Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 7.

Ракетно-торпедные и противолодочные катера

Появление корабельных ракет, широкое распространение электроники предопределило дальнейшую судьбу торпедных катеров. Ведь прежде действия торпедных катеров оказывались успешными лишь в том случае, если им удавалось незаметно сблизиться с противником на дистанцию торпедного залпа. Оснащение боевых кораблей мощными средствами сбора информации об окружающей обстановке — радиолокационными и гидроакустическими станциями (РЛС и ГАС), инфракрасной и лазерной аппаратурой, а также компьютерами — практически исключило такую возможность. Отныне неблагоприятные погодные условия и плохая видимость больше не могли замаскировать действия торпедных катеров. С другой стороны, противокорабельные ракетные комплексы и скорострельные артиллерийские установки с автоматическим управлением позволяли большим кораблям эффективно отражать атаки катеров-торпедоносцев.

Среди военных специалистов появилось мнение, что ракетные катера смогут решать аналогичные задачи лучше торпедных, поражая цели с дистанций в 3—5 раз больших, чем торпеды, и не входя при этом в зону поражения вражеской артиллерии. Это мнение значительно усилилось после того, как 21 октября 1967 г. во время третьей арабо-израильской войны египетские ракетные катера пустили ко дну вражеский эсминец “Эйлат”. А после индо-пакистанской войны 1971 г. и четвертой арабо-израильской войны 1973 г., в ходе которых ракетные катера применялись широко и весьма эффективно, такая точка зрения стала господствующей.

Новые приоритеты военных наложили свой отпечаток на судостроительные программы различных [314] стран. В 70-х гг. все государства мира отказались от постройки катеров с одним только торпедным вооружением. Строительство ракетно-торпедных и чисто ракетных катеров, напротив, набирало все большие обороты. Уже к началу 1985 г. в составе иностранных флотов (без СССР и других социалистических стран) насчитывалось около 440 катеров с ракетным вооружением. По странам эти катера распределялись следующим образом:

Тайвань — 52 единицы
США — 43
ФРГ — 40
Норвегия — 39
Швеция — 36 [315]
Израиль — 27
Дания — 26
Индия и Саудовская Аравия по 19
Греция — 16
Сингапур — 12
Иран — 11
Бахрейн — 10
Эквадор, ЮАР — по 9
Турция, Малайзия, Финляндия — по 8
Кувейт, ОАЭ, Нигерия, Перу — по 6, и т.д.

* * *

В СССР за период 1960—91 гг. построили 474 ракетных катеров типов “Комар” (112 единиц), “Оса” (239 единиц), “Тарантул” (64 единицы), “Овод” (38 единиц), “Вихрь” (18 единиц), “Ураган” (1 единица), “Сивуч” (2 единицы), плюс к ним несколько десятков, построенных на экспорт. Часть этих катеров была передана флотам других государств. Вместе с экспортными их количество составило 304 единицы! По странам советская помощь выглядит следующим образом:

Алжир — 21 катер
Ангола — 6
Болгария — 9
Вьетнам — 8
ГДР — 20
Египет — 18
Индия — 24
Индонезия — 9
Ирак -13
Йемен — 12
Китай — 20
Корея (КНДР) — 18
Куба-36
Ливия — 16
Польша— 18
Румыния — 8
Сирия — 27 [316]
Сомали — 2
Филиппины — 1
Финляндия — 4
Эфиопия — 4
Югославия — 10

* * *

По состоянию на январь 1995 г. наиболее многочисленными соединениями торпедных катеров обладали Китай и КНДР (220 и 164 единицы соответственно). Румыния имела 36 катеров, Албания — 29, Вьетнам — 21, Польша — 11, Греция — 10. В большинстве других флотов их уже не осталось ни одного.

* * *

По сравнению с боевыми кораблями других классов, ракетные катера имеют целый ряд преимуществ:

— по силе своего главного оружия эти малые корабли вполне сравнимы с эсминцами и даже крейсерами недавнего прошлого;

— они обладают более высокой мобильностью, чем крупные корабли и способны действовать в недоступных для тех районах, например в мелких водах;

— действуя совместно, обеспечивают быструю концентрацию или рассредоточение сил в зависимости от тактической обстановки;

— могут в течение суток изменять свое назначение за счет модульных систем вооружения;

— имеют относительно невысокую стоимость и короткие сроки постройки;

— не требуют развитой инфрастуктуры для базирования и обслуживания.

Вместе с тем ракетные катера не лишены недостатков, главными из которых являются низкая боевая устойчивость (живучесть) и слабая система противовоздушной обороны. В частности, современные катера остаются очень уязвимыми для крылатых противокорабельных ракет. Последние же, как оказалось, представляют значительную опасность как для малых, так [317] и для больших надводных кораблей. Вот лишь два факта в подтверждение сказанного:

Во время фолклендского конфликта 1982 г. между Англией и Аргентиной в английский ракетный фрегат “Шеффилд” попала крылатая ракета “Экзосет”. Она не взорвалась, однако от мощного удара произошли замыкания на нескольких распределительных щитах. Очаги возгорания не удалось локализовать, в результате пожара фрегат сгорел дотла и затонул.

Во время учений Тихоокеанского флота 16 апреля 1987 г. ракета-мишень поразила малый ракетный корабль “Муссон”. Эта ракета с весовым компенсатором боевой части была выпущена с дистанции 12 миль. Практически сразу же после запуска РЛС “Муссона” захватила цель, и на подходе мишени к кораблю по ней выпустили две зенитные ракеты “Оса-M”. Одна из них попала в цель. Но, вопреки ожиданиям, учебная ракета, совершив поворот, продолжала двигаться по направлению к “Муссону”. Когда дистанция сократилась, ее обстреляли из спаренной 57-мм артустановки. РЛС целеуказания отметила попадания в ракету, но она все равно не свернула со своей траектории. Ракета врезалась в надстройку корабля, разрушив командный пункт, ходовую, штурманскую и радиорубку. В пожаре, мгновенно охватившем центральную часть “Муссона”, [318] погибло две трети экипажа — 39 человек из 60. В результате такой “учебной” атаки корабль затонул.

Закат торпедного катеростроения отнюдь не означал, что сами торпеды, как вид корабельного оружия, полностью сошли со сцены. В сравнении с ракетами они имеют и определенные преимущества, а не одни лишь недостатки. Во-первых, взрыв торпеды в подводной части крупного надводного корабля является более опасным для него, чем взрыв ракеты на палубе. Во-вторых, торпеды играют важную роль в боевых действиях в шхерных районах, где использование противокорабельных ракет исключено. В-третьих, торпеды (особенно управляемые по проводам) намного более устойчивы к воздействию на них специальных средств противодействия, чем ракеты к средствам РЭБ. В-четвертых, торпеда остается основным видом оружия против подводных лодок, настигая их на глубинах до 1000 метров. По этим и им подобным причинам многие новые катера имеют комбинированное ракетно-торпедное вооружение.

Сегодня боевые катера с ракетным, ракетно-торпедным и торпедным противолодочным вооружением составляют более 70% от общей численности всех боевых катеров мира. Будучи сравнительно дешевыми, такие корабли стали главной ударной силой флотов многих развивающихся стран. Неудивительно, что военные специалисты уделяют серьезное внимание совершенствованию тактико-технических параметров вооружения и конструкции боевых катеров. Вместе с тем отрабатываются новые методы и приемы их борьбы с надводными и подводными кораблями противника.

Ракетное вооружение современных катеров

На вооружении катеров сегодня находятся противокорабельные крылатые ракеты более чем 30 типов. [319]

Их производят различные фирмы Англии, Израиля, Италии, Китая, Норвегии, России, США, Франции, ФРГ, Швеции и других стран. В нашу задачу не входит подробное рассмотрение ракетного оружия. Поэтому ограничимся краткой характеристикой нескольких типов ракет, получивших наибольшее распространение в 70-ые и 80-ые годы.

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ

Одни ракеты (например, “Экзосет”, “Отомат”, “Гарпун”) имеют автономную инерциально-радиолокационно-инфракрасную систему наведения на цель, освобождающую катер от управления ими. Инерциальная система основана на свойстве волчка сохранять плоскость своего вращения, поэтому она способна с помощью рулей возвращать ракету на заданный курс в случае ее отклонения, например, под воздействием штормового ветра. Радиолокатор головки самонаведения захватывает цель с определенной дистанции (используя в качестве маяка РЛС кругового обзора или активных помех РЭБ корабля-цели) и обеспечивает поворот (либо пикирование) ракеты на вражеский корабль, а инфракрасный датчик направляет ракету прямо в тепловой факел отработанных газов корабельной силовой установки.

Другие (например “Си Киллер”) наводятся на цель узконаправленным лучом РЛС с запустившего их катера, или с помощью закодированных радиокоманд (“Габриэль”). При любом способе наведения для подрыва ракеты предусмотрены три взрывателя. Во-первых, контактный замедленного действия, рассчитанный на проникновение боевой части внутрь корабля-цели. Во-вторых неконтактный, срабатывающий в случае промаха на небольшом удалении от цели, в пределах нескольких десятков метров. В-третьих самоликвидатор, взрывающий ракету на более значительном расстоянии. [320]

Французская ракета “Экзосет” ММ-40. В рассматриваемый период она состояла на вооружении примерно половины всех ракетных и ракетно-торпедных катеров иностранных флотов. Стартовый вес 825 кг, длина 520 см, диаметр 34 см. Она имеет цилиндрический корпус с конической головной частью, крестообразное крыло в средней части корпуса и четыре руля-стабилизатора. Силовая установка состоит из стартового и маршевого двигателей на твердом топливе. Стартовый двигатель работает 2,4 секунды, маршевый — до 220 секунд, его тяга 250 кг. Дальность полета ракеты 65—70 километров на дозвуковой скорости (0,93 М). Боевая часть полубронебойного действия имеет массу 165 кг.

После старта ракета уходит на высоту около 30 метров. После этого пологим пикированием она набирает скорость и выходит на требуемую высоту полета 10—15 метров от уровня моря. Затем включается маршевый [321] двигатель. На расстоянии 12—15 км от места возможного нахождения корабля-цели включаются приборы головки самонаведения. Для захвата катера водоизмещением 250 тонн ей требуется всего 2 секунды. Траектория самонаведения состоит из двух участков. На первом из них ракета снижается до высоты 7,5 метров, на втором до 2—3 метров.

Пусковая направляющая ракеты — герметически закрытый цилиндрический контейнер. В нем ракета также хранится и транспортируется. Срок хранения ракеты в контейнере 10 лет, с профилактическими осмотрами раз в год. Хранение этой и всех других ракет в контейнерах с необходимым микроклиматом очень важно для обеспечения надежности их боевого применения в штормовых или зимних условиях. Стандартная пусковая установка “Экзосет” рассчитана на 2 таких контейнера, которые размещают под углом 12 градусов к горизонту. Полный комплект ПУ имеет массу 5,6 тонны.

Американская ракета “Гарпун” АГМ-84А. Занимает второе место по своей популярности. Ее стартовая масса 667 кг, длина около 800 см, диаметр 30 см. Она имеет цилиндрический корпус с крестообразным неподвижным крылом и четырьмя хвостовыми рулями-стабилизаторами. [322] Силовая установка состоит из твердотопливного стартового двигателя и маршевого турбореактивного двигателя на жидком топливе. Дальность полета 100—110 км на дозвуковой скорости (число М 0,85). Боевая часть полубронебойного типа имеет массу 227 кг.

После старта ракета поднимается на высоту около 100 метров, где включается маршевый двигатель. После этого она снижается до высоты 15 метров от уровня моря и летит к цели. На удалении примерно 10 км от последней включается радиолокатор самонаведения, который осуществляет поиск заданной цели своим лучом, сканирующим в секторе плюс/минус 45 градусов. При этом ракета может совершать маневры в пределах до 90 градусов по пеленгу. Захватив цель, “Гарпун” снижается на высоту 2—5 метров. На расстоянии около 2 км до цели ракета делает “горку” высотой примерно 200 метров и поражает цель, пикируя сверху.

Израильская ракета “Габриэль” Мк-3. Ракета выполнена по обычной аэродинамической схеме, имеет прямоугольное крестобразное крыло и хвостовые крестообразные рули-стабилизаторы. Стартовая масса 600 кг, масса боевой части 180 кг, дальность полета около 40 км на дозвуковой скорости (0,73 М). Траектория полета разделена на три участка: стартовый (набор [323] высоты 60 метров); маршевый (высота 20 метров); “захвата” цели с дистанции примерно 1200 метров, на которой ракета снижается до минимальной высоты 1,5—2,5 метра. Именно такими ракетами во время четвертой арабо-израильской войны 1973 г. израильтяне потопили несколько египетских и сирийских ракетных катеров советской постройки.

Итало-французская ракета “Отомат” Мк-2. Высота маршевого полета этой ракеты, которая регулируется радиовысотомером, составляет 15 метров. Головка самонаведения включается на расстоянии приблизительно 12 км от цели. На расстоянии 2 км ракета набирает высоту 175 метров и пикирует на корабль-цель под углом 7 градусов к горизонту. Головка самонаведения обеспечивает рассеивание в пределах 3x2 метра. Эффективная дальность поражения одной ракетой “Отомат” составляет 60 км, двумя — 80 км. Минимальная дальность — 6 км.

Ракета выполнена по обычной аэродинамической схеме. Ее длина 482 см, диаметр 40 см, стартовая масса 770 кг. Корпус цилиндрический, с конической головной [324] частью, имеет крестообразное крыло и четыре хвостовых руля, установленных в плоскостях консолей крыла. Боевая часть полубронебойного действия, имеет массу 210 кг, в том числе 65 кг ВВ. Эффект действия взрывчатки усиливается воспламенением оставшегося топлива (керосина), вместе с которым масса заряда достигает 250 кг. Силовая установка включает два твердотопливных стартовых двигателя (сбрасываются после окончания работы) и турбореактивный маршевый двигатель с тягой 400 кг. Дальность полета 80 км на дозвуковой скорости (0,9 М). Хранение, транспортировку, пуск ракеты осуществляют посредством контейнера из армированного стеклопластика. Контейнеры должны иметь угол возвышения к линии горизонта 15 градусов. Масса двухконтейнерной ПУ — 3,85 тонны.

Кроме указанных, известны шведские противокорабельные ракеты РБС-15, норвежские “Пингвин”, итальянские “Си Киллер”, немецкие “Корморан”, советские “Малахит”, “Москит”, “Рубеж”, “Термит” и многие другие.

Зенитные ракеты. В систему активной противовоздушной обороны катеров все шире внедряются зенитно-ракетные комплексы (ЗРК). Они превосходят [325] артиллерийские системы по целому ряду параметров, особенно при использовании против низколетящих, малоразмерных целей. Самыми привлекательными чертами ЗРК являются малое время их реакции и минимальная “мертвая зона”, не превышающая 500 метров. Основным препятствием для их широкого распространения являются малый боекомплект и высокая стоимость

Стараясь решить эту проблему, конструкторы поначалу использовали на катерах переносные ЗРК типов “Блоупайп”, “Джавелин”, “Стингер”. Позднее их стали вооружать ЗРК малой дальности специальной разработки. Среди них — английский комплекс “Си Вулф”, французские “Мистраль”, “Наваль Кроталь”, “Садрал”, советские “Игла”, “Оса” и “Стрела”, американский РАМ и другие.

Зенитный ракетный комплекс “Си Вулф” был разработан английскими специалистами для поражения низколетящих целей в любую погоду. Для его установки на катерах имеются облегченные варианты, четырех и двухзарядные. Длина ракеты 200 см, диаметр 19 см, стартовая масса 80 кг. Скорость полета в три раза превышает скорость звука, достигаемость цели по высоте [326] и дальности от пусковой установки до 5 км. Головка самонаведения наводит ракету “Си Вулф” на летящую крылатую ракету противника по радиолокационному сигналу головки самонаведения последней, либо по ее тепловому полю.

Зенитный ракетный комплекс РАМ создан американскими, немецкими и датскими конструкторами. Ракета имеет стартовую массу 71 кг, длину 280 см, диаметр 13 см. Она снабжена твердотопливным двигателем, осколочно-фугасной боевой частью и пассивной головкой самонаведения. Скорость ракеты превышает скорость звука. Она способна уничтожать вертолеты, самолеты и крылатые ракеты на дистанциях и высотах от нескольких метров до 8—10 километров.

На учениях французского флота в 1991 г. зенитные ракеты “Мистраль” с дистанции 3 км успешно поражали малоразмерные цели (крылатые ракеты), летевшие на высоте всего лишь 5—10 метров от поверхности воды. Не случайно к этим ЗРК проявили большой интерес моряки ФРГ, Норвегии, Финляндии, ОАЭ и других стран. Немцы, в частности, установили их на своих катерах типов “Альбатрос” и “Гепард”. [328]

Противолодочные ракето-торпеды. Наиболее эффективным противолодочным оружием являются ракето-торпеды, которые подразделяются на управляемые на траектории полета и неуправляемые (вторые хороши тем, что не реагируют на средства РЭБ). В свое время пользовалась большой популярностью американская неуправляемая ракето-торпеда “Асрок”. Это была одноступенчатая ракета на твердом топливе, с боевой частью в виде самонаводящейся (в воде) акустической электрической торпедой Мк-46, или в виде глубинной бомбы с ядерным зарядом мощностью от одной до десяти килотонн. Габариты “Асрок” таковы, что вполне позволяют применять ее на современных ракетно-торпедных и ракетных катерах: длина 450 см, диаметр 30,5 см, масса 454 кг. Наибольшая дальность полета ракеты составляла 10 километров плюс к этому дальность хода торпеды — 15 км на 45 узлах, с досягаемостью по глубине до 600 метров. Потом появились более совершенные ракето-торпеды: американская “Саброк”, французская “Малафон” и другие.

Противолодочные торпеды

В 1950-е гг. во многих странах помимо противокорабельных торпед, создали противолодочные, с пространственной корректировкой курса. Специально для них разработали гидроакустические системы, позволявшие обнаружить подлодку на любой глубине погружения. Принцип действия такой системы мог быть пассивным (советские и британские торпеды), активным (французские), или активно-пассивным (американские). В последнем случае торпеда автоматически переключается с одного режима работы на другой во время поиска цели. После того, как цель обнаружена, торпеда наводится на нее по акустическим сигналам. Для пространственного наведения подводного снаряда имеется специальный прибор курса. Заряд ВВ подрывается [329] в непосредственной близости от цели с помощью неконтактного взрывателя.

Калибр противолодочных торпед обычно меньше стандартного 533-миллиметрового. Для Мк 43 (1) и Мк 43 (3), поступавших на вооружение американского флота с 1954 по 1957 гг., он составлял всего 254 мм. Миниатюрность этих образцов, которые при длине 2,36 метра весили всего 137 кг, не мешала им поражать быстроходные цели на больших, до 300 метров, глубинах. Сохранив это преимущество, 324-мм торпеда Мк 44 (1) образца 1960 г. превосходила свою предшественницу в скорости и дальности хода (30 узлов и 5,5 км против 20 узлов и 4,5 км Мк 43).

В 1960—70-ые гг. скорость, глубина и дальность хода корабельных противолодочных торпед увеличились в 1,5—2,5 раза по сравнению с первыми образцами. Многократный рост скорости, маневренности, мощи вооружения подлодок (особенно за счет установки на них атомной энергетики) подстегнули развитие противолодочного оружия. Ведь для того, чтобы поразить свою цель, противолодочная торпеда должна двигаться как минимум в полтора раза быстрее ее. [330]

Радиоэлектронное вооружение на катерах

Радиоэлектронное оборудование современных боевых катеров включает в себя радиолокаторы (РЛС), средства радиоразведки (РТР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), гидроакустические станции (ГАС), бортовые компьютеры.

Радиолокаторы являются основными средствами сбора информации о надводной и воздушной обстановке. По своему назначению они подразделяются на три типа.

А) Станции обеспечения навигации и обнаружения надводных целей. В основном, это импульсные РЛС кругового обзора, работающие в сантиметровом или миллиметровом диапазоне. Геометрическое расположение целей на круговом экране индикатора такой станции соответствует их фактическому расположению на местности. Она позволяет определять дальность до цели и пеленг (т.е. угол между диаметральной плоскостью корабля и направлением на цель).

РЛС миллиметрового диапазона позволяют обнаруживать малоразмерные цели. Ширина луча таких станций в горизонтальной плоскости составляет всего лишь 0,3 градуса. Это обеспечивает высокую разрешающую способность по углу, ограничиваемую лишь разрешающей способностью индикаторной трубки. Для того, чтобы обеспечить захват цели и ее постоянное сопровождение в условиях бортовой и килевой качки, диаграмма направленности антенн обзорной РЛС имеет широкий угол раствора в вертикальной плоскости, превышающий угол возможного крена катера в плоскости визирования.

Для сокращения времени передачи данных на боевые посты и командный пункт обзорная РЛС имеет, как правило, несколько выносных индикаторов. По ним командир корабля оценивает надводную обстановку и производит распределение целей. [331]

Б) Станции обнаружения воздушных целей. Они предназначены для обнаружения ракет, самолетов, вертолетов и других летающих объектов. Наиболее распространены трехкоординатные станции, позволяющие определять пеленг, дальность и угол места цели (т.е. угол в вертикальной плоскости между горизонтом и направлением на цель).

В) Станции управления оружием. Они обеспечивают сопровождение обнаруженных целей и выдачу данных об их координатах для пуска ракет и торпед, для ведения артиллерийского огня. Целеуказание они получают от РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, обладающих высокой точностью определения координат.

В современный период, когда дальности поражения с катеров воздушных и надводных целей, обстрела береговых объектов измеряются десятками километров, [332] требования к целеуказанию и управлению огнем исключительно высоки.

Средства РЭБ. Отношение к оснащению катеров средствами радиоэлектронной борьбы резко изменилось в результате эффективного их использования во время арабо-израильской войны 1973 г. и особенно после англо-аргентинского конфликта 1982 г. Во втором случае противокорабельные ракеты “Экзосет”, выпущенные аргентинскими самолетами по английским кораблям, неоднократно удавалось уводить в сторону от цели путем выстреливания имитаторов целей, а также создания активных помех радиолокаторам самонаведения ракет.

Катера имеют средства выстреливания ложных целей, маскирующих завес (дипольных облаков из ленточек фольги) и пиропатронов (против тепловых оптических и электронных средств наведения). Поскольку такие средства имеют существенные недостатки — короткое время действия (несколько минут), ограниченное число снарядов, отличия отраженных сигналов по геометрическим размерам, скорости движения, мощности и т.п. — постольку катера располагают также средствами создания активных помех. Аппаратура противодействия предназначена для создания помех не только РЛС, но и оптико-электронным, телевизионным, инфракрасным и лазерным средствам обнаружения, целеуказания и самонаведения. Наибольший эффект, особенно против крылатых ракет, дает совместное применение активных и пассивных помех.

Выставляемые вокруг катера ложные цели (пассивные помехи) способствуют уводу ракеты в сторону от него. Активные помехи предотвращают “захват” катера головкой самонаведения корабельной или авиационной ракеты. Если же захват уже произошел, они сбивают точность наведения. Кроме того, активные помехи затрудняют противнику отделение ложных целей от истинной. [333]

Средства радиотехнической разведки (РТР). Для управления средствами РЭБ на катерах устанавливают аппаратуру радиотехнической разведки. Она обнаруживает излучения всех видов радиоэлектронных средств противника, использующие различные физические ноля. Средства РТР включают и оптико-электронные каналы, обнаруживающие инфракрасные и лазерные излучения. Аппаратура РТР важна не только для управления средствами РЭБ, но и для стрельбы ракетами или торпедами. Она способна решать задачи обнаружения и классификации целей, определения элементов их движения, выдачи целеуказаний.

Боевые информационно-управляющие системы.

В современном морском бою удар наносится, как правило, по “невидимому” противнику, данные о котором сообщают не сигнальщики, а технические источники информации: РЛС, РТР, ГАС. При этом у командира всегда очень мало времени на осмысление поступающей информации, оценку обстановки и принятие решений. А объем информации, которую нужно получить, обработать и проанализировать, непрерывно увеличивается по мере того как совершенствуется оружие. Это противоречие удается разрешать только благодаря внедрению на кораблях автоматизированных систем управления. Основой таких систем являются скоростные компьютеры, связанные в единую сеть с техническими источниками информации и оружием. Автоматизированное информационно-управляющее устройство является самым объективным, притом молниеносно действующим советчиком командира. Оно обеспечивает решение следующих задач:

— Определение координат и выработку данных для целеуказания ракетному, торпедному, артиллерийскому, противолодочному оружию;

— Выдачу команд операторам средств РЭБ, РТР, ГАС и связи;

— Выбор оптимальных режимов работы силовой установки, меры борьбы за сохранение живучести корабля и другие. [334]

В качестве примера рассмотрим шведскую информационно-управляющую систему ЛВ-200, разработанную более 15 лет назад для ракетно-торпедных катеров. Ею, в частности, оснащали шведские катера типов “Хугин”, “Гётеборг” и “Стокгольм”, датские катера типа “Виллемоэс” и ряд других.

Центральный блок управления системы ЛВ-200 сконструирован таким образом, что все виды оружия можно применять одновременно для поражения нескольких целей: одной-двух воздушных и двух-трех надводных. При этом темп поражения целей зависит лишь от скорострельности оружия. Источниками информации о противнике в данной системе являются РЛС обнаружения и слежения, а также электронно-оптические устройства (телевизионный и инфракрасный датчики, лазерный дальномер) и приборы РТР. Рабочие места ее операторов оборудованы пультом тактической обстановки и пультами управления огнем. [335] После принятия командиром решения о применении оружия оператор набирает на пульте код цели, и все данные о цели автоматически передаются в блоки управления ракетными установками, артсистемами, торпедными аппаратами, гранатометами.

РЛС обнаружения имеет стабилизированную антенну с регулируемым спиральным сканированием луча и высокой скоростью вращения, что обеспечивает непрерывный надежный обзор пространства, независимо от качки катера. Высокая разрешающая способность по азимуту, обусловленная большим усилением сигнала антенны, позволяет наблюдать за попаданиями путем разделения групповых целей и отделения их от всплесков. Обеспечивается и дальнеее обнаружение низколетящих малых целей, таких как крылатые ракеты. Для повышения боевой устойчивости РЛС в условиях применения противником РЭБ предусмотрена ее быстрая перестройка по частоте с постоянной и переменной скоростью.

Инфракрасный датчик предназначен для точного сопровождения низколетящих целей но углу места (что трудно обеспечить посредством РЛС), а также для опознавания надводных целей в условиях полной темноты. Радиус действия датчика до десяти километров. Лазерный дальномер дает информацию о целях, создающих мощные помехи для РЛС. Аппаратура РТР, как уже сказано, тоже решает задачи обнаружения, распознавания и определения элементов движения воздушных и надводных целей.

Ракетно-торпедные катера типа “Ла Комбатант”

В 1963-64 гг. французы построили один из первых в мире катеров с ракетным вооружением “Ла Комбатант”. Проект оказался весьма удачным, он стал образцом для создания трех поколений ракетных катеров [336] Франции, ФРГ, Израиля, Греции и ряда других стран. Совершенствование базовой модели осуществлялись по трем основным направлениям: а) устанавливались более мощные двигатели; б) значительно усиливалось ракетное вооружение; в) ракетное вооружение дополнялось противолодочным торпедным.

Израильские катера типа “Саар” (22 единицы). За основу катеров этого типа был взят проект катера “Ла Комбатант I”, который широко экспортировался за рубеж и строился по лицензии в других странах. Выполняя заказ израильтян, французские кораблестроители подвергли первоначальный проект существенной модернизации. Головной катер типа “Саар” первой серии (10 единиц) вошел в состав флота Израиля уже в 1967 г. Остальные корабли серии были переданы заказчику в 1968—70 гг. [337]

Корпуса катеров деревянные, покрытые пластиком для защиты от гниения. Размеры катеров остались прежними — 45 х 7,4 х 2,0 метров, но водоизмещение увеличилось: стандартное 220 тонн, полное 250 тонн.

Энергетическая установка (четыре высокооборотных дизеля общей мощностью 13500 л.с.) обеспечила весьма приличную для ракетного катера скорость полного хода 40 узлов. Вооружение катера состояло из 8 противокорабельных ракет типа “Габриэль”, двух 533-мм бугельных торпедных аппаратов, одного 40-мм автомата.

Продолжением линии “Саар” стали 10 катеров второй серии, типа “Саар-2” (или “Митвач”), которые вступили в строй в 1968—70 гг. Эти катера израильтяне строили на собственных верфях. У них остались корпуса первых “Саар” (дерево и пластик, 45 х 7,4 х 2 метров) и прежняя силовая установка. На крейсерской скорости 30 узлов дальность плавания новых катеров достигала 1000 миль, а при движении экономическим ходом 15 узлов — 2500 миль, что является одним из наилучших показателей среди кораблей данного класса.

Основные усилия конструкторов “Саар-2” были направлены на усиление вооружения. На катерах вместо бугельных появились два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата для американских противолодочных торпед Мк-46. Артиллерия состояла из трех одноствольных 30-мм автоматов и одной 7б-мм артиллерийской установки “Ото Мелара”. Кроме того, “Саар-2” несли на борту б пусковых установок ракет “Габриэль”. Экипаж катера составил 40 человек.

Кроме своего флота, израильтяне построили по этому проекту 2 катера для ВМФ Чили.

Греческие катера типа “Ипоплиархос Бастис” (4 единицы). В 1971 году Греция заказала во Франции четыре катера модернизированного проекта “Ла Комбатант I”, которые отличались от израильских катеров “Саар” лишь составом вооружения. Головной катер этой серии греки назвали “Ипоплиархос Бастис”. Из-за [338] несколько меньшей мощности дизельной установки (12000 л.с.) греческие катера развивали скорость полного хода не более 36,5 узлов. Дальность их плавания составила 800 миль на 25 узлах. Вооружение кораблей включало два торпедных аппарата для универсальных 533-мм торпед, 4 универсальных 30-мм автомата в двух спаренных установках, 4 пусковых установки противо-корабельных ракет “Экзосет”. По этому же проекту французы построили 11 катеров для Ирана (тип “Ка-ман”) и 4 для Малайзии (тип “Пердана”).

Проект “Ла Комбатант 2”

Немецкие катера типа “Тигр” (20 единиц). Эту серию французы построили на своих верфях по немецкому заказу в 1972—75 гг. Стандартное водоизмещение катеров 220, полное 265 тонн, размеры 47 х 7 х 2,1 метров. Катера типа “Тигр” имеют цельносварной стальной корпус с привычными для немцев круглоскулыми обводами и сильно наклоненным форштевнем. Сдвинутая к носу надстройка выполнена из легкого сплава. [339]

В ней размещаются ходовая рубка, боевые посты, каюты офицеров и другие помещения. В специальном кормовом тамбуре находятся входы в кормовой кубрик и в кормовое машинное отделение. По длине корпус катера разделен на десять водонепроницаемых отсеков, которые отведены под погреба боеприпасов, центральный пост, РЛС, машинные отделения и другие корабельные службы.

Катера типа “Тигр” имеют экономичную дизельную установку, которая включает четыре дизельных двигателя мощностью 3500 л.с. каждый. Скорость полного ограничилась 38,5 узлами. При движении катера крейсерской скоростью 20 узлов дальность плавания составляет 1450 миль, а на экономическом 15-узловом ходу — 2000 миль. Экипаж 38 человек.

Вооружение катеров универсальное: 4 пусковые установки для крылатых ракет “Экзосет”, носовая 76-мм артустановка “Ото Мелара”, 40-мм автомат “Эрликон” в кормовой части, 2 кормовых торпедных 533-мм аппарата для универсальных (противокорабельных и противолодочных) торпед, управляемых по проводам (немецкие “Сил”, итальянские типа “А”). Кроме того, катера могут принимать на борт до 8-и мин заграждения.

Почти такими же тактико-техническими характеристиками обладают греческие ракетно-торпедные катера типа “Антиплиархос Ласкос” (10 единиц) французской постройки 1971—72 гг.

Немецкие катера типа “Альбатрос” (10 единиц, проект “Ла Комбатант III”)

В середине 70-х гг. французский флот пополнился ракетно-торпедными катерами “Ла Комбатант” третьего поколения. Кроме того, их строили по лицензии в ФРГ. С несколько отличным от базового проекта вооружением катера французской постройки шли на экспорт в Перу (6 единиц типа “Веларде”), Нигерию (3 типа “Сири”), Катар (3 типа “Дамсах”). Катера немецкой [340] постройки поставлялись в страны Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки.

Ракетно-торпедные катера типа “Альбатрос” (проект 143) строились в 1976—78 гг. Их архитектура имела следующие особенности: вытянутый гладкопалубный корпус, с комбинированными, для повышения мореходности, обводами — круглоскулыми в носу и остроскулыми в корме. Для снижения магнитных полей корпус имеет композитную конструкцию. Шпангоуты, переборки, палубные бимсы выполнены из алюминиевых сплавов, стрингеры, платформы под дизели и артсистемы изготовлены из стали, а наружная обшивка — из дерева. Корпус катера разделен десятью переборками на 11 водонепроницаемых отсеков. Широкую [341] двухъярусную надстройку конструкторы сместили в носовую оконечность. Это, как и на “Тигре”, позволило разместить в корме две пусковые установки противокорабельных ракет, вторую пушку “Ото Мелара” и два торпедных аппарата. В кормовой части, за пусковыми установками противокорабельных ракет расположилась вторая небольшая надстройка. В ней находятся душевые, гальюн, входы в кормовой кубрик и машинное отделение. Материалом для обеих надстроек и внутренних переборок послужил легкий алюминиевый сплав.

Катера этого типа имеют мощное универсальное вооружение. Оно состоит из двух 76-мм артустановок “Ото Мелара” на баке и в корме корабля, четырех пусковых установок крылатых ракет ММ-38 “Экзосет” и двух однотрубных торпедных аппаратов для 533-мм универсальных торпед типа “Сил”. Они расположены так же, как на “Тиграх” — для пуска в корму катера.

На катерах проекта 143 предусмотрены меры защиты от оружия массового поражения: корабельные системы вентиляции и кондиционирования снабжены специальными фильтрами, а помещения корпуса полностью герметичны.

Шведские ракетно-торпедные катера

Катера типа “Спика II” (12 единиц). Дальнейшим развитием семейства шведских торпедных катеров “Спика” стали ракетно-торпедные катера типа П-131, или “Спика—два”, строившиеся серией из 12 единиц в период с 1973 по 1976 гг.

Несмотря на несколько большее водоизмещение (218 тонн против 190 у “Спика I”), катера типа “Спика II” в целом сохранили архитектуру и общую компоновку своих предшественников. Гладкопалубный удлиненный корпус имел те же остроскулые обводы и по-прежнему [342] выполнялся из стали. Новым элементом конструкции явились специальные ледовые подкрепления в носовой части корпуса корабля.

Схема энергетической установки катера полностью позаимствована из предыдущего проекта. Три газовые турбины, мощностью 4300 л.с. каждая, работали на винты регулируемого шага. По сравнению с катерами “Спика—один”, скорость полного хода возросла незначительно, до 40,5 узлов. Газотурбинная энергетика предопределила невысокую дальность плавания нового катера, всего 740 миль.

Существенно изменился состав вооружения: вместо шести 533-мм торпедных аппаратов на катерах “Спика II” смонтировали всего два. Была усилена корабельная артиллерия — 57-мм автомат заменила 76-мм артустановка башенного типа. Однако основу боевой мощи корабля составили теперь не торпеды и не артиллерия, а 8 противокорабельных крылатых ракет РБС-15.

Катера типа “Стокгольм” (2 единицы). Два ракетно-торпедных катера типа “Стокгольм”, вошедших в строй в 1984—85 гг., стали третьим поколением семейства “Спика”.

Хотя “Стокгольмы” сильно отличаются от своих предшественников, в их архитектуре заметны черты, характерные для всех новых шведских катеров. Главной из них является сильно наклоненный форштевень — особенность тех кораблей, которые строятся для плавания во льдах.

У катеров “Спика-три” полное водоизмещение увеличилось до 370 тонн. Развитая двухъярусная надстройка “Стокгольма” сдвинута ближе к носовой оконечности, чтобы освободить пространство для пусковых установок крылатых ракет. Водонепроницаемые переборки делят корпус катера на восемь отсеков. В них размещены кубрики команды, центральный и боевые посты, радиорубка, машинный отсек, топливные цистерны, погреба боеприпасов. В надстройке находятся ходовой мостик и каюты офицеров. [343]

Обширный круг боевых задач, стоящих перед ракетно-торпедными катерами, позволил по-иному взглянуть на их тактико-технические характеристики. Ввиду того, что основой вооружения стали крылатые ракеты большой дальности действия, борьба за высокую скорость отошла на второй план, уступив место стремлению повысить дальность плавания, мореходность и автономность кораблей. Поэтому на катерах типа “Стокгольм” использована экономичная комбинированная установка, состоящая из двух дизелей и одной турбины. Дизели, мощностью 4200 л.с. каждый, работают на правый и левый валы, а газовая турбина (ее мощность 6000 л.с.) — на средний вал. Предусмотрена как совместная, так и раздельная работа двигателей обоих типов. Такой выбор силовой установки позволил достичь дальности плавания в 1850 миль. При [344] этом скорость полного хода катера сравнительно невелика — всего 32 узла.

Торпедное вооружение катеров типа “Стокгольм” очень мощное: 8 однотрубных торпедных аппаратов — 4 для противокорабельных 533-мм торпед и 4 для 400-мм противолодочных торпед. Ракетное вооружение — 4 спаренные пусковые установки для 8-и противокорабельных ракет РБС-15, артиллерийское — одна 57-мм универсальная автоматическая пушка на баке и один 40-мм автомат в корме. Кроме того, в корме размещены 4 девятиствольных гранатомета “Эльма” и 2 сбрасывателя глубинных бомб, а на палубе бака, перед башней 57-мм орудия, находится небольшая установка для выстреливания ложных целей. Столь богатый арсенал сделал катера типа “Стокгольм” грозными боевыми кораблями, способными нанести серьезный урон любому противнику.

Катера типа “Гётеборг” (6 единиц). Основой для создания больших ракетно-торпедных катеров типа “Гётеборг” послужил проект катера “Стокгольм”. Головной корабль новой серии вошел в состав ВМФ Швеции в 1989 г.

Катера типа “Гётеборг” имеют цельносварные корпуса из стали с ледовым усилением. Главная энергетическая установка корабля состоит из трех дизелей, мощностью 4850 л.с. каждый, и обеспечивает сравнительно невысокую скорость полного хода — 32 узла, что, по мнению шведских специалистов, вполне достаточно для катеров с ракетным вооружением.

Водоизмещение “Гётеборг” 300 (полное 380) тонн, размеры 58 х 8 х 2 метров. Состав ракетно-артиллерийского вооружения остался таким же, как на катерах “Стокгольм”: 4 спаренные пусковые установки для 8-и ракет РБС-15, по одному 57-мм и 40-мм автомату, 4 девятиствольных гранатомета “Эльма”. Торпедное вооружение немного слабее: 2 однотрубных аппарата для 533-мм противокорабельных торпед и 4 для 400-мм [345] противолодочных торпед. Численность экипажа 36 человек.

Катера типа “Хугин” (16 единиц). В 1978—82 гг. шведы построили серию ракетно-торпедных катеров по образцу норвежских катеров типа “Снёгг” (см. ниже). Корпус (размеры 36 х 6,2 х 1,7 метров) и силовая установка (2 дизеля по 2645 л.с.) остались практически теми же, что у норвежского прототипа, водоизмещение увеличилось на 25 тонн (составило 125 тонн), скорость полного хода снизилась на 4 узла (до 32 узлов). Калибр четырех торпедных апаратов был уменьшен с 533 мм до 400 мм. Вместо четырех одноконтейнерных пусковых установок противокорабельных ракет “Пингвин” поставили четыре двухконтейнерные с ракетами РБС-15. Одинарную 40-мм артустановку заменили спаренной и перенесли ее в корму. Вместо нее на баке разместили 76-мм универсальную артустановку “Ото Мелара”.

Датские и норвежские универсальные катера

Тип ТБ-68/ФПБ (8 единиц). На смену устаревшим торпедным катерам “Сёлевен” датчане разработали новый тип универсального боевого катера ТБ-68 (или ФПБ), специально для боевых действий во внутренних морях и прибрежных водах. Их построили в 1974—75 гг. в количестве 8-и единиц. Предполагалось, что в случае войны эти корабли будут воевать в Северном море и на Балтике.

В основу проекта датские конструкторы взяли шведский торпедный катер “Спика 1”, но уменьшили его габариты и вооружение. Вследствие этого ТБ-68 коренным образом отличался от предыдущих катеров датской постройки. Он имел характерную для турбинных [346] катеров большую двухъярусную надстройку, кормовую часть которой, как обычно, занимали воздухозаборные шахты и выхлопные каналы турбин (водоизмещение стандартное 240 тонн, размеры 46 х 7,4 х 1,6 метров). Трехвальная силовая установка катера состояла из трех газовых турбин мощностью 4250 л.с. каждая и двух дизелей по 2200 л.с. На турбинах корабль мог развивать до 40 узлов, а дизели предназначались для экономического 12-узлового хода.

Вооружение катера в торпедном варианте: 4 аппарата 533-мм и 1 пушка 76-мм “Ото Мелара”. В ракетном варианте: 4 пусковые установки противокорабельных ракет “Гарпун” и одна 57-мм пушка “Бофорс”. На надстройке, по обеим сторонам рубки, размещены шесть пусковых установок для осветительных ракет. Несмотря на обилие вооружения, экипаж корабля, благодаря высокой степени автоматизации всех систем, невелик, всего 28 человек.

Катера типа “Виллемоэс” (10 единиц). В 1975 г., после завершения постройки восьми катеров типа ТБ-68, [347] датский флот начал строительство еще 10 многоцелевыx катеров. Новый корабль проектировался в прежнем корпусе катера ФПБ, поэтому длина и ширина остались без изменений, только осадка увеличилась на 90(?) сантиметров. Силовая установка тоже осталась прежней, но вследствие возросшего водного сопротивления скорость снизилась на 2 узла. Головной катер серии получил название “Виллемоэс”. Все десять катеров вошли в строй в 1976—78 гг.

Катера типа “Стандарт флекс 300” (16 единиц). Создавая данный проект, датские конструкторы продолжали развивать концепцию универсального боевого катера со сменным вооружением, но уже на принцильально новом уровне.

Проект “Стандарт флекс 300” позволяет размещать в едином корпусе стандартные модульные блоки различных систем вооружения, набор которых меняется в зависимости от поставленных задач. Таким образом, новый катер может выступать в самых различных ролях — как торпедный, ракетный, ракетно-торпедный, артиллерийский, тральщик, минный заградитель. Процедура замены модулей занимает от 24 до 48 часов.

Корпус катера сделан из стеклопластика, что позволило снизить его массу по сравнению со стальной конструкцией на 35 тонн. Он имеет развитый полубак и низкую кормовую оконечность, напоминая своим силуэтом минно-тральные корабли. Эта особенность его архитектуры является следствием универсального назначения проекта.

Силовая установка катера трехвальная, комбинированного типа. Два высокооборотных дизеля, мощностью 3500 л.с. каждый, работают на внешние винты регулируемого шага. Газовая турбина имеет мощность 6000 л.с. и включается совместно с дизелями. Она вращает отдельный центральный вал с винтом фиксированного шага. Под дизелями катер развивает скорость [348] 20 узлов. Включение турбины обеспечивает ему 35-узловую скорость полного хода.

На катерах типа “Стандарт флекс” можно размещать одновременно до четырех модулей в различной комбинации. Стандартный модуль представляет собой контейнер размером 3,5x3,0x3,5 метров, в котором находится определенная система оружия или технических средств. Через унифицированные разъемы модуль подключается к системам электропитания и охлаждения, а также к единой автоматизированной системе боевого управления. При этом все управление силовой установкой, системами оружия и другими техническими средствами осуществляется с центрального поста в ходовой рубке.

В набор модулей входят: 76-мм артустановка “Ото Мелара”, четырехконтейнерная и двухконтейнерная [349] пусковые установки крылатых ракет “Гарпун”, зенитно-ракетный комплекс РАМ, торпедные аппараты для противолодочных и противокорабельных торпед, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, станция радиотехнической разведки, модуль с надувным моторным катером и подъемным устройством для его спуска и подъема.

Такая функциональная универсальность, с одной стороны, является достоинством, а с другой — подразумевает избыточность проекта. Ведь для того, чтобы хранить и обслуживать сменные модули, требуются специальные места базирования, а значит, и дополнительный личный состав, который будет осуществлять монтаж/демонтаж модульных блоков.

Норвежские катера типа “Снёгг” (6 единиц). В 1970—71 гг. на норвежских верфях были построены шесть ракетно-торпедных катеров типа “Снёгг”. При разработке их конструкции проектировщики учли опыт эксплуатации ракетных катеров типа “Сторм” постройки 1965—67 гг. (20 единиц), которые отлично зарекомендовали себя в суровых условиях Заполярья. Неудивительно, что по основным параметрам и архитектуре катера “Снёгг” повторяли “Сторм”: то же водоизмещение 100 (полное 135) тонн, те же размеры 86,6 х 6,3 х 1,5 метров, суммарная мощность дизелей 7200 л.с., скорость полного хода 32 узла.

Но, в отличие от прототипа, не имевшего торпедного вооружения, на катерах типа “Снёгг” установили четыре 533-мм торпедных аппарата для противокорабельных и противолодочных торпед, а число одно-контейнерных пусковых установок крылатых ракет “Пингвин” уменьшили с шести до четырех. Чтобы вписаться в ограниченные габариты, пришлось при этом отказаться от 76-мм артиллерийской установки “Ото Мелара”, ограничившись одним 40-мм автоматом на баке. [350]

Противолодочные катера с торпедным вооружением

В связи с тем, что в послевоенный период главной ударной силой флотов ведущих морских держав стали подводные лодки, исключительное значение приобрела противолодочная оборона. Так возникла потребность в катерах ПЛО нового поколения: быстрых, маневренных, мореходных и, наконец, превосходно вооруженных. Помимо глубинных бомб и гидроакустических станций они получили противолодочные торпеды новейшего образца.

СОВЕТСКИЕ КАТЕРА ПЛО С ТОРПЕДНЫМИ АППАРАТАМИ

Катера типа “Проект 201” (124 единицы). Сама по себе конструкция этих катеров, которые в 1957—68 гг. строили в Зеленодольске и Керчи, ничем особенным не выделялась. Только противолодочное вооружение они имели — на год начала строительства серии — очень сильное: 4 пятиствольных реактивных бомбомета (80 бомб типа РГБ-60) и 2 однотрубных 406-мм торпедных аппарата ОТА-40. Залп этих установок, наводившихся на цель по данным гидроакустической станции “Тамир-2”, перекрывал большой объем подводного пространства. Впрочем, скорость хода 201-х была маловата для преследования даже дизель-электрических подлодок постройки конца 50-х годов. Многие из них развивали скорость 17—20 узлов, и чтобы успешно гоняться за такими, требовалось держать ход не ниже 30 узлов. А в 60-ые годы начали вступать в строй одна за другой американские и английские атомные подводные лодки, способные мчаться под водой на скорости 30-35 узлов. С ними 28-узловым 201-м, стрелявшим глубинными бомбами недостаточной мощности (для поражения атомных гигантов), делать было нечего. Противолодочные торпеды могли бы [351] дать больше шансов на успех, если бы не малая скорость. На 28-и узлах выйти на рубеж атаки скоростной атомной подлодки дело совершенно безнадежное. Да и мало двух торпед, чтобы атаковать корабль, имеющий эффективные средства гидроакустического противодействия. Артиллерийское вооружение 170-тонных катеров вообще было смешное: 4 автомата 25-мм в двух спаренных установках.

Катера типа “Проект 205-М” (138 единиц). Большая серия катеров этого типа строилась в 1967—85 гг. в Ленинграде и Владивостоке. Для них использовался стандартный корпус проектов 205/206 (ракетный катер и торпедный катер). Вооружение было аналогично вооружению торпедного катера (12 глубинных бомб в двух бомбосбрасывателях, 4 торпедных аппарата, две спаренные 30-мм артустановки АК-230, но вместо противокорабельных 533-мм торпед использовались 406-мм противолодочные). Кроме того, были установлены две гидроакустические станции: стационарная “1еркулес-2” и вертолетная опускаемая. Чтобы освободить площадку для размещения второй из них, пришлось изменить форму надстройки. Водоизмещение составило 170 (полное 210) тонн, размеры 39 х 7,8 х 1,8 метров. Силовая установка состояла из трех дизелей [352] М-503 по 4000 л.с. (34 узла) или трех М-504 по 5000 л.с. (36 узлов). Дальность плавания 800 миль на 20 узлах, 500 миль полным ходом. Экипаж 32 человека, в том числе 5 офицеров. Таким образом, боевые возможности катеров этой серии были существенно улучшены по сравнению с катерами серии 201.

Катера типа “Молния-2”, или “Паук” (45 единиц).

В конце 70-х гг. специалисты ЦКБ “Алмаз” (главный конструктор проекта Е.И. Юхнин) создали противолодочный корабль “Молния-2” (Проект 1241.2), получивший в странах НАТО кодовое название “Паук”. Его корпус был взят от ракетного катера типа “Молния” (проект 1241 — по натовской классификации тип “Тарантул”). В 1979 году первый катер типа проект 1241.2 вошел в состав советского ВМФ. Строительство серии продолжалось в Ярославле 14 лет, до 1992 года.

Катера этого типа имеют гладкопалубный стальной корпус с несколько приподнятым баком и двухъярусной [353] надстройкой из алюминиево-магниевого сплава. По сравнению с проектом 1241 силуэт катера несколько изменился — его мачту сместили в корму.

Энергетическая установка является двухвальной и состоит из двух высокооборотных дизелей М-507А мощностью по 10000 л.с. каждый. Она обеспечивает катеру полную скорость 35 узлов и дальность плавания экономическим 14-узловым ходом 1600 миль (при приеме топлива в перегруз — 3000 миль). Для снабжения систем корабля электроэнергией используются два дизель-генератора мощностью по 250 кВт. Автономность плавания корабля составляет 10 суток.

Ввиду того, что главным назначением “Паука” является борьба с подводными лодками, в состав его вооружения входят четыре однотрубных торпедных аппарата для 406-мм противолодочных самонаводящихся электрических торпед СЭТ-40, два реактивных пятиствольных бомбомета РБУ-1200 “Ураган” и два кормовых бомбосбрасывателя на 24 глубинные бомбы ББ-1. Гидроакустический поиск противника обеспечивают две станции: подкильная и буксируемая поисковая. Помимо них, на корабле имеется специальная противодиверсионная станция.

Артиллерийское вооружение “Пауков” представлено 76-мм артустановкой АК-176 на баке корабля и 30-мм шестиствольным автоматом АК-630М в кормовой части надстройки. Обладая способностью поражать низколетящие маневренные цели, эти системы вооружения являются лучшими в мире. Для защиты корабля от мин его оборудовали высокоэффективной системой размагничивания.

Катера типа “Светляк” (проект 10410, 40 единиц).

Противолодочный катер проекта 10410 (по классификации НАТО — “Светляк”) был спроектирован в середине 80-х годов в ЦКБ “Алмаз” для замены устаревших к тому времени противолодочных катеров типа “проект 205-М”. Головной катер серии вступил в строй в 1989 году в Ленинграде. С 1990 г. катера этого типа выпускает [354] еще и завод во Владивостоке. Советский (российский) флот получил уже 40 единиц противолодочных катеров проекта 10410, строительство серии продолжается.

С началом действия международного соглашения о 200-мильной экономической зоне задачи служб береговой охраны значительно возрастут. На боевое дежурство во внутренних морях (Балтийском, Черном, Каспийском) и в открытых бассейнах (Север, Дальний Восток) выйдут противолодочные и сторожевые катера проекта 10410. Они получили хорошую оценку моряков: имеют высокие мореходные качества на волне до 7 баллов и неплохие для своего водоизмещения условия обитаемости.

Архитектура и компоновка корабля классическая для катеров подобного назначения. Корпус — гладко-палубный, цельносварной, изготовлен из стали. Развитая двухъярусная надстройка, где размещаются ходовая, штурманская и радио рубки, каюты офицеров, боевые посты и другие помещения, изготовлена из легкого [355] сплава. Необходимо отметить довольно высокую для кораблей такого класса автономность плавания, достигающую 10 суток.

Катера проекта 10410 имеют универсальное вооружение, в состав которого входят: два однотрубных 406-мм торпедных аппарата для противолодочных электроторпед СЭТ-40, одна 76-мм артустановка АК-176 М, смонтированная на баке, один шестиствольный 30-мм автомат АК-630 М, одна пусковая установка для четырех зенитных ракет типа “Игла”. Для борьбы с подводными лодками на корабле размещены еще и два бомбосбрасывателя на шесть глубинных бомб ББ-1 каждый. Кроме того, с целью защиты от противокорабельных ракет, “Светляки” оборудованы двумя пусковыми установками пассивных помех ПК-16. Дополняют систему вооружения РЛС управления артогнем, тепловизионная станция, буксируемая ГАС и два переносных гранатомета МРГ-1 для борьбы с подводными диверсантами.

Не так давно ЦКБ “Алмаз” приступило к разработке нового перспективного проекта катера водоизмещением около 400 тонн на смену “Светляку”. По своим показателям, как мореходным, так и боевым, этот катер будет значительно превосходить корабли проекта 10410. Головной корабль серии планируется сдать флоту уже в 2000 г.

Противолодочные катера на подводных крыльях

В 60-ые годы в составе ВМФ США, Великобритании и СССР появились скоростные (30—35 узлов) атомные подводные лодки. Задачи эффективной борьбы с ними выдвинули особенно жесткие требования к скорости и маневренности противолодочных катеров. Вне конкуренции по этим характеристикам оказались корабли с динамическими принципами поддержания — [356] с подводными крыльями (ПК), на воздушной подушке и экранопланы. Помимо исключительной быстроходности, такие корабли обладают и другими преимуществами. Из-за возвышения корпуса над водой они почти бесшумны, что сильно затрудняет их обнаружение гидролокаторами подлодок, а благодаря высокой скорости и малым физическим полям, на которые не реагируют неконтактные взрыватели, они практически недосягаемы для торпед.

Опытный противолодочный катер “Плейнвью”.

В начале 1966 г. Министерство обороны США выдало фирме “Грумман” заказ на проектирование 320-тонного противолодочного катера на ПК. В конце того же года на свет появился противолодочный катер “Плейнвью”.

Корпус катера из легких алюминиевых сплавов имел круглоскулые обводы. При его постройке использовали известную авиационную технологию — панели штамповались вместе с ребрами жесткости. Крыльевая система “Плейнвью” была глубокопогруженного типа, ею управляла электронная система, аналогичная системе катера “Хай Пойнт”. Нестационарные крылья из нержавеющей стали были размещены по самолетной схеме — на два носовых крыла приходилось около 90% всей массы катера, а кормовое крыло поддерживало только 10%. Катер обладал хорошей мореходностью — он мог идти на крыльях при волнении до 6 баллов включительно.

“Плейнвью” был оснащен двумя силовыми установками, работавшими на отдельные движители. Основная установка — для хода на ПК — состояла их двух 17000-сильных турбин с приводом на титановые суперкавитирующие винты через угловые передачи в стойках носовых крыльев. Используя ПК, катер развивал скорость полного хода 62 узла, что являлось лучшим показателем среди кораблей подобного типа. Но дальность плавания на крыльях была сравнительно невысокой — около 500 миль. Для ее увеличения [358] “Плейнвью” получил два дизеля по 1000 л.с., работавшие на кормовые подъемные колонки. А чтобы крылья не создавали дополнительного сопротивления ходу корабля в водоизмещающем режиме, их тоже сделали подъемными. С другой стороны, такая конструкция крыла существенно уменьшала осадку катера.

Вооружение “Плейнвью” состояло из двух 324-мм трехтрубных аппаратов для противолодочных торпед Мк-46, РЛС и выдвижной гидроакустической станции (сонара).

Катер “Плейнвью” из-за сложности конструкции, а главное — из-за высокой стоимости производства, в серию не пошел.

Опытный противолодочный катер “Бра д'Ор”.

Этот катер ВМФ Канады был спущен на воду в 1969 г. Катер имел целый ряд оригинальных технических решений, которые отличали его от американских аналогов.

Стандартное водоизмещение корабля составляло 180 тонн. Для снижения веса его цельносварной, круглоскулый корпус сделали из алюминиевых сплавов. Полупогруженные крылья из нержавеющей стали конструкторы расположили по схеме “утка” — на самое большое крыло, жестко закрепленное в корме, приходилось до 90% всей массы катера. Носовое крыло суперкавитирующего профиля могло поворачиваться вокруг вертикальной оси и таким образом позволяло управлять кораблем. Для повышения мореходности и устойчивости движения крылья имели систему стабилизации и снижения качки. Благодаря этому катер мог при волнении до 5 баллов развивать скорость 40 узлов.

Роль главной энергетической установки играла газовая турбина мощностью 30000 л.с., работавшая через редуктор с раздвоением на два гребных винта. Суперкавитирующие винты находились в наклонных стойках кормового крыла. Скорость полного хода на крыльях составляла около 63 узлов, а дальность плавания 700 миль. Для движения в водоизмещающем режиме [360] служил дизель (2000 л.с.) с приводом на два винта регулируемого шага. Эти винты тоже размещались в крыльевых стойках. Когда катер шел на крыльях, винты оказывались выше ватерлинии. Дизель обеспечивал дальность плавания 2000 миль экономическим 12-узловым ходом.

Вооружение катера являлось сугубо противолодочным: четыре 324-мм торпедных аппарата для американских торпед Мк-46, буксируемая гидроакустическая станция и четыре крупнокалиберных пулемета в двух спаренных установках. Результаты испытаний подтвердили, что состав вооружения “Бра д'Ор” достаточен для эффективной борьбы с подводными лодками. Между тем, надежность сложной крыльевой системы и движителей оказалась низкой, поэтому уже в 1971 г. корабль вывели из боевого состава флота и поставили на консервацию.

Советские катера ПЛО типа “Муравей” (проект 133, 16 единиц). В середине 70-х гг. в СССР был спроектирован катер на ПК, специально предназначенный для несения погранично-сторожевой службы. Такие катера типа “Муравей” (по классификации НАТО — “Антарес”) строились в Феодосии в 1976—82 гг. серией из 16 единиц. Головной катер серии — “Дельфин” — был сдан флоту в 1979 году.

Катера проекта 133 оснащены стационарной автоматически управляемой крыльевой системой. Хотя эти корабли имеют сравнительно небольшой тоннаж, на них установлено достаточно мощное вооружение и энергетика. Как следствие, они отличаются весьма плотной компоновкой. В двухъярусной надстройке размещены ходовая, штурманская и радио рубки, центральный и боевые посты. В задней, кормовой части надстройки находятся шахты воздухозабора и две выхлопные трубы.

Главная силовая установка является двухвальной и включает две 18000-сильные турбины НК-12 для движения на крыльях и два дизеля малого хода. Максимальная [361] скорость катеров достигает 40 узлов. Артиллерия: 76-мм установка АК-176, смонтированная на баке прямо перед надстройкой, и 30-мм шестиствольный автомат АК-бЗОМ в корме. Противолодочное вооружение представлено двумя 406-мм торпедными аппаратами. Экипаж 40 человек.

Советские катера типа “Бабочка/ Сокол” (проекты 1141 и 1145). Одним из лучших противолодочных катеров конца 70-х гг. стал катер на ПК типа “Бабочка” (Проект 1141), который строился на заводе им. Горького в Зеленодольске. В 1977 г. новый катер, получивший название “Александр Кунахович” (имя главного конструктора проекта, умершего во время завершения проектных работ) был передан флоту в опытную эксплуатацию. [362]

Катер имеет глубокопогруженные стационарные крылья с автоматической стабилизацией по крену и дифференту, благодаря чему даже при волнении 4-5 баллов амплитуда бортовой качки не превышает 3°. Опытная эксплуатация показала, что катер на волне в 5 баллов развивал скорость 55 узлов.

Корпус цельносварной, гладкопалубный. Характерный силуэт ему придает кожух воздушных шахт и дымовых каналов турбин, расположенный в кормовой части. Для хода на крыльях используется трехвальная установка из трех газовых турбин НК-12 мощностью 18000 л.с. каждая. Через угловые передачи турбины [363] вращают три пары винтов регулируемого шага, расположенные на валах тандемом. Скорость полного хода достигает 60 узлов, в результате чего корабль проекта 1141 является не только самым крупным катером на подводных крыльях, но и одним из самых скоростных. Для малого хода в водоизмещающем режиме установлены два дизеля по 800 л.с., работающие на водометные движители.

На борту находятся два четырехтрубных 406-мм торпедных аппарата для противолодочных самонаводящихся торпед СЭТ-40 и ГАС с опускаемой антенной. Их дополняют две шестиствольные 30-мм артсистемы, обеспечивающие противовоздушную оборону. Пуски торпед могут производиться на очень высоких скоростях — вплоть до 50 узлов.

Исходя из этих возможностей, для катеров типа “Проект 1141” разработали новую тактику противолодочной борьбы, которая предполагает действия группой из двух единиц. Чтобы определить местонахождение подлодки, участники группы чередуют короткие броски с остановками для прослушивания шумов. Такие “подскоки” позволяют катерам осуществлять поиск со средней скоростью 40 узлов.

После трехгодичной опытной эксплуатации проект 1141 был доработан с учетом замечаний военно-технических экспертов. Без изменений оставили корпус, крыльевую систему и главную энергетическую установку корабля. По сравнению с базовым проектом изменился лишь состав вооружения. Чтобы лучше поражать надводные цели, один 30-мм автомат (на баке) заменили более мощной 76-мм артустановкой АК-176. За счет артиллерийской прислуги экипаж увеличился с 45 до 50 человек. Два таких катера типа “Сокол” (или “Бабочка-2” по коду НАТО) были построены и вступили в состав флота в 1986—87 гг.

Дальше