Техническое и тактическое развитие военных самолетов после окончания войны.
Ниже дается сравнительная таблица, показывающая какая специализация самолетов была достигнута в 1918 году и какая теперь признается американцами отвечающей всем требованиям современной войны. В первой таблице, кроме того, проводятся типичные самолеты по каждой специальности. Вся классификация 1918 года и примеры взяты такими, каким они вылились к концу войны у союзников и немцев.
У американцев, как было это выяснено раньше, ничего своего оригинального не было. Вторая, современная классификация выработана уже самими американцами. Во втором столбце приведены американские условные обозначения типов.
Сравнительная таблица специализации самолетов.
Требования к ним до известной степени являются идеалом на ближайшее время и имеют программное значение.
Аэропланы 1918 года. | Аэропланы 1923 года. | ||
Назначение. | Образцы. | Назначение. | Условн. обозн. |
1. Истребительн. авиация. | 1. Истребительн. авиац. | ||
Дневное истребление на больших высотах. | S: Е-5 | Тип I, дневное истр., мотор с водян. охлажден. | P. W. |
Спад | |||
Тип II, ночн. истребл. | Р. N. | ||
Дневное истребление на низких зонах | Сопвич | Тип III, дневное истр. воздушн. охлажд. | Р. А. |
Саламандер | Тип IV, для низк. зон. | P. g. | |
Двуместн. истребитель | Бристоль-Файтер. | Тип V, двумест. дневн. истребит. | Т. Р. [79] |
2. Авиация атаки. | 2. Авиация атаки. | ||
Атаки живых целей | Юнкерс-бронир. | Тип VI, атака живых целей | G. А. |
Тип VII, связь с пехотой | J. L. | ||
3. Наблюдательная авиация. | 3. Наблюдательная авиация. | ||
Ночное наблюдение разведка | Англ. F.E 5 | Тип VIII, ночное наблюдение. | N. O. |
Корпусное наблюдение (разведка) | Д. Н 4 и Бреге. | Тип IX армейское наблюдение (разведка) | А. O. |
Тип X корпусное наблюдение (разведка) | С. O. | ||
4. Бомбардировочная авиация | 4. Бомбардировочная авиация. | ||
Дневное бомбардирование. | Д Н-4 и Сальмсон | Тип XI дневное бомбардирование. | D. В. |
Ночное бомбардирование. | Хендей-педж | Тип XII ночное, на коротк. расстоянии | N. B. S. |
Капрони. | |||
Тип XIII ночное на большом расстоян. (дальн. б.) | N. В. L. | ||
5. Учебная авиация. | 5. Учебная авиация | ||
Первоначальное обучение | Авро 504 К | Тип XIV моторы воздушного охлаждения | Т. А. |
Анрио НД 14. | Тип XV моторы с водян. охлаждением. | Т. W. |
Таким образом, вместо 9 специальных типов 1918 года по мнению американской военной мысли теперь необходимо иметь целых 15 типов. Рассмотрим по порядку, какое развитие сделал каждый вид авиации и какое назначение и какие требования к каждому типу самолета, входящему в данный вид авиации, предъявляют американцы, и какие системы самолетов у них имеются для каждого вида.
Истребительная авиация.
Из трех первоначальных типов развилось пять.
Тип I одноместный самолет, мотор с водяным охлаждением. Назначение дневное истребление на больших [80] высотах. По своим тактическим и техническим данным значительно превосходит соответствующий тип 1918 года. Вместо горизонтальной скорости максимум в 192 клм. над землей самолетов 1918 года, современный истребительный самолет должен иметь 232 клм. на высоте 4.500 метров. Затем скорость подъема поднята до 21 мин. на 6000 метров и практический потолок до 7200 мтр.
Продолжительность полета 2 1/2 часа на высоте 4.500 метров плюс еще полчаса над землей.
Полезная нагрузка 238 клгрм. Вооружение из двух неподвижных пулеметов: один пулемет в 3,03 лин., другой в 5 лин. Условное обозначение для самолета и всех частей PW (Р = pursuit = истребление, W = water = водяной).
У американцев имеется два воплощения этого типа. Это Томас-Морз МВ 3 и Бюинг MB 3А.
(Обозначение по старой системе шифровки).
Оба самолета бипланы, с 300HP мотором Райта.
Кроме того, на испытании имеются еще 3 новых самолета этого типа, один сконструированный в Инженерном Отделе, 2 других фирмой Ленинг.
Подготовляются к испытаниям в Инженерном Отделе самолеты типа PW, сконструированные Оренко и Галлоде. Последний весь металлический. Среди всех этих самолетов большинство принадлежит бипланам. Моторы в 350 лош. сил фирмы Паккард, 12-цилиндровые. Радиаторы типа Ламблен.
Тип II тоже одноместный самолет. Мотор или с водяным или с воздушным охлаждением. Это тип ночного истребителя для всех высот. Соответствующего специального типа в 1918 году не было. Ночные истребители 1918 года были те же дневные самолеты с некоторыми лишь изменениями в снаряжении.
Для ночного истребителя установлены следующие требования:
Скорость максимальная 204 клм. час на высоте 3.000 метров.
Скорость подъема 4.500 метр. в 20 минут.
Практический потолок 6.500 метров.
Продолжительность полета 2 1/2 часа в высоте 4.500 метров + 1/2 часа над землей.
Полезная нагрузка 252 клгр. Вооружение два неподвижных пулемета, калибр 3,03 лин. Обозначен РМ (N = night = ночной).
Соответствующих этим требованиям самолетов ни на вооружении, ни на испытании не имеется. Имеется лишь проект фирмы Кертисса.
Тип III тоже одноместный мотор, мотор с воздушным охлаждением или стационарный радиальный или ротативный. [81]
Назначение его дневное истребление на средних высотах. Это значительно усовершенствованные в сравнении с 1918 годом самолеты.
Требования к нему следующие:
Максимальная скорость на высоте 4.500 мтр. 216 клм. в час.
Скорость подъема с 4.500 мтр. до 7.200 мтр. 30 мин.
Потолок 7.500 метр.
Продолжительность полета 2 1/2 часа на 4.500 мтр. + 1/2 часа над землей.
Полезная нагрузка 240 кгр. Вооружение как у типа I.
На вооружении Американского Воздушного Флота самолетов этого типа пока нет.
Представлен один лишь самолет американской конструкции Ленинг, удовлетворяющий по расчетным данным предъявляемым требованиям. Условное обозначение РА (А = air = воздушное охлажд.).
Тип IV бронированный одноместный самолет, мотор с водяным или воздушным охлаждением. Назначение истребление самолетов атаки (иначе штурмовых, земного боя). Значительно усовершенствованный тип истребителя 1918 г. для низких зон.
Требуется:
Максимальная скорость над землей 200 клм. в час.
Продолжительность полета над землей 1 1/2 часа.
Вооружение должно состоять из одного пулемета калибра 5 лин. или 11 мм. и одной пушки кал. 37 мм.
Условное обозначение PG (р = pursuit = преследование, истребление, G = Ground = земля).
На вооружении Воздушного Флота Америки этот тип самолета пока не состоит. Скоро приступят к испытаниям самолета, конструкции Инженерного Отдела PG 1 и представленного Фоккером под маркой V 40. Последний обычной Фоккеровской конструкции, мотор Либерти 400 лош. сил, съемная броня.
Тип V двухместный самолет, мотор или с водяным или с воздушным охлаждением. Назначение дневное истребление. Требования к нему значительно повышены, сравнительно с соответствующим типом 1918 г. Данные его с невысотным мотором следующие:
Максимальная скорость на высоте 4.500 метров 192 клм. в час.
Скорость подъема на 6.000 метров 30 минут.
Потолок 6.600 метров.
Продолжительность 2 1/2 ч. на 4.500 метр.+ 1 1/2 ч. над землей.
Полезная нагрузка 429 кгр.
С высотным мотором данные повышаются таким образом. [82]
Скорость на высотах 4.000–9.000 метров 232 клм./час.
Скорость подъема на 6.000, 7.500 и 9.000 мтр. соответственно 21, 28 и 37 минут.
Потолок 10.200 метров.
Продолжительность полета 2 часа на высоте 6.000 мтр. + 1/2 часа над землей.
Вооружение: приспособление для 136 кгр. бомб.
Два неподвижных пулемета, один калибра 3,03 лин., другой 5 лин., третий пулемет калибра 3,03 лин. на подвижной башенной установке у наблюдателя-пулеметчика.
Условное обозначение ТР (Т = two = два, р = истребление).
Этот самолет тоже еще не воплощен в жизнь. Имеется лишь проект, не готовый к испытаниям, составленный Инженерным Отделом, ТР1. Проектом предусмотрена установка высотного мотора Либерти 400 лош. сил. Это первый оригинальный американский проект двухместного истребителя с высотным мотором.
Биплан Лепер, построенный в Америке по проекту капитана Лепер, офицера из состава Французской Авиационной Миссии, на котором майор Шредер установил мировой рекорд высоты 1920 г., несколько приближается к этому типу. Его американцы стали улучшать. Этот же самолет, только с высотным приспособлением у мотора, дал возможность лейтенанту Джону Макреди снова побить мировой рекорд высоты 28 сентября 1921 г.
Авиация атаки (или земного боя, штурмовая{3}).
Этот вид авиации получил значительное развитие с 1918 г. Теперь окончательно уста новлено два типа самолетов, удовлетворяющих всем требованиям этой авиации.
Тип VI трехместный самолет, мотор (или моторы), экипаж и баки с горючим совершенно надежно забронированы.
Назначение этого типа атака против живых целей противника. Скорость его над землей 192 клм./час., продолжительность полета 1 1/2 часа над землей.
Вооружение 1 пушка 37 мм., 2 подвижных и 4 неподвижных пулемета, все калибра 3,03 лин.
Большой запас патронов и 140 кгр. бомб. Обозначение GA (G = ground = земля, а А = attack = атака).
Этот тип самолета осуществлен фирмой Бюинг по проекту, составленному Инженерным Отделом, под условным обозначением GA 1. Это растяжечные трипланы, два мотора Либерти 400 лош. сил. [83]
Подготовляется к испытаниям самолет конструкции самого завода Бюинг, GA 2. Это биплан с мотором Райт 700 лош. сил, TW, 12 цилиндр., впервые вообще ставящимся на аэроплан.
Тип VII двухместный самолет с бронировкой мотора, экипажа и баков с горючим. Назначение связь штаба с войсками, находящимися в бою. Так же, как и для предыдущего типа самолета, для него не важны потолок и скорость полета. Это по нашей терминологии пехотный самолет.
Скорость его только 176 клм. в час (над землей), продолжительность полета 3 часа. Полезная нагрузка 430 кгр.
Вооружение неподвижный пулемет, калибр 5 лин., два подвижных пулемета, калибр 3,03 лин., специальный подвижный пулемет для стрельбы под хвост и 136 кгр. бомб. Обозначение IL (I = infantry = пехота, L = liason = связь).
На вооружении этого типа самолетов нет. Ожидается испытание самолета Оренко IL 1 (Оренко сокращенное наименование, получившееся из первых букв названия фирмы Or(dnance), En(gineering), Co(rporation) (т.-е. Инженерно-Артиллерийская Корпорация).
IL 1 биплан, мотор 400 сил Либерти.
Наблюдательная авиация.
Развитие в этой обширной области применения авиации было весьма значительно. Всего установлено три типа самолетов.
Тип VIII двухместный самолет, мотор с воздушным или водяным охлаждением. Назначение ночное наблюдение за всеми главными транспортными средствами противника по перевозке войск, снабжения и т. п.
Требования:
Скорость на 4.500 м. 176 клм./час.
Скорость подъема на 4.500 м, 25 мин.
Потолок 6.000 метров.
Продолжительность полета 4 часа на высоте 3.000 м. + 1/2 часа над землей.
Полезная нагрузка 420 кгр.
Вооружение. Неподвижный пулемет 3,03 лин., 2 пулемета подвижных, кал. 3,03 лин. и один специальный подвижный пулемет для обстрела вниз.
Обозначение : «NO» (n = night = ночной, О = observation = наблюдение).
Этот тип самолета представлен в Американском Воздушном Флоте самолетом, переделанным из самолета типа X, к которому только добавлено ночное оборудование.
Тип IX трехместный самолет (мотор с воздушным или водяным охлаждением), представляющий развитие соответствующего типа 1918 года.
Назначение. Обслуживание артиллерии полевой или береговой обороны. Требования к скорости, потолку, скороподъемности [84] очень близки к таковым для типа VIII. Продолжительность полета 5 1/2 часов. Полезная нагрузка 629 кгр. Вооружение два сдвоенных подвижных пулемета (кал. 3,03 лин.), один специальный подвижный пулемет для стрельбы вниз. Бомб 136 кгр. Обозначение АО (А = artillery = артиллерийский, О = наблюдение).
Подобного типа самолетов еще нет на вооружении Американского Воздушного Флота, нет и на испытании.
Тип X двухместный самолет. Мотор с водяным или воздушным охлаждением.
Назначение корпусное наблюдение и разведка.
Скорость 192 клм./час., продолжительность полета 4 часа на высоте 3.000 метров + 1/2 часа над землей. Полезная нагрузка 440 кгр. Вооружение один неподвижный пулемет, два подвижных, один специальный для стрельбы вниз. Все калибра 3,03 лин. Бомб 90,5 кгр. Обозначение «СО» (С = corps =корпус, О = наблюдение).
Этот тип самолета имеет своим представителем известный D.H-4B мотор 400 лошадиных сил Либерти ), состоящий на вооружении Воздушного Флота Америки.
Кроме него, в Инженерном Отделе будут производиться, испытания 2 самолетов, сконструированных Отделом СО 1 и СО 2. Первый представляет собою безрастяжечный моноплан, весь металлический.
Мотор Либерти 400 лошадиных сил с высотным приспособлением.
Это первый всеметаллический самолет, сконструированный. Инженерным Отделом. СО-2 обычной конструкции, биплан с Либерти 400 лош. сил. На вооружении Американского Воздушного Флота имеются еще два самолета типа видоизмененного «D-H4B».
Бомбардировочная авиация.
Особенное развитие получила именно бомбардировочная авиация. Вместо двух типов бомбардировщиков, дневного и ночного, найдено необходимым иметь три таких типа.
На установление типов повлияли результаты опытов с бомбометанием по морским судам летом в 1922 году.
Постройка и испытания новой бомбы в 1816 кгр. (4000 англ. фунтов) открывает широкие горизонты по применению Воздушного Флота в борьбе с линейным морским флотом противника. Непрерывные усовершенствования прицельных бомбовых приспособлений, позволяющие с большой высоты добиваться большого процента попадаемости, в особенности дают много шансов в пользу Воздушного Флота.
Тип XI двухместный самолет, мотор с водяным или воздушным охлаждением. Этот тип самолета предназначен к дневному бомбометанию с большой высоты на поле сражения. [85]
Требования:
Скорость подъема на 4500 метров 30 мин.
Потолок 5200 метров.
Продолжительность полета 5 часов на высоте 3000 метров, плюс 1/2 ч. над землей.
Полезная нагрузка 703 кгр.
Вооружение: один пулемет 3,03 лин., два подвижных пулемета того же калибра и один со специальной установкой для стрельбы вниз. Бомб 227 кгр., обозначение «DB» (D = day = дневной, В = bombardement = бомбардирование).
Тип XI представлен в Американском Воздушном Флоте самолетом U. S. D9-A. Это обычный биплан с мотором Либерти 400 лош. сил, представляющий усовершенствование известного английского самолета.
Самолет, еще не прошедший испытание Голлодет DB1, представляет собою безрастяжечный моноплан с мотором 700 лош. сил, сделанный весь из металла. Это образец является наибольшим всеметаллическим аэропланом, когда-либо построенным в Америке.
Тип XII многоместный самолёт с мотором воздушного или водяного охлаждения. Назначение ночная бомбардировка на ближней дистанции.
В общем разница между типами XI и XII зиждется с большей грузоподъемности и меньшей высотой полета тип XII в сравнении с типом XI. Продолжительность полета прежняя 5 часов на высоте 3000 метров плюс 1/2 часа над землей. Полезная нагрузка 1274 кгр. Вооружение 2 сдвоенных подвижных пулемета, калибра 3,03 лин. на специальной установке для обстрела вниз. Бомб 680 кгр., обозначение «NBS» (n = night = ночной, В = бомбардировочный, S = short = ближней дистанции).
В Американском воздушном флоте имеется на вооружении один тип самолета, удовлетворяющий поставленным типу XII условиям. Это Глэн-Мартин МВ2 (старая шифровка). Кроме него имеется его видоизменение М. B.S-1. Оба двухместные самолеты с двумя моторами Либерти 400 лош. сил.
Развитию этого именно XII типа самолетов в Америке будет в ближайшее время посвящено много внимания.
Упомянутый же самолет «Мартин -бомбер» МВ-2 подвергся вторичному переконструированию конструкторов Инженерного Отдела с целью приспособить его к ночным фотографическим разведкам.
Тип XIII многоместный самолет с моторами водяного или воздушного охлаждения. Назначение бомбардирование глубокого тыла противника для разрушения его «нервных центров». [87]
Требования: скорость 152 клм. час., подъем на 3.000 метров 35 минут, продолжительность полета 6 часов над землею, полезная нагрузка 3.400 кгр.
Вооружение: 2 подвижных пулемета 3,03 лин. и пулемет на специальной установке для стрельбы вниз. Бомб 2.267 кгр.
Обозначение NBL (N = ночной, В = бомбардировочный, L = long distance = дальний.
Такого бомбовоза на вооружении пока нет. На испытании ожидается самолет Варлинг. Это растяжечный триплан с 6-ю либерти по 400 лош. сил, величайший из имеющихся ныне в мире (см. рис. 23).
Учебная авиация.
В этой области тоже достигнуты значительные улучшения в сравнении с 1918 годом.
Общие для них требования это быть легко управляемыми, чрезвычайно прочными, возможно лучше предохранять от ранений их экипаж, обладать средними летными данными.
Тип XIV двухместный самолет, мотор с воздушным охлаждением. Назначение первоначальное обучение.
Тип XIV имеет бензиновые баки с предохранительным устройством, уменьшающим возможность пожара.
Скорость 200 клм., подъем на 3.000 метров в 15 мин.
Потолок 4.800 метров, продолжительность 2 1/2 ч. над землей.
Полезная нагрузка 64 кгр., не включая экипаж.
Обозначение: ТА (Т = training = учебный, А = air =воздушный).
Подобного самолета в Американском воздушном флоте еще нет.
Ожидаются испытания самолетов Дайтон-Райт ТА 3, Илиас ТА 1, Гуфф-Далэнд ТА 2 и ТА 4 конструкции Инженерного Отдела.
Из старых самолетов, приближающихся к требованиям типа XIV, является Томас-Морз S 4С.
Тип XV двухместный самолет с мотором водяного охлаждения. Назначение первоначальное обучение. Обозначение TW (W = Water = водяной). Требования те же, что и к типу XIV, кроме мотора.
Тип XV в Американском Воздушном Флоте представлен ныне самолетом Кертисс JN.4 Н (старой шифровки).
Развитию его в ближайшее же время будет уделено много внимания. Его же приспосабливают для обучения ночным полетам. Управление двойное. [88]
Дальнейшее развитие типов аэропланов.
Инженерный Отдел разработал требования ещ к двум типам самолетов. Назначение одного обороны своих аэродромов и вообще охрана точек, другого воздушная связь.
Главные требования к первому типу это скорость подъема. Именно требуется подниматься на 6000 метров в 18 минут.
Самолет одноместный, любой мотор.
Скорость и маневренность максимальное достижимые.
Продолжительность полета 1 1/2 часа.
Нагрузка всего 160 кгр., обозначение PS (pursuit = истребительный, s = short distance = ближний).
Самолет связи одноместный самолет, мотор с воздушным охлаждением.
Требования окончательно не установлены. Судя по испытаниям опытного самолета, эти данные приблизительно таковы:
Скорость 144 клм. час над землей.
Подъем на 2000 метров 28 минут.
Потолок 2200 метров.
Продолжительность полета 6 часов. [89]