Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть четвертая.

Воздушные силы в основных операциях войны

В этой части дается описание главных операций всей войны, начиная с 3 октября 1935 г. до 9 мая 1936 г.; главное внимание обращается на выяснение роли в них воздушных сил, способов выполнения ими своих задач.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению операций и действий в них воздушных сил, дадим краткий календарный перечень главных выполнявшихся воздушными силами задач по месяцам войны, что позволит читателю легче ориентироваться в материале. Особо не оговариваются лишь задачи по разведке. Разводка велась беспрерывно.

1935 г. Октябрь — декабрь

Обеспечение, охранение продвижения итальянских корпусов в Тигре. Продолжительные дальние разведки в Тигре и Огадене для определения центров мобилизации и сосредоточения абиссинских войск. Воздушная атака абиссинских городов и лагерей на Северном и Южном фронтах. На Северном фронте разведка доходила, до оз. Ашанги.

Перерыв караванного сообщения между Британским Сомали и Огаденом. Бомбардировка Горохея и Дагабура. Устройство аэродромов в захваченных пунктах: в Горохее и в Макале.

Декабрь. Подготовка наступления Грациани на Южном фронте и боевая работа при проведении этого наступления (бомбардировка войск Деста).

Поддержка банд, орудовавших в тылу негуса, сбрасыванием им на парашютах патронов и оружия. Бомбардировка Дессие 15 самолетами. Систематические воздушные атаки на двигающиеся абиссинские колонны в Тигре.

1936 г. Январь — июнь

Январь. В бомбардировке Негели и в сражении с войсками раса Деста авиация налетала 725 часов и сбросила 42 т бомб.

20 января над Эритреей совершено 250 полетов. [100]

Февраль. Интенсивное участие в сражении в Эндерта. В долине Май-Мешик рассеяна крупная колонна абиссинцев. Между 11 и 17 февраля сброшено более 300 т бомб.

Март. Преследование с воздуха разбитых абиссинских войск. Бомбардировка Харара и Джигджиги. В конце марта авиация налетала 6477 часов. В 762 полетах дальность полетов 1200–1 800 км. 178 самолетов в 324 часа полета сбросили на парашютах 50 г продовольствия и огнеприпасов наземным войскам. 31 марта в начале сражения у оз. Ашанги 70 самолетов налетали каждый по 12 часов. Питание колонны в Данакиле.

Апрель. Позиции абиссинцев у оз. Ашанги длительно бомбардировались и обстреливались авиацией последовательными волнами в составе 30 Капрони К-133, 15 Ромео РО-37, 12 РО-1, 20 Савойя С-81, 20 Капрони К-111 (последние с аэродрома Гура, остальные — из Макале). Питание сверху колонны Стараче (двигавшейся на Гондар).

С 15 апреля авиация работает с захваченного в Дессие аэродрома. Колонны итальянских войск питаются и охраняются авиацией во время их движения от Май-Чио к, Дессие, от Дессие до Аддис-Абебы.

11 апреля сброшено 17 г, с 17 по 19 апреля — 123 т туземному корпусу.

Бомбардировка позиций на Южном фронте и Сассабане и других пунктов. На оз. Тана сели первые итальянские летающие лодки.

Май. Снабжение колонны Бадольо. Снабжение Аддис-Абебы.

Июнь. Перевозка по воздуху батальона гранатометчиков.

Борьба с «воздушным противником»

Абиссинская армия располагала вначале семью пассажирскими самолетами, стоявшими на разных аэродромах. Боевого значения они не имели.

Любопытно отметить, как характерную черту итальянской воздушной доктрины, действия их ВВС против этих жалких самолетов.

Несмотря на ничтожную, не поддающуюся даже учету, боеспособность этого микроскопического «воздушного флота», итальянские ВВС с удивительной бдительностью, аккуратностью и тщательностью искали эти самолеты и по их обнаружении тотчас же организовали их уничтожение.

Известны следующие факты об этой борьбе итальянского, так сказать, воздушного слона с абиссинской авиамоськой.

. 19 марта 1936 г. на ноле у Дабата уничтожен один самолет, на который было сброшено 24 бомбы-спеццони.

На этом же аэродроме 21 марта уничтожен (сожжен) еще один самолет 24 зажигательными бомбами-опеццони.

17 марта была организована атака на единственный абиссинский трехмоторный самолет Ю-52 и другой одномоторный, замеченные [101] на аэродроме к северо-востоку от Чалле-Адамир (около Куорам).

Самолеты стояли в 40 м друг от друга. Итальянский самолет сбросил одну бомбу в 50 кг, взорвавшуюся между самолетами, и несколько десятков зажигательных малокалиберных бомб. Один ив атакованных самолетов сгорел, а другой был настолько сильно поврежден, что не мог вылететь в течение 8 дней, по истечении которых он был уничтожен итальянским самолетом, выпустившим по нему несколько пулеметных очередей с зажигательными пулями.

Утром 4 апреля над Аддис-Абебой появились 5 итальянских разведчиков и произвели нападение на аэродром, где стояли 2 абиссинских самолета. Один самолет взорвался, другой остался цел.

Эти факты хорошо показывают, как итальянцы боялись даже отдельных пассажирских самолетов, что говорит об исключительно большом значении авиации в условиях этой войны.

Абиссинцам удалось поразить с земли 265 самолетов, в том числе полностью было уничтожено 14 самолетов (по официальным итальянским данным — 8).

Опыт войны в отношении организации борьбы за воздух ценности не представляет, так как абиссинцы не могли противопоставить итальянским сотням самолетов самого действительного средства борьбы — своих сотен самолетов. Этот опыт, однако, крайне важен, как обнаруживающий некоторые существенные черты итальянской воздушной доктрины и тактику нападения при отсутствии сопротивления в воздухе.

Глава XV.

Действия ВВС в операциях 3 октября 1935–10 февраля 1936 гг.

1. Бомбардировка Горохея

Бомбардировка Горохея 3–4 ноября 1935 г., имевшего более или менее современные оборонительные позиции, причинила и самим позициям и особенно их защитникам значительный ущерб. Гарнизон крепости, численностью немного более 1 000 человек, не выдержал бомбардировки и, когда авиационная бомба смертельно ранила коменданта Афе Уорка, рассеялся, оставив на месте до половины своего состава убитыми и ранеными. Конечно, очень сильно пострадало и население.

Сами итальянцы считают захват Горохея особенно замечательным событием на том основании, что, мол, тут впервые в военной истории одна из авиационных частей воздушной армии почти без помощи наземных войск выиграла сражение, потому что земным войскам оставалось лишь вступить во владение Горохеем и убрать с улиц трупы, подобрать раненых и отремонтировать разрушенные здания. [102]

Уже о 4 октября авиация время от времени нападала на отряды раса Насибу, которые двигались к Герлогуби. В частности тогда же был произведен первый значительный налет шести Капрони на Горохей. Но основная операция произошла 3 и 4 ноября, после донесения разведки о том, что «в городе находятся важные объекты». Моторизованная колонна и отряд туземцев должны были занять город после воздушной бомбардировки города и околов.

Бомбардировку и обстрел из пулеметов самолеты производили последовательными волнами, стремясь к непрерывности действия. Потери среди гарнизона и жителей были велики. Первое время гарнизон вел зенитный огонь из английских и японских зенитных пулеметов. Жители бежали из города в панике, которую усилили варварские атаки итальянских самолетов, обстреливавших из пулеметов и забрасывавших бомбами с малой высоты беззащитных людей. К этой последней операции против жителей были привлечены также одноместные истребители.

Особенно решительное значение участия бомбардировочной авиации выявилось, однако, позже, в сражениях при Ганале Дориа, в Тембиене, у горы Амба-Арадам (Эндерта), в Шире, у оз. Ашанги и в Огадене. Во всех этих сражениях бомбардировка с воздуха повторялась несколько раз и часто направлялась непосредственно на неприятельские войска, занимавшие окопы, или же на войска, атакующие итальянские окопы, т. е. авиация применялась на самом поле боя.

2. Бомбардировка войск развертывающейся армии Мулугета

Во исполнение решения де-Боно сдерживать темп движения всех трех основных колонн абиссинцев, двигавшихся на фронт Макале, Дембегвинский проход, разведывательная авиация тщательно следила за всеми передвижениями колонн, тогда как боевая авиация должна была наносить удары при прохождении ими дефиле.

Рассмотрим бомбардировку колонны раса Мулугета, которая первая попала под сильный удар с воздуха. Кроме нападения на войска при их прохождении через дефиле севернее Амба-Алаги, авиация особенно большого эффекта добилась при бомбардировке войск, скопившихся при расположении на месте в треугольнике Буйя, Антало, Афгал-Георгис (Буйя находится в 40, а Антало — в 30 км к югу от Макале, Афгал-Георгис — в 11–12 км к западу от этих пунктов). Вся операция продолжалась три дня: 13–15 ноября 1935 г.

13 ноября для бомбардировки абиссинских войск вылетели 10 бомбардировщиков. В районе Буйи они заметили до 2 000 абиссинцев и сбросили на них бомбы-спеццони. Другие 10 самолетов полетели в Антало и Афгал-Георгис, где они взорвали бомбами абиссинский склад снарядов, подожгли зажигательными бомбами большой абиссинский лагерь, а затем обстреляли его. [104]

14 ноября авиация повторила бомбардировку и пулеметный обстрел всех трех пунктов и замеченных новых лагерей в этом треугольнике со значительными скоплениями верблюдов, мулов и носильщиков военного имущества. Были рассеяны войска численностью до 5 000 человек и взорван склад снарядов.

15 ноября операция была закончена. Все участвовавшие в налете самолеты получили пробоины от зенитного огня.

Каковы при этом были потери абиссинских войск — точно неизвестно. Несомненно они были значительны. Но особенно значителен был моральный эффект, сознание беззащитности и бессилия!

3. Бомбардировка в долине Май-Мешик

Дальняя воздушная разведка в районе к югу от Буйи и в долине Май-Мешик зафиксировала наличие больших сил абиссинцев в движении к северу. Численность скопившихся в долине Май-Мешик войск определялась в 20 000 человек (рис. 23).

Утром 18 ноября вылетели для их атаки 20 самолетов из состава 4-й и 27-й авиагрупп (авиадивизионов). Бомбы побольше калибром были сброшены со значительной высоты, после чего самолеты с малой высоты (50–100 м над поверхностью земли) сбрасывали малые бомбы-спеццони и стреляли из пулеметов.

Бомбардировка и обстрел из пулеметов производились волнами. Всего было организовано пять групп, которые в течение двух часов (с 8.40 до 10.40) непрерывно атаковали замеченное скопление. Первая группа своей атакой вызвала большой беспорядок. Войска бросились в разные стороны в поисках укрытий. Но они еще оказали сильное сопротивление в виде зенитного огня из пулеметов и пушек Эрликон. Все атаковавшие самолеты получили пробоины. В числе прочих самолетов был подбит и самолет командира 14-й эскадрильи Чиано (у него был пробит масляный бак), который едва дотянул до посадочной площадки в районе Макале. У другого самолета был пробит малокалиберным снарядом бензобак (бензин не загорелся, самолет не был сбит, что свидетельствует о низком качестве использованных абиссинцами пушек и снарядов).

На третьем трехмоторном самолете, летевшем на бреющей высоте, осколком снаряда мотористу-пулеметчику раздробило левое бедро. Моторист после ампутации нош умер.

Остальные самолеты получили менее серьезные повреждения, а их экипажи — менее серьезные ранения.

Следующие группы атакующих самолетов уже встречали все менее и менее интенсивный отпор.

4. Налет на Дессие

6 декабря 1935 г. 18 самолетов Капрони с эритрейских аэродромов совершили налет на Дессие и его окрестности, где в это время стояло до 12 000 абиссинских войск. Тут же находилась главная квартира негуса. Цели находились в 450 км от авиабаз [106] на высоте 2 600 м в воронкообразной долине, окруженной горами высотою до 3 000 м.

Самолеты вылетели в 7 час. и к 8 час 15 мин. были над абиссинским лагерем, который встретил их сильным, но мало метким, почти неуправляемым огнем. Войска под непосредственным руководством негуса были сравнительно хорошо вооружены и имели несколько малокалиберных зенитных пушек.

Авиационные бомбы вызвали пожар складов, палаток лагеря и взрыв складов огнеприпасов. Итальянские летчики особое внимание уделили бомбардировке древнего города Дессие. Беспощадная бомбардировка города завершилась бомбардировкой иностранных госпиталей Красного креста с высоты 400–500 м.

Итальянцы в начале 1936 г. заявили в печати, что первые крупные бомбардировки Горохея, Дессие, абиссинских лагерей и других объектов были особенно важны в том отношении, что они полностью оправдали их теорию воздушной войны, организацию их воздушной армии и программу ее подготовки.

Кроме этих важнейших воздушных бомбардировок, в этот период было совершено еще немало — менее значительных воздушных нападений на города и селения Абиссинии, на отряды их вооруженных сил.

Особенно значительны были бомбардировки Джигджиги на Южном фронте. 27 и 28 ноября бомбардировались войска на перевале Амба-Алаги и в деревнях Атцаб и Тагора на Северном фронте.

30 ноября две эскадрильи, вылетевшие с нового аэродрома, построенного в захваченном Горохее (Сомали), бомбардировали и обстреливали Дагабур, в котором, якобы, удалось уничтожить колонну абиссинских автомобилей-грузовиков.

В этот период авиация уже начала выполнять свою снабженческую работу. Ряд колонн, совершающих марш-маневр, получал продовольствие от авиации. Многие отдельные и удаленные отряды получали по воздуху также почту.

5. Действия ВВС в оборонительной операции против раса Иммру

22 декабря 1935 г. воздушная разведка в составе семи самолетов обнаружила движение к линии итальянского фронта крупной колонны, состав которой, однако, с большой высоты определить было трудно. Тогда один из самолетов-разведчиков снижается на малую высоту и пролетает над самой колонной. Самолет сильно обстреливается из пулеметов и винтовок. Зенитные пулеметы в составе колонны находятся примерно в середине. Колонна насчитывает 7000–8000 человек, имеет еще впереди головной отряд охранения и много дозоров на флангах. Снижение на колонну одного самолета-разведчика вызывает в ней некоторое замешательство, а затем остановку движения. Вскоре вся [107] колонна в 7 000–8 000 человек, исчезает в кустах. Люди исчезли, но обоз, мулы с вьюками остаются на караванной тропе.

Скрывшиеся войска обстреливают самолет из пулеметов и пушек Эрликона.

Эта и последующие воздушные разведки 23 декабря установили движение авангарда армии раса Иммру к перевалу Аф-Гага. Они установили затем, что главные силы Иммру переправляются через обмелевшую реку Таказе.

Командир 2-го корпуса срочно формирует подвижную маневренную группу в составе трех эритрейских туземных, двух регулярных и одного чернорубашечного батальонов, с пулеметами, артиллерией и вьючным обозом, с задачей упредить абиссинцев в захвате перевала Аф-Гага. 24 декабря с рассветом семь батальонов группы выступают в поход.

Как всегда, наиболее трудная задача дается туземцам. Все три туземные батальона идут впереди. Вначале группа идет в одной колонне, так как вначале существует единственный маршрут по довольно широкому каменистому руслу высохшего горного ручья. Движение затруднено камнями, местами площадями гальки, в которой вязнут ноги, и густыми порослями весьма колючего терновника.

С обеих сторон этого пути неприступные скалы, с которых в некоторых местах низвергаются водопады.

25 декабря группа разбивается на три отдельные колонны, авангардами которых делаются три туземных батальона.

Итальянские батальоны имеют двухнедельный запас продовольствия и огнеприпасов на две артиллерийские батареи и большое число пулеметов. Туземцам дали запасы на пару дней.

Вследствие сравнительной медленности своего движения итальянцы были на перевале Аф-Гага предупреждены войсками раса Иммру, которые и встретили 25 декабря эритрейские батальоны сильным ружейно-пулеметным огнем. Войска Иммру заняли и перевал и высоты около него.

После жаркого боя, длившегося под палящим солнцем с утра до полудня, итальянским войскам удается захватить перевал и соседние высоты.

Успех достигнут превосходством огня (масса пулеметов и артиллерия). Авиация появляется после окончания боя и преследует отступающих абиссинцев по ту сторону перевала. Так как абиссинцы весьма ожесточенно атаковали итальянцев сомкнутыми частями, то потери абиссинцев велики (по итальянским данным, 1300 человек убитыми (?)). У итальянцев убито 200 человек, все почти туземцы.

Захваченный перевал итальянцы тотчас же оборудовали для упорной обороны, основой которой является система укрепленных пулеметных гнезд. Через 4 часа после окончания боя подходит обоз в 4 000 мулов с огнеприпасами и продовольствием.

Ночью абиссинцы произвели нападение на гарнизон укреплений перевала. Надеясь на темноту, абиссинцы атаковали оборонительную позицию итальянцев в густых построениях. Итальянцы [108] сначала ослепили ярким светом артиллерийских прожеекторов, а затем в течение 10 мин истребляли атакующих ружейным, пулеметным и артиллерийским огнем.

6. Первое сражение в Тембиене и ВВС

Агентурная разведка итальянцев сообщила Бадольо о намерениях абиссинцев атаковать его центр в районе Аби-Адди, чтобы разрезать его силы на две части.

Воздушная разведка подтвердила сосредоточение абиссинских сил в Южном Тембиене, куда отправились и некоторые части Мулугета с правого абиссинского фланга. Эти части наблюдались авиацией в их движении к Аби-Адди.

Бадольо решил предупредить наступление абиссинцев. 19 января он занял на пути из Шеликот в Аби-Адди два пункта (Дебри, Негуйда) и тем самым перехватил прямое сообщение между войсками Мулугета и расов Касса и Сейума.

20 января он занял частями эритрейской дивизии высоты Эербан Керката и Лата, находящиеся к востоку от Аби-Адди, и укрепил их, образовав сильный узел обороны.

По этим действиям итальянцев абиссинское командование могло бы догадаться, что Бадольо известны намерения абиссинцев атаковать его центр, что неожиданности нападения они не достигнут.

Но командование, с трудом маневрируя большими массами, страдая от отсутствия правильного снабжения сосредоточенных масс, решило, чего бы это ни стоило, выполнить намеченный план действий. Оно двинуло главные силы на Аби-Адди. Для связи между северной и южной частями Тембиена необходимо было владеть перевалом Уарией. Его защищали дивизия чернорубашечников «28 октября» и 4 батальона особой группы с легкой артиллерией и массой пулеметов.

В течение 21–23 января абиссинские войска вели почти беспрерывные атаки, невзирая на огромные потери. По итальянским данным, одних убитых было 5 000 человек. Эта цифра явно преувеличена против действительной, но, несомненно, потери были велики.

Потери итальянцев (явно преуменьшенные) — 44 офицера, около 400 итальянских и 310 эритрейских солдат (убитых и раненых).

Такое избиение атакующего объясняется не только действительностью ружейно-пулеметного и артиллерийского огня итальянской обороны против густых боевых порядков абиссинцев, но главным образом действиями воздушных си л.

С аэродрома в Макале (около 50 км от Аби-Адди) авиация днем действовала 21–23 января почти непрерывно. Так, известно, что 22 января самолеты садились и поднимались каждые 5 минут. За один этот день авиация налетала 200 часов. Авиация несколько раз отбивала бурные атаки абиссинцев. [109]

Кроме того, авиация буквально спасала итальянцев своей снабженческой работой. Она сбрасывала сверху передовым частям огнеприпасы, поддерживая этим их боеспособность. Чтобы патроны не попали к абиссинцам, итальянские самолеты отказались при сбрасывании от парашютов. Патроны упаковывались в мешки с травой и сбрасывались с небольших высот без парашютов.

В этом бою итальянские воздушные силы применили своеобразный тактический прием. Скорее его можно отнести к способу управления воздушной операцией. Трехмоторные бомбардировщики не могли садиться и подниматься с маленького аэродрома в Макале. Поэтому они стартовали с тыловых аэродромов, и, чтобы не заблудиться в мало знакомом районе Тембиена, они прибегали к помощи легкой авиации, стоявшей в Макале. При подлете бомбардировщиков к Макале их встречал легкий самолет, иногда одноместный истребитель, и становился их ведущим. Он обозначал сигналами место и время, когда надо было сбрасывать бомбы. Кроме бомб и пулеметного обстрела, итальянцы, видимо, применяли здесь и ОВ. Бомбардировка и обстрел производились с малых высот, иногда с бреющих, так как абиссинцы уже научились хорошо маскироваться. Они уже избегали ходить в своих обычных ослепительно белых тогах.

Они их стали «красить» грязью, чтобы сливаться с фоном местности. При появлении самолета они замирали на месте и походили на камни. Абиссинские части применяли изменение направления марша, когда видели, что их наблюдает самолет.

Авиация настолько облегчала решение задачи наземных войск, настолько экономила их силы, что без нее трудно представить возможность удержания итальянцами прохода Уарией. По мнению французского автора Жантизона, корреспондента с театра войны: «Итальянцы обязаны победой хорошему замыслу операции и помощи авиация» («Тан», 12 февраля 1936 г.).

Дальше