В операциях на приморских направлениях
Черноморцы идут на запад
В ходе ликвидации окруженной под Сталинградом крупной группировки вермахта советские войска перешли в наступление на фронте от Воронежа до Новороссийска. В феврале 1943 г. они освободили Краснодар и Ростов-на-Дону. Реализуя результаты победы в грандиозной Курской битве. Красная Армия в августе октябре изгнала врага из Донбасса, ряда портовых городов Новороссийска, Таганрога, Мариуполя, Осипенко. с Таманского полуострова, а в конце года был высажен крупный десант на Керченский полуостров.
В 1944 г. Советские Вооруженные Силы провели ряд последовательных наступательных операций на всем советско-германском фронте от Баренцева до Черного моря. Вначале противник был разгромлен под Ленинградом, на Правобережной Украине, в Крыму, на Карельском перешейке, затем в Белоруссии, Польше и Западной Украине. Осенью Красная Армия и Военно-Морской Флот, наступая на приморских направлениях, вывели из войны Румынию и Болгарию, освободили Прибалтику и Печенгскую область.
В военной кампании 1945 г. в цепи важнейших наступательных операций наиболее выдающейся и решающей явилась битва за Берлин, победоносно завершившая Великую Отечественную войну.
Морской транспорт принимал участие почти во всех крупных наступательных операциях Советских Вооруженных Сил на участках фронта, примыкавших к побережью Черного, Балтийского и Баренцева морей. Его суда входили в состав корабельных соединений и частей, успешно высадивших десанты под Новороссийском, на Таманском и Керченском полуостровах, на Ладоге и на берегах Балтийского моря.
Они участвовали в обеспечении перегруппировок и переправ сухопутных войск через Керченский пролив и на Дунае, под Ленинградом и Мурманском. [263]
В конце 1942 начале 1943 г. флот Черноморского бассейна совместно с военно-морскими силами обеспечивал подготовку и развитие наступления Черноморской группы войск Закавказского фронта. К его началу почти все задействованные транспорты были сосредоточены в Батуми и Поти. Ими тогда было доставлено в Туапсе несколько танковых и артиллерийских подразделений: 151-я танковая бригада, 62-й отдельный танковый батальон, 490-й истребительно-противотанковый полк, 21-й отдельный артдивизион и около 60 тыс. бойцов и командиров стрелковых частей{214}. Всего через порты Батуми, Поти, Сухуми, Сочи, Туапсе, Геленджик за последние три месяца 1942 г. прошло свыше 200 тыс. т воинских грузов.
В декабре при подготовке операции по освобождению Новороссийска, предусматривавшей охват этого города 47-й армией с северо-востока и одновременную высадку морского десанта с юго-запада, на судах и боевых кораблях были переброшены из Туапсе в Геленджик две гвардейские и три стрелковые бригады, а также несколько артполков и отдельный танковый батальон{215}. В этих перевозках использовались и большегрузные танкеры «Иосиф Сталин» (капитан Н. И. Плявин), «Вайян Кутюрье» (капитан М. А. Ригерман) и «Кремль» (капитан В. К. Шабля). С 11 января по 12 февраля 1943 г. они выполнили шесть рейсов, доставив из Поти в Туапсе 387 танков, несколько батарей тяжелой артиллерии, около 150 автомашин, груженных боеприпасами, 12 тыс. морских пехотинцев и десятки мотоботов{216}.
Однако операция по освобождению Новороссийска не имела успеха. Наступавшие с фронта войска не смогли прорвать вражескую оборону. Неудачу потерпел и десант в районе Южной Озерейки. Но высаженному юго-западнее Новороссийска вспомогательному десанту удалось захватить небольшой плацдарм у поселка Станичка. Затем десантники отвоеванный клочок суши расширили и укрепили. Этот плацдарм, получивший название Малая земля, удерживался до осени, в течение семи месяцев. За это время экипажи небольших боевых кораблей и транспорты, героически преодолевая ожесточенное противодействие гитлеровских торпедных и сторожевых катеров, самолетов и береговой артиллерии, перевезли сюда 63 тыс. [264] бойцов, 753 орудия, пулемета и миномета, в том числе легендарные «катюши», 120 танков, автомобилей и тягачей, 13 тыс. т боеприпасов и продовольствия{217}. В этих перевозках особенно отличились такие транспорты, как «Тракторист». «Райкомвод», «Судком». Малопригодные для транспортировки тяжелой боевой техники, они тем не менее доставили на отвоеванный «пятачок» многотонные танки, которые грузились и выгружались своим ходом по искусно сооруженным аппарелям. 71 рейс с боеприпасами и продовольствием под огнем врага совершили на Малую землю моторные и парусно-моторные суда «Вест», «Кибальчич», «Кодаш», «Рица», «Стахановец» и другие. Во время таких рейсов немецкими торпедными катерами были потоплены буксир «Миус», две шхуны и два моторных катера.
В период подготовки высадки десанта непосредственно в Новороссийский порт транспортный флот перебросил войсковые резервы и технику из тыловых баз в Туапсе и Геленджик. Тогда в распоряжении управления Черноморского пароходства оставалось лишь около 15 транспортов. Поэтому и широко использовались малые моторные и парусно-моторные суда, буксиры, боты и катера. Они были малоприметны на фоне высоких кавказских берегов, и все же не раз им приходилось вступать в бой с самолетами и торпедными катерами противника. Так, 5 июля деревянное парусно-моторное судно «Комиссар Фурманов» (капитан К. Т. Ильченко) с грузом авиабомб вышло из Туапсе в составе конвоя, включавшего также буксирный катер «Вежилов» и два сторожевых катера. Юго-западный ветер достигал 7 баллов. Шхуна потеряла ход и в одиночку достигла Геленджика. Когда она вышла на входные створы порта, вдруг появился вражеский торпедный катер. Капитан выстрелил ракеты, чтобы привлечь внимание береговых постов. Катер открыл пулеметный огонь, но под снарядами береговой батареи вынужден был скрыться.
Приняв на борт тяжелораненых бойцов, «Комиссар Фурманов» в ночь на 6 июля вместе с однотипным судном «Рица» в сопровождении сторожевого катера вышел в обратный рейс. Вскоре в открытом море конвой был атакован фашистскими торпедными катерами. Им удалось потопить «Рицу». В следующую минуту капитан шхуны Ильченко с мостика увидел следы трех торпед, [265] шедших с носовых курсовых углов. Удачным маневром он избежал встречи с ними. Вскоре судно уклонилось уже от четырех торпед, которые прошли примерно в 20 метрах от кормы. Сторожевой катер смело иступил в бой с превосходящими силами противника, а Ильченко повел шхуну к месту гибели «Рицы». Удалось подобрать из воды восемь человек.
С приходом в Туапсе на борт «Комиссара Фурманова» прибыл командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский. Он поблагодарил экипаж судна за мужественные действия в тяжелом рейсе.
16 сентября 1943 г. в результате Новороссийско-Таманской наступательной операции Новороссийск был полностью очищен от гитлеровских захватчиков. Зятем началось освобождение Таманского полуострова. В десантных действиях немалую роль сыграли суда Черноморско-Азовского бассейнового управления и рыболовецкого флота. В октябре они вместе с боевыми кораблями, приняв на борт в Геленджике и Анапе 166-й гвардейский стрелковый полк, 83-ю бригаду и 143-й батальон морской пехоты, высадили их у озера Соленое и западнее станицы Благовещенской.
Заметный вклад они внесли и в освобождение Керченского полуострова. В Керченско-Эльтигенской десантной операции приняли участие около 200 буксиров, сейнеров, моторных ботов и шхун{218}. В Крым беспрерывно перевозились войска и боевая техника. После захвата плацдарма в районе Керчи там создается специальная организация, получившая название Керченская переправа. За период с 3 ноября по 31 декабря 1943 г. через пролив были переброшены десятки тысяч бойцов и командиров, около полутора тысяч танков, бронемашин, бронетранспортеров, тягачей, тракторов, автомашин, 30 тыс. т боеприпасов, продовольствия и других воинских грузов{219}. В ходе операции отважно действовали экипажи «Коммуны», «Железняка», «Комиссара Фурманова», «Крапивницкого», «Кибальчича» и других судов! Командованием фронта были «удостоены государственных наград капитан К. Ильченко, старший механик Н. Бабий, механик А. Оксютин и многие другие моряки.
Гитлеровцы, еще надеясь удержать Крым, перебрасывали туда резервы, укрепляли оборону на Перекопском [266] перешейке, Керченском полуострове и в других местах. Но надвигавшиеся события делали их усилия тщетными. С наступлением 1944 г. советское командование развернуло активную подготовку к разгрому крымской группировки фашистских войск.
В связи с этим интенсивно действовала Керченская переправа. В период подготовки и проведения операции по освобождению Крыма, с января по май, транспорты и боевые корабли доставили с Таманского полуострова и из других мест в район Керчи для усиления Отдельной Приморской армии более 120 тыс. бойцов и командиров, 160 тыс. т грузов 1 тыс. орудий и минометов, 200 танков, 12 тыс. различных самоходных транспортных средств{220}. В тыл ими было переправлено 21 тыс. раненых, а также более 3 тыс. военнопленных{221}.
Активно участвовали в перевозках танкер «Москва», транспорты «Судком» и «Райкомвод», переоборудованные в тральщики, теплоход «Тракторист» и другие суда.
Транспортировка войск и техники через пролив осуществлялась в тяжелых условиях зимне-весенних штормов, большой засоренности пролива минами, противодействия авиации и подводных лодок противника. Так, 16 января в районе мыса Анакрия торпедной атакой из-под воды был потоплен танкер «Вайян Кутюрье» (капитан М. А. Ригерман).
8 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта начали штурм укрепленных позиций противника на перекопском и сивашском направлениях. Прорвав их, они стали стремительно продвигаться по крымским степям. Через пять дней был освобожден Симферополь. Группировка фашистских войск, оборонявшая Керченский полуостров, оказалась под угрозой окружения. Соединения Отдельной Приморской армии 11 апреля заняли город Керчь, а затем и весь Керченский полуостров.
В течение четырех суток советские войска штурмовали Севастополь. 9 мая главная военно-морская база Черноморского флота, город русской морской славы был освобожден. Осуществить планомерную эвакуацию своих войск морем гитлеровскому командованию не удалось. Противник потерял в Крыму более 100 тыс. солдат и офицеров{222}. [267]
Возрождение
Весной 1943 г. после освобождения Ростова, Азова, Ейска и Приморско-Ахтарска Наркомат морского флота начал здесь восстановление портов. С 20 февраля в Ростове возобновилась деятельность Азовского бассейнового управления дноуглубительных работ. Оно приступило к расчистке фарватеров и подготовке к подъему затонувших судов. Распоряжением СНК СССР от 9 октября 1943 г.{223} было восстановлено Азовское морское пароходство. При разделе основных фондов Черноморско-Азовского бассейнового управления в его состав вошли транспорты «Адлер», «Ахиллеон», «Местком», «Интернационал» и «Тракторист», несколько буксиров и парусно-моторных шхун.
Осенью следом за наступавшими советскими поисками в Таганрог, Мариуполь, Новороссийск, Темрюк прибыли восстановительные отряды, созданные из работников морского транспорта. Они участвовали в тушении пожаров, разминировании причалов и зданий, расчистке территорий, восстановлении подъездных путей. Благодаря их героическому труду удавалось в считанные дни наладить снабжение войск, продолжавших наступление на запад, через разрушенные прифронтовые порты. Противник перед уходом из Мариуполя взорвал причалы, портальные краны, склады, железнодорожные пути, но уже через пять дней после освобождения порт начал принимать воинские грузы, доставленные судами, и отправлять их по железной дороге на фронт.
31 октября 1943 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о восстановлении портов и флота Черноморско-Азовского бассейна{224}. Причем особое значение придавалось Новороссийскому порту. Для скорейшего ввода его в строй действующих выделялись специальные кредиты.
В возрождении флота, портов и судоремонтных предприятий на Черном и Азовском морях участвовали многие морские пароходства. С менее пострадавших бассейнов страны поступали передвижные электростанции, строительные материалы, портальные краны, штабелеукладчики, транспортеры и другая перегрузочная техника и оборудование, а также некоторое количество судов. [268]
Все шире развертывалось строительство нового флота. В частности, по распоряжению CНK СССР от 29 марта 1944 г.{225} на базе Таганрогского судоремонтного завода был создан Азовский судостроительный филиал завода «Красная кузница» для выпуска крупнотоннажных барж.
Все эти меры обеспечивали быстрое восстановление первой очереди портового хозяйства освобожденных приморских городов и перебазирование флота и судоремонтных баз ближе к фронту. Тем самым ускорялось выполнение задании военного командования, связанных с перегруппировками войск, доставкой им подкреплений, техники, боеприпасов, продовольствия.
В конце марта 1944 г. войска 2-го Украинского фронта вышли на реку Прут государственную границу СССР и Румынии. Тогда же соединения 3-го Украинского фронта достигли Южного Буга, форсировали его и устремились к Черному морю. 28 марта гитлеровцы были изгнаны из Николаева, а 10 апреля из Одессы.
Освобождению этих приморских городов способствовала борьба подпольных организаций советских патриотов. Активное участие в ней принимали черноморские моряки. В Николаеве действовали ячейки, созданные инженером порта В. А. Лягиным, который впоследствии был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. В ядро этой организации входили Т. М. Морозов. А. П. Сидорчук, А. И. Николаев, А. Н. Наумов. На Николаевском судостроительно-судоремонтном заводе подпольными группами руководили В. В. Бондаренко, Б. И. Воробьев, М. Т. Гончаров, И. В. Козодеров.
В Одесском порту и на судоремонтных заводах задания подпольного обкома партии выполняли группы, руководимые А. Третьяковым, Г. Трусовым, М. Евстратенко, С. Буштедом, А. Веккером. Отважно действовала группа, возглавляемая секретарем парткома Первого Одесского судоремонтного завода Н. И. Веденьевым. На этом заводе под руководством инженера «Совтанкера» Н. А. Гефта советские патриоты совершали дерзкие диверсионные акты на вражеских военных кораблях и транспортах{226}.
Большая заслуга подпольщиков была в срыве намерения врага уничтожить Одесский порт. Отступая, гитлеровцы [269] заложили там 180 т взрывчатки. Вся его акватория и береговая черта были заминированы. Вдоль гранитной облицовки причалов в траншее на полутораметровой глубине через каждые 5–10 метров были заложены ящики с динамитом и авиабомбами. Подпольные группы, узнав об этом перед вступлением советских войск в Одессу, сумели перерезать часть проводов, протянутых от зарядов к взрывным устройствам. Однако от пожаров то в одном, то в другом месте взрывались мины, авиабомбы, снаряды.
После отступления противника разминированием порта занимались два саперных полка. Им активно помогали портовики.
Еще в феврале 1944 г. в управлении Черноморского пароходства, находившемся в Батуми, была сформирована оперативная группа, которая должка была с освобождением Одесского порта подготовить там базу для приемки транспортных судов. Черноморцы уже имели определенный опыт такой работы: в 1943 г. подобные оперативные группы специалистов направлялись вслед за наступавшими войсками в порты Азовского моря и в Новороссийск.
Точно так же теперь шли капитан дальнего плавания И. М. Письменный, инженер П. Ф. Лиманчук и другие члены одесской оперативной группы. В отдельные дни они совершали пешие переходы по 30–40 км. Некоторые из них остались в Херсоне и Николаеве для организации восстановительных работ.
В Херсонском порту было извлечено из набережной причального фронта около 3 т взрывчатых материалов, уложенных с расчетом на одновременный взрыв.
В Николаеве восстановлением порта в первые дни после его освобождения руководили капитан Н. Кожущенко и инженер Н. Берестецкий. Около 1,5 тыс. портовых рабочих и моряков на протяжении десяти суток тушили пожары в порту, участвовали в спасении хлебного элеватора, складских помещений, жилых домов, цепного имущества.
И. М. Письменный и П. Ф. Лиманчук, прибыв в Одессу 10 апреля, в день освобождения города, немедленно организовали борьбу с пожарами, полыхавшими в портовом элеваторе и на складах. Удалось спасти 2,5 тыс. т зерна и большое количество консервов. Был сформирован отряд в несколько сот человек для охраны портового хозяйства. Уже на второй день после изгнания врага коллектив [270] Одесского порта насчитывал 2 тыс. грузчиков, механизаторов и других работников, освобожденных от оккупации.
Прибывший в апреле в Одессу уполномоченный Наркомата морского флота П. М. Макаренко возглавил подбор кадров руководящих работников порта и формирование управления Черноморского пароходства, которым предстояло добиться быстрейшего возобновления перевозок на коммуникациях в западной части Черного моря. А задача эта была крайне трудной. Флот понес большие потери недосчитывался 69 товаро-пассажирских, сухогрузных и наливных судов; в эксплуатации тогда находилось всего 20 транспортов общей грузоподъемностью 60 тыс. т{227}.
Фашистские оккупанты нанесли огромный материальный урон береговому хозяйству. Практически все черноморские порты, кроме Туапсе и Батуми, были разрушены, лишились причального фронта. Судоремонтные заводы утратили две трети производственных мощностей.
9 мая 1944 г. коллегия НКМФ, рассмотрев результаты обследования состояния материально-технической базы черноморских портов, наметила меры, которые должны были обеспечить первоначально прием и обработку в Одессе 15 транспортов, в Херсоне 9 и в Николаеве 3.
24 июня 1944 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению портов и судоремонтных заводов Наркомморфлота в городах Одессе, Николаеве, Херсоне». На эти цели было выделено только по Одессе 22 млн. рублей{228}. К намеченным работам привлекались многие строительные и промышленные предприятия.
К этому времени уже многое успели сделать сами работники освобожденных портов. Но чтобы принять к причалам суда, предстояло еще выполнить огромный объем работ. В Одессе, например, оставалось разрушенным три четверти причального фронта. Вход судам в акваторию преграждали затонувшие плавучие средства и береговые сооружения, множество взрывчатых устройств.
Но дело спорилось. К осени армейские саперы очистили территорию порта от различных мин, снарядов, авиабомб, динамита. Тральщики Черноморского флота разминировали [271] акваторию, протралили и оградили подходы к ней. Портовики и судоремонтники собственными силами и средствами подняли со дна 12 небольших судов и часть из них, наряду с другими плавучими средствами, ввели в строй. Гидрографы восстановили навигационные ограждения.
Одновременно в Батуми и Поти были отремонтированы шесть пароходов, которые вместе с несколькими другими транспортами отправились в прифронтовые районы моря для участия в воинских перевозках.
В начале октября 1944 г. на Одесский рейд пришли пароход «Г. Димитров» и теплоходы «Калинин», «Анатолий Серов». Они сразу же включились в доставку воинских грузов для наступающих войск 2-го и 3-го Украинских фронтов.
25 октября в Одессу прибыл первый танкер «Советская нефть» (капитан Б. П. Осташевский). Он привез авиационный бензин. А подойти к нефтепирсу не мог канал и сама нефтегавань еще не были разминированы. Между тем военно-воздушные силы фронтов остро нуждались в горючем. И моряки решили разминировать этот район своими силами. Портовые водолазы М. Лагутин и А. Помагер прошли под водой канал и, рискуя жизнью, подручными средствами перерезали минрепы обнаруженных мин. По обвехованному ими узкому фарватеру двинулся лоцманский катер, а следом за ним шел танкер. Смелая операция увенчалась успехом. Судно ошвартовалось к нефтепирсу и выгрузило бензин в береговые емкости.
В те дни началась планомерная отправка из Одессы на фронт через румынский порт Констанца боеприпасов, боевой техники и других воинских грузов. Тогда же транспортный флот выполнял специальное задание по перевозке 100 тыс. т зерна из Одессы, Херсона и Феодосии на Кавказ и из Новороссийска в Поти{229}.
В ноябре декабре объем перевозок резко увеличился. На баланс «Совтанкера» Черноморского и Азовского пароходств перешли более 20 ранее мобилизованных в состав военно-морских сил судов. Несколько транспортов было получено из Румынии в счет репараций. В последнем квартале 1944 г. через Одесский порт совместно с военными кораблями фронту было доставлено 20 тыс. человек пополнения, 900 орудий, десятки тысяч тонн боеприпасов, [272] фуража, продовольствия, тысячи тонн горючего около 250 тыс. т грузов{230}. Началась транспортировка в советские порты оборудования предприятий, а также нефтяных труб, вывезенных оккупантами.
Торговый флот принимал и непосредственное участие в наступательных действиях войск 3-го Украинского фронта, сил Черноморского флота и Дунайской военной флотилии.
К форсированию Днестровского лимана армейскими частями, морской пехотой и кораблями Дунайской флотилии привлекалось около 500 мелких плавсредств. После захвата плацдармов севернее и южнее Аккермана они переключились на переправу войск через лиман.
Черноморское пароходство обеспечивало также переправу сухопутных войск и боевой техники через Дунай. Так, 28 августа они доставили на правый берег реки 19 тыс. бойцов, 300 автомашин, 700 повозок и 2 тыс. лошадей. В последующие дни на специально оборудованных баржах были перевезены через эту широкую водную преграду 400 танков и другая боевая техника{231}.
Когда войска Красной Армии вступили на территорию Югославии, черноморские моряки по решению Советского правительства доставили несколько тысяч тонн хлеба из Peни и Измаила в югославский речной порт Калафат в помощь голодающему населению этой страны.
Развертывание интенсивных перевозок по Дунаю потребовало немедленной организации здесь советского пароходства. С этой целью в октябре 1944 г. в Бухарест прибыла оперативная группа Наркомата морского флота во главе с заместителем наркома Л. Ю. Белаховым. В ее состав входили начальник Главной морской инспекции В. Ф. Медведев, начальник Центрального управления эксплуатации А. С. Полковский, начальник Центрального управления судомеханической службы В. А. Полюшкин, начальник Главморстроя В. И. Алферов, инженеры Е. А. Гехтбарг, Л. И. Серебряный, А. П. Полевой. Эта группа ознакомилась на месте с положением дел на Дунае, в портах Румынии и Болгарин. Л. Ю. Белахов, назначенный уполномоченным Государственного Комитета Обороны, привлек к созданию нового судоходного предприятия опытных капитанов и эксплуатационников [273] В. Г. Баглая, М. И. Григора, Д. В. Кнаба, Т. П. Рымкуса, Р. Ю. Слипко и других работников Черноморского пароходства.
В состав советского Дунайского пароходства, учрежденного в соответствии с решением Совета Народных Комиссаров СССР от 14 октября 1944 г.{232}, были включены Вилковский, Килийский, Измаильский, Ренийский и Бугазский порты. Оно получило в свое распоряжение несколько сот мелких грузовых судов и буксиров. Пароходство оперативно образовало свыше 30 транспортных агентств на Дунае. Его сотрудники направились в различные речные порты, чтобы, не упуская времени, начать поиск и регистрацию всех плавучих средств. Были созданы три комиссии для учета и укомплектования экипажами речных судов.
Всего было взято на учет 1419 транспортных, портовых и других плавсредств общей грузоподъемностью 777 тыс. т{233}. В непосредственное ведение Дунайского пароходства поступило 270 трофейных, репарационных и купленных у иностранных владельцев судов суммарной грузоподъемностью 175 тыс. т{234}. Для укомплектования их экипажей на Дунай были направлены сотни моряков с Черного моря, Каспия и других бассейнов. Тем не менее новое пароходство испытывало острую нехватку плавсостава. Поэтому в конце 1944 начале 1945 г. с разрешения Советского правительства и по согласованию с зарубежными профсоюзами Наркомат морского флота набрал для работы на судах советского Дунайского пароходства иностранных граждан болгарских, румынских, венгерских, чехословацких, немецких моряков и речников. Из местного придунайского населения набирались также портовые рабочие. В совместном труде рождались и крепли новые интернациональные связи тружеников разных стран Европы.
Одновременно с формированием советского Дунайского пароходства развернулись работы по ремонту плавсредств и восстановлению речных портов Измаил, Рени, Килия. Эксплуатационная деятельность Дунайского флота наращивалась быстрыми темпами. Тем самым усиливалось содействие сухопутным войскам в переправе на [274] правый берег Дуная и в перевозках вооружения, боеприпасов, продовольствия. Так, портовики Рени в октябре помогли инженерным частям перебросить войска и технику механизированного корпуса. На 60 спаренных баржах из порта Галац в Турну-Северин были перевезены 335 танков и самоходных установок, а также 15 тыс. т различных воинских грузов{235}. Напряженно действовали суда Дунайского пароходства на переправах Дубровница Гроцко Белград. Порт Килия начал перерабатывать воинские грузы уже в конце августа, по существу, сразу после его освобождения, несмотря на отсутствие причалов и средств механизации. Лишь через несколько месяцев здесь появились первые два крана.
Главной перевалочной базой боевого питания водным путем приморского фланга наступавших войск стал порт Измаил. Этому способствовала его прямая железнодорожная связь с тыловыми армейскими пунктами снабжения. В конце 1944 г. измаильские портовики перегрузили 112 тыс. т военной техники, снаряжения, боеприпасов, в январе апреле 1945 г. 16 тыс. т{236}.
Во время наступательных действий войск 2-го и 3-го Украинских фронтов по освобождению Югославии корабли Дунайской военной флотилии и плавсредства транспортных пароходств переправили через Дунай 250 тыс. солдат и офицеров с вооружением и техникой; в течение последней недели сентября и в октябре они перевезли из портов Измаил, Галац, Джурджу в район Калафата 68 тыс. человек{237}.
Оказывая содействие советским армиям на будапештском направлении, боевые корабли и суда переправили в феврале 1945 г. через Дунай, на участке Батино Братислава, свыше 270 тыс. солдат и офицеров, доставили в тыл 23 тыс. раненых и около 12 тыс. военнопленных. За первые два месяца того года было перевезено свыше 365 тыс. человек{238}.
После освобождения Будапешта многое делалось по развитию судоходства на Дунае, налаживанию работы судостроительных и судоремонтных предприятий Венгрии. Была создана на венгерской территории сеть морских [275] агентств, организовали учет плавсредств, оборудования портов и судоремонтных баз, материальных ресурсов и топлива, а также контроль за движением флота и за постановкой судов на зимовку и ремонт.
В первом квартале 1945 г. советское Дунайское пароходство перевезло 100 тыс. т воинских и народнохозяйственных грузов, а во втором около 400 тыс. т{239}.
Наряду с воинскими перевозками все шире развивалась транспортировка народнохозяйственных грузов как по реке, так и между портами Дуная и Черного моря. Эти перевозки имели важное значение не только для возрождения дунайской транспортной магистрали, но и для восстановления портов в Одессе, Николаеве, Херсоне. Туда с Дуная шли строительные материалы, лес в плотах, буксировались плавучие доки, краны, землечерпательные снаряды и другие средства технического флота.
В условиях когда порты и предприятия советского морского транспорта в северо-западной части Черного моря оставались почти полностью разрушенными, большую роль в восстановлении флота Черноморского пароходства и «Совтанкера» играли судоремонтные заводы Румынии и Болгарии, и прежде всего Констанцский, где сохранились металлический плавучий док подъемной силой 8 тыс. т, производственные цехи и причалы. В октябре 1944 г. это предприятие приняло на ремонт танкер «Кремль» грузоподъемностью 11 тыс. т, в декабре оно и ввело в строй трофейный танкер «Фируз» и другие транспорты. Советские и трофейные суда ремонтировались также в Варне. Общее руководство восстановлением флота в этих портах осуществлял начальник Центрального управления судомеханической службы Наркомата морского флота В. А. Полюшкин.
Черноморцы получили также несколько теплоходов и пароходов, переданных Советскому Союзу в счет репараций. Это тоже способствовало увеличению объема каботажных перевозок. На линии Батуми Одесса работали сухогрузы «Анатолий Серов», «Г. Димитров» и «Калинин», перевозившие главным образом зерно. Наливные суда «Москва», «Передовик», «Стахановец», «Советская нефть», «Волгонефть» (бывший танкер «Фируз») доставляли нефтепродукты из Батуми и Туапсе в Одессу и из Констанцы в советские порты. Трофейные суда «Альба-Юлия» и «Ардеал», а также прибывшие из Батуми «Земляк [276] «, «Пионер», «Райкомвод» и «Сызрань» плавали на сообщениях между Одессой и Констанцей, Одессой и Варной, а также между портами Черного моря и Дуная. К началу 1945 г. судоходство во всем Черноморско-Азовском бассейне было переведено на режим мирного времени.
В Заполярье
1944 год ознаменовался также разгромом врага в Заполярье. Тогда в течение весны и лета войска 14-й армии Карельского фронта, сражавшиеся на мурманском направлении, и силы Северного флота готовились к проведению наступательной операции, получившей название Петсамо-Киркенесской. Для пополнения действующих и развертывания прибывавших частей и соединений была организована переправа Мурманск мыс Мишуков. К перевозкам здесь привлекались суда Северного и Мурманского морских пароходств.
30 марта пароход «Пролетарий» доставил из Мурманска в Озерко грузы для 14-й армии. Здесь он подвергся ожесточенным налетам немецкой авиации. Группы по восемь самолетов обрушивали на судно бомбы и одновременно обстреливали из пулеметов. Но экипаж, который в этом рейсе возглавлял капитан К. И. Сущихин, и военная команда отразили все их атаки, повредив при этом два бомбардировщика.
Трудный рейс выполнил в мае пароход «Революция» (капитан А. Г. Мочалов). Преодолев сильное противодействие вражеской авиации, он в сохранности доставил важный груз на мыс Мишуков. На переправе напряженно работали также «Карелия», «Лахта», «Спасательный-2» и другие транспорты. В воинских перевозках использовались также отставшие от своих конвоев союзные суда «Эмпайр Праусс», «Форт Ворчерс» и «Барбара Фритче». Осенью, когда велась непосредственная подготовка к наступательной операции, к выполнению таких заданий привлекались и транспорты, вернувшиеся с трассы Северного морского пути.
В сентябре октябре к линии фронта было доставлено 6 тыс. человек, 115 танков и самоходных орудий, 153 артиллерийских орудия, до 200 автомашин, 137 тракторов, около 600 т военного снаряжения и материалов{240}.
К тому времени в результате поражения вражеских [277] войск в Карелии и вывода Финляндии из войны создались благоприятные условия для разгрома гитлеровской 20-й горной армии в Заполярье, возвращения Родине Петсамской (Печенгской) области.
7 октября войска Карельского фронта и части Северного флота перешли в наступление. 14-я армия за два дня преодолела долговременную вражескую оборону и форсировала реку Титовка. Морская пехота, сокрушив противника на перешейке полуострова Средний, устремилась навстречу своим войскам, продвигавшимся с фронта. Западнолицкая группировка гитлеровцев под угрозой окружения начала поспешно отходить. 15 октября был занят город Петсамо (Печенга), превращенный врагом в мощный опорный пункт обороны на Крайнем Севере. К концу месяца советские войска полностью очистили от фашистских захватчиков Печенгскую область, вступили в северо-восточные районы Норвегии и освободили город и порт Киркенес главную базу снабжения гитлеровской армии в Заполярье. Наркомат морского флота срочно наладил доставку им пополнения и грузов через порт Линахамари и город Печенгу.
Один за другим прибыли в Линахамари транспорты «Революция», «Онега», «Спартак» и «Пролетарий». Районы минных полей они прошли по фарватерам, протраленным боевыми кораблями. В ноябре доставил войска из Мурманска в Норвегию грузо-пассажирский пароход «Вятка». Становится регулярным движение конвоев по маршрутам Кольский залив Печенга, Печенга-Кольский залив Белое море. Активное участие в воинских перевозках в порт Липахамари, ставший новой военно-морской базой Северного флота, наряду с другими судами принимали крупнотоннажные транспорты «Диксон», «Сергей Киров» и «Тбилиси».
В декабре Наркомморфлот приступил к восстановлению Печеигского порта и подготовке к перевозкам никелевой руды в Мурманск.
Враг всеми силами пытался нарушить движение конвоев. 15 ноября в Баренцевом море подорвался на мине и погиб вместе с экипажем буксирный пароход «Муссон». 3 декабря фашистская подводная лодка потопила пароход «Революция», следовавший из Мурманска в Архангельск. На следующий день на пути из Печенгского залива в Мурманск торпедным ударом другой лодки был сильно поврежден пароход «Пролетарий».
30 декабря из подводной засады враг атаковал пароход [278] «Тбилиси», совершавший переход из Мурманска в Печенгу. От взрыва торпед корпус транспорта переломился пополам. Погибли 43 пассажира и 14 членов экипажа, в том числе капитан В. К. Субботин{241}. Носовая часть судна тут же затонула, а кормовую отбуксировали в Архангельск (впоследствии там на заводе «Красная кузница» приварили к ней носовую часть другого, тоже поврежденного в бою судна такого же типа).
Следует отметить, что судоремонтная база Северного бассейна играла немалую роль в успешной деятельности транспортного флота. Коллективы предприятий нередко устраняли такие повреждения, с которыми трудно справиться в мирное время. Судоремонтники постоянно поддерживали суда в таком техническом состоянии, которое позволяло им выполнять перевозки даже в самых трудных гидрометеорологических условиях, плавать во льдах Белого моря и на трассе Северного морского пути. Достаточно сказать, что в 1942–1944 гг. лишь один коллектив завода «Красная кузница» отремонтировал около 200 судов и боевых кораблей, построил большое количество малотоннажных плавсредств и сухогрузных барж; коллектив Мурманского судоремонтного завода в 1944 г. вернул в строй 91 корабль{242}.
К началу 1945 г. в Северном бассейне насчитывалось около 30 транспортных судов общей грузоподъемностью 70 тыс. т, из них 9 находились в непосредственном подчинении военно-морского командования. В январе Северному морскому пароходству были переданы еще 4 судна «Буденный», «Комсомольск», «Кингисепп» и «Революционер», переведенные Северным морским путем с Дальнего Востока. Для моряков и портовиков Севера стали обычными круглогодичные каботажные перевозки, не прекращавшиеся даже в суровые зимние месяцы. Так, в январе апреле через горло Белого моря в обоих направлениях прошли ледовыми трассами 8 караванов (72 судна) с воинскими и народнохозяйственными грузами{243}. Ледовую проводку от мыса Большой Городецкий до портов Архангельск и Молотовск вели линейные ледоколы «Ленин», «Иосиф Сталин», «Северный ветер» и ледокольные пароходы «Г. Седов», «Таймыр», «Монткальм». [279]
С января по май 1945 г. суда Северного и Мурманского пароходств перевезли помимо войск около 90 тыс. т различных грузов, а за всю войну 4,2 млн. т{244}.
Плаванию судов в последние месяцы войны сильное противодействие оказывали немецкие подводные лодки. Несмотря на то, что противник в Заполярье уже был разгромлен, его сопротивление на море не ослабло и даже значительно возросло. Это объяснялось тем, что в неосвобожденные еще норвежские военно-морские базы были передислоцированы гитлеровские подводные лодки из Франции и Бельгии. Вплоть до конца войны почти каждый советский конвой подвергался их нападению. В этих условиях командование Северного флота вынуждено было принимать дополнительные меры по защите судоходства. Во много раз увеличивались силы охранения морских транспортных караванов. К перевозкам привлекались самые быстроходные и маневренные транспортные суда. К их конвоированию привлекалось во много раз больше, чем прежде, боевых кораблей. Снабжение 14-й армии и вновь созданной Печенгской военно-морской базы теперь осуществлялось по более безопасной коммуникации Кольский залив Мотовский залив. Далее к месту назначения грузы доставлялись автотранспортом.
Все это давало немалый эффект. В 1945 г. противнику удалось потопить лишь одно советское судно. 22 апреля на траверзе мыса Цып-Наволок его подводная лодка торпедировала пароход «Онега». Судно затонуло. Погибло шесть человек, большую часть экипажа и пассажиров удалось спасти.
В конце апреля фашистская субмарина нанесла торпедный удар по американскому пароходу «Хорейс Бушнелд», следовавшему в СССР с 8 тыс. т груза. Судно получило серьезные повреждения, но оставалось на плаву. Команда покинула его. Вскоре транспорт выбросило на камни в бухте Териберка. Подошедший к нему пароход «Диксон» (капитан Г. В. Беркуль) при сильном ветре в опасном прибрежном районе перегрузил к себе танки, паровозы и продовольствие. Затем он прибуксировал «Хорейс Бушнелля» в Мурманск.
Даже после безоговорочной капитуляции фашистской [279] Германии подводная угроза судоходству на Севере оставалась некоторое время реальной. Ряд гитлеровских лодок продолжали находиться в море, не от всех командиров поступило подтверждение о получении приказа о капитуляции и согласие его выполнить. Поэтому лишь 3 июня 1945 г. последовал приказ командующего Северным флотом адмирала А. Г. Головко о переходе на мирные условия плавания в морях Северного Ледовитого океана; в приказе вместе с тем указывалось на продолжавшую оставаться серьезной минную опасность{245}.
Вклад балтийцев
В районах, прилегающих к Балтийскому басвейну, Советские Вооруженные Силы вели наступление с самого начала 1944 г. и до конца войны. Участие в этих операциях Балтийского транспортного флота поначалу из-за тяжелых потерь и морской блокады было ограниченным, но по мере освобождения побережья Финского залива и Балтийского моря оно все более усиливалось.
При подготовке войск Ленинградского и Волховского фронтов и сил Краснознаменного Балтийского флота к наступлению с целью разгрома противника под Ленинградом и окончательной ликвидации блокады в ноябре 1943 начале января 1944 г. была осуществлена переброска морем 2-й ударной армии на ораниенбаумский плацдарм. Это задание выполнялось в основном Балтфлотом, значительная часть военно-транспортных плавсредств которого состояла из мобилизованных в начале войны торговых судов. Перевозки производились из Ленинграда и Лисьего Носа в непосредственной близости от занятого врагом берега, в зоне огня его артиллерийских и минометных батарей, а с конца декабря еще и в тяжелых ледовых условиях.
После полного освобождения Ленинграда от блокады балтийские моряки начали готовиться к навигации. Прежде всего нужно было восстановить транспортный флот: в то время пригодных к эксплуатации судов практически не было.
Еще в январе 1944 г. по приказу наркома морского флота развернулась деятельность Ленинградской проектно-изыскательской конторы и Ленморстроя, в первоочередную задачу которых входило восстановление морского торгового порта. [281]
К концу весны удалось ввести в строй 7 грузовых пароходов. Позднее вступили в эксплуатацию еще несколько транспортов, и общий их дедвейт составил 30 тыс. т. Руководство Наркомата морского флота во главе с П. П. Ширшовым всемерно содействовало подготовке флота и Ленинградского порта к возобновлению судоходства и погрузочно-разгрузочных операций.
Для возобновления деятельности флота Прибалтийских республик по мере освобождения их территории по решению Совнаркома СССР в декабре 1943 г. были созданы оперативные группы Латвийского и Эстонского пароходств{246}. Они занимались определением убытков, причиненных войной, налаживанием судоремонта, учетом кадров, разработкой мер по восстановлению портового хозяйства.
В начале летней навигация 1944 г. Балтийский транспортный флот принял участие в подготовке наступления советских войск на Карельском перешейке. Для создания превосходства в силах и обеспечения успеха Выборгской наступательной операции Ленинградского фронта корабли Балтийского флота и суда НКМФ, находившиеся в оперативном подчинении командования Краснознаменного Балтийского флота, г, начале нюня скрытно перебросили на Карельский перешеек пять дивизий, прибывших из района Ропши{247}.
Гитлеровцы, несмотря на поражения под Ленинградом и на Карельском перешейке, стремились не допустить прорыва морской блокады. Финский залив был превращен почти в сплошное минное поле, и суда могли плавать только в его восточной части.
В сентябре 1944 г. с выводом Финляндии из войны военно-морское командование получило возможность использовать закрытый шхерный фарватер, пролегающий от района восточное Котки до Ханко, для вывода боевых кораблей и транспортов в западную часть Финского залива и Ботнический залив.
Последовавшее тогда же освобождение побережья Эстонии привело к прорыву вражеской морской блокады. Южный фланг немецкой укрепленной позиции в Финском заливе рухнул. В октябре ноябре началось движение судов в открытых водах по коммуникации Ханко Моонзунд. [282]
К концу года тральные и другие соединения Краснознаменного Балтийского флота проложили фарватеры и обеспечили безопасность плавания и вдоль южного берега Финского залива. Благодаря этому малые суда Балтийского бассейна смогли принять участие в Моонзундской десантной операции. В частности, отряд военных транспортов Ладожской флотилии, состоявший из мобилизованных гражданских судов, 19 октября после соответствующей подготовки в охранении боевых кораблей вышел из Кронштадта на Лавенсари, а оттуда проследовал к северному берегу Финского залива. В районе Улькоттамио он вошел в финские шхеры и, миновав Хельсинки, прибыл в порт Ханко. В ночь на 24 октября отряд в охранении дивизиона малых охотников направился в Моонзунд. На полпути между Ханко и островом Осмуссар он подвергся артобстрелу с двух вражеских подводных лодок. Атакованные сторожевыми катерами, они вынуждены были прекратить преследование. Отряд благополучно прибыл в порт Рохукюля. Войдя там в состав сил Островного оборонительного района, он вместе с другими балтийскими транспортными и вспомогательными судами принял участие в освобождении Моонзундского архипелага.
В период наступления советских войск вдоль побережья Балтийского моря активно использовались коммуникации: Ленинград Кронштадт финские шхеры Ханко, Ханко Моонзундский пролив Таллин, Хельсинки Таллин, Ораниенбаум Кронштадт. Движение судов и кораблей шло вплоть до полного ледостава в Финском заливе, наступившего в конце февраля 1945 г. Ледовую проводку осуществляли два советских ледокола («Ермак» и «Волынец») и три финских.
Балтийское, Эстонское и Латвийское пароходства на 1 января 1945 г. имели в строю 24 транспорта общей грузоподъемностью свыше 60 тыс. т{248}. Вскоре начали поступать суда, полученные по репарации от Финляндии; к концу войны численность и тоннаж торгового флота этого бассейна почти удвоились.
В начале 1945 г. Балтийское море в связи с развертыванием боевых действий в Восточной Пруссии и вдоль южного побережья Балтики стало одним из важнейших участков советско-германского фронта. В этот период [283] значительная часть транспортного флота использовалась в десантных действиях и главным образом в воинских перевозках. Большого объема достигли транспортировки между Моонзундскими островами и побережьем Эстонии. По указанию Генерального штаба Красной Армии сетевой заградитель «Онега», военные транспорты «Чапаев». «Шексна», финский буксирный пароход «Порин-Корху» и две баржи осуществили с 12 по 18 марта переброску из Куйвасту (остров Эзель) в Виртсу танкового полка. С 8 по 28 апреля эти и другие суда отряда транспортов доставили с островов Эзель и Даго на материк стрелковую дивизию.
С улучшением ледовой обстановки началось регулярное движение между материковым портом Рохукюля и островами Эзель и Даго, а также на сообщении Моонзунд Таллин. Первый конвой здесь прошел в середине апреля. Пароход «Виола» и еще несколько финских судов, временно входившие в отряд транспортов Островного района, в охранении 12 катеров-охотников (командир конвоя капитан-лейтенант Б. А. Вайнер) совершили переход из порта Виртсу (южный вход в Моонзунд) в Таллин. Затем финские суда проследовали в Хельсинки.
Всего в январе мае 1945 г. Балтийский транспортный флот перевез 60 тыс. т воинских грузов и более 33 тыс. военнослужащих{249}.
Балтийскому пароходству на 1945 г. (впервые с начала войны) был установлен план перевозок 700 тыс. т народнохозяйственных грузов и 8 тыс. пассажиров. Это была довольно напряженная программа, почти такая же, какая была в 1940 г.{250}. В январе мае 1945 г. суда бассейна перевезли 80 тыс. т различных народно-хозяйственных грузов.
Таким образом, морской транспорт, участвуя почти во всех крупных наступательных операциях советских войск в 1943–1945 гг., выполнил огромный объем воинских и народнохозяйственных перевозок и тем самым немало содействовал успеху Красной Армии в освобождении советской земли от немецко-фашистских захватчиков. [284]