Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава I.

Краткая история воздушного дела в Америке до 1917 г.

Америка — родина авиации.

Прежде всего бегло проследим историю развития воздушного дела в Америке. Надо сказать, что до начала воины с Германией эта история в отношении воздухоплавания не дает нам чего-нибудь особенно поучительного в сравнении с другими странами. Известно, что привязное воздухоплавание с успехом применялось еще северянами в небольшом, правда, масштабе в междоусобной их войне с южанами. Затем оно медленно, незаметно развивалось без каких-либо кризисов, без каких-либо ярких моментов в своем развитии.

Другое дело — авиация. Авиация родилась в Америке. Но оказалось, что Америка — страна бизнесменов (дельцов) — оказалась плохой матерью для авиации, этого признанного теперь вундеркинда. Она не сумела правильно предугадать великой роли, которую суждено сыграть авиации в жизни людей и государств.

Двадцать лет тому назад, 17 декабря 1903 года, в Китти-Хаук, уединенном местечке Америки, вдали от любопытных взоров произошло поистине замечательнейшее в истории XX века событие. Два брата — Орвиль и Вильбур Райты — энтузиасты и фанатики своей идеи, после долгих научных изысканий, опытов и неудач добились своей цели. Сконструированный ими самими аппарат тяжелее воздуха, с мотором собственной конструкции, под управлением Орвиля Райта поднялся в воздух и пролетел 852 фута (почти 122 сажени).

Замечательна судьба этого, сделавшего эпоху, изобретения. Братья Райт не могли найти в Америке ни одного солидного предприятия или капиталиста, который бы субсидировал их для продолжения работ и постройки более усовершенствованных воздушных аппаратов, названных впоследствии аэропланами. Говорят, что Американское Патентное Управление и Военное Министерство посоветовали братьям обратиться с их предложением в Отдел Изобретателей «Перпетуум мобиле» (вечного движения, признаваемого современной [10] наукой нелепостью, противоречащей основным законам природы). Райты отправились тогда в Европу, во Францию. Во Франции они нашли совсем другое отношение к себе, в результате чего мы видим современное необычайное развитие дела авиации во всем мире.

Через каких-нибудь 16 лет рекорд расстояния братьев Райт был побит: аэроплан уже без остановки пролетел через Атлантический океан, покрыв более 3.000 клм.

Американцам впоследствии, как увидим дальше, пришлось очень дорого заплатить за этот недостаток прозорливости, в оценке нового изобретения.

Ранняя стадия развития.

В дальнейшей ранней стадии развития авиации Америка, как страна, не принимала особенно заметного участия. В этом отношении вся честь развития авиации безусловно должна быть приписана Франции. В Америке над вопросами авиации работали лишь отдельные выдающиеся личности, не встречая большого отклика в широких кругах общества.

Кроме упомянутых братьев Райт, можно отметить лишь Октава Чанюта (помогавшего Райтам в области теоретической разработки вопроса), Самуэля Пирпонта Ланглея, профессора-инженера, пионера в разработке авиационных проблем, Глен Куртиса, летчика и конструктора, и немногих других лиц.

Америка — родина авиации, но колыбелью ее была Франция. [11]

Военный и Морской Воздушн. Флот до апреля 1917 г.

Попытки военного применения аэроплана раньше всего предпринимаются опять-таки в Америке, а именно — в американском флоте уже во второй половине 1910 года производятся опыты со взлетом сухопутных самолетов с особых платформ на военных кораблях. Для посадки на воду пытались применить особые мешки, наполненные сжатым воздухом. Однако, только изобретение в 1911 году гидроаэропланов отмечает начало действительного зарождения морской авиации. В этом году закупается несколько самолетов для флота, обучаются полетам 4 морских офицера и формируется особая авиасекция. Но дальше развитие идет черепашьим шагом до начала войны с Германией. В этот период достойно лишь [12] внимания изобретение в 1912 г. морских катапульт, работающих сжатым воздухом, предназначенных дла взлета аэропланов с судов, и опыты с ними. В армии военные аэропланы появляются лишь в средине 1914 г. В это время создается авиационная секция в Корпусе Связи Сев.-Америк. Армии. Всего в секции было 320 человек, из которых 60 офицеров, и шесть аэропланов

До момента объявления войны Германии развитие военной и морской авиации тормозилось вследствие слишком ничтожных средств, отпускаемых на это дело.

Начало войны застало военную авиацию в таком состоянии: личный состав насчитывал 1.185 чел. (из них 65 офицеров) с 55 аэропланами, совершенно устаревшими по сравнению с европейскими типами. В морской авиации положение было еще хуже. Там было всего лишь 201 человек обслуживающих 54 гидро и аэроплана. [13]

Дальше