточной Бразилии.

Из числа потопленного в 1941 г. торгового тоннажа около 30% составляют потери нефтеналивных судов в Мексиканском заливе и Караибском море.

1942 г. характеризуется самым большим количеством потопленного подводными лодками, торгового тоннажа. В первую половину 1942 г. наибольшее число транспортных судов было потоплено на подходах к берегам США, в Мексиканском заливе и в Караибском море. В этот период несколько сократились потери в восточной части Атлантического океана. Во второй половине 1942 г. мероприятия американцев, направленные на организацию конвойной службы и усиление сил и средств ПЛО, [242] несколько ограничили действия лодок. Подводные лодки, отойдя от берегов Северной Америки, с прежней интенсивностью продолжали действовать почти по всему Атлантическому океану и главным образом за пределами 400–500-мильной зоны непосредственного сопровождения транспортных судов кораблями охранения.

В этот период особенно активизируются боевые действия подводных лодок в Северной Атлантике. Несмотря на это, казалось бы, вынужденное перемещение подводных лодок от побережья США в Северную Атлантику, потери в торговом тоннаже составили 1156 транспортов общим водоизмещением около 6,25 млн. бр.-рег. т, причем в мае месяце подводными лодками было потоплено 125 транспортеров, а в июне — 144{100}. Потери тоннажа в мае и июне 1942 г. являлись самыми большими за все время второй мировой войны.

В апреле и мае 1943 г., когда силы и средства противолодочной обороны значительно возросли, действия подводных лодок стали менее эффективны и в Центральной Атлантике. Подводные лодки начали отходить в базы для усиления зенитного вооружения.

Возобновившиеся в сентябре боевые действия подводных лодок проходили в основном на дальних подходах к Британским островам, в Северной и Центральной Атлантике. Соответственно распределялись и потери тоннажа союзников. [243]

Потери американских судов, за исключением тех, которые плавали под иностранным флагом или были приданы военно-морскому флоту, до конца 1944 г. распределялись по районам следующим образом:

Северная Атлантика 219 судов
Караибское море 112 судов
Центральная Атлантика 44 судна
Южная Атлантика 42 судна
Средиземное море 39 судов
Подходы к Средиземному морю 18 судов
Красное море и Индийский океан 27 судов
Мексиканский залив 25{101} судов

В английских и американских источниках можно найти схематические изображения потерь на картах Атлантического океана. Подобные же наглядные изображения районов гибели транспортов публиковались и в немецких периодических изданиях. Некоторые карты, в принципе более или менее правильно отражающие относительное распределение потерь тоннажа по основным районам, приведены в тексте при изложении основных этапов боевых действий подводных лодок. В дополнение к ним на рис. 25 приводится общая схема районов потопления торговых судов за весь период второй мировой войны. Она позволяет видеть, что практически для немецких подводных лодок были досягаемы все основные районы судоходства.

Потери боевых кораблей

Одновременно с решением основной задачи — нарушение морских перевозок и уничтожение торгового тоннажа, подводные лодки использовали каждый благоприятный момент для нанесения торпедных ударов и по боевым кораблям.

Несмотря на то, что эти действия и не носили планомерного характера, а проводились лишь при встречах с боевыми кораблями вблизи побережья Британских островов и в период проведения операций против конвоев, подводные лодки добились значительных успехов и потери боевых кораблей от них занимают также довольно видное место.

За время второй мировой войны подводными лодками было потоплено 123 военных корабля, в том числе два линейных корабля, три авианосца, четыре эскортных авианосца, восемь крейсеров и 33 эскадренных миноносца. Кроме того, немецкими подводными лодками за время войны были уничтожены из состава английского флота 4 подводных лодки, 10 вспомогательных крейсеров, 4 шлюпа, 9 фрегатов, 16 корветов, 7 тральщиков, 18 траулеров, 29 нефтеналивных судов, обслуживавших флот, и ряд других небольших кораблей. Итоги потерь боевых кораблей показаны в табл. 26.

Таблица 26. Потери боевых надводных кораблей основных классов от немецких подводных лодок за период второй мировой войны 1939–1945 гг.

Наименование класса кораблей Годы
1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
Линейные корабли 1  — 1  —  —  —  — 2
Авианосцы 1  — 1 1  —  —  — 3
Эскортные авианосцы  —  — 1 1  — 1 1 4
Крейсера  — 1 3 3  — 1  — 8
Эскадренные миноносцы  — 4 4 13 6 5 1 33 [244]

Потери немецких подводных лодок во второй мировой войне

Потери подводных лодок во второй мировой войне составили: в 1939 г. — 9, в 1940–21, в 1941–36, в 1942–92, в 1943–230, в 1944–243 и в 1945 г. — 137. Более подробные данные о потерях подводных лодок приведены в табл. 27 и 28. Графически размеры потерь показаны на рис. 26.

Таблица 27. Суммарные данные причин гибели немецких подводных лодок за время второй мировой войны 1939–1945 гг.

Причины гибели Годы Всего погибло подводных лодок
1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 число в процентах
Авиация  — 2 4 36 136 102 72 352 45,9
Надводные корабли 6 11 25 38 62 75 42 259 33,6
Авиация и корабли  — 2 1 7 11 25 2 48 6,2
Мины 2 2 2 3 2 11 10 32 4,2
Подводные лодки 1 2 1 2 5 7 2 20 2,6
Навигационные аварии и столкновения  — 1 2 3 11 13 5 35 4,5
Неизвестные причины   1 1 3 3 10 4 22 3,0
Итого. 9 21 36 92 230 243 137 768 100

Примечания: 1. Таблица составлена на основании данных Тройственной союзнической комиссии по разделу немецкого флота. При этом учтены только потери тех подводных лодок, которые числились по немецким данным вступившими в строй. Этик и объясняется расхождение итоговой цифры (768) с данными ряда источников, опубликованных в иностранной печати, о том, что немцы потеряли 781 подводную лодку. В эту цифру, повидимому, включены 13 подводных лодок, которые были уничтожены в результате налетов авиации на базы до того, как они официально были зачислены в строй.
2. В число потерь от авиации входят потери как от береговой, так и от авианосной авиации.
3. Кроме 768 подводных лодок, потерянных в результате боевых действий, навигационных аварий и столкновений со своими кораблями, 214 подводных лодок были потоплены личным составом в период капитуляции, 165 подводных лодок были уничтожены союзниками по условиям перемирия и 30 подводных лодок разделены между СССР, США и Англией.
4. Более подробную статистику потерь подводных лодок от авиации берегового базирования союзников с учетом примечания 1 см. в английском справочнике Royal Air Force 1939–1945, Vollume III, London, 1954. (Королевские военно-воздушные силы 1939–1945 г., Лондон, 1954.)
5. За период войны Италия потеряла 88 подводных лодок. Надводные корабли потопили 40 лодок, авиация — 11, подводные лодки — 19, надводные корабли и авиация — 5. На минах погибли 2 лодки. От авиационных аварий погибла 1 лодка и по неизвестным причинам — 10.

Если сравнить потери первого (1940) года с потерями лодок в 1943–1944 гг., то будет видно, что они выросли более чем в 11 раз{102}.

Это объясняется прежде всего тем, что английское и американское командование сосредоточило максимум своих производственных, стратегических и оперативных резервов на борьбе с подводными лодками Германии, [245] которая к этому времени уже понесла непоправимое поражение на Восточном фронте.

Поэтому статистические данные, относящиеся к потерям подводных лодок, следует рассматривать с учетом того, на какой стадии войны (особенно на каком этапе советско-германского единоборства) имели место эти потери. Это позволит наиболее правильно учитывать возможности и фактическое состояние сил противолодочной обороны, средств обнаружения и уничтожения подводных лодок и тактику их использования в борьбе с подводными лодками.

Приведенные данные показывают, что роль различных видов оружия в уничтожении подводных лодок с течением времени изменилась, что основным и главным противником подводных лодок за время второй мировой войны являлась авиация. И, действительно, самолеты, снабженные радиолокаторами и вооруженные глубинными бомбами, действовавшие с береговых аэродромов и с авианосцев, являлись основным родом противолодочных сил в защите морских сообщений. Этому способствовало то, что подводные лодки, обладая сравнительно низкими подводными маневренными элементами (скорость хода, район плавания), для повышения успеха вынуждены были сближаться и преследовать конвои в надводном положении. Следовательно, они обнаруживались и атаковывались авиацией и должны были или уходить на глубину, отказываясь от нападения на противника, или вступать с самолетами в единоборство, оставаясь в надводном положении, что и приводило их к гибели. Поэтому с конца 1941 г. количество подводных лодок, потопленных авиацией, заметно возрастало. Так, если в 1941 г. от авиации погибло всего 4 подводные лодки (8,3%), то в 1942 г. — 36 лодок (около 40%); в 1943 г. — 136 лодок (52%); в 1944 г. — 102 лодки (41%) и в 1945 г. — 72 лодки (55%). Некоторое уменьшение процента гибели лодок в 1944 г. явилось следствием вступления в строй подводных лодок новой конструкции с повышенными подводными маневренными элементами (скорость хода и район плавания под водой) и действия их из подводного положения.

За весь период второй мировой войны авиацией, действовавшей с береговых аэродромов и авианосцев, потоплены 352 немецкие подводные лодки, что составляет почти 45,9% общего числа потерь.

Если процент гибели подводных лодок от авиации начиная с 1942 г. неуклонно возрастал, то число подводных лодок, потопленных надводными кораблями, с этого времени заметно уменьшалось.

Так, если в 1939 г. надводными кораблями потоплено 6 лодок (66%), в 1940 г. — 11 лодок (54%), а в 1941 г. — 25 лодок (70%), то в 1942 г. — 38 лодок (41%), в 1943 г. — 62 лодки (25%), в 1944 г. — 75 лодок (31%) и в 1945 г. — 42 лодки (30%).

Всего за время войны надводными кораблями потоплено 306 подводных лодок, что составляет 33,6% от общего числа. Это говорит о том, что все же большое число подводных лодок, даже при тех сравнительно низких подводных маневренных элементах, которыми они обладали, сумело избегать воздушную опасность и входить в непосредственное соприкосновение с объектом нападения. В этом случае подводные лодки, выходя в атаку в подводном положении, несли урон от кораблей противолодочной. обороны, снабженных гидролокацией и вооруженных глубинными бомбами.

Обладая скоростью хода под водой, превышающей скорость хода, при которой работа гидролокационных средств надводных кораблей становится мало эффективной, подводные лодки могли бы преодолевать препятствия, создаваемые кораблями охранения. [246]

Таблица 28. Гибель подводных лодок по типам за время второй мировой войны 1939–1945 гг.

  1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
малые средние большие всего малые средние большие всего малые средние большие всего малые средние большие крейсерские транспортные и заградители всего малые средние большие крейсерские транспортные и заградители всего малые средние большие крейсерские транспортные и заградители всего малые средние большие крейсерские транспортные и заградители всего
Январь  —  —    —   1   1  — 1  — 1  — 3  —  —  — 3  — 4 2  —  — 6  — 12 1  —  — 13  — 10 2 1 1 16
Февраль    —  —  — 2 1 1 4  — 1  — 1  — 2  —  —  — 2  — 15 3    — 18 1 17 2 1  — 21 2 17 2 2   23
Март  —    —  —  — 2  — 2  — 3  — 3  — 3 1  —  — 4 1 12 6  —  — 19  — 18 2 1 1 22 1 24 2 4  — 31
Апрель  —  —  —  — 1 2 1 4 1 1 1 3   3  —  —  — 3  — 9 7  —  — 16 1 12 6  — 1 20 2 23 2 7  — 32
Май  —  —  —  — 1    — 1  —  — 1 1   4  —    — 4  — 31 8 1 1 41  — 19 4 1  — 24 6 16 2 11  — 35
Июль  —  —  —  —  —  —  — 2 2  — 4  — 1 2    — 3  — 10 3 1 3 17  — 21 2 1 1 25            
Июль  —  —  —  —  —  — 2 2 1  —   1  — 6 3  — 2 11  — 20 5 1 4 30 1 17 3 1 2 24            
Август  —  —  —  —  — 2 1 3  — 3  — 3   7 1  — 1 9  — 13 3 2 1 19 1 25 5 2  — 33            
Сентябрь  —  — 1 1  —    —  —  — 1  — 1  — 5 2  —  — 7 1 9 1    — 11 5 10 3 4 1 23            
Октябрь 2 1 2 5  — 1  — 1  —  — 1 1  — 7 3 1 2 13  — 22 4  — 2 28 1 10 2 2 1 16            
Ноябрь  — 2  — 2   1 1 2  — 6 1 7   9 3  —  — 12  — 11 5 2  — 18  — 7 2 1  — 10            
Декабрь  — 1  — 1   1  — 1  — 8 2 10  — 5 15 1  — 21  — 6 1     7 1 11  —  —  — 12            
Итого. 2 4 3 9 4 11 6 21 4 26 6 36   55 30 2 5 92 2 162 48 7 11 230 11 179 32 14 7 243 11 90 10 25 1 137
Всего 768 [249]

Примечание. Таблица составлена по материалам союзной Тройственной комиссии по разделу немецкого флота, официальным данным английского адмиралтейства и данным открытой печати. [247]

При рассмотрении эффективности действия авиации и надводных кораблей необходимо отметить, что далеко не каждая атака, направленная против подводной лодки, заканчивалась ее уничтожением. В главе «Противолодочные мероприятия англо-американского командования» приведены цифры, показывающие, сколько летных часов должна была затратить авиация, чтобы потопить одну подводную лодку. С этими цифрами при оценке эффективности оружия против подводных лодок необходимо обязательно считаться.

Следует указать, что из числа общих потерь 32 подводные лодки подорвались на минах, что составляет 4,2% от общего числа погибших подводных лодок. Незначительный процент подводных лодок, подорвавшихся на минах, объясняется тем, что боевая деятельность лодок проходила в основном на океанских просторах на глубинах, где использование мин невозможно или резко ограничено.

В таблицах не могли и не могут найти отражение качества личного состава подводных лодок, грамотность и моральный уровень, точность и решительность. Но в этом отношении следует учесть, что для немецких подводников были весьма характерны (особенно в 1943–1944 гг.), частые неоправданные всплытия в непосредственной близости от противника, почти полное отсутствие попыток уйти от противника полным ходом в надводном положении, непродолжительное пребывание на предельно больших глубинах и другие очевидные промахи и преднамеренные поступки, которые вели к потере лодки.

Это объяснялось тремя обстоятельствами:

1. Низким уровнем подготовки личного состава и особенно командиров подводных лодок во второй половине войны.

2. Обреченностью Германии на поражение в войне в целом и предпочтением — лучше остаться живым (хотя бы в плену), чем рисковать, сопротивляться и быть уничтоженным.

3. Ростом активности сил противолодочной обороны, увеличением числа случаев обнаружения и потопления подводных лодок, что усиливало чувство обреченности.

Районы гибели подводных лодок

В ходе первой мировой войны из 178 погибших немецких подводных лодок в прибрежных водах погибло 132 лодки, что составляет 74%, в открытом море — 40 лодок (22,4%) и в океанах — 6 лодок (3,6%).

Иной характер носит распределение гибели подводных лодок по районам во второй мировой войне (табл. 29 и рис. 27).

В 1939–1940 гг. немецкие подводные лодки действовали главным образом на подходах к Британским островам. Поэтому и основными районами гибели немецких подводных лодок являлись северо-восточный район Северной Атлантики, Северное море и Бискайский залив. В этих районах потоплено около 70% от общего числа погибших за этот период подводных лодок.

В течение 1941 г. районы гибели подводных лодок начали распространяться на запад от Великобритании и в Средиземное море. Наибольший процент гибели все же падает на восточную часть Северной Атлантики.

В 1942 г. усилились действия немецких подводных лодок у американского побережья. Одновременно они продолжали действовать в Арктике, Северной Атлантике, Балтийском и Северном морях, Бискайском заливе [250] и Средиземном море. Из общего числа потерь подводных лодок за этот период в северо-восточном районе Северной Атлантики и прилегающих к ней Баренцовом, Гренландском и Норвежском морях погибло около 22%; на подходах к американскому побережью — около 24%; в Средиземном море — около 15%; в юго-восточном районе Северной Атлантики с прилегающим к ней Бискайским заливом — около 23% и в Балтийском море немцы потеряли около 3,5%.

Таблица 29. Основные районы гибели немецких подводных лодок в войне 1939–1945 гг.

Район гибели Годы Всего
1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 число в процентах
Баренцово море       3 1 7 2 13 1,8
Гренландское море  —  —  — 2   3  — 5 0,6
Норвежское море   4  — 2 3 31 9 49 6,4
Северная Атлантика:                  
северо-восточная часть 3 6 15 13 54 22 22 135 17,9
северо-западная часть     3 12 29 8 4 56 7,6
юго-восточная часть  —  — 9 15 45 33 2 104 13,9
юго-западная часть  —    — 10 14 11 8 43 5,6
Северное море 2 6 1 2  — 6 13 30 4,0
Проливная зона (Каттегат, Скагеррак, Зунд)           2 12 14 1,8
Балтийское море  — 1 2 4 8 22 13 50 6,3
Ла-Манш, Паде-Кале и Ирландское море 1 1   1 3 18 11 35 4,6
Бискайский залив 1 3 1 6 38 24 3 76 9,4
Гибралтарский пролив (подходы) 2   1 1 4     8 1.0
Средиземное море    — 4 13 17 12  — 46 6,1
Черное море  —  —  —  —  — 4  — 4 0,5
Караибское море  —  —  — 5 4  —  — 9 1,2
Центральная Атлантика:                  
северо-восточная часть           2   2 0,2
северо-западная часть       1 5 2   8 1,0
юго-восточная часть  —  —  —  — 3 5  — 8 0,9
юго-западная часть  —  —  — 1 2 2  — 5 0,6
Тихий океан    —  —  —  — 3 1 4 0,5
Базы подводных лодок  —  —  —  —  — 22 37 59 7,6
Неизвестно  —  —  — 1  — 4  — 5 0,6
Итого за год 9 21 36 92 230 243 137 768 100
В процентах к общему числу потерь 1,1 2,7 4,8 12,0 30,0 31,6 17,8  —  —

В 1943 г. действия немецких подводных лодок распространяются на всю Северную Атлантику и прилегающие непосредственно к ней моря, а также на Балтийское море и частично на Центральную Атлантику. Наибольший [251] процент гибели подводных лодок в этот период падает на юго-восточный район Северной Атлантики с прилегающим к ней Бискайским заливом, где было потеряно около 36% всех лодок; северо-восточный район Северной Атлантики с прилегающими к ней полярными морями, где погибло около 25%; северо-западный район Северной Атлантики — 14%, Средиземное море — 9%, юго-западный район Северной Атлантики — около 6% и Балтийское море — около 4%.

В 1944 г. количество погибших подводных лодок на прибрежных морских путях сообщения снова увеличивается. Так, в Баренцовом, Гренландском и Норвежском морях погибло около 16%; на подходах (дальних) к Британским островам, включая пролив Ла-Манш, погибло около 30%, в Балтийском море — 10%, Бискайском заливе — 9%, Средиземном море — 5%, Центральной Атлантике — 4% и в базах погибло около 9%.

1945 г. характеризуется деятельностью подводных лодок в основном на подходах к Британским островам, северным и южным морям, омывающим [252] Европу. В итоге в Баренцовом и Норвежском морях погибло около 8%, в северо-восточной части Северной Атлантики — 16%, в Северном море — около 10%, Балтийском море и проливной зоне — около 19%, Ла-Манше и Паде-Кале — около 8% и на подходах к Америке — около 10%. В 1945 г. возрос процент гибели подводных лодок в базах до 27.

Общие подсчеты за период всей войны показывают следующее:

1. В океанах погибло 365 подводных лодок, или 47,2%. При этом надводными кораблями потоплено 170 лодок, авиацией — 160, совместно авиацией и надводными кораблями — 20, подводными лодками — 4 и по другим причинам погибло 11 лодок.

2. В открытом море погибло 126 подводных лодок, что составляет 16,4%. При этом надводными кораблями потоплено 50 подводных лодок, авиацией — 35, подводными лодками — 12, взорвалось на минах 10, совместно надводными кораблями и авиацией потоплено 9 и по другим причинам погибло 7 лодок.

3. В прибрежных зонах погибло 218 подводных лодок, что составляет лишь 28,8%. При этом надводными кораблями потоплено 62 лодки, авиацией — 114, совместно авиацией и надводными кораблями — 10, подводными лодками — 8, взорвалось на минах 16 и по другим причинам погибло 6 лодок.

4. В базах погибло 59 подводных лодок, что составляет 7,6%.

Кроме 768 подводных лодок, потерянных немцами в результате боевых действий в море, навигационных аварий и столкновений со своими кораблями, 214 подводных лодок были потоплены личным составом в период капитуляции, 165 лодок затоплено по условиям перемирия и 30 лодок разделены между странами-победительницами.

Таковы в самом общем виде итоги боевых действий подводных лодок на морских сообщениях во второй мировой войне. Они продолжались 68 месяцев и охватили весь Атлантический океан, Арктику, восточное побережье США и Канады, Средиземное море и даже Индийский океан. Несмотря на ряд крупнейших промахов и упущений в использовании подводных лодок, о чем будет сказано в заключительной главе, они оказались весьма эффективным средством борьбы и нанесли противнику чрезвычайно большой урон в торговом тоннаже. Не подлежит никакому сомнению, что при более грамотном использовании подводных лодок, при условии организации более тесного и непрерывного взаимодействия подводных лодок с авиацией и надводными кораблями, этот урон мог бы быть значительно большим. [253]

Дальше