Воздушный флот Америки в Европейской войне.
Общая характеристика В. Флота Армии.
Общее состояние американского воздушного флота во время европейской войны главнокомандующим американской армией генералом Першингом в своем отчете «О действиях американской армии в мировой войне» характеризуется так:
Авиация.
«В авиации мы всецело зависели от наших союзников. И здесь опять-таки Французское правительство пришло к нам на помощь, пока выполнение нашей воздушной программы не было налажено. Время от времени мы получали от французов те самолеты для обучения наших летчиков, которыми они в тот момент располагали. Этого факта достаточно, чтобы констатировать, с какими трудностями мы получали даже учебные самолеты, не говоря уже про авиационную материальную часть в целом.
Что касается боевых самолетов, отвечавших требованию момента, то мы тут всецело положились на французов, так как развитие собственного производства этих самолетов шло медленно. Французы снабдили нас в общей сложности 2.676 самолетами истребительного, бомбардировочного и разведывательного типов.
Только в мае были получены первые отечественные аэропланы. Всего за войну мы получили 1.379 самолетов типа Де-Хавилэнда (DH). Впервые американский авиационный отряд, вооруженный исключительно американскими самолетами с полным, исключительно американским, снаряжением появился над германским расположением 7-го августа 1918 г.
В отношении летного состава, большая часть которого училась в школах наших союзников, не было никого, кто превосходил бы его смелостью и боеспособностью. [37]
В боях под С. Мишель и других местах наши летчики превзошли всех других. Они составили там список столь доблестных дел, что он навсегда останется блестящей страницей в летописи нашей армии».
Боевой состав В. Флота заграницей.
К 11 ноября 1918 года в Американской Экспедиционной Армии было 3.538 самолетов, в Соединенных Штатах 4.865. На фронте, кроме того, было 77 привязных аэростатов.
Не все эти самолеты были во фронтовых частях, которых насчитывалось всего 45 авиационных отрядов (и 35 воздухоплавательных рот). В 46 авиа-отрядах действующих самолетов было 740. 12 авиационных отрядов было вооружено DH 4 американской постройки. Остальные 33 работали на иностранных машинах.
Летчиков в Европу было послано 1230 человек, наблюдателей 749 человек. Из этого числа 767 летчиков и 481 наблюдателей были в авиационных отрядах. 172 летчика и 20 наблюдателей находились в прикомандировании к воздушным силам союзников.
Численность личного состава к этому же числу достигали цифры 20.568 офицеров и 174.456 рядовых, а всего 195.024 человек. Из этого числа 78.726 человек были в Европе. 58.828 во Франции, 19.724 в Великобритании и 174 в Италии.
Из числа офицеров 12.449 чел., т.-е. свыше 60% были летно-подъемного состава (летчики, наблюдатели, воздухоплаватели, пулеметчики, бомбометчики и т. п.).
Обучение.
При обучении летного состава только в течение бюджетного года 1917–1918 г. в Соединенных Штатах налетано 909.606 часов. На все это число приходится 331 смертельный случай. При этом в 1917 году [38] на 1000 учебных часов приходилось 1,09 аварий, а в 1918 г. уже только 0,346. В Европе американские ученики-летчики налетали 193.193 часа. Смертных случаев 169 за все время обучения, т.-е. на 1 случай приходилось 1143 час. полета.
Боевая работа.
За время военных действий американские летчики налетали 35.747 боевых часов, покрыв за это время 5.719.320 клм. Из общего числа 20.674 боевых полетов были произведены в целях истребления самолетов пр-ка, 6.672 полетов для наблюдения и 1.174 для бомбардировки, причем американцы участвовали в 755 бомбардировочных рейдах. Бомбардировщики сбросили всего 275.000 фунтов взрывчатых веществ.
Американские летчики, по американским же, безусловно прикрашенным сведениям, сбили всего 776 аэропланов и 72 привязных аэростата, потеряли же будто бы сбитыми только 289 аэропланов и 48 аэростатов.
На каждый из 37 отрядов, всегда находившихся в действии, в среднем приходилось 966 часов работы. Эта продуктивность изумительна. Для сравнения упомянем, что, напр., английские авиа-отряды за все время войны налетали в среднем по 1.292 часа.
Подъемов аэростатов было совершено 1642, пребывание в воздухе 3111 час. Эти аэростаты 216 раз корректировали стрельбу артиллерии и 89 раз были атакованы воздушным [39] флотом противника. При этом было произведено 116 прыжков на парашютах.
Воздушная фотография сделала 17.854 снимков и 585.000 отпечатков.
Солдаты и офицеры Воздушного флота в войну получили около 600 американских и иностранных орденов.
Из американских асов (т.-е. сбивших более 5-ти неприятельских самолетов) на первом месте стоит Рикенбекер (21 аэроплан, 4 аэростата).
Больше 10 самолетов и аэростатов сбили 4 летчика, от 8 до 10 побед имели 16 летчиков, от 5 до 7–47 летчиков.
Морская авиация.
Морская авиация, вступившая в войну с упомянутыми выше жалкими средствами и малочисленным личным составом, встала перед такими же задачами, что и сухопутная авиация. Развитие ее в первый период войны было сравнительно медленно. Сильный толчок, ускоривший это развитие, был дан развившейся подводной войной, объявленной Германией. Союзники скоро осознали и учли все возможные от этой войны последствия. Наилучшим средством борьбы с подлодками был воздушный флот самолеты, управляемые и привязные аэростаты. [40]
На американской части берега Атлантического океана был возведен целый ряд гидроаэропланных станций, следивших за возможным приближением подлодок.
На дулах башенных орудий линейных судов американского флота были оборудованы, по примеру англичан, площадки, с которых поднимались колесные аэропланы. Коммерческие морские суда конвоировались судами воздушного флота с громадным успехом. В последние десять месяцев войны только три судна были потоплены подводными лодками в секторе моря, охраняемом американским морским флотом, тогда как за год до этого немцы топили в среднем ежедневно по одному кораблю.
Морская авиация в Европе открыла 27 подводных лодок, 25 подлодок было атаковано, из них повреждено было 12 и утоплено было, вероятно, 4 штуки.
Кроме того, было конвоировано 477 караванов судов. Всего покрыто около 1.300 тысяч километров.
Американцам во время войны удалось, несмотря на короткий срок, выработать довольно удачные типы летающих морских лодок, как, напр., ставший широко известным самолет NC 4, первый перелетевший через Атлантический океан, или четырехместная летающая лодка F 5 L с двумя Либерти, поставившая в мирное время морской рекорд продолжительности полета без спуска (20 час. 10 мин.).
К моменту перемирия в Американской морской авиации числилось 3.117 офицеров и 45.632 других чинов.
Количество Летного состава.
Судя по спискам лиц, получивших пилотские свидетельства Международной Федерации Воздушного Флота через Аэроклуб Америки, к концу войны в Америке сухопутных летчиков было 3.027 человек, морских 369. Пилотов аэростатов в то же время было 727 человек на привязных и 64 на управляемых. [41]