Воздушная программа и расходы по ней.
Астрономические цифры.
Конгресс за все время войны на военный воздушный флот (без морского) ассигновал 1.687.054.758 долларов, т.-е. почти 3 миллиарда триста миллионов золотых рублей.
Затем конгресс часть ассигнований значительно урезал. В общем, в распоряжении военного министерства на создание воздушного флота все-таки осталась колоссальная сумма в 1.200.054.758 долларов, т.-е. приблизительно 2.400.000.000 золотых рублей. Насколько сумма эта громадна, можно себе наглядно представить, вообразив, что всю эту сумму какой-либо кассир вздумал раздать по одному рублю каждому получателю. При 8-часовом рабочем дне, даже при научной организации этого бессмысленного труда, на такую работу понадобилось бы больше 2-х тысяч лет. Если бы всю эту сумму превратить в наши серебряные рубли и разложить их вдоль экватора или по меридиану, то этой серебряной лентой можно было бы дважды обернуть всю нашу землю. Если же бы их все сложить столбиком, то получился бы «столбик»... в семь верст высотой!
Если предположить, что на эти деньги мы пожелали бы нанять рабочих, то, при средней заработной плате, в 50 руб. в месяц, мы смогли бы в течение года содержать целые армии их, общим числом до 4-х миллионов человек.
Правда, что значительная часть этой суммы вернулась в казну неизрасходованной в виду прекращения войны и расторжения контрактов с фирмами. Некоторые суммы вернулись к государству путем продажи фабрикатов, полуфабрикатов и сырья воздушного флота частным лицам и обществам, конечно, по цене, значительно меньшей себестоимости. Действительный расход по официальным данным составляет 598.090.781 долларов (почти 1.200.000.000 руб. золотом).
На самолеты без моторов истрачена сумма 113.721.043 доллара (приблизительно 227.000.000 зол. руб.), что составляет 19% от всех военных расходов на армейский воздушный флот. [27]
За эту сумму американцы получили всего около 14 тысяч самолетов, т.-е. каждый самолет, в среднем, обошелся приблизительно в 16.215 зол. рублей. За границу правительство выбросило 139.000.000 долларов (приблизительно 278.000.000 зол. руб.). На эти деньги были куплены аэропланы, моторы, заплачено за обучение личного состава и постройку лагерей и складов. Самолетов за границей было закуплено 5.229 шт. с моторами.
Стоимость создания самолето-моторостроительной промышленности.
Обнародование этих цифр позволяет сделать интересные выводы о сравнительной стоимости самолето-строительной и моторо-строительной промышленности и средних стоимостях самолета и мотора американского отечественного производства. Стоимость всех самолетов без моторов, изготовленных на американских заводах и купленных за границей, составляет максимум 30% от всех действительных расходов.
Воздушная самолетостроительная промышленность, которая до войны практически не существовала, так как за все предыдущее время (9 лет) она построила только 142 аэроплана для армии, являвшейся главным и исключительным ее заказчиком, была создана за 227.000.000 зол. руб. В какие-нибудь 19–20 месяцев она сумела дать 14.000 самолетов. Правда, [28] качество этих самолетов было не выше среднего. На авиационные моторы истрачено в общей сложности 224.838.162 доллара (приблизительно 458.676.000 зол. руб.). Это составляет 37% всех расходов. За эту сумму создана авиационная моторостроительная промышленность (которая раньше тоже не существовала), давшая 41.953 мотора. Значит, средняя стоимость каждого мотора приблизительно 10.900 зол. руб.
Средняя стоимость самолета с мотором отечественного производства таким образом получилась около 27.000 рублей золотом.
Остальные средства (33% всех расходов) пошли на обучение личного состава, на строительство ангаров, аэродромов, снаряжение всякого рода, вооружение, привязные и 1 небольшой управляемый аэростат и пр.
Личный состав, состоявший в апреле 1917 года всего из 1.185 человек, в том числе 65 человек командного состава, развернулся в целую армию в 20.568 офицеров и 174.456 других чинов.
Число аэродромов поднялось с 3–4 до 48.
Если прибавить к тому, что американцы сумели, кроме того, справиться с программой морской авиации, то общее впечатление от проделанной работы остается очень внушительное.
В то же время нельзя также отделаться от впечатления, что все эти грандиозные усилия и неслыханные затраты были страшно непродуктивны, вследствие чрезвычайной спешки, необходимости во что бы то ни стало, какой угодно ценой дать определенное количество самолетов, моторов, людей и проч., не очень-то считаясь с их качеством. Ни одной оригинальной конструкции самолета, все массовые копии с образцов чужеземного, производства, образцов, продолжительность жизни которых измерялась парой месяцев.
Слепое копирование чужих образцов, требования к которым выработаны где-то за 4.000 клм. от места производства, для такой мощной и самостоятельной промышленной страны, как Северная Америка!
Поистине, это являлось достойным возмездием за близорукую воздушную политику американского правительства в предыдущее время.
Эти же деньги, но отпущенные воздухофлоту своевременно до войны, несравненно продуктивнее были бы использованы. Американская воздушная промышленность могла бы безболезненно мобилизоваться с началом войны и спокойно, без этой безумной спешки и бросания на ветер денег, справилась бы с задачей, дав оригинальные, способные к дальнейшему совершенствованию самолеты, безусловно неизмеримо лучшего качества, чем копии с иностранных образцов. [30]
Тут, с этой точки зрения, очень интересно сопоставить историю создания самолетостроительной и авиамоторостроительной промышленности.
Как той, так и другой практически до 1917 года не существовало. Но благодаря наличию в Америке развитой автомобильной промышленности, с производством моторов, родственных с авиацией типов, американцы могли рискнуть, несмотря на спешку, потратить время на разработку ориганального авиационного мотора. Их риск увенчался блестящим успехом в виде отличного мотора «Либерти-12» в 420 лош. сил, в момент своего выхода с завода бывший наилучшим мотором в мире. Моторы Либерти охотно покупают за хорошую цену и сейчас авиационные заводы всех стран. А кто купит американские самолеты, постройки 1918 года? Те самолеты, которые бы при нормальном развитии авиапромышленности нужно было строить, как опытные, в небольшом числе экземпляров, строились тысячами, так как этого требовала военная обстановка.
Немного бухгалтерии, но ординарной.
Дальше мы намеренно приводим деталилизированные ведомости расходов, произведенных американцами внутри страны и за границей. Нам кажется чрезвычайно полезным сообщить эти цифры возможно более широкому кругу трудящихся С.С.С.Р. Мы сами стоим перед колоссальными затратами на Воздушный Флот. Нам тоже, к несчастью, приходится [31] обращаться на заграничный рынок то за тем, то за другим. Приведенные цифры дают ясное понятие, какие предметы, в каком количестве и по какой цене заготовлялись американцами. Они показывают, в каком численном отношении одни предметы снабжения находятся к другим.
Нам часто неясно, какова стоимость постройки школы, аэродрома, склада и т. д. При наших расчетах мы слишком часто обращаемся к помощи потолка, на котором сплошь и рядом, оказывается, обосновываются наши программы. Приведенные стоимости, несмотря на различные экономические условия в Америке и у нас, все же могут дать некоторые отправные точки для ориентировочного эскизного представления о том, что стоит современный Воздушный Флот. Все приведенные цифры нужно при этом рассматривать, как максимальные, при любой конъюнктуре. Обстановка, при которой происходила работа по созданию Американского Воздушного Флота, полагаем, достаточно нам обрисованная выше, говорит за это.
Ассигнования и действительные расходы на Американский Военный Воздушный Флот (сухопутный) за время войны.
12 мая 1917 года 10.800.000 долл.
12 июня 1917–500.000 долл.
15 июня 1917–43.450.000 долл. [32]
24 июля 1917 года 640.000.000 долл.
6 окт. 1917 года 40.000.000 долл.
8 июля 1918 года 8.000.000 долл.
9 июля 1918 года 760.000.000 долл.
9 июля 1918 года 124.304.758 долл.
4 нояб. 1918 года 60.000.000 долл.
Итого: 1.687.054.758 долл.
минус последующ. урезка 487.000.000 долл.
Всего ассигновано: 1.200.054.758 долл.
Возвращено в казначейство в виду окончания войны неизрасходованными 582.564.781 долл.
Получено от продажи излишков 19.399.196 долл.
Действительный расход на Воздушный Флот 598.090.781 долл.
Военные расходы на Воздушный Флот, произведенные внутри страны.
Аэропланы без моторов. | ||
9.742 | Аэропланы от авио-промышлен. | 84.704.155,16 долл. |
2.000 | Аэропланы от автомоб. и родствен. ей промышленности | 19.843.837,39 долл. |
2.152 | Аэропланы от друг, видов промышленности | 9.173.050,84 долл. |
13.894 | Итого | 113.721.043,39 долл. |
Моторы. | ||
14.765 | Моторы от авио-промышлен. | 101.725.369,64 долл. |
24.058 | Моторы от автомоб. и родствен. ей промышленности | 132.102.018,63 долл. |
3.134 | Моторы от друг. видов промышленности | 11.010.774,03 долл. |
41.953 | Итого | 224.838.162,30 долл. |
Аэростаты (привязные, сферические, шары-пилоты и шары-мишени). | ||
884 | Аэростаты и 1 дирижабль от авио-промышленности | 4.754.353,95 долл. |
8.968 | Аэростаты от автомоб. промышл. | 2.294.760,81 долл. |
31.575 | Аэростаты от друг. промышлен. | 100.168,25 долл. |
41.367 | Итого | 7.149.283,01 долл. [33] |
Постройка школ, аэродромов, складов и т. п.
30 | Авиационные школы и аэродромы | 55.587.422,74 долл. |
5 | Воздухоплавательные школы | 2510.496,01 долл. |
1 | Аэрофотографическая школа | 1.200,00 долл. |
1 | Радио-школа и лаборатория | 486.350,00 долл. |
1 | Авиа-артиллерийская школа | 380.000,00 долл. |
1 | Школа механиков | 158.900,00 долл. |
8 | Складов | 5.114.041,67 долл. |
3 | Моторные мастерские | 1.962.120,00 долл. |
3 | Лагеря | 2.406.700,00 долл. |
5 | Приемные парки и опытные станции | 641.533,50 долл. |
3 | Различные станции | 479.154,55 долл. |
61 | Итого | 69.727.918,47 долл. |
Рента за аэродромы, школы, склады, здания и т. д. (площадь 22.912 акров (почти 8.500 дес.), не включая площади пола зданий) 709.899,72 долл.
Опыты с гелием и установка № 1,2,3–526.450,00 долл.
282.426 | Указатели скорости, альтиметры, компасы, манометры и т. п. | 41.817.220,11 долл. |
98.555 | Пулеметы. | |
19.786 | Синхронные приспособления к ним | |
15.122 | Пулеметные установки на заднем месте. | |
64.720 | Пулеметные части. | |
227.595 | Учебные и боевые бомбы. | |
11.630 | Прицелы к бомбосбрасывателям. | |
249 | Бомбосбрасыватели для тяжелых бомб. | |
10.213 | Бомбосбрасыватели и части их. | |
1.051 | Фотокамер. | |
1.599 | Фотопулеметов. | |
1.159 | Фотоустановок. | |
3.968 | Стальных и брезентовых ангаров. | |
3.429 | Ферро-силиколий и едкий натр в тн. | |
172.800 | Водородных труб. | |
236 | Лебедок для аэростатов. | |
33.310.000 | Кабель аэростатный в футах (993.000 метр.). | |
13.673.000 | Материя аэропланная в ярдах (ок. 12.305.000 метр.). | |
7.888.000 | Материя аэростатная в ярдах. | |
7.359.000 | Тесьма в ярдах. [34] | |
762.000 | Авиалаки, др. вещества для пропит. ткан. в галл. | |
643.240 | Различная одежда. | |
42.424 | Пропеллеры. | |
82.159.751 | Масло в галлонах (368.720.000 литр, приблизительно). | |
249.612.095 | Бензин в галлонах (1.125.000.000 литр. приблизительно). | |
36.600.000 | Водородный газ в кубич. фут. (1.024.800 куб. метр. пр.). | |
107.635.000 | Дерева в футах. |
Всего истрачено внутри страны 478.489.977,00 долларов.
Военные расходы на Воздушный Флот, произведенные заграницей для Экспед. армии.
4.879 | Аэропланы из Франции | 12.253.628,82 долл. |
283 | Аэропланы из Англии | 1.210.419,30 долл. |
68 | Аэропланы из Италии | 485.271,16 долл. |
5.229 | Итого | 19.949.769,28 долл. |
6.400 | Моторы из Франции | 18.903.828,11 долл. |
215 | Моторы из Англии | 1.304.110,30 долл. |
444 | Моторы из Италии | 2.361.883,23 долл. |
7.059 | Итого | 22.569.821,64 долл. |
Аэропланные запчасти из Франции | 7.297.431,89 долл. | |
Аэропланные запчасти из Англии | 162.315,12 долл. | |
Аэропланные запчасти из Италии | 30.367,22 долл. | |
Итого | 7.490.114,23 долл. | |
Моторные запчасти из Франции, Англии и Италии | 7.721.020,18 долл. | |
Пропеллеры, инструменты, лебедки, вооружение, аэростаты и пр. из Франции и Италии | 5.779.386,94 долл. | |
Ангары, палатки и т. п. из Франции | 1.881.330,28 долл. | |
Ангары, палатки и т. п. из Англии | 6.406.786,08 долл. | |
Итого | 8.288.116,36 долл. [35] |
Радиоснаряжение из Франции | 1.062.543,11 долл. |
Фото-оборудование и фотопродукты | 287.713,22 долл. |
Подвижные фотолаборатории (75) | 595.550,37 долл. |
Аэролаки, авиатоли и т. п. | 1 79.995,55 долл. |
Спец. одежда из Франции и Италии | 28.288,66 долл. |
Продукты для сигнализации из Франции, | 619.437,19 долл. |
Касторовое масло, бензин и т. п. из Англии | 1.329.675,13 долл. |
Постройка.
11 | Авиационн. и воздухоплав. школ | 5.256.974,65 долл. |
7 | Аэродромы | 2.344.296,25 долл. |
8 | Склады | 1.977.890,92 долл. |
Различные недоконченные постройки. | ||
1 | Склады | 119.725,49 долл. |
1 | Приемочного парка | 1.030.469,45 долл. |
1 | Сборочной | 5.147.139,27 долл. |
1 | Бараков | 162.940,18 долл. |
1 | Опытного аэродрома | 112.838,26 долл. |
Итого | 16.152.274,47 долл. |
Разные расходы.
Сюда входят расходы на транспорт, инструменты, станки, оборудование мастерских, стальные изделия, различные общие предметы снабжения, ящики, бидоны и т. п.
Франция | 23.006.324,22 долл. |
Англия | 1.337.175,66 долл. |
Италия | 18.497.488,88 долл. |
Швейцария | 147.831,19 долл. |
Испания | 309.973,71 долл. |
Итого | 43.298.794,66 долл. |
Другие разные статьи расхода | 19.799.773,58 долл. |
А всего истрачено за границей | 139.000.000.00 долл. |
Итоги.
Расходы внутри страны | 478.489.977,00 долл. |
Расходы за границей | 139.000.000,00 долл. |
Итого израсх. на Воен. Возд. Флот | 617.409.977,00 долл. |
Доход от продажи военн. излишков | 19.399.196,00 долл. |
Действительная стоимость Военного Воздушного Флота | 598.090.781,00 долл. [36] |