Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава VIII.

Техническое и тактическое развитие военных самолетов после окончания войны.

Ниже дается сравнительная таблица, показывающая какая специализация самолетов была достигнута в 1918 году и какая теперь признается американцами отвечающей всем требованиям современной войны. В первой таблице, кроме того, проводятся типичные самолеты по каждой специальности. Вся классификация 1918 года и примеры взяты такими, каким они вылились к концу войны у союзников и немцев.

У американцев, как было это выяснено раньше, ничего своего оригинального не было. Вторая, современная классификация выработана уже самими американцами. Во втором столбце приведены американские условные обозначения типов.

Сравнительная таблица специализации самолетов.

Требования к ним до известной степени являются идеалом на ближайшее время и имеют программное значение.

Аэропланы 1918 года. Аэропланы 1923 года.
Назначение. Образцы. Назначение. Условн. обозн.
1. Истребительн. авиация.   1. Истребительн. авиац.  
Дневное истребление на больших высотах. S: Е-5 Тип I, дневное истр., мотор с водян. охлажден. P. W.
Спад
  Тип II, ночн. истребл. Р. N.
Дневное истребление на низких зонах Сопвич Тип III, дневное истр. воздушн. охлажд. Р. А.
Саламандер Тип IV, для низк. зон. P. g.
Двуместн. истребитель Бристоль-Файтер. Тип V, двумест. дневн. истребит. Т. Р. [79]
2. Авиация атаки.   2. Авиация атаки.  
Атаки живых целей Юнкерс-бронир. Тип VI, атака живых целей G. А.
    Тип VII, связь с пехотой J. L.
3. Наблюдательная авиация.   3. Наблюдательная авиация.  
Ночное наблюдение — разведка Англ. F.E — 5 Тип VIII, ночное наблюдение. N. O.
Корпусное наблюдение (разведка) Д. Н — 4 и Бреге. Тип IX — армейское наблюдение (разведка) А. O.
Тип X  — корпусное наблюдение (разведка) С. O.
4. Бомбардировочная авиация   4. Бомбардировочная авиация.  
Дневное бомбардирование. Д Н-4 и Сальмсон Тип XI  — дневное бомбардирование. D. В.
Ночное бомбардирование. Хендей-педж Тип XII  — ночное, на коротк. расстоянии N. B. S.
Капрони.
  Тип XIII  — ночное на большом расстоян. (дальн. б.) N. В. L.
5. Учебная авиация.   5. Учебная авиация  
Первоначальное обучение Авро — 504 К Тип XIV  — моторы воздушного охлаждения Т. А.
Анрио НД — 14. Тип XV  — моторы с водян. охлаждением. Т. W.

Таким образом, вместо 9 специальных типов 1918 года по мнению американской военной мысли теперь необходимо иметь целых 15 типов. Рассмотрим по порядку, какое развитие сделал каждый вид авиации и какое назначение и какие требования к каждому типу самолета, входящему в данный вид авиации, предъявляют американцы, и какие системы самолетов у них имеются для каждого вида.

Истребительная авиация.

Из трех первоначальных типов развилось пять.

Тип I  — одноместный самолет, мотор с водяным охлаждением. Назначение — дневное истребление на больших [80] высотах. По своим тактическим и техническим данным значительно превосходит соответствующий тип 1918 года. Вместо горизонтальной скорости максимум в 192 клм. над землей самолетов 1918 года, современный истребительный самолет должен иметь 232 клм. на высоте 4.500 метров. Затем скорость подъема поднята до 21 мин. на 6000 метров и практический потолок до 7200 мтр.

Продолжительность полета — 2 1/2 часа на высоте 4.500 метров плюс еще полчаса над землей.

Полезная нагрузка — 238 клгрм. Вооружение из двух неподвижных пулеметов: один пулемет в 3,03 лин., другой в 5 лин. Условное обозначение для самолета и всех частей PW (Р = pursuit = истребление, W = water = водяной).

У американцев имеется два воплощения этого типа. Это — Томас-Морз МВ — 3 и Бюинг MB — 3А.

(Обозначение по старой системе шифровки).

Оба самолета бипланы, с 300HP мотором Райта.

Кроме того, на испытании имеются еще 3 новых самолета этого типа, один сконструированный в Инженерном Отделе, 2 других фирмой Ленинг.

Подготовляются к испытаниям в Инженерном Отделе самолеты типа PW, сконструированные Оренко и Галлоде. Последний весь металлический. Среди всех этих самолетов большинство принадлежит бипланам. Моторы в 350 лош. сил фирмы Паккард, 12-цилиндровые. Радиаторы — типа Ламблен.

Тип II — тоже одноместный самолет. Мотор или с водяным или с воздушным охлаждением. Это тип — ночного истребителя для всех высот. Соответствующего специального типа в 1918 году не было. Ночные истребители 1918 года были те же дневные самолеты с некоторыми лишь изменениями в снаряжении.

Для ночного истребителя установлены следующие требования:

Скорость максимальная — 204 клм. час на высоте 3.000 метров.

Скорость подъема — 4.500 метр. в 20 минут.

Практический потолок — 6.500 метров.

Продолжительность полета  — 2 1/2 часа в высоте 4.500 метров + 1/2 часа над землей.

Полезная нагрузка  — 252 клгр. Вооружение  — два неподвижных пулемета, калибр — 3,03 лин. Обозначен РМ (N = night = ночной).

Соответствующих этим требованиям самолетов ни на вооружении, ни на испытании не имеется. Имеется лишь проект фирмы Кертисса.

Тип III — тоже одноместный мотор, мотор с воздушным охлаждением или стационарный радиальный или ротативный. [81]

Назначение его — дневное истребление на средних высотах. Это значительно усовершенствованные в сравнении с 1918 годом самолеты.

Требования к нему следующие:

Максимальная скорость  — на высоте 4.500 мтр. 216 клм. в час.

Скорость подъема с 4.500 мтр. до 7.200 мтр. — 30 мин.

Потолок  — 7.500 метр.

Продолжительность полета  — 2 1/2 часа на 4.500 мтр. + 1/2 часа над землей.

Полезная нагрузка  — 240 кгр. Вооружение как у типа I.

На вооружении Американского Воздушного Флота самолетов этого типа пока нет.

Представлен один лишь самолет американской конструкции Ленинг, удовлетворяющий по расчетным данным предъявляемым требованиям. Условное обозначение РА (А = air = воздушное охлажд.).

Тип IV  — бронированный одноместный самолет, мотор с водяным или воздушным охлаждением. Назначение — истребление самолетов атаки (иначе штурмовых, земного боя). Значительно усовершенствованный тип истребителя 1918 г. для низких зон.

Требуется:

Максимальная скорость над землей  — 200 клм. в час.

Продолжительность полета над землей 1 1/2 часа.

Вооружение должно состоять из одного пулемета калибра 5 лин. или 11 мм. и одной пушки кал. 37 мм.

Условное обозначение — PG (р = pursuit = преследование, истребление, G = Ground = земля).

На вооружении Воздушного Флота Америки этот тип самолета пока не состоит. Скоро приступят к испытаниям самолета, конструкции Инженерного Отдела PG — 1 и представленного Фоккером под маркой V — 40. Последний обычной Фоккеровской конструкции, мотор Либерти 400 лош. сил, съемная броня.

Тип V  — двухместный самолет, мотор или с водяным или с воздушным охлаждением. Назначение — дневное истребление. Требования к нему значительно повышены, сравнительно с соответствующим типом 1918 г. Данные его с невысотным мотором следующие:

Максимальная скорость на высоте 4.500 метров — 192 клм. в час.

Скорость подъема  — на 6.000 метров — 30 минут.

Потолок  — 6.600 метров.

Продолжительность  — 2 1/2 ч. на 4.500 метр.+ 1 1/2 ч. над землей.

Полезная нагрузка  — 429 кгр.

С высотным мотором данные повышаются таким образом. [82]

Скорость на высотах 4.000–9.000 метров — 232 клм./час.

Скорость подъема  — на 6.000, 7.500 и 9.000 мтр. соответственно 21, 28 и 37 минут.

Потолок  — 10.200 метров.

Продолжительность полета — 2 часа на высоте 6.000 мтр. + 1/2 часа над землей.

Вооружение: приспособление для 136 кгр. бомб.

Два неподвижных пулемета, один калибра 3,03 лин., другой — 5 лин., третий пулемет калибра 3,03 лин. на подвижной башенной установке у наблюдателя-пулеметчика.

Условное обозначение — ТР (Т = two = два, р = истребление).

Этот самолет тоже еще не воплощен в жизнь. Имеется лишь проект, не готовый к испытаниям, составленный Инженерным Отделом, ТР1. Проектом предусмотрена установка высотного мотора Либерти 400 лош. сил. Это первый оригинальный американский проект двухместного истребителя с высотным мотором.

Биплан Лепер, построенный в Америке по проекту капитана Лепер, офицера из состава Французской Авиационной Миссии, на котором майор Шредер установил мировой рекорд высоты 1920 г., несколько приближается к этому типу. Его американцы стали улучшать. Этот же самолет, только с высотным приспособлением у мотора, дал возможность лейтенанту Джону Макреди снова побить мировой рекорд высоты 28 сентября 1921 г.

Авиация атаки (или земного боя, штурмовая{3}).

Этот вид авиации получил значительное развитие с 1918 г. Теперь окончательно уста новлено два типа самолетов, удовлетворяющих всем требованиям этой авиации.

Тип VI  — трехместный самолет, мотор (или моторы), экипаж и баки с горючим совершенно надежно забронированы.

Назначение этого типа — атака против живых целей противника. Скорость его над землей — 192 клм./час., продолжительность полета 1 1/2 часа над землей.

Вооружение  — 1 пушка 37 мм., 2 подвижных и 4 неподвижных пулемета, все калибра 3,03 лин.

Большой запас патронов и 140 кгр. бомб. Обозначение GA (G = ground = земля, а А = attack = атака).

Этот тип самолета осуществлен фирмой Бюинг по проекту, составленному Инженерным Отделом, под условным обозначением GA — 1. Это растяжечные трипланы, два мотора Либерти 400 лош. сил. [83]

Подготовляется к испытаниям самолет конструкции самого завода Бюинг, GA — 2. Это биплан с мотором Райт 700 лош. сил, TW, 12 цилиндр., впервые вообще ставящимся на аэроплан.

Тип VII  — двухместный самолет с бронировкой мотора, экипажа и баков с горючим. Назначение  — связь штаба с войсками, находящимися в бою. Так же, как и для предыдущего типа самолета, для него не важны потолок и скорость полета. Это по нашей терминологии — пехотный самолет.

Скорость его только 176 клм. в час (над землей), продолжительность полета 3 часа. Полезная нагрузка — 430 кгр.

Вооружение  — неподвижный пулемет, калибр 5 лин., два подвижных пулемета, калибр 3,03 лин., специальный подвижный пулемет для стрельбы под хвост и 136 кгр. бомб. Обозначение IL (I = infantry = пехота, L = liason = связь).

На вооружении этого типа самолетов нет. Ожидается испытание самолета Оренко IL — 1 (Оренко  — сокращенное наименование, получившееся из первых букв названия фирмы Or(dnance), En(gineering), Co(rporation) (т.-е. Инженерно-Артиллерийская Корпорация).

IL — 1 — биплан, мотор 400 сил Либерти.

Наблюдательная авиация.

Развитие в этой обширной области применения авиации было весьма значительно. Всего установлено три типа самолетов.

Тип VIII  — двухместный самолет, мотор с воздушным или водяным охлаждением. Назначение — ночное наблюдение за всеми главными транспортными средствами противника по перевозке войск, снабжения и т. п.

Требования:

Скорость на 4.500 м. — 176 клм./час.

Скорость подъема на 4.500 м, — 25 мин.

Потолок  — 6.000 метров.

Продолжительность полета — 4 часа на высоте 3.000 м. + 1/2 часа над землей.

Полезная нагрузка  — 420 кгр.

Вооружение. Неподвижный пулемет 3,03 лин., 2 пулемета подвижных, кал. 3,03 лин. и один специальный подвижный пулемет для обстрела вниз.

Обозначение : «NO» (n = night = ночной, О = observation = наблюдение).

Этот тип самолета представлен в Американском Воздушном Флоте самолетом, переделанным из самолета типа X, к которому только добавлено ночное оборудование.

Тип IX — трехместный самолет (мотор с воздушным или водяным охлаждением), представляющий развитие соответствующего типа 1918 года.

Назначение. Обслуживание артиллерии полевой или береговой обороны. Требования к скорости, потолку, скороподъемности [84] очень близки к таковым для типа VIII. Продолжительность полета 5 1/2 часов. Полезная нагрузка 629 кгр. Вооружение — два сдвоенных подвижных пулемета (кал. 3,03 лин.), один специальный подвижный пулемет для стрельбы вниз. Бомб — 136 кгр. Обозначение — АО (А = artillery = артиллерийский, О = наблюдение).

Подобного типа самолетов еще нет на вооружении Американского Воздушного Флота, нет и на испытании.

Тип X  — двухместный самолет. Мотор с водяным или воздушным охлаждением.

Назначение  — корпусное наблюдение и разведка.

Скорость  — 192 клм./час., продолжительность полета — 4 часа на высоте 3.000 метров + 1/2 часа над землей. Полезная нагрузка 440 кгр. Вооружение  — один неподвижный пулемет, два подвижных, один специальный для стрельбы вниз. Все — калибра 3,03 лин. Бомб — 90,5 кгр. Обозначение — «СО» (С = corps =корпус, О = наблюдение).

Этот тип самолета имеет своим представителем известный D.H-4B мотор 400 лошадиных сил Либерти ), состоящий на вооружении Воздушного Флота Америки.

Кроме него, в Инженерном Отделе будут производиться, испытания 2 самолетов, сконструированных Отделом — СО — 1 и СО — 2. Первый представляет собою безрастяжечный моноплан, весь металлический.

Мотор Либерти 400 лошадиных сил с высотным приспособлением.

Это первый всеметаллический самолет, сконструированный. Инженерным Отделом. СО-2 обычной конструкции, биплан с Либерти 400 лош. сил. На вооружении Американского Воздушного Флота имеются еще два самолета типа видоизмененного «D-H4B».

Бомбардировочная авиация.

Особенное развитие получила именно бомбардировочная авиация. Вместо двух типов бомбардировщиков, дневного и ночного, найдено необходимым иметь три таких типа.

На установление типов повлияли результаты опытов с бомбометанием по морским судам летом в 1922 году.

Постройка и испытания новой бомбы в 1816 кгр. (4000 англ. фунтов) открывает широкие горизонты по применению Воздушного Флота в борьбе с линейным морским флотом противника. Непрерывные усовершенствования прицельных бомбовых приспособлений, позволяющие с большой высоты добиваться большого процента попадаемости, в особенности дают много шансов в пользу Воздушного Флота.

Тип XI — двухместный самолет, мотор с водяным или воздушным охлаждением. Этот тип самолета предназначен к дневному бомбометанию с большой высоты на поле сражения. [85]

Требования:

Скорость подъема на 4500 метров — 30 мин.

Потолок  — 5200 метров.

Продолжительность полета  — 5 часов на высоте 3000 метров, плюс 1/2 ч. над землей.

Полезная нагрузка  — 703 кгр.

Вооружение: один пулемет 3,03 лин., два подвижных пулемета того же калибра и один со специальной установкой для стрельбы вниз. Бомб — 227 кгр., обозначение «DB» (D = day = дневной, В = bombardement = бомбардирование).

Тип XI — представлен в Американском Воздушном Флоте самолетом U. S. D9-A. Это обычный биплан с мотором Либерти 400 лош. сил, представляющий усовершенствование известного английского самолета.

Самолет, еще не прошедший испытание Голлодет DB1, представляет собою безрастяжечный моноплан с мотором 700 лош. сил, сделанный весь из металла. Это образец является наибольшим всеметаллическим аэропланом, когда-либо построенным в Америке.

Тип XII — многоместный самолёт с мотором воздушного или водяного охлаждения. Назначение — ночная бомбардировка на ближней дистанции.

В общем разница между типами XI и XII зиждется с большей грузоподъемности и меньшей высотой полета тип XII в сравнении с типом XI. Продолжительность полета прежняя — 5 часов на высоте 3000 метров плюс 1/2 часа над землей. Полезная нагрузка — 1274 кгр. Вооружение 2 сдвоенных подвижных пулемета, калибра 3,03 лин. на специальной установке для обстрела вниз. Бомб 680 кгр., обозначение «NBS» (n = night = ночной, В = бомбардировочный, S = short = ближней дистанции).

В Американском воздушном флоте имеется на вооружении один тип самолета, удовлетворяющий поставленным типу XII условиям. Это — Глэн-Мартин МВ2 (старая шифровка). Кроме него имеется его видоизменение М. B.S-1. Оба двухместные самолеты с двумя моторами Либерти 400 лош. сил.

Развитию этого именно XII типа самолетов в Америке будет в ближайшее время посвящено много внимания.

Упомянутый же самолет «Мартин -бомбер» МВ-2 подвергся вторичному переконструированию конструкторов Инженерного Отдела с целью приспособить его к ночным фотографическим разведкам.

Тип XIII  — многоместный самолет с моторами водяного или воздушного охлаждения. Назначение — бомбардирование глубокого тыла противника для разрушения его «нервных центров». [87]

Требования: скорость  — 152 клм. час., подъем на 3.000 метров — 35 минут, продолжительность полета  — 6 часов над землею, полезная нагрузка  — 3.400 кгр.

Вооружение: 2 подвижных пулемета 3,03 лин. и пулемет на специальной установке для стрельбы вниз. Бомб — 2.267 кгр.

Обозначение NBL (N = ночной, В = бомбардировочный, L = long distance = дальний.

Такого бомбовоза на вооружении пока нет. На испытании ожидается самолет Варлинг. Это растяжечный триплан с 6-ю либерти по 400 лош. сил, величайший из имеющихся ныне в мире (см. рис. 23).

Учебная авиация.

В этой области тоже достигнуты значительные улучшения в сравнении с 1918 годом.

Общие для них требования — это быть легко управляемыми, чрезвычайно прочными, возможно лучше предохранять от ранений их экипаж, обладать средними летными данными.

Тип XIV  — двухместный самолет, мотор с воздушным охлаждением. Назначение  — первоначальное обучение.

Тип XIV имеет бензиновые баки с предохранительным устройством, уменьшающим возможность пожара.

Скорость  — 200 клм., подъем на 3.000 метров в 15 мин.

Потолок  — 4.800 метров, продолжительность 2 1/2 ч. над землей.

Полезная нагрузка  — 64 кгр., не включая экипаж.

Обозначение: ТА (Т = training = учебный, А = air =воздушный).

Подобного самолета в Американском воздушном флоте еще нет.

Ожидаются испытания самолетов Дайтон-Райт ТА — 3, Илиас ТА — 1, Гуфф-Далэнд ТА — 2 и ТА — 4 конструкции Инженерного Отдела.

Из старых самолетов, приближающихся к требованиям типа XIV, является Томас-Морз S — 4С.

Тип XV  — двухместный самолет с мотором водяного охлаждения. Назначение  — первоначальное обучение. Обозначение  — TW (W = Water = водяной). Требования те же, что и к типу XIV, кроме мотора.

Тип XV в Американском Воздушном Флоте представлен ныне самолетом Кертисс JN.4 Н (старой шифровки).

Развитию его в ближайшее же время будет уделено много внимания. Его же приспосабливают для обучения ночным полетам. Управление двойное. [88]

Дальнейшее развитие типов аэропланов.

Инженерный Отдел разработал требования ещ к двум типам самолетов. Назначение одного — обороны своих аэродромов и вообще охрана точек, другого — воздушная связь.

Главные требования к первому типу — это скорость подъема. Именно требуется подниматься на 6000 метров в 18 минут.

Самолет одноместный, любой мотор.

Скорость и маневренность  — максимальное достижимые.

Продолжительность полета  — 1 1/2 часа.

Нагрузка всего 160 кгр., обозначение  — PS (pursuit = истребительный, s = short distance = ближний).

Самолет связи — одноместный самолет, мотор с воздушным охлаждением.

Требования — окончательно не установлены. Судя по испытаниям опытного самолета, эти данные приблизительно таковы:

Скорость  — 144 клм. час над землей.

Подъем  — на 2000 метров — 28 минут.

Потолок  — 2200 метров.

Продолжительность полета  — 6 часов. [89]

Дальше