Содержание
«Военная Литература»
Военная история

У вражеских берегов

1

В марте 1945 года войска 3-го Белорусского фронта во взаимодействии с моряками Балтики начали ликвидацию фашистской группировки, окруженной южнее Кенигсберга. Перед балтийской авиацией поставили боевую задачу: систематическими массированными бомбардировками парализовать работу порта и крупной на Балтике гитлеровской военно-морской базы и крепости Пиллау.

Для выполнения этой задачи штаб ВВС КБФ разработал на март-апрель специальный оперативно-тактический план, в котором был учтен опыт организации операции «Арктур». К выполнению плана привлекались 8-я минно-торпедная Гатчинская Краснознаменная авиадивизия полковника Курочкина Михаила Алексеевича, 9-я штурмовая авиационная Ропшинская Краснознаменная, ордена Ушакова 1-й степени дивизия подполковника Слепенкова Якова Захаровича и 11-я штурмовая авиационная Новороссийская дважды Краснознаменная дивизия полковника Манжосова Дмитрия Ивановича. Авиаполки указанных соединений сразу приступили к выполнению поставленной боевой задачи.

...Забегая вперед, сообщу читателю, что ударные силы авиации Краснознаменного Балтийского флота успешно выполнили задание командования: в марте-апреле по порту Пиллау с сильнейшей противовоздушной обороной было нанесено 24 массированных удара, в результате которых было уничтожено 64 корабля, в том числе 24 транспорта. После взятия Пиллау специальная комиссия штаба авиации Военно-Морского Флота по определению фактических результатов воздушных ударов в акватории порта обнаружила 155 потопленных судов...

Перед 51-м минно-торпедным авиационным Таллинским полком командование ВВС КБФ поставило частную боевую задачу: блокировать с моря подходы к военно-морской базе Пиллау, пресекать морские перевозки гитлеровцев.

Напряженность боев возрастала.

Едва перебазировались, как воздушная разведка обнаружила, что гитлеровцы спешно вывозят из Данцига и Гдыни тяжелое вооружение, танки, недостроенные подводные лодки, оборудование заводов и часть войск. Против немецких конвоев немедленно были брошены пикировщики и торпедоносцы.

В одном из первых боев в Данцигской бухте было потоплено пять транспортов и несколько кораблей охранения. При этом отличились гвардейцы Усенко и торпедоносцы Мещерина.

Еще более ожесточенный бой произошел у маяка Стило. Пользуясь пасмурной погодой, удирал караван из восьми транспортов с охранением. Первыми нанесли удар по врагу поднятые по тревоге экипажи капитана Макарихина. Они потопили один транспорт и два серьезно повредили. Через несколько минут в атаку бросились пары Башаева, Шишкова и Кулинича. На дно бухты ушло еще три транспорта и два сторожевых корабля.

Когда об этих победах узнал прибывший в штаб Краснознаменного Балтийского флота народный комиссар Военно-Морского Флота СССР Николай Герасимович Кузнецов, он объявил всем участникам благодарность.

...Михаил Борисов вылез из кабины своего «двадцать седьмого», спустился по крылу на землю, взял у Беликова козью ножку, фуражку, прошел за капонир и там, раскинув на свежей траве летную куртку, прилег на спину, подставив лицо теплым лучам солнца.

Рядом разместился Иван Рачков.

Молчали. Настроение у обоих было далеко не радостным. Невероятно, но с того времени, как им вручили Золотые Звезды, фортуна от них будто отвернулась. Сколько раз поднимались в воздух, сколько провели торпедных атак, а потопили всего один транспорт. Потихоньку по количеству потопленных судов их стали догонять даже молодые Башаев и Репин. У Дмитрия на счету стало десять, а у Ивана — восемь. Теперь в столовой, в клубе, в общежитиях висят плакаты с их фотографиями и описаниями подвигов. Конечно, они, старички, рады победам молодежи, но все же нужно было «отрываться». А как, когда такое невезение?

Сегодня в полете все складывалось как нельзя лучше: под Гдыней экипаж настиг немецкий конвой в минном поле, Вытянувшись в кильватерную колонну, по проходу медленно тащились боевые корабли и транспорты. Вражеские истребители забрались высоко — условия для атаки сложились самые выгодные, и Михаил ими немедленно воспользовался. Он избрал самый крупный транспорт, очень удачно построил маневр — подкрался со стороны солнца и ударил наверняка! А торпеда угодила в... мину! Над морем поднялся столб воды до небес! Рачков даже сфотографировал его. Но транспорт водоизмещением десять тысяч тонн остался невредим!

А потом пришлось удирать от четверки «фокке-вульфов». Правда, гитлеровские летчики сразу вернулись к конвою, что и спасло. Наверное, они подумали, что торпедоносец специально уводил их подальше, чтобы обеспечить атаку другим. А Борисов был один...

— Вот что такое «не везет» и как с ним бороться! — с досады сказал Рачков и повернулся на спину, — Вчера сманеврировал, сегодня мина...

Михаил недовольно хмыкнул, но ничего не сказал, отвернулся.

За валом капонира раздался взрыв дружного хохота. Смех подействовал на летчиков, как удар хлыста: им показалось, что смеялись над ними, и потому насторожились. Иван Ильич не вытерпел, крикнул:

— Беликов! Вы чем там занимаетесь? Завтра опять на радиус!

Из-за вала показался техник самолета с газетой в руках, а за ним сержант Смирнов. Лица обоих сияли улыбками.

— Что там стряслось? — хмуро буркнул и Борисов.

— Да шутка! Вася Шашмин разыграл Виталия. Взял переклеил буквы на газете и вышло, что сержанта Смирнова якобы наградили орденом за отличное обслуживание самолета Героя Советского Союза Александра Богачева.

Шутка была, конечно, безобидной, но со скрытым смыслом: летчики экипажей Борисова и Богачева получили по пять орденов, стали Героями Советского Союза, а техники Беликов и Смирнов не получили ни одной награды.

— Что ж тут смешного? — сдерживаясь, сказал замкомэск и пояснил: — Не только вы оба, а все техники и механики давно заслужили награды. Некоторые получили. Вас мы с комэском тоже представляли несколько раз. Будут. Ждите.

— Да я не о себе, товарищ командир! — покраснел Виктор. — Конечно, дадут — не откажемся, не дадут — не обидимся, лишь бы вы добивались побед. Это, если хотите, для нас высшая награда! А шутка возникла оттого, что Богачев сегодня опять отличился, да так, что, безусловно, будет награжден! Он потопил танкер!

— Какой танкер? Когда? — привстал Борисов.

— Час назад, когда вы были в море...

...Еще час назад в сорока милях юго-западнее Либавы на военно-морскую базу спешил конвой в составе танкера, большого транспорта и четырех охранных кораблей. С воздуха суда прикрывала восьмерка истребителей «Фокке-Вульф-190». Разведчики вовремя заметили этот конвой, сфотографировали. По снимкам да и по сильному охранению стало ясно, что немцы перевозили весьма ценные грузы для курляндской группировки. Действительно, позже узнали, что в танкере находилось пять тысяч тонн горючего, в котором так нуждались окруженные.

Генерал Самохин приказал уничтожить этот конвой. В воздух поднялись штурмовики и торпедоносцы. В результате комбинированного удара штурмовики потопили транспорт, а Башаев с ведомыми Мартыновым и Бровченко два тральщика. При этом наши «яки» сбили «фокке-вульф». Но главная цель — танкер — остался невредим. Тогда-то в воздух была поднята вторая группа во главе с Героем Советского Союза Богачевым. Александр дерзко прорвался к танкеру и уничтожил его торпедой...

— Молодец, Сашка! — порадовался за друга Михаил и спросил авиамеханика: — Сколько теперь силуэтов на твоей машине, Виталий?

— Тринадцать! — с гордостью ответил Смирнов. — На один больше, чем на вашей, командир! Отстаете?

— Отстаем, что делать? — развел руками летчик и поправился; — Пока отстаем, Виталик!.. Иван Ильич! Пойдем поздравим победителя!

На следующий день о выдающейся победе балтийских летчиков сообщило Совинформбюро. А вскоре в полк привезли выпущенные политотделом листовки, в которых излагались подробности морского боя под Либавой.

2

Начальник штаба авиаполка капитан Иванов вел скрупулезный учет потопленных вражеских транспортов, и по его подсчетам выходило, что на дно Балтики было отправлено 99 вражеских «калош». Полковые партийная и комсомольская организации развернули в эскадрильях соревнование за потопление сотого — юбилейного транспорта.

Идея «сотого» захватила всех. О ней разговаривали в кубриках, в столовой, на самолетных стоянках. С особым нетерпением летчики ждали каждый сигнал на вылет, втайне надеясь на личную удачу, и потому, когда с рассветом на свободную охоту улетел экипаж старшего лейтенанта Борисова, многие ему откровенно завидовали.

Но сотый транспорт был потоплен не Борисовым.

С первыми лучами солнца в штаб ВВС КБФ воздушный разведчик донес, что из Данцигской бухты на запад движется караван судов. Немедленно на перехват были подняты ударные группы.

Первую группу повел Федор Николаевич Макарихин. Именно он со штурманом Александром Лясиным и воздушным стрелком-радистом Волковым и явились «авторами» сотого транспорта.

Правда, в тот день и час было потоплено еще пять транспортов, плавучий док и три корабля. Поэтому разобраться в очередности побед удалось только сопоставив время.

А всего за два дня боев торпедоносцы во взаимодействии с гвардейскими пикировщиками потопили пятнадцать судов общим водоизмещением девяносто тысяч тонн, плавучий док и одиннадцать боевых кораблей.

Следующий день ознаменовался вступлением войск маршала Рокоссовского в военно-морскую базу Гдыня, а 30 марта — в Данциг. Остатки разгромленных немецких войск отошли на север и там закрепились в небольшом районе вдоль косы Хель.

3-й Белорусский фронт маршала Василевского тоже продолжал наступать. Его войска ликвидировали южный котел в Восточной Пруссии и начали штурм крепости Кенигсберг.

3

Весна все больше вступала в свои права. Иван Рачков склонился над кустиком пробивающейся травки и осторожно расправил примятые стебельки. На душе было прескверно: он наконец получил с родины долгожданную весть, обрадовался, что мать и младший братишка живы, и сник, прочитав о трагической судьбе отца и второго брата. Родной городок Очаков попал в оккупацию внезапно. Семье Рачковых удалось тайком от немцев уйти в ближайшее село Ивановку. Там они и находились до самого освобождения. А как немцев изгнали, старый черноморский матрос Илья Евсеевич, несмотря на немобилизационный возраст, ушел добровольцем в Красную Армию, стал стрелком-автоматчиком, прошел фронтовыми дорогами до Венгрии и там сложил свою голову. Там же, в Венгрии, погиб и брат Михаил, девятнадцатилетний артиллерист-наводчик. Страшная война, навязанная гитлеровцами советским людям, опустошила некогда крепкую семью...

Последняя встреча с родными у Ивана произошла буквально за день до начала войны. Накануне его, балтийского комендора, по настоятельной просьбе зачислили курсантом военно-морского авиационного училища имени С. А. Леваневского, которое находилось в Николаеве; приехал, начал учебу. Конечно, ему не терпелось побывать в родном городе, навестить родных. Такое разрешение он получил на ближайшее воскресенье. И вдруг в пятницу в училище появились отец, мать и брат. Иван обрадовался встрече, а потом обиделся; «Зачем приехали? Теперь меня домой не отпустят!» Отец и говорит: «Понимаю твою обиду, сын. Но и ты пойми. Какое-то предчувствие толкнуло меня; «Езжай, Илья, а то больше сына не увидишь...» Хоть у матери спроси. Мы и приехали».

Невероятно, но предчувствие старого Рачкова сбылось; в воскресенье 22 июня грянула война...

— Вот где ты! — услышал голос Борисова Иван Ильич и почувствовал его руку на плече. — Поехали в штаб. Вызывают.

...Пытаясь эвакуировать с косы Хель остатки своих войск, гитлеровское командование бросило туда несколько десятков транспортов и эскадру для прикрытия в составе отремонтированных «карманных» линкоров «Адмирал Шеер» и «Лютцов», а также тяжелого крейсера «Принц Ойген», крейсера «Лейпциг», «учебного» линкора «Шлезвиг Гольштейн», плавучих батарей «Гуммель», десяти эскадренных миноносцев со сторожевыми кораблями и тральщиками. Маневрируя вдоль берега, эта мощная эскадра открыла огонь из тяжелых орудий по войскам маршала Рокоссовского и задержала их продвижение к косе Хель.

Против вражеских боевых кораблей была немедленно брошена почти вся фронтовая авиация. Бомбардировщики и штурмовики, даже истребители вместо подвесных баков брали авиабомбы и бомбили немецкую эскадру. Но попасть в сравнительно небольшие, к тому же маневренные морские цели — не простое дело. И хотя армейская авиация упорно наносила удары и море вокруг кораблей буквально кипело от множества авиабомб, корабли оставались почти не уязвимыми. На суше же под разрывами тяжелых снарядов продолжали погибать красноармейцы, боевая техника. Командующий фронтом был недоволен и потребовал решительных мер. Обратились к балтийцам.

С аэродромов Паневежис, Паланга, Дрессен, Грабштейн в воздух немедленно поднялись пикировщики, бомбардировщики, топмачтовики, торпедоносцы, штурмовики и истребители — всего более двухсот самолетов военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота и прямым курсом через море устремились в Данцигскую бухту, где и нанесли массированный комбинированный удар по врагу. В результате были потоплены «учебный» линкор «Шлезвиг Гольштейн», три эскадренных миноносца, миноносец, восемь сторожевых кораблей и больших тральщиков, несколько транспортов и вспомогательных судов. Одновременно было повреждено больше десяти других плавединиц. Тогда-то немцы поспешили убраться из бухты, И вдруг объявились!..

— Чего ж сидеть? — вскочил Рачков. — Я готов! На КП полка уже находились экипажи Героя Советского Союза Александра Богачева и двух молодых летчиков из недавнего пополнения. Вошедшие поздоровались, и капитан Иванов сказал:

— Воздушная разведка сообщила, что обнаружила тяжелый крейсер. Его место: двадцать миль севернее прибрежного озера Леба. Борисов! Полетишь с Богачевым. Приказано уничтожить крейсер.

— А как он называется? — уточнил Рачков.

— «Адмирал Шеер».

Михаил почувствовал в ладонях легкое покалывание — так случалось всегда, когда не терпелось побыстрее лететь. Вспомнился день выпуска из авиаучилища, рукопожатие и напутствие командующего морской авиацией: «Желаю вам, Борисов, удачной атаки этого линкора, если попадется, конечно!» Теперь попадался. Правда, тогда речь шла о «Лютцове». Но «Адмирал Шеер» был как две капли воды похож на «Лютцов»! То же водоизмещение, вооружение, скорость хода, экипаж. Даже внешне они друг от друга не отличались. К тому же Адмирал Шеер» был памятен многим: в 1942 году этот трат обошел с севера Новую Землю и нанес удар по нашим арктическим коммуникациям, потопил ледокол «Сибиряков», ряд транспортов и только после того, как получил с батареи острова Диксон в борт несколько снарядов, убрался восвояси к берегам Норвегии. Была Встреча с ним в тот туманный ноябрьский день под островом Саарема, но мельком...

Борисов кашлянул и готов был сказать обычное: «Есть!», но его опередил Рачков.

— «Адмирал Шеер»? — переспросил он. — Так это же «карманный» линкор! А такие крупные корабли в одиночку не ходят. Их обязательно охраняют эсминцы, сторожевые корабли, тральщики. А это уже целая эскадра!

— Иван не стал дальше развивать свою мысль, хотя всем стало ясно, что он хотел сказать, — идти на такую армаду Всего четырьмя экипажами весьма рискованно. В комнате повисла тишина, Борисов кашлянул:

— Товарищ капитан, а обеспечение будет?

— Какое еще обеспечение?

— Ну, хотя бы истребители.

— С вами полетят четыре «як-девятых». Больше ничего и никого нет. Ни пикировщиков, ни штурмовиков. Со всего полка собрали только ваши четыре экипажа. Остальные в воздухе, вернутся не раньше чем через час. Пока их вооружат, заправят, крейсер, или как его там, за это время удерет. Нужно немедленно нанести по нему удар! Все! По самолетам!..

Весть о том, что Борисов и Богачев с товарищами вылетают топить линкор, облетела стоянки, и к торпедоносцам собрался почти весь технический состав. Люди молча наблюдали за приготовлениями летчиков, старались помочь.

Михаил уже собрался садиться в кабину и заправлял под подшлемник свои густые черные волосы, когда к машине торопливо подбежал Башаев. Его шея была забинтована, рыжие усы обвисли.

— Ни пуха ни пера, Миша! — пожелал он летчику.

— К черту, Дима! — улыбнувшись, ответил по традиции Борисов и удивленно спросил: — А ты почему не в постели?

— Не могу лежать, когда вы... все ребята в боях, — с трудом выговорил тот. — Ангина, что? Пройдет! Вот вы... Будь там повнимательнее, Миха! Вернись живым!

Дружеская забота тронула замкомэска. Он резко обернулся к командиру звена, схватил его за плечи, встряхнул:

— Ты что, Кузьмич? Впервой летим на корабли, что ли? Дадим прикурить этому «Шееру», будь уверен! Счастливо, друг! — Борисов еще раз обнял летчика и, дружески помахав рукой, твердо шагнул к трапу.

Два торпедоносца с двумя топмачтовиками в прикрытии четырех истребителей взяли курс на юго-запад.

Над морем опять держался туман. На Балтике туманы почти постоянны, недаром ее зовут туманной. Они занимают огромные площади и стоят, не двигаясь, сутками, а то и неделями. Но только над водой. Получалась любопытная картина: над берегом было безоблачно, сияла солнце, а рядом, в трех-пяти километрах — к воде плотно прижималась парообразная масса, верхняя граница которой достигала трехсот и даже пятисот метров.

Пилотировать самолет над туманом всегда сложно, но штурману вести группу еще труднее. Рачков научился определять направление, и скорость ветра по мелким признакам на поверхности моря — по волнам, пене, ветровым дорожкам. Туман все это скрыл, и потому уточнить вектор ветра, то есть его направление и скорость, необходимые для штурманских расчетов, в полете не удалось. А не зная ветра, очень трудно обеспечить надежность самолетовождения и точные данные для торпедометания.

И все же Рачков вывел группу в расчетный квадрат моря. Вражеские корабли обнаружили сразу; они шли походным строем-ордером всего в двух-трех километрах от кромки тумана. Впереди всех уступом следовали три больших тральщика. За ними — эскадренные миноносцы и дальше в окружении миноносцев и сторожевых кораблей возвышались громады двух крейсеров. Распустив белые буруны, немецкая эскадра торопилась на запад. Истребителей над ней не было.

— Миша! Это не «Шеер»! Это серьезнее! Тяжелый крейсер «Принц Ойген», а за ним легкий крейсер «Лейпциг»! — уточнил Иван Ильич. — Я был прав, в одиночку такие не ходят!

Борисов оглядел свою малочисленную группу, сказал:

— Принц — так принц! Все равно. Бьем по нему! — и подал в эфир команду. — Внимание, соколы! Удар наносим по головному! Богачев! Мне мешает эсминец! Займись им! Атака!

— Вас понял! Атакую?

Михаил развернул группу и, прижимаясь к верхней кромке тумана, внезапно выскочил на врага: «яки» ушли на высоту, а торпедоносцы крыло в крыло мчались на громады кораблей.

Немцы, как видно, меньше всего ждали появления советских самолетов с северной стороны. Вражеские зенитчики опомнились лишь тогда, когда вырвавшиеся вперед топмачтовики открыли огонь по кораблям охранения. Сначала ответили дежурные орудия, но с каждой секундой в бой включались все новые и новые установки, и вскоре все палубы, борта, крылья мостиков всех кораблей опоясались бешеными вспышками и дымами. Тотчас от орудий до самолетов протянулись, сплетаясь в замысловатую сеть, многие десятки цветных трасс. Вода покрылась частоколом всплесков. Воздух перед машинами зачернел клубами взрывов.

Во многих боях побывал Михаил Борисов, видел разную плотность огня. Но такую встретил впервые: гитлеровцы стреляли расчетливо, прицельно. Машину Борисова то и дело встряхивало, и она, казалось, трещала и стонала от пронизывающих ее крылья огненных шариков малокалиберных снарядов и пуль. Но летчик, сжав штурвал, уперся ногами в педали управления, маневрировал самолетом, упрямо продирался вперед. И вышел-таки на дистанцию торпедного залпа! Махина фашистского крейсера, его острый приподнятый нос уперся в нужную риску прицела, и торпеда, подчиняясь воле летчика, соскользнула с держателей и ушла в воду. А Михаил излюбленным приемом бросил машину вниз, успев заметить, как нос крейсера стал энергично поворачиваться в сторону — корабль пытался уклониться от торпеды.

Как эхо, в телефонах прозвучали доклады штурмана и радиста о том, что торпеда пошла. То же подтвердили истребители, наблюдавшие за ходом боя с высоты. Но Михаил не вслушивался в эти доклады, не задумывался над ними, все его внимание, воля, действия были сосредоточены на одном: как бы быстрее вырваться из этого адского переплета, достичь свободного от зенитного огня простора, и он, энергично двигая рулями, бил по зенитным расчетам миноносцев, по дымящим трубам сторожевиков, пронесся над другим миноносцем и освободился наконец от трасс.

Всего сорок секунд длилась эта дерзкая атака, но, уйдя в безопасную зону, Борисов почувствовал на спине струйки сбегающего пота.

Он вытер лицо рукой и оглянулся. Четкий строй кораблей распался. Расстояние между тральщиками, эсминцами и следующими за ними крейсерами заметно увеличилось. Второй крейсер вышел из кильватера и почти поравнялся с головным. Бурун у головного пропал. Но «Принц Ойген» не тонул.

— Уклонился-таки, гад!.. Хотя!.. Миша! Он потерял ход!..

— Командир! Эсминец тонет!.. Справа вижу большую группу самолетов! Идут, похоже, сюда!

— Демин! Надо смотреть внимательнее! — сделал замечание радисту летчик, — Это не вообще самолеты, а наши «горбатые»!

Да. С востока к месту морского боя приближались «ильюшины». Очень хотелось Борисову посмотреть, как пройдет атака у штурмовиков, но им уже овладело беспокойство за ведомых, за Сашу Богачева. Занятый поединком с зенитками противника, Михаил в этот раз не имел возможности следить за действиями подчиненных, не знал, где они, и потому прервал разговоры в экипаже!

— Где наши самолеты? Где Богачев?

Над головой уже повисли вернувшиеся с высоты «яки». Слева приближался всего один торпедоносец. Где же остальные?

— Командир! Нашего самого левого сбили еще в начале. Я видел, как он упал между кораблями...

«Самого левого...» Кто он? В спешке Борисов не запомнил даже фамилии ведомого летчика, не знал, из какой он эскадрильи — из первой или из второй?..

— А где Сашка! Где Богачев?

Машины Александра нигде не было видно. Михаил набрал высоту — обзор увеличился. Но вокруг по-прежнему пусто. Только слева клубилась ослепительно белая стена тумана.

Напрасно командир группы и его радист без конца вызывали на связь экипаж Богачева. Саша летел в том же районе, держал курс к своим берегам, но на позывные ответить не мог; обе радиостанции на его самолете были разбиты. Случилось это уже после сброса торпеды — в носовую часть фюзеляжа самолета попал крупнокалиберный зенитный снаряд. Он разворотил плиту защитной брони. Ее осколками летчика ранило в голову. Обливаясь кровью, Александр одной рукой держал штурвал, другой прижимал бинт к ране на голове, продолжая лететь на северо-восток.

Борисов с помощью истребителей наконец разыскал самолет друга. Торпедоносцы и «яки» пристроились к поврежденной машине и сопровождали ее до аэродрома. У Александра Богачева хватило сил посадить полуразбитую машину на летное поле. В конце пробега он успел выключить зажигание и потерял сознание.

В тот же день летчика специальным рейсом отправили в ленинградский госпиталь. От большой потери крови состояние Богачева было тяжелым.

4

Расстроенный ранением Богачева, опасностью, нависшей над его жизнью, Михаил Борисов рвался в бой, чтобы сквитаться за раненого друга.

Погода испортилась, пошли частые дожди. Такую погоду любили капитаны гитлеровских судов; хмурое дождливое небо ничем им не грозило. Упирая на это, Борисов добился разрешения слетать на свободную охоту. Взяв с собой экипаж Ивана Репина, он вылетел в крейсерский полет в тот же район моря, где они дрались накануне с тяжёлым крейсером. И не ошибся; там тем же курсом на запад продвигался большой караван из четырех транспортов с кораблями охранения. В середине колонны возвышался двухтрубный «восьмитысячник» необычных очертаний. Присмотревшись, Михаил убедился, что то был пассажирский лайнер. Он решил топить его. В квадратах моря, где шел конвой, лил сильный дождь. Это помогло торпедоносцам бесшумно спланировать из облаков и внезапно торпедировать транспорт. Вот только запечатлеть результаты атаки в такую погоду оказалось трудно.

Штурману приходится фотографировать через боковые иллюминаторы, поэтому, чтобы цель попала в поле зрения объектива, самолет должен пролететь вдоль нее. По просьбе Рачкова Борисов развернул машину и полетел рядом с караваном. За сеткой дождя было видно, что атакованный лайнер, задрав кверху нос, тонул. Опомнившиеся зенитчики охранных кораблей открыли яростную стрельбу по приближающимся самолетам. Это заставило Михаила отвернуть в облака. Полыхающий залпами караван исчез за дождем.

— Дёма! Передай «Весне»: «В точке; широта... долгота... обнаружил конвой в составе пятнадцати единиц, в том числе четыре транспорта. Транспорт водоизмещением восемь тысяч тонн потоплен. Конвой следует курсом на запад. Возвращаюсь. В строю два самолета. Борисов».

Приземлившись, оба экипажа сдали в штаб боевые донесения. Однако на проявленных пленках сетка дождя скрыла победу. Штаб авиаполка потопление транспорта экипажам не засчитал.

Вечером в кубрике третьей эскадрильи разгорелся спор; правомерно ли засчитывать экипажам потопление судов только на основе фотодокументов? Мнения, как всегда, разделились. Башаев, посмеиваясь в рыжие усы, защищал установленный порядок и откровенно подначивал Репина:

— Дался тебе, Иван, этот транспорт? Мало наград, что ли? Четыре Красного Знамени — целый иконостас! Да на твою грудь больше вешать некуда!

— Хо! Обиженный нашелся! — распалялся Репин. — У тебя, Кузьмич, столько же и даже на Красную Звезду больше. Да я ж пекусь не о наградах. Мы воюем не ради их! Но тут должна быть элементарная справедливость: потопил — пиши! У тебя, Башаев, на личном счету уже тринадцать единиц. У меня — одиннадцать. А мы с тобой соревнуемся. Сегодня с Борисовым мы честно потопили мой двенадцатый. Так почему мне его не засчитывают? Разве мало свидетелей, подтверждающих нашу победу? Разве свидетельство других, кроме экипажа, очевидцев не есть достаточное основание засчитать победу? Шутка ли? Потопили пассажирский лайнер, а это не менее трех тысяч солдат и офицеров, и вроде бы не в счет...

Борисов прислушивался к веселым подначкам летчиков, смеялся вместе с ними и сам не слишком переживал, что ему не записали эту победу. Он своими глазами видел погружение лайнера в пучину, и это значило, что ранение Богачева отомщено. Лично он был вполне этим удовлетворен. Рачков тоже.

— Кончай балаган! Спорить не о чем. Командованию тоже надо отчитываться. А чем? Фотографировать надо получше!..

У входа раздалась команда дневального:

— В кубрике! Сми-ир-рно! Дежурный на выход!

— Вольно! — в дверях стояли капитаны Мещерин и Макарихин.

— Опять спорили? — вглядываясь в разгоряченные лица летчиков, поинтересовался Константин Александрович. — Что за тема?

— Одна! — подал голос Рачков, — Как договориться с рыбами, чтобы они выдавали справки: сколько фашистов поступило к ним на стол.

— Понимаю... А мы с Федором Николаевичем собрались поговорить с вами о другом — как бы уменьшить наши потери. Как полагаете, тема стоящая?

В ответ красноречивое молчание. Действительно, торпедоносцы по сравнению с другими родами авиации больше теряли летчиков. Командование всесторонне анализировало проведенные бои, терпеливо и тщательно разрабатывало и совершенствовало тактику торпедных и топмачтовых атак. Но и гитлеровцы не сидели сложа руки, изыскивали свои контрмеры.

— Война заканчивается — это каждому ясно! Тем обиднее терять ребят, — с горечью проговорил Мещерин. — Вот Федор Николаевич предлагает использовать его метод ухода после атаки. Хотите послушать? Прошу!

Макарихин закурил предложенную папиросу, выпустил клуб дыма и спросил, глядя на Борисова:

— Вы заметили, что больше всего немцы сбивают нашего брата при пролете атакованной цели?

— Конечно! Их зенитчики бьют, когда мы идем на боевом курсе. А потом переносят огонь, когда проскакиваем над ними.

— Точно! Поднимают кверху стволы и строчат! А мы сами влезаем в эту полосу огня. Вывод сам напрашивается: надо уклониться от такого огня. Как? Я это делаю моторами. Как сброшу торпеду, сразу затяжеляю винт левого мотора, машину резко разворачивает почти на месте, да так, что она чуть не ложится на спину. Вот в этот момент я опять посылаю сектор управления винтом вперед, выравниваю машину и оказываюсь на обратном курсе...

Новый метод сразу заинтересовал всех летчиков. Его горячо обсудили и решили попробовать.

Гость распрощался и, тепло провожаемый всеми, ушел. Летчики окружили комэска.

— Константин Александрович, что слышно о Саше Богачеве? — спросил Борисов. — Как у него дела? Поправляется?

— Нашему врачу удалось дозвониться до госпиталя, Богачев все еще плох, но кризис миновал. Его череп пробили два осколка. Вроде бы сами по себе они не опасны, но извлечь их ничем не могут. Магниты не берут, так как броня из сплавов алюминия. А оперировать опасно; осколки вошли в мозг...

— Как же теперь с ним?

— Обещают скоро поставить на ноги. Жить будет.

— Ну-ну? Вот здорово! Молодцы лекари! А летать он будет?

— Этого они сказать не могут. Но жизнь Александра спасена.

В кубрике произошло движение. Все бросились к столику дневального, склонились к телефонной трубке.

— Что там? — поинтересовался капитан Мещерин.

— Приказ Сталина. Кенигсберг взят!

— Ура-а-а! — взорвалось в кубрике, Когда радость поутихла и летчики разошлись по кроватям, к Мещерину подошли Башаев и Репин.

— Товарищ капитан, разрешите по личному вопросу? — начал Репин.

Константин Александрович оглядел летчиков, их необычайно серьезные лица. Держались оба стеснительно.

— Хм! Вдвоем по личному? Обращайтесь!

— У нас... — замялся младший лейтенант, — В общем, так! Скоро будет семьдесят пять лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Мы с Димой хотим вступить в ряды ВКП(б). Устав партии изучили. Программу признаем. Просим рекомендовать.

Несколько мгновений Мещерин рассматривал юношей, и его строгий взгляд потеплел, угрюмые складки на лице расправились. Репин заметно волновался, его прямой без единой морщинки лоб покрылся испариной, в серых глазах застыло ожидание, губы сжаты. Крутолобый Башаев держался спокойнее, но по наклону головы и по тому, как он жевал кончик уса, было видно, что тоже взволнован.

— Как коммунист, — сказал капитан, — я ваше решение одобряю. Только хочу напомнить вам, что член партии всегда добровольно отдает себя туда, где всего труднее, выгод не ищет.

— Мы это знаем. Мы всегда готовы идти туда, куда прикажет партия. Для народного, дела.

— Прошу, Иван Петрович, и вас, Дмитрий Кузьмич, садиться. Побеседуем...

5

После падения Кенигсберга гитлеровское командование почувствовало близкий крах своей военной машины. На оборону фашистской столицы оно спешно стягивало все, что можно было наскрести в Германии, вплоть до полицейских и охранных войск. Но особую надежду ставка Гитлера возлагала на переброску из Курляндии и с Земландского полуострова своих самых верных частей. Интенсивность морских перевозок продолжала возрастать.

На совещании командиров соединений и частей авиации флота генерал Самохин поставил боевую задачу: всеми наличными силами резко усилить блокаду подходов к военно-морским базам и портам Пиллау, Либава, Виндава и Циммербуде, постоянными ударами с воздуха, ослаблять их оборону, уничтожать плавсредства и оборудование, срывать любые попытки эвакуации фашистских войск морем.

Авиаторы немедленно приступили к выполнению ответственной задачи: было значительно увеличено количество минных постановок ночью у этих баз, велось систематическое воздушное наблюдение.

Воздушный разведчик обнаружил недалеко от Либавы сильно охраняемый транспорт водоизмещением полторы тысячи тонн. Размеры транспорта были сравнительно невелики, но почему такой сильный эскорт? Чтобы разузнать все поточнее, командование послало на доразведку Борисова.

Спустя несколько минут его экипаж был уже в воздухе. Противника обнаружили довольно быстро, о чем сразу же сообщили в штаб полка.

Оттуда сообщили, что ударная группа вылетела.

Время шло. Борисов держался на видимости конвоя, а торпедоносцев все не было. Более того, Демин никак не мог установить с ними прямую радиосвязь. Экипаж нервничал.

Только через час радиостанция штаба ВВС флота передала:

— Будете работать с «Соколом» Пять! Обеспечьте наводку!

«Сокол» Пять — это позывной Владимира Фоменко, замкомэска первой эскадрильи. Борисов тотчас связался с ним, и спустя четверть часа вражеский транспорт отправился на дно.

На аэродроме выяснилось, почему на конвой была направлена другая группа.

...По пути к цели первая ударная группа встретила одинокий транспорт, и ведущий приказал Башаеву потопить его. Топмачтовик вышел в атаку и напоролся на такой ливень огня, что был подбит, загорелся и совершил посадку на воду. Экипаж успел выскочить из тонущего самолета и пересесть в надувную лодку.

Через несколько минут такая же участь постигла и экипаж Репина. Ведущий тоже атаковал неудачно: торпеда прошла под днищем транспорта, не задев его. Казавшийся беззащитным транспорт был хитроумной ловушкой: немцы замаскировали под торговое судно плавучую батарею и ловко подсунули ее нашим.

Но трагедия на том не кончилась. Для спасения летчиков из Швентойи подошли два наших торпедных катера. С помощью истребителей, барражировавших над лодками, они разыскали экипажи торпедоносцев, подобрали их и двинулись к своей базе. Их охраняло звено Ла-5.

Вечерело. Ведущий «лавочкиных» ждал смену. Завидев со стороны солнца восьмерку тупоносых истребителей, он обрадовался, покачал им крыльями и улетел в Палангу.

Тупоносые истребители оказались... «фокке-вульфами». Едва краснозвездные «ястребки» скрылись в дымке, как ведущий гитлеровец бросил свою машину в пике и с первого захода потопил головной торпедный катер. Другие «фоккеры» быстро расправились со вторым. Нападение врагов было столь неожиданным, что о нем моряки даже не успели сообщить в базу...

В душе Михаил Борисов терзал себя. Ему казалось, что если б комдив не сменил ведущего ударной группы, то есть если б ее повел, как вначале предполагалось, он, Борисов, то трагедии бы не произошло...

Боль невосполнимой утраты не уменьшилась и после того, как спустя несколько дней в районе острова Борнхольм ему удалось во главе четверки торпедоносцев настичь десятитысячетонный транспорт и отправить на дно вместе с тральщиком и быстроходной десантной баржей.

Комдив, следивший за этим вылетом, прибыл в Грабштейн и лично поблагодарил летчиков. Пожимая руку Борисову, он многозначительно сказал:

— Еще пару таких вылетов, Михаил Владимирович, и стотысячный рубеж будет вами преодолен.

Полковник Курочкин намекал, что общий тоннаж судов, потопленных экипажем, приближался к этой заветной цифре.

— Боюсь, не успеть, товарищ полковник, война-то вот-вот кончится.

6

Возле эскадрильского КП стоял капитан Мещерин и с улыбкой вглядывался в подъезжавший двухместный легковой «фиат». Автомобиль был так непривычно мал, что больше напоминал забавную детскую игрушку, чем транспортное средство. Смотреть на такую машину без улыбки было невозможно. Виновником появления «фиата» на аэродроме Грабштейн был Герой Советского Союза лейтенант Рачков, которому подарили ее в штабе 3-го Белорусского фронта. Теперь трофейный «фиат» стал «персональной каретой» геройского экипажа: Рачков садился за руль, рядом на сиденье втискивался Борисов, а Демин пристраивался сзади верхом на обтекателе запасного колеса. В таком порядке экипаж теперь передвигался повсюду: в столовую, на КП, стоянку, в кубрик.

Фыркнув моторчиком, «фиат» остановился. Летчики выпрыгнули из него и отдали честь командиру эскадрильи.

— Старший лейтенант Рачков! — строго позвал Мещерин. — Вы почему нарушаете устав, не представляетесь командиру по случаю присвоения очередного воинского звания?

Комэск с обычной суровостью на лице смотрел на штурмана звена, но голос его предательски дрогнул, в нем проскользнули торжественные нотки. Их уловил Иван Ильич, смутился, почувствовав, как от радости загорелись щеки.

— Я, товарищ командир, как пионер, всегда готов доложить начальству. Только... к начальству теперь не просто прорваться! То оно летает, то его еще более высокое начальство вызывает!

Рачков, как говорится, бил не в бровь, а в глаз! Накануне капитана Мещерина приглашали в Военный совет. Комэск вернулся оттуда в приподнятом настроении, но о причинах такой перемены никому не сказал. Ильич не упустил случая поддеть. Но Константин Александрович не отреагировал. Он протянул штурману новенькие золотые погоны с тремя звездочками.

— Приказ комфлота от седьмого апреля. Поздравляю!

— Служу Советскому Союзу! — вытянулся Рачков.

— О приказе объявим на построении. Из наших звание присвоено еще Богачеву. Можете сообщить ему в госпиталь.

— Как он там? — почти одновременно спросили летчик и штурман. — Что слышно?

— Поправляется. Разрешили свободно ходить, так он забунтовал, требует выписки.

— Это на Сашку похоже. Летать будет?

— Врачи обещают. Еще новость: сегодня шестнадцатого апреля началось наступление войск Первого и Второго Белорусских фронтов и Первого Украинского на...

— Берлин? — выдохнул Борисов. — Ну все! Теперь Гитлеру крышка! Конец войне! Слышишь, Ваня? Командир эскадрильи согласно кивнул:

— Да! Теперь конец близок! Но победу еще надо добыть... Готовьтесь! Немцы с Земландского полуострова отошли к Пиллау. Через сорок минут эту базу полетят бомбить гвардейские пикировщики Усенко и штурмовики Манжосова. Нам приказано блокировать ее подходы...

В один из последних апрельских дней, вернувшись из боя, Мещерин отозвал в сторону Борисова и, понизив голос, сказал:

— Спланируйте свое время так, чтобы в девятнадцать ноль-ноль с Рачковым быть у меня дома. Ясно? — И, видя недоумение на лице заместителя, добавил с улыбкой: — В столовую не ходите. Я сказал старшине, он все ужины доставит ко мне.

Написав боевые донесения, летчики заехали к себе переодеться. Каково же было их удивление и радость, когда они там увидели Александра Богачева, радостно кинулись поздравлять его с выздоровлением.

Внешне Александр почти не изменился: веет тот же Сухощавый, энергичный, только побледневший, он вышагивал по помещению и глуховатым голосом рассказывал про госпитальные порядки:

— Раненых много. Почти все из-под Кенигсберга и Пиллау. Мест в палатах не хватает, много лежит в, коридорах. Медики сбиваются с ног, но лечат хорошо. Мне, наверное, пуд кроем перелили! А кровь оказалась от балерин из Кировского театра!

— Потому и скачешь по кубрику? — поддел Рачков.

— А что? Возможно! Вот после войны возьму разыщу и женюсь! Как себя чувствую? Нормально. Дырки, на голове затянуло. Боялся, что спишут с летной работы. Но (5олей нет. Да у меня не так раны болели, как голова... Перед выпиской проверочку устроили, будто опять принимали в курсанты...

7

В назначенное время Борисов, Рачков и Богачев пришли к одному из коттеджей, что стройным рядком стояли за зелеными насаждениями. Там, на втором этаже, жил капитан Мещерин с флаг-штурманом капитаном Шараповым и адъютантом эскадрильи старшим лейтенантом Юрченко. Квартира представляла собой сравнительно просторную комнату, по углам которой стояли три железные кровати, платяной шкаф, а в середине продолговатый стол с прочными, дубовыми стульями.

Когда летчики вошли, на столе уже стояли тарелки, железные кружки и невесть откуда взявшийся тульский самовар, клокотавший паром. Над кастрюлями орудовали высокий Юрченко и коренастый Шарапов. Они раскладывали по тарелкам ужин. От стола по комнате струился аромат жареных котлет.

Помимо хозяев в комнате находился капитан Макарихин. Он сегодня был при параде; в хорошо отутюженном кителе, на котором краснели четыре ордена Красного Знамени. Федор Николаевич с трудом двигал тяжелые стулья, устанавливая их в ряд.

На угловой кровати у окна сидел, сохраняя на лице знакомую угрюмость, командир эскадрильи. Он рылся в потрепанном еще на перегонке чемодане. При входе офицеров Мещерин задвинул чемодан под кровать и встал. Увидев Богачева, озабоченно спросил:

— Как себя чувствуешь, Александр Александрович?

— Как учили, товарищ капитан! — радостно улыбался летчик. — Не хныкаю, а радуюсь; к полетам допущен. Готов лететь! А эти приготовления в мою честь, да?

— И в твою. Сам догадываешься, как мы все рады твоему благополучному возвращению в нашу семью. Но есть и главная причина; прощаемся с Грабштейном. Удивлен? Есть приказ о перебазировании полка в Кольберг. Как говорится, вперед, на Запад. Представители штаба и передовой отряд уже уехали туда. Точнее, улетели.

Новость для большинства собравшихся была неожиданной. Все заговорили. Но Мещерин чуть повысил голос:

— Собственно, нам здесь больше делать нечего. Остатки фрицев добивают на косе Фрише-Нерунг. Все побережье Балтийского моря теперь до самой Померанской бухты очищено, за исключением косы Хель. На сухопутье бои переместились за реку Одер в район военно-морской базы Свинемюнде и дальше до Ростока. Из Кольберга туда летать будет ближе на триста километров. Значит, опять станут возможны вылеты по сигналам разведчиков из боевого дежурства. Добивать курляндскую группировку здесь остаются пикировщики Усенко и штурмовики.

— Не многовато ли? — спросил Рачков.

— Не понял. Кого многовато?

— Да наших. От курляндской группировки осталось одно название. Ее за полгода боев давно ополовинили. Да часть удрало. Насколько я представляю, там уже и драться некому.

— Э, не говори, Иван Ильич! Силы там все еще большие. По оценке нашей разведки, там держится более ста тысяч человек. Причем это отборные части гитлеровского вермахта. Пока с ними покончат, еще много крови прольется... К слову, Иван Ильич, вам нужно зайти в строевой отдел полка, расписаться в приказе.

— Какой еще приказ?

— Не догадываетесь? Девятнадцатого апреля вас наградили... четвертым орденом Красного Знамени! Приказ командующего флотом. Теперь и вы стали полным кавалером. От души поздравляю!

— Наконец-то! — обнял своего штурмана Борисов. — Ох как долго я ждал этого часа!

Шумные излияния радости прервал Юрченко. Он застучал ложкой по пустой кастрюле и пропел, подражая корабельной трубе:

- Бери ложку, бери бак
и беги на полубак!

Макарихин рассмеялся:

— На адъютантской службе, Евгений Иванович, оказывается, не забыл морские порядки?

— Федор Николаевич! То, что человек получает в курсантские годы, он никогда не забывает, а проносит с собой через всю жизнь. Правильно я говорю, Богачев? Впрочем, ты же военного выпуска, не все прошел, что мы. К этому сигналу нас приучили в учебном плавании. Молодые об этом не знают, а мы, летчики довоенных выпусков, проходили на кораблях морскую практику, потому обучены корабельным порядкам и сигналам. Одним словом, якоря, которые на наших пуговицах, носим недаром! Ясно?

— Давно, Евгений Иванович! Только соловья баснями...

— А я что говорю? Прошу всех к трапезе...

Оживленно переговариваясь, офицеры отодвигали стулья, усаживались, потирали руки и поглядывали на Мещерина.

Константин Александрович вернулся к своей кровати и принес к столу две железные банки золотистого цвета с иностранными этикетками.

Заинтригованные летчики молча уставились на банки.

— Сгущеное молоко и растворимый кофе! — объявил комэск. — Дивизионные товарищи из сорок третьей армии угостили еще в Паланге. Приберег к случаю. Думаю, сегодня в самый раз. Или есть возражения?

Все протестующе зашумели, а Мещерин прошел к торцу стола, сел, постучал вилкой по кружке, погашая шум и привлекая внимание, заговорил:

— Дорогие боевые мои соратники! Я пригласил вас на этот товарищеский ужин, чтобы восстановить нашу добрую перегоночную традицию. Помните? После завершения каждой перегонки и перед началом следующей мы собирались вот так, подводили итоги, выявляли все, что было хорошего, учитывали недостатки и ошибки, намечали будущие действия, и так росли от рейса к рейсу. Сейчас у нас тоже завершается определенный этап боевой деятельности. По-моему, стоит подвести итоги?

Константин Александрович замолчал, и Борисов удивленно посмотрел на его руку; она бесцельно передвигала по столу нож и вилку. Михаил насторожился: что случилось с железным батей? Почему он волнуется?

А Мещерин перевел дыхание, поднял голову и мягко посмотрел на летчиков.

— Друзья! — голос комэска заметно потеплел. — Два года плечо к плечу мы дружно шагали через все испытания на перегонке и здесь. Выдержали их! Такое не проходит бесследно. Я рад и счастлив, что в жизни встретился именно с вами. Думаю, на мою служебную строгость вы не в обиде. Превыше всего я ставил интересы нашей нелегкой службы, старался быть объективным, справедливым. Такими же воспитывал и вас. Считаю, что мне это удалось. Вот почему я прежде всего благодарю вас за эту совместную службу. Верил и верю: свой долг перед Родиной каждый выполнит до конца!

Михаил Борисов, слушая командира, невольно сжался, и на его юном мальчишеском лице отразилось смятение, так обычно люди говорят перед расставанием. Неужели Мещерин куда-то уходит? Может, потому он и вернулся из Военного совета с таким хорошим настроением? Летчик вдруг почувствовал себя осиротевшим, не представлял, как будет дальше жить и служить без него, бати, Константина Александровича?..

— Восемь месяцев назад, — продолжал Мещерин, — в этот минно-торпедный полк нас пришло с перегонки пять экипажей. Не стало Валентина Соколова и Владимира Мясоедова, Григория Зубенко и Сергея Гаранькова. Позже пришла эскадрилья Михайлова. Не стало его, не стало Комлева, Иванова, потом Репина, Башаева. Наши боевые товарищи погибли здесь, освобождая родную землю, освобождая Балтику...

Последнее Константин Александрович говорил скованно, через силу, волновался. Его волнение передалось присутствующим. Каждый мысленно оглянулся назад и увидел дорогу длиной в два года. Нелегкой была та дорога. Продолжительные тяжелейшие перелеты, изматывающие их, еще не окрепшие физически организмы, схватки с непогодой, изнурительные поездки в переполненных вагонах поездов дальнего следования, воры и вши, ругань на пересадочных станциях, постоянное недоедание, отсутствие отдыха, жесточайшая самодисциплина — подчинение всех юношеских желаний одному: быстрее доставить самолеты на фронт, быстрее вернуться в глубокий тыл за очередной партией и снова лететь, лететь! Наконец фронт с его особыми лишениями, боями, гибелью товарищей рядом — через все это прошли они, двадцатилетние! Возмужали, окрепли крылья, стали зрелыми воздушными бойцами, даже асами, пришла слава...

Да! Слава! Михаил оглядел взгрустнувших друзей. На груди каждого сверкали ряды боевых орденов, трое стали Героями Советского Союза, почти все полными кавалерами ордена Красного Знамени — разве это не слава, не признание личных заслуг? Безусловно!

Нет, за наградами, за славой они не бегали. Она пришла сама как результат ратного труда. Они ежедневно гонялись за фашистскими транспортами и кораблями, продирались к ним сквозь ливни смертоносного металла ради одного — пустить на морское дно эти суда, начиненные боевой техникой, оружием, боеприпасами, солдатами, чтобы эти солдаты, оружие и техника не убивали советских людей там, на фронте, не приносили родной стране, ее земле, населению разрушения, горе и слезы. Гонялись и кое-чего добились! На долю сидевших рядом за столом четырех экипажей торпедоносцев приходилось сорок потопленных транспортов, не считая боевых кораблей врага, — это почти четверть миллиона тонн всевозможных военных грузов. Если бы был жив Федор Андреевич Ситяков, то обязательно сказал бы, что для перевозки этих грузов по железной дороге потребовалось бы двести пятьдесят эшелонов, шестнадцать тысяч вагонов — вот каков вклад в Победу экипажей Мещерина, Борисова, Богачева, Макарихина! Но счет еще не закрыт!

Говорят, только в труде, в бою познается человек, в борьбе с трудностями выковывается его характер, закаляется воля, формируется личность. Верно! Но хорошо, когда при этом формировании рядом есть надежный опытный товарищ, командир, который всегда убережет от неверного шага, подскажет выход в сложной ситуации, защитит.

Таким старшим товарищем, строгим наставником и преданным другом для Борисова и Рачкова, Богачева и Конько, Макарихина и Лясина, для многих других летчиков всегда был и остается Константин Александрович Мещерин, внешне нелюдимый, но очень чуткий, добрый человек... Неужели его больше не будет рядом?..

Федор. Николаевич встал и, подняв сжатый кулак, сказал:

— Да, война кончается. Кто знает, где мы будем после нее и доведется ли нам собраться вот так? Потому мне хочется сказать о дружбе. О нашей боевой флотской дружбе, не стареющей с годами, чистой, верной и вечной! О дружбе, перед которой стираются грани между званиями, должностями, которая помогла нам выстоять в испытаниях, в борьбе, в боях, которая помогает побеждать, сегодня! Дорогой наш Константин Александрович, позвольте так называть вас? — склонил голову в поклоне Макарихин. — Из присутствующих я знаю вас больше всех. Еще в тридцать седьмом году в Ейске из ваших рук я получил путевку в морское небо. Это дает мне право от имени сотен ваших учеников сказать, что вы научили нас не только, летать и. воевать, но и дружить, Верно, к ласковым командирам вы не относитесь, послаблений не; даете. Вы — человек долга! Мы, тоже старались быть такими. Вы терпеть не можете подхалимов и угодников, людей цените по отношению к труду. Мы тоже против подхалимажа и угодничества, за честный и благородный труд. Вы всегда со всеми ровны и строги. Но ваша строгость — не самодурство, не каприз барина, а отеческая, верная. Мы старались и в этом походить на вас потому, что для нас вы были, есть и останетесь примером самого честного отношения к служебному долгу, к товарищам, к совести, к дружбе. Спасибо, Константин Александрович, вам за все то, чему вы нас научили. Я уверен, где бы ни были, куда бы ни забросила нас, судьба, мы сохраним благодарность вам и нашей большой настоящей дружбе!

Летчики одобрительно загудели, Михаил взглянул на комэска. Глаза того блестели влагой...

— Дорогие! — встал и Мещерин. — Спасибо вам за добрые слова. Они для меня особенно ценны потому, что высказали их вы, кто два года шел рядом. Я сохраню эти слова в сердце, как самую дорогую награду за прожитое. Спасибо! Прав Федор Николаевич, конец войны уже виден. На улицах Берлина идут бои. Столица гитлеровского рейха вот-вот падет, а с ней и фашизм. Пора и нам подумать о будущем. В этой страшной войне проявились бойцовские и командирские качества каждого из вас. Вы стали прославленными морскими летчиками». Перед вами открываются перспективы служебного роста. Ваш боевой опыт потребуется для укрепления авиации Военно-Морского Флота. Но этот опыт будет намного ценнее, весомее, если вы закрепите его теоретически. Поэтому мое вам желание и наказ: закончить войну победой и уйти на учебу! Искренне желаю вам успехов в жизни и в службе на благо Родины. Я уверен, что вы с честью выполните любое задание партии.

— Разрешите мне? — встал Борисов и посмотрел на соседей, как бы приглашая их присоединиться к тому, что собирался сказать. — Вот вы, товарищ капитан, назвали нас прославленными летчиками, командирами. Наверное, так оно и есть. Только мы этого не чувствуем. Нет, лично я горжусь своей Золотой Звездой и часто поглядываю на нее, горжусь, что у меня штурман Герой Советского Союза, за друга Сашу Богачева, за всех вас, мои боевые товарищи. Но висят ли награды на груди или не висят, мы продолжаем делать то, что делали до наград вчера и позавчера, то есть летать, воевать, дежурить. И завтра будем заниматься тем же делом. Что я хочу этим сказать? То, что в повседневных делах мы никакой славы не знаем, не чувствуем...

— Подожди, Миха! Скоро она обрушится, не рад будешь!

— Вот я и хочу сказать об этом. Ребята! Скоро мы почувствуем славу, затаскают нас по всяким вечерам, встречам, конференциям, торжествам, вознесут до небес! Но я хочу и прошу, чтобы вы, мы, даже там, под небесами, оставались такими, как сейчас, как наш командир! Чтобы слава и чины не вскружили головы! Чтобы каждый из нас всегда и везде помнил о своем долге, о своих товарищах, без которых нам бы никогда не стать Героями, чтобы не зазнавался, а оставался, как говорит комэск, человеком!

Борисов закончил и сел. Раздались хлопки, возгласы:

— Правильно, Миша! Так держать! Рачков, привлекая внимание, поднял руку:

— Прошу слова.

— Комсомольский комиссар просит слова!

— Я по существу! — Иван Ильич повернулся к Мещерину: — Константин Александрович, прямой вопрос можно?

Мещерин хмыкнул:

— Правда, Иван Ильич, являлась и является основой моей жизни. Потому признаю только прямые вопросы. Прошу!

— Хорошо, Вы... от нас уходите? Все дружно уставились на командира. Тот нахмурился. Потрогал кончик своего носа пальцем, но молчал.

— Для чего вас вызывали в Военный совет? Капитан строго посмотрел на летчиков, увидел их напряженные лица, прочитал скрытую боль за него, командира, и сказал:

— Говорить об этом я не должен. Но, верю, все, что я скажу, останется между нами. Мне предложили перейти в разведку.

— И вы? — не выдержал паузы Богачев.

— И мы... отказались!.. Евгений Иванович! Самовар уже выкипел. Где же наш кофе?..

8

С первыми лучами солнца тихий сонный Грабштейн был разбужен потрясающим рокотом мощных моторов взлетающих торпедоносцев. На большом кругу они собирались в строй девяток. К ним присоединялись юркие «яки», и сводные группы таяли в голубой дымке юго-запада, где у низких берегов лениво плескались волны притихшего перед штормом Балтийского моря.

...Невысокое солнце слева освещало серо-синюю морскую гладь. Борисов глядел на пустующее море, наблюдал за полетом соседних в строю торпедоносцев и с нетерпением ждал появления кольбергского аэродрома.

— Миша! Впереди Кольберг!

На огромном прямоугольнике зеленого поля между лесным массивом и берегом моря белели две длинные параллельные взлетно-посадочные полосы. У одной из них, ближней к побережью, высился двухэтажный в форме башни с балконами домик стартового командного пункта. Вдоль леса и у берега — ряды капониров с «илами» и «яками». В западной части летного поля темнели большие казармы, а за ними дальше — красные крыши Кольберга.

Так вот, какая она, Померания, польская земля, захваченная фашистами!..

Прилетевших встречали Макарихин, его заместитель Богачев, флаг-штурман Лясин, другие летчики и техники.

— Поздравляю, Михаил Владимирович, с благополучным прибытием на немецкую землю! — торжественно сказал Лясин. — Встречаю вас добром -вестью: наши войска взяли рейхстаг!

— Да ну? — обрадовался Борисов и закричал: — Берлин наш!

Новость взбудоражила прилетевших. Раздались дружные крики «Ура-а!».

Дальше