Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть первая. Фактический ход боевых действий подводных лодок

Глава первая.

Боевые действия подводных лодок с начала войны до капитуляции Франции (сентябрь 1939 г. — июнь 1940 г.)

Общая обстановка к началу войны

Развертывание подводных лодок для действий на морских сообщениях немецкое командование произвело еще до начала войны{8}. Уже с 19 по 21 августа 1939 г. 18 подводных лодок были высланы на позиции развертывания к островам Великобритании и к северу и северо-западу от них. Три подводные лодки находились в готовности в Балтийском море и до 20 — в Северном море.

19 августа из Вильгельмсхафена после предварительной авиационной разведки вышли в море: «U-28», «U-29», «U-33» и «U-34». Последние выходили раздельно и, опасаясь быть обнаруженными, совершали переход скрытно.

23 августа вышла в море в район Глазго подводная лодка «U-27».

25 и 26 августа в море вышли «U-30» и «U-13». «U-30» направлялась в район западных подходов к островам Великобритании.

28 августа немецкие подводные лодки, находящиеся в море, получили предупреждение о возможности начала войны с Англией и Францией{9}.

Основными районами развертывания немецких подводных лодок являлись Северное море и восточное побережье Англии (в основном здесь были развернуты малые лодки), северное побережье Ирландии и Шотландии и подходы к Гибралтару. Что касается Английского канала, то немецкое командование, опасаясь там большого воздействия противолодочных сил, не решалось держать свои подводные лодки.

Общая обстановка для начала боевых действий была благоприятна, так как англичане еще не развернули свои средства противолодочной обороны и не могли создать своими слабыми силами ПЛО существенных помех немецким лодкам. [30]

Директивой немецкого верховного командования от 31 августа подводным лодкам, развернутым в море, предписывалось «оставаться в назначенных районах и ожидать своего времени».

Начало боевых действий подводных лодок

31 августа гитлеровское командование ввело в действие план войны против Польши. В директиве № 1 были даны последние распоряжения. В ней указывалось, что ближайшей задачей является полный разгром Польши и создание такой ситуации на Востоке, которая удовлетворяла бы требованиям обороны. Фактически это означало провести войну против Польши таким образом, чтобы создать исходный плацдарм для нападения на Советский Союз. Никаких активных действий на Западе эта директива не предусматривала. Наоборот, даже в случае начала военных действий Англии и Франции перед немецкими силами ставились лишь оборонительные задачи.

В дальнейшем события развивались следующим образом. 1 сентября Германия начала военные действия претив Польши. В связи с тем, что ни английские, ни французские правящие круги, не сделали немедленного заявления о вступлении в войну на стороне Польши, немецким подводным лодкам, развернутым на подходах к Англии, и «карманным» линейным кораблям «Адмирал граф Шпее» и «Дейчланд» было дано указание «атаковать английские суда лишь по особому приказанию». И только после того как Англия и Франция 3 сентября объявили о начале военных действий против Германии в защиту Польши, немецким подводным лодкам и надводным кораблям было разрешено начать боевые действия против английского и французского судоходства.

Оказавшись вынужденным начать войну против Англии и Франции ранее того, чем это планировалось, и сознавая, что численность подводных лодок для ведения войны против Англии недостаточна, Дениц представил высшему руководству специальный меморандум, в котором обосновывал средний темп строительства: 20–30 подводных лодок в месяц{10}.

3 сентября 1939 г. в 21 час к западу от Гебридских островов немецкой подводной лодкой «U-39» был торпедирован английский лайнер «Атения». Последний шел из Ливерпуля в Канаду с пассажирами и генеральным грузом и был атакован без предупреждения с дистанции 700–750 м. На следующий день лайнер затонул. О гибели «Атении» немецкое командование узнало из английского радио, так как «U-39» донесения о торпедировании ею лайнера не дала. С прибытием в базу «U-39» и подтверждением факта потопления ею «Атении» немецкое командование дало указание хранить этот факт в большом секрете, так как потопление «Атении» было грубым нарушением заявления правительства Германии, что оно будет вести войну, соблюдая требования Гаагской конвенции.

4 сентября другая немецкая подводная лодка «U-27», находясь в Ирландском море, обнаружила два транспорта и сделала по ним два предупредительных выстрела. Спустя две минуты лодка выпустила по одному транспорту торпеду, которая в цель не попала. Не решаясь сблизиться с транспортам», лодка отказалась от дальнейшей атаки и отошла.

4 сентября из Вильгельмсхафана вышла в свой первый боевой поход подводная лодка «U-32». Она прошла севернее Шетландских островов, к юго-западу от Ирландии, и поставила мины в Бристольском заливе. Встреч с кораблями лодка не имела. [31]

7 сентября из Вильгельмсхафена вторично вышла в море «U-39» с заданием следовать в район Гибралтара вокруг Шотландии. Разрешения на потопление судов лодка не имела.

В этот же день другая подводная лодка, находясь в Атлантическом океане у западных подходов к островам Великобритании, после артиллерийской перестрелки атаковала транспорт, однако безуспешно.

7 сентября «U-33» остановила у побережья Гренландии транспорт «Оливер Кроун» и потопила его торпедой.

Хотя война на море уже дала первые результаты (был» потери), все же гитлеровская клика еще надеялась на прекращение войны с Англией и на возможность обрушить свои вооруженные силы на Советский Союз. Именно этим объясняется то, что немецкое командование после потопления «Атении» снова дало категорическое приказание подводным лодкам, развернутым на позициях, не атаковывать пассажирские суда.

Учитывая заявление США о своем нейтралитете, командующий немецким флотом Редер выдвинул ряд вопросов, решение которых свидетельствовало о том, что генеральная линия правительства фашистской Германии продолжала оставаться прежней, т. е. подготовка войны против Советского Союза и всяческое заигрывание с Англией в поисках путей к сговору с западными державами. В соответствии с предложениями Редера надводные рейдеры были отозваны в районы ожидания, а подводные лодки ограничили свои действия против Франции лишь минированием подходов к французским базам.

16 сентября в 9 ч. 00 м., находясь в 250 милях к западу от французского побережья, «U-33» остановила английский транспорт. После того как пассажиры перешли на находившиеся в этом районе французские траулеры, он был потоплен торпедой, выпущенной из надводного положения. На следующий день лодку безрезультатно атаковал французский самолет, сбросивший на нее две глубинные бомбы в момент ее погружения. 18 сентября у южного выхода из Ирландского моря она снова была безрезультатно атакована самолетом, сбросившим две бомбы.

В 1 ч. 00 м. 19 сентября «U-33» всплыла и неожиданно оказалась в центре конвоя. Не выяснив состав конвоя (было пять судов) и охранения (которого вообще не было), командир, обнаружив приближение двух судов, погрузился на 40 м, а когда лодка снова всплыла, то конвой уже оказался за пределами видимости.

24 сентября между Шетландскими и Фарерскими островами лодка встретила английский траулер и сделала по нему два выстрела из орудия. После того как команда оставила траулер, лодка потопила его артиллерийским огнем, израсходовав 18 снарядов.

25 сентября в Северном море около 20 час. лодка обнаружила шедшие без огней крейсер и три эскадренных миноносца. Находясь в надводном положении, «U-33» пыталась выйти в атаку, но корабли сделали поворот и скрылись из виду.

26 сентября «U-33», находясь в надводном положении вблизи мыса Скаген, в 6 ч. 25 м. была атакована английскими эскадренными миноносцами, но успела погрузиться и уйти от преследования. После 39-суточного пребывания в море лодка возвратилась в Вильгельмсхафен.

8 сентября в море вышла подводная лодка «U-35» и еще три подводные лодки. 9 сентября на подходах к островам Великобритании они были безуспешно атакованы английской подводной лодкой «Урсула», а 10 сентября утром — самолетами.

11 сентября, находясь в море в районе западных подходов к Англии в 3 ч. 30 м., «U-30» обнаружила транспорт и после двух часов преследования потопила его. [32]

14 сентября она предупредительным выстрелом остановила другой транспорт. Команде транспорта было приказано перейти на шлюпки. С лодки были посланы на транспорт два матроса, которые должны были заложить подрывные заряды. В то время как все это происходило «U-30» была атакована английскими самолетами с авианосца «Арк Ройял». Несколько человек из команды «U-30» были ранены осколками авиабомб. От взрыва сброшенных на лодку бомб получили повреждения и сами самолеты. Несмотря на атаку самолетов транспорт был взорван и затонул. «U-30» направилась в Вильгельмсхафен, куда и прибыла 27 сентября.

В первой половине сентября из Вильгельмсхафена в свой первый поход вышла «U-26». Пройдя мимо Фарерских островов, а затем западнее Гебридских и вдоль побережья Ирландии, она вошла в Ла-Манш, где и поставила мины. Поход «U-26» длился около месяца, после чего она возвратилась в базу.

14 сентября подводная лодка «U-39», находясь в 150 милях западнее Гебридских островов, не прорывая охранения, атаковала двумя торпедами с дистанции более 4000 м авианосец «Арк Ройял», шедший со скоростью 22 узл. Торпеды были выпущены из кормовых аппаратов и прошли впереди авианосца. Три эскадренных миноносца, находившихся в охранении авианосца, атаковали лодку глубинными бомбами, заставили ее всплыть и потопили ее. Это была гибель первой немецкой подводной лодки{11}.

16 сентября «U-27» всплыла на поверхность в 300 м от траулера и предупредительным выстрелом заставила его остановиться. Экипаж траулера был принят на лодку вместе с корабельной радиостанцией, которую «U-27» пыталась затем использовать для ложных передач и запросов мест других транспортов.

17 сентября вечером вблизи юго-западного побережья Ирландии другая подводная лодка («U-25») двумя торпедами, выпущенными с большой дистанции, потопила английский авианосец «Корейджес», который патрулировал в своем районе, используя самолеты для поиска немецких подводных лодок. Он шел в охранении четырех эскадренных миноносцев, два из которых перед тем были посланы для преследования другой немецкой лодки, атаковавшей транспорт. Авианосец был торпедирован в момент выполнения им маневра для приема на борт возвращавшегося самолета. Торпеды попали в правый борт в район машинного и котельного отделений. Через 20 минут авианосец затонул. Из экипажа 1200 человек было спасено всего лишь 712. Вместе с авианосцем погибло 24 самолета. Это была первая крупная потеря английского военно-морского флота. После гибели «Корейджес» авианосцы для противолодочного патрулиронания не использовались.

Потопив английский авианосец, «U-25» подверглась преследованию эскадренными миноносцами, сбросившими на нее несколько глубинных бомб. Однако лодка благополучно уклонилась и продолжала свои боевые действия.

17 сентября «U-27», находясь в 7 милях к юго-западу от Тори Айленд, обнаружила транспорт и сделала по нему предупредительный выстрел из орудия, а затем атаковала торпедой. Торпеда прошла мимо, и транспорт укрылся в Ирландских территориальных водах. Вскоре над лодкой появился самолет, который заставил ее погрузиться. Вечером «U-27» всплыла и обнаружила шведский пароход, который принудила остановиться. Пополнив с него свои запасы продовольствия, лодка отпустила его. [33]

В тот же день подводная лодка «U-35», находясь на подходах к Гебридским островам, потопила артиллерийским огнем два английских траулера. После этого она остановила еще один траулер, на который были посажены экипажи ранее потопленных судов, и отпустила его.

18 сентября «U-27» обнаружила авианосец с охранением из трех эскадренных миноносцев, но от атаки отказалась.

В ночь на 20 сентября «U-27», находясь в надводном положении, обнаружила шесть силуэтов кораблей, среди которых был один крупный корабль. По нему с дистанции около 1500 м было выпущено три торпеды с установкой глубины 3,5–4 м. После залпа лодка была атакована глубинными бомбами и погрузилась на 120 м. В результате полученных повреждений «U-27» всплыла и была потоплена артиллерийским огнем кораблей.

21 сентября в 14 ч. 20 м. у входа в Ла-Манш «U-35» атаковала английский конвой, потопив один транспорт и повредив танкер. В 15 ч. 55 м. она была атакована эскортным миноносцем «Ардент», который сбросил на нее две глубинные бомбы. «U-35» получила повреждения, однако командир лодки решил погрузиться на глубину 70 м и там устранить эти повреждения. После 3 часов работы повреждения частично были устранены, лодка всплыла и продолжала свое плавание (благоприятных условий для атак лодка больше не имела).

Первые итоги боевых действий немецких подводных лодок

Общие потери торгового флота Англии от немецких подводных лодок за сентябрь составили 39 судов общим тоннажем 151 283 т. Это дает основание сказать, что действия немецких лодок в самом начале войны были действительно успешными. При этом уже с первых дней войны англичане ввели систему конвоев. Потери английского торгового флота, несомненно, могли быть значительно большими, если бы действия лодок не ограничивались распоряжениями высшего командования.

С конца сентября — начала октября участились полеты над Северным морем немецких самолетов-разведчиков, чего ранее немецкое командование не предпринимало. Эти полеты имели целью разведку путей торговых судов, разведку районов действия противолодочных патрулей, обеспечение выхода и развертывания подводных лодок. Почти ежедневно совершались полеты к Шетландским островам. Однако эти полеты не означали начало организованного взаимодействия авиации и подводных лодок, хотя оно и предусматривалось на основе специального документа от 3 февраля 1939 г. Так, в этом документе указывалось, что:

— основным объектом для действий военно-воздушных сил должна считаться Великобритания;

— вся разведка на море возлагается на флот;

— военно-воздушные силы должны принимать участие в морских операциях только по запросу морского командования и только силами, прошедшими специальную подготовку к взаимодействию;

— военно-воздушные силы будут ставить мины только с согласия и по указанию морского командования.

По этому документу флот должен был к 1941 г. получить в оперативное подчинение 41 эскадрилью самолетов. Однако с началом войны это соглашение не было осуществлено и лодки и авиация действовали самостоятельно. Лодки действовали в основном вблизи берегов Англии, атакуя главным образом в дневное время. [34]

* * *

В октябре 1939 г. на морских сообщениях Англии в Атлантическом океане действовало небольшое число немецких подводных лодок, так как часть их готовилась для постановки мин на прибрежных путях, которыми пользовались английские конвои, а часть проводила подготовку и ремонт.

3 октября «U-35», находясь у западных подходов к Англии, атаковала артиллерийским огнем греческий транспорт. После того как команда оставила судно, лодка погрузилась на 15 м и потопила его торпедами (из трех выпущенных торпед в цель попала только одна). В последующие дни лодка оставалась в том же районе, периодически подходила вплотную к берегам Ирландии, но успехов не имела.

В этот период несколькими подводными лодками были поставлены мины в районе Веймута и в Бристольском заливе.

10 октября из Вильгельмсхафена для форсирования Дуврского пролива вышла подводная лодка «U-40». Командир лодки рассчитывал форсировать пролив (зная, что там имеются минные заграждения) через три часа после полной воды, учитывая скорость течения в проливе 1,5 узл., как наиболее выгодное условие. Однако прорыв не удался. В 3 часа 13 октября лодка подорвалась на мине и затонула.

В связи с отклонением правительством Англии предложений Гитлера о мире (12 октября) последующие действия подводных лодок стали вестись более активно. Только за последующие двое суток было потоплено 6 судов. Однако возросли и потери подводных лодок. Так, «U-42» 13 октября пыталась атаковать транспорт. Атака не удалась, лодка подверглась преследованию двух эскадренных миноносцев и была потоплена. Из боевых действий подводных лодок в октябре заслуживает большого внимания прорыв подводной лодки «U-47» в Скапа-Флоу 14 октября и уничтожение ею линейного корабля «Ройал Ок» и повреждение линейного крейсера «Рипалс» (рис. 6).

Потери в тоннаже вызывали большое недовольство общественности Англии и поэтому английское адмиралтейство скрывало действительные результаты борьбы с немецкими подводными лодками, а в своих сводках сообщало преувеличенные данные. Так, несмотря на то, что к середине октября 1939 г. было потоплено лишь 5 немецких подводных лодок, Черчилль уверял палату общин в том, что англичане потопили 13 лодок и 5 подводным лодкам нанесли тяжелые повреждения.

Подводные лодки в это время действовали главным образом у берегов Англии и частично в центральной части Атлантического океана (до параллели Азорских островов). В Северном море особенно интенсивной деятельности лодок не было. Торговля Англии со скандинавскими странами тогда еще не нарушалась.

В целях повышения эффективности действий немецких подводных лодок против торгового судоходства Англии 16 октября главнокомандующим германскими морскими силами был представлен в ставку меморандум относительно усиления военных действий на море. В этом меморандуме, в частности, предлагалось торпедировать без предупреждения все торговые суда, достоверно опознанные как суда противника (английские или французские), а пассажирские суда в конвоях торпедировать сразу после предупреждения.

Строительство немецких подводных лодок к началу ноября продолжалось медленными темпами. Некоторые надежды на усиление подводной войны возлагались лишь в связи с ожидавшимся вступлением в войну Италии. Это позволило бы сковать значительные силы английского флота на Средиземном море и облегчить действия подводных лодок немецкого [35] флота на подходах к Англии. Кроме того, известный эффект могли бы дать действия итальянских подводных лодок на морских сообщениях в Атлантике. Однако вступление Италии в войну по ряду причин несколько отдалялось. Гитлеровское руководство не смогло разрешить проблемы координации в строительстве вооруженных сил и тем самым обрекло на провал широкое использование своих лодок в наиболее благоприятный период, когда противник еще не был подготовлен к эффективной борьбе с ними.

Первые противолодочные оборонительные мероприятия Англии

Как известно, война с Германией не входила в планы правящих кругов Англии. Поэтому начавшиеся боевые действия сразу же показали явную неподготовленность английского военно-морского флота к борьбе с «подводной опасностью». [36]

Специальным распоряжением адмиралтейства 6 сентября было введено конвоирование судов. Кроме непосредственного охранения конвоев, адмиралтейство организовало противолодочное патрулирование отдельных наиболее важных районов в Северном море.

Поскольку англичане предполагали, что немцы будут широко использовать рейдеры и вспомогательные крейсера, которые будут действовать под видом торговых судов в отдаленных и наиболее уязвимых районах океана, для защиты судоходства были выделены, крейсера и авианосцы. В Атлантическом океане действовали авианосцы «Арк Ройал» и «Гермес», в Индийском — авианосец «Глориес» и тот же «Гермес».

6 сентября из Орфорднесса в Метил вышел первый конвой из 16 судов. На следующий день вышел первый конвой из Лондона в Ливерпуль в составе 18 судов. 7 сентября 1939 г. из Англии вышел первый конвой в США.

Организация конвоев таким образом была развернута полностью. Однако конвоирование не дало должного эффекта, так как не хватало кораблей охранения и специальных кораблей ПЛО.

Гидроакустические приборы — «асдики», использовавшиеся для поиска подводных лодок, имелись в очень ограниченном количестве. Радиолокаторов на кораблях и самолетах ПЛО не было.

Британское адмиралтейство срочно приступило к мобилизации мелких судов у гражданских ведомств и начало широкую подготовку и обучение экипажей этих судов для борьбы с подводными лодками. Все это требовало много времени.

Следующим крупным мероприятием англичан в борьбе с немецкими подводными лодками было вооружение своих торговых судов артиллерией. По заявлению Черчилля, за три месяца войны артиллерия была установлена на 1 тыс. транспортов (что составляло около 10% их общего количества).

Одновременно с этим были начаты минные постановки, в первую очередь на выходах из баз немецких подводных лодок, а также на подходах к своим наиболее важным базам и портам. Так, 3 сентября 1939 г. были поставлены минные заграждения на подходах к Ферт-оф-Форт, 10 сентября 1939 г. в Дуврском проливе.

Было также объявлено о постановке оборонительных минных заграждений в Ла-Манше, Гренландском море, вдоль всего восточного побережья Англии{12}.

Организация береговой авиации, используемой для целей ПЛО, подверглась коренной перестройке, а самолеты — перевооружению; на них была начата установка радиолокаторов, более совершенных средств связи и новых подвесов для более тяжелых глубинных бомб.

Для поиска и уничтожения подводных лодок к северо-западу от Ирландии были использованы авианосцы.

Конвои, являвшиеся основным мероприятием в борьбе с подводными лодками, подразделялись на три группы: тихоходные конвои со скоростью хода транспортов не свыше 7,5 узл.; быстроходные конвои со скоростью 9–10 узл.; войсковые конвои со скоростью 12–15 узл.

На основных линиях морских сообщений движение конвоев происходило точно по разработанному графику. Конвои в среднем состояли из 45–60 судов. При этом суда шли обычно в строю 8–10 кильватерных [37] колонн с интервалом между ними 1–5 каб. и дистанцией между судами в колоннах 1–3 каб. При таком походном ордере один конвой занимал площадь до 4 миль по фронту и до 1,5–2 миль в глубину. В состав охранения большого конвоя обычно входили: один линейный корабль или крейсер и два — три эскадренных миноносца канадского или собственно британского флота.

Корабли охранения сопровождали конвои до меридиана 20° западной долготы, затем они следовали в порты назначения уже без охранения. При подходах к портам Англии крупных конвоев дополнительно организовывалось патрулирование (в отдельных наиболее важных районах Северного моря) самолетами береговой авиации.

Боевые действия лодок в ноябре и декабре

Действия лодок в ноябре развивались следующим образом.

5 ноября во второй боевой поход вышла «U-33». На переходе в районы западных подходов к островам Великобритании она атаковала транспорт 4 торпедами, но из-за плохой погоды и неточности атаки ни одна из них не попала в цель. В последующие дни «U-33» потопила артиллерийским огнем 2 траулера, 20 ноября 3 траулера, а утром 21 ноября еще 2.

После 20-дневного похода она возвратилась в базу и была поставлена в док. Характерно, что лодка использовала главным образом артиллерию.

9 ноября в свой первый поход вышла подводная лодка «U-49». Она направилась к западным подходам Англии. 29 ноября лодка с расстояния 1000 м атаковала в Бискайском заливе 3 торпедами транспорт, но атака оказалась неудачной; одна из торпед взорвалась преждевременно, вторая прошла мимо цели, а третья под целью, не взорвавшись. Судно открыло по подводной лодке артиллерийский огонь, заставив ее погрузиться. После того как подводная лодка всплыла, судна уже не было видно. В тот же день «U-49» атаковала другой английский транспорт. Торпеда прошла в 400 м от борта. Решив, что этот транспорт — «судно-ловушка», командир подводной лодки следил за ним в течение часа, а затем выстрелил в него вторую торпеду, в результате чего транспорт получил пробоину. Израсходовав все торпеды, «U-49» погрузилась на большую глубину. Вскоре к месту атаки подошел английский эскортный корабль «Эхо» и начал поиск лодки, которая была обнаружена и на глубине 90 м подверглась атаке. Через несколько минут, когда «U-49» находилась на глубине 110 м, была сброшена вторая серия глубинных бомб. Лодка повреждений не получила. Затем к «Эхо» присоединился «Вандерор». Сбросили еще 27 глубинных бомб и «U-49» была серьезно повреждена. Тем не менее с наступлением темноты подводная лодка всплыла и направилась в базу, куда и прибыла 29 ноября.

15 ноября вместе с двумя другими лодками вышла в четвертый поход «U-13». Подойдя к Гельголанду, они разделились. «U-13» из-за неисправности механизмов 27 ноября возвратилась в базу и была поставлена в док для ремонта до 11 декабря.

18 ноября 1939 г. в 8 ч. 01 м. из Вильгельмсхафена вышли «U-31» и «U-35». Они направились на север, но из-за неисправности механизмов «U-31» вернулась в базу и вышла в море лишь 21 ноября.

В связи с организацией системы конвоев, которая к этому периоду уже была стабильной и до некоторой степени затруднила действия немецких лодок, немецко-фашистское командование приступило к более широкой постановке мин заграждения. При этом минные постановки с лодок дополнялись постановками мин с самолетов и надводных кораблей. Так, [38] в период 19–22 ноября подводные лодки поставили 17 мин в устье Темзы, 24 мины у Харвича, 36 мин в устье реки Хамбер. А всего к 22 ноября ими было поставлено более 150 мин. Кроме того, к этому времени 540 мин поставили у побережья Англии немецкие миноносцы в районах: Шамблес Шоал (район Портленда), Английский канал, район Орфорднес, район Висернен (севернее устья реки Хамбер) и к югу от него, район Гарвича, подходы к Темзе и залив Ферт-оф-Форт.

19 ноября пять теплоходов подорвались на минах нового образца (магнитных). 21 ноября подорвались на минах эскадренные миноносцы «Джипси» и «Мэстиф», а 22 ноября было обнаружено большое количество мин в устье Темзы. Применение мин вообще грозило приостановить плавание торговых судов, а использование немцами мин новых образцов создавало для английского флота особые трудности. Поиски способов борьбы с этим новым видом оружия (защитное размагничивание судов, изобретение электромагнитных тралов и др.) заняли несколько месяцев.

Использование немцами магнитных мин не только ухудшило положение английского торгового судоходства, но и оказало сильное моральное воздействие на личный состав английского торгового флота. Вслед за магнитной миной немцы стали применять акустическую мину, что вызывало еще большее напряжение тральных сил флота Англии. Заметно увеличилось число ночных атак подводными лодками. Так, большая половина атак, произведенных лодками в ноябре, приходилась на ночное время (темное время суток), в то время как в сентябре 97% атак приходилось на дневное время. Это показывает, что силы ПЛО англичан (особенно авиация) заставляли командиров немецких подводных лодок действовать более осторожно и скрытно.

Широкое применение немцами мин заграждения с лодок (а затем и самолетов) застигло врасплох противника и существенно увеличило их потери в тоннаже. Так, за ноябрь общие потери составили: от действия подводных лодок — 18 судов (61 641 т ) и от подрыва на минах — 26 судов (100 103 т ).

К концу 1939 г. гитлеровская ставка окончательно осознала значение подводных лодок в борьбе с Англией и разработала на 1940–1943 гг. план расширенного строительства лодок (табл. 10).

Таблица 10. План строительства подводных лодок, принятый на 1940–1943 гг. гитлеровской ставкой в ноябре 1939 г.

Контрольные сроки Пополнение Общее число лодок Число лодок, проходящих боевую подготовку Число лодок в распоряжении командования подвод. силами Число лодок, действующих против Англии 10% потерь (от числа лодок, находящихся в распоряжении командования) Число лодок к концу месяца
Ноябрь 1939 1 57 12 45 15 5 52
Январь 1940 2 52 18 34 11 3 49
Апрель 1940 3 51 24 27 9 3 48
Июль 1940 5 51 37 14 5 1 50
Октябрь 1940 6 63 42 21 7 2 61
Январь 1941 13 88 55 33 11 3 85
Апрель 1941 18 113 55 58 19 6 107
Октябрь 1941 26 191 75 116 39 12 179
Март 1942 27 253 75 191 64 19 245
Октябрь 1942 29 312 75 237 79 24 288
Март 1943 29 334 75 259 86 26 308
Июль 1943 29 347 75 277 91 27 320 [39]

Ощутимый рост подводных лодок намечался только с января 1941 г. (с последующим резким увеличением в октябре 1941 г. и в марте 1942 г.). Против Англии выделялось очень мало подводных лодок, которые вряд ли могли нанести серьезный урон английскому судоходству. Немецкое командование явно недооценивало возможности противодействия противника и поэтому неоправданно планировало относительно небольшие потери лодок в ходе их боевых действий.

Районами действий немецких подводных лодок в декабре, кроме подходов к островам Великобритании, стали также и районы в Атлантике. Так, лодки атаковывали конвои, следовавшие из Галифакса (Канада) в Англию и в район Фритауна (западное побережье Африки).

23 декабря вышла в свой третий поход «U-30». 26 декабря она находилась у острова Феро. 27 декабря обнаружила и потопила торпедой патрульное судно.

28 декабря в 14 ч. 41 м. немецкая подводная лодка «U-30» торпедировала английский линейный корабль «Бархэм», шедший в сопровождении эскадренных миноносцев у берегов Шотландии 10-узловым ходом на противолодочном зигзаге при северо-восточном ветре силой 2 балла и состоянии моря 1,5 балла. При взрыве торпеды поднялся высокий столб воды и обрушился на мостик и верхнюю палубу линейного корабля. При обследовании корабля в доке была обнаружена пробоина в районе башни «А» длиной 9,6 м и шириной 5,1 м, центр которой находился примерно на 5 м ниже ватерлинии. В районе пробоины 25-мм обшивка булей и днища и 8-мм настил второго дна были либо сорваны, либо загнуты внутрь корабля. От сотрясения корпуса корабля в снарядном погребе «А» несколько снарядов выбросило из стеллажей, от взрыва давление в паропроводах сразу же упало до 12,5 атм и затем стало подниматься до нормального. В результате полученных повреждений линейный корабль через 10 мин. накренился на левый борт на 7° и получил дифферент на нос. При нормальной осадке 9,4 м осадка носом стала 12,3 м и кормой 8,2 м. Корабль дал задний ход и через некоторое время повернул на юг. От взрыва снарядный погреб «А» и помещения к левому борту от него были затоплены, а башни «А» и «Б» были выведены из строя.

Подводная лодка, торпедировавшая линейный корабль, не сумела использовать первоначального успеха для повторной атаки. «Бархэм», выравняв крен и дифферент и дав ход 16 узл., вышел из района атаки.

1 января подводная лодка «U-30» находилась в районе юго-западнее Ирландии, 2 января в Ла-Манше, а 4 января в канале св. Георга поставила мины. 9 января 1940 г. в 0 ч. 10 м. и в 3 ч. 30 м. в 40 милях от Лендс-Энд подводная лодка подверглась атаке эскадренного миноносца «Веснер» и получила небольшие повреждения. 31 января лодка возвратилась в Вильгельмсхафен, где и ремонтировалась до конца февраля.

За декабрь месяц потери англичан от действий немецких лодок составили 18 судов (71 518 т ) и от подрыва на минах 39 судов (98090 т ).

* * *

В целях усиления подводной войны немецко-фашистское командование постепенно расширяло действия лодок против всех судов без официального заявления об этом. Так, 30 декабря 1939 г. подводным лодкам было предписано топить без предупреждения все суда, следующие у побережья противника, а где возможно, использовать мины.

В конце декабря 1939 г. немецкое командование предприняло попытки согласовать действия подводных лодок с действиями крупных надводных кораблей. В связи с этим во второй половине января 1940 г. крупные надводные [40] корабли готовились к выходу для действий на морских сообщениях. Одновременно было намечено подготовить максимально возможное число подводных лодок. Кроме уточнения районов действия сил, намечалось взаимное оповещение об обнаруженных конвоях, что, однако, не было осуществлено. К этому времени ожидалось соглашение с Италией и активизация операций сухопутных войск. Тогда же командиры лодок получили указания: во-первых, коммерческие суда всех стран, замеченные в зоне, объявленной американцами опасной, топить без предупреждения; во-вторых, открывать огонь по нейтральным судам без предупреждения в зонах, в которых потопление может быть отнесено за счет подрывов на минах (в частности, в Бристольском канале).

Боевые действия лодок в первом полугодии 1940 г.

16 января 1940 г. из Киля вышла в море подводная лодка «U-55». Кильский канал был пройден за 12 часов. Устье Эльбы было покрыто толстым льдом и «U-55» шла в сопровождении ледокола.

Утром 21 января лодка была у Морей-Ферт, где потопила траулер и два транспорта. В ночь на 22 января «U-55» прошла о. Фаре. При переходе в район назначенной позиции у западных подходов к Англии она потопила еще два транспорта. После четырех дней пребывания у западных подходов к Англии на «U-55» осталось 5 торпед из 14 имевшихся в начале похода (две из них находились на верхней палубе и из-за плохой погоды использовать их было невозможно).

30 января в 1 час «U-55» всплыла и неожиданно оказалась в 300 м от танкера, шедшего в конвое. Лодка атаковала танкер торпедой и потопила его, не будучи обнаруженной. После этой атаки на лодке осталось всего две торпеды: одна в носовом аппарате, другая в кормовом. В 11 ч. 05 м. ею был атакован и потоплен еще один транспорт. После атаки подводная лодка «U-55» была обнаружена и атакована миноносцами, в результате чего получила очень серьезные повреждения и всплыла. Команда была высажена на спасательные шлюпки, а лодка потоплена.

Одновременно с использованием торпед подводные лодки продолжали ставить мины, в частности, у восточного и юго-восточного побережья Англии. Эти минные постановки создавали большое напряжение тральных сил, так как средств борьбы с магнитными минами англичане еще не имели.

В январе 1940 г. на позиции севернее Шетландских островов успешно действовала подводная лодка «U-26» (31 декабря она вышла в третий поход). За время боевого похода лодка потопила пять или шесть судов общим водоизмещением 18000 т. При возвращении в базу в районе Шетландских островов «U-26» была атакована английскими эскадренными миноносцами, сбросившими на нее 35 глубинных бомб. Ни одна из бомб в лодку не попала. В конце февраля лодка прибыла в Вильгельмсхафен и встала на ремонт.

Потери Англии от действий подводных лодок фашистской Германии в январе составили 31 судно (90923 т ), от подрыва на минах 23 судна (81084 т ).

К этому времени немецкое командование, убедившись в эффективности применения магнитных мин (которые ставились подводными лодками скрытно, главным образом ночью и в подводном положении, когда противолодочная оборона была ослаблена), расширило постановку минных заграждений, используя для этой цели самолеты. Самолеты ставили мины там, где их не могли поставить подводные лодки (устье Темзы, Ла-Манш), чем еще больше повышали напряжение тральных сил английского [41] флота. Кроме того, немецкие самолеты нападали на сторожевые корабли англичан, несшие сторожевую службу в районах действия немецких подводных лодок, способствуя более успешному выполнению лодками своих задач.

Таким образом, было положено начало оперативному взаимодействию подводных лодок с самолетами. Это взаимодействие было вызвано также изменением путей движения английских транспортов, введением системы конвоев и вооружением судов артиллерией, что стало все более и более затруднять одиночные и самостоятельные действия подводных лодок, особенно обнаружение конвоев в океане.

Действия же немецких подводных лодок вблизи побережья затруднялись более или менее хорошо организованной к этому времени англичанами противолодочной обороной.

Из-за недостаточного количества специальных кораблей для борьбы с подводными лодками англичане широко использовали свою береговую авиацию, которая являлась довольно опасным противником для лодок.

Не принимая во внимание явно тенденциозные сведения англичан о том, что их авиация за четыре месяца войны атаковала 58 и уничтожила 19 немецких подводных лодок (фактически ни одна подводная лодка самолетами еще не была потоплена), следует отметить напряжение английской авиации в борьбе с немецкими подводными лодками.

Так, по сообщению агентства Рейтер, английские самолеты, используемые для борьбы с немецкими подводными лодками, за четыре месяца войны налетали 44 тыс. часов и пролетели путь 3750 тыс. миль.

* * *

Продолжая постепенно усиление подводной войны без официального заявления об этом, немецко-фашистское командование расширяло запретные районы у берегов Англии, где можно было топить без предупреждения и суда нейтральных стран.

К таким запретным районам относились: район у северо-восточного побережья Шотландии к востоку до 2° восточной долготы; район у Бристольского канала и к западу от него примерно до 10°30' западной долготы (до 200 м глубин) с включением в эту зону Ирландского моря; район от Дувра до мыса Фламборо-Хед и далее к северным подходам в Английский канал.

В первую неделю февраля 1940 г. количество подводных лодок, действовавших в Атлантическом океане, уменьшилось, а в Северном и Ирландском морях они не обнаруживались. Их активность возобновилась только со второй недели февраля.

31 января 1940 г., не закончив отработки курса боевой подготовки, вышла из Гельголанда «U-63». Переход лодки обеспечивался ледоколом. 1 февраля лодка приняла в Гельголанде две боевые и две учебные торпеды. До 16 февраля «U-63» выходила ежедневно в море на боевую подготовку, после чего ушла на выполнение задания в район восточнее Оркнейских островов. В этом же районе находились еще две или три подводные лодки.

Утром 25 февраля «U-63» обнаружила конвой, шедший из Норвегии в Англию в сопровождении эскорта. Конвой был хорошо затемнен, но на фоне лунной дорожки были отчетливо видны два эскортирующих его эскадренных миноносца и подводная лодка.

Конвой шел со скоростью 7 узл. курсом 210°. Лодка послала донесение в базу об обнаружении конвоя, после чего погрузилась и последовала за ним.

Вскоре «U-63» всплыла для занятия позиции в голове конвоя. Во время маневрирования она была запрошена сигналами с миноносцев и [42] английской подводной лодки, что вынудило «U-63» немедленно отвернуть в сторону и уйти с пути движения конвоя.

Около 6 час. следующего дня при выходе в атаку на лодке перестал работать один из электродвигателей. «U-63» вынуждена была отказаться от атаки. В это время к ней приближался эскортный миноносец. Подводная лодка развернулась для атаки, но из-за неготовности торпедных аппаратов произвести залп торпедами не удалось. Она продолжала идти за конвоем. Вскоре один из эскортирующих кораблей начал вновь запрашивать опознавательные. «U-63», включив прожектор, ответила сигналом «AS».

Английские корабли, видимо, установили обман и в 8 час. на большой скорости направились к лодке. «U-63» быстро погрузилась на глубину 120 м. Сильное сжатие корпуса вызвало повреждение газоотвода у дизеля и лодка была вынуждена всплыть до 40 м. В это время на нее были сброшены глубинные бомбы. Взрывом бомб в непосредственной близости от лодки был поврежден прочный корпус. На глубине 60 м в лодку начала поступать вода, электродвигатели были почти затоплены. Было принято решение погрузиться снова до 120 м с тем, чтобы уйти от преследования. Однако ввиду того, что на этой глубине помпы не справлялись с откачкой воды, лодка снова всплыла на 60 м и оставалась на этой глубине в течение получаса. Шум гребных винтов миноносцев был слышен вдалеке. Из-за малой скорости и большой отрицательной плавучести лодка не могла держаться на горизонтальных рулях и погрузилась снова на 120 м. Вода хлынула в лодку. Пришлось всплыть на меньшую глубину, а затем в надводное положение.

В 9 ч. 56 м. лодка была обнаружена в надводном положении в трех милях от миноносцев, которые открыли по ней артиллерийский огонь из носовых орудий. «U-63» с большим креном и дифферентом медленно затонула.

7 февраля из Гельголанда вышла в боевой поход «U-33».

В течение всего следующего дня лодка шла в подводном положении. 9 февраля в 14 ч. 15 м. подводная лодка обнаружила самолеты. В это же время были замечены эскадренные миноносцы, шедшие курсом 300°. Ни самолеты, ни миноносцы подводную лодку не заметили.

В ночь с 9 на 10 февраля «U-33» прошла остров Фейер, а 10 февраля вышла в Атлантику. В этот же день лодку обнаружили три самолета и она вынуждена была погрузиться на перископную глубину. Несколько позже «U-33» была обнаружена английской подводной лодкой, которая выпустила в нее две торпеды, но безрезультатно.

Опасаясь повторных атак, «U-33» пошла полным ходом и 11 февраля, пройдя острова Минч, легла на грунт, где находилась в течение пяти часов, для перезарядки торпедных аппаратов минами. Затем лодка всплыла и полным ходом пошла к Ферт-оф-Клайд, куда прибыла рано утром 12 февраля для постановки мин.

12 февраля в 3 ч. 16 м. подводная лодка «U-33», находясь в надводном положении, была обнаружена английским эскадренным миноносцем «Глинер». Попав в луч прожектора на расстоянии 3200 м, подводная лодка срочно погрузилась на глубину 54 м. В 3 ч. 53 м. «Глинер» восстановил с ней контакт и сбросил серию глубинных бомб. Все четыре бомбы разорвались над подводной лодкой. Лодка, получив повреждения, легла на грунт. В 4 ч. 12 м. миноносец вторично атаковал лодку, сбросив еще серию глубинных бомб. Эта атака причинила «U-33» серьезные повреждения. Внутрь корпуса начала поступать вода и подводная лодка всплыла. Через час «Глинер» сделал пять выстрелов по лодке, а затем развернулся и пошел на таран, продолжая стрельбу. Вскоре экипаж «U-33» покинул лодку, и она была взорвана. [43]

16 февраля вышла в свой седьмой поход «U-13». На борту подводной лодки было три электрические и две паровоздушные торпеды. 22 февраля в 12 ч. 35 м. лодка выпустила вначале одну электрическую торпеду по транспорту, а затем остальные четыре, однако действия были неудачны.

18 февраля немецко-фашистское командование официально объявило о том, что оно больше не считает себя связанным лондонской конвенцией о нормах ведения войны и что подводные лодки впредь будут атаковывать все суда без предупреждения.

К 23 февраля подводными лодками были выставлены новые минные заграждения у Кромер и у северного пловучего маяка в устье Темзы. «U-48» поставила мины также у южного побережья Англии на подходах к Портленду, «U-32» минировала подходы к Ливерпулю и «U-28» к Портсмуту.

Нагрузка на тральные силы английского флота, вызванная этими постановками, была настолько велика, что адмиралтейство в феврале 1940 г. вынуждено было обратиться за помощью к 10 тыс. рыбаков.

В Северном море подводные лодки малого водоизмещения уничтожали в среднем за выход два судна общим тоннажем около 3000–4000 т, расходуя при этом от 4 до 5 торпед.

23 февраля немецкой ставкой было решено прекратить действия подводных лодок в районе Галифакса, чтобы не обострять отношения с США.

Также была отменена операция, запланированная в Средиземном море. Причиной и в этом случае было нежелание дальнейшего обострения политических отношений с Англией, на сговор с которой гитлеровское руководство все еще надеялось.

Необходимо отметить, что боевая подготовка подводных лодок на Балтийском театре в значительной степени ограничивалась ледовыми условиями. Серьезной помехой была также позиция Советского Союза, который категорически возражал против распространения районов плавания подводных лодок Германии восточнее меридиана 20° в. д.

При такой обстановке 25 февраля из Вильгельмсхафена вышла в свой третий поход «U-32», имея на борту мины и несколько торпед. Подводная лодка имела задачу поставить мины в том же районе, куда направлялась во время своего первого боевого похода, т. е. в Бристольском заливе. При выполнении разведки района постановки мин 2 марта она обнаружила и потопила шведский теплоход. Обогнув юго-западное побережье Ирландии, «U-32» поставила мины на подходах к каналу Св. Георга. После постановки мин подводная лодка подверглась многократным атакам с воздуха, но все эти атаки были безрезультатными.

Потери торгового флота за февраль составили: от лодок — 35 судов (153431 т ) и от мин — 14 судов (50452 т ).

При оценке боевых действий немецких подводных лодок за февраль и март 1940 г. следует учитывать то, что к этому времени немецкое командование уже начало постепенно отзывать отдельные лодки для ремонта и подготовки их к норвежской операции и выполнению ими новых задач.

Действия подводных лодок в период норвежской операции

Предполагая, что англичане попытаются помешать проведению норвежской операции, немецко-фашистское командование еще с 1 марта начало высылать свои подводные лодки в районы главных баз английского флота и к побережью Норвегии для разведки.

В приказе по вооруженным силам Германии от 1 марта 1940 г. указывалось, что норвежская операция имеет следующие цели: [44]

— предотвращение вторжения англичан в Скандинавию и на Балтику;

— обеспечение использования железно-рудных ресурсов Швеции;

— улучшение стратегических позиций и системы базирования для флота и авиации в дальнейших действиях против Англии.

В соответствии с планом операции подводные лодки были отозваны в свои базы для подготовки к участию в норвежской операции.

Планом операции предусматривалось развертывание подводных лодок в следующих районах:

Вогс-фьорда — 3 подводные лодки,

Вест-фьорда — 5 подводных лодок,

Тронхейма — 3 подводные лодки,

Бергена — 5 подводных лодок,

Ставангера — 2 подводные лодки и

район Оркнейских островов — 5 подводных лодок.

Кроме того, часть подводных лодок предназначалась для переброски из немецких баз в основные пункты высадки немецко-фашистских войск оружия, боеприпасов и снабжения.

Понятно, что действия подводных лодок на морских сообщениях в связи с этим были весьма ограничены.

3 марта вышла в свой четвертый поход подводная лодка «U-30». Через неделю она совместно с «U-34» проникла (в подводном положении) в норвежские фьорды и разведала систему обороны, количество и расположение находившихся там военных кораблей и торговых судов. 30 марта «U-30» возвратилась в Вильгельмсхафен.

11 марта в море вышла «U-31». На подходах к Шиллинге она подверглась атаке самолета, сбросившего на нее 4 бомбы. Одна из бомб вызвала в лодке взрыв баллонов со сжатым воздухом, в результате чего в ней поднялось чрезмерно высокое давление. В корпусе образовалась большая пробоина и «U-31», находясь на глубине 16 м, затонула. Спустя 8 суток она была поднята немцами и доставлена в Вильгельмсхафен.

26 марта немецко-фашистским командованием было официально объявлено о включении Исландии в военную зону вокруг Англии. Таким образом, район, опасный для плавания английских судов, распространялся теперь на всю северную Атлантику от французского побережья до юго-восточного побережья Гренландии, и хотя расширение опасной зоны еще не означало фактического развертывания там немецких подводных лодок, оно еще более осложнило положение английского судоходства в северной Атлантике.

Общие потери торгового флота союзников и нейтральных стран от действия немецких подводных лодок за март составили 15 судов (46573 т ) и от подрыва на минах 16 судов (37241 т ).

* * *

Подводные лодки, выделенные для участия в норвежской операции, заняли назначенные районы к 8 апреля.

В первых числах апреля из Вильгельмсхафена снова вышла в море «U-13». Ее район действий находился в 50 милях к северу от Оркнейских островов. Вместе с «U-47», «U-58» и «U-59» она входила в состав шестой группы подводных лодок, участвовавших в норвежской операции.

Через несколько дней «U-13» перешла на позицию в район Шетландских островов.

8 апреля вышла в свой третий и последний боевой поход «U-49». Ее позиция находилась на восточных подходах к Шетландским островам. [45]

В ночь на 9 апреля она получила по радио сообщение командующего немецким подводным флотом о выходе в море английской эскадры с приказанием следовать на сближение с ней.

Всплыв под перископ, «U-49» оказалась в центре группы кораблей, состоявшей из трех линейных кораблей, двух тяжелых крейсеров, четырех легких крейсеров и двенадцати эскадренных миноносцев. Вскоре группа была атакована немецкой авиацией. В свою очередь английские миноносцы, видимо, обнаружив присутствие поблизости подводной лодки, начали сбрасывать глубинные бомбы. Пытаясь избежать случайных попаданий бомб, «U-49» часто изменяла курс, а затем погрузилась на значительную глубину, где и находилась в течение пяти часов. Вечером она всплыла.

11 апреля «U-49» атаковала с дистанции 2000 м два английских эскадренных миноносца, но неудачно. Один из миноносцев, услышав шум моторов «U-49», включил прожектор и пошел на таран, но лодка успела погрузиться на глубину 60 м, уклонившись от тарана. Спустя некоторое время она всплыла и продолжала свой поход.

На 13 апреля, кроме подводных лодок, уже развернутых на назначенных позициях в море, три подводные лодки находились на переходе в Нарвик с различными грузами и одна на переходе в Намсус-фьорд.

Утром 13 апреля вышли в море с боеприпасом «U-26» и «U-43» для доставки его в Тронхейм. Одновременно лодки имели задачи прикрытия своего конвоя, шедшего в Норвегию.

16 апреля северо-восточнее Шетландских островов предположительно «U-13» торпедировала английский эскадренный миноносец, а на следующий день потопила транспорт.

18 апреля при входе в Тронхеймс-фьорд «U-26» обнаружила две неопознанные подводные лодки, которые быстро погрузились. Выполняя задание по доставке боеприпасов, она направилась в свою базу, куда и прибыла 25 апреля.

20 апреля в соответствии с планом «U-13» прибыла в Берген, получила топливо с прибывшей туда пловучей базы и вечером, пройдя мимо Фарерских островов, вышла в Атлантику.

21 апреля в 6 ч. 54 м., находясь на позиции в районе Фарерских островов (в 60 милях от норвежского побережья), другая немецкая подводная лодка «U-26» торпедировала транспорт, направлявшийся в охранении двух эскадренных миноносцев из Скапа-Флоу к Нарвику. Торпеда попала в кормовой трюм судна, где находились боеприпасы, и через 3–4 минуты судно затонуло.

В связи с тем, что норвежская операция затянулась, во второй половине апреля для доставки в Тронхейм авиационного бензина в море вышли «U-101», «U-122» и «U-26».

К этому времени выяснилось, что стрельба с лодок торпедами с магнитными взрывателями в больших северных широтах оказалась неудачной. Причинами этого считали: своеобразные естественные магнитные условия в больших широтах, возможное наличие защитного антимагнитного устройства на английских кораблях. В связи с тем, что произвести специальные испытания этих торпед (из-за ледостава в районах своих баз) в ближайшее время было нельзя, часть лодок, действовавших на севере у норвежского побережья, была переброшена на запад. Также было признано нецелесообразным и дальнейшее использование в Норвежском море лодок малого водоизмещения для перевозки грузов. В качестве примера такого использования подводных лодок можно привести действия «U-32». Она вышла из Вильгельмсхафена в Тронхейм 27 апреля с грузом: два 88-мм орудия и различный боеприпас, принятый за счет [46] уменьшения запаса торпед и мин. 2 мая лодка была в море безуспешно атакована английскими эскадренными миноносцами и 5 мая прибыла в Тронхейм.

Выгрузив орудия и боеприпас, лодка 8 мая вышла по тому же маршруту в обратный путь. На переходе она трижды подвергалась преследованию и атаке английских эскадренных миноносцев (в течение двух суток). Миноносцы сбрасывали глубинные бомбы, но каждый раз безрезультатно, а ночью, находясь в надводном положении, она была обстреляна артиллерией, но также не получила повреждения и 13 мая благополучно возвратилась в Вильгельмсхафен.

Подводные лодки малого водоизмещения в связи с их ограниченной грузоподъемностью к перевозке грузов не привлекались.

Характерно, что за все время проведения немцами норвежской операции подводные лодки не потопили у норвежского побережья ни одного транспорта и боевого корабля. Повидимому, немецкое командование считало главной задачей участвовавших в операции подводных лодок (особенно развернутых вблизи английских баз) разведку и донесение о движении английских кораблей.

Английское командование, зная о том, что вблизи баз развернуты немецкие подводные лодки, не решалось рисковать своими надводными кораблями, что во многом объясняет пассивность английского флота при захвате немцами Норвегии.

Общие потери торгового флота тоннажа от действий немецких подводных лодок за апрель составили 6 судов (30927 т ); подорвались на минах 11 судов (19799 т ); мины в основном были поставлены в апреле авиацией.

* * *

Еще менее активны были немецкие подводные лодки в период наступления немецких войск во Франции и их продвижения по побережью Бельгии и Голландии. Повидимому, это объясняется тем, что большая часть подводных лодок не была готова к боевым действиям после норвежской операции, хотя условия в Английском канале тогда этому благоприятствовали.

26 мая из Вика через Кильский канал вышла в море «U-13». По прибытии в Брунсбюттель на лодке была обнаружена неисправность радиоаппаратуры, и лодка направилась для ремонта в Гельголанд. 27 мая в 18 час. лодка снова вышла в море. Сначала она следовала вдоль германского побережья, а затем направилась на запад.

29 мая в 20 час. лодка подошла к английским минным заграждениям, на выходе в Атлантику, которые благополучно форсировала в подводном положении.

Вскоре на лодке произошла поломка одного дизеля, которая была ликвидирована своими силами на другой день.

31 мая в 23 час., находясь в надводном положении, «U-13» обнаружила конвой в районе Лоустофта и атаковала его. Будучи обнаружена эскадренным миноносцем, эскортировавшим конвой, который дал ей свои опознавательные сигналы, лодка не ответила на сигналы и погрузилась. Миноносец на зигзаге вышел в атаку и сбросил на нее глубинные бомбы. «U-13» погрузилась на глубину 30 м. Три бомбы разорвались близко от корпуса лодки, причинив ей повреждения. Через несколько минут миноносец снова вышел в атаку и сбросил на лодку вторую серию бомб, от взрыва которых она получила новые повреждения. В лодку начала поступать вода, но «U-13» продолжала идти в подводном положении, стараясь избежать преследования. Миноносец, восстановив утерянный во время [47] сбрасывания бомб контакт, в третий раз вышел на лодку в атаку и опять сбросил серию бомб. От их взрыва в лодке была повреждена радиоаппаратура и произошел взрыв баллонов сжатого воздуха. Четвертая атака миноносца «Вестон» причинила «U-13» еще более серьезные повреждения, а после пятой атаки, будучи уже не в состоянии находится под водой, лодка всплыла в 400 м от атакующего миноносца и пыталась уйти, дав полный ход дизелями.

«Вестон» после неудачной попытки таранить лодку открыл по ней огонь из орудий. Один из снарядов попал в боевую рубку лодки. Экипаж покинул «U-13» и вскоре лодка с дифферентом на нос затонула.

3 июня вышла в свой пятый боевой поход «U-32». Она имела пять торпед в аппаратах и шесть запасных. Пройдя в Атлантику к северу от Шетландских островов, а затем вдоль западного побережья Ирландии, «U-32» заняла район у западных подходов к Англии. За время своего похода она потопила три транспорта общим водоизмещением около 22000 т и 1 июля возвратилась в Вильгельмсхафен.

Заканчивая освещение боевой деятельности немецких подводных лодок за первый период войны, нельзя не отметить, что помимо заметных успехов, которые имели лодки в борьбе на морских сообщениях, личный состав получил большой боевой опыт для последующих действий.

Следует отметить также, что боевые действия отдельных лодок имели значительный успех. Так, «U-49» потопила 16 судов общим тоннажем 114510 т ; «U-25», кроме авианосца «Кореджиес», потопила суда общим тоннажем 66 566 т ; «U-32» за три боевых похода потопила суда общим тоннажем 107 тыс. т.

Несмотря на то, что вооружение английских торговых судов лишало подводные лодки возможности приближаться к ним в надводном положении, немцам удавалось распознавать национальную принадлежность торговых судов. При этом надо отметить, что случаев потопления немецких лодок такими судами совершенно не было. Это можно объяснить хорошим знанием немцами типов торговых судов, а также тактической внезапностью нападения подводных лодок на торговые суда, исключавшей возможность использования артиллерии против лодок.

Потери торгового флота от действия немецких подводных лодок в мае составили 10 судов (48486 т ) и от подрыва на минах 17 судов (17800 т ).

К этому времени англичане уже имели эффективные средства борьбы с немецкими магнитными минами и поэтому немцы в дальнейшем отказались от широкого использования лодок для постановки мин на морских сообщениях Англии.

Некоторые итоги и выводы

1. За первый период войны, длившийся 10 месяцев, потери союзников и нейтральных стран от немецких подводных лодок составили 256 судов общим тоннажем 1 057 965 т.

Потери от других сил и средств немцев составили: от действия надводных кораблей — 23 судна общим тоннажем 137 тыс. г, от действия авиации — 93 судна тоннажем 291 тыс. т, подорвалось на минах (поставленных в основном подводными лодками и авиацией) — 187 судов общим тоннажем 580 тыс. т.

Из приведенных данных видно, что после подводных лодок наиболее крупные потери были от подрыва на минах (особенно в период ноябрь 1939 г. — февраль 1940 г.). [48]

2. Анализ потерь торгового тоннажа за первый период войны от немецких подводных лодок показывает, что они в среднем составляли за месяц 25–26 судов общим тоннажем более 105 000 т.

3. Общие потери немецких подводных лодок составили 20 лодок или в среднем две лодки в месяц. При этом большая часть их (14 лодок) погибла от атак надводных кораблей.

Таким образом, на каждую погибшую немецкую подводную лодку приходилось 13 потопленных судов (52900 т ).

4. Общее количество немецких подводных лодок, одновременно действовавших в море, в среднем не превышало 8–10.

5. Основными районами действий подводных лодок являлись западные и восточные подходы к Англии, районы к югу от Английского канала, к западу от Гибралтара и отгчасти центральная часть Атлантического океана. На эти районы приходятся и потери тоннажа (рис. 7){13}. [49]

6. Учитывая опыт первого периода войны, немецкое командование пришло к выводу, что действия подводных лодок необходимо перенести в более удаленные от побережья Англии районы и переходить от одиночных и самостоятельных действий подводных лодок к групповому их использованию и взаимодействию с авиацией.

7. Немецкие подводные лодки к декабрю 1939 г. почти полностью отказались от атак транспортов артиллерийским огнем; атаки торпедами проводились с соблюдением требований скрытности. Причинами этого являлись, с одной стороны, вооружение английских торговых судов артиллерией, а с другой (и это главное), возможность атаки со стороны английских самолетов, патрулировавших во многих районах действий немецких лодок. По этой же причине лодки все больше и больше переходили от атак судов днем к атакам ночью.

8. Постановки немцами магнитных мин в течение нескольких месяцев создавали большое напряжение не только для тральных сил английского флота, но и оказывали моральное воздействие на личный состав торговых судов и боевых кораблей Англии.

9. Благоприятные условия для борьбы немецких лодок против торгового судоходства Англии не были должным образом использованы гитлеровским командованием, которое, надеясь на сговор с Англией, ограничивало действия своих лодок.

10. Англия оказалась явно неподготовленной к борьбе с немецкими подводными лодками, так как не имела необходимого числа эскортных кораблей и специальных кораблей ПЛО (вооруженных «асдиками»), а также недостаточно использовала авиацию для противолодочной обороны.

Основным мероприятием англичан в борьбе с немецкими подводными лодками являлась система конвоев, которая была введена с первых же дней войны. Однако она не могла полностью охватить всего английского судоходства. Не менее 40% судов прибывало в порты Англии и уходило из них без конвоев. Кроме того, состав кораблей эскорта конвоев был весьма слаб и поэтому не оказывал существенных помех атакам немецких подводных лодок.

Хотя, по заявлению Черчилля, за первые три месяца войны артиллерия была установлена на тысяче английских транспортов, общее число вооруженных судов к концу первого периода не превышало 25–30% от их наличного состава. В первый период войны англичане ускоренно проводили реорганизацию и перевооружение своей береговой авиации. В частности, со второго квартала 1940 г. самолеты стали оборудоваться радиолокационными установками. Форсировалось строительство корветов и миноносцев, шло изготовление более крупных калибров глубинных бомб.

Следует также сказать, что англичане серьезно занялись поисками новых способов использования противолодочных сил и средств, в частности отработкой взаимодействия противолодочных кораблей с самолетами. [50]

Дальше