Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава третья.

Боевые действия подводных лодок с момента вероломного нападения фашистской Германии на СССР до вступления в войну США (22 июня — 7 декабря 1941 г.)

Общий ход войны

Вероломное нападение фашистской Германии на СССР решительным образом изменило весь дальнейший ход второй мировой войны. Прежде всего оно окончательно устранило угрозу вторжения немецких армий на Британские острова и значительно обезопасило морские пути сообщения Англии.

Перенос центра тяжести всей войны на советско-германский фронт привел к тому, что западный фронт и действия немецких вооруженных сил стали иметь второстепенное значение. Единственными силами, действовавшими против Англии, являлись подводные лодки и несколько надводных кораблей.

Война с Советским Союзом вынудила немецкое командование направить часть своих подводных лодок в Балтийское и Баренцово моря{25}. В связи с этим потери английского и нейтрального торгового флотов от немецких подводных лодок в Атлантике во второй половине 1941 г. заметно сократились.

Снижение потерь тем более показательно, что число подводных лодок, находившихся в строю, в этот период возрастало. Так, если до июня 1941 г. число лодок, находившихся в строю, составляло максимум 126, то к ноябрю увеличилось почти в два раза — до 240.

Кроме переразвертывания подводных лодок для действий против Советского Союза, на эффективность дальнейшего использования лодок против морских сообщений Англии непосредственно влияли следующие обстоятельства:

1. Переброска из Западной Европы на советско-германский фронт главных сил немецкой авиации, что ограничило возможности разведки подводным лодкам, возможности нанесения ударов на ближних морских [80] сообщениях, а также более надежного прикрытия баз подводных лодок от ударов английской авиации.

2. Безусловные просчеты немецко-фашистского командования, делавшего ставку в своих планах на «молниеносный» разгром Советского Союза, и, как следствие этого, общее снижение интенсивности боевых действий против Англии.

3. Неспособность немецкого командования одновременно руководить боевыми действиями всей своей армии и авиации на 2000-км советско-германском фронте и действиями своих подводных лодок на английских морских сообщениях в Атлантике.

4. Ограниченность материальных ресурсов и людских резервов для бесперебойного обеспечения строительства и повседневного снабжения подводных лодок в связи с большими потребностями на советско-германском фронте.

Действия подводных лодок в июне — сентябре 1941 г.

В новой обстановке подводные лодки попрежнему действовали на морских сообщениях Англии.

Примерно 24 июня в северо-западной части Атлантического океана подводная лодка «U-651» встретила конвой, состоявший из 49 судов и 5 кораблей охранения, и потопила судно «Брокли Хим» (5297 т ). По транспорту были выпущены три торпеды с интервалами в несколько секунд. После этого лодка погрузилась на 30 м. Когда она снова всплыла, конвоя уже не было видно.

В тот же день «U-556», находившаяся в своем районе, встретила «U-552», о выходе которой в море она накануне получила оповещение. «U-552» также имела сведения о конвое, но не могла найти его. Командиры обеих лодок условились, что «U-552» пойдет на восток. Некоторое время «U-556» патрулировала в своем районе, а затем решив, что конвой должен быть где-нибудь поблизости, направилась на запад. 25 июня она обнаружила конвой и последовала за ним.

На следующее утро одна из лодок обнаружила конвой «ОВ-336» и торпедировала транспорт «Вигрид». К полудню она опять установила контакт с этим конвоем и вторично атаковала «Вигрид». В это время лодка, получив данные о курсе и скорости конвоя «НХ-133», пошла на пересечку его курса.

Тем временем «U-556», обнаружившая ранее конвой «НХ-133», большую часть ночи с 25 на 26 июня шла в надводном положении, подходя к конвою на дистанцию до 2 тыс. м, но атаковать его не решилась. Совершенно неоправданно она в течение ночи всплывала около 10 раз, снова погружалась и из подводного положения продолжала следить за конвоем с помощью гидроакустических приборов.

Только с рассветом лодка вышла надводным ходом на позицию впереди по курсу конвоя и затем, повернув на обратный курс, прошла вдоль всего конвоя и в 10 ч. 35 м. торпедировала голландский танкер (10356 т ). Следуя справа на траверзе конвоя, лодка торпедировала транспорт, после чего продолжала следовать за конвоем. В это же время с конвоем установили контакт «U-562» и еще одна лодка.

Командир «U-556» сообщил свои координаты другим подводным лодкам, действовавшим в данном районе, чтобы они могли выйти на перехват конвоя.

Затем «U-556» снова вышла вперед по курсу конвоя. Ночью с 26 на 27 июня она обнаружила танкер (12000 т ), торпедированный ранее [81] другой лодкой. В эту же ночь лодка торпедировала танкер (9500 т ), который все же достиг своего порта.

В 23 час. 26 июня примерно в том же районе «U-556» была обнаружена самолетом и погрузилась.

Около 6 час. 27 июня лодку обнаружил английский корвет «Настурциум», который из-за отсутствия глубинных бомб не смог атаковать ее. Преследуя лодку, корвет начал наводить на нее другой корвет «Селандейн», давая сигналы для атаки. Таким способом против лодки было проведено несколько атак. Однако атаки были безрезультатны.

Утром 27 июня при туманной погоде «U-556» услышала шум идущих судов, всплыла и пошла по направлению к ним. Внезапно туман рассеялся и лодка, увидев близко конвой, погрузилась и начала выходить в атаку (последнее донесение лодка отправила в 4 часа перед погружением). В этот момент она была обнаружена при помощи «асдика» корветом «Настурциум», который атаковал лодку, сбросив на нее 6 бомб (очевидно, бомбы были взяты с других кораблей). Взрывы бомб произошли вблизи лодки и вызвали течь в корпусе, а также повреждение левого электродвигателя. В кормовом отсеке прибывала вода, которая замкнула цепь правого электродвигателя, и он тоже перестал работать. Командир лодки решил всплыть и, торпедировав один из кораблей, попытаться оторваться от преследования надводным ходом. Когда лодка всплыла, обстановка сложилась так, что торпедировать корабль не было возможности. Лодка была сразу же после всплытия атакована. Одна из глубинных бомб, сброшенных за кормой лодки, взорвалась и повредила корпус. Корабли открыли артиллерийский огонь. Команда начала покидать лодку. Английские корабли прекратили огонь, так как «U-556» медленно погружалась. Попытка предотвратить ее гибель оказалась безрезультатной.

28 июня подводная лодка «U-651» к западу от Гебридских островов обнаружила мачты транспортов другого конвоя, состоявшего из 45 судов и 12 кораблей охранения. Находясь на перископной глубине, лодка форсировала охранение и, выстрелив одну за другой две электроторпеды, потопила транспорт.

Почти сразу же после залпа «U-651» столкнулась с другим транспортом и получила повреждение кормовой части корпуса. После столкновения лодка погрузилась на 40 м и подверглась атакам. Первая же атака кораблей охранения причинила лодке серьезные повреждения. Вода в большом количестве проникала в кормовую часть и с большим дифферентом на корму лодка начала быстро погружаться.

Атаки глубинными бомбами причинили лодке еще ряд повреждений. Всего было сброшено 16 серий глубинных бомб. После двух часов пребывания под водой лодка была вынуждена всплыть; она оказалась в 60 каб. от английских кораблей. Последние открыли огонь и пошли на сближение с ней. Видя неизбежность гибели, команда покинула лодку.

Таким образом, всего из состава трех конвоев, атакованных лодками, было потоплено 5 судов, кроме того, 2 были повреждены, но дошли до портов назначения. При этом были потоплены 2 подводные лодки.

Атакам подводных лодок благоприятствовали, во-первых, неотработанность внутриэскадренной связи между кораблями охранения, задержка с оповещениями и передачей распоряжений (на конвое «ОВ-336» важная телеграмма с распоряжением об изменении курса с целью уклонения от подводных лодок пролежала нерасшифрованной 27 час.); во-вторых, недостаточное число кораблей охранения, предназначавшихся для поиска и атак подводных лодок (например, конвой «ОВ-336» был атакован, когда он еще не имел охранения; корабли охранения прибыли позже). [82]

Однако успешность атаки подводных лодок была крайне невысокой, что объяснялось нерешительностью действий многих командиров лодок и допускаемыми ими грубыми ошибками при атаках.

Так, «U-203», будучи единственной лодкой, поддерживавшей контакт с английским конвоем и имевшей возможность оповещать о его месте и движении другие лодки, находившиеся в этом районе, несмотря на незначительные повреждения, ушла в базу, не известив другие лодки о месте и характере движения конвоя противника.

«U-79», находясь около конвоя и имея ограниченный запас горючего, ушла в базу, не послав никаких донесений о месте, составе и направлении движения конвоя.

Итоги боевых действий подводных лодок показывают, что потери торгового флота от действий подводных лодок за июнь месяц 1941 г. по сравнению с 1940 г. и первым полугодием 1941 г. значительно снизились и составили всего лишь 57 судов (296 152 т ).

Значительно снизились также и потери от авиации.

22 июля группа подводных лодок атаковала конвой, шедший из Гибралтара на Мальту, однако действия лодок были неорганизованными и безрезультатными.

Одна из подводных лодок этой группы выпустила торпеды по линейному кораблю «Ринаун», но торпеды были обнаружены и линейный корабль успел уклониться. Конвой потерь не имел.

В начале августа в Северную Атлантику вышла в свой шестой боевой поход «U-95». За время этого похода она потопила лишь одно судно, атаковав его в ночное время в 500 милях к югу от Ирландии. Перед уничтожением судна капитан с документами был вызван на лодку. После просмотра документов и посадки команды в шлюпки судно было потоплено 30 выстрелами из 88-мм орудия. Такой расход боеприпасов вряд ли следует считать оправданным.

Пробыв в море более шести недель и не достигнув большого успеха, «U-95» в 20-х числах сентября вернулась в Лориан.

В августе подвергся атакам группы подводных лодок один из конвоев, следовавших из Англии в Гибралтар. Лодки наносили удары по конвою в течение четырех ночей и в результате потопили 8 транспортов и 2 корабля охранения. Следует учитывать то обстоятельство, что в августе были изменены пути следования конвоев, а это в какой-то мере повлияло на результат действий.

11 августа между США и Англией было заключено соглашение, на основании которого военно-морские силы США в целях обеспечения безопасной перевозки в Англию грузов на условиях ленд-лиза взяли на себя охрану вод в районах движения конвоев и информацию по радио английского флота о появлении в этих районах немецких рейдеров и подводных лодок, что усложняло действия последних.

Произошли изменения и в методах использования английской авиации, которая в связи с войной Германии против СССР сократила свои операции над Европой и направила основные усилия на борьбу с немецкими подводными лодками в Атлантике. В частности, английское адмиралтейство существенно расширило зоны патрулирования самолетов в целях ПЛО.

В такой обстановке 16 августа из Лориана вышла в свой второй и последний поход «U-111». С наступлением темноты «U-111» была атакована английской подводной лодкой и лишь случайно избежала попадания торпеды. Выйдя за пределы Северного моря, лодка направилась в район Фритауна, откуда затем проследовала к устью Амазонки. На борту «U-111» находилось 18 торпед, из которых четыре — в контейнерах [83] на верхней палубе. За время похода лодка потопила два судна. Первое, предположительно голландское, шедшее самостоятельно из Кардифа в Кейптаун с самолетами, было потоплено в 20 ч. 53 м. 10 сентября на подходах к устью Амазонки. По нему было выпущено четыре торпеды, две из которых попали в цель. После атаки «U-111» всплыла и некоторое время оставалась в районе потопления судна.

20 сентября в том же районе после двух атак было потоплено английское судно (8000 т ), также шедшее самостоятельно в Англию с машинным оборудованием. Во время первой атаки было выпущено три торпеды, но безуспешно. Через пять часов была предпринята вторая атака, во время которой обе выпущенные торпеды попали в цель, и судно затонуло. Обе атаки производились ночью.

В связи с тем что по подсчетам штаба запас топлива на лодке подходил к концу и его осталось ровно столько, сколько было необходимо для возвращения в базу, «U-111» было приказано встретиться с «U-68», передать ей оставшиеся торпеды и возвратиться в базу. Эта встреча должна была состояться у острова Санто Антан, входящего в группу островов Зеленого мыса (Кап-Верде). Встреча с «U-68» произошла, как и было назначено, в 200 м от берега. Перегрузка торпед на «U-68» заняла два часа. Выгрузка торпед из лодки оказалась при этом чрезвычайно трудной. На случай встречи с противником командир «U-111» оставил несколько торпед. В 3 ч. 00 м. «U-111» направилась к выходу из залива. Через некоторое время лодка остановилась, поджидая «U-68» и рассчитывая выйти вместе с ней. Поскольку «U-68» запаздывала, «U-111» стала продвигаться вперед. На мостике находились командир лодки, помощник командира и сигнальщик. Через некоторое время на горизонте был обнаружен силуэт корабля, в действительности оказавшийся английской подводной лодкой «Клайд», и «U-111» срочно погрузилась, после чего шла в течение двух часов в подводном положении. Затем всплыла и направилась на запад для встречи с «U-57». Около 3 ч. 30 м. в этот же район прибыла «U-57».

Она была обнаружена английской лодкой «Клайд», которая пыталась ее торпедировать, но «U-57» упредила противника и сама нанесла таранный удар в корму «Клайд», о чем сообщила высшему командованию: «Таранила британскую подводную лодку»{26}.

Вскоре высшее командование запросило, сколько торпед осталось на «U-57», «U-68» и «U-111». После получения сведений было приказано торпеды и особенно жидкое топливо перегрузить с «U-57» на «U-68». Перегрузка была произведена успешно. Командир «U-111» получил сведения, что в 400 милях западнее Лас-Пальмас находится транспорт (9000 т ), поврежденный торпедой, и что ему на помощь был выслан буксир. Поскольку транспорт находился на пути следования лодки в базу, командир лодки решил найти и потопить его.

В течение 2 и 3 октября «U-111» вела поиск транспорта. В 8 ч. 40 м. 4 октября лодка, находясь в 200 милях на юго-запад от Тенерифе, была обнаружена английским траулером.

Увлеченная поиском поврежденного транспорта лодка погрузилась слишком поздно. Траулер начал преследовать лодку и сбросил на нее глубинные бомбы. На «U-111» был слышен шум от винтов траулера, и вскоре последовал взрыв глубинных бомб. Лодка получила ряд повреждений. Командир лодки, не использовав возможности проведения подводного ремонта, поспешил всплыть. Пущенные же дизели тотчас [84] остановились, и машинное отделение наполнилось густым дымом вследствие подъема воды, проникшей из кормовой части. Об этом было доложено командиру. Не выяснив причин в характере повреждений, он приказал снова погрузиться, но было поздно: лодка, оказавшись от траулера всего в 500 м, подверглась обстрелу. Командир лодки открыл люк боевой рубки, поспешно поднялся на мостик в сопровождении двух офицеров и старшины артиллериста и с дистанции 500 м открыл огонь по траулеру из 20-мм пулемета. Ответным артогнем с траулера на лодке была повреждена нижняя часть боевой рубки с перископом. Было убито несколько человек из состава команды. Воспользовавшись тем, что на лодке временно прекратилась стрельба, траулер открыл беглый огонь, который не давал команде лодки возможности подносить снаряды к орудиям и этим лишил ее защиты. Вскоре прямым попаданием снаряда с траулера был убит командир лодки и еще два офицера. Дизели, пущенные во время боя, снова остановились из-за подъема воды в дизельном отсеке. Кроме этого, после взрыва глубинных бомб «U-111» никак не могла избавиться от дифферента.

Вскоре подводная лодка почти остановилась и стала быстро погружаться кормой. Траулер прекратил огонь. В 10 ч. 19 м. оставшийся экипаж вышел на палубу, и через четыре минуты «U-111» затонула.

21 августа в Сен-Назер возвратилась из своего очередного похода «U-93». За время похода она обнаружила у Гибралтара транспорт в 25 тыс. т, охранявшийся линейным кораблем «Ринаун», крейсерами и эскадренными миноносцами. «U-93» приблизилась к конвою на расстояние 2 тыс. м. Однако один из эскадренных миноносцев охранения обнаружил ее и атаковал глубинными бомбами, не причинившими «U-93» никаких повреждений. На следующий день рано утром «U-93» продолжала преследование и подошла на расстояние 1800 м к одному из крейсеров типа «Леандер». При приближении двух эскадренных миноносцев «U-93» немедленно погрузилась и несколько часов оставалась под водой. Когда она всплыла, то оказалась на расстоянии 1000 м от эскадренных миноносцев. Подводная лодка вновь погрузилась. Долгое время «U-93» оставалась в подводном положении, а когда всплыла, то конвоя уже не было видно. За время похода ни одна торпеда не была израсходована.

24 августа вышла в свой первый боевой поход «U-433». Опасаясь атаки со стороны английских подводных лодок, «U-433» вышла из Бергена в 19 час. в сопровождении двух сторожевых катеров. На лодке было 14 торпед: 12 внутри лодки и две в контейнерах на верхней палубе.

Отделившись от эскорта, она пересекла Северное море, прошла между Шетландскими и Фарерскими островами и вошла в свою зону действий около Исландии.

27 августа лодка получила сигнал с «U-570», находившейся неподалеку от нее, о том, что она атакована самолетом и не может погрузиться. «U-433» донесла командующему, что намеревается оказать помощь «U-570», но командующий приказал оставаться на месте.

Патрулируя в своем районе, «U-433» обнаружила на горизонте дым и начала погружаться, готовясь к атаке. В это время было получено сообщение от командующего, в котором говорилось, что два шведских судна находятся неподалеку от подводной лодки и что они должны пройти беспрепятственно. Как оказалось, дым принадлежал именно этим шведским судам.

4 сентября «U-433» получила приказ идти на запад. За несколько сот миль до побережья Ньюфаундленда лодка получила приказ идти на перехват конвоя. После двухдневного поиска конвоя «U-433» установила с ним контакт. К этому времени другими лодками уже было торпедировано [85] несколько судов из его состава. Когда «U-433» сблизилась с конвоем, охранение было уже значительно усилено. Опасаясь кораблей охранения, лодка удержалась на значительном расстоянии от конвоя и в течение всей ночи не могла произвести атаки. На следующий день, 12 сентября, лодка была атакована самолетом, сбросившим на нее две бомбы. «U-433» погрузилась. Весь остаток дня «U-433» шла в подводном положении, а к вечеру всплыла и получила сообщение о месте конвоя. Ночью лодка следовала на сближение с ним, установила контакт с расстояния 3000 м и выстрелила три торпеды. Все торпеды прошли мимо цели. После этого «U-433» продолжала преследовать конвой.

Следующее столкновение ее произошло с «судном-ловушкой», ошибочно принятым лодкой за торговое судно. Лодка погрузилась и начала приближаться к судну на перископной глубине. Когда лодка подошла достаточно близко, было обнаружено, что с судна спускают несколько небольших катеров, снабженных глубинными бомбами. Командир решил, что лодка обнаружена, и приказал погрузиться на значительную глубину. В это время поблизости от лодки начали рваться глубинные бомбы, не причинившие ей никакого вреда. Лодка развернулась и начала уходить, а затем всплыла и продолжала двигаться в надводном положении. На следующий день контакт с конвоем был снова восстановлен. «U-433» обнаружила три больших торговых судна, шедших в сопровождении трех эскадренных миноносцев, однако из-за неисправности перископа лодка от атаки отказалась.

На этом закончился первый поход «U-433». 3 октября 1941 г. после пятинедельного пребывания в море, не потопив ни одного судна и израсходовав всего три торпеды, «U-433» прибыла в Сен-Назер, где была поставлена в док на ремонт, длившийся около пяти недель.

В 8 час. 24 августа из Ла-Фьорда вышла в свой первый и последний поход «U-570», Вместе с ней вышла подводная лодка «U-568». Лодки выходили в сопровождении траулера. «U-570» должна была действовать в районе к югу от Исландии и по истечении срока идти в Ла-Паллис. На переходе Северным морем «U-570» дважды была обнаружена авиацией и немедленно погружалась. В дальнейшем подводная лодка шла главным образом в надводном положении севернее Шетландских и Фарерских островов и далее к югу от Исландии. Около Исландии она обнаружила три дрейфующих мины.

25 августа «U-570» обнаружила транспорт, а 26 августа — еще одно судно. Попытки атаковать эти транспорты не увенчались успехом. В ночь с 26 на 27 августа было получено сообщение о приближении конвоя, который обнаружила и преследовала другая лодка. Действуя согласно приказу, «U-570» оставила свой район и пошла на перехват этого конвоя. В это время в этом районе находилось около 10 подводных лодок, имевших целью атаковать один и тот же конвой. «U-570» получила приказ атаковать конвой, но затем он был отменен, и лодке было приказано держаться севернее пути движения конвоя в связи с изменением им своего курса.

В 8 ч. 30 м. 27 августа в районе к западу от Фарерских островов «U-570» погрузилась. В 10 ч. 50 м., всплыв в 80 милях к югу от Исландии, подводная лодка сразу же была обнаружена английским самолетом береговой авиации. Подводная лодка вновь начала погружаться, но было уже слишком поздно — самолет сбросил четыре глубинные бомбы. Бомбы разорвались у корпуса лодки, и в нее начала поступать вода. «U-570» вынуждена была всплыть. Самолет начал обстреливать лодку из автоматических пушек. Большое волнение не позволяло отражать атаку самолета артогнем, а уйти под воду из-за повреждений было нельзя. В таком [86] положении подводная лодка находилась в течение всего Ддня. В 13 ч. 45 м. прилетел еще один самолет, который также кружился над подводной лодкой{27}. Командующему было послано сообщение, что лодка не может погрузиться и сдается в плен. После этого были уничтожены секретные документы. В центральный пост прибывала вода, вскоре погасло электричество. В носовых отсеках лодки также прибывала вода и их пришлось закрыть. В 22 ч. 50 м. самолет и «U-570» были обнаружены английским траулером, который подошел к лодке.

В 3 ч. 30 м. следующего дня к месту действия прибыли еще три английских траулера. В 8 ч. 02 м. командир «U-570» предложил взять лодку на буксир. В 8 ч. 35 м. с одного из траулеров на «U-570» был подан буксирный трос. В 9 ч. 15 м. трос лопнул. Эта попытка повторялась три раза, но безуспешно. В 10 ч. 30 м. «U-570» начала медленно погружаться под воду, непрерывно подавая сигналы, что не может больше оставаться наплаву. Командиру лодки было приказано продуть балластные цистерны и, если необходимо, откачать топливо. Казалось, что команда не делала никаких попыток удержать лодку наплаву, тогда по боевой рубке «U-570» была дана очередь из пулемета. На подводной лодке еще раз подняли белый флаг. Лодка подвсплыла на поверхность. В 10 ч. 35 м. лодку снова попытались взять на буксир. В 13 ч. 50 м. два офицера и два рядовых с траулера перешли на борт лодки и забрали раненых. В 16 час. лодка наконец была взята на буксир и приведена к исландскому побережью.

В августе 1941 г. на Черное море по речным системам и суше были переброшены 5 немецких подводных лодок малого водоизмещения (250 т ). Боевые успехи этих лодок были ограниченными.

Действия подводных лодок против конвоя «SP-42»

С 9 по 14 сентября немецкие подводные лодки нанесли ряд ударов по конвою «SP-42», шедшему из США в Англию в составе 64 транспортов и 6 кораблей охранения (эскадренный миноносец и 5 корветов). В 20 ч. 05 м. 8 сентября конвой получил приказание изменить курс на север, чтобы обойти районы действия немецких подводных лодок.

В течение всей ночи в голове конвоя шел эскадренный миноносец «Скина». Утром 9 сентября подводным лодкам удалось обнаружить конвой. В 10 ч. 04 м. 9 сентября был атакован транспорт, шедший концевым в левой крайней колонне. Но торпеды прошли слева по носу. Корабли охранения немедленно начали поиск подводной лодки, но в течение 40 минут не могли ее обнаружить.

В 19 час. 9 сентября конвой лег на курс 43°. В 19 ч. 45 м. с правого борта взошла луна, что создало подводным лодкам более благоприятные условия для атаки.

В это время в районе прохождения конвоя действовало 12 подводных лодок (в том числе «U-432» и «U-501»). Все они в различное время атаковали конвой.

Первая серия атак началась в 21 ч. 37 м. 9 сентября. В результате этих атак подводные лодки торпедировали транспорт, шедший четвертым в левой колонне. Один из транспортов крайней левой колонны выпустил красную ракету в сторону находившейся в надводном положении немецкой подводной лодки. [87]

Корвет «Кеногами», шедший с левого борта, начал поиск лодки и бомбометание. В 21 ч. 48 м. справа по носу он заметил след торпеды В 21 ч. 50 м. был получен контакт с подводной лодкой и определен пеленг. В то же время на расстоянии 1000 м была обнаружена подводная лодка, уходившая на большой скорости. Корвет начал ее преследовать, но догнать не смог. Тогда корвет открыл по лодке артиллерийский огонь, но из-за недостатка осветительных снарядов наблюдать за целью было невозможно и стрельба оказалась безрезультатной.

К 22 час. подводной лодке удалось уйти от преследования. Сбросив одну глубинную бомбу, корвет прекратил преследование подводной лодки и присоединился к конвою.

Транспорты конвоя и корабли охранения непрерывно «обнаруживали» подводные лодки, и радиообмен сильно оживился. Маневрирование транспортов при уклонении было затруднено, а действия кораблей охранения против подводных лодок были неорганизованными.

В 22 ч. 10 м. корабли охранения обнаружили другую немецкую подводную лодку. В 22 ч. 13 м. конвой сделал поворот вправо. В 23 ч. 48 м, «Скина» заметил ракеты справа по корме и получил донесение с одного из судов конвоя о том, что им обнаружена подводная лодка. Эта лодка проникла внутрь конвоя и, всплыв в надводное положение, продолжала движение между седьмой и восьмой колоннами транспортов. Донесения об обнаружении этой подводной лодки продолжали поступать на «Скина» почти непрерывно. Три или четыре транспорта вели по лодке стрельбу трассирующими снарядами.

В это же время один из транспортов обнаружил другую немецкую подводную лодку в 300 м справа по корме. Лодка шла с большой скоростью курсом конвоя. Транспорт выпустил по лодке шесть коротких очередей из автомата, однако стрельба оказалась малоэффективной.

Безуспешной была также попытка эскадренных миноносцев таранить уже погружавшуюся подводную лодку, так как транспорты мешали маневрированию. Достигнуть гидроакустического контакта было невозможно из-за помех, создаваемых своими кораблями. Через двадцать минут поиск лодки был прекращен.

Уклонившись от преследования эскадренного миноносца, подводная лодка произвела несколько торпедных выстрелов. В 23 ч. 45 м. одна торпеда попала в середину правого борта транспорта «Барон Пентланд», шедшего за кормой «Скина» на расстоянии около 200 м. В 23 ч. 55 м. был торпедирован в левый борт транспорт «Старгардт». Судно, находившееся позади него, выпустило две белые ракеты. Сразу же после торпедирования «Старгардта» транспорт «Реджин» обнаружил подводную лодку с левого борта. Лодка, шедшая с большой скоростью, прошла вплотную за кормой «Реджин», который, не имея артиллерии, открыл по ней огонь из тяжелого пулемета. Пройдя за кормой транспорта, подводная лодка погрузилась.

В это же время «Реджин» заметил другую подводную лодку между второй и третьей колоннами конвоя. Подводная лодка шла в середине конвоя.

В 2 ч. 50 м. один из транспортов заметил подводную лодку справа на траверзе конвоя и передал сообщение по радиотелеграфу на все транспорты. В 2 ч. 51 м. конвой отвернул влево и через шесть минут лег на прежний курс.

В 3 ч. 20 м. было получено сообщение об обнаружении подводной лодки впереди конвоя. В 4 час. подводная лодка всплыла с правого борта транспорта «Реджин», который, спасая людей со «Старгардта», находился [88] в 6 милях позади конвоя. Лодка была обстреляна из пулемета и погрузилась, не атаковав конвой.

К 5 час. в связи с рядом атак и попытками кораблей охранения преследовать подводные лодки единственным судном, прикрывающим конвой, остался эскадренный миноносец «Скина». Корвет «Альберни», возвращаясь после спасения оставшегося в живых личного состава торпедированных судов, оказался правее и позади конвоя. Корвет «Кеногами» находился слева позади конвоя.

В 5 ч. 04 м. 10 сентября головное судно второй колонны было торпедировано в левый борт. В 5 ч. 10 м. конвой вынужден был сделать поворот вправо, а через одиннадцать минут конвой лег на прежний курс.

Эскадренный миноносец «Скина» изменил курс и произвел поиск подводной лодки с левого борта конвоя. Во время поиска от командира конвоя был получен сигнал: «Перископ обнаружен впереди меня». «Скина», сбросив глубинные бомбы и опасаясь очередной атаки конвоя, прекратил поиск и присоединился к конвою.

После торпедирования транспорта конвой перестроился в одиннадцать колонн.

В 10 ч. 00 м. суда, находившиеся в первой и второй колоннах открыли огонь по перископу, замеченному слева на траверзе.

С 10 ч. 01 м. до 10 ч. 35 м. конвой провел маневр уклонения вправо, однако при такой громоздкости конвоя (при ширине строя до 100 каб. и глубине до 60 каб. он занимал площадь около 60 кв. миль) подводная лодка могла атаковать его, тем более при столь слабом охранении.

В 11 ч. 43 м, было торпедировано головное судно девятой колонны. Торпеда попала в середину правого борта{28}. Суда конвоя сделали поворот влево и легли на прежний курс. В дальнейшем конвою было приказано следовать тем же курсом 12-узловой скоростью.

Одна из подводных лодок продолжала следовать за конвоем, но в 12 ч. 23 м. при попытке всплыть была обнаружена эскадренным миноносцем и двумя транспортами, которые обстреляли ее. Эскадренный миноносец безуспешно атаковал ее, сбросив серию глубинных бомб. Подводная лодка погрузилась и продолжала идти на север со скоростью 3 узл.

После первой серии сброшенных бомб «Скина» увеличил скорость и через некоторое время, установив контакт с лодкой, снова начал атаку, но из-за неудовлетворительной работы гидроакустической установки атаку пришлось прекратить.

В 13 ч. 05 м. «Скина» снова установил контакт и атаковал лодку, сбросив девять бомб (50 и 120 м ). После атаки контакт опять был потерян.

Около 18 час. одна из подводных лодок пыталась атаковать конвой с левого борта, но была обнаружена самолетом. В 18 ч. 05 м. 10 сентября самолет пролетел над конвоем и сбросил с левого борта две осветительные ракеты. Конвой сделал поворот вправо, а корабли охранения обследовали район обнаружения лодки.

В 18 ч. 16 м. самолет сбросил еще две осветительные ракеты. Так как корабли охранения ничего не обнаружили, то конвой лег на курс 43°.

В 20 ч. 57 м. 10 сентября началась вторая серия атак конвоя лодками. При атаке подводной лодкой танкера «Булиссес» торпеда попала в переднюю часть правого борта. В результате атаки на танкере возник пожар. Команда покинула танкер и была подобрана судном «Висла». [89]

В 21 ч. 12 м. конвой сделал поворот вправо. Через 5 минут к нему подошли корабли охранения «Шамбли» и «Музджау».

Одна из лодок с расстояния 150 м выстрелила торпеду в кормовую часть правого борта транспорта и через 3 минуты он затонул.

В 21 ч. 26 м. конвой сделал поворот влево и лег на прежний курс. Через некоторое время одна из подводных лодок пыталась атаковать конвой, но была обнаружена транспортами и атакована подошедшими корветами.

В 22 ч. 36 м. с расстояния 700 м был установлен контакт с подводной лодкой, «Шамбли» немедленно пошел в атаку со скоростью 14,5 узл. Атака лодки была проведена на встречных курсах. Большинство бомб было установлено на глубину 30 м. Когда «Шамбли» восстановил контакт и готовился ко второй атаке, около корвета «Музджау» была замечена в надводном положении лодка «U-501».

Корвет открыл огонь из 4-дюймового орудия. После первого выстрела орудие «заело». Командир приказал увеличить ход и идти на таран. Лодка также увеличила ход, но корвет нагнал ее, и так как личный состав собирался покидать лодку, корвет отказался от тарана и уклонился от курса.

Подводная лодка продолжала идти вперед в надводном положении со скоростью 3–4 узл. На «U-501» было передано, что если она не остановится, то будет потоплена орудийным огнем. Лодка застопорила машины, личный состав ее был взят на борт корвета, и «U-501» была уничтожена. Несмотря на упорное противодействие кораблей охранения, атаки конвоя подводными лодками продолжались. Подводные лодки шли параллельным курсом с конвоем. Вскоре один из транспортов, обнаружив лодку, открыл по одной из них огонь из станковых пулеметов. Лодка быстро погрузилась.

В 22 ч. 12 м. конвой лег на прежний курс.

В 0 ч. 12 м. 11 сентября несколько транспортов по радио получило донесение о торпедировании транспорта «Бастум». В дальнейшем выяснилось, что это донесение было ложным, но узнать, кем оно было послано, не удалось.

Вскоре от транспорта, находившегося слева от конвоя, поступило донесение: «Вижу подводную лодку». Эта же лодка была обнаружена и корветом «Кеногами» на расстоянии 500 м с левого борта. Через три минуты подводная лодка погрузилась. «Кеногами» атаковал лодку глубинными бомбами, установленными на 50 и 100 м.

В 0 ч. 37 м. вновь был установлен контакт с подводной лодкой, и она несколько раз была атакована. Однако в связи с ухудшением видимости дальнейшее преследование подводной лодки было невозможно и «Кеногами» получил приказание занять свое место в строю.

В 0 ч. 45 м. был торпедирован головной транспорт колонны правого крыла. Торпеда попала в середину правого борта транспорта, судно сильно накренилось на правый борт и через три минуты затонуло.

Через пять минут был торпедирован транспорт, шедший вторым в той же колонне. Торпеда попала в правый борт.

Как только стало известно, что «Стоунпул» торпедирован, «Скина» изменил курс и совместно с самолетом произвел поиск справа от конвоя. Лодка не была обнаружена, и через 30 минут «Скина» присоединился к конвою. В 2 час. справа по носу «Реджин» заметил подводную лодку, шедшую курсом конвоя. Он сразу же изменил курс для тарана и в то же время открыл огонь из всех трех станковых пулеметов. Лодка не получила никаких повреждений и погрузилась. В течение 24 час. это была третья встреча, но подводные лодки не торпедировали «Реджин». [90]

В 2 ч. 10 м. почти одновременно были торпедированы два транспорта. В 2 ч. 30 м. был торпедирован третий транспорт. Торпеда попала в середину левого борта.

Всего за время этих атак немецкими подводными лодками было потоплено 16 транспортов.

В течение следующих пяти дней немецкие лодки продолжали следовать за конвоем, не предпринимая атак. Самолеты, прикрывавшие конвой, затрудняли маневр лодок в надводном положении. В 15 ч. 30 м. одна подводная лодка была обнаружена вблизи конвоя; в 16 ч. 30 м. — в 60 милях сзади конвоя; в 21 ч. 30 м. — в 20 милях слева от конвоя; 12 сентября в 5 ч. 45 м. — в 8 милях от конвоя; 13 сентября в 16 ч. 08 м. — к северу от курса конвоя; в 18 ч. 58 м. — к югу от конвоя; 14 сентября около 12 час. в 60 милях к югу от конвоя была обнаружена подводная лодка, шедшая курсом 80°. Однако ни одна из подводных лодок конвой не атаковала. Несмотря на это, конвой и силы охранения испытывали непрерывное напряжение.

В 21 ч. 12 м. 12 сентября эскадренный миноносец «Скина» обнаружил подводную лодку, но ей удалось скрыться.

В 4 ч. 12 м. 13 сентября самолет сбросил осветительные бомбы и атаковал другую подводную лодку. Однако поиск ее эскадренным миноносцем «Скина» результатов не дал. В 12 ч. 49 м. с левой стороны конвоя снова была обнаружена подводная лодка и атакована глубинными бомбами. Через некоторое время лодка была вновь обнаружена и атакована глубинными бомбами. Через две минуты после атаки был слышен сильный подводный взрыв.

В 15 час. 16 сентября в пяти милях от конвоя была обнаружена одна подводная лодка и атакована. В атаках участвовали 6 кораблей охранения, но никаких результатов достигнуто не было.

В 19 ч. 12 м. миноносец «Лемингтон» обнаружил лодку и атаковал ее, но вскоре спустился густой туман, и дальнейший поиск лодки был прекращен.

Последняя атака лодками конвоя «SP-42» была проведена 16 сентября 1941 г. группой из пяти подводных лодок, продолжавших следовать за конвоем{29}. В результате атаки в 21 ч. 15 м. 16 сентября в районе к западу от Гебридских островов было торпедировано головное судно третьей колонны. Торпеда попала в правый борт. Транспорт, груженный железной рудой, быстро затонул.

Подводя некоторые итоги действий подводных лодок против этого конвоя, необходимо отметить следующее:

1. Конвой двигался со средней скоростью менее 6,5 узл., а во время атак подводных лодок — не более 4,5 узл. Такое положение наблюдалось и в большинстве других случаев, что благоприятствовало действиям подводных лодок.

2. Резких изменений курса во избежание атак лодок транспортами не делалось. Вынужденные же незначительные повороты всего конвоя, шедшего с такой малой скоростью, не могли предотвратить дальнейших атак со стороны лодок. В связи с громоздкостью походного ордера и сложностью маневра корабли охранения и транспорты, обнаружившие подводные лодки между колоннами конвоя, хотя и открывали огонь по подводным лодкам, но эффективность его была небольшой.

3. Несмотря на то, что эта операция проходила в сентябре 1941 г., многие транспорты все еще не имели орудий, которые могли быть использованы против подводных лодок. [91]

4. Многократные атаки конвоя с различных направлений вызывали большое напряжение в действиях кораблей охранения и большой расход боеприпасов и топлива. Некоторые корабли израсходовали все осветительные снаряды (корвет «Кеногами» 9 сентября в 21 ч. 50 м.), все топливо (корвет «Чамбли» к 13 сентября), а на некоторых кораблях были на исходе глубинные бомбы и т. д.

5. Частые атаки и наличие угрозы атак подводных лодок вызывали значительное напряжение использования авиации, которая хотя и являлась эффективным средством борьбы с лодками, но в конкретной обстановке не могла добиться значительного успеха. Причинами этого являлись: малая точность самолетов в определении места встречи конвоя в море, запаздывание с вылетом и, наконец, недостаточная выучка летчиков, часто бомбивших обнаруженные лодки безрезультатно. Так, 11 сентября самолеты дважды (в 15 ч. 30 м. и в 16 ч. 30 м.) обнаруживали две подводные лодки. Ни одна из них атакована не была, так как обе успели погрузиться. В 21 ч. 30 м. 11 сентября самолет «Хадсон» в момент погружения лодки атаковал ее глубинными бомбами, но никаких признаков повреждения лодки замечено не было. Между 5 ч. 00 м. и 19 ч. 00 м. 11 сентября конвой шел без воздушного охранения, так как самолеты не могли его обнаружить.

Всего авиацией охранения конвоя «SP-42» было обнаружено 8 лодок и произведено 6 атак (все они были безрезультатны).

Действия подводных лодок в атлантике и Средиземном море в сентябре 1941 г.

4 сентября одна из немецких подводных лодок атаковала американский эскадренный миноносец «Грир». В результате этого инцидента военно-морским силам США был дан приказ «стрелять по всякому кораблю, пытающемуся препятствовать американскому судоходству или какому-либо судоходству под американским конвоем».

11 сентября на пути в Исландию было торпедировано и потоплено четвертое американское судно «Монтана», шедшее с грузом леса. Команда, замеченная в море с английского патрульного самолета, была спасена.

Вечером 22 сентября вышла из Киля в свой первый поход «U-374» вместе с другой подводной лодкой. Лодки охранялись одним сторожевым кораблем. «U-374» прошла через проливы Каттегат и Скагеррак в подводном положении и рано утром вошла в залив Кристиансанд в ожидании кораблей охранения. Вечером этого же дня она вместе с другой подводной лодкой вышла в море в сопровождении двух кораблей охранения. Из Кристиансанда «U-374» направилась к выходу из Северного моря. Большую часть пути лодка шла в надводном положении. При подходе к Фарерским и Шетландским островам она погрузилась и шла в подводном положении. При следовании между островами лодка пользовалась только эхолотом.

Затем «U-374» пошла в свой район патрулирования у канадского побережья, где находилась в течение 14 дней. В связи с отсутствием самолетов противника большую часть патрулирования лодка находилась в надводном положении. В ночное время было предпринято две неудачные атаки по двум направлявшимся на запад судам водоизмещением 12 тыс. т каждое. По ним было выпущено пять торпед. Позже лодка потопила двумя торпедами судно водоизмещением 6 тыс. т. Атаки производились из надводного положения.

На обратном пути в базу лодка обнаружила конвой и донесла об этом командованию. Во время маневра для выхода в атаку она была обнаружена кораблем охранения, который сбросил шесть глубинных [92] бомб. Лодка получила небольшие повреждения и от атаки отказалась. «U-374» вернулась в Брест 10 ноября.

В сентябре вышла в свой первый боевой поход «U-752». Она шла из Германии вдоль норвежского побережья, обогнула Нордкап и направилась для боевых действий в район Кольского полуострова. Здесь лодка попыталась атаковать отдельные суда, но успеха не добилась. Лодка вернулась в одну из норвежских баз, где находилась около четырех — пяти недель, исправляя повреждения.

Несколько возросла активность подводных лодок и на Средиземном море. В 15 час. 25 сентября одна из подводных лодок пыталась в районе Орана атаковать конвой, шедший из Гибралтара на Мальту. Во время маневрирования для выхода в атаку лодка была обнаружена эскадренными миноносцами, шедшими в охранении конвоя, и атакована глубинными бомбами.

Начиная с вечера 28 и до утра 30 сентября, подводные лодки пытались атаковать конвои и боевые корабли шесть раз: первая атака состоялась в 19 ч. 42 м. 28 сентября. Атака была безрезультатной. Глубинные бомбы, сброшенные эскадренными миноносцами охранения, повреждений лодке не причинили. На рассвете следующего дня в 6 ч. 12 м. подводные лодки атаковали боевые корабли и конвой. Торпеды прошли под эскадренными миноносцами, преследовавшими подводную лодку, и ущерба кораблям не нанесли. Эскадренные миноносцы сбросили на лодки глубинные бомбы. В 8 ч. 10 м. атака была повторена. Около 16 ч. 45 м. лодка предприняла новую атаку. Эскадренные миноносцы в течение часа преследовали лодку, но безрезультатно. Наконец, 30 сентября между 3 ч. 30 м. и 4 час. предположительно та же подводная лодка снова атаковала конвой. Около 9 ч. 30 м. атака была повторена.

Несмотря на отсутствие данных о результатах этих атак, они свидетельствовали о значительной настойчивости, проявленной со стороны командиров подводных лодок. Эти атаки характерны тем, что часть их проводилась днем, что в условиях Средиземного моря было довольно сложно (хорошая освещенность и большая прозрачность воды). Повидимому, такая настойчивость объяснялась тем, что немецкое командование было намерено усилить действия легких сил и авиации действиями подводных лодок для того, чтобы окончательно прервать средиземноморские пути сообщения. С этими намерениями в известной степени совпадали и начавшиеся переходы немецких лодок в бассейн Средиземного моря.

Действия подводных лодок в октябре 1941 г.

В начале октября 1941 г. из Бреста вышла в море «U-432». В первые же дни, находясь к западу от Ирландии, она атаковала шедший на запад конвой и потопила три транспорта и один танкер. 15 октября в 350 милях к юго-западу от Исландии она атаковала торпедами американский эскадренный миноносец «Керни», шедший в составе охранения конвоя из Исландии в США, и нанесла ему тяжелые повреждения.

В конце октября «U-432» атаковала конвой, шедший из Гибралтара и находившийся около мыса Финистерре. В результате ряда атак она потопила четыре судна, после чего направилась в Ла-Паллис.

В конце октября из Бреста вышла в свой второй поход «U-558». 30 октября к востоку от Ньюфаундленда она торпедировала двумя торпедами американский танкер, а 31 октября в том же районе потопила американский эскадренный миноносец «Рибен Джемс».

С 20 по 23 октября группа в составе 5 подводных лодок, находившаяся на западных подходах к островам Великобритании, предприняла нападение на конвой «SL-89». Конвой в составе 20 транспортов (8 колонн) [93] и 5 кораблей охранения («Веллингтон», «Сторк», «Беверлей», «Асфодел» и «Клементис») шел курсом 86° со скоростью 14 узл. Метеорологические условия в районе перехода характеризовались следующими данными: ветер юго-восточный 5 баллов, море 3 балла, низкая облачность, мелкий дождь, видимость 1–3 мили.

Во второй половине дня 20 октября одна из подводных лодок, следуя за конвоем, сообщила о нем данные на другие подводные лодки. В 11 час. 21 октября в ожидании двух судов, следовавших на присоединение, конвой уменьшил скорость до 11 узл. В 13 ч. 28 м. 21 октября в районе к западу от островов Великобритании был торпедирован в левый борт транспорт правой колонны, В 15 ч. 27 м. 21 октября одна из лодок группы снова пыталась атаковать конвой. В это время головное судно четвертой колонны обнаружило с правого борта какой-то силуэт. «Веллингтон» полным ходом направился на поиск и в 15 ч. 45 м. обнаружил немецкую лодку. Однако контакт вскоре был потерян. Не установив контакта, корабли прекратили поиск и в 17 ч. 15 м. вступили в охранение конвоя.

В 20 час. конвой изменил курс с 44 на 86°. В 20 ч. 53 м. корабль охранения «Асфодел», следовавший справа от конвоя, установил контакт с подводной лодкой на дистанции 2500 м, который в момент изменения курса был потерян. В 21 ч, 50 м. «Веллингтон» сбросил серию глубинных бомб, но безрезультатно. В 21 ч. 52 м. с левого борта на дистанции 300 м была обнаружена кильватерная струя, оставленная, как было установлено позже, немецкой подводной лодкой. «Веллингтон» начал сближение, намереваясь таранить лодку или открыть артиллерийский огонь с близкой дистанции, но орудие оказалось неисправным (впоследствии выяснилось, что это орудие не использовалось с июня месяца). Лодка изменила курс влево, и «Веллингтон» последовал за ней. К этому времени лодка успела оторваться. Для ее обнаружения были использованы осветительные снаряды и ракеты, но обнаружить лодку не удалось. В 21 ч. 55 м. вновь была сброшена серия глубинных бомб, установленных на небольшую глубину, но безрезультатно.

В 22 ч. 27 м. 21 октября третья подводная лодка атаковала головное судно. С судна были замечены следы двух торпед, приближавшихся с правого борта. Судно уклонилось, и торпеды прошли в нескольких метрах от форштевня. Лодка после атаки уклонилась к югу, и контакт с конвоем был потерян.

В 9 час. 22 октября «Веллингтон» снова присоединился к конвою. Вскоре после этого были обнаружены два самолета противника, которые оставались на пределе видимости конвоя свыше трех часов. В 9 ч. 25 м. самолет охранения донес об атаке немецкой подводной лодки, находящейся в надводном положении в 8 милях позади конвоя.

Несколько позже конвой пытались атаковать еще две лодки. Сблизившись с конвоем на основании данных, полученных от наводящей подводной лодки, они стремились выйти на позицию залпа, но были обнаружены авиацией и отогнаны. Еще одна лодка сблизилась с конвоем, но атака ее была безрезультатной.

Всего подводные лодки атаковали конвой «SL-89» 7 раз, потопив при этом лишь 2 транспорта. Основной причиной столь малого успеха лодок явилось то, что конвой находился в зоне, прикрываемой авиацией. Последняя, обнаруживая лодки, загоняла их в подводное положение и этим лишала их возможности использовать надводную скорость хода для сближения с конвоем, а также возможности маневрирования перед самой атакой (подводные лодки за время атаки конвоя сами были атакованы авиацией 5 раз). [94]

С 31 октября по 2 ноября подводные лодки безуспешно пытались атаковать конвои «НХ-156» и «OS-10».

Действия подводных лодок в ноябре 1941 г.

Увеличение числа подводных лодок, поступающих в строй, и временные успехи немецко-фашистских армий на советско-германском фронте позволили немцам с ноября 1941 г. предпринять посылку подводных лодок в более отдаленные районы Атлантики: к берегам Бразилии, к острову Святой Елены, канадскому побережью и в Баренцово море.

В начале ноября из Киркенеса вышла вторично в район мыса Городецкий «U-752». В результате плохого знания района и навигационных ошибок она выскочила на риф и получила повреждения. Во время прилива «U-752» снялась с мели и ушла в Киркенес, а через два дня направилась в Киль на ремонт. Одновременно с «U-752» примерно в том же районе находилась «U-751».

2 ноября вышла в Северную Атлантику «U-434». Она входила в состав 7 флотилии подводных лодок, включенной в специальную группу, носившую название «Штеубен». «U-434» было приказано совместно с «U-754» и другими подводными лодками участвовать в атаке большого конвоя, выход которого ожидался из Галифакса или Сент-Джонса (Ньюфаундленд).

Выйдя из Кристиансанда, «U-434» прошла вдоль норвежского побережья на север на видимости берега и 3 ноября, изменив курс, пошла в западном направлении. В течение следующих 15 дней похода за исключением обнаружения нескольких дрейфующих мин ничего существенного не произошло. Во время пребывания в море лодка получила сообщение, что атака предполагаемого конвоя отменена, и маршруты подводных лодок были соответственно изменены.

29 ноября «U-434», находясь в районе Азорских островов, обнаружила конвой, направлявшийся к северу, и пыталась установить с ним контакт, но в ожидании подхода в район подводной лодки «U-574» действовала нерешительно, и конвой скрылся. 30 ноября «U-434» встретилась с итальянской подводной лодкой, а 2 декабря с «U-574» и обменялась с ней сигналами. На следующий день «U-434» направилась в порт Виго, откуда вскоре снова вышла в море.

13 ноября 1941 г. из Киля вышла в свой первый боевой поход подводная лодка «U-574». Она шла в Северное море через Скагеррак (в охранении двух переоборудованных траулеров), придерживаясь норвежского побережья. Через три дня лодка зашла в Кристиансанд, где пробыла всю ночь. На следующий день «U-574» вышла из Кристиансанда под охраной двух сторожевых кораблей и направилась вдоль норвежских берегов на север. Дойдя до широты Бергена, «U-574» повернула на запад и вышла в Атлантику, пройдя между Шетландскими и Фарерскими островами. 19 ноября 1941 г. «U-574» следовала вместе с другими подводными лодками (одной из которых была «U-434») в район Галифакса для нанесения удара по конвою. Находясь на расстоянии примерно суточного перехода от Ньюфаундленда, «U-574» попала в сильный шторм. Вскоре было получено распоряжение командующего подводными силами об отмене предполагавшейся атаки конвоев и о возвращении всех участвовавших в походе лодок во французские базы, за исключением «U-574», которая еще имела торпеды. Ей было приказано следовать в район Азорских островов.

28 ноября «U-574» прибыла к Азорским островам, где получила сообщение от командующего подводными силами о движении конвоя в [95] непосредственной близости от «U-574». В течение двух дней «U-574» пыталась подойти к конвою, но безуспешно.

17 ноября из Киля вышла в свой первый и последний поход «U-131». В первый же день похода она столкнулась с норвежским грузовым пароходом, получив небольшое повреждение в кормовой части. Пришлось вернуться в Киль для ремонта. Ремонт занял почти неделю, и 25 ноября «U-131» снова вышла в море. Лодка имела приказ патрулировать в одном из районов Северной Атлантики, а затем возвратиться в Лориан. Она прошла вдоль норвежского побережья до широты Бергена и направилась на запад. Выйдя в Атлантический океан, «U-131» 6 декабря потопила одиночно следовавший транспорт. Транспорт шел по направлению к лодке, делая зигзаг. Когда совсем стемнело, «U-131» в 21 час решила атаковать в надводном положении. Атака была проведена успешно.

17 декабря «U-131» встретила конвой и пыталась его атаковать, но сама была обнаружена и потоплена английским корветом.

Действия подводных лодок в Средиземном море

В конце 1941 г., когда положение в Северной Африке стала напряженным, немецкое командование решило срочно перебросить в Средиземное море 24 подводные лодки.

В ноябре немецкие подводные лодки начали действовать вдоль северо-африканского побережья. Деятельность их в этих районах особенно усилилась во время наступления войск Роммеля в Ливии. Лодки направлялись в Средиземное море из баз Бискайского залива или после окончания походов в Атлантике. Пройдя через Гибралтарский пролив, они направились в итальянские базы, где проводили ремонт и подготовку к очередному выходу на морские сообщения.

В 17 ч. 09 м. 9 ноября из Сен-Назера вышла в поход «U-433». При выходе ее охраняли два самолета-истребителя и на протяжении 10 миль — четыре корабля. Вместе с «U-433» из Сен-Назера вышла «U-567». «U-433» пришла в район Гибралтара 13 ноября. С наступлением ночи она вошла в пролив в надводном положении, придерживаясь побережья Танжера. В проливе было заметное движение; один корвет прошел в 1,5 мили от лодки. Чтобы избежать обнаружения, лодка попеременно шла то на полной скорости, то с выключенными моторами. Успешно пройдя пролив, лодка в течение следующих двух суток находилась недалеко от пролива в испанских территориальных водах ночью и за пределами их — днем.

16 ноября примерно в 22 ч. 50 м. при видимости около мили лодка была обнаружена корветом, а позже с ней был установлен гидроакустический контакт. Командир лодки, приняв корвет за легкий крейсер, приготовился к торпедной атаке из надводного положения и выстрелил три торпеды из носовых аппаратов. Однако корвет уклонился от них. В тот момент, когда он разворачивался, лодка выстрелила четвертую торпеду. Затем она погрузилась на глубину 100 м. Корвет сбросил серию из пяти глубинных бомб, не причинивших лодке никаких повреждений, и вновь начал поиск. В 23 ч. 44 м. контакт с лодкой был восстановлен, и в 23 ч. 48 м. корвет сбросил десять глубинных бомб. Бомбы, разорвавшиеся над лодкой, серьезно повредили 88-мм орудие, пулемет и прочный корпус. Сварной шов разошелся, свет погас, большинство приборов в центральном посту вышло из строя, руль не перекладывался. Командир отдал приказание продуть цистерны и лодка всплыла. Был открыт люк боевой рубки и дан ход одним из дизелей. Команда, заложив подрывные [96] патроны, начала покидать лодку. Корвет открыл по ней огонь. Лодка продолжала идти зигзагом, не давая возможности подойти к себе. В полночь лодка взорвалась и затонула.

В 19 час. 12 ноября из Саламиса вышла в свой третий поход «U-331». Перед выходом она приняла на борт разведывательно-диверсионную группу из 7 человек, которую командир должен был высадить на североафриканском побережье, где им предстояло разрушить участок полотна железнодорожной линии. Затем лодка должна была дождаться высаженных и принять их обратно на борт. Эта задача решалась в секрете от команды лодки до последней минуты. Ночью 17 ноября «U-331» подошла к берегу на расстояние одной мили в точке между Рас Гибенза и Рас Эль Шакик. Группа погрузилась в резиновую шлюпку и направилась к берегу. Радиопередатчик из-за большого веса был оставлен на лодке. «U-331» на следующую ночь должна была подойти к тому месту, где группа произведет выстрел из сигнального пистолета. «U-331» прождала сигнала группы всю ночь 18 ноября, но с рассветом, не дождавшись возвращения группы, направилась в Соллум{30}.

13 ноября к западу от Гибралтара подводная лодка потопила английский авианосец «Арк Ройял». С авианосца успели взлететь только 9 самолетов, которые затем сели на аэродром в Гибралтаре.

16 ноября 1941 г. в 16 час. из Лориана вышла в свой седьмой и последний поход «U-95». В течение первых трех часов похода ее эскортировали три корабля. В 23 час. 27 ноября «U-95» обнаружила неизвестную подводную лодку. Командир лодки решил незаметно следовать за ней и не атаковывать до тех пор, пока не убедится в том, что эта лодка противника (это была голландская лодка «0–21»). В 0 ч. 30 м. «U-95» была в свою очередь обнаружена голландской лодкой. Расстояние между лодками было 15 каб.

Вскоре на «U-95» объявили арттревогу, а сигнальщику приказали дать опознавательные карманным фонарем. Едва это было проделано, как показался след от двух торпед справа по носу. «U-95» попыталась повернуть от торпеды, однако одна торпеда попала в корму, и через 10 минут лодка затонула.

В конце ноября 1941 г. из Бреста вышла во второй поход «U-374» с задачей следовать в итальянскую базу Специя. Лодка взяла курс на Гибралтар с намерением пройти, придерживаясь африканского побережья, на границе района, патрулируемого англичанами. Пролив она прошла в надводном положении в одну из темных ночей в начале декабря 1941 г., при этом потопила торпедами два судна (предположительно вооруженные траулеры). После этого она была обстреляна артогнем с английских кораблей, погрузилась и легла на грунт в районе пролива. Всплыв в надводное положение, «U-374» обнаружила поломку электродвигателя и проследовала прямо в Специю, где пробыла четыре дня, производя ремонт. Кроме того, на лодку были приняты торпеды, доставленные из Германии.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод.

Во-первых, пролив охранялся значительными силами надводных кораблей. В числе сил, противодействовавших прорыву подводных лодок через пролив Гибралтар, англичане использовали и авиацию, базировавшуюся на аэродромы Гибралтара, которая имела на вооружении радиолокаторы. [97]

Во-вторых, англичане в проливе не использовали мин, заграждений, сетей или подобных средств обороны.

В-третьих, прорыв практически был всегда возможен, и конкретное выполнение этой задачи зависело от искусства командира подводной лодки и его способности наиболее грамотно использовать факторы, благоприятствующие прорыву: движение ночью с приглушенными двигателями в кильватерной струе кораблей противника по возможности ближе к побережью, не находящемуся в руках противника.

Потопление линейного корабля «Бархем». С 18 по 25 ноября «U-331» патрулировала у побережья Северной Африки в районе Соллум — Мерса — Матрух.

Около 15 час. 25 ноября, находясь на глубине 50 м, она обнаружила шумы больших кораблей. Когда лодка всплыла под перископ, командир увидел соединение из трех линейных кораблей («Куин Элизабет», «Бархем» и «Вэлиент»), которые шли со скоростью около 17 узл. в строе фронта{31}, в охранении восьми эскадренных миноносцев. Сначала командир решил атаковать «Куин Элизабет», но, находясь в невыгодном положении (лодка пересекала курс слева направо в 5 каб. от «Вэлиент» и фактически находилась внутри охранения), изменил решение и решил атаковать «Бархем», и почти без маневрирования с дистанции 4 каб. был дан залп четырьмя торпедами. Все торпеды попали в левый борт корабля между трубой и кормовыми башнями (в машинное и котельное отделения). От взрыва детонировали погреба боеприпаса противоминной артиллерии. «Бархем» прошел небольшое расстояние, накренился на левый борт и через четыре минуты перевернулся и затонул. На нем погибло 859 человек, около 300 человек спаслось.

После залпа лодка немедленно погрузилась на большую глубину и прошла под килем у «Вэлиент»{32}.

Почти немедленно после ухода из района атаки лодка направилась в базу Саламис, куда и прибыла 4 декабря.

Итоги потерь от действия лодок в ноябре месяце были самыми низкими за весь 1941 г. — всего 12 судов тоннажем в 61 768 т.

Некоторые данные о подготовке лодок к выходу в море

К концу 1941 г. подводные лодки имели большой опыт подготовки к выходу в море. Так, например, для достроенных подводных лодок, ожидавших ввода в строй, был установлен следующий порядок:

1. Проведение предварительных испытаний на судостроительной верфи (где заканчивалась достройка лодки) и на переходе со строительной верфи в Киль.

2. Погружение и испытание лодки на герметичность.

3. Двухнедельные приемные испытания, в процессе которых должны быть проверены мореходные качества, предварительная дифферентовка и поведение лодки при погружении, работа торпедных аппаратов и устройства для приемки и постановки мин, регулировка дизелей, испытание на бесшумность, артиллерия, радиоаппаратура, окончательная дифферентовка.

В течение этого же периода лодка должна была пройти размагничивание. После проведения указанных испытаний лодка зачислялась в учебную группу (в Данциге). [98]

Здесь испытывались действия торпедных аппаратов лодки, проводилась тренировка личного состава, а также проводились торпедные стрельбы (в Пиллау).

После этого лодка отрабатывала в течение пяти или шести дней (в составе специальной группы) тактические учения на Балтике, а затем проводила у острова Борнхольм испытания двигателей на бесшумность. По окончании испытаний лодка возвращалась в Киль, где готовилась к выходу в боевой поход.

При выходе подводных лодок из своих баз и при их возвращении организовывалось охранение, в состав которого очень часто входили прорыватели минных заграждений.

Место встречи охранения с подводными лодками устанавливалось в каждом отдельном случае командованием береговой обороны.

Встреча возвращавшейся лодки с прорывателем минных заграждений происходила в надводном положении. В хорошую погоду прорыватель минных заграждений сопровождал лодку обычно на расстоянии 70 миль от базы. В плохую погоду дальность сопровождения сокращалась и обычно не превышала 30 миль (уменьшение опасности нападения с воздуха). В период всего следования с охранением подводные лодки находились в надводном положении.

При подготовке подводных лодок к выходу в море предусматривалась возможность их встречи с лодками снабжения. Для этого немецкое командование тщательно разработало организацию встречи лодок с кораблями снабжения топливом и меры по соблюдению скрытности.

Как уже указывалось, «U-111» принимала топливо с танкера в районе к югу от Исландии. Заправка производилась с помощью шланга в то время, когда лодка шла на буксире у танкера. Скорость во время приемки горючего поддерживалась такая, чтобы можно было управлять кораблем. Заправка производилась при спокойном море в дневное время и занимала около 8 часов. Пловучий резиновый шланг приблизительно 100 м длиной и диаметром 12–45 см присоединялся к специальному устройству на корпусе лодки. По всей своей длине шланг был прикреплен к швартову, концы были обмотаны толстым слоем ветоши, и он мог держаться на воде. Для передачи топлива с одной лодки на другую применялись специальные шланги. Отмечались также случаи, когда при совершенно спокойном море лодки во время передачи топлива шли ошвартованными борт о борт. Несомненно, успех этого маневра мог быть обеспечен только в районах, безопасных от авиации и подводных лодок англичан.

Перегрузка торпед из контейнеров, находившихся на верхней палубе, с одной лодки на другую состояла в следующем. На носовой палубе каждой подводной лодки устанавливалось по легкой стреле, сборка и съемка которых занимала много времени и требовала большого внимания, так как малейшее повреждение механизма могло вызвать затруднения при их обратной установке после использования из-за очень точной подгонки их в гнездах. Точная подгонка применялась во избежание шума во время хода подводной лодки.

Чтобы изъять торпеду из контейнера, задний конец его приподнимался посредством червячной передачи и из него извлекалась торпеда, которая с помощью стрел переправлялась уже с одной лодки на другую.

Перегрузка двух торпед при хорошо тренированных командах занимала около 1 час. [99]

Некоторые итоги и выводы

1. Потери союзного и нейтрального тоннажа за период июль — декабрь 1941 г. составили: от немецких подводных лодок — 169 судов, или 716774 т, от авиации — 72 судна, или 195693 т ; от надводных кораблей — 21 судно, или 73329 т ; от подрыва на минах — 47 судов, или 110235 т (особенно возросли потери от мин в декабре — 14 судов, или 63 853 т ).

Столь заметное снижение потерь за вторую половину 1941 г. англичане объясняют возросшей эффективностью действия своих противолодочных сил и средств. Однако это не верно, так как сравнительно большое количество подводных лодок было потоплено только в ноябре (7) и в декабре (10). Потери за июль — октябрь составляли всего 6 лодок. Снижение потерь тоннажа объясняется прежде всего началом войны Германии с Советским Союзом, против которого фашистское командование сосредоточило все свои основные силы, ослабив борьбу на морских сообщениях Англии.

Районы потопления наибольшего количества судов за июль — декабрь 1941 г. показаны на рис. 10, который отражает также и потери за предыдущие три месяца.

2. Потери немцев в лодках за период июль — декабрь 1941 г. были довольно значительными (23 единицы) по сравнению с предыдущими месяцами войны.

При этом большая часть лодок была потоплена надводными кораблями. Из общих потерь немецких лодок за весь 1941 г. (36 единиц) [100] 29 лодок было потоплено надводными корабля и только 3 авиацией. Итальянцы потеряли 14 лодок.

К 1942 г. немцы построили 275 лодок (в том числе 219 в 1941 г.), и потери с избытком восполнялись вновь вступающими в строй лодками. Тем не менее в последующие месяцы войны эти потери (особенно со второй половины 1942 г.) непрерывно увеличивались.

3. Восполнение Англией и США потерь торгового тоннажа за 1941 г. (1984 тыс. т ) значительно меньше по отношению потопленного (1419 судов, или 4 693 425 т ), что в годовом балансе дало сокращение тоннажа (на 1942 г.) на 2414 тыс. т.

4. Число одновременно действовавших в море лодок составляло: в январе — 35, 36, в июне — 31 (из 146 в строю) и в сентябре — 45 единиц (из 197 лодок, находившихся в строю). [101]

Дальше