Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава VI.

Американская оценка военного и экономического значения воздушного флота.

Как смотрят в Америке на военный и гражданский воздушный флот?

Какое значение приписывают тому и другому в вопросах обороны страны и развития ее производительных сил?

Остановимся сначала на оценке американцами военного значения воздушного флота.

Как было уже выше упомянуто, до войны с Германией американцы не придавали воздушному флоту какого-либо серьезного значения. Серьезный поворот в их взглядах на военное значение воздушного флота в войне сухопутной произошел только благодаря германской войне, а положительная оценка воздушного флота в войне морской последовала после опытов бомбометания по морским судам в 1921-м году.

§1. Оценка значения воздушного флота в сухопутной войне.

Способные ученики.

Только Европейская война открыла громадное значение воздушного флота в современной войне. Уже в процессе самой войны, в пылу сражений на земле боев в воздухе и морских надводных и подводных столкновений, вырабатывалась новая воздушная тактика и новая воздушная стратегия. Впервые за всю историю земли третье измерение вошло во все расчеты командующих разных степеней, как неразрывное звено цепи их умозаключений, оценок и решений.

Американцы до 1917 года, стоя вдали от этой своеобразной практической академии воздушного флота, вначале были лишь способными учениками своих учителей-союзников.

Несмотря на краткость участия Америки в войне, в среде ее командного состава успела выработаться если не школа, то, во всяком случае, группа оригинально-мыслящих и талантливых воздушных командиров, самостоятельно работающих теперь над сложными воздушными проблемами. [45]

Взгляды Митчелла.

Безусловно, наиболее выдающимся из них является Вильям Митчелл, ныне бригадный генерал и помощник начальника воздушного флота армии. В европейскую войну он некоторое время командовал воздушными силами Американских экспедиционных армий. В. Митчелл  — прекрасный летчик, поставивший даже в 1922 г. мировой рекорд скорости. Однако, мировую известность он получил, как инициатор и герой прогремевших на весь земной шар опытов бомбометания по судам морского флота.

Несомненно, его взгляды на роль воздушного флота в современной войне выражают мнения наиболее, так сказать, радикальных в воздушном отношении кругов Американского военного воздушного флота.

В одной из своих статей, еще в 1920 г., он высказывает по этому поводу такую мысль: «В недалеком будущем воздушный флот будет играть первенствующую роль в обороне страны».

Главные военные преимущества воздушного флота над армией и флотом морским В. Митчелл видит в том, что воздушные силы могут действовать огнем в трех измерениях: вверх, вниз и на одном и том же уровне и с любого направления — с фронта, тыла или фланга. Затем, воздушные силы способны сосредоточиваться в какой-либо точке от 3-х до пятидесяти раз быстрее, чем любой вид вооруженной силы. Поэтому воздухсилы постоянно способны к наступлению и против флота и против сухопутных сил.

В случае завоевания воздушного господства, воздушные силы могут на очень широком фронте и свободно выбирать время, место и способ атаки против флота или против сухопутных сил или же вместе с флотом и вместе с сухопутными силами.

Доктрину авиации он определяет следующим образом:

«Доктрина авиации заключается поэтому в том, чтобы найти, где расположены неприятельские воздушные силы, быстро сосредоточиться, атаковать и уничтожить вражескую авиацию, затем своими штурмовыми и бомбардировочными частями напасть на вооруженные силы противника, находящиеся на земле или на воде».

Затем в другом месте он говорит:

«Авиация в своих действиях зависит от сосредоточения воздушной мощи к решительному пункту. Изолированные действия любого вида авиации не способны повлиять на исход операции».

В смысле организации боевой авиации его мнение таково:

Тактической единицей боевой авиации он считает группу от 100 до 150 самолетов, разделенную на 4 или 6 отрядов по 25 самолетов в каждом. [46]

Две группы образуют крыло. Два или три крыла составляют бригаду. Две бригады образуют дивизию. Он думает, что истребительная, штурмовая и бомбардировочная авиация в ближайшую войну будут действовать бригадами и даже дивизиями.

Сравнительную пропорцию между разными видами боевой авиации он намечает так: 60% — истребители и по 20% бомбардировочной и штурмовой.

На вопрос, в чем больше всего нуждается воздушный флот Америки, он отвечает: «В ясной, последовательной и твердой воздушной политике для всей федерации. В объединении всех усилий по созданию воздушной мощи страны, стремясь достичь елико возможной экономии».

В. Митчелл является, таким образом, сторонником создания отдельного ведомства воздушного флота.

На основании широкого изучения дела, он пришел к заключению, что уже в современном своем состоянии воздушный флот способен успешно бороться с морским линейным флотом. Это свое мнение, после преодоления громадных затруднений, ему удалось доказать своими опытами бомбометания германских военных судов (см. стр. 51).

Каково мнение о роли воздушного флота у высшего командования?

Мнение Н-ка Генерального Штаба ген. Першинга.

Приведем мнение начальника нынешнего генерального штаба Американской армии генерала Першинга :

«Безусловно, влияние воздушной мощи будет беспрерывно увеличиваться, и ни одна нация не может пренебречь этим оружием. Воздушный флот, нами развиваемый, должен быть способен к наступательным действиям. Это, однако, не значит, что мы должны сейчас же строить такой воздушный флот, который может наступать против любой державы или группы держав.

Но мы должны иметь вооруженные силы, способные к немедленной обороне и к быстрому расширению до требуемых наступлением размеров.

Эти основания для нашей политики общи для всех родов войск. В этой обороне операции боеспособного воздушного флота составляют важную часть общего плана».

Мнение Национального Сов. Комитета воздушного флота.

Приведем еще мнение национального совещательного комитета воздушного флота, выказанное в его годовом отчете 1922 года.

«Доказано, что авиация стала ничем незаменимой и для армии и для флота. Ни та, ни другой не могут продуктивно действовать без достаточного воздушного флота. То, что считалось достаточным в мировую войну, не будет достаточным в будущем». [47]

И, затем:

«Воздушные флоты армии и морского флота не должны сокращаться пропорционально другим родам войск. Новизна ведения войны в воздухе, недостаток коммерческой воздушной деятельности, быстрое развитие воздушного флота в других странах, абсолютная необходимость авиации для обороны страны и другие факты должны привести к политике поддержки развития военного и морского воздушных флотов, как бы ни сокращались расходы на армию и флот».

Как создать воздушный флот?

Можно было бы привести еще многие десятки аналогичных мнении различных, весьма авторитетных, лиц и общественных организаций, единогласно признающих выдающееся и все растущее значение воздушного флота в национальной обороне.

Словом, все соглашались, что воздушный флот жизненно необходим, что его значение громадно и т. п. Вопрос заключался в другом. Как этот воздушный флот создать с наименьшими расходами?

Для наилучшего ответа на этот вопрос, Американское правительство решило, вскоре же после окончания войны, учтя горький опыт минувших месяцев лихорадочного создания воздушных сил, послать в Европу компетентнейшую миссию для изучения постановки там воздушного дела и, в особенности, воздушной промышленности.

Заграничная миссия по делам воздушного флота.

Председателем миссии был назначен Б. Кроуэлль, помощник военного министра. Членами ее были представители от воздушного флота армии, морского флота и наиболее крупных самолетостроительных и моторостроительных фирм. Миссия посетила Францию, Италию и Англию. Советовалась со всеми выдающимися государственными людьми, учеными, инженерами, предпринимателями и командующими воздушными силами. Она подробно изучила все вопросы организации воздушного флота, воздушной промышленности, методы научных работ и т. д.

По окончании работ миссия представила обширный доклад, чрезвычайно интересный по своим выводам, нередко цитируемым в конгрессе и даже в английском парламенте. Общее единогласное заключение комиссии было в том роде, что Соединенным Штатам необходимо немедленно приняться за обеспечение своих воздушных интересов, военных и экономических, чтобы предохранить себя в будущем от тех излишних расходов, какие были неизбежны в минувшую войну, вследствие неподготовленности Америки в воздушном отношении. [48]

Заключения миссии.

После детального ознакомления с постановкой воздушного флота за границей и взглядами на него самых выдающихся людей в передовых странах мира, миссия пришла к таким заключениям:

1. Италия, Франция и Англия в полной мере учитывают значение воздушного флота в военно-морском и экономическом отношениях. Они предполагают поддерживать общее развитие воздушного флота, помогая частной воздушной промышленности.

2. Великобритания пришла к заключению, что господство в воздухе по крайней мере так же важно, как господство на море, и в этом смысле устанавливает свою политику по развитию воздушного флота.

3. Будущая война неизбежно откроется с широких воздушных действий далеко до начала столкновения на земле и море. Победа будет на стороне той из воюющих сторон, которая первая захватит и дальше, продержит свое воздушное превосходство.

4. По экономическим причинам никакая нация не может надеяться на возможность содержания в мирное время таких воздушных сил, которые ей будут нужны для ее обороны. Единственный выход — это создание обширного резерва личного состава, материальной части и жизнеспособной промышленности путем поощрения гражданского воздушного флота. Коммерческая авиация и развитый воздушный транспорт должны нести это финансовое бремя.

5. Никакое внезапное создание материальной части воздушного флота после уже начала военных действий невозможно. Опытом всех государств, втянутых в Европейскую войну, доказано, что нужно, по крайней мере, два, а то и больше года величайшего напряжения, чтобы поставить массовое производство воздушных судов, моторов и всякого снаряжения к тем и другим.

6. Всюду изучается вопрос быстрого приспособления воздушного флота для экономических нужд страны.

7. В виду того, что большая скорость и громадный радиус действия воздушных судов позволяют с легкостью перелетать штаты, океаны и целые страны, перед Америкой стоит вопрос о международном регулировании вопросов конструкции, эксплоатации и безопасности воздушных судов.

8. Прошлый опыт и экономические соображения говорят за жизненную необходимость для Соединенных Штатов установить ясную, устойчивую политику широкого развития всех видов воздушного флота.

Американское правительство стоит перед задачей активной поддержки новой промышленности, здоровый рост которой, является залогом будущего прогресса и национальной безопасности. [49]

Вследствие отсутствия ясной, компетентной и благожелательной правительственной воздушной политики, американская воздушная промышленность, с такими великими усилиями и с такими расходами созданная, быстро исчезает.

Миссия констатировала, что 90% американской воздушной промышленности уже ликвидировалось, вследствие прекращения правительственных заказов. Указывалось, что если правительством не будут предприняты немедленные шаги для поддержки промышленности, оставшиеся 10% ее неизбежно принуждены будут также прекратить свое существование.

9. Необходима самая тесная и постоянная связь между правительственным органом воздушного флота и воздушной промышленностью.

Представляя результаты своей работы, миссия подчеркивает, что развитие воздушного флота ни в коем случае не является исключительно лишь средством для поднятия военно-воздушно-морской мощи страны. Поэтому заботы о его создании и развитии отнюдь не могут являться обязанностью одного какого-либо военного или морского ведомства.

Развитие торгово-промышленного использования воздуха в целях цивилизации не должно быть затруднено какими-либо ограничениями в пользу того или иного отдельного ведомства.

Конкретные предложения миссии.

На основании всего изложенного выше и целого ряда других менее важных соображений, миссия рекомендовала правительству следующие конкретные мероприятия:

1. Объединение в особом ведомстве воздушного флота, управление военной, морской и гражданской воздушной деятельностью страны. Это ведомство должно обладать такими же правами, как ведомства военное, морское или торговли. Невозможно создать мощный воздушный флот, пока жизненные составные части воздушного дела распылены между различными ведомствами.

2. Создание таких условий службы и работы в воздушном флоте, чтобы привлечь в него лучший людской элемент.

3. Принятие такой системы комплектования и прохождения службы, при которой бы личный состав армии, флота и гражданский элемент могли бы в надлежащей пропорции пропускаться через воздушный флот. Личный состав, если только он не остается на постоянной службе в воздушном флоте, должен автоматически, по окончании своего срока службы в воздушном флоте, возвращаться армии, флоту или к гражданской жизни.

Такая система жизненно необходима для достижения согласованности и наибольшей продуктивности трех видов вооруженной силы и распространения знаний и интереса к воздушному делу среди народа. [50]

Задачи дня в представлении миссии.

В заключение миссия наметила важнейшие задачи дня, стоящие перед страной и разрешение которых должно протекать под руководством правительства:

1. Федеральное и международное законодательство, регулирующее воздушные сообщения.

2. Федеральный и международный контроль пилотских свидетельств.

3. Федеральная Инспекция пригодности к воздушной службе всех коммерческих воздушных судов.

4. Таможенное законодательство и организация таможень.

5. Международное соглашение в методах сообщения, связи, сигнализации, обозначения воздушных путей и аэродромов при дневных и ночных полетах.

6. Международное соглашение о типах стандартных аэродромов, ангаров, маяков, других приспособлений воздушной навигации, а также и о правилах пользования ими.

7. Страхование воздушных судов, имущества и лиц, пользующихся воздушными сообщениями. [51]

8. Воздушные аэронавигационные карты Соединенных Штатов.

Как видим, миссия начертала весьма обширную программу, расчитанную не на один год. Хотя никто ее выводов не оспаривал, кроме пункта о создании Воздушного Министерства, программа выполняется в очень умеренном темпе из-за отсутствия пока охоты у налогоплательщиков тратить свои деньги для безопасности своих детей. Всякое вообще увеличение кредитов на военное строительство в последнее время неизбежно встречает в Конгрессе сильную оппозицию.

§2. Оценка значения воздушного флота в морской войне.

Вашингтонская конферепция и возд. флот.

Вашингтонская конференция по ограничению морских вооружении, ограничив строительство новых линейных судов, не ограничила никакими стеснениями роста воздушных вооруженных сил. Конференция единогласно приняла такую резолюцию:

«Конференция того мнения, что в настоящее время нельзя действительным образом ограничивать число или типы воздушных судов ни коммерческого, ни военного воздушного флота».

Главным официальным мотивом к такому решению послужил следующий довод специальной комиссии по вопросам Воздушного флота.

Эта комиссия сумела доказать, что ограничение роста военного воздушного флота гибельно отразится на развитии гражданского воздухфлота. А это, мол, будет преступлением против прогресса, культуры, цивилизации и прочих хороших вещей, для защиты которых специально и съехались на конференцию все эти известные организаторы массовых убийств только что минувшей войны.

Бернард Шоу, пожалуй, ближе всех подошел к разгадке этого странного решения, заметив по поводу вообще Вашингтонской конференции, что там державы сговаривались не о том, как бы прекратить войны, а о том, как бы вести их подешевле.

История опытов бомбардирования судов морского флота.

Американцы первые в мире поставили вопрос о сравнительной мощности и экономичности флотов — морского и воздушного на практическую ногу, организовав свои знаменитые опыты бомбардирования судов морского флота.

Вопрос о бомбардировании судов ведет свою историю еще с октября 1920 года, когда в Чизепикской бухте морская авиация бомбила старый броненосец «Индиана», а потом судно «Сан-Mapкос».

5! [52]

Плохо организованные опыты дали совершенно отрицательные для Воздушного флота результаты. Официальный отчет говорит, что «опыты доказали совершенную невероятность при помощи воздушных бомб разрушить или даже вывести из строя современный линейный корабль».

В январе 1921 года генерал Митчелл, помощник начальника воздушного флота армии появился перед Бюджетной комиссией конгресса и твердо выразил смелое убеждение, что современный линейный корабль (стоящий восемьдесят миллионов рублей золотом) устарел также, как в свое время, после изобретения пороха, устарел закованный в латы воин. Воздушный флот армии просил поэтому утвердить его бюджет в сумме 60.000.000 долларов (120.000.000 рублей золотом), что равняется стоимости полутора дредноута.

По поводу этого заявления Митчелла разгорелась дискуссия. Момент для воздушного флота был выбран очень удачно. Все только и думали об экономии. Война миновала, а долги остались. Предложение Митчелла надо было проверить на практике. Решили пожертвовать на это дело несколько судов, доставшихся Америке при дележке германского флота: а именно, подлодку U — 117, истребитель g — 102, легкий крейсер «Франкфурт» и дредноут последнего типа «Остфрисланд». Кроме того в качестве целей были использованы устаревшие американские военные корабли «Айова» и «Алабама».

Подготовка опытов.

В исполнение постановления Конгресса срочно были предприняты все подготовительные меры. Три месяца летчики и обслуживающий персонал, предназначенный произвести испытания, усиленно тренировался.

Разгорелись страсти. Сторонники линейного корабля — «станового хребта флота» — с одной стороны, летчики — с другой.

Морской министр Даниэльс, в доказательство своего полного доверия к линейному кораблю, предложил свои услуги по управлению судном во время атаки его аэропланами.

На это летчики ответили коллективной просьбой открыть по ним действительный зенитный огонь, когда они станут бомбить.

Общественное мнение всей страны было страшно заинтересовано исходом испытаний. «Кто кого?» — вот вопрос, занимавший всех. Первое испытание было назначено на 21 июня 1921 года. За день до испытаний транспорт «Гендерсон», имея на своем борту офицеров армии и флота, членов Конгресса, иностранных дипломатических представителей, полсотни репортеров и фотографов, вышел в море для присутствия на испытаниях. С этой же целью с утра 21-го июня чуть не весь флот Атлантического океана стоял в сотне миль от мыса Виргинии, где было назначено испытание. [53]

Многообещающее начало.

Ранним утром 21-го июня 3 самолёта атаковали лодку.

Через 16 минут после начала атаки, подводная лодка была на дне океана.

21-го июня был произведен второй опыт. Проверялась способность аэропланов быстро найти неприятельское судно. Для этого был использован старый американский корабль «Айова», управлявшийся по радио.

На береговые авиастанции было сообщено, что «противник приближается». Через 1 час 57 минут аэропланы нашли Айову, обыскав предварительно площадь в 25.000 кв. миль.

На «Айову» была произведена атака 25 самолетами, сбрасывавшими учебные бомбы, так как не имелось в виду топить «Айову».

Результаты бомбометания сторонники морского флота объявили неудовлетворительными.

13 июля истребитель g — 102 был потоплен в 19 минут, а 18 июля легкий крейсер «Франкфурт» — в 35 минут.

В течение всех этих опытов шла ожесточенная дискуссия о тактике бомбометания. Митчелл утверждал, что только тяжелые бомбы, сброшенные около самого судна, имеют максимальное действие. Противники из сторонников морского флота утверждали, что нужны легкие бомбы, но в большем числе с прямым попаданием на палубу. [54]

Окончательное торжество.

Окончательная проверка была предпринята при бомбардировании «Остфисланда» 20 июля. Интерес публики поднялся до своего апогея. Подводная лодка — это была просто скорлупа в сравнении с этой плавающей крепостью! [55]

Водоизмещение дредноута Остфрисланда, одного из главных участников Ютландского боя, было равно 22.800 тонн.

При бомбардировании дредноута по настоянию Митчелла были впервые применены бомбы в 450 и 900 кгр.

Бомбометание несколько затянулось, вследствие необходимости испытать действие легких бомб по такому судну, и было закончено лишь 21 июля.

От действия 450 и 900 кгр; бомб громадный корабль как щепка подбрасывался и клевал кормой и носом и через 21 1/2 минуты затонул.

Наибольший вред ему нанесли бомбы, сброшенные в воду около борта.

Бомба, разрыв которой услышал весь мир.

Потопление дредноута произвело громадное впечатление на все правительства мира.

Начальник артиллерии американской армии удачно охарактеризовал это впечатление словами:

«Звук разорвавшейся сегодня бомбы разнесется по всему миру».

В Америке был назначен междуведомственный совет по обследованию и оценке результатов опытов.

В августе этот совет официально доносил:

«Авиационно-артиллерийские опыты с экс-германскими судами в качестве целей показали, что сделалось категорически необходимым в целях национальной обороны обеспечить возможно [56] максимальное развитие воздушного флота в армии и флоте. Они доказали также необходимость в авиаматках максимальных размеров и скорости, являющихся существенной вспомогательной частью флота для доставления ему наступательно-оборонительных воздушных сил. [57]

Равным образом очень важно развитие действительного противовоздушного вооружения».

После горячих дебатов в Конгрессе сторонники воздушного флота восторжествовали. Большинством было признано, что воздушный флот может успешно бороться с линейным флотом. Результатом этого было сокращение бюджета морского флота, создание Особого Бюро Морского Воздушного флота в морском министерстве (Департаменте) и созвание Вашингтонской конференции по разоружению. После этого понятно, почему американцы на конференции с такою легкостью пошли на сокращение своей морской строительной программы.

§3. Экономическая оценка Воздушного флота.

Консерватизм американцев.

Из предыдущего мы видим, что Америка в лице ее военных представителей единодушно и в полной мере оценивает значение Воздушного флота. Не то мы видим по отношению к гражданскому воздушному флоту. Коммерческая авиация борется за свое существование четыре года без малейшей реальной поддержки правительства. Покойный президент Гардинг неоднократно, правда, выражал свое убеждение в полезности для страны гражданского воздушного флота вообще, но выражения остались выражениями.

Жалобы в прессе.

Вся специальная американская печать полна жалоб на невыносимое положение коммерческой авиации. В связи с отсутствием коммерческой воздушной деятельности в критическом положении пребывает и воздушная промышленность, давно уже лишенная сколько-нибудь значительных военных правительственных заказов.

Живи, как знаешь.

С того времени, как прекратилась война, в Америке не выработано даже обще-федерального воздушного законодательства, нет никакого правительственного органа, который бы регулировал, контролировал и развивал гражданские виды применения Воздушного флота.

Перелет самолета из одного штата в другой обставлен целым рядом формальностей. Страхование практически отсутствует, так как страховые премии колоссальны в виду отсутствия правительственного надзора за исправностью воздушного судна и соответствия летчика его обязанностям.

Гражданская авиация не может надеяться на привлечение серьезного капитала, так как ее существование не обеспечено никакими законами. [58]

Не коммерция, а авантюра.

При описанных условиях помещение капиталов в такое предприятие обозначило бы не коммерческую деятельность, а какое то романтическое приключение. Про правительственную прямую помощь воздушным предприятиям в Америке нет и речи.

Оставшиеся еще авиопромышленники, целый ряд общественных деятелей и организаций ведут оживленную и упорную кампанию за широкое развитие гражданской авиации. [59]

Дальше