Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава четвертая.

Боевые действия подводных лодок с момента вступления США в войну до начала летнего наступления немцев на советско-германском фронте (декабрь 1941 г. — июнь 1942 г.)

Общий ход войны

7 декабря 1941 г. Япония начала военные действия против США и Англии на Тихом океане, стремясь захватить в первую очередь американо-английские владения в юго-восточной Азии и в Океании.

11 декабря Германия и Италия, действуя по согласованному плану, объявили войну США{33}.

Английский флот, несмотря на резкое изменение обстановки (отпала угроза вторжения немецких армий на английские острова и ослабли удары по островам немецкой авиации, резко уменьшилась угроза действия легких сил у берегов Канады), не проявлял почти никакой активности, за исключением проведения нескольких, незначительных, но разрекламированных рейдов (26 декабря на Лофотенские острова, 27 декабря на Ваагсо, 28 марта на Сен-Назер и др.). 11–12 февраля 1942 г. немецкая эскадра прорвалась из Бреста через Ла-Манш в Северное море.

Большой военно-промышленный потенциал США и их крупный торговый и военный флоты существенно меняли соотношение сил на море не в пользу Германии. Однако первые недели войны на морских сообщениях Англии не внесли существенных изменений в боевые действия немецких подводных лодок. В декабре интенсивность действий подводных лодок почти не изменилась. Лодки действовали в основном в прежних районах, продолжая вместе с этим прорыв в Средиземном море (через Гибралтар). Это объяснялось стремлением более эффективно воздействовать на английские морские сообщения в Средиземном море, а также необходимостью обеспечения своих перевозок войск в Африку. Из этих лодок немцы сформировали отдельное соединение в западной части Средиземного моря в составе одной флотилии, которая базировалась на одну из итальянских баз. [102]

В дальнейшем, однако, районы действий немецких подводных лодок в Атлантике расширились. Основной задачей этих действий оставалось нарушение морских сообщений США с Англией, с государствами Южной Америки и через Панамский канал. Не имея возможности использовать свою авиацию для обнаружения конвоев в Центральной и Западной Атлантике (радиус ее действия был недостаточен), немецкое командование назначило для подводных лодок районы действий, непосредственно примыкающие к американскому побережью, портам погрузки и формирования конвоев.

Плавание судов вблизи американского побережья, несмотря на объявление войны, проходило без всякого охранения, так как американский флот также испытывал большой недостаток в кораблях ПЛО.

Англия к этому времени понесла значительные потери в кораблях охранения и помощи США оказать не могла. В США на 30 июня 1941 г. имелось только около 280 кораблей всех типов, приспособленных для борьбы с подводными лодками.

Известную роль могли сыграть эскадренные миноносцы, но их подготовка оставляла желать много лучшего. Так, например, радарных установок на большинстве боевых кораблей совершенно не было{34}.

Недостаток сил и средств для борьбы с подводными лодками и неорганизованность судоходства применительно к требованиям военного времени ставили США в очень затруднительное положение, так как в первые же дни войны торговый флот США должен был начать крупные перевозки войск и снабжения в Англию, Австралию, на острова Тихого океана, а в дальнейшем и на Аляску (которой угрожала опасность захвата японцами).

Торговый флот США к началу войны имел тоннаж около 9 млн т. Однако этого тоннажа особенно в первый период войны было недостаточно.

Начиная действия против США, немецкие подводные лодки могли оперировать в двух основных районах: первый район — зона восточного побережья США и Канады, от острова Ньюфаундленд до полуострова Флорида; второй район — Караибское море и побережье Южной Америки. Эта зона охватывала побережье нескольких государств, не имевших в начале войны никакой противолодочной обороны.

Противолодочные силы США могли использовать опыт англичан в борьбе с подводными лодками. Но американскому командованию нужно было организовать силы ПЛО для защиты судоходства, установить районы патрулирования побережья, выделить для этого необходимое количество кораблей и, в первую очередь, непосредственно у побережья и баз. Необходимо было организовать для целей ПЛО авиацию. Наконец, надо было разместить в промышленности большие заказы на производство глубинных бомб, сетей, приборов для обнаружения подводных лодок, уделить необходимое внимание вооружению торговых судов артиллерией. На все эти приготовления требовалось время, в течение которого немецкие подводные лодки могли действовать против торгового судоходства почти безнаказанно. Единственным затруднением являлось то, что подводным лодкам нужно было тратить много времени на переход из пунктов своего базирования до побережья Америки. В среднем на это требовалось примерно 9 суток, что значительно сокращало срок пребывания их на позиции. Однако и эта задача могла быть разрешена, так как еще до 7 декабря 1941 г. у немцев появились подводные лодки большого [103] водоизмещения с большой дальностью плавания. Кроме того, немецкие подводные лодки могли прибегнуть к пополнению запасов топлива и боеприпаса с кораблей, специально зафрахтованных у петэновской Франции, франкистской Испании и нейтральных стран Южной Америки, или с подводных лодок снабжения.

Во всяком случае условия для начала решительных действий немецких подводных лодок складывались благоприятно. Несмотря на это, подводные лодки на протяжении почти всего декабря большой активности у восточного побережья США не проявили. Из боевых действий подводных лодок на других театрах следует отметить следующие частные эпизоды.

14 декабря в 23 ч. 59 м. подводная лодка «U-557» атаковала в районе Александрии соединение английских крейсеров и потопила крейсер «Галатея», который затонул в течение нескольких минут.

В период между 15–18 декабря из Лориана в Средиземное море вышла «U-451». Находясь у побережья Португалии, она получила сообщение о том, что в ее район направляется английский крейсер. Лодка вышла на позицию ожидания, но так как расчеты были сделаны неточно, крейсер прошел необнаруженным тремя милями западнее позиции подводной лодки. Через некоторое время «U-451» снова направилась к Гибралтару. Утром 21 декабря при подходе к проливу в надводном положении она была обнаружена самолетом, который сбросил на нее бомбы. Бомбы упали впереди подводной лодки и взорвались под ней. «U-451» затонула{35}.

В декабре из Киля вышла в свой первый поход «U-454». После кратковременного пребывания в Киркенесе она в конце декабря направилась в Баренцово море для действий на наших коммуникациях.

В Атлантике в декабре действовало всего около 8–10 подводных лодок. В конце декабря их активность у восточного побережья США и у побережья Канады несколько повысилась. Следует отметить, что с декабря немецкие подводные лодки уже начали подвергаться атакам самолетов с конвойных авианосцев. В то же время надводные корабли противника начали использовать бомбометы более совершенной конструкции. Немецкие лодки вынуждены были действовать более осторожно. Впрочем, несмотря на это, потери английского флота за декабрь увеличились до 26 судов общим тоннажем 118 тыс. т.

Действия подводных лодок против конвоя «HG-76»

Конвой «HG-76» в составе 32 транспортов и 16 эскортных кораблей (три шлюпа, шесть эскадренных миноносцев, семь корветов) и авианосца «Одесити» (флаг командира эскортной группы на шлюпе «Старк») вышел 14 декабря из Гибралтара в Великобританию{36}. Конвой шел строем в 9 колонн. В 21 ч. 30 м. 14 декабря конвой был обнаружен одной подводной лодкой, которая сообщила о нем другим лодкам. В 23 ч. 25 м. одна из подводных лодок вышла на правый траверз конвоя (6,5 миль), но из-за наличия самолетов не смогла подойти к конвою ближе и атаковать его.

В 3 ч. 05 м. 15 декабря на подходах к Гибралтару одна из подводных лодок, находившаяся на правом траверзе конвоя, атаковала группу [104] танкеров, выпустив две торпеды. Первая торпеда попала в нос, а вторая — в корму корвета. Корвет после взрыва торпед затонул. В этот же день в районе движения конвоя появились немецкие самолеты, которые уточнили его место и облегчили действия подводных лодок{37}.

В действиях против конвоя приняли участие «U-131», «U-434», «U-567» и «U-574». Первой лодкой, которая, получив данные от самолетов, вошла в контакт с конвоем, была «U-131». Она вышла в первый боевой поход из Киля 5 декабря и до встречи с конвоем потопила транспорт водоизмещением 6 тыс. т. 12 декабря, находясь в море, она получила приказ идти к Гибралтару.

16 декабря «U-131» вышла в район движения конвоя, но атаковать его не смогла, так как конвой длительное время прикрывался самолетами и маневрировавшими кораблями охранения. Продолжая следовать за конвоем, она время от времени передавала сведения о его движении. 17 декабря лодка дважды была обнаружена и атакована самолетом, в результате чего получила повреждения. Не имея возможности находиться под водой, она всплыла и, обстреляв самолет из двух 37-мм орудий, сбила его. В это время она была обстреляна одним из эскадренных миноносцев охранения и получила попадание снаряда в прочный корпус. В 13 ч. 30 м. лодка затонула.

В момент потопления «U-131» с конвоем сближалась «U-434». Она пыталась атаковать обнаруженный конвой, но неудачно. В течение ночи конвой был потерян. Вскоре подводная лодка получила приказ» следовать в Средиземное море. Во время следования к Гибралтару ей сообщили о конвое «HG-76», с которым ею вскоре был установлен контакт. В момент соприкосновения с конвоем командир «U-434» видел, как противник преследовал и потопил «U-131», но выводов для себя не сделал. 18 декабря «U-434» была также атакована двумя эскадренными миноносцами из состава охранения и потоплена.

Нанести удар по конвою пыталась и «U-574», находившаяся в первом боевом походе. Она вышла в Атлантику вместе с подводной лодкой «U-434». Получив данные о выходе конвоя из Галифакса, «U-574» пыталась вместе с «U-434» перехватить его, но безуспешно. После этого она получила приказание идти к Азорским островам.

Следуя к Азорским островам, «U-574» 15 декабря получила сообщение с самолета об обнаружении конвоя у Гибралтара. 17 декабря подводная лодка, обнаружив конвой «HG-76», пошла следом за ним. Через некоторое время она всплыла. Оказавшись слишком близко от конвоя, лодка погрузилась и, не имея возможности выбрать цель, дала 3-торпедный залп. Одна торпеда попала в эскадренный миноносец «Стенли».

После этого подводная лодка совершенно неожиданно всплыла и, оказавшись в одном кабельтове от шлюпа, попыталась уйти. Шлюп обнаружил ее и в течение 20 минут преследовал. Пытаясь уйти от преследования, лодка описала ряд циркуляции. Преследовавший лодку шлюп неоднократно пытался таранить ее, но лодка в течение 10 минут успешно уклонялась от тарана, удерживаясь внутри циркуляции шлюпа. Однако в конце концов она была таранена. В это же время шлюп сбросил серию бомб, и «U-574» была потоплена.

Таким образом, на протяжении короткого отрезка времени три лодки, действуя непродуманно и несогласованно, поочередно подставляли себя под удар противника. [105]

Между 16 и 19 декабря в атаке конвоя участвовала «U-567». Она торпедировала один транспорт, который позже был потоплен своим же корветом. Лодка подвергалась атаке. Кораблем охранения было сброшено 32 глубинные бомбы, при этом лодка получила значительные повреждения.

21 декабря в район движения конвоя вышла другая группа подводных лодок. В результате ряда атак подводные лодки потопили торпедами транспорт водоизмещением 5 тыс. т и авианосец «Одесити».

Поиск и преследование подводных лодок кораблями охранения показали, что непрерывное поддержание акустического контакта с лодками отрывает корабли охранения от конвоя и транспорты остаются без охранения. Поэтому потребовалось введение специальных поиско-ударных групп для преследования и атак подводных лодок.

Потопление авианосца вынудило английское командование бросить на прикрытие конвоя береговую авиацию из Альстера (на предельном радиусе действия самолетов «Либерейтор»).

23 декабря все подводные лодки потеряли конвой и больше не предпринимали попыток атаковать его. Возможно, это объясняется усилением авиационного прикрытия конвоя, которое осложнило условия атаки, а также большими потерями лодок.

Боевые действия подводных лодок в январе — марте 1942 г.

В январе 1942 г. действия лодок у побережья США продолжали активизироваться.

10 января 1942 г. вышла в море «U-581». Она имела задание следовать к Ньюфаундленду для патрулирования у побережья США.

В первый же день, после того как лодка вышла из Сен-Назера, во время практических погружений недалеко от французского берега она ударилась о грунт и повредила руль. Кроме того, левый дизель оказался не в порядке. Ночью 19 января «U-581», следуя в надводном положении в северо-западном направлении приблизительно в 200 милях западнее Гибралтара, в 23 час. обнаружила английский корабль охранения водоизмещением около 800 т, направлявшийся к Гибралтару. Стояла темная ночь. Шел дождь, море было спокойно. Лодка незаметно подошла к цели на 600 м и произвела залп двумя торпедами. Первая торпеда прошла мимо, вторая попала в середину корабля. Корабль разломился пополам и через несколько минут затонул.

После этого «U-581» получила приказание от высшего командования направиться к Азорским островам, войти в контакт с «U-402» и атаковать транспорт с войсками, шедший с охранением из порта Орта{38}. «U-581» направилась полным надводным ходом к Азорским островам Прибыв к Орта 31 января, она вошла в гавань ночью в подводном положении, затем всплыла, чтобы уточнить обстановку. Транспорт стоял по другую сторону каменного пирса и торпедировать его было невозможно. Следующий день «U-581» провела в море на расстоянии 10–12 миль от берега.

2 февраля произошла встреча с «U-402». Командиры лодок составили план совместных действий, по которому «U-402» должна была патрулировать у северного входа в пролив, a «U-581» оставаться приблизительно там, где она находилась. План был составлен так, что для транспорта не оставалось шансов на благополучный выход. [106]

Утром 2 февраля «U-581» находилась между островами Пико и Файэл и, идя северо-западным курсом, обнаружила группу английских эскадренных миноносцев. Лодка погрузилась и выстрелила одной торпедой из кормового аппарата в ближайший от нее миноносец. Во время погружения на глубину 80 м из-за неисправности выхлопной трубы в дизельный отсек стала поступать вода. Принятые меры не улучшили положения. Поступление воды не только затрудняло дифферентовку лодки, но и угрожало вывести из строя электродвигатели. «U-581» погрузилась на глубину около 160 м. После продувания балласта лодка всплыла на глубину 20 м. На лодке были услышаны шумы винтов эскадренных миноносцев. Во избежание столкновения с ними лодка снова погрузилась на глубину 150 м. Всплыв через несколько минут, подводная лодка была обнаружена двумя эскадренными миноносцами на очень близком от них расстоянии. После неудавшейся попытки таранить лодку один из них сбросил несколько глубинных бомб, причинивших ей большие повреждения. Вторая попытка таранить лодку удалась — удар был нанесен позади боевой рубки. Оставленная командой «U-581» затонула.

В конце января из Киля вышла в море «U-352». Пройдя Скагеррак, лодка направилась в Берген, а оттуда на следующий день вышла к берегам Исландии. Через три недели пребывания в назначенном районе она обнаружила транспорт. Прежде чем лодка смогла выпустить торпеды, появились четыре корвета, и «U-352» пришлось погрузиться, не атаковав транспорт. Лодка была атакована, но повреждений не получила. После этого «U-352» направилась в Сен-Назер. По пути она обнаружила эскадренный миноносец, в который выпустила четыре торпеды, не попавшие в цель. Миноносец контратаки не предпринимал. В первых числах января «U-352» прибыла в Сен-Назер.

Одновременно подводные лодки действовали и в других районах. В частности, 2, 3, 6 января подводные лодки обнаруживались радиоразведкой в Баренцовом море. 13 января в 4 милях к востоку от мыса Цып-Наволок одна подводная лодка была обнаружена тральщиком «ТЩ-36». 14 января в том же районе подводная лодка обнаруживалась береговым постом наблюдения. 17 января на подходах к Кольскому заливу (в 20 милях от маяка Гавриловский) был атакован конвой «PQ-8» (8 транспортов). В результате атаки в носовую часть транспорта «Хармтрес» попала торпеда. 1-й и 2-й трюмы были затоплены. В это же время другая подводная лодка в районе мыса Териберский атаковала английский эскадренный миноносец, следовавший в охранении конвоя. В результате попадания двух торпед миноносец затонул со всем личным составом. Остальная часть конвоя прибыла в Мурманск 20 января 1942 г. без потерь.

Зимой 1941/42 г. немецкие подводные лодки, базировавшиеся на Киль, провели ряд минных постановок в Финском заливе. При этом при повторных постановках лодки принимали мины со специальных вспомогательных крейсеров, доставлявших мины в Финский залив.

Угроза появления военно-морских сил противника в Африке заставила немецкое командование в начале января направить несколько подводных лодок в Средиземное море к побережью Ливии. Лодки действовали главным образом вблизи Тобрука и на прибрежных морских сообщениях, связывавших Александрию с портами и базами Ливии. Хотя действия лодок в этот период были менее интенсивными, чем в ноябре и декабре, все же англичане вынуждены были оттянуть некоторое количество противолодочных сил в этот район. [107]

8 января 1942 г. «U-374»{39} обнаружила английский конвой, шедший из Бенгази по направлению к Мерса-Матрух. Выбрав объект атаки, «U-374» стала выходить в атаку, но в 16 час. она была обнаружена тремя английскими эскадренными миноносцами. Лодка погрузилась на глубину 127 м. В течение двух часов на лодку было сброшено около сорока глубинных бомб, причинивших ей повреждения. Однако лодке удалось оторваться от преследования. Через несколько часов «U-374» всплыла и направилась в Мессину. 12 января на подходах к Мессинскому проливу лодка была обнаружена эскадренным миноносцем с помощью гидроакустики, а через две минуты зрительно на расстоянии 10 каб. В 10 ч. 23 м. миноносец дал 4-торпедный залп. Лодка получила прямое попадание и затонула.

Оценивая деятельность немецких подводных лодок за январь месяц, следует отметить, что из числа находившихся в строю около 20 лодок действовало у побережья США и Канады, 10 подводных лодок в западной и 12 в восточной части Средиземного моря, 3–4 лодки в Баренцовом море и на подходах к Белому морю. В это же время в базах Северной Франции находилось более 35 лодок; в восточной части Балтийского моря — до 15 лодок и в базах южной части Балтийского моря — около 80 лодок.

Общее количество немецких лодок, находившихся в море во всех районах, достигало 60 единиц. Кроме того, значительная часть лодок была на пути к американскому побережью или направлялась в свои базы.

Общий характер развертывания подводных лодок свидетельствовал о том, что, во-первых, немецкое командование продолжало держать весьма значительную часть их в Балтийском море для непосредственных действий против Советского Союза и для боевой подготовки, во-вторых, зона действий подводных лодок перемещалась в западном направлении и, в-третьих, действия итальянских подводных лодок в Средиземном море оказались недостаточно эффективными и потребовали усиления со стороны немецких подводных сил. Наиболее активно подводные лодки действовали в узловых районах, таких, как Хэмптон-Роде (подходы к Норфолку), Северная Каролина, мыс. Гатерас и др. Пролежав день на грунте (где это было возможно), подводные лодки всплывали и действовали главным образом ночью, используя свою скорость хода над водой, чтобы догнать и атаковать выбранную ими цель. Израсходовав торпеды, лодки применяли против транспортов свою артиллерию. Особенно много было потоплено танкеров (за 19 дней 16 танкеров).

По признанию самих же американцев, они были неспособны (вследствие отсутствия противолодочных кораблей) бороться с подводной опасностью у берегов Америки.

Не хватало сил для охранения конвоев при плавании в американских территориальных водах{40}.

В целях уточнения районов действий сил ПЛО США и Англии и получения взаимной информации об обнаруженных подводных лодках в январе 1942 г. была произведена соответствующая нарезка районов (просуществовавшая до апреля 1943 г.) (рис. 11).

Гитлеровское же командование, рассчитывая на быстрый разгром СССР, выделило необходимые контингента личного состава призывных возрастов для флота и сумело провести ряд мероприятий, направленных на улучшение подготовки личного состава подводных лодок, и комплектовать их экипажи таким образом, чтобы на каждой лодке, уходящей [108] в море, часть личного состава имела опыт предыдущих походов. Это было очень важно, так как быстрый рост подводного флота создавал трудности в людских резервах и ограничивал возможность всесторонней подготовки личного состава в базах до выхода лодок в боевой поход.

Общие потери от действия немецких подводных лодок за январь составили 61 судно (330 тыс. т ). При этом у побережья Америки было потоплено 43 судна.

Действия немецких и итальянских подводных лодок в феврале были менее интенсивны, чем в январе, однако в среднем в Атлантическом океане находилось свыше 40 лодок. В Средиземном море большой активности не наблюдалось. В южной части Атлантического океана и в Северном Ледовитом океане возросшая было активность к концу месяца не только не удержалась на прежнем уровне, но даже стала несколько уменьшаться. [109]

Продолжались действия немецких подводных лодок у восточного побережья США. Лодки среднего водоизмещения обнаруживались в Караибском море в районе Кюрасао и в Венесуэльском заливе, где продолжалось усиленное движение судов, главным образом танкеров.

В начале февраля из Бреста вышла в свой третий поход «U-558». К 26 февраля лодка, действуя совместно с другой подводной лодкой, потопила в Средней Атлантике из состава конвоя семь судов общим тоннажем 52 тыс. т, среди них два крупных танкера.

В феврале из Киркенеса вышла в свой второй поход «U-454». 13 февраля лодка пыталась атаковать отставший от конвоя «PQ-12» транспорт «Севзаплес», который накануне был атакован одиночным самолетом Ю-88 (самолет был сбит) и, следуя в Кольский залив самостоятельно, находился в 1,5–2 милях к северу от Териберки. Транспорт, обнаружив перископ, открыл по нему огонь и уклонился от атаки. Не добившись успехов, «U-454» возвратилась в Киркенес.

16 февраля группа подводных лодок атаковала суда в районах Аруба, Кюрасао и в Венесуэльском заливе. Активизировалась деятельность подводных лодок против судоходства в Караибском море, у Порт-оф-Спейн и острова Тринидад. За исключением района Панамского канала, во всем районе Караибского моря патрулировали лодки; особенно значительных успехов добивались лодки, действуя в районе пролива между Флоридой и Багамскими островами против каботажных судов и танкеров, шедших из Мексиканского залива.

В ночь с 21 на 22 февраля и затем снова в ночь с 23 на 24 февраля примерно в 450 милях к юго-востоку от мыса Рейс подводные лодки атаковали конвой, следовавший из Англии. В результате атаки группы лодок (около пяти) было потоплено 4 торговых судна (по немецким данным, было потоплено 7 судов и 6 повреждено). Несколько лодок действовало на подходах к мысу Гатерас и к югу от Ньюфаундленда и Новой Шотландии. В районе к востоку от меридиана 30° действия немецких лодок были сравнительно слабыми; всего ими было атаковано два конвоя и в обоих случаях потоплено по одному судну.

С 14 января подводные лодки атаковали у Атлантического побережья США или западнее меридиана 30° всего 114 судов. За это же время сами подводные лодки были атакованы 56 раз, в результате чего 3 лодки были потоплены и 4 повреждены.

За месяц немецкие лодки потопили 23 танкера. 4 судна (17 тыс. т ) были потоплены рейдерами и подводными лодками в Индийском океане. Общие потери торговых судов от немецких подводных лодок в феврале составили 82 судна (470 136 т ).

В марте основные силы немецких подводных лодок были сосредоточены у американского побережья между Чарльстоном, Южной Каролиной и Нью-Портом. При этом одна группа в составе трех подводных лодок действовала на подходах к мысу Гатерас. Большинство атак этой группы лодок приходилось на сумерки или на ночное время, и лишь некоторые суда были потоплены днем. Другая группа из 3 лодок действовала на подходах к Норфольку. Несколько немецких лодок находилось в районе к югу от Новой Шотландии и Ньюфаундленда, но здесь они имели меньший успех. Некоторые из них патрулировали в определенных зонах, другие же находились на позициях у американского побережья. Отдельные атаки были произведены лодками к востоку от меридиана 60° з. д. Видимо, это действовали лодки, находившиеся на переходах.

В Средиземном море немецкие подводные лодки действовали более активно и успешно вблизи ливийского побережья. Можно считать, что [110] всего в Средиземном море находилось от 20 до 25 подводных лодок, из них одновременно действовало до 10.

В марте возросло число судов, потопленных немецкими и итальянскими подводными лодками у западного побережья Африки и между западным побережьем Африки и Южной Америкой. Немецкие лодки (не более 5) действовали также на северо-западных подступах к островам Великобритании.

В целях отвлечения сил ПЛО две или три лодки были направлены в район Фритаун. Действуя к югу от мыса Пальмас, они потопили несколько одиночных судов, шедших без охранения, общим водоизмещением 25 тыс. т.

На 18 марта в водах Северной Норвегии попрежнему действовали подводные лодки, базировавшиеся в Тронхейме (около 12), в Тромсе (около 6) в Киркенесе и Варде (9 единиц).

Общее среднее число подводных лодок, действовавших ежедневно в море, в Марте достигало уже 48–50 единиц. Из отдельных случаев выхода лодок в море можно отметить следующие.

2 марта из Гельголанда вышла в море «U-506». Она должна была следовать к американскому побережью, но вскоре была возвращена. По пути следования в базу ей сообщили с другой подводной лодки об обнаружении конвоя, но «U-506» установить с ним контакт не смогла и 20 марта вернулась в Гельголанд, где присоединилась к 10-й флотилии.

В начале марта из Сен-Назера вышла в свой второй боевой поход «U-701». Она направилась к побережью Исландии. В течение четырех дней лодка потопила четыре вооруженных траулера, израсходовав при этом по одной электроторпеде на каждый траулер.

11 марта из Специи вышла в седьмой поход «U-78». После десятидневного пребывания в море, когда лодка была на перископной глубине, ее атаковал самолет. Одна из глубинных бомб разорвалась близко от лодки. Прочный корпус получил большие деформации. Оторвавшись от преследования, лодка была вынуждена зайти в Мессину на два дня, а затем отправилась в Специю, куда и прибыла 27 марта.

12 марта одна подводная лодка проникла в защищенную молом внутреннюю гавань порта Кастри и атаковала находившиеся там два судна. Одно из них сразу же затонуло, другое сначала получило крен, а затем последовал взрыв (повидимому, взорвались боеприпасы). Ввиду того что глубина гавани у причалов была 10 м, затонувшие корпуса обоих судов частично остались над водой. У выхода из гавани лодке удалось потопить еще одно судно. Когда суда тонули, лодка была обстреляна с берега пулеметным огнем, но это не помешало ей выйти из гавани.

20 марта из Киля вышла в Караибское море лодка снабжения «U-459». Там она снабдила смазочным маслом и запасными частями подводную лодку «U-567» и еще одну лодку, а также «U-432» на обратном пути ее в базу от североамериканского побережья.

Действия подводных лодок против конвоя «PQ-13» в Баренцовом море

В период с 28 по 31 марта подводные лодки (совместно с надводными кораблями и авиацией) атаковали конвой «PQ-13», следовавший в Мурманск.

Движение конвоя впервые было обнаружено подводными лодками, находившимися в Норвежском море. В течение нескольких дней между береговыми радиостанциями и подводными лодками наблюдался усиленный радиообмен. 24 марта узловая радиостанция в Нарвике передавала [111] по флоту четыре радиограммы серии ВВО, которые исходили от подводных лодок. 26 марта в Варангер-фьорде отмечались 2 подводные лодки. 28 марта конвой был обнаружен немецкой авиацией. В тот же день из Бардуфосса в Банак прилетело 11 самолетов Ю-88. Метеорологические условия для действий авиации были не вполне благоприятными. Так, 27 марта в Киркенесе видимость была 20 км, облачность 5 баллов, высота облаков 400 м, сила ветра 6 баллов.

28 марта первая вылетевшая пара самолетов Ю-88 в 12 ч. 40 м. обнаружила конвой на меридиане Нордкап, о чем донесла в Киркенес. Во второй половине дня другая пара установила за конвоем непрерывное наблюдение. Самолеты вылетели в 13 ч. 22 м. и продолжали наблюдение до 19 ч. 30 м. Всего в разведке насчитывалось 6 самолетов. Аэродромная рация Киркенес за день приняла от самолетов-разведчиков 29 радиограмм и передала 12.

Между аэродромными рациями и плавбазой подводных лодок в Варангер-фьорде поддерживалась непрерывная связь и, повидимому, разведывательные данные, получаемые от самолетов, сразу же передавались подводным лодкам. Подводные лодки без всякого охранения и обеспечения начали выходить из Варангер-фьорда утром 29 марта. Большинство их обнаруживалось на меридиане 33° в. В 16 ч. 32 м. лодка №9{41} обнаруживалась приблизительно на меридиане 34° в. севернее лодки № 13. Выход их на позиции из Варангер-фьорда производился веером. Лодки шли своими курсами, каждая на свою заранее назначенную позицию.

28 марта для нанесения бомбового удара по конвою немцы выслали 10 бомбардировщиков Ю-88. В 14 ч. 20 м. транспорт «Рейсланд» был потоплен самолетами. В 20 ч. 10 м. вылетела вторая группа бомбардировщиков и потопила транспорт «Эмпайр Рейджер». Через 20 минут из Банака вылетела еще одна группа самолетов Ю-88. Всего в течение дня 28 марта в море вылетало для ударов по конвою 22–26 бомбардировщиков.

29 марта условия погоды для действий авиации оставались неблагоприятными, однако с 5 ч. 30 м. в море были высланы три бомбардировщика-разведчика Ю-88. Кроме трех своих эскадренных миноносцев, самолеты ничего не обнаружили и в 9 ч. 30 м. возвратились на аэродром в Киркенес. Учитывая плохую видимость (снежные заряды, сильный ветер) и невозможность использования авиации, немцы в конце суток 28 марта выслали в море для нанесения удара по транспортам группу эскадренных миноносцев. Кроме того, из Варангер-фьорда вышло на позиции несколько подводных лодок, из которых одна в 6 ч. 45 м. была потоплена советской подводной лодкой в Варангер-фьорде.

С 20 ч. до 22 ч. 29 марта один из самолетов Ю-88 производил поиск конвоя в море, но из-за плохих метеорологических условий конвоя не обнаружил. Таким образом, непрерывное наблюдение за конвоем нарушилось, и немецкое командование со второй половины дня 29 марта точного представления о местонахождении конвоя и курсе его движения не имело. Полагая, что конвой пойдет в район острова Кильдин-Териберка курсом на юг, немцы развернули свои подводные лодки в районе, ограниченном координатами Ш = 70°15' — 71°30' с. и Д = 33–35° в., о чем свидетельствует их обнаружение радиоразведкой и наблюдением. В течение 29 и до половины дня 30 марта подводные лодки находились в указанном районе. 30 марта они обнаруживались в районе, ограниченном Ш = 70°25' — 71°18' с. и Д = 34°10' — 35° в. В период пребывания лодок [112] в этом районе в 11 ч. 30 м. 30 марта был торпедирован один транспорт. Второй транспорт был торпедирован 30 марта восточнее указанного района. Это дает основание считать, что часть лодок была развернута восточнее указанного района с расчетом, что конвой пройдет восточнее.

30 марта авиация, вылетавшая в разведку с 14 час. до 18 ч. 47 м. (3 самолета), обнаружила конвой, о чем донесла в Киркенес. Подводные лодки поспешно направились на юг к выходу из Кольского залива. 30 марта радиоразведкой и надводными кораблями обнаруживалось шесть подводных лодок на параллели 70° и южнее. Было отмечено 4 атаки транспортов лодками.

30 марта одна лодка в 19 ч. 15 м. безуспешно атаковала эскадренный миноносец «Гремящий» в 7 милях на север от острова Кильдин. После этого лодки обнаруживались радиоразведкой в районе, ограниченном Ш = 70°30' — 69°30' с. и Д = 34–35° в. В 19 ч. 20 м. конвой, за исключением отдельных отставших транспортов, уже вошел в Кольский залив.

Из рассмотрения операции можно сделать вывод, что немецкое командование рассчитывало нанести основной удар группой подводных лодок (7–8 единиц). Позиции лодок были расположены в районе, ограниченном меридианами 33 и 35° в. (отдельные лодки отмечались восточнее). Выбор этого района позиций оказался неудачным, в результате чего удалось торпедировать лишь один транспорт. Характерной особенностью деятельности лодок являлось свободное маневрирование их на позициях независимо от нахождения в этом районе других немецких лодок. Вполне возможно, что подводные лодки имели информацию по радио с берега о местонахождении соседних лодок или держали связь между собой по ЗПС. Управление силами, участвовавшими в операции, осуществлялось из Тромсе, а на отдельных этапах — с пловучей базы подводных лодок (в Варангер-фьорде) и с наземных военно-воздушных баз (из Банака и Киркенеса). Вся радиосвязь замыкалась на рацию базы подводных лодок в Варангер-фьорде. Репетичными рациями были Тальвик и база торпедных катеров в Варангер-фьорде. Радиообмен происходил на одной волне.

Действия подводных лодок были, вероятно, рассчитаны на непрерывное взаимодействие с авиацией и получение от нее данных о конвое. На основе этого взаимодействия было произведено развертывание подводных лодок на позиции и дальнейшая смена их 30 марта.

Расположением позиций лодок с севера на юг, т. е. по глубине следования конвоя к Кольскому заливу, немецкое командование рассчитывало нанести ему наибольший урон. Но эти надежды не оправдались.

Потери в марте составили 94 судна общим тоннажем 531 998 т (из них 72 было потоплено у побережья Америки).

Боевые действия подводных лодок в апреле 1942 г.

В апреле 1942 г. в составе немецкого флота числилось 305 подводных лодок, из них 58 — в ремонте, 122 — в готовности к боевым действиям, 125 лодок — в различных операционных зонах. В водах Арктики находилось 19 лодок, из них в море — 14 и в базах (Киркенес, Нарвик и Тронгейм) — 5; в Атлантике — 81 лодка, из них в базах западной Франции — 34, в Северной Атлантике и у побережья США — 45 и в Южной Атлантике — 2; в Средиземном море — 20 лодок, из них в базах — 13 и в море — 7; в Северном море — 5 лодок.

В апреле подводные лодки продолжали действия против судов, идущих самостоятельно, особенно танкеров, к западу от меридиана 45° з.

В начале апреля в район Караибского моря прибыли четыре новые [113] подводные лодки. В течение первой половины апреля несколько судов было потоплено недалеко от северного побережья Бразилии. Возможно, это было результатом атак двух или трех итальянских подводных лодок, действовавших в этом районе. К этому времени уже в течение четырех месяцев, кроме группы немецких лодок, у берегов Америки и Бразилии действовали итальянские лодки.

Непосредственно у побережья Северной Америки от Джексонвилла (штат Флорида) до Нью-Йорка действия подводных лодок проходили в несколько меньшем масштабе. К концу апреля отмечалось повышение активности в районе, находящемся в 400 милях западнее Бермудских островов. Имелись данные о действиях немецких подводных лодок в районе к югу от Ньюфаундленда и Новой Шотландии, но лодки здесь успеха не имели и, вероятно, только проходили через район, находящийся на пути к побережью США. Среднее количество немецких подводных лодок в районе к северу от параллели 30° и к западу от меридиана 45°, включая и лодки, находящиеся на переходе, достигало 18 единиц.

6 апреля из Лориана к Багамским островам вышла «U-506». Прибыв в район операций, «U-506» вместе с другой подводной лодкой 11 мая проследовала в Мексиканский залив{42}. В течение семи или десяти дней пребывания в этом районе «U-506» оставалась в подводном положении и всплывала только ночью. За это время она была атакована самолетом всего один раз. Одна из бомб упала рядом с лодкой, повредив ей кормовой торпедный аппарат. Лодка еще не была оборудована радиопеленгаторной установкой, обнаруживающей работу радиолокаторов.

Встреча «U-506» с другой лодкой не состоялась из-за опасности подвергнуться нападению авиации или сил ПЛО. Некоторое время «U-506» действовала между Новым Орлеаном и Тампико, где, израсходовав все свои торпеды, потопила и повредила шесть танкеров. Кроме того, лодка артиллерийским огнем потопила у побережья два грузовых судна. Первое судно водоизмещением 4500 т ночью было обстреляно 105-лш орудием на расстоянии 12 каб. После 100 выстрелов оно было потоплено. Через два дня лодка ночью обнаружила второй транспорт. Израсходовав 35 снарядов 105-мм и несколько 20-мм, с расстояния 11 каб. потопила его. «U-506» пополнила в море запасы топлива с подводной лодки снабжения и 15 июня прибыла в базу.

16 апреля из Ла-Паллиса вышла в свой пятый поход «U-432». Ей был дан приказ идти к побережью Северной Америки. По пути лодка встретила возвращавшуюся в базу «U-174». Пополнив запасы топлива со встретившейся лодки, «U-432» направилась в свой район. Действуя около Нью-Йорка, «U-432» потопила орудийным огнем три одиночных судна и четвертое судно из состава конвоя, шедшего на север. Кроме того, она потопила около берега два 300–400-т патрульных судна. На обратном пути в базу «U-432» встретилась с подводной лодкой снабжения и приняла от нее 35 т топлива{43}.

В конце апреля из Сен-Назера вышла в свой второй поход «U-593». Она действовала у Ньюфаундленда совместно с «U-158» и «U-594». Атаковав один конвой, «U-593» потопила из его состава два судна. При этом лодка была безуспешно атакована кораблями охранения.

С весны 1942 г. в Атлантике начались атаки группами из 6 подводных лодок. При этом лодки № 1, 2, 3, 4 образовали две группы, отстоящие на 15–20 миль одна от другой. В каждой группе было по 2 лодки; дальность наблюдения примерно 8 миль. Лодки № 5 и 6 находились [114] на флангах в 20 милях от этих групп. Все подводные лодки были растянуты примерно на 100 миль из расчета, что конвой из 30–40 судов образует прямоугольник длиной максимум 5 миль и шириной 2 мили. Если он пройдет в любой точке через завесу подводных лодок, то лодки № 5 и 6 (при условии если ход конвоя 9, а лодок — 18 узл.) успеют атаковать конвой. Сосредоточение подводных лодок и атака производились обычно ночью.

В конце апреля из Сен-Назера вышла в море «U-607». На переходе в Бискайском заливе она была безуспешно атакована самолетом. Лодка направлялась к Гренландии, где должна была присоединиться к одной из трех поисковых групп подводных лодок, носивших название «Донау I», «Донау II» и «Эльба», действовавших в Северной Атлантике{44}. На переходе в назначенный район лодка встретила конвой и выпустила четыре торпеды по одному транспорту, нанеся ему повреждения.

Вслед за этим «U-607» подверглась преследованию корвета, от которого пыталась уйти в надводном положении. Корвет обстрелял ее из орудий. Лодка была вынуждена погрузиться, при этом на нее было сброшено большое количество глубинных бомб, не причинивших ей ущерба. В течение семи часов «U-607» не могла всплыть, так как на нее непрерывно сбрасывались бомбы. Уйдя от преследования, лодка направилась в базу. 15 мая она встретила к северу от Азорских островов транспорт водоизмещением 5589 т и потопила его. После этой атаки «U-607» встретилась еще с двумя конвоями (один из них шел из Гибралтара в Англию, другой из Англии в Гибралтар), но атаковать конвои не смогла{45}.

В районе Фритауна (Западная Африка) и в районе западных подходов к Великобритании за исключением нескольких атак в начале апреля обстановка была спокойной.

Заметно стала активизироваться деятельность немецких подводных лодок на северных морских сообщениях, связывающих Советский Союз с западными державами. Так, с 10 по 20 апреля и с 27 апреля по 5 мая немецкие лодки совместно с авиацией провели две атаки конвоев.

С апреля до декабря 1942 г. на Северном морском театре постоянно действовало до 20 лодок.

Продолжались действия немецких лодок и в Средиземном море; так, в середине апреля немецкая подводная лодка потопила судно, принадлежащее свободной Франции, и несколько парусных судов недалеко от Бейрута.

4 апреля из Специи вышла в свой пятый поход «U-331». Она прошла через Мессинский пролив и направилась к побережью Палестины. Во время перехода днем у острова Крит она была безрезультатно атакована с воздуха. Лодка уклонилась погружением. Когда она через час всплыла, авиации уже не было.

Днем 8 апреля «U-331» прибыла в район Бейрута и легла на грунт. В 22 час. она всплыла и начала патрулировать у входа в гавань. В течение ночи лодка потопила два парусника с нефтью, выходивших из порта. Первое судно было потоплено без предупреждения. В 6 час. 9 апреля «U-331» погрузилась на перископную глубину и весь день патрулировала в стороне от входа в гавань. С лодки можно было наблюдать движение [115] на берегу. Эхолот показывал небольшую глубину. Днем было обнаружено крупное парусное судно, но, не желая выдавать свою позицию, «U-331» не атаковала его. Вечером 9 апреля, находясь все еще на этой позиции, лодка обнаружила в западном направлении большой столб пламени. Вскоре было перехвачено сообщение командира «U-81» о потоплении им танкера. В 19 час. 10 апреля «U-331» проникла в гавань Бейрута, торпедировала грузовой пароход, стоявший у стенки, и ушла из гавани. Торпеда попала в корму, но судно не затонуло. В тот же вечер была сделана попытка потопить другой грузовой пароход при выходе его из гавани, но торпеда прошла мимо. «U-331» оставалась в районе Бейрута еще в течение нескольких дней. За этот период она приняла сообщение от лодки «U-81» о потоплении 9 парусных судов, 2 танкеров и одного, повидимому, корабля охранения.

Имея незначительные результаты у Бейрута, командир лодки решил расширить свой район действий в сторону открытого моря. 15 апреля «U-331» обнаружила парусное судно между Кипром и Бейрутом и обстреляла его из 88-мм орудия, после чего направилась в базу. На переходе между Кипром и Критом она обнаружила самолет и погрузилась. Атаки со стороны самолета не последовало, и через некоторое время лодка снова всплыла. 19 апреля «U-331» прибыла в Саламис и стала к станке. [116]

5 или 6 лодок действовало у побережья Северной Африки и к юго-западу от Крита. В течение апреля подводные лодки на Средиземном море обнаруживались самолетами 19 раз{46} (рис. 12).

Действия подводных лодок против конвоев в Баренцовом море

Конвой «QP-10» вышел из Мурманска 10 апреля. Вероятно, располагая данными о времени выхода конвоя, со второй половины дня 10 апреля немецкая радиостанция базы подводных лодок в Варангер-фьорде начала передавать в адрес подводных лодок и эскадренных миноносцев, а также в Вильгельмсхафен шифрограммы (предположительно, о выходе конвоя).

Немецкая авиация до выхода конвоя глубокой разведки моря почти не вела. Полеты начались лишь 11 апреля. С 8 ч. 30 м. до 14 час. поиск кораблей производили три Ю-88, которые и обнаружили конвой в полдень. По обнаружении конвоя немецкая авиация произвела на него несколько налетов и в 16 час. в районе полуострова Рыбачий потопила английский транспорт.

Одновременно с действиями авиации на путь следования конвоя из Варангер-фьорда и из баз северо-западной Норвегии вышли и подводные лодки. 13 апреля в море в районе между Ш = 70–74° с. и Д = 25–33° в. были обнаружены пять лодок. В этот день две лодки почти одновременно торпедировали два транспорта. 13 апреля с 9 час. до 16 час. для действий против конвоя вылетело 35 самолетов Ю-88, не причинивших никакого вреда конвою. После 13 апреля противник особой активности не проявлял. Часть подводных лодок, находившихся в море, вероятно, ушла в базы для пополнения боеприпасов, часть же оставалась в море. Операция против конвоя «QP-10» по существу осталась не завершенной.

По всей вероятности, немецкие лодки были переразвернуты для действий против конвоя «PQ-14», направлявшегося из Англии в Мурманск. Обстоятельства атаки этого конвоя следующие. 15 апреля в 15 час. авиация обнаружила этот конвой. Лодки вышли из баз в район Нордкап — остров Медвежий и были обнаружены: лодка № 12 в 18 ч. 01 м. в Ш = 71°10' с. и Д = 22°50' в., три лодки к северо-западу от Нордкапа и три подводные лодки в районе острова Медвежий. Таким образом, к 16 апреля между островом Медвежий и северным побережьем Норвегии обнаруживалось семь подводных лодок. Одна из них в 15 ч. 50 м. атаковала двумя торпедами транспорт «Эмпайр Ховард» к югу от острова Медвежий. 17 и 18 апреля подводные лодки, преследуя конвой, перемещались на восток. 18 апреля пять лодок обнаруживались в районе, ограниченном Ш = 71–73° с. и Д = 32–35° в. Дальнейшего перемещения подводных лодок и атак кораблей конвоя не отмечалось, и 20 апреля лодки возвратились в базы (главным образом в Киркенес).

В это же время авиация настойчиво вела поиск конвоя, повидимому, с целью наведения лодок, а также и для самостоятельного нанесения ударов. Из-за все ухудшающихся метеорологических условий немецкая авиация обнаружила конвой только 19 апреля уже непосредственно у входа в Кольский залив. Однако подводные лодки не решились на преследование конвоя до самого входа в Кольский залив, так как опасались быть обнаруженными силами и средствами ПЛО, развернутыми на подходах к заливу. [117]

С 27 апреля по 5 мая атакам подверглись два других конвоя, шедшие на запад и на восток. В этих атаках участвовали подводные лодки, надводные корабли и авиация. Уже со второй половины дня 26 апреля немецкая авиация вела интенсивную дальнюю разведку почти в течение всего светлого времени суток. Разведка не прекращалась до самого окончания операции. При этом в разведке участвовало 26 апреля 15 самолетов, 27–6, 28–8, 29–2, 30–3 и с 1 по 5 мая — 22 самолета. Самолеты вылетали с аэродромов в Банаке и вели разведку главным образом в восточной части Норвежского моря, так как плохая видимость и снежные заряды совершенно не позволяли летать в Баренцовом море. Поэтому разведка охватывала лишь часть морских сообщений. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, 29 апреля конвой, направлявшийся в Мурманск, был обнаружен. В эти же дни был обнаружен и конвой, шедший из Мурманска в Англию.

Места обнаружения подводных лодок показывают, что они находились на позициях в сравнительно небольшом районе, ограниченном параллелями 71 и 72° с. и меридианами 33 и 35° в. Повидимому, на развертывание лодок повлияло их запоздание с выходом в море, в связи с чем стремление выставить завесу подводных лодок по линии север — юг да, Ш = 74° с. не удалось. Поэтому конвой прошел 30 апреля вне района позиций подводных лодок (севернее), однако одной из двух лодок, находившихся выше Ш = 73° с., удалось в 16 ч. 20 м. в Ш = 73° с., Д = 33° в. торпедировать английский крейсер «Эдинбург». В результате дальнейших атак крейсер получил новое попадание торпедой и во избежание захвата противником был потоплен своим кораблем.

1 мая подводные лодки поднялись выше параллели 73° с. и продолжали преследовать конвой, направившийся в Англию. При этом, кроме указанных подводных лодок, две лодки обнаруживались южнее Ш = 73° с. В течение 1 и 2 мая в районе, ограниченном меридианами 33–35° в., находилось пять лодок. Эти лодки были оставлены, вероятно, с задачей атаковать торпедированный крейсер. Очевидно, с этой же целью 1 мая из Варангер-фьорда в указанный район вышли еще две подводные лодки.

Подводные лодки, преследовавшие 1 мая конвой, шедший на запад, (4 единицы), на следующий день вернулись на прежние позиции (район меридианов 33–35° в.) для атаки кораблей, идущих в Кольский залив.

2 мая для удара по конвоям вылетело 17 самолетов. Первый налет состоялся в 2 ч. 30 м., в результате атак было потоплено три транспорта.

С 5 мая лодки стали отходить в базы. В середине дня 6 мая пять подводных лодок возвратилось в Варангер-фьорд. 7 и 8 мая туда прибыли еще три подводные лодки.

Подводные лодки не потопили ни одного транспорта. Причинами этого явились:

— опоздание подводных лодок с выходом из баз для занятия позиций ожидания;

— плохо организованное взаимодействие с авиацией;

— неблагоприятные условия погоды для действий авиации;

— отсутствие необходимого боевого опыта у командиров подводных лодок, которые только что прибыли на северный театр из южной части Балтийского моря.

Боевые действия подводных лодок в мае 1942 г.

Действия подводных лодок в первой половине мая продолжались в водах Северной и Центральной Атлантики. Отмечались случаи потопления судов в водах Канады на подходах к Галифаксу. [118]

14 мая на подходах к Сент-Джонсу (Ньюфаундленд) «U-213» поставила 15 мин. Отдельные подводные лодки обнаруживались авиацией США в 100 милях южнее мыса Рейс к северу от Флориды. У восточного Побережья Флориды подводные лодки в течение нескольких дней атаковали 10 судов, в том числе 4 американских, 2 голландских и одно английское. Неоднократные атаки производились в Мексиканском заливе. В районе между устьем Миссисипи и Ки-Вест в период с 7 по 15 мая подвергались атакам 6 судов, из них 4 американских. Два американских судна и одно английское были атакованы к югу от Кубы, 2 судна в районе к югу от Порто-Рико.

Продолжались действия подводных лодок и в Средиземном море, Где они встречали лишь слабое противодействие.

Одновременно с этим активизировались действия подводных лодок на севере против конвоев, следовавших из Исландии в Мурманск и Архангельск. В северной и северо-западной части Норвегии систематически базировались не менее 20 подводных лодок. Действуя против конвоя «PQ-15», лодки не смогли своевременно развернуться и поэтому конвой Никаких потерь от лодок не понес. Только 14 мая охранением конвоя «PQ-15» была обнаружена подводная лодка противника непосредственно у кромки льда. Головной эскадренный миноносец открыл по ней огонь, а замыкавшие конвой тральщики сбросили глубинные бомбы. На подходе к Мурманску конвой со стороны лодок помех не имел.

2 мая в американские воды прибыла «U-352»{47}. Вначале лодка встреч с судами не имела. 7 мая она была обнаружена самолетом, который сбросил на нее две бомбы. В дальнейшем лодка предприняла ряд неудачных атак, израсходовав восемь торпед. При попытке атаковать сторожевой корабль «Икарус» 9 мая лодка была обнаружена. Выпущенная лодкой торпеда в цель не попала. «Икарус» атаковал лодку глубинными бомбами (было сброшено 4 серии бомб). В 17 ч. 09 м. подводная лодка всплыла с дифферентом на корму, была обстреляна и потоплена.

9 мая из Сен-Назера вышла в свой шестой поход «U-331». Она направлялась в Средиземное море в район Мерса-Матрух. В течение нескольких дней лодка ничего не обнаруживала. В 10 час. 19 мая лодка получила донесение о конвое, шедшем на восток. В 14 час. конвой был обнаружен, но из-за сильного воздушного охранения предпринять атаку днем командир лодки не решился. Контакт с конвоем был потерян. Затем он был восстановлен другой лодкой, действовавшей в этом же районе, которая сообщила «U-331» его место. Ночью конвой был обнаружен лодкой в пяти милях и в 2 ч. 05 м. 20 мая атакован из надводного положения. Было выпущено три торпеды веером по второму английскому судну. После атаки «U-331», не ожидая результатов, немедленно погрузилась. Вскоре после этого послышались разрывы глубинных бомб. Был выпущен снаряд, имитирующий гибель подводной лодки, однако гидроакустические приборы кораблей продолжали работать. После выпуска второго снаряда разрывы глубинных бомб прекратились. В 8 час. подводная лодка всплыла и командир решил идти в базу, так как из-за полученных повреждений она потеряла способность быстро погружаться. «U-331» направилась в Мессину, где можно было произвести необходимый ремонт, и прибыла туда 23 мая.

19 мая 1942 г. из Бреста вышла в свой третий поход «U-701». В течение нескольких часов лодку сопровождали два сторожевых корабля и два истребителя. Лодка зашла в Лориан для пополнения запасов топлива. [119] 20 мая «U-701», имея на борту, как обычно, 12 электрических и 2 паровоздушные торпеды, вышла из Лориана и вместе с другой лодкой направилась к восточному побережью США. Переход в американские воды занял двадцать два дня. Такая продолжительность перехода «U-701» зависела от многих причин: экономии топлива, плохой погоды и преследования двух транспортов, шедших в восточном направлении.

Во время перехода через Атлантику она встретила две другие немецкие подводные лодки. Затем «U-701» встретила шведский лайнер «Дроттингхольм», имевший на борту дипломатов стран оси, направлявшийся из Нью-Йорка в Португалию. Не будучи заранее предупрежден о возможности встречи с ним, командир лодки не опознал лайнер и начал преследование его, потеряв на это полтора дня. Вскоре после этого лодка обнаружила английский лайнер водоизмещением 15 тыс. т, шедший на зигзаге и направлявшийся на восток. «U-701» начала преследование, но, убедившись, что лайнер для нее слишком быстроходен, прекратила погоню.

Большую часть перехода «U-701» совершила в надводном положении и, только подходя к американскому побережью, командир стал осторожнее и большее время лодка оставалась под водой.

Действия подводных лодок против конвоев «PQ-16» и «QP-12»

Из групповых действий немецких лодок в мае месяце необходимо отметить атаки конвоев «PQ-16» (34 транспорта) и «QP-12» (15 транспортов).

Один конвой вышел из Исландии (Рейкьявик) 20 мая, а второй из Мурманска 21 мая. Ведя систематическую разведку авиацией и подводными лодками, немецкое командование на этот раз было более осведомлено об обстановке на театре. Для участия в операции в Северную Норвегию в мае было дополнительно переброшено 76 самолетов ДО-17, ДО-18 и Хе-115.

С 23 мая после обнаружения конвоев авиацией немецкие лодки спешно начали готовиться к выходу в море. Одновременно о движении конвоя были извещены лодки, вышедшие в Норвежское море. К 15 час.

25 мая, кроме двух подводных лодок, уже находившихся в это время в море, из баз северо-западной Норвегии вышли еще 4 лодки. В 1 час 26 мая в условиях тумана одна подводная лодка проникла во внутрь конвоя, где была атакована глубинными бомбами. Через шесть минут конвой атаковала вторая подводная лодка. Лодка торпедировала американский транспорт, замыкавший третью колонну. Через две — три минуты транспорт затонул. В 2 ч. 30 м. конвой был снова атакован подводной лодкой. 27 мая из Варангер-фьорда вышли еще две подводные лодки № 4 и 9, которые, видимо, не были готовы к выходу в море ранее. Эти лодки пошли в северо-западном направлении, а затем повернули на восток.

В течение 27 мая конвой «PQ-16» следовал севернее 74 параллели у границы пловучих льдов, что затрудняло действия подводных лодок северней этой широты. Примерно со второй половины дня 27 мая лодки начали перемещаться в восточном направлении и были обнаружены в районе между Ш = 73°57' с., Д=16°10' в. и Ш = 74°00' с., Д = 25°10' в.

В это время конвой был атакован 108 самолетами-бомбардировщиками. В результате атаки были потоплены 4 транспорта и одно судно ПВО и повреждены 4 транспорта. Один из поврежденных транспортов 28 мая команда покинула, и он тоже затонул.

Во второй половине суток 28 мая и днем 29 мая 6 подводных лодок [120] отмечалось в районе, ограниченном Ш = 72° — 73°40' с. и Д = 32–35° в. Однако, кроме двух отмеченных атак транспортов, случаев торпедирования судов больше не было. Движения подводных лодок на юг, к Кольскому заливу, также не наблюдалось. Одна из 10 подводных лодок, участвовавших в операции (№ 3), находилась на позиции на подходах к Кольскому заливу. 28 мая эта лодка трижды обнаруживалась в 35 милях к северу от Вайда-Губы. В ее задачу, повидимому, входила, как и в предыдущих случаях, разведка выходящих из залива кораблей и атака отставших или поврежденных кораблей, направляющихся в Мурманск кратчайшим путем. Эта лодка была потоплена советской подводной лодкой вечером 28 мая. К концу суток 30 мая лодки стали возвращаться в базы. Три лодки 31 мая пришли в Варангер-фьорд, две ушли в базы по направлению северо-западной Норвегии.

Незначительный успех подводных лодок в этой операции объясняется их запоздалым развертыванием на позициях и сложностью действий в непосредственной близости от пловучих льдов.

* * *

Несколько подводных лодок активно действовали на узлах путей сообщения недалеко от устья Миссисипи и в Юкатанском проливе между Кубой и Никарагуа. При этом они избегали нападать на конвои, чтобы не подвергать себя излишнему риску, а атаковывали одиночные суда. В мае отмечалось большое количество подводных лодок, действовавших из портов и баз Бискайского залива. Причем общее количество базировавшихся на эти базы подводных лодок непрерывно возрастало. Систематически возрастала и общая численность подводных лодок в составе немецкого флота и численность подводных лодок, готовых к боевым действиям на морских сообщениях.

К 1 мая в готовности к боевым действиям имелось 124 лодки, из них 85 находились в походах или в базах в Атлантике, 19 — в Средиземном море и до 20 — в норвежских водах и в Северном море; кроме того, 114 подводных лодок, не считая учебных, заканчивали боевую подготовку в Балтийском море. Подводная лодка в среднем при нормальных условиях после укомплектования ее личным составом требовала для подготовки к выходу в первый боевой поход 4 месяца.

В течение этого времени немецкому командованию удавалось подготовить личный состав до такого уровня, что он мог сравнительно легко переносить тяготы длительных походов и умело использовать оружие и технические средства подводной лодки.

Известной характеристикой подготовленности личного состава может служить тот факт, что средний тоннаж, потопленный в первом полугодии 1942 г., на каждую потерянную подводную лодку составил около 160–170 тыс. т.

В то же время сравнительно небольшими были и потери подводных лодок — за первое полугодие 1942 г. было потеряно лишь 19 подводных лодок. И это несмотря на то, что, кроме надводных кораблей, против подводных лодок действовала и авиация.

Эффективность действий авиации против подводных лодок из-за небольшой ее численности и ограниченного радиуса действий оставалась невысокой. Положение было иным лишь в пределах досягаемости авиации, базирующейся на береговые аэродромы. Включение же в состав конвоев конвойных авианосцев проходило медленно и не обеспечивало необходимой охраны всего судоходства. Кроме того, уровень подготовки летного состава (особенно американского) был крайне низким. Достаточно [121] сказать, что первые случаи потопления подводных лодок («U-656» и «U-503») американской авиацией относятся лишь к 1 апреля и к 1 мая, а английской авиацией («U-701») только к 1 июля. Также снизился и уровень подготовки личного состава сил ПЛО, куда было призвано новое пополнение. (Продолжительность переподготовки специалистов-гидроакустиков была сокращена с 9 недель в довоенное время сначала до 6, а затем до 3 недель.)

Поиск лодок приборами радиолокации затруднялся тем, что радиолокационные установки были далеко несовершенными, а на большей части кораблей охранения и самолетов не было даже и таких приборов. Поэтому с-начала войны до мая 1942 г. силами ПЛО США было уничтожено всего 9 подводных лодок. При этом первая подводная лодка («U-85») была уничтожена американскими кораблями 14 апреля 1942 г. и то после того, как она оказалась на мелководье у мыса Гетерас.

Единственным реальным мероприятием, которое могло провести англо-американское командование для снижения потерь от подводных лодок в первой половине 1942 г., было улучшение организации и усовершенствование системы конвоев и резкое сокращение самостоятельного судоходства (вне конвоев). Однако и это встречало на своем пути большую трудность — нехватало сил эскорта, особенно для конвоирования у побережья США.

В связи с этим к побережью США было направлено из Англии 24 траулера, приспособленных для борьбы с подводными лодками (укомплектованных английским личным составом). Кроме того, Англия возвратила США полученные ранее у них 10 корветов типа «Флоуэр». Одновременно была пересмотрена вся система трансатлантического охранения конвоев. Все надводные силы ПЛО английского и канадского флотов, а также флота США были сведены в одну атлантическую группировку, что дало известную экономию сил охранения и освободило часть американских миноносцев для действий в более угрожаемых районах, но решительного влияния на ход боевых действий не оказало.

Пересмотрев систему судоходства, англичане решили перейти на систему эскортирования конвоев на морских сообщениях на юге Африки: мыс Доброй Надежды — Красное море — Персидский залив. Это в свою очередь потребовало перераспределения имевшихся сил охранения и отвлечения части их из Атлантики в эти районы. Результаты мероприятий, проведенных США и Англией в борьбе с немецкими подводными лодками в первой половине 1942 г., сказались лишь в следующие месяцы войны.

Потери от лодок в мае составили 124 судна общим водоизмещением 607247 т, в том числе 28 танкеров. Из общего числа потерь около 120 судов было потоплено у побережья Америки.

Боевые действия подводных лодок в июне 1942 г.

В июне количество немецких подводных лодок, действовавших в Атлантическом океане, увеличилось до 60–65. Кроме того, боевые походы отдельных лодок стали более продолжительны.

Наиболее опасными зонами для торгового судоходства попрежнему считались Мексиканский залив, Караибское море и восточные подходы к ним. Особое внимание уделялось и морским сообщениям, проходившим между Бермудскими и Антильскими островами и вдоль восточного побережья Америки, особенно между Галифаксом и Нью-Йорком. Потери в этом районе были чрезвычайно большие. [122]

Командиры многих подводных лодок, обладая большим опытом, правильно учитывали действия противника. Так, например, зная, что англичане имеют привычку бросать бомбы «наугад», чтобы отогнать подводную лодку от конвоя, они не особенно боялись таких атак и действовали более решительно, всплывая часто на перископную глубину для определения обстановки зрительно.

Многие командиры лодок патрулировали в своих районах в надводном положении, чтобы лучше видеть окружающую обстановку. Они считали передвижение на перископной глубине, особенно при плохой погоде, затруднительным для рулевых горизонтальщиков. Поэтому, если обстановка не позволяла лодкам идти в надводном положении, то они шли под водой преимущественно на глубине от 20 до 30 м (на такой глубине почти не чувствуется волнение).

При переходе в надводном положении многие командиры лодок отработали систему наблюдения за воздухом. При хорошей видимости наблюдатели научились обнаруживать приближающийся самолет на дистанции 6 миль. Время срочного погружения было доведено до 30 сек. (рекордное время срочного погружения при наличии на мостике четырех человек было доведено до 28 сек.).

К этому времени командиры подводных лодок имели инструкции для действий в море. В частности, им предписывалось в тех случаях, когда видимость меньше радиуса действия акустических приборов и когда лодка не идет в атаку, оставаться под водой на перископной глубине.

По мнению многих командиров лодок, ложиться на грунт на небольших глубинах не следует, так как лодки легко могут обнаружить силы ПЛО, а во время уклонения от атак лучше ходить на самой малой скорости (под электродвигателями) для снижения шума лодки.

В начале июня совместно с «U-458» из Киля вышла в свой первый поход подводная лодка снабжения «U-461». Обе лодки на несколько часов заходили в Кристиансанд. Далее «U-461» проследовала в Северную Атлантику и патрулировала между Исландией и Азорскими островами, достигнув параллели 20° ю. За время похода подводная лодка обеспечила различными видами снабжения и боеприпаса 16 подводных лодок.

11 июня «U-87» поставила 10 мин у Бостона, «U-373» — 15 мин у Делавера. На следующий день эта же немецкая лодка поставила 15 мин в Чезапикском заливе, на которых впоследствии подорвались 4 английских траулера, были повреждены 2 транспорта и один боевой корабль американского флота. В дальнейшем минные постановки проводились у берегов Флориды, в устье Миссисипи, на подступах к Нью-Йорку и в других районах.

В это же время было произведено несколько атак на трансатлантические конвои. Первая из них привела к потере четырех торговых судов и тральщика «Мимоза». В результате второй атаки было потоплено еще одно судно.

15 июня из Сен-Назера вышла подводная лодка снабжения «U-459». Она пришла в точку, лежащую на расстоянии 300 миль юго-восточнее Бермудских островов, и снабдила топливом 5 немецких подводных лодок. Торпед на борту у нее не было. На одну из лодок она передала также полную компрессорную установку, после чего направилась в Сен-Назер, куда прибыла в начале августа.

Между 14 и 16 июня подвергся упорному преследованию и атаке группой из 5–8 подводных лодок конвой «HG-84». Из его состава, несмотря на неоднократные контратаки эскортных кораблей, было потоплено 5 судов.

17 июня «U-701», находясь у мыса Гатерас, встретилась с охотником [123] за подводными лодками. Лодка предпочла скрыться. На следующий день она обнаружила тот же охотник, охранявший танкер и грузовой пароход, шедшие в строе кильватера. Отведя суда на безопасное расстояние, охотник вернулся и, преследуя лодку, сбросил на нее глубинные бомбы. На следующее утро лодка снова встретилась с охотником, который после ожесточенного, но беспорядочного артиллерийского огня с подводной лодки был потоплен.

19 июня «U-701» обнаружила конвой, но перехватить его не смогла. 27 июня в 11 ч. 07 м. в Ш = 34°45' с. и Д = 75°22' з. она обнаружила еще один конвой, шедший в южном направлении. Лодка выбрала один танкер средней величины и выпустила в него две торпеды. Было замечено одно попадание, вызвавшее на танкере пожар. Через несколько минут «U-701» подверглась атаке эскадренного миноносца, сбросившего на нее глубинные бомбы. На лодке были выведены из строя вспомогательные механизмы и разбиты манометры в боевой рубке. Однако лодка не была потоплена, а танкер своим ходом вернулся в Норфлок.

28 июня лодка атаковала еще один крупный танкер, шедший под охраной авиации. «U-701» выпустила одну электроторпеду, в результате чего на судне произошел пожар. После этого, подвергнувшись контратаке авиации, она погрузилась. Взрывы бомб были слышны на небольшом расстоянии. Через некоторое время лодка вернулась к месту атаки и, застав танкер еще горящим, в 23 ч. 38 м. (через 11 часов после первой атаки) выпустила в него еще одну торпеду, ускорив его потопление. Следует заметить, что танкер сопровождали два катера береговой охраны и три самолета. Оба катера стояли около танкера, ожидая спасательного судна.

До 7 июля лодка встреч с противником не имела. 7 июля в полдень «U-701» находилась в надводном положении в районе мыса Гатерас. Наблюдение за воздухом вели командир лодки и два офицера, так как район считался опасным. Когда наблюдатель сообщил об обнаруженном самолете, времени для погружения почти не было. Американский бомбардировщик успел сбросить две бомбы в тот момент, когда «U-701» только что скрылась под водой. Лодка получила два прямых попадания. Корпус в кормовой части был разворочен, и вода хлынула в лодку. Через две минуты центральный пост был почти полностью залит водой. Лодка затонула на глубине 20 м.

16 июня «U-202» высадила с резиновой шлюпки диверсионную группу у м. Амагансеп (остров Лонг-Айленд). Затем она пополнила запасы топлива с лодки «U-461» и на обратном переходе в Брест потопила аргентинское судно.

16 июня 3 подводные лодки в надводном положении атаковали конвой «ONS-102». В состав конвоя входило 63 судна, следовавших одиннадцатью колоннами. Конвой шел с охранением из девяти кораблей (эскадренный миноносец «Лиру», три корабля пограничной охраны, один канадский эскадренный миноносец и четыре канадских корвета) со скоростью 11 узл. В 7 ч. 25 м. 16 июня корабли охранения установили контакт с подводными лодками. Для их преследования были выделены один эскадренный миноносец и корвет. В 8 ч. 36 м. эскадренный миноносец обнаружил на горизонте подводную лодку, находившуюся в 20 милях от конвоя. Через полчаса, когда дистанция сократилась до 7 миль, подводная лодка погрузилась. Миноносец безрезультатно атаковал ее глубинными бомбами. В это время в преследование включился корабль пограничной охраны «Кэмпбелл». В 13 ч. «Кэмпбелл» обнаружил подводную лодку в надводном положении примерно в 13 милях от предыдущей позиции и в 43 милях от конвоя и также безрезультатно атаковал ее глубинными [124] бомбами. Одновременно продолжал поиск другой корабль погранохраны. В 13 ч. 30 м. он обнаружил другую подводную лодку, находившуюся в надводном положении, и открыл по ней огонь. Таким образом, четыре корабля охранения из 9 преследовали подводные лодки.

На следующий день 17 июня корабли предприняли поиск лодки. Канадские корветы «Коллингвуд» и «Ростерн» производили поиск весь день в районе радиусом от 15 до 18 миль с флангов конвоя; корвет «Майфлауэр» патрулировал в радиусе 15 миль в хвосте конвоя. К вечеру этого же дня американский эскадренный миноносец «Лиру» вышел по курсу конвоя на 20 миль вперед, но контакта с подводными лодками противника установлено не было. Однако ночью двум немецким подводным лодкам удалось проникнуть между колоннами судов, несмотря на то, что головные суда конвоя прикрывались тремя кораблями. Через полчаса после полуночи первая подводная лодка была обнаружена одним из судов, следовавшим в третьей колонне, которое оповестило сигналом канадский корвет. Последний произвел поиск с обоих флангов конвоя, но из-за помех, создаваемых кильватерной струей судов, лодку не обнаружил. В 1 ч. 25 м. 18 июня второе судно, следовавшее в одиннадцатой колонне, обнаружило на расстоянии 500 м от конвоя подводную лодку, которая успела уйти под воду и была безуспешно атакована глубинными бомбами.

19 июня были обнаружены несколько следов торпед и след погружающейся подводной лодки, которая подверглась безрезультатным атакам глубинными бомбами.

Стремясь ликвидировать угрозу конвою «ONS-102» и следовавшему за ним на расстоянии одного или двух дней пути конвою «ONS-103», американское командование сформировало в Арджентии ударную группу в составе четырех корветов для поиска подводных лодок на незначительном удалении от конвоя «ONS-102»{48}.

20 июня один из корветов обнаружил подводную лодку примерно в одной миле по курсу следования конвоя. Подводная лодка погрузилась, и корвет атаковал ее глубинными бомбами. Одна из бомб произвела настолько сильный взрыв, что несколько торговых судов приняло его за взрыв торпедированного судна и выстрелило осветительные ракеты. Команда одного судна даже приготовилась покинуть его.

В результате возникшей иллюминации подводная лодка была обнаружена в центре первой колонны. Ближайшее торговое судно обстреляло ее пулеметным огнем и принудило погрузиться. Несколько кораблей охранения маневрировали вокруг ярко освещенного конвоя, бесцельно сбрасывая глубинные бомбы. Радарное оборудование, которым были оснащены все корабли охранения, вышло из строя. Конвою «ONS-102» удалось уйти от атак, потеряв при этом только одно судно. Атакующие подводные лодки потерь не имели.

Другая группа лодок на севере пыталась атаковать конвой «QP-13» в Баренцовом море. Архангельская группа этого конвоя, состоявшая из 12 транспортов (6 английских и 6 советских), вышла в море 26 июня 1942 г.; Мурманская группа из 23 транспортов (из них 2 советских) вышла 27 июня. Обе группы соединились 28 июня и в составе одного конвоя пошли в Исландию. При подходе к северо-западной оконечности Исландии конвой попал на минное поле, поставленное немецкими подводными [125] лодками. Из-за нераспорядительности командира конвоя на минном поле из состава конвоя погибло 7 судов, в том числе советский транспорт «Родина».

Потери в тоннаже от лодок в июне были самыми большими за первое полугодие 1942 г. и составили 141 судно (700094 т ).

Война с Советским Союзом, затянувшаяся дольше, чем рассчитывала гитлеровская клика, и провал планов заставили германское командование активизировать действия против англо-американского судоходства в Баренцовом море.

В частности, был рассмотрен предварительный общий план операции против очередного конвоя, шедшего в СССР «PQ-17». Для участия в этой операции были выделены:

— тронхеймская группа: линейный корабль «Тирпитц» (с командующим флотом на борту), крейсер «Хиппер» и 6 эскадренных миноносцев{49};

— нарвикская группа: линейные корабли «Лютцов» (под флагом командующего крейсерами) и «Шеер» и 6 эскадренных миноносцев;

— группа подводных лодок: три лодки, которые с 10 июня уже находились в море северо-восточнее Исландии, их задачей являлось обнаружение конвоя; три или четыре другие подводные лодки находились на позициях между островами Ян-Майен и Медвежьим. Другие лодки, прибытие которых ожидалось к началу операции, предполагалось послать на позиции к острову Медвежьему.

Командование операцией должен был возглавить командующий группой «Норд». Подводные лодки подчинялись командующему группой «Норд» через командующего районом Ледовитого океана в Нарвике, так как непосредственное подчинение было признано нецелесообразным.

Перед авиацией, выделенной для участия в операции, были поставлены задачи:

— обнаружить конвой и вести за ним непрерывное наблюдение;

— нанести бомбовые и торпедные удары в первую очередь по авианосцам и транспортам, ни в коем случае не допуская ошибочных атак своих же боевых кораблей.

Наконец, было решено проводить операцию лишь в том случае, если не будет серьезного риска встречи с крупными силами противника.

Вполне понятно, что попытка немецкого командования нанести удар по конвою одновременно с предпринимаемым на южном направлении восточного фронта «генеральным» летним наступлением приводила к отвлечению лодок из Атлантики, т. е. к распылению усилий.

Некоторые итоги и выводы

Потери торгового флота союзников и нейтральных стран за период январь — июнь 1942 г. составили 725 судов тоннажем 3733 114 т, в том числе от подводных лодок 577 судов с тоннажем 3 074 488 т, от надводных кораблей 46 судов — 224 804 т и от авиации 102 судна — 433 822 т. Потери подводных лодок составили всего 19 единиц. Таким образом, потери в тоннаже на одну потопленную лодку были довольно большими и составляли более 160 тыс. т. При этом большая часть судов была потоплена у берегов Америки.

Особенно серьезную тревогу в США вызывали потери танкеров [127] у побережья США. Из общего числа ежемесячных потерь не менее 35% составляли танкеры (по немецким данным, за период с 1 марта по 1 сентября 1942 г. американцы потеряли 163 танкера общим тоннажем 1325 тыс. т, т. е. около 50% от всего состава довоенного танкерного флота).

Основным районом действий подводных лодок в первой половине 1942 г. на морских сообщениях являлся Атлантический океан (особенно восточное побережье США и Канады, затем Баренцово и Средиземное моря (рис. 13).

В целях восполнения потерь в тоннаже правительство США в начале 1942 г. разместило на верфях заказы на постройку 1101 судна тоннажем 7 млн. т (в том числе 189 танкеров).

Основным методом действий подводных лодок в Атлантике оставались групповые атаки конвоев. Используя данные всех видов разведки, они сосредоточивались на вероятных путях конвоев и атаковывали преимущественно в ночное время из надводного положения.

Одновременно с групповыми атаками подводных лодок производились и одиночные атаки. При этом следует отметить, что опытные командиры, помимо торпед, в ряде случаев использовали и артиллерию.

В Баренцовом море (где одновременно базировались как подводные лодки, так и надводные корабли и авиация) подводные лодки сравнительно часто действовали против союзных конвоев совместно с надводными кораблями и авиацией.

В Атлантике авиация использовалась в крайне ограниченных масштабах, так как все ее главные силы находились на советско-германском фронте. Этим и объясняются ограниченные размеры потерь тоннажа от авиации (102 судна).

Расширение масштабов строительства подводных лодок увеличивало трудности их укомплектования и ввода в строй. В связи с этим немецкое командование стало пополнять личный состав лодок за счет экипажей с надводных кораблей и торговых судов.

Англо-американские силы и средства борьбы с подводными лодками в этот период были очень распылены на огромном пространстве Атлантики и к тому же были ограничены количественно. Отсюда становится понятным тот небольшой успех, который имели силы ПЛО в борьбе с лодками.

В качестве средств защиты судов на переходе морем союзники использовали противоторпедные сети (адмиралтейские сети), которые подвешивались на выстрелах и прикрывали борта судов до 65–70% их длины{50}. По английским данным, эти сети себя оправдали. Так, из 21 зарегистрированного случая атак судов с подвешенными сетями только 6 было потоплено, причем гибель их произошла от попадания торпед в неприкрытые сетями части корпуса судов.

Основные же усилия союзников в борьбе с подводными лодками направлялись на всемерное форсирование строительства кораблей ПЛО, конвойных авианосцев и вооружение самолетов и кораблей ПЛО наиболее совершенными радиолокационными установками{51}. [128]

Дальше