Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Предисловие.

Воздушный флот Британской Империи или, как в дальнейшем для краткости будем мы называть — Англии, представляет для нас совершенно исключительный интерес.

Воздушный флот Англии, первый во всем мире, добился своего признания в качестве одного из видов вооруженной силы страны, и неизбежно с этим добился права на самостоятельную жизнь, независимую от армии и флота морского, всегда и всюду склонных смотреть на него не снизу вверх, а сверху вниз.

Пример Англии, руководители которой издавна славились своей политической дальновидностью, прославленной способностью мыслить веками и материками, с ее органическим пренебрежением к чистой теории, отвлеченному знанию, всякой фантастике, в особенности в военном деле, — обязывает нас ко многому в смысле нашей оценки значения и организации воздушного флота Союза Республик.

Англия до последнего времени — бесспорная повелительница морей, в течение веков исповедывавшая доктрину необходимости морской гегемонии, свою знаменитую доктрину «two powers standard»{1}, принуждена теперь признать воздушный флот, а не морской, своей «the first line of defence» — первой линией обороны.

Эта поразительная для Англии и своеобразная «смена вех» — факт столь огромного исторического значения, что нет, кажется, в мире ни одного правительства, которое бы так или иначе не реагировало на это, так или иначе не ввело коррективов в свою воздушную политику.

Эта перемена основной многолетней доктрины в последнее время вылилась в форму «one power standard» (буквально — «однодержавная мера») для английского Воздушного флота. Это означает, что Английский воздушный флот отныне должен быть столь же сильным, как другой, самый мощный воздушный флот другой страны. [8]

Английский воздушный флот впервые в истории начал фактически играть первенствующую роль в среде других родов войск, а соответственно с этим, начальники воздушного флота впервые получают права старших войсковых начальников (операции в Ираке), с придачей им в их полное распоряжение пехоты, кавалерии, артиллерии, танков и пр.

Наконец, Английский воздушный флот, единственный из всех воздушных флотов великих держав, может непосредственно и скорее всего столкнуться с нашим Красным Рабоче-крестьянским Воздушным Флотом СССР, как в Европе (Балтийское, Белое, Черное моря) так, в особенности, в Азии (Персия, Афганистан, Китай и др.).

Достаточно этих немногих, но самых крупных черт, характеризующих воздушный флот Британской Империи, чтобы уяснить себе необходимость тщательно и систематически изучать воздушные дела величайшей державы мира. Это изучение важно не только с точки зрения общего интереса. Нам приходится проявить и специальный интерес, основанный на повелительных мотивах, из которых далеко не последним является чувство самосохранения.

При составлении этого очерка автор использовал следующие источники:

А. Официальные, изд. Stationary office, London:

1) Official Report. Parliamentary Debates House of Commons. 1923 г.

2) Air Ministry. Department of Controller-General of Civil Aviation. Half-yearly reports, за 1921–1922 г.

3) Air Ministry. Directorate of Civil Aviation, Annual report on the progress of Civil Aviation за 1922–1923 г.

4) Manual of the AA. Defences, 1922 г.

5) Royal Air Force Flying Training, 1922 г.

6) Proceedings of the Air Conferences, presented to Parliament.

Б. Неофициальные:

1) All the World's Aircraft, founded by. Fred Jane. За 1919–1923 г.г.

2) The Aircraft Year Book, за 1923 г.

3) The Aeroplane, журн. за разные годы.

4) The Air League Bulletin, за 1923 июнь — июль.

5) The Navy. By Admiral Lord Charles Beresford.

6) Meyers Conversation Lexicon. — «Groszbritanien».

7) «Англия и Англичане» и «Новая Англия» т. Керженцева.

8) Некоторые работы т. Павловича,

9) и мн. другие. [9]

Дальше