Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} См.: Великая Отечественная война 1941–1945: Энциклопедия. М., 1985. С. 803. 804.
{2} См.: История Коммунистической партии Советского Союза: В 6 т. М., 1970. Т. 5, кн. 1. С. 58.
{3} См.: Транспорт СССР: Морской транспорт. М., 1961. С. 18.
{4} См.: Морской транспорт СССР. М., 1984. С. 52; Вымпел. 1974. № 13. С. 9.
{5} Дедвейт в отличие от грузоподъемности, определяющей массу груза, который судно может принять при погружении до предельной осадки, включает еще и массу запасов топлива, пресной воды и других судовых припасов, а также экипажа и его имущества.
{6} См.: Морской транспорт СССР. С. 57; Морской флот. 1975. № 5. С. 1.
{7} См.: История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 5, кн. 1. С. 141.
{8} См.: Великая Отечественная война. М., 1973. С. 45, 50.
{9} См.: Транспорт и связь СССР: Статистический сборник. М., 1972. С. 17.
{10} См.: Морской транспорт СССР. С. 90.
{11} Так принято называть штучные грузы (например, промышленное оборудование и т. п.)
{12} Инфлот — Главное морское агентство по агентированию иностранных судов в портах СССР, созданное постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1934 г. Оно занималось агентским обслуживанием морских судов зарубежных судовладельцев, защитой их законных интересов перед таможней, экспортно-импортными организациями, управлением порта и другими учреждениями и организациями.
{13} Морской флот. 1981. № 6. С. 57.
{14} Морской флот. 1981. № 6. С. 57.
{15} Клименченко Ю. Неспущенный флаг. М., 1962. С. 10.
{16} После войны этот холм назвали Капитанской горкой. Сюда пролегает один из маршрутов молодежных походов по местам боевой и трудовой славы. Вместе с молодыми тружениками пароходств Капитанскую горку посещают и латвийские моряки — ветераны войны.
{17} Траверз — направление, перпендикулярное курсу судна. Быть на траверзе какого-либо пункта, предмета означает, что наблюдатель с судна видит данный пункт, предмет в направлении, перпендикулярном курсу судна.
{18} Через некоторое время пароход был поднят партией Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) и отведен в Барочный бассейн.
{19} Центральный архив Министерства морского флота (далее — ЦА ММФ), ф. 65, оп. 3, д. 25, л. 25, 93; На морской вахте. Рига, 1968. С. 95.
{20} Первым заместителем наркома был М. К. Петров, начальником политуправления — Л. Ю. Белахов.
{21} См.: Морской флот. 1975, № 5. с. 2.
{22} См.: Морской флот. 1979. № 6. с. 22.
{23} См.: Морской флот. 1979. № 6. С. 23; История советского морского транспорта. М., 1979. Вып. 5. С. 27.
{24} См.: Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (далее — ЦПА НМЛ), ф. 473, оп. 1, д. 25, л. 45.
{25} См.: Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 1970. С. 328.
{26} Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (далее — ЦГАНХ), ф. 8045, д. 835, л. 1, 2, 6.
{27} Конвой — временное соединение транспортов и вспомогательных судов, совершающих переход под непосредственной охраной боевых кораблей и самолетов.
{28} Мателот — соседний корабль в строю.
{29} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 749, л. 8.
{30} Кабельтов — морская мера длины, равная 185,2 м (одна десятая часть морской мили).
{31} Дифферент — разница в осадке (углублении) судна носом и кормой. Если углубление носа (кормы) больше, чем углубление кормы (носа), то судно имеет дифферент на нос (корму).
{32} См.: Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. М., 1988. С. 249; Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. М., 1983. С. 112.
{33} См.: Моряки-балтийцы на защите Родины, 1941–1945. М., 1986. С. 369; ЦПА НМЛ, ф. 473, оп. 1, д. 22, л. 17.
{34} См.: Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941–1944 гг. М., 1973. С. 92.
{35} Спардек — верхняя легкая палуба на трехпалубных судах старой постройки; спардеком также называют палубу средней надстройки.
{36} См.: Морской флот. 1977. № 6. С. 13.
{37} См.: Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941–1944 гг. С. 148.
{38} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 118.
{39} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 145.
{40} ЦВМА, ф. 3, оп. 1, д. 518, л. 293.
{41} ЦВМА, ф. 161, оп. 6, д. 733, л. 183–185.
{42} См:#Всемирно-историческая победа#советского народа 1941–1945 гг. М., 1971. С. 54.
{43} См.: Морской флот. 1975. А» 8. С. 21.
{44} См.: Эдлинский С. Ф. Балтийский транспортный флот и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. М., 1957. С. 50, 135.
{45} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 835, л. 1, 2, 6.
{46} См.: Дорога и океан. Архангельск, 1970. С. 52.
{47} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1112, л. 23–24.
{48} ЦИЛ ИМЛ, ф. 473, оп. 1, д. 36, л. 2, 204.
{49} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 215.
{50} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), д. 1, л. 35.
{51} См.: Морской транспорт СССР. С. 66.
{52} История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. М., 1963. Т. 2. С. 113.
{53} См.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. Т. 2. С. 114.
{54} Штивка — укладка груза в трюме судна с рациональным использованием места.
{55} Твиндек — междупалубное пространство, судовое помещение между двумя палубами, служащее для размещения грузов или пассажиров.
{56} Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 232.
{57} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота. 1911–1912. С. 234.
{58} Форпик — носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня и простирающийся до первой поперечной водонепроницаемой переборки.
{59} См.: Под флагом Родины. Одесса, 1967. С. 257; Морской флот. 1979. № 6. С. 21; Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 238.
{60} Фут — единица длины, принятая в английской системе мер. Метр — основная единица измерения длины в метрической системе мер, равен 3,281 фута.
{61} Брекватер (волнолом) — портовое гидротехническое сооружение, служащее для ограждения акватории порта от разрушительного действия волн, течения и т. д.
{62} Коффердам — непроницаемый для газов и нефтепродуктов узкий сухой отсек, расположенный да судах между отсеками (цистернами) для нефтепродуктов и соседними помещениями.
{63} Каргоплан — грузовой план; предусматривает равномерное распределение веса по всему судну для получения достаточной остойчивости и необходимого дифферента с максимальным использованием вместимости грузовых помещений.
{64} См.: Боерая летопись Военно-Морского флота, 1941–1942, С. 255.
{65} ЦА ММФ, ф. 05, оп. 3 (доп.), д. 1, л. 153.
{66} ЦА ММФ, ф. 65, он. 3 (доп.), д. 1, л. 153.
{67} ЦА ММФ, ф. 05, оп. 3 (доп.), д. 1, л. 156.
{68} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), д. 1, л. 155.
{69} См.: Морской транспорт СССР. С. 68.
{70} Лазпорт — лаз в борту судна, герметически закрываемый во время хода; устраивается для ускорения погрузочных операций, приемки пассажиров и различных грузов.
{71} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 262.
{72} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 263.
{73} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 265.
{74} В 1943 г. линкор был переименовал в «Севастополь».
{75} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 276.
{76} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), д. 2, л. 190.
{77} См.: Под флагом Родины. С. 272.
{78} ЦА ММФ, ф. 05, оп. 3 (доп.), д. 2, л. 139, 149, 176, 188.
{79} См.: История второй мировой войны 1939–1945. М., 1975. Т. 5. С. 124.
{80} ЦЛ ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), д. 2, л. 7.
{81} См.: Басов А. В. Флот на защите социализма. М., 1984. С. 93.
{82} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1911–1942. С. 290.
{83} См.: Под флагом Родины. С. 279.
{84} См.: История второй мировой войны 1939–1945. Т. 5. С. 201–202.
{85} См.: История второй мировой войны 1939–1945. Т. 5. С. 226.
{86} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 594, л. 270.
{87} См.: Шайдаев М. Г. На защите Кавказа. Л., 1967. С. 117, 118.
{88} См.: Морской транспорт СССР. С. 72.
{89} См.: Морской транспорт СССР. С. 72.
{90} См.: Морской транспорт СССР. С. 71; ЦА ММФ, ф. 64, оп. 3 (доп.), д. 3, л. 297.
{91} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 303.
{92} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), д. 3, л. 16.
{93} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), д. 3, л. 39.
{94} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), Д. 3, л. 66.
{95} ЦА ММФ, ф. 65, оп, 3 (доп.), д. 3, л, 64.
{96} ЦА ММФ, ф. 65, оп, 3 (доп.), д. 3, л, 69.
{97} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 324.
{98} Каботажное плавание — плавание судов на внутренних морских сообщениях между портами страны, расположенными в пределах одного пли смежных морских бассейнов, не разделенных береговыми территориями других государств (малый каботаж), а также между портами СССР, находящимися в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других стран (большой каботаж).
{99} См.: Морской флот. 1979. № 6. С. 23.
{100} ЦГЛНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 964, л. 2–4.
{101} См.: Морской транспорт СССР. С. 82.
{102} См.: Это было на Балтике. М., 1963. С. 355; ЦПА НМЛ, ф. 473, оп. 1, д. 43, л. 81.
{103} См.: Бакаев В. Г. Организация движения транспортных судов на военно-морском театре. М.; Л., 1942.
{104} См.: Вымпел. 1974. № 21. С. 41.
{105} См.: Морской флот. 1975. № 5. С. 25.
{106} См.: Морской транспорт СССР. С. 83.
{107} См.: Ладога родная. Л., 1969. С. 4.
{108} См.: Ладога родная. С. 5.
{109} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 183; Ладога родная. С. 317.
{110} См.: История второй мировой войны 1939–1945. Т. 5. С. 476; Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С, 183.
{111} Чороков В. С. Для тебя, Ленинград! М., 1978. С. 78.
{112} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 186.
{113} См.: Ладога родная. С. 236.
{114} См.: Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941–1944 гг. С. 401.
{115} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 189.
{116} См.: Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941–1945. М., 1981. С. 333.
{117} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 189.
{118} Осенью 1943 г. спасатели подняли «Вилсанди» с грунта, и через год он снова вступил в эксплуатацию.
{119} См.: Чероков В. С. Для тебя, Ленинград! С. 161.
{120} См.: Ладога родная. С. 146.
{121} См.: Пузырев В. П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. М., 1981. С. 6.
{122} См.: Пузырев В. И. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. С. 66.
{123} См.: Болов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Л., 1969. Т. 4. С. 494.
{124} 13 из них, в том числе А. А. Качарава, выжили и после войны вернулись на Родину.
{125} См.: Рудный В. Л. В море нет обелисков. М., 1986. С. 27; Правда. 1983. 28 марта.
{126} См.: Пузырев В. П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. С. 71.
{127} См.: История советского морского транспорта. М., 1979. Вып. 5. С. 53. (С учетом итогов работы флота Мурманского пароходства, который в ту навигацию базировался в основном на Архангельск.)
{128} ЦГАНХ, ф. 8045, он. 3, д. 1112, л. 34, 43.
{129} См.: Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 4. С. 459.
{130} См.: Пузырев В. П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной воине. С. 137.
{131} См.: Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 4. С. 480.
{132} См.: Кучепатов Ю. Н. Огненные мили. Архангельск, 1978. С. 118.
{133} Кунгас — небольшое рыболовное судно на Дальнем Востоке; применяется также для рейдовых грузовых работ.
{134} Вельбот — легкая гребная и парусная шлюпка без транца, обладающая хорошими мореходными качествами.
{135} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С 173; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1363, л. 182. 39 ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1111, л. 3.
{136} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1111, л. 3.
{137} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 594, л. 20, 21.
{138} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, ф. 594, л. 71, 262.
{139} См.: Морской транспорт СССР. С. 83.
{140} Дебаркадер — плавучая пристань на реках и озерах, служащая для подхода и стоянки грузовых и пассажирских судом.
{141} См.: Морокой транспорт СССР. С. 84.
{142} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 815, л. 3–4; ф. 8045, оп. 3, д. 1413, л. 8.
{143} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 926, л. 7.
{144} Ныне головной институт Министерства морского флота — Союзморниипроект.
{145} См.: Морской флот. 1944. 28 марта.
{146} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1226, л. 290.
{147} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), д. 3, л. 298.
{148} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), д. 4, л. 60–62.
{149} См.: Морской транспорт СССР. С. 86.
{150} См.: Дальневосточное морское пароходство. Владивосток. 1980. С. 194.
{151} См.: Морской транспорт СССР. С. 73.
{152} См. там же; История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 55.
{153} ЦГАНХ, ф. 8045, он. 3, д. 917, л. 7–8; ф. 8045, оп. 3, д. 1148, л. 82; ф. 8045, оп. 3, д. 1369, л. 1–2.
{154} ЦГАНХ, ф, 8045, оп. 3, д. 963, л. 3–13; ф. 8045, оп. 3, д. 955, л. 15.
{155} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1440, л. 116.
{156} См.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М., 1946. Т. 1. С. 145, 148–149, 548.
{157} Ленд-лиз (буквально «заем-аренда») — система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду вооружения, военных и других необходимых для ведения войны материалов союзным странам в период второй мировой войны. Система ленд-лиза определялась принятым в 1941 г. конгрессом США специальным законом, на основе которого были заключены соглашения с рядом стран, в тол числе с Советским Союзом.
{158} См.: Морской транспорт СССР. С. 73.
{159} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 594, л. 47–48.
{160} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 42.
{161} ЦПА НМЛ, ф. 473, оп. 1, д. 29, л. 179.
{162} Почти 40 лет спустя, в сентябре — октябре 1981 г., английская фирма провела успешную глубоководную операцию по подъему драгоценного груза с затонувшего в 120 милях от Мурманска на глубине около 250 метров крейсера «Эдинбург». Был поднят 431 слиток, каждый весом 11–13 кг (под водой осталось 34 слитка). Это золото после выплаты вознаграждения» фирме было поделено между Великобританией и СССР в пропорции один к двум (см.: Морской флот. 1982. № 3. С. 55).
{163} Цит. по: История второй мировой войны 1939–1945. Т. 5. С. 346.
{164} См.: История второй мировой войны 1939–1945. Т. 5. С.. 260.
{165} См.: История второй мировой войны 1939–1945. Т. 5. С.. 260.
{166} См.: История второй мировой войны 1939–1945. Т. 5. С.. 261.
{167} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 88, л. 47.
{168} См.: Ирвинг Д. Разгром конвоя «PQ-17». М., 1971. С. 352, 363.
{169} См.: История второй мировой войны 1939–1945. Т. 5. С. 262.
{170} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 87.
{171} Плавание торгового судна порожним. В этом случае на его борт принимают жидкий или твердый балласт для придания ему необходимой остойчивости и осадки (балластировка судна).
{172} Конвои теперь имели другие литеры: направлявшиеся в СССР — IW, а обратные — RA.
{173} См.: Морской транспорт СССР. С. 11.
{174} См.: Морской транспорт СССР. С. 78.
{175} См.: Морской транспорт СССР. С. 78.
{176} Стивидор — лицо, ведающее погрузкой и разгрузкой судов.
{177} См.: Пузырев В. П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. С. 188.
{178} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5.
{179} См.: Козлов И. А., Шломин В. С. Краснознаменный Северный флот. М., 1983. С. 200.
{180} См.: Морской флот. 1985. № 7. С. 20.
{181} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 85.
{182} См.: Руднев Г. А. Курсы, проложенные под огнем. Владивосток, 1983. С. 95.
{183} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941–1942. С. 86.
{184} Обсервация — определение места корабля по наблюдениям береговых предметов, небесных светил или сигналам радиомаяков, радионавигационных систем.
{185} ЦВМА, ф. 2, д. 36794, л. 219.
{186} ЦВМА, ф. 2, д. 36794, л. 221.
{187} См.: Морской транспорт СССР. С. 76.
{188} См.: Локвуд Ч. Топи их всех. М., 1960. С. 95.
{189} Локвуд Ч. Топи их всех. С. 95.
{190} См.: Локауд Ч. Топи их всех. С. 95.
{191} См: Локвуд Ч. Топи их всех. С. 95.
{192} См.: Локвуд Ч., Адамсон Г. Морские дьяволы. М., 1958. С. 124–150.
{193} См.: Дальневосточное морское пароходство. С. 240.
{194} См.: Локвуд Ч., Адамсон Г. Морские дьяволы. С. 223–224.
{195} См.: Морской транспорт СССР. С. 68.
{196} ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 (доп.), д. 1, л. 70.
{197} См.: Божаткин М. «А. Микоян». Одесса, 1973. С. 124–125. В 1943 г. название «Туапсе» было присвоено другому танкеру, вступившему в состав Дальневосточного пароходства. Капитаном и этого теплохода стал В. И. Щербачев.
{198} См.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М., 1946. Т. 1. С. 538.
{199} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 710, л. 68.
{200} Амторг — советско-американская коммерческая организация в США, через которую еще с довоенных пор шла почти вся торговля с этой страной.
{201} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 117; Дальневосточное морское пароходство. С. 228, 231, 238.
{202} См.: Морской транспорт СССР. С. 79.
{203} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 191.
{204} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1115, л. 100.
{205} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1115, л. 103, 238.
{206} См.: Дальневосточное морское пароходство. С. 237, 238; Морской транспорт СССР. С. 81.
{207} ЦГАНХ, ф. 8015, оп. 3, д. 1148, л. 82; ф. 8045, оп. 3, д. 1369. л, 1–2.
{208} См.: Дальневосточное морское пароходство. С. 237.
{209} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5, С. 120–121.
{210} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 190.
{211} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1226, л. 290; ЦВМА, ф. 249, д. 21440, л. 15–38.
{212} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1440, л. 1–2.
{213} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1323, л. 138–139; Сонкин М., Максимов И. Морские ворота Ленинграда. Л., 1957. С. 113.
{214} См.: Гречко А. А. Битва за Кавказ. М., 1971. С. 292.
{215} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 138.
{216} См.: Морской транспорт СССР. С. 81.
{217} См.: Морской транспорт СССР. С. 84.
{218} См.: Морской транспорт СССР. С. 81.
{219} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 142.
{220} См.: Морской транспорт СССР. С. 85.
{221} ЦВМА, ф. 38, д. 13730, л. 176.
{222} См.: Басов А. В. Советский флот на защите социализма. С. 142.
{223} См.: Морской флот. 1973. № 12. С. 56.
{224} См.: Под флагом Родины. С. 294.
{225} См.: История советского морского транспорта. Вып. С. 160.
{226} См.: Морской транспорт СССР. С. 85–86.
{227} См.: Под флагом Родины. С. 305; ЦГАНХ, ф. 8045, он. Зг д. 1164, л. 27, 29, 68–70.
{228} См.: Под флагом Родины. С. 298; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1129, л. 18–28.
{229} ЦГАНХ, ф. 8045, он. 3, д. 1122, л. 193.
{230} См.: Морской флот. 1979. № 6. С. 21.
{231} См.: Под флагом Родины. С. 303.
{232} См.: Морской транспорт СССР. С. 86.
{233} См.: Морской флот. 1984. № 11. С. 28.
{234} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5.
{235} См. Морской флот. 1984. № 11. С. 28.
{236} См. Морской флот. 1984. № 11. С. 29.
{237} См. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 372.
{238} См. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 374.
{239} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1140, л. 1–2.
{240} См.: Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 224.
{241} См.: Морской флот. 1984. № 10. С. 21.
{242} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 175.
{243} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 173–175.
{244} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1414, л. 2; ф. 8045, оп. 3, д. 1415, л. 28–31; Эдлинский С. Ф. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941–1945 гг. М., 1963. С. 220.
{245} См.: Морской флот. 1984. № 10. С. 22.
{246} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 163.
{247} См.: Морской транспорт СССР. С. 87.
{248} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. с. 165.
{249} См.: Моряки-балтийцы на защите Родины, 1941–1945. М., 1986. С. 373.
{250} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1116, л. 68; ф. 8045, оп. 3, д. 1440, л. 134.
{251} См.: Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1045: Краткая история. М., 1984. С. 473.
{252} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1433, л. 2–40.
{253} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1434, л. 30–38.
{254} См.: Великая Отечественная война 1941–1945: Энциклопедия. М.. 1985. С. 433.
{255} Цит. по: История второй мировой войны 1939–1945. М., 1980. Т. 11. С. 238.
{256} См.: Краснознаменный Тихоокеанский флот. М., 1981. С. 171.
{257} См.: Краснознаменный Тихоокеанский флот. С. 172.
{258} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 203.
{259} См.: Морской транспорт СССР. С. 90.
{260} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1433, л. 2–54.
{261} См.: Морской транспорт СССР. С. 73.
{262} См.: Морской транспорт СССР. С. 73–82; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1148, л. 82; ф. 8045, оп. 3, д. 1369, л. 1–2; ф. 8045, оп. 3, д. 1226, л. 290; ф. 8045. оп. 3, д. 1140, л. 1–2; ЦВМЛ, ф. 249, д. 21440, л. 15–38.
{263} См.: Морской флот. 1975. № 5. С. 29.
{264} См.: Транспорт и связь СССР: Статистический сборник. М., 1972. С. 17.
{265} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1442, л. 2–4.
{266} См.: Морской транспорт СССР. С. 57.
{267} См.: Морской флот. 1975. № 5. С. 4; Морской транспорт СССР С. 91.
{268} ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1116, л. 69–70.
{269} См.: Морской транспорт СССР. С. 91.
{270} См.: История советского морского транспорта. Вып. 5. С. 4; Союзморниипроект — морскому транспорту. М., 1980. С. 4.
{271} См.: Морской транспорт СССР. С. 100, 116, 119.
{272} По данным Регистра СССР, в морских пароходствах Министерства морского флота на 1 июля 1986 г. насчитывалось 2021 транспортное судно общим дедвейтом 20,6 млн. т (см.: Морской флот. 1987. № 5. С. 54).
Содержание