Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава VII.

Современное состояние Воздушного Флота Америки.

Устройство американских сух. воор. сил.

Для того, чтобы лучше понять современную организацию Американского Воздушного флота, необходимо вкратце коснуться устройства американских сухопутных вооруженных сил. Согласно билля о реорганизации Армии 18 мая 1920 года, сухопутные вооруженные силы Соединенных Штатов состоят из Регулярной Армии, Национальной Гвардии и Организованного Резерва. Главное назначение Регулярной Армии:

1. Составлять экспедиционную вооруженную силу.

2. Быть образцом организации, дисциплины и обучения для Национальной Гвардии и Организованного Резерва.

3. Доставлять достаточные гарнизоны внутри страны и за границей.

Назначение Национальной Гвардии состоит в том, чтобы в мирное время быть вооруженной силой, которую Отдельные Штаты или Федерация их могут использовать в случае каких-либо критических обстоятельств. В военное время Национальная Гвардия поступает на усиление частей Регулярной Армии или составляет отдельные части для использования, где это необходимо по обстановке войны (второлинейные войска ).

Назначение Организованного Резерва — быть обученным хорошо сорганизованным кадром, который мог бы в случае надобности, когда военные обстоятельства потребуют вооруженных сил больше, чем то дадут Регулярная Армия и Национальная Гвардия, быстро развернуться до нужных размеров (третьелинейные войска ).

Подразделение Возд. Флота.

Воздушные силы Северо-Американских Соединенных Штатов состоят из следующих составных частей:

1. Воздушный Флот Армии.

2. Воздушный Флот Флота (в который включены воздушные силы Экспедиционного Морского Корпуса).

3. Воздушные силы Береговой Обороны, находящиеся в процессе формирования. [60]

4. Воздушный Совет.

Его назначение — избежать дублирования работы в Воздушных флотах Армии, флота и морского корпуса по основным вопросам их строительства.

Председатель Совета — Начальник Воздушного Флота Армии.

Членами входят в равном числе представители от армии и флота.

5. Национальный Совещательный Комитет Воздушного Флота.

Национальный Совещательный Комитет является оффициальным органом правительства по наблюдению и направлению научных изысканий в области проблем летания. Но, кроме того, Национальный Совещательный Комитет является совещательным органом по вопросам общей воздушной политики.

6. Воздушные, военные и морские атташе при посольствах в следующих странах: Франции, Германии, Великобритании, Италии и Японии.

§1. Воздушный Флот Армии.

Воздушный Флот армии или — буквально — «Воздушная Служба Армии» с 1920 года официально признан пятым родом войск на ряду с пехотой, кавалерией, артиллерией и инженерными войсками.

Центральное и местное Управления.

Начальником Воздушного Флота Армии в данный момент состоит генерал М. Патрик (бывший Начальником Воздушных Сил Американских Экспедиционных Армий), а помощником его — бригадный генерал Вильямс Митчелл, прославившийся опытами по бомбардированию морских судов, организованных по его идее.

После последней реорганизации (1 декабря 1921 года) Управление Начальника Воздушного Флота Армии, входящее в состав Военного Министерства, состоит из пяти отделов:

1. Личного Состава.

2. Разведывательного (Информационного).

3. Подготовки и оперативного.

4. Снабжения.

5. Инженерного и двух отделений: Финансово-Бюджетного и Медицинского.

Отдел личного состава состоит из трех отделений: офицерского, нижних чинов и гражданского. [61]

Разведывательный отдел — из отделений: специального, библиотеки и типографии. Библиотека одна из наилучших в мире.

Отдел подготовки и оперативный  — из пяти отделений: школы, строевые части, корпус подготовки резервных офицеров (Национальная Гвардия и Резерв офицеров), оперативно-мобилизационное и воздушных путей.

Отдел снабжения включает отделения: заготовительное, распределительное, ремонта, утилизации и др.

Инженерный отдел, расположенный на аэродроме Мак-Кук (Дайтон-Огио ), состоит из отделений: планово-технического, конструкторского, производственного, летного, заготовительного, снабжения, патентов и военного. Один технический представитель этого отдела постоянно находится в Управлении Начальника Воздушного Флота в Вашингтоне. Вся территория Северо-Американских Соединенных Штатов в военном отношении разделена на 9 корпусных округов, а территория колоний на 3 департамента (Гавайи, Филиппины, зона Панамского канала). При каждом корпусе и департаменте имеются представители Воздушного Флота.

Организация научно-технического дела.

Не останавливаясь на детальном рассмотрении организации и функциях всех отделов, приведем лишь более подробные данные об Инженерном Отделе. Его организация достойна внимания и представляет интерес для нас, как довольно удачная попытка объединения научно-технической и административной работы в одном органе, что является трудным, особенно в Воздушном Флоте. Воздушное дело замечательно тем, что, кажется, нет [62] ни одной отрасли науки и инженерного дела, которая бы не входила в той или иной пропорции в область его интересов.

Каждое правильно организованное Центральное Управление Воздушного дела должно в своем составе иметь такой орган, который бы являлся, так сказать, высшим научно-техническим экспертом по всем научно-техническим дисциплинам и их совокупности, имеющим то или иное касательство к Воздушному делу.

В то же время необходимо, чтобы из этого органа исходила инициатива по разработке научных вопросов, связанных с воздушным флотом с целью его дальнейшего технического совершенствования, а также инициатива в собирании, классификации, распространении технических сведений и для нужд личного состава Воздушного Флота, для поднятия уровня его технических познаний.

Довольно часто такой орган, именуемый Научно-Техническим Комитетом, Совещательным или Изыскательным Комитетом и т. п., ограничивается лишь выполнением первой функции-экспертизы, а в отношении второй нередко, наоборот, становится тормозом воздушного научно-технического развития страны, сам не проявляя инициативы и стесняя свободную научную мысль своими правами регламентации и экспертизы.

Американский же Инженерный Отдел, кроме того, что он является коллективным экспертом Воздушного Флота Армии, он выполняет еще задачи проектирования и испытания нового вооружения и снаряжения Воздушного Флота (самолеты, аэростаты, арт-вооружение и т. п.), усовершенствования старого и другие задачи, перечисленные ниже.

Организация Отдела в соответствии с этим разветвляется в научно-техническом и административном направлениях.

Начальник Отдела — центр всей деятельности Отдела. Через своего помощника он направляет работу Отдела.

Как чистокровно научно-техническая организация, Отдел прежде всего должен координировать всю работу Отдела, чтобы расположить все научно-технические задачи Воздушного Флота и Отдела в надлежащем соподчинении, распределить работу так, чтобы всякое дублирование работы было совершенно исключено.

Эту задачу выполняет плановое отделение, находящееся под непосредственным наблюдением Помощника Начальника Отдела.

«Отделение технических данных» есть точка соприкосновения Инженерного Отдела с Воздушной Промышленностью для сообщения последней технической информации.

Отделение получает сведения о деятельности воздушной промышленности во всех странах мира. Оно классифицирует и составляет сводки этих сообщений и затем делает их доступными, [63] за исключением секретных данных, для своей промышленности. Оно также классифицирует и составляет отчеты деятельности технических отделений своего Отдела, переводит иностранные документы и литературу, представляющие интерес для Воздушного Флота.

Отчеты бывают, кроме обычных печатных, и фотографические. Со всех важных испытаний делаются кино-съемки и через это отделение поступают во внешний мир. При отделении имеется библиотека, включающая всю литературу, имеющую для работ Отдела значение. Организуется технический музей, куда, кроме предметов вооружения и снаряжения Воздухофлота Америки, Союзников и немцев, времени последней войны, поступают все образцы, испытывавшиеся в Отделе.

С отделениями, ведущими работу в области техники Воздушного Флота, Начальник Отдела имеет контакт через 3-х лиц: Главного Инженера, Начальника Производства и Начальника Инспекции. Главный Инженер ведет всю техническую работу отдела инженерного характера. Начальник Производства ведает только вопросами стандартизации производства и вопросами массового изготовления снаряжения для Воздухофлота.

Начальник Инспекции ведает вопросами всех видов технической инспекции Воздушного Флота, всей материальной части, построенной или купленной Отделом.

Главный инженер непосредственно и лично ведет всю работу шести секций. Секции эти следующие: вооружение, самолеты, силовые установки, снаряжение, материалы, аэростаты и дирижабли.

Эти шесть служб имеют еще внутренние подразделения. На их обязанности лежит техническое развитие порученной службы.

«Секция вооружения», например, ведает всеми вопросами боевого вооружения воздушных судов и установки его на них, включая пушки, пулеметы, бомбы, их снаряжение, прицельные приборы и механизмы для сбрасывания бомб и т. д. Усовершенствование самих пушек, пулеметов и бомб лежит на обязанности артиллерийского Департамента Военного Министерства, назначение секции вооружения — все вопросы приспособления этого оружия к воздушным судам и их испытание.

«Секция самолетов» — наиболее важная секция.

В ней сосредоточены все вопросы, относящиеся к конструкции аэроплана, и пропеллеры.

«Секция силовых установок» ведает проектированием, развитием и испытаниями авиационных и воздухоплавательных моторов, горючими, смазочными, вопросами охлаждения моторов и всеми приборами и принадлежностями моторов.

«Секция снаряжения» занимается всеми вопросами, касающимися инструментов, спецодежды, электрических установок [64] (кроме зажигания моторов), фото-снаряжением, спасательных приборов (парашюты), противопожарными, воздушной навигации и др. не входящих в компетенцию секций вооружения, силовых установок или самолетов. Круг ее деятельности наиболее широк и изменчив.

«Секция материалов» имеет дело с физическими, химическими, электростатическими свойствами тех материалов, которые употребляются или могут быть употреблены в самолето — и аэростате-строительстве. Эта же секция вместе с Начальником производства вырабатывает спецификацию материалов для нужд всего Воздушного Флота.

Наконец, «секция привязных аэростатов и дирижаблей» ведает всеми техническими вопросами воздухоплавания. В частности, имеется секция по изучению вопросов транспортирования воздухоплавательных газодобывательных аппаратов и самих аэростатов.

Например, разрабатывается такой тип мощной лебедки с различными приспособлениями для привязных аэростатов, чтобы на ней легко можно было с поднятым аппаратом миновать всякие препятствия и пользоваться плохой дорогой.

Научно-испытательная работа проводится в трех отделениях — Конструкторском, Производственном и Летном. Все они непосредственно контролируются Пом. Нач. Отдела.

Под наблюдением инженерных секций, подчиненных Главному Инженеру, в конструкторском отделении конструктивно воплощаются их идеи, делаются опытные чертежи. Если испытания будут успешны, чертежи стандартизируются и приготовляются рабочие чертежи.

Из конструкторского отделения какой-либо проект поступает в производственное отделение, ответственное за весьма точное выполнение проекта.

Последнее отделение, летное, является окончательной инстанцией, где решается вопрос — пригодна или непригодна новая конструкция. Там идет постоянная летная проверка всевозможных конструкций: новые типы моторов испытываются на стандартных самолетах, испытываются новые приборы, новые горючие и смазочные, радиаторы и т. и.

Кроме этих научно-технических отделений, в Отделе имеется под непосредственным наблюдением Помощника Начальника Отдела отделение административное со следующими задачами — заготовка, снабжение, калькуляция, финансы, личный состав, патенты, управление делами.

Организация строевых частей Возд. Флота.

Тактической единицей Воздушного Флота Армии является в авиации — отряд, в воздухоплавании — рота. Авиа-отряд, состоящий из трех звеньев, по шести аэропланов в каждом звене, соответствует роте в пехоте. [65]

Административной единицей является группа, составляемая из трех-четырех или пяти отрядов. Группа соответствует батальону в пехоте. Три или больше группы образуют крыло (соответствует полку в пехоте), а три и более крыла соединяются в воздушную бригаду. Пока в американской Авиации воздушная бригада является наивысшим соединением авиационных сил, которое предусмотрено штатами, но не осуществлено в жизни.

В мирное время большинство отрядов имеют лишь по два звена. Группы, числом шесть — имеют переменное число отрядов в зависимости от местных требований и от типа отрядов, входящих в группу.

Воздушный Флот Регулярной Армии.

Будучи в мирное время сокращен до столь небольших кадров, он имеет своей задачей усиленным обучением создать авиационные части для Национальной Гвардии и Организованного Резерва.

Части Воздушного Флота следующим образом подразделяются между тремя составными частями сухопутных вооруженных сил Америки — Регулярной Армией, Национальной Гвардией и Организованным Резервом.

ЧАСТИ. Регулярная армия. Национальная гвардия. Организованный резерв. ВСЕГО.
Наблюдательные отряды 9 36 73 118
Истребительные отряды 4 0 52 56
Штурмовые отряды 4 0 24 28
Бомбардировочные 4 0 0 4
Штабные отряды 0 0 7 7
Служебные (авиа-парки) 3 7 37 47
Воздухоплавательные роты 5 36 63 104
Дирижабельные роты 4 0 20 24
Служебные воздухоплав. роты (парки) 0 9 17 26
Аэродромные роты 0 0 21 21
Фотоотделения 11 35 74 120
Отделения связи 0 6 32 38

Из этой таблицы видно, что большая часть воздушных сил имеется в виде Организованного Резерва.

Общее число всех частей Воздушного Флота всякого назначения, необходимое для 6-ти полевых армий, равно 816. Из [66] этого числа частей Регулярная Армия (Кадровая Армия) может дать лишь 68, а Национальная Гвардия только 186, в то время, как Организованный Резерв — 562.

В настоящее время сокращенные сухопутные воздушные силы подразделяются на:

1. Дивизионный Воздушный Флот, находящийся в каждом корпусном округе и подчиненный Командующему округом.

Дивизионный Воздушный Флот в каждом округе состоит из одного наблюдательного отряда с фотоотделением. Отряд выполняет всевозможные задания командующего корпусным округом по обучению совместным действиям с другими родами войск.

2. Минимальное количество боевых воздушных сил, а именно

1 — штурмовой группы,

1 — бомбардировочной группы,

1 — истребительной группы.

Эти последние группы имеют своей задачей в мирное время развивать тактику этих трех видов авиации, являющихся боевым средством воздушных сил.

3. Некоторое число специальных школ и учебных войск.

Личный состав.

Способ комплектования Американского Воздушного Флота такой же, как и всей армии, т. е. на добровольных началах. Оставляя в стороне вопросы комплектования нелетным составом, рассмотрим лишь, как происходит пополнение летным составом частей Воздушного Флота (Регулярной Армии, Национальной Гвардии и Организованного Резерва) и как образуется в стране запас летного состава.

Это тем более трудные задачи, что по американскому закону 90% всех офицеров должно быть из летного состава. [67]

Командовать летной частью может лишь летчик или летчик-наблюдатель{1}.

Американцы этот вопрос разрешили так. В летную школу принимаются так называемые летчики-кадеты, из состава Регулярной Армии или со стороны в возрасте от 20–27 лет, неженатые, с высоким образовательным цензом (средняя школа).

Так как летным составом должны быть обеспечены шесть полевых армий со штабами Воздушного Флота армий, то приняты все меры, чтобы через летные школы пропустить возможно больше кадет. По расчетам получается, что ежегодно надо в стране обучать 2.500 кадет, для того, чтобы поддерживать офицерский корпус Национальной Гвардии и Организованного Резерва, которых требуется всего до 10.000 человек, т. к. 25% ежегодно по разным причинам уходит из Резерва и Национальной Гвардии. На самом деле сейчас в школах обучается всего 190 кадет в виду крайней ограниченности кредитов, отпускаемых на это дело.

По окончании летной школы кадет производится в чин лейтенанта и зачисляется в Офицерский Резервный Корпус Воздушного Флота. Во время обучения ученикам-кадетам платят по 75 долл. (по 150 руб. золотом) ежемесячно, плюс по 1 долл. ежедневно на питание и обмундирование. Ученик обязуется служить не меньше 3-х лет. Обучение обычно затягивается до 14-ти месяцев.

Для обучения личного состава Воздушного Флота Армии имеются следующие учебные заведения: [68]

1. Военный Колледж, Вашингтон{2}. Для всех родов войск, в том числе и для Воздушного Флота.

2. Первоначальная летная школа и школа усовершенствования, Карльстром, штат Флорида. Пропускная способность — 200 человек в году. Два приема — 31 июня и 31 декабря.

3. Школа летчиков-наблюдателей, форт Силли, штат Оклохама, 5-мес. курс. Два приема в год.

4. Школа связи (главным образом радио). Курс — 6 месяцев, прием — 250 человек.

Для офицеров предусмотрены дополнительные курсы при некоторых университетах.

Проектируются специальные школы для истребителей и бомбардировки.

Школа механиков — Чанют-фильд, Иллинойс.

Школа полевых офицеров, школа воздушной фотографии, школа дирижаблей — Ланглей-фильд, Виргиния.

2 школы привязных аэростатов. Один на Гавайи, другой — в Росс-фильд, Аркадия, Калифорния.

Форма одежды в Воздушном Флоте армии своя, особая, ультрамаринового цвета с оранжево-золотым прибором.

Аэродромы и станции Воздушного Флота.

Воздушные войска распределены на следующих аэродромах: (американцы эти аэродромы (фильд-поле) называют собственными именами в честь какого-либо выдающегося деятеля Воздушного Флота).

1. Абердинское испытательное поле (бомбардировочный отряд и дирижабельная рота).

2. Боллинг-филд, Анакостиа (наблюдательный отряд, авиационный парк и другие).

3. Брукс-филд, Сан-Антонио, Техас (три авиаотряда).

4. Чанют-филд (техническая школа и наблюдательный отряд).

5. Крисси-филд, Сан-Франциско (1 отряд, фото-отд-е и разв. отделение).

6. Блисс, Техас (один наблюдательный отряд и др.).

7. Келли-Филд Техас, С.-Антонио (штаб временного крыла, группа штурмовая и друг).

8. Ланглей-филд (временное крыло, группа бомбардировочная, наблюдательные отряды, дирижабельные роты и офицерские школы).

9. Митчель-филд, Бурден-Сити (Н.-Ю.) (наблюд. группа).

10. Максуэлл-филд, Монгомери, Алабама (наблюдательный отряд).

11. Пост-филд, форт Силии, Оклохама (наблюдат. отряд). [69]

12. Рилей форт, Канзас (наблюдательный отряд).

13. Скотт-филд, Бельвил, Иллинойс (школа воздухоплавательная, организованная как тренировочная дирижабельная группа).

14. Сельфридж, Клеменс, Мичиган (истребительная группа!

15. Вильбур-Райт-филд, Фэрфильд, Огио (наблюдательный отряд).

16. Оаху, Гавайя.

17. Зона Панамского канала — смешанная группа отрядов наблюдения, истр. и бомбардировки.

18. Филиппинские острова (смешанная группа).

Склады и ремонтные мастерския находятся в следующих пунктах: Сан-Антонио, Техас (Келли-филд), Вильбур-Райт-филд, Огио, Сан-Диего, Калифорния, Белли-вилли, Скотт-филд, Иллинойс, Мидльтоун, Пенсильвания, Литль-Рок, Арк.

В. Флот Национальн. Гвардии.

Имеется 7 авиаотрядов, расположенных больших городах.

Воздушный Флот Организованного Резерва

находится в стадии формирования.

§2. Морской Воздушный Флот.

Центральное Управление.

До 10 августа 1921 года Управление морским Воздушным Флотом было рассеяно по различным Бюро (Отделам) Морского Департамента (министерства). Только с этого числа, под влиянием удачных опытов бомбометания по морским судам, управление этой важной для боеспособности флота частью его было сосредоточено в Особом «Бюро Воздушного Флота» Морского Департамента (министерства).

Бюро состоит из 4-х Отделов: планового, административного, материального, летного. Плановой Отдел составляет план работ Бюро, ведет мобилизационную работу, согласовывая ее с др. Бюро Морского Департамента, составляет заключения о типах самолетов, необходимых Морскому Воздушному Флоту и т. п.

Административный Отдел ведает всем гражданским и личным составом служащих в Бюро, составляет бюджет, ведет отчетность по всем расходам Бюро.

Материальный Отдел ведает всеми вопросами, касающимися проектирования воздушных судов.

Летный Отдел — всем, что касается операций морского воздушного флота, обучения личного состава, аэрофотографии и аэрологии. [70]

Начальник Бюро, в данный момент контр-адмирал Моффет, входит членом в Совет Морского Департамента.

С Воздухфлотом Армии Бюро поддерживает связь через «Совет Воздушного Флота», составленный из равного числа представителей от Армии и Флота.

Организация строевых частей.

В течение 1921–1922 года была произведена реорганизация морской авиации флотов Атлантического и Тихого Океана. Для обоих американских флотов предусмотрены свои авиационные силы. Основной тактической единицей морского воздушного флота является отряд.

Каждому флоту приданы следующие авиасилы: Один отряд дальней разведки, три отряда для наблюдения, 2 отряда торпедных и бомбардировочных, 3 отряда истребительных и отряд привязных аэростатов.

Кроме состоящих на вооружении Морского Воздушного Флота лодок Кертисса, F — L — 5 и др., несколько самолетов куплено за границей, как опытные (напр., Фоккер, Макки, Блэкбурн, Дорнье, Виккерс, Парнэлль, Хендлэй-Пейдж, Каспар ). [72]

Постоянные воздушные станции — базы.

Для операций морского Воздушного Флота — расположены в следующих пунктах: Гэмптон-Родс, Коко-Соло (Панамский канал), Сан-Диего, Пирл-Харбор (Гавайи), Филадельфия.

Подвижные базы.

Подвижные базы или, так наз., гидроматки морского Воздушного Флота в настоящее время в Америке представлены одним лишь экземпляром. Это переделанная из угольщика гидроматка «Ланглей». Судно очень невелико. Может считаться удовлетворительным лишь для опытных целей.

Вашингтонская Конференция разрешила Америке обратить на устройство гидроматок 135.000 тн. из строившихся ею боевых кораблей.

В данный момент однако приспособляются для этой службы только лишь два крейсера «Лексингтон» и «Саратога».

При переделке этих громадных крейсеров будет использован весь опыт, полученный при работах с «Ланглей».

Размеры строющихся подвижных баз такие:

Длина — 255 метров, ширина — 31,5 метров, водоизмещение 33.000 тонн, скорость — 33 узла (около 62 клм. в час).

Суда будут двигаться помощью мощных турбин. На палубе будет устроен аэродром. Под палубой ангары и мастерские. Самолеты будут подъемными механизмами подниматься на палубу и спускаться с нее. Специальные краны, уничтожение дыма, радиооборудование и т. п., все предусматривается на этих плавучих аэропортах.

Учебные аэродромы:

Пенсакола (штат Флорида ), Великие озера (Иллинойс). [73]

Недействующие гидростанции: Чатам (Массачузетс), мыс Мей (Нью-Йорк), Рокэуэй, Лонг-Айленд (шт. Нью-Йорк). Кроме того, для разных целей существуют следующие станции: Анакостия (опытных работ), Лейкхёрст (постройка жестких дирижаблей), Филадельфия (морской воздушный завод), Нью-Порт и Дальгрен (опытные станции для разведморских аэропланов.

Численность личн. состава.

Численность личного состава 1-го января 1922 г.

  Рег. сл. Времен. Резерв. ВСЕГО.
1921 г. 1922 г.
Морские летчики 72 44 254 370 314
Ученики-летчики 63 34 5 102 61
Строевых офицеров 53 24 31 108 105
Штабных офицеров  —  —  —  — 115
  188 102 290 580 595

Летная работа.

За бюджетный год 1921–1923 Морская авиация проявила такую деятельность:

Гидро-авиация.

Во Флоте Атлантического Океана налетано 2775 ч. при 2462 полет.

Во Флоте Тихого Океана налетано 6905 ч. при 9260 полет.

На всех гидростанциях налетано 22666 ч. при 29371 полет.

Воздухоплавание.

Управляемые аэростаты

налетано часов — 298 час. при 281 полет

неуправляемые

часов в воздухе 83 час. при 367 подъемах.

В 1923 году морской воздушный флот принимал деятельное участие в комбинированных маневрах флотов Атлантического и Тихого Океана невдалеке от Панамского Канала.

В американской морской авиации ведется усиленная работа по развитию самолетов морской авиации и по разработке приспособлений для достижения тесной совместной работы их с морским флотом. [74]

Основные задачи Морского Возд. Флота.

Дольше всего американцев интересуют следующие вопросы:

1. Усовершенствование катапульт для корабельных самолетов, приспособления для быстрой остановки самолета, севшего на площадку корабля или палубу-аэродром-гидроматки.

2. Металлические самолеты, т. к. деревянно-полотняные конструкции быстро портятся в соленой воде, особенно же при тропических климатических условиях.

3. Развитие типов корабельных самолетов разного назначения.

4. Развитие самолета амфибии, способного подниматься и садиться и с поверхности моря и с палубы корабля.

5. Аэродинамические усовершенствования в конструкции самолетов.

6. Использование купленного совместно с Воздухфлотом Армии патента Хендлей-Пейдж на разрезные крылья.

7. Постройка жесткого дирижабля ZR — 2, впервые производящаяся в Америке в Филадельфии и в Лейкхерсте (сборка), и ZR — 3 в Германии, поступающего в Америку в счет репараций. [75] ZR — 3 должен был быть готовым к перелету из Берлина в Чикаго в августе этого года. Американские летчики и инженеры практически изучают дирижаблестроение на заводе Цеппелинов в Фридрихсгафене.

Америка является единственной пока обладательницей богатых источников для добывания гелия, легкого газа, могущего заменять водород. Будучи газом, совершенно не огнеопасным, гелий мог бы разрешить не одну проблему управляемого воздухоплавания, добывайся он в большем количестве и по более дешевой цене.

Три опытные станции (№№ 1, 2, 3) в Техасе, устроенные за войну с Германией, в последнее время почти бездействуют за отсутствием специальных кредитов на это дело.

В Америке были осуществлены полеты небольшого дирижабля, наполненного гелием.

Бюджет Морского Воздушн. Флота

С 1922 г. был равен 13.413.431 долларам. В сравнении с 1921 годом бюджет 1922 года урезан на 33% (в 1921 г. бюджет 20.000.000 д.). Бюджет был распределен по следующим статьям: [76]

1. На воздушные суда и принадлежности к ним, строющимся к 30/VII 1921 г. 440.000 долл.
2. На новые конструкции и заготовку воздушных судов и снаряжения 5.323.000 долл.
3. На фотоаэронавигационное и аэрологическое снаряжение 422.250 долл.
4. На содержание, ремонт и операции аэрозавода, гелиевых установок, воздушных станций, лабораторий и пр. 4.534.181 долл.
5. На опытные работы по усовершенствованию созд. судов 1.615.000 долл.
6. Новые строительные работы и усовершенствование воздушных станций (аэродромов) 1.177.000 долл.
7. Инспекция, связь, церковные расходы и т. п. 275.000 долл.
8. Баланс, перенесенный с 1921 года 1.800.000 долл.
  Итого 15.213.431 долл.

Бюджет 1923 года равнялся 14.784.450 долларов. В сравнении с предыдущим годом значительно увеличен отпуск по ст. 4 (всего 6.290.000 долларов).

На 1924 год испрашивается 14.673.950 долларов.

§3. Морская авиация морского корпуса.

Эта морская авиация есть составная часть морского корпуса. Ее назначение — доставлять воздушные силы, необходимые для морских экспедиционных сил, их передовых баз, обороны баз флота вне территории самой Америки. Во главе этой авиации стоит Начальник Авиации, управление которого является частью оперативного отдела Командующего корпусом. В финансовом и снабженческом отношениях эта авиация подчинена Бюро Воздухфлота Морского Департамента. [77]

§4 Бюджеты воздушного флота, армии, морского и почты.

В заключение даем сводку воздушных бюджетов Америки. При этом надо иметь в виду, что первые ассигнования являлись собственно не бюджетами, а субсидиями отдельным конструкторам и ученым (напр., Ланглею ).

Воздушные бюджеты Соед. Штатов (в долларах).

Год. Армия. Флот. Почта. Национальн. сов. комитет ВФ.
1899 50.000{~1}  —  —  —
1909 30.000{~1}  —  —  —
1912 125.000 25.000  —  —
1913 100.000 10.000  —  —
1914 175.000 10.000  —  —
1915 200.000 10.000  — 5.000
1916 800.000 1.000.000  — 5.000
1917 18.081.666 3.500.000  — 87.515
1918 734.750 000 61.133.000 100.000 112.000
1919 932.304.758 220.383.119 100.000 205.000
1920 25.000.000 25.000.000 850.000 175.000
1921 33.000.000 20.000.000 1.250.000 200.000
1922 19.200.000 13.413.431 1.250.000 200.000
1923 12.895.000 14.803.560  —  —
1924 (проект 12.871.500 14.789.950 1.852.524  — [78]

{~1} Субсидии.

Дальше