Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава тринадцатая.

Освобождение Южного Сахалина

Десант в Торо

Крупный успех Советских Вооруженных Сил в Маньчжурии, достигнутый в первый день войны против Японии, позволил нашему командованию начать наступательную операцию по освобождению Южного Сахалина.

Остров Сахалин простирается с севера на юг более чем на 900 километров и занимает площадь около 78 тыс. кв. километров. Государственная граница с Японией на острове проходила по параллели 50 градусов и делила его примерно на две равные части.

10 августа 16-я армия 2-го Дальневосточного фронта (командующий армией генерал-лейтенант Л. Г. Черемисов) получила приказ перейти на следующее утро государственную границу на о. Сахалин и во взаимодействии с Северной Тихоокеанской флотилией к 25 августа овладеть его южной частью. Войскам предстояло наступать вдоль реки Поронай. Справа и слева от поронайской долины тянулись труднопроходимые Восточный и Западный хребты, сплошь покрытые лесом. Единственная грунтовая дорога пролегала вдоль острова. Это ограничивало маневр силами армии.

Японцы, сознавая важность поронайского направления для обороны острова, оборудовали севернее Котона (Победино) укрепленный район, имевший протяженность 12 километров по фронту и до 30 километров в глубину. Район располагал 17 железобетонными дотами, 31 артиллерийским и 108 пулеметными дзотами, 28 артиллерийскими и 18 минометными (гранатометными) позициями и 150 убежищами. Обороняла Южный Сахалин 88-я пехотная дивизия. Ее 125-й полк составлял гарнизон Котонского приграничного укрепленного района. 25-й полк двумя батальонами прикрывал порт Маока (Холмск) и одним батальоном — юго-западную оконечность острова, а [220] 306-й полк (побатальонно) — Найро (Гастелло), Сахэахама (Долинск) и Отомари (Корсаков). Артиллерия 88-го артполка и подразделения усиления были приданы пехотным полкам. Всего на Южном Сахалине насчитывалось до 20 тыс. японских солдат и офицеров и около 10 тыс. резервистов. На порты Отомари, Маока и Эсутору (Углегорск) базировались легкие силы японского флота, а тринадцать хорошо оборудованных аэродромов могли принимать до 1000 самолетов. Но к августу 1945 г. японскому командованию пришлось перебазировать отсюда все свои боевые корабли и самолеты для обороны метрополии и Маньчжурии.

Перед получением боевой задачи войска 16-й армии занимали оборону на широком фронте побережья Татарского пролива, Охотского моря, Северного Сахалина и Камчатки. На Северном Сахалине находился 56-й стрелковый корпус (командир генерал-майор А. А. Дьяконов). С воздуха его поддерживала 255-я смешанная авиадивизия (106 самолетов).

Северная Тихоокеанская флотилия (командующий вице-адмирал В. А. Андреев, член Военного совета генерал-майор береговой службы Г. Ф. Зайцев, начальник штаба контр-адмирал И. И. Банков) была оперативно подчинена 2-му Дальневосточному фронту. В главной базе флотилии, которую обороняли 113-я стрелковая бригада и 365-й отдельный батальон морской пехоты, дислоцировались 9 подводных лодок, сторожевой корабль «Зарница», 5 тральщиков, 24 торпедных катера, несколько отрядов сторожевых катеров и катеров-тральщиков. Морская авиация флотилии насчитывала 44 истребителя, 15 бомбардировщиков, 12 штурмовиков и 9 самолетов-разведчиков.

В целом наши силы значительно превосходили силы противника. Однако они были разбросаны на огромном пространстве, и для сосредоточения их в условиях слаборазвитой сети дорог требовалось много времени. Поэтому операцию начала одна 79-я стрелковая дивизия (командир генерал-майор И. П. Батуров), находившаяся в приграничной полосе. Постоянные туманы и значительное удаление аэродромов от района боев затрудняли действия нашей авиации. [221]

Южно-Сахалинскую операцию предполагалось провести в три этапа: с 11 по 15 августа войска 56-го стрелкового корпуса должны были готовиться к прорыву главной полосы Котонского укрепленного района; с 16 по 18 августа им предстояло преодолеть главные оборонительные сооружения противника в приграничном районе, а флотилии — высадить десант в порт Эсутору и перехватить дорогу вдоль западного побережья острова; с 19 по 25 августа корпусу надлежало сходу прорвать вторую полосу Котонского укрепленного района и последующим наступлением на юг во взаимодействии с десантом, высаженным в порт Маока, овладеть южными районами Сахалина. Всего в течение 15 суток предстояло преодолеть расстояние 450 километров.

79-я стрелковая дивизия перешла в наступление в 9 час. 35 мин. 11 августа. Упорное противодействие японцев она встретила на главной полосе обороны Котонского укрепленного района. Ожесточенные бои здесь продолжались до 18 августа и закончились разгромом противника. Гарнизон района насчитывал 3300 солдат и офицеров. Многие из них сдались в плен.

В разгар боев Северная Тихоокеанская флотилия овладела крупным плацдармом на западном побережье Сахалина, оказав тем самым большую помощь войскам в разгроме приграничной группировки противника.

Северная Тихоокеанская флотилия должна была высадить морской десант в порту Эсутору. Однако штаб флотилии не располагал достоверными данными о системе обороны и силах противника в порту. Ведение разведки авиацией и кораблями было крайне затруднено из-за постоянных туманов и низкой облачности. Поэтому командование флотилии приняло решение высадить десант не в Эсутору, а в ближайший порт Торо (Шахтерск).

К высадке в Торо были привлечены 365-й отдельный батальон морской пехоты и 2-й батальон 113-й стрелковой бригады. Организационно они составили первый бросок десанта (разведывательный отряд), второй и третий эшелоны (соответственно батальон морской пехоты и стрелковый батальон). Для [222] их высадки были созданы четыре десантных отряда и группа охранения. В первый десантный отряд (он же отряд артиллерийской поддержки) вошли сторожевой корабль «Зарница», минный заградитель «Океан», сторожевые катера «МО-27», «МО-29», «МО-33» и «МО-34»; во второй — 14 торпедных катеров; в третий — тральщики «ТЩ-522», «ТЩ-524», «ТЩ-590» и «ТЩ-591»; в четвертый — транспорты «Краболов № 2» и «Краболов № 3»{146}, сторожевые катера «БО-310» и «БО-314»; в группу охранения — 5 торпедных катеров. В ходе подготовки к высадке численность разведывательного отряда, составлявшего первый бросок десанта, была сокращена с 320 до 140 человек; в связи с этим из состава первого отряда был исключен «Океан».

Боевым заданием предусматривалось произвести последовательную высадку подразделений десанта на причалы порта в зависимости от результатов разведки и развития боевых действий на берегу.

Общее руководство десантом осуществлял вице-адмирал В. А. Андреев. Командиром высадки был назначен капитан 1 ранга А. И. Леонов, командиром десанта — командир 365-го отдельного батальона морской пехоты подполковник К. П. Тавхутдинов.

Перед высадкой десанта к разведке сил противника из-за ограниченного времени на подготовку привлекалась главным образом авиация. Самолеты сфотографировали порты Эсутору и Маока. Размноженные фотоснимки портов с нанесенной на них сеткой квадратов явились ценным пособием для командиров подразделений и кораблей. Из-за большой удаленности мест высадки десантов от наших баз и из-за постоянных туманов в Татарском проливе корабли, лишь два раза выходили на разведку обороны порта Эсутору. Подводная лодка «Щ-118» в подготовительный период высадила разведывательную группу из пяти человек близ порта Маока.

Оперативное прикрытие наших военно-морских баз и десантов возлагалось на авиацию и подводные лодки. Самолеты наносили бомбардировочные и штурмовые удары по портам Торо, Эсутору, Маока и военно-морской базе Отомари. Подводные лодки были развернуты на намеченных к началу войны с Японией позициях.

Посадка десанта производилась в бухтах Советской Гавани. Достижению скрытности во многом способствовала сложная метеорологическая обстановка (густые туманы). Но, несмотря на это, все подготовительные мероприятия по десантированию проводились со строгим соблюдением требований скрытности, при повышенной готовности сил и средств флотилии. [223]

Противовоздушная оборона десанта обеспечивалась истребительным прикрытием и зенитной артиллерией, противолодочная — охранением охотниками за подводными лодками, противоминная — проводкой кораблей за тралами на опасных участках перехода.

Материально-техническое обеспечение особых трудностей не представляло. Флотилия имела все необходимое для боевой деятельности. Главная задача работников тыла свелась к бесперебойной и быстрой доставке на корабли и в части боеприпасов, горючего и других видов снабжения. Эта задача была успешно решена с помощью партийных и хозяйственных организаций края, мобилизовавших весь свой автотранспорт в интересах ведения военных действий.

Особое значение придавалось гидрографическому обеспечению, так как десанты высаживались в малоизученные порты противника. Были созданы специальные гидрографические группы, которые разработали описания подходов к портам с моря и маршруты следования кораблей к участкам высадки. Сами гидрографические группы готовились высадиться с передовыми отрядами десанта, чтобы произвести рекогносцировочные промеры прибрежных участков, установить средства ограждения на воде и берегу.

Одним из решающих условий тщательной подготовки десантирования явилась целеустремленная партийно-политическая работа. Для организации ее в период действия десанта политотдел флотилии (начальник капитан 1 ранга С. Д. Бережной) создал оперативную группу во главе с заместителем начальника политоргана подполковником Д. Ф. Вялых. Были подготовлены и изданы «Памятка десантнику» и листовка «Вернем матери-Родине исконно русскую землю — южную часть Сахалина».

Перед посадкой на корабли в частях и подразделениях прошли короткие партийные и комсомольские собрания с вопросом «Задачи коммунистов (комсомольцев) в бою», а затем состоялся митинг личного состава десанта, показавший, что воины флотилии охвачены высоким наступательным порывом.

Первый десантный отряд вышел из Советской Гавани в 21 час 20 мин. 15 августа. Ночью корабли следовали в тумане, видимость не превышала 1 каб. К утру туман рассеялся, и в 5 часов отряд вошел в порт Торо. В течение 10 минут 140 моряков внезапно для противника высадились на мол и частично — на песчаную отмель. Небольшая группа японских резервистов, оборонявших порт, была застигнута врасплох и капитулировала.

Донесение об овладении портом послужило сигналом для выхода в 6 часов из Советской Гавани второго десантного отряда. Совершив переход с большой скоростью, в тумане и при пятибалльном ветре, торпедные катера в 10 часов высадили в [224] порту 365-й отдельный батальон морской пехоты. В это же время из бухты Ванино вышел третий десантный отряд со вторым эшелоном десанта (2-й батальон 113-й стрелковой бригады). Около 19 часов батальон высадился в Торо.

Третий эшелон десанта, состоявший из артиллерии и тыловых подразделений, на транспорте «Петропавловск» вышел из бухты Ванино в сопровождении двух сторожевых катеров и катера-тральщика и днем 17 августа прибыл в порт Торо.

После высадки 365-й батальон вместе с первым броском десанта продвигался частью сил на поселок Торо, частью — на поселок Ниси-Онура, 2-й батальон 113-й стрелковой бригады — по дороге в направлении Ниси-Онура, Ныо-Хаку.

Их поддерживала господствовавшая в воздухе авиация флотилии.

В течение 16 августа, преодолевая возрастающее противодействие японских частей, десант овладел населенными пунктами Торо, Тайхэй, Ниси-Онура и Нью-Хаку. Особенно ожесточенным был бой на подступах к городу Яма-Сигай, продолжавшийся около четырех часов. Японцы силами до двух пехотных рот занимали здесь господствующие высоты и простреливали все подступы к городу.

В течение ночи на 17 августа к городу подошли все подразделения десанта. Каждому из них были назначены рубежи атаки. Разведывательным группам удалось захватить несколько мостов через реку Безымянную. Это в последующем штурме города сыграло большую роль, так как форсировать реку, глубина которой достигала 2,5 метра, было очень трудно. Командир десанта подполковник Тавхутдинов решил в 7 часов 17 августа атаковать противника, нанеся одновременные удары с фронта силами батальона морской пехоты и во фланг — силами стрелкового батальона в общем направлении к центру города. Намечавшаяся авиационная подготовка не состоялась из-за нелетной погоды.

После артиллерийской подготовки десантники стремительно ворвались в город и завязали уличные бои. Они действовали смело и решительно. При овладении одним из мостов [225] через реку Безымянная комсорг взвода саперов старший матрос Хулапов первым бросился в атаку, был тяжело ранен, но оставался в строю. Когда в разгар уличных боев группа японских резервистов открыла стрельбу по командиру десанта, его прикрыл собою старшина Даманин. Метким огнем из автомата он уничтожил троих и обратил в бегство остальных японских солдат.

Через час после начала штурма над городом появились наши самолеты. Они нанесли точные бомбовые удары по объектам противника.

Бой за Яма-Сигай закончился в 9 час. 30 мин. Через два часа после начала штурма город был полностью очищен от противника. Потери японцев составили 136 солдат и офицеров убитыми и ранеными. Часть сил противника прорвалась в южном направлении, в сопки.

Освободив Яма-Сигай, десантники устремились к примыкавшему к городу порту Эсутору и во взаимодействии с высаженной с моря 22-й отдельной пулеметной ротой{147} к 10 час. 30 мин. овладели им.

Таким образом, Северная Тихоокеанская флотилия успешно решила поставленную перед ней задачу. С захватом значительного плацдарма в районе Торо-Эсутору были перерезаны все пути сообщения противника по западному побережью Сахалина. Наши войска получили возможность развить наступательные действия как в глубь острова, так и вдоль его западного побережья.

Боевой успех принесли высокий наступательный порыв, смелые и инициативные действия моряков и пехотинцев, хорошо поставленная партийно-политическая работа. Каждый десантник был осведомлен об обстановке на советско-японском фронте, о стремительном продвижении наших войск.

В боях за населенные пункты тихоокеанцы проявили высокую гуманность к мирному населению. Люди воочию убеждались в лживости японской пропаганды, запугивавшей их «кровожадностью красных большевиков». [227]

На причалы Маока

В обстановке нарастающих побед Советских Вооруженных Сил над японским агрессором готовилась высадка в порт Маока. Военный совет Северной Тихоокеанской флотилии и командующий 16-й армией по указанию Военного совета 2-го Дальневосточного фронта приняли решение высадить 113-ю [227] стрелковую бригаду и сводный батальон морской пехоты непосредственно на причалы порта утром 20 августа и к исходу дня расширить плацдарм до железнодорожных станций Томамай и Атакай (в направлении Тоёхара) включительно. Выделенные для решения задачи корабли были сведены в пять отрядов: первый десантный отряд — сторожевые катера «БО-302», «БО-314», «МО-25», «МО-31», «МО-32», «МО-35» и «МО-63»; второй десантный отряд — тральщики «ТЩ-588», «ТЩ-583», «ТЩ-591» и «ТЩ-522»; третий десантный отряд — транспорты «Всеволод Сибирцев», «Краболов № 3», «Измаил», вспомогательные суда «Тельман» и «Багратион»; отряд артиллерийской поддержки — сторожевой корабль «Зарница» и минный заградитель «Океан»; отряд охранения — торпедные катера «ТКА-631», «ТКА-641», «ТКА-645» и «ТКА-646». Командиром высадки десанта был назначен капитан 1 ранга А. И. Леонов, командиром десанта — командир 113-й стрелковой бригады полковник Захаров.

План предусматривал переход всех сил десанта в течение ночи и непрерывную высадку под прикрытием истребительной авиации. Каждое подразделение имело конкретные задачи, знало место и время высадки, объекты атаки на берегу. Основным документом для организации взаимодействия сухопутных частей, кораблей и авиации явилась разработанная штабом флотилии плановая таблица. Специальное «Наставление кораблям десанта при бое за высадку» ориентировало командиров кораблей в том, кто, когда и как прорывает боновые заграждения на подходах к порту, кто и по каким целям ведет артиллерийскую стрельбу, кто ставит дымовые завесы, кто и как обеспечивает целеуказания и перенос огня и т. п.

В подготовительный период самолетам удалось сфотографировать порт Маока. Полученные данные были особенно ценны потому, что штаб флотилии не имел подробных карт (планов) портов Южного Сахалина. Размноженные фотоснимки с нанесенной на них сеткой квадратов явились хорошим пособием для каждого командира.

В 6 час. 50 мин. 19 августа корабли с десантом снялись с якоря и 8-узловым ходом направились из Советской Гавани в Маока. Погода благоприятствовала переходу, но к полудню она ухудшилась. Временами шел сильный дождь или находил туман, ветер достигал 6 баллов, а волнение моря — 5 баллов. Корабли и суда продолжали следовать, сократив дистанцию между собой, с включенными кильватерными огнями. В целях маскировки корабельные радиостанции работали только на прием.

На переходе опытные моряки — участники морских десантов — рассказывали бойцам о том, как лучше и быстрее высаживаться на берег, тренировали десантников в посадке на катера без спуска их на воду. [228]

Утром 20 августа корабли в сплошном тумане подошли к порту Маока. В 7 час. 33 мин. последовал сигнал начать высадку.

Катера первого десантного отряда устремились в центральную и южную гавани порта, быстро ошвартовались у причалов и в течение трех-четырех минут высадили первый бросок десанта. Затем они отошли на рейд и включились в подавление огневых точек противника, начатое кораблями артиллерийской поддержки. Застигнутые врасплох, японцы вначале не оказали организованного противодействия десанту, но со временем бой за высадку становился все более упорным.

Сторожевой катер «МО-35» из первого десантного отряда при подходе к порту Маока в тумане оторвался от других катеров, обнаружил северную гавань и, ошибочно приняв ее за центральную, направился к пирсам и на пути к ним сел на мель. Попытки самостоятельно сняться с мели не удались, и десантники высадились в воду. Вскоре японцы обнаружили катер и открыли по нему артиллерийский и пулеметный огонь. На «МО-35» возник пожар. Осколки снарядов пробили бензоцистерну и повредили пожарную магистраль, но усилиями экипажа пожар был ликвидирован. Катер вел ответный огонь. Командир охотника капитан-лейтенант Александров, будучи раненным в голову и руки, продолжал руководить экипажем, показывая пример мужества и выдержки.

Стремясь поскорее разделаться с «МО-35», японцы установили на берегу в 100–150 метрах от катера 47-мм орудие, но оно не успело сделать ни одного выстрела: пулеметной очередью катерники уничтожили вражеский орудийный расчет. Более часа продолжался этот неравный бой, пока в гавань не прибыл «БО-302» и не снял «МО-35» с мели.

Тем временем высадка десанта в центральной и южной гаванях шла успешно. Первый бросок десанта, несмотря на возрастающее сопротивление японцев, метр за метром овладевал причальными линиями. Через 40 минут после начала высадки морские пехотинцы овладели частью построек порта, и в центральную гавань вошли тральщики с первым эшелоном десанта. Вслед за первым начал высаживаться второй эшелон. Это обеспечило быстрое наращивание сил на берегу.

Развивая успех первого броска, сводный батальон морской пехоты к 12 часам овладел всеми постройками порта и завязал бой за центральную и восточную части города. Подразделения 113-й стрелковой бригады развернули наступление на северную и южную части города.

Два японских пехотных батальона, поддерживаемые артиллерийским, минометным и пулеметным огнем, оказывали сильное сопротивление. Нелетная погода лишала десант поддержки с воздуха, а артиллерийский огонь наших кораблей часто прерывался, так как видимость в тумане порой не превышала [229] 50–60 метров. Несмотря на это, к 14 часам 20 августа десант овладел портом и городом Маока. Противник, потеряв свыше 300 солдат и офицеров убитыми, до 600 пленными, начал отступать в глубь острова вдоль железной и шоссейной дорог.

Овладев городом, сводный батальон морской пехоты стал продвигаться по побережью на Хонто, а 113-я стрелковая бригада — вдоль железной дороги Маока — Отомари. Выбив противника с железнодорожных станций Томамай и Отакай, бригада к исходу дня подошла к Футомата (Чаплаково). Здесь отступавшие японские войска заняли господствующие высоты и вынудили ее перейти к обороне.

Утром 21 августа корабли артиллерийской поддержки десанта произвели огневой налет по железнодорожным станциям Футомата и Осака (Пятиречье). Во второй половине дня, когда установилась летная погода, в воздухе появилась наша авиация. Морские летчики совершили 28 самолето-вылетов и разрушили железнодорожные станции. Однако японцы сопротивлялись в течение всего дня, выполняя требование своего командования любой ценой выиграть время для эвакуации материальных ценностей.

В бою за туннель у станции Экинохара отличился орудийный расчет сержанта Бориса Николайчука. Прямой наводкой он подавил несколько вражеских огневых точек. Получив тяжелое ранение, командир орудия продолжал управлять стрельбой и пал смертью героя.

В бою за станцию Футомата умело действовал орудийный расчет младшего сержанта Евгения Чаплакова. Артиллеристы поддерживали огнем штурмовые группы. Противник оказывал яростное сопротивление. Командир орудия и его боевые товарищи Кравчук и Петренко были ранены, но продолжали вести огонь. В этом бою Евгений Чаплаков погиб. Ныне железнодорожная станция, где младший сержант пал смертью героя, носит его имя.

22 августа авиация Северной Тихоокеанской флотилии, совершив 61 самолето-вылет, уничтожила 28 дзотов и разрушила много складских помещений.

Она не встречала противодействия самолетов противника, но сказывалась большая удаленность (до 250 км) районов боев от аэродромов. Отступая, японцы разрушили все аэродромные площадки, восстановление которых требовало времени. Днем 22 августа воздушный десант флотилии захватил аэродром Коноторо, но к этому времени сопротивление противника было уже сломлено. В ночь на 23 августа 113-я стрелковая бригада овладела населенным пунктом Футомата и начала продвижение на Рудака, Отомари.

Одновременно с наступлением десантников в глубь острова штаб флотилии развернул подготовку к высадке морского десанта в военно-морскую базу Отомари, чтобы лишить японское [230] командование последней возможности эвакуировать с Сахалина свои войска и награбленное имущество.

К утру 23 августа в Маока было сосредоточено три батальона морской пехоты общей численностью 1600 человек, которые составили сводную бригаду моряков Северной Тихоокеанской флотилии. В нее вошел также батальон морской пехоты, наступавший вдоль побережья на Хонто (Невельск), а затем возвращенный в Маока для посадки на корабли.

Десант состоял из первого броска (две роты автоматчиков, усиленные саперный взвод и взвод противотанковых ружей), первого эшелона (3-й сводный батальон под командованием капитана Овсянникова) и второго эшелона (1-й и 2-й сводные батальоны под командованием старшего лейтенанта Карпенок и майора Гуртова). Подразделения первого броска должны были овладеть причальной линией порта и тем самым обеспечить высадку первого эшелона. Каждый из батальонов, высаживавшихся вслед за ним, имел конкретные задачи по освобождению порта и города Отомари{148}.

В 5 час. 30 мин. 23 августа минный заградитель «Океан», 8 тральщиков, 4 сторожевых и 6 торпедных катеров с десантом на борту вышли из Маока. Утром и днем стояла хорошая погода: ветер — 2 балла, море — 1 балл, видимость — 15 миль. Но к вечеру она резко ухудшилась, поднялся шторм до 7–8 баллов. Буксирные тросы, на которых торпедные катера шли за тральщиками, часто рвались. Всю ночь моряки боролись со стихией. Исключительное мужество в этих условиях проявил личный состав 17-го отдельного дивизиона тральщиков под командованием капитан-лейтенанта Ф. И. Усатенко. Старшины и матросы «ТЩ-599» (командир капитан-лейтенант В. И. Бодров), «ТЩ-600» (командир капитан-лейтенант Г. А. Прибылов), «ТЩ-601» (командир старший лейтенант В. В. Волков), «ТЩ-602» (командир старший лейтенант И. К. Хурс), «ТЩ-603» (командир старший лейтенант Л. Г. Лавлинский) и «ТЩ-604» (командир старший лейтенант И. И. Суханов) мастерски заводили на катера новые буксирные концы, подчас рискуя жизнью. Не уступали им в самоотверженности и экипажи катеров. Шторм не утихал, и утром 24 августа с разрешения командующего флотом корабли с десантом вошли в порт Хонто, чтобы переждать непогоду. Население порта вышло к советским кораблям с белыми флагами.

К вечеру шторм утих. В 20 часов корабли с десантом, оставив в Хонто роту моряков, продолжили переход в Отомари. В 6 часов 25 августа они подошли к причалам военно-морской базы и приступили к высадке десанта. Первым ее закончил «ТЩ-599», на котором отлично действовал помощник командира старший лейтенант Ю. Н. Меркулов. [231]

Когда с кораблей сходил последний десантник, к восточной окраине города подоспели подразделения 113-й стрелковой бригады. К 10 часам военно-морская база Отомари была занята. Ее гарнизон численностью 3400 солдат и офицеров сложил оружие и сдался в плен.

К этому времени передовые части 56-го стрелкового корпуса вступили в административный центр Южного Сахалина город Тоёхара. К полудню 25 августа освобождение Южного Сахалина от японских захватчиков было завершено.

В итоге Южно-Сахалинской операции наши войска разгромили находившуюся на острове группировку противника, взяли в плен 18 320 японских солдат и офицеров, захватили большие трофеи.

Войска 56-го стрелкового корпуса, корабли и авиация Северной Тихоокеанской флотилии выполнили свой долг перед Родиной, вернули ей исконно русскую землю — Южный Сахалин. [232]

Дальше