Общие итоги боевых действий немецких подводных лодок
Состояние немецкого подводного флота в различные периоды войны{81}
Численность подводных лодок за время войны характеризуется данными, приведенными в табл. 13.
Месяцы | Годы | ||||||
1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | |
Январь | 45 | 54 | 83 | 266 | 396 | 458 | 544 |
Февраль | 45 | 54 | 92 | 278 | 412 | 467 | 528 |
Март | 48 | 51 | 102 | 292 | 416 | 463 | 505 |
Апрель | 49 | 51 | 112 | 305 | 423 | 470 | 474 |
Май | 51 | 50 | 126 | 318 | 425 | 468 | 442 |
Июнь | 51 | 52 | 146 | 333 | 410 | 464 | 407 |
Июль | 52 | 55 | 161 | 350 | 419 | 473 | |
Август | 55 | 56 | 180 | 359 | 414 | 480 | |
Сентябрь | 57 | 58 | 197 | 370 | 417 | 479 | |
Октябрь | 57 | 65 | 216 | 380 | 429 | 491 | |
Ноябрь | 53 | 72 | 238 | 387 | 427 | 506 | |
Декабрь | 52 | 77 | 253 | 395 | 434 | 529 | |
Итого (в среднем) | 51 | 58 | 159 | 336 | 419 | 480 | 483 |
Количество строившихся лодок в среднем составляло в месяц 16,4 единицы. [229]
За всю войну немцами было построено 1175 лодок{82}, из них малых 113, средних 705, больших 169, крейсерских 160, минных заградителей 14, транспортных (лодок снабжения) 14.
Вместе с немецкими лодками действовали подводные лодки и итальянского подводного флота, численность которых к моменту вступления Италии в войну была около 115 единиц.
За время военных действий Италия потеряла 88 лодок.
В момент капитуляции итальянского флота под контроль английского адмиралтейства перешло 29 подводных лодок, на стороне Германии после капитуляции итальянского флота действовало 8 подводных лодок.
Потери торгового флота союзников и нейтральных стран за время войны
Потери тоннажа от немецких, итальянских и японских подводных лодок во вторую мировую войну намного превысили потери тоннажа от подводных лодок в период первой мировой войны и в общем виде характеризуются данными, приведенными в табл. 14.
Год | Потери тоннажа от всех сил и средств | Удельный вес судов в % от наличного состава торгового тоннажа | Потери от подводных лодок | ||
тоннаж (бр.-рег. т ) | удельный вес от всех потерь | удельный вес от наличного состава торгового тоннажа | |||
1939 | 934 428 | 3,4 | 420 445 | 45,0 | 1,5 |
1940 | 4 549 680 | 15,8 | 2 103 046 | 45,2 | 7,3 |
1941 | 4 693 425 | 17,7 | 2 132 943 | 45,4 | 8,0 |
1942 | 8 302 691 | 16,0 | 6 248 687 | 77,8 | 12,0 |
1943 | 3 718 305 | 7,9 | 2 585 005 | 69,3 | 5,5 |
1944 | 1 437 593 | 2,5 | 765 304 | 53,3 | 1,3 |
1945 | 397 200 | 0,8 | 263 000 | 66,4 | 0,4 |
За время войны | 24 033 322 | | 14 518 430{83} | 60,5 | |
Более подробно все эти потери отражены в табл. 15–22 и на рис. 24.
Из общего числа потерь торговых судов подводными лодками на протяжении всей войны и даже на ее заключительном этапе в 1945 г. (когда условия для действий лодок были особенно неблагоприятными и сложными) было уничтожено самое большое количество судов. Почти всю войну подводные лодки являлись основной угрозой судоходству.
Однако для наибольшей полноты суждений об эффективности боевых действий подводных лодок во второй мировой войне и для сопоставления эффективности боевых действий подводных лодок в минувшей войне с эффективностью боевых действий подводных лодок в первую мировую войну необходимо учитывать и размеры средних ежемесячных потерь торгового тоннажа на каждую подводную лодку, находившуюся в строю или в море, а также на каждую потерянную подводную лодку. Эти данные приведены в табл. 23 и 24. [230]
Причины потерь | Подводные лодки | Авиация | Надводные корабли | Мины | Другие причины | Навигационные аварии | Всего | |||||||
Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж |
Сентябрь | 39 | 151 283 | | | 1 | 5051 | 9 | 31 131 | | 14 | 8 103 | 63 | 195 568 | |
Октябрь | 28 | 136003 | | | 8 | 32058 | 10 | 28106 | | | 23 | 32403 | 69 | 228 570 |
Ноябрь | 18 | 61641 | | | 2 | 1722 | 26 | 100 103 | 3 | 2676 | 26 | 69622 | 75 | 235 764 |
Декабрь | 18 | 71518 | 10 | 2949 | 4 | 22506 | 39 | 98090 | 1 | 875 | 44 | 78588 | 116 | 274 526 |
Итого | 103 | 420 445 | 10 | 2949 | 15 | 61337 | 84 | 257 430 | 4 | 3551 | 107 | 188716 | 323 | 934 428{85} |
Потери от каждого рода оружия в процентах | 31,9 | 45,0 | 3,1 | 0,3 | 4,6 | 6,6 | 26,0 | 27,6 | 1,53 | 0,4 | 33,1 | 20,1 | 100 | 100 [231] |
Причины потерь | Подводные лодки | Авиация | Надводные корабли | Мины | Другие причины | Навигационные аварии | Всего | |||||||
Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж |
Январь | 31 | 90923 | 12 | 25046 | | | 23 | 81084 | 4 | 16176 | 59 | 125350 | 129 | 338 579 |
Февраль | 35 | 153 431 | 2 | 853 | 1 | 1761 | 14 | 50452 | 4 | 7967 | 42 | 82787 | 98 | 297 251 |
Март | 15 | 46573 | 5 | 7401 | | | 16 | 37241 | 3 | 6780 | 34 | 64796 | 73 | 162791 |
Апрель | 6 | 30927 | 4 | 6542 | 2 | 5358 | 11 | 19799 | 20 | 74165 | 30 | 32794 | 73 | 169528 |
Май | 10 | 48486 | 36 | 153 571 | 2 | 6893 | 17 | 47800 | 14 | 16 194 | 26 | 45633 | 105 | 318877 |
Июнь | 56 | 267180 | 24 | 94667 | 9 | 61587 | 22 | 86076 | 20 | 35 032 | 19 | 37116 | 150 | 581 658 |
Июль | 39 | 209 201 | 33 | 70193 | 16 | 80444 | 14 | 35598 | 1 | 352 | 12 | 20883 | 115 | 416671 |
Август | 54 | 259 540 | 14 | 53101 | 13 | 63350 | 5 | 11433 | 2 | 1206 | 20 | 30630 | 108 | 419260 |
Сентябрь | 60 | 299 202 | 14 | 55645 | 17 | 87421 | 6 | 7114 | 1 | 209 | 26 | 43301 | 124 | 492 892 |
Октябрь | 62 | 346 284 | 6 | 8752 | 5 | 32134 | 23 | 32529 | 5 | 17144 | 26 | 31705 | 127 | 468 548 |
Ноябрь | 31 | 142985 | 17 | 66400 | 19 | 115370 | 24 | 46762 | 2 | 1208 | 29 | 72574 | 122 | 445 299 |
Декабрь | 36 | 208314 | 7 | 14849 | 11 | 64029 | 24 | 54331 | 3 | 12029 | 40 | 84717 | 121 | 438 269 |
Итого | 435 | 2 103 046 | 174 | 557 020 | 95 | 518347 | 199 | 510219 | 79 | 188762 | 363 | 672 286 | 1345 | 4 549 680{87} |
Потери от каждого рода оружия в процентах | 32,0 | 46,2 | 13,5 | 12,5 | 7,5 | 11,4 | 14,0 | 11,1 | 6,0 | 4,1 | 27,0 | 14,7 | 100 | 100 [232] |
Причины потерь | Подводные лодки | Авиация | Надводные корабли | Мины | Другие причины | Навигационные аварии | Всего | |||||||
Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж |
Январь | 21 | 126782 | 19 | 77037 | 12 | 93905 | 10 | 17107 | 1 | 340 | 30 | 73279 | 93 | 388 440 |
Февраль | 36 | 188907 | 27 | 89305 | 21 | 89096 | 9 | 16499 | 5 | 11702 | 40 | 77348 | 138 | 472 857 |
Март | 40 | 238719 | 39 | 112436 | 32 | 155915 | 18 | 23504 | 7 | 2196 | 18 | 28388 | 154 | 561 158 |
Апрель | 41 | 240117 | 84 | 296418 | 9 | 47939 | 6 | 24888 | 12 | 35340 | 19 | 37356 | 171 | 682 058 |
Май | 58 | 325 492 | 54 | 135073 | 3 | 15002 | 8 | 23186 | 1 | 106 | 20 | 27844 | 144 | 526 703 |
Июнь{89} | 57 | 296152 | 25 | 61414 | 4 | 17759 | 9 | 14338 | 9 | 27383 | 21 | 32078 | 125 | 449 124 |
Июль | 22 | 94209 | 11 | 9275 | 1 | 5792 | 7 | 8583 | 2 | 3116 | 16 | 26527 | 59 | 147502 |
Август | 23 | 80310 | 9 | 23862 | 5 | 24897 | 3 | 1400 | 1 | 230 | 27 | 34180 | 68 | 164879 |
Сентябрь | 54 | 205 264 | 12 | 40812 | 5 | 15410 | 9 | 14948 | 2 | 1818 | 34 | 60435 | 116 | 338 687 |
Октябрь | 32 | 156554 | 10 | 35222 | 2 | 3305 | 4 | 19737 | 2 | 2829 | 20 | 20671 | 70 | 238318 |
Ноябрь | 12 | 61768 | 10 | 23015 | 7 | 17715 | 5 | 1714 | 36 | 82280 | 70 | 186492 | ||
Декабрь | 26 | 118669 | 20 | 63507 | 1 | 6210 | 19 | 63853 | 121 | 233 844 | 24 | 51 124 | 211 | 537 207{90} |
Итого | 422 | 2132943 | 320 | 9 67366 | 102 | 492 945 | 107 | 229 757 | 163 | 318904 | 305 | 551510 | 1419 | 4 693 425{91} |
Потери от каждого рода оружия в процентах | 30,0 | 45,4 | 24,0 | 20,6 | 7,0 | 10,6 | 7,5 | 4,9 | 10,5 | 6,9 | 21,0 | 11,6 | 100 | 100 [233] |
Причины потерь | Подводные лодки | Авиация | Надводные корабли | Мины | Другие причины | Навигационные аварии | Всего | |||||||
Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж |
Январь | 58 | 327 357 | 15 | 50786 | 1 | 3275 | 11 | 10079 | 9 | 19920 | 48 | 103663 | 141 | 515070 |
Февраль | 82 | 470 136 | 29 | 138498 | 1 | 983 | 2 | 7242 | 17 | 36640 | 18 | 53006 | 149 | 706 505 |
Март | 94 | 531 998 | 18 | 48501 | 9 | 21521 | 5 | 16862 | 105 | 168980 | 32 | 53778 | 263 | 841 640 |
Апрель | 73 | 437 656 | 16 | 82273 | 25 | 131 188 | 8 | 14934 | 3 | 6237 | 18 | 28219 | 145 | 700 507 |
Май | 124 | 607 247 | 13 | 58995 | 3 | 19363 | 5 | 18786 | 2 | 312 | 15 | 26075 | 162 | 730778 |
Июнь | 141 | 700 094 | 11 | 54769 | 7 | 48474 | 6 | 19930 | 1 | 242 | 14 | 32535 | 180 | 856 921 |
Июль | 94 | 476 049 | 18 | 74313 | 11 | 54358 | 2 | 8905 | | | 26 | 81937 | 149 | 695 567 |
Август | 108 | 544410 | 6 | 60532 | 8 | 59432 | | | | | 15 | 21744 | 137 | 686 347 |
Сентябрь | 99 | 485 374 | 12 | 57526 | 4 | 24388 | | | | | 30 | 38747 | 145 | 606 035 |
Октябрь | 93 | 614 304 | 1 | 5683 | 3 | 7576 | 2 | 5114 | | 22 | 58190 | 121 | 690 867 | |
Ноябрь | 116 | 711 880 | 7 | 61 793 | 5 | 10484 | 1 | 992 | | | 28 | 56715 | 157 | 863 700 |
Декабрь | 62 | 343 872 | 2 | 4156 | 8 | 19352 | 3 | 344 | | | 36 | 65657 | 113 | 433 397 |
Итого | 1149 | 6 248 687 | 148 | 697 825 | 85 | 400394 | 45 | 103188 | 137 | 232 331 | 302 | 620 266 | 1 866 | 8 302 691{93} |
Потери от каждого рода оружия в процентах | 61,8 | 77,8 | 7,2 | 8,2 | 4,6 | 4,5 | 2,4 | 1,1 | 7,5 | 2,5 | 16,5 | 6,9 | 100 | 100 [234] |
Причины потерь | Подводные лодки | Авиация | Надводные корабли | Мины | Другие причины | Навигационные аварии | Всего | |||||||
Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж |
Январь | 35 | 203119 | 5 | 25503 | 7 | 25688 | 45 | 109202 | 92 | 363512 | ||||
Февраль | 63 | 359328 | 1 | 75 | 1 | 4858 | 8 | 38801 | | | 29 | 27664 | 102 | 430726 |
Март | 107 | 627300 | 9 | 61806 | 1 | 868 | 29 | 82949 | 146 | 772923 | ||||
Апрель | 56 | 327943 | 2 | 3056 | 1 | 1742 | 4 | 11956 | | | 16 | 33446 | 79 | 378143 |
Май | 50 | 264852 | 5 | 20942 | 1 | 1568 | 2 | 12066 | 14 | 30165 | 72 | 329593 | ||
Июнь | 20 | 95754 | 3 | 6083 | 2 | 17655 | 3 | 4334 | 14 | 33512 | 42 | 157338 | ||
Июль | 45 | 244537 | 13 | 106005 | 1 | 7176 | 1 | 72 | 13 | 30444 | 73 | 388234 | ||
Август | 16 | 90623 | 5 | 14203 | 1 | 7634 | 3 | 15130 | 13 | 28744 | 38 | 156334 | ||
Сентябрь | 21 | 120629 | 3 | 21117 | | | 2 | 4178 | 2 | 10277 | 17 | 23266 | 45 | 179467 |
Октябрь | 21 | 101980 | 4 | 22680 | | | 5 | 19774 | 25 | 28822 | 55 | 173256 | ||
Ноябрь | 12 | 61973 | 7 | 62452 | 5 | 8838 | 3 | 6666 | 1 | 150 | 26 | 38836 | 54 | 178915 |
Декабрь | 13 | 86967 | 17 | 75471 | | | 1 | 6086 | | | 16 | 41340 | 47 | 209864 |
Итого | 459 | 2585005 | 74 | 419393 | И | 47903 | 36 | 119991 | 8 | 37623 | 257 | 508390 | 845 | 3718305{95} |
Потери от каждого рода оружия в процентах | 54,3 | 69,3 | 8,4 | 11,4 | 1,2 | 1,4 | 4,2 | 3,3 | 1,2 | 1,2 | 30,1 | 13,4 | 100 | 100 [235] |
Причины потерь | Подводные лодки | Авиация | Надводные корабли | Мины | Другие причины | Навигационные аварии | Всего | |||||||
Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж |
Январь | 13 | 92278 | 4 | 24237 | 5 | 6420 | 1 | 7176 | 1 | 172 | 27 | 47538 | 51 | 177821 |
Февраль | 18 | 92923 | 3 | 21616 | 1 | 2055 | | | | | 25 | 50927 | 47 | 167551 |
Март | 23 | 142944 | 1 | 7840 | 1 | 7176 | | | 29 | 41012 | 54 | 198972 | ||
Апрель | 9 | 62149 | 3 | 19755 | 1 | 486 | 1 | 7176 | | | 22 | 60480 | 36 | 150028 |
Май | 4 | 24424 | 1 | 2873 | | | | | | | 7 | 13130 | 12 | 40427 |
Июнь | 11 | 57875 | 2 | 9008 | 3 | 1812 | 6 | 24654 | 3 | 10681 | 19 | 19325 | 44 | 123355 |
Июль | 12 | 63351 | 1 | 7219 | 2 | 7342 | 1 | 72 | 11 | 24047 | 27 | 102031 | ||
Август | 18 | 98729 | | | 2 | 6590 | 2 | 12381 | 20 | 35691 | 42 | 153391 | ||
Сентябрь | 7 | 43368 | | | 1 | 1437 | | | 22 | 31761 | 30 | 76566 | ||
Октябрь | 1 | 7176 | 1 | 7247 | | | 3 | 4492 | | | 16 | 19698 | 21 | 38613 |
Ноябрь | 5 | 28760 | | 1 | 1141 | | | 1 | 563 | 15 | 26000 | 22 | 56464 | |
Декабрь | 8 | 51327 | 5 | 35920 | | | 6 | 29345 | 1 | 4702 | 20 | 31080 | 40 | 152374 |
Итого | 129 | 765304 | 19 | 120656 | 13 | 26985 | 23 | 95388 | 9 | 28571 | 233 | 400689 | 426 | 1437593{97} |
Потери от каждого вида оружия в процентах | 30,0 | 53,3 | 4,7 | 8,5 | 3,6 | 2,0 | 5,3 | 6,2 | 2,1 | 2,1 | 54,3 | 27,9 | 100 | 100 [236] |
Причины потерь | Подводные лодки | Авиация | Надводные корабли | Мины | Другие причины | Навигационные аварии | Всего | |||||||
Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж |
Январь | 11 | 57000 | 1 | 7000 | 1 | 2000 | 4 | 17000 | | | | | 17 | 83000 |
Февраль | 15 | 65000 | 1 | 7000 | 2 | 4900 | 5 | 18000 | 1 | 2000 | | | 24 | 95200 |
Март | 12 | 58000 | | | 2 | 4000 | 6 | 36000 | 4 | 6000 | | 24 | 104 000 | |
Апрель | 13 | 73000 | 3 | 23000 | | | 4 | 8000 | | | | | 20 | 104000 |
Май | 3 | 10000 | | | | | | | | | | | 3 | 10000 |
Итого | 54 | 263 000 | 5 | 37000 | 5 | 10200 | 19 | 79000 | 5 | 8000 | | | 88 | 397 200 |
Потери от каждого рода оружия в процентах | 61,4 | 66,4 | 5,7 | 9,3 | 5,7 | 2,6 | 21,5 | 20,0 | 5,7 | 1,7 | | | 100 | 100 |
Причины потерь | Подводные лодки | Авиация | Надводные корабли | Мины | Другие причины | Навигационные аварии | Всего | |||||||
Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | Период | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж | количество судов | тоннаж |
1939 | 103 | 420445 | 10 | 2949 | 15 | 61337 | 84 | 257430 | 4 | 3551 | 107 | 188716 | 323 | 934428 |
1940 | 435 | 2103046 | 174 | 557020 | 95 | 518347 | 199 | 510219 | 79 | 188762 | 363 | 672286 | 1345 | 4549680 |
1911 | 422 | 2132943 | 320 | 967366 | 102 | 492945 | 107 | 229757 | 163 | 318904 | 305 | 551510 | 1419 | 4693425 |
1942 | 1149 | 6248687 | 148 | 697825 | 85 | 400394 | 45 | 103188 | 137 | 232331 | 302 | 620266 | 1866 | 8302691 |
1943 | 459 | 2585005 | 74 | 419393 | 11 | 47903 | 36 | 119991 | 8 | 37623 | 257 | 508390 | 845 | 3718305 |
19442 | 129 | 765304 | 19 | 120656 | 13 | 26935 | 23 | 95383 | 9 | 28571 | 233 | 400689 | 426 | 1437593 |
1945 | 54 | 263000 | 5 | 37000 | 5 | 10200 | 19 | 79000 | 5 | 8000 | | | 88 | 397200 |
Итого | 2751 | 14518430 | 750 | 2802209 | 326 | 1558111 | 513 | 1394973 | 405 | 817742 | 1567 | 2941857 | 6312 | 24033322{99} |
В процентах от общих потерь | 43,5 | 60,5 | 11,8 | 11,4 | 5,1 | 6,5 | 8,2 | 5,7 | 6,5 | 3,5 | 24,9 | 12,4 | 100 | 100 [238] |
Год | Общие потери торгового тоннажа | Среднемесячное число подводных лодок в строю | Потери на одну подводную лодку, находившуюся в строю | Среднемесячное число подводных лодок в море | Потери на одну подводную лодку, находившуюся в море | Среднемесячное число потерянных подводных лодок | Потери на одну потерянную подводную лодку | ||||
тоннаж (в тыс. т ) | число судов | тоннаж (в тыс. т ) | число судов | тоннаж (в тыс. т ) | число судов | тоннаж (в тыс. т ) | число судов | ||||
1914 | 74,4 | 32,4 | 26 | 2,8 | 1,3 | 4 | 18,6 | 8,1 | 1,0 | 74,4 | 32,4 |
1915 | 119,8 | 60,5 | 68 | 1,8 | 0,9 | 8 | 14,9 | 7,5 | 1,6 | 75,0 | 35,0 |
1916 | 194,0 | 99,0 | 138 | 1,4 | 0,7 | 16 | 12,4 | 8,0 | 1,8 | 107,5 | 55,0 |
1917 | 529,0 | 227,8 | 169 | 3,1 | 1,3 | 28 | 18,8 | 8,3 | 5,3 | 99,8 | 43,0 |
1918 | 274,4 | 105,2 | 169 | 1,6 | 0,6 | 44 | 6,2 | 2,4 | 6,9 | 40,0 | 15,0 [239] |
Год | Общие потери торгового тоннажа | Среднемесячное число подводных лодок в строю | Потери на одну подводную лодку, находившуюся в строю | Среднемесячное число подводных лодок в море | Потери на одну подводную лодку, находившуюся в море | Среднемесячное число потерянных подводных лодок | Потерн на одну потерянную подводную лодку | ||||
тоннаж (в тыс. т ) | число судов | тоннаж (в тыс. т ) | число судов | тоннаж (в тыс. т ) | число судов | тоннаж (в тыс. т ) | число судов | ||||
1939 | 105,0 | 25,7 | 55 | 1,9 | 0,4 | 14 | 7,5 | 1,8 | 2,2 | 47,7 | 11,7 |
1940 | 175,2 | 35,1 | 69 | 2,5 | 0,5 | 18 | 9,7 | 1,9 | 1,8 | 97,3 | 19,1 |
1941 | 181,8 | 36,2 | 175 | 1,1 | 0,2 | 40 | 4,5 | 0,9 | 3,0 | 60,6 | 12,1 |
1942 | 520,6 | 95,7 | 331 | 1,6 | 0,3 | 83 | 6,2 | 1,2 | 7,7 | 65,0 | 12,5 |
1943 | 215,4 | 38,1 | 427 | 0,5 | 0,1 | 105 | 2,0 | 0,3 | 19,1 | 11,3 | 2,0 |
1944 | 63,5 | 10,8 | 501 | 0,1 | 0,02 | 80 | 0,8 | 0,2 | 20,2 | 3,1 | 0,5 |
1945 | 28,5 | 4,2 | 476 | 0,05 | 0,01 | 60 | 0,4 | 0,1 | 34,2 | 0,9 | 0,1 |
Распределение потерь торгового тоннажа по странам
При рассмотрении вопроса об эффективности боевых действий подводных лодок уместно также кратко остановиться на распределении потерь торгового тоннажа по странам (табл. 25).
Таблица 25
Причина потерь | Британская империя | США | Другие союзные страны | Нейтральные страны | Всего | |||||
количество судов | тоннаж (бр.-рег. т ) | количество судов | тоннаж (бр.-рег. т ) | количество судов | тоннаж(бр.-рег. т ) | количество судов | тоннаж (бр.-рег. т ) | количество судов | тоннаж (бр.-рег. т ) | |
Подводные лодки | 1360 | 7620 | 440 | 2740 | 670 | 3260 | 300 | 930 | 2770 | 14550 |
Мины | 340 | 830 | 15 | 900 | 75 | 210 | 90 | 270 | 520 | 1400 |
Надводные корабли | 210 | 970 | 13 | 90 | 87 | 460 | 20 | 50 | 330 | 1570 |
Авиация | 440 | 1590 | 58 | 360 | 202 | 770 | 50 | 110 | 750 | 2830 |
Другие и неизвестные причины | 220 | 370 | 12 | 30 | 138 | 340 | 30 | 60 | 400 | 790 |
Итого. | 2570 | 11380 | 538 | 3310 | 1172 | 5030 | 490 | 1420 | 4770 | 21140 |
Кроме распределения фактических потерь тоннажа по признаку его принадлежности, представляют безусловный интерес следующие частные данные.
Во-первых, имеющиеся материалы говорят о том, что немецкие подводные лодки ни разу не атаковали свои суда и суда других держав оси или стран, соблюдавших благожелательный в отношении Германии нейтралитет (Турция, Испания).
Во-вторых, небольшие потери от подводных лодок понесло судоходство США. Вполне понятно, что, если бы немецкие лодки начали действия против судоходства США раньше, чем Япония начала войну против США, или немедленно после объявления войны, они могли бы нанести судоходству США значительно больший урон.
В-третьих, немецкое командование после провала крейсерской войны, когда подводные лодки стали основным оружием в борьбе на морских сообщениях, игнорировало всякие нормы ведения войны, предусмотренные [241] международным правом, и если оно ограничивало действия лодок в первые месяцы войны, то это делалось главным образом по политическим соображениям, а не с точки зрения соблюдения международно-правовых норм.
В-четвертых, отнесение потерь к той или иной группе (союзных или нейтральных) стран, учитывая, что суда в связи с капитуляцией ряда стран переходили под контроль английского адмиралтейства, является весьма условным.
Районы потерь торгового тоннажа
Отсутствие подробных учетных данных о координатах гибели 2770 судов и единой системы наименования отдельных районов Атлантического океана чрезвычайно усложняет задачу определения истинных районов потопления торговых судов подводными лодками. Однако приблизительно район может быть определен уже хотя бы из сопоставления данных о районах действия отдельных подводных лодок с районами атак отдельных конвоев и предвоенными трассами судоходства в Атлантическом океане.
Боевые действия подводных лодок охватили за небольшим исключением всю Атлантику и непосредственно примыкающие к бассейну Атлантического океана Средиземное море и юго-западную часть Индийского океана.
Боевые действия подводных лодок начались на подходах к Британским островам и распространились по всему Атлантическому океану от Европейских берегов до берегов Америки и Африки. Подводные лодки действовали в Средиземном и Черном морях, в Караибском море и Мексиканском заливе, в Баренцовом и Балтийском морях. Небезопасными для торгового мореплавания были южная часть Атлантики, Индийский океан и даже подходы к портам на северном и западном побережье Австралии.
В течение 1940 г. подводные лодки продолжали действовать на западных и юго-западных подходах к Британским островам и частично на атлантических коммуникациях.
С марта 1941 г. действия подводных лодок постепенно переносятся на просторы Атлантического океана, в районы к востоку от южных берегов Гренландии и Исландии до берегов Экваториальной Африки. На северозападных подходах к Британским островам в этот период продолжало действовать незначительное число подводных лодок, так как немцы в этом районе возложили борьбу с морскими перевозками на авиацию. Число потопленных транспортных судов росло с одновременным увеличением числа действующих в море подводных лодок за счет вступления в строй новых. К концу 1941 г. часть подводных лодок действовала уже у берегов Ньюфаундленда и северо-восточной Бразилии.
Из числа потопленного в 1941 г. торгового тоннажа около 30% составляют потери нефтеналивных судов в Мексиканском заливе и Караибском море.
1942 г. характеризуется самым большим количеством потопленного подводными лодками, торгового тоннажа. В первую половину 1942 г. наибольшее число транспортных судов было потоплено на подходах к берегам США, в Мексиканском заливе и в Караибском море. В этот период несколько сократились потери в восточной части Атлантического океана. Во второй половине 1942 г. мероприятия американцев, направленные на организацию конвойной службы и усиление сил и средств ПЛО, [242] несколько ограничили действия лодок. Подводные лодки, отойдя от берегов Северной Америки, с прежней интенсивностью продолжали действовать почти по всему Атлантическому океану и главным образом за пределами 400–500-мильной зоны непосредственного сопровождения транспортных судов кораблями охранения.
В этот период особенно активизируются боевые действия подводных лодок в Северной Атлантике. Несмотря на это, казалось бы, вынужденное перемещение подводных лодок от побережья США в Северную Атлантику, потери в торговом тоннаже составили 1156 транспортов общим водоизмещением около 6,25 млн. бр.-рег. т, причем в мае месяце подводными лодками было потоплено 125 транспортеров, а в июне 144{100}. Потери тоннажа в мае и июне 1942 г. являлись самыми большими за все время второй мировой войны.
В апреле и мае 1943 г., когда силы и средства противолодочной обороны значительно возросли, действия подводных лодок стали менее эффективны и в Центральной Атлантике. Подводные лодки начали отходить в базы для усиления зенитного вооружения.
Возобновившиеся в сентябре боевые действия подводных лодок проходили в основном на дальних подходах к Британским островам, в Северной и Центральной Атлантике. Соответственно распределялись и потери тоннажа союзников. [243]
Потери американских судов, за исключением тех, которые плавали под иностранным флагом или были приданы военно-морскому флоту, до конца 1944 г. распределялись по районам следующим образом:
Северная Атлантика | 219 судов |
Караибское море | 112 судов |
Центральная Атлантика | 44 судна |
Южная Атлантика | 42 судна |
Средиземное море | 39 судов |
Подходы к Средиземному морю | 18 судов |
Красное море и Индийский океан | 27 судов |
Мексиканский залив | 25{101} судов |
В английских и американских источниках можно найти схематические изображения потерь на картах Атлантического океана. Подобные же наглядные изображения районов гибели транспортов публиковались и в немецких периодических изданиях. Некоторые карты, в принципе более или менее правильно отражающие относительное распределение потерь тоннажа по основным районам, приведены в тексте при изложении основных этапов боевых действий подводных лодок. В дополнение к ним на рис. 25 приводится общая схема районов потопления торговых судов за весь период второй мировой войны. Она позволяет видеть, что практически для немецких подводных лодок были досягаемы все основные районы судоходства.
Потери боевых кораблей
Одновременно с решением основной задачи нарушение морских перевозок и уничтожение торгового тоннажа, подводные лодки использовали каждый благоприятный момент для нанесения торпедных ударов и по боевым кораблям.
Несмотря на то, что эти действия и не носили планомерного характера, а проводились лишь при встречах с боевыми кораблями вблизи побережья Британских островов и в период проведения операций против конвоев, подводные лодки добились значительных успехов и потери боевых кораблей от них занимают также довольно видное место.
За время второй мировой войны подводными лодками было потоплено 123 военных корабля, в том числе два линейных корабля, три авианосца, четыре эскортных авианосца, восемь крейсеров и 33 эскадренных миноносца. Кроме того, немецкими подводными лодками за время войны были уничтожены из состава английского флота 4 подводных лодки, 10 вспомогательных крейсеров, 4 шлюпа, 9 фрегатов, 16 корветов, 7 тральщиков, 18 траулеров, 29 нефтеналивных судов, обслуживавших флот, и ряд других небольших кораблей. Итоги потерь боевых кораблей показаны в табл. 26.
Наименование класса кораблей | Годы | |||||||
1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | Всего | |
Линейные корабли | 1 | | 1 | | | | | 2 |
Авианосцы | 1 | | 1 | 1 | | | | 3 |
Эскортные авианосцы | | | 1 | 1 | | 1 | 1 | 4 |
Крейсера | | 1 | 3 | 3 | | 1 | | 8 |
Эскадренные миноносцы | | 4 | 4 | 13 | 6 | 5 | 1 | 33 [244] |
Потери немецких подводных лодок во второй мировой войне
Потери подводных лодок во второй мировой войне составили: в 1939 г. 9, в 1940–21, в 1941–36, в 1942–92, в 1943–230, в 1944–243 и в 1945 г. 137. Более подробные данные о потерях подводных лодок приведены в табл. 27 и 28. Графически размеры потерь показаны на рис. 26.
Причины гибели | Годы | Всего погибло подводных лодок | |||||||
1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | число | в процентах | |
Авиация | | 2 | 4 | 36 | 136 | 102 | 72 | 352 | 45,9 |
Надводные корабли | 6 | 11 | 25 | 38 | 62 | 75 | 42 | 259 | 33,6 |
Авиация и корабли | | 2 | 1 | 7 | 11 | 25 | 2 | 48 | 6,2 |
Мины | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 11 | 10 | 32 | 4,2 |
Подводные лодки | 1 | 2 | 1 | 2 | 5 | 7 | 2 | 20 | 2,6 |
Навигационные аварии и столкновения | | 1 | 2 | 3 | 11 | 13 | 5 | 35 | 4,5 |
Неизвестные причины | 1 | 1 | 3 | 3 | 10 | 4 | 22 | 3,0 | |
Итого. | 9 | 21 | 36 | 92 | 230 | 243 | 137 | 768 | 100 |
Если сравнить потери первого (1940) года с потерями лодок в 1943–1944 гг., то будет видно, что они выросли более чем в 11 раз{102}.
Это объясняется прежде всего тем, что английское и американское командование сосредоточило максимум своих производственных, стратегических и оперативных резервов на борьбе с подводными лодками Германии, [245] которая к этому времени уже понесла непоправимое поражение на Восточном фронте.
Поэтому статистические данные, относящиеся к потерям подводных лодок, следует рассматривать с учетом того, на какой стадии войны (особенно на каком этапе советско-германского единоборства) имели место эти потери. Это позволит наиболее правильно учитывать возможности и фактическое состояние сил противолодочной обороны, средств обнаружения и уничтожения подводных лодок и тактику их использования в борьбе с подводными лодками.
Приведенные данные показывают, что роль различных видов оружия в уничтожении подводных лодок с течением времени изменилась, что основным и главным противником подводных лодок за время второй мировой войны являлась авиация. И, действительно, самолеты, снабженные радиолокаторами и вооруженные глубинными бомбами, действовавшие с береговых аэродромов и с авианосцев, являлись основным родом противолодочных сил в защите морских сообщений. Этому способствовало то, что подводные лодки, обладая сравнительно низкими подводными маневренными элементами (скорость хода, район плавания), для повышения успеха вынуждены были сближаться и преследовать конвои в надводном положении. Следовательно, они обнаруживались и атаковывались авиацией и должны были или уходить на глубину, отказываясь от нападения на противника, или вступать с самолетами в единоборство, оставаясь в надводном положении, что и приводило их к гибели. Поэтому с конца 1941 г. количество подводных лодок, потопленных авиацией, заметно возрастало. Так, если в 1941 г. от авиации погибло всего 4 подводные лодки (8,3%), то в 1942 г. 36 лодок (около 40%); в 1943 г. 136 лодок (52%); в 1944 г. 102 лодки (41%) и в 1945 г. 72 лодки (55%). Некоторое уменьшение процента гибели лодок в 1944 г. явилось следствием вступления в строй подводных лодок новой конструкции с повышенными подводными маневренными элементами (скорость хода и район плавания под водой) и действия их из подводного положения.
За весь период второй мировой войны авиацией, действовавшей с береговых аэродромов и авианосцев, потоплены 352 немецкие подводные лодки, что составляет почти 45,9% общего числа потерь.
Если процент гибели подводных лодок от авиации начиная с 1942 г. неуклонно возрастал, то число подводных лодок, потопленных надводными кораблями, с этого времени заметно уменьшалось.
Так, если в 1939 г. надводными кораблями потоплено 6 лодок (66%), в 1940 г. 11 лодок (54%), а в 1941 г. 25 лодок (70%), то в 1942 г. 38 лодок (41%), в 1943 г. 62 лодки (25%), в 1944 г. 75 лодок (31%) и в 1945 г. 42 лодки (30%).
Всего за время войны надводными кораблями потоплено 306 подводных лодок, что составляет 33,6% от общего числа. Это говорит о том, что все же большое число подводных лодок, даже при тех сравнительно низких подводных маневренных элементах, которыми они обладали, сумело избегать воздушную опасность и входить в непосредственное соприкосновение с объектом нападения. В этом случае подводные лодки, выходя в атаку в подводном положении, несли урон от кораблей противолодочной. обороны, снабженных гидролокацией и вооруженных глубинными бомбами.
Обладая скоростью хода под водой, превышающей скорость хода, при которой работа гидролокационных средств надводных кораблей становится мало эффективной, подводные лодки могли бы преодолевать препятствия, создаваемые кораблями охранения. [246]
1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | ||||||||||||||||||||||||||||||
малые | средние | большие | всего | малые | средние | большие | всего | малые | средние | большие | всего | малые | средние | большие | крейсерские | транспортные и заградители | всего | малые | средние | большие | крейсерские | транспортные и заградители | всего | малые | средние | большие | крейсерские | транспортные и заградители | всего | малые | средние | большие | крейсерские | транспортные и заградители | всего | |
Январь | | | | 1 | 1 | | 1 | | 1 | | 3 | | | | 3 | | 4 | 2 | | | 6 | | 12 | 1 | | | 13 | | 10 | 2 | 1 | 1 | 16 | |||
Февраль | | | | 2 | 1 | 1 | 4 | | 1 | | 1 | | 2 | | | | 2 | | 15 | 3 | | 18 | 1 | 17 | 2 | 1 | | 21 | 2 | 17 | 2 | 2 | 23 | |||
Март | | | | | 2 | | 2 | | 3 | | 3 | | 3 | 1 | | | 4 | 1 | 12 | 6 | | | 19 | | 18 | 2 | 1 | 1 | 22 | 1 | 24 | 2 | 4 | | 31 | |
Апрель | | | | | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | | | | 3 | | 9 | 7 | | | 16 | 1 | 12 | 6 | | 1 | 20 | 2 | 23 | 2 | 7 | | 32 | |
Май | | | | | 1 | | 1 | | | 1 | 1 | 4 | | | 4 | | 31 | 8 | 1 | 1 | 41 | | 19 | 4 | 1 | | 24 | 6 | 16 | 2 | 11 | | 35 | |||
Июль | | | | | | | | | 2 | 2 | | 4 | | 1 | 2 | | 3 | | 10 | 3 | 1 | 3 | 17 | | 21 | 2 | 1 | 1 | 25 | |||||||
Июль | | | | | | | 2 | 2 | 1 | | 1 | | 6 | 3 | | 2 | 11 | | 20 | 5 | 1 | 4 | 30 | 1 | 17 | 3 | 1 | 2 | 24 | |||||||
Август | | | | | | 2 | 1 | 3 | | 3 | | 3 | 7 | 1 | | 1 | 9 | | 13 | 3 | 2 | 1 | 19 | 1 | 25 | 5 | 2 | | 33 | |||||||
Сентябрь | | | 1 | 1 | | | | | 1 | | 1 | | 5 | 2 | | | 7 | 1 | 9 | 1 | | 11 | 5 | 10 | 3 | 4 | 1 | 23 | ||||||||
Октябрь | 2 | 1 | 2 | 5 | | 1 | | 1 | | | 1 | 1 | | 7 | 3 | 1 | 2 | 13 | | 22 | 4 | | 2 | 28 | 1 | 10 | 2 | 2 | 1 | 16 | ||||||
Ноябрь | | 2 | | 2 | 1 | 1 | 2 | | 6 | 1 | 7 | 9 | 3 | | | 12 | | 11 | 5 | 2 | | 18 | | 7 | 2 | 1 | | 10 | ||||||||
Декабрь | | 1 | | 1 | 1 | | 1 | | 8 | 2 | 10 | | 5 | 15 | 1 | | 21 | | 6 | 1 | 7 | 1 | 11 | | | | 12 | |||||||||
Итого. | 2 | 4 | 3 | 9 | 4 | 11 | 6 | 21 | 4 | 26 | 6 | 36 | 55 | 30 | 2 | 5 | 92 | 2 | 162 | 48 | 7 | 11 | 230 | 11 | 179 | 32 | 14 | 7 | 243 | 11 | 90 | 10 | 25 | 1 | 137 | |
Всего | 768 [249] |
При рассмотрении эффективности действия авиации и надводных кораблей необходимо отметить, что далеко не каждая атака, направленная против подводной лодки, заканчивалась ее уничтожением. В главе «Противолодочные мероприятия англо-американского командования» приведены цифры, показывающие, сколько летных часов должна была затратить авиация, чтобы потопить одну подводную лодку. С этими цифрами при оценке эффективности оружия против подводных лодок необходимо обязательно считаться.
Следует указать, что из числа общих потерь 32 подводные лодки подорвались на минах, что составляет 4,2% от общего числа погибших подводных лодок. Незначительный процент подводных лодок, подорвавшихся на минах, объясняется тем, что боевая деятельность лодок проходила в основном на океанских просторах на глубинах, где использование мин невозможно или резко ограничено.
В таблицах не могли и не могут найти отражение качества личного состава подводных лодок, грамотность и моральный уровень, точность и решительность. Но в этом отношении следует учесть, что для немецких подводников были весьма характерны (особенно в 1943–1944 гг.), частые неоправданные всплытия в непосредственной близости от противника, почти полное отсутствие попыток уйти от противника полным ходом в надводном положении, непродолжительное пребывание на предельно больших глубинах и другие очевидные промахи и преднамеренные поступки, которые вели к потере лодки.
Это объяснялось тремя обстоятельствами:
1. Низким уровнем подготовки личного состава и особенно командиров подводных лодок во второй половине войны.
2. Обреченностью Германии на поражение в войне в целом и предпочтением лучше остаться живым (хотя бы в плену), чем рисковать, сопротивляться и быть уничтоженным.
3. Ростом активности сил противолодочной обороны, увеличением числа случаев обнаружения и потопления подводных лодок, что усиливало чувство обреченности.
Районы гибели подводных лодок
В ходе первой мировой войны из 178 погибших немецких подводных лодок в прибрежных водах погибло 132 лодки, что составляет 74%, в открытом море 40 лодок (22,4%) и в океанах 6 лодок (3,6%).
Иной характер носит распределение гибели подводных лодок по районам во второй мировой войне (табл. 29 и рис. 27).
В 1939–1940 гг. немецкие подводные лодки действовали главным образом на подходах к Британским островам. Поэтому и основными районами гибели немецких подводных лодок являлись северо-восточный район Северной Атлантики, Северное море и Бискайский залив. В этих районах потоплено около 70% от общего числа погибших за этот период подводных лодок.
В течение 1941 г. районы гибели подводных лодок начали распространяться на запад от Великобритании и в Средиземное море. Наибольший процент гибели все же падает на восточную часть Северной Атлантики.
В 1942 г. усилились действия немецких подводных лодок у американского побережья. Одновременно они продолжали действовать в Арктике, Северной Атлантике, Балтийском и Северном морях, Бискайском заливе [250] и Средиземном море. Из общего числа потерь подводных лодок за этот период в северо-восточном районе Северной Атлантики и прилегающих к ней Баренцовом, Гренландском и Норвежском морях погибло около 22%; на подходах к американскому побережью около 24%; в Средиземном море около 15%; в юго-восточном районе Северной Атлантики с прилегающим к ней Бискайским заливом около 23% и в Балтийском море немцы потеряли около 3,5%.
Район гибели | Годы | Всего | |||||||
1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | число | в процентах | |
Баренцово море | 3 | 1 | 7 | 2 | 13 | 1,8 | |||
Гренландское море | | | | 2 | 3 | | 5 | 0,6 | |
Норвежское море | 4 | | 2 | 3 | 31 | 9 | 49 | 6,4 | |
Северная Атлантика: | |||||||||
северо-восточная часть | 3 | 6 | 15 | 13 | 54 | 22 | 22 | 135 | 17,9 |
северо-западная часть | 3 | 12 | 29 | 8 | 4 | 56 | 7,6 | ||
юго-восточная часть | | | 9 | 15 | 45 | 33 | 2 | 104 | 13,9 |
юго-западная часть | | | 10 | 14 | 11 | 8 | 43 | 5,6 | |
Северное море | 2 | 6 | 1 | 2 | | 6 | 13 | 30 | 4,0 |
Проливная зона (Каттегат, Скагеррак, Зунд) | 2 | 12 | 14 | 1,8 | |||||
Балтийское море | | 1 | 2 | 4 | 8 | 22 | 13 | 50 | 6,3 |
Ла-Манш, Паде-Кале и Ирландское море | 1 | 1 | 1 | 3 | 18 | 11 | 35 | 4,6 | |
Бискайский залив | 1 | 3 | 1 | 6 | 38 | 24 | 3 | 76 | 9,4 |
Гибралтарский пролив (подходы) | 2 | 1 | 1 | 4 | 8 | 1.0 | |||
Средиземное море | | 4 | 13 | 17 | 12 | | 46 | 6,1 | |
Черное море | | | | | | 4 | | 4 | 0,5 |
Караибское море | | | | 5 | 4 | | | 9 | 1,2 |
Центральная Атлантика: | |||||||||
северо-восточная часть | 2 | 2 | 0,2 | ||||||
северо-западная часть | 1 | 5 | 2 | 8 | 1,0 | ||||
юго-восточная часть | | | | | 3 | 5 | | 8 | 0,9 |
юго-западная часть | | | | 1 | 2 | 2 | | 5 | 0,6 |
Тихий океан | | | | | 3 | 1 | 4 | 0,5 | |
Базы подводных лодок | | | | | | 22 | 37 | 59 | 7,6 |
Неизвестно | | | | 1 | | 4 | | 5 | 0,6 |
Итого за год | 9 | 21 | 36 | 92 | 230 | 243 | 137 | 768 | 100 |
В процентах к общему числу потерь | 1,1 | 2,7 | 4,8 | 12,0 | 30,0 | 31,6 | 17,8 | | |
В 1943 г. действия немецких подводных лодок распространяются на всю Северную Атлантику и прилегающие непосредственно к ней моря, а также на Балтийское море и частично на Центральную Атлантику. Наибольший [251] процент гибели подводных лодок в этот период падает на юго-восточный район Северной Атлантики с прилегающим к ней Бискайским заливом, где было потеряно около 36% всех лодок; северо-восточный район Северной Атлантики с прилегающими к ней полярными морями, где погибло около 25%; северо-западный район Северной Атлантики 14%, Средиземное море 9%, юго-западный район Северной Атлантики около 6% и Балтийское море около 4%.
В 1944 г. количество погибших подводных лодок на прибрежных морских путях сообщения снова увеличивается. Так, в Баренцовом, Гренландском и Норвежском морях погибло около 16%; на подходах (дальних) к Британским островам, включая пролив Ла-Манш, погибло около 30%, в Балтийском море 10%, Бискайском заливе 9%, Средиземном море 5%, Центральной Атлантике 4% и в базах погибло около 9%.
1945 г. характеризуется деятельностью подводных лодок в основном на подходах к Британским островам, северным и южным морям, омывающим [252] Европу. В итоге в Баренцовом и Норвежском морях погибло около 8%, в северо-восточной части Северной Атлантики 16%, в Северном море около 10%, Балтийском море и проливной зоне около 19%, Ла-Манше и Паде-Кале около 8% и на подходах к Америке около 10%. В 1945 г. возрос процент гибели подводных лодок в базах до 27.
Общие подсчеты за период всей войны показывают следующее:
1. В океанах погибло 365 подводных лодок, или 47,2%. При этом надводными кораблями потоплено 170 лодок, авиацией 160, совместно авиацией и надводными кораблями 20, подводными лодками 4 и по другим причинам погибло 11 лодок.
2. В открытом море погибло 126 подводных лодок, что составляет 16,4%. При этом надводными кораблями потоплено 50 подводных лодок, авиацией 35, подводными лодками 12, взорвалось на минах 10, совместно надводными кораблями и авиацией потоплено 9 и по другим причинам погибло 7 лодок.
3. В прибрежных зонах погибло 218 подводных лодок, что составляет лишь 28,8%. При этом надводными кораблями потоплено 62 лодки, авиацией 114, совместно авиацией и надводными кораблями 10, подводными лодками 8, взорвалось на минах 16 и по другим причинам погибло 6 лодок.
4. В базах погибло 59 подводных лодок, что составляет 7,6%.
Кроме 768 подводных лодок, потерянных немцами в результате боевых действий в море, навигационных аварий и столкновений со своими кораблями, 214 подводных лодок были потоплены личным составом в период капитуляции, 165 лодок затоплено по условиям перемирия и 30 лодок разделены между странами-победительницами.
Таковы в самом общем виде итоги боевых действий подводных лодок на морских сообщениях во второй мировой войне. Они продолжались 68 месяцев и охватили весь Атлантический океан, Арктику, восточное побережье США и Канады, Средиземное море и даже Индийский океан. Несмотря на ряд крупнейших промахов и упущений в использовании подводных лодок, о чем будет сказано в заключительной главе, они оказались весьма эффективным средством борьбы и нанесли противнику чрезвычайно большой урон в торговом тоннаже. Не подлежит никакому сомнению, что при более грамотном использовании подводных лодок, при условии организации более тесного и непрерывного взаимодействия подводных лодок с авиацией и надводными кораблями, этот урон мог бы быть значительно большим. [253]