Предисловие
Холодная воина» закончилась, и призрак Третьей Мировой войны теперь гораздо дальше, чем когда либо. Вспоминая упорное противостояние Соединенных Штатов и Советского Союза, которое на памяти более чем двух поколений, можно только удивляться тому, что Третья Мировая война так и не началась. С конца 1940-х годов и до конца 1980-х годов миллионы людей жили в постоянном страхе ожидания войны. И эти опасения никогда не были столь сильны и широко распространены, как во время Корейской войны. Несмотря на то что боевые действия велись лишь на территории небольшой азиатской страны и начинались как противостояние двух корейских армий, в конечном счете в конфликт оказались втянутыми правительства двадцати стран, расположенных на шести континентах. Более половины учтенных боевых потерь составили иностранные военнослужащие. Война принесла стране ужасные разрушения, но так и не смогла решить проблему политической разобщенности, которая и сегодня остается источником напряженности и фактором непредсказуемости. Но именно эта война в значительной степени способствовала возникновению и развитию той системы межгосударственных отношений, которая сумела избавить мир от ужаса прямого столкновения сверхдержав. Изучая хронологию событий и характер боевых действий в этом конфликте, можно сказать, что Корейская война стала своеобразным аналогом Третьей Мировой войны. [15]
В книге показывается международный характер этой войны во-первых, путем подробного рассмотрения дипломатических шагов, предпринятых в то время разными странами, и во вторых, путем анализа влияния Корейской войны на международную политику. Когда и то и другое можно было показать с помощью хронологического изложения фактов, тогда эти описания входили в основные главы книги. Там, где это оказалось невозможным и речь заходила о явлениях более широкого масштаба, рассмотрение событий было вынесено в предисловие и в заключительную главу.
Через изложение фактов проходят несколько взаимосвязанных тем. Наиболее важной из этих тем является многоплановый характер войны, причем это относится как к побудительным причинам войны, так и к ее дальнейшему развитию. Побудительные причины возникли еще в 1945 году, когда Советский Союз и Соединенные Штаты разделили полуостров на оккупационные зоны. Это разделение сохранилось, так как последующие попытки договориться об условиях объединения полуострова провалились. Соперничество, развернувшееся между двумя державами, привело к резкому обострению политической обстановки в Корее и к разделению страны на два враждебных лагеря. Тем временем в соседнем Китае коммунисты уже были близки к победе в гражданской войне, а поддерживаемый СССР лидер Северной Кореи Ким Ир Сен рассматривал конфликтную обстановку в Корее как предоставленную его армии возможность получить боевой опыт. С помощью Москвы эта армия в конечном счете достигла решающего превосходства над поддерживаемыми США и ООН правительственными войсками, которые находились южнее 38-й параллели. Когда, получив моральную поддержку и материальную помощь от СССР, Ким бросил свои войска на Юг в попытке подчинить себе весь полуостров, США при поддержке ООН сразу же попытались остановить вторжение. Южная Корея и Соединенные Штаты, вступившие в войну на стороне ООН, предоставили более 90% живой силы но кроме них некоторое количество своих войск послали сюда еще шестнадцать стран. Во время войны Япония отправила на полуостров сотни рабочих, в которых промышленность Южной Кореи испытывала острый дефицит. В корейских гаванях работали землечерпалки, маневрировали грузовые суда-лихтеры, минные тральщики и даже американские танкодесантные корабли. С противоположной стороны в конфликте приняли участие сотни тысяч военнослужащих Китайской Народной Республики. [16]
Из иностранных государств наиболее значительную роль в полномасштабных боевых действиях сыграли США и Китай, хотя некоторые другие страны тоже оказали значительное влияние на ход войны. Советский Союз предоставил широкую помощь Северной Корее и Китаю. Советские летчики совершили сотни вылетов в районы боевых действий, а присутствие в Маньчжурии советских войск{*3} и значительного количества авиации стало главным средством сдерживания американской военной активности хотя советские войска и находились за пределами Кореи. Военное присутствие СССР в других регионах также способствовало достижению этой цели. Советская дипломатия повсюду, включая ООН, активно защищала действия Северной Кореи и Китая и выступала в качестве посредника между своими союзниками и Соединенными Штатами. Что касается Запада, то в решающие моменты союзники США (особенно Великобритания и Канада) становились своего рода противовесом стремлениям Вашингтона начать эскалацию войны, которая в этом случае могла бы перерасти в Третью Мировую. Их убежденность в необходимости сдерживания конфликта нашла значительную поддержку у Индии и других нейтральных азиатских стран, а иногда эта твердая позиция даже выдвигала Великобританию и Канаду в число лидеров.
Вторая тема касается роли ООН организации, которая, по мнению некоторых исследователей, в основном выполняла функции инструмента внешней политики США. Справедливости ради следует признать, что эта международная организация и в самом деле часто выполняла такую роль но столь же часто она, через союзников и нейтральные страны, сама оказывала давление на США. По сути она была тем ограниченным пространством, внутри которого слабые страны могли координировать свои усилия и оказывать влияние на мощные сверхдержавы. Нередко эти усилия заканчивались успехом. В какой-то мере причиной этого успеха было то, что большинство этих стран осуществили ввод своих войск в Корею. Роль ООН в Корейской войне заслуживает внимания не только потому, что эта организация обеспечивает коллективную безопасность, направленную против агрессии, но и потому, что ООН способна сдерживать чрезвычайно опасные начинания, иногда затеваемые сверхдержавами. [17]
Третьей темой является участие в войне различных сторон, его причины и характер. Зачастую это участие являлось результатом расчетов, не имевших к Корее почти никакого отношения. Причиной того, что весной 1950 года советский лидер Иосиф Сталин дал Киму зеленый свет, были планы Сталина в отношении Китая и Европы. Причиной участия в Корейской войне малых стран сторонников ООН в значительной степени оказались надежды повлиять на политику, проводимую США за пределами Кореи.
Это подводит нас к четвертой теме книги а именно к тому, что, несмотря на ограниченный масштаб боевых действий, эта война имела глобальное значение. И дело здесь не в стратегическом значении Кореи, которое представляет лишь региональный интерес, а в вызове, который был сделан нападением северокорейцев на территорию, контролируемую правительством, созданным по инициативе США и ООН. Вашингтон считал, что Москва имеет прямое отношение к действиям Пхеньяна и что это отношение является отражением новой советской агрессивности и угрозы интересам США во всем мире. Лидеры стран Западной Европы согласились с решением Соединенных Штатов препятствовать агрессии. Как и руководители США, они вспомнили неудачные попытки западных дипломатов остановить набиравший силу в 1930-е годы экспансионизм Японии, Германии и Италии с тем, чтобы избежать большой войны. Поскольку к 1950 году у Советского Союза и просоветских режимов было значительное военное преимущество в Центральной и Юго-Восточной Европе, союзники по Североатлантическому договору (НАТО) согласились как с тем, что нужно оказать сопротивление продвижению северокорейцев, так и с тем, что необходимо наращивать собственную военную мощь.
Через три года вооруженные силы НАТО увеличились приблизительно до трех миллионов человек. США разместили на временных базах в Европе шесть своих дивизий, а европейские союзники создали сложную организационную и материально-техническую инфраструктуру, задачей которой стало обеспечение наращивания живой силы. Союзники НАТО приняли в свои ряды Турцию и Грецию и далеко продвинулись в направлении перевооружения Западной Германии. Хотя Югославия никогда не входила в НАТО, она получала значительную помощь от США, Великобритании и Франции. Она также участвовала в военных переговорах с Соединенными Штатами, Грецией и Турцией, причем с двумя последними подписала оборонительный [18] договор{*4}. Реакция Запада на Корейскую войну стала главным фактором, сдерживающим вторжение вооруженных сил СССР и просоветских режимов в Югославию{*5}.
Но ответная реакция Запада не ограничилась Кореей и Европой. США заключили оборонительные договоры с Японией, Филиппинами, Австралией и Новой Зеландией, значительно расширили военную помощь французам в Индокитае и двигались в направлении заключения мягкого мирного договора с Японией, участвовать в подписании которого отказался Советский Союз. Этот договор не исключал будущего перевооружения Японии. После войны США заключили оборонительные договоры с Южной Кореей и Тайванем и выступили с инициативой создания Организации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Таким образом, Корейская война сыграла решающую роль в перевооружении Запада и в глобальном распространении американского военного присутствия. Характер американской помощи другим странам, которая до июня 1950 года была в большей степени экономической, чем военной, изменился кардинально: помощь стала носить преимущественно военный характер.
Советский блок состязался с Западом в наращивании военной мощи. Хотя статистические данные по странам коммунистического блока неточны, однако ясно, что расширение и модернизация [19] вооруженных сил в Советском Союзе и странах Восточной Европы началась в конце 1948 года и приобрела значительное ускорение сразу после начала Корейской войны. Ко времени окончания конфликта, то есть к 1953 году, вооруженные силы союзников Северной Кореи насчитывали примерно 1,5 миллиона человек. Согласно заявлению Никиты Хрущева, численность советских вооруженных сил, в период с 1948 года по 1955 год увеличилась примерно в два раза. И хотя это заявление Хрущева было явным преувеличением, значительное увеличение численности советских вооруженных сил без сомнения, имело место. Кроме того, воинские части были моторизованы и оснащены модернизированным вооружением. Возможности советских военно-воздушных сил на большей части Евроазиатского континента чрезвычайно возросли.
Пятая тема заключается в том, что наращивание вооруженных сил как со стороны западных союзников, так и со стороны советского блока, имело важные экономические и политические последствия. Они, в свою очередь, оказали влияние как на ход боевых действий, так и на всю заключительную стадию войны. Япония стала одним из главных поставщиков сырья для войск ООН в Корее это в значительной степени содействовало тому, что экономика Японии окончательно оправилась от последствий Второй Мировой войны и была интегрирована в экономическую систему Запада. В Западной Европе увеличение военных расходов привело к дефициту бюджетов и росту стоимости доллара, которые были усугублены увеличением цен на сырье и сократившейся американской экономической помощью. Соединенные Штаты жаловались на то, что они называли «медленной поступью европейской милитаризации», а европейцы обижались на то, что американцы оказывали на них давление, с тем чтобы они еще более эффективно задействовали свою и без того истощенную экономику. Такие ссоры, часто публичные, приводили к тому, что лидеры противоположной стороны верили в то, что противоречия во вражеском лагере в конечном счете приведут к тому, что коалиция рухнет. В течение длительного периода эта вера препятствовала тем силам в США, которые стремились завершить войну в Корее.
Недовольство, которое появилось внутри советского блока в 1953 году, отчасти было вызвано милитаризацией Восточной Европы и, возможно, стало причиной уступок коммунистического блока и заключения перемирия в Корее. Хотя Москве и удавалось сохранять свой диктат в западных частях своей [20] империи, однако напряженность отношений между СССР и его восточноевропейскими союзниками оказалась гораздо большей, чем противоречия между США и западноевропейскими странами. Эта напряженность внутри коммунистического лагеря и ответная реакция Запада на северокорейское вторжение оказались мощным средством сдерживания военных авантюр Кремля с использованием обычных видов оружия за пределами советской сферы влияния. И если за три года с 1950 по 1953 общий уровень милитаризации в мире значительно возрос, то вероятность того, что две сверхдержавы вступят в прямой военный конфликт, значительно уменьшилась. Корейская война подняла напряженность «холодной войны» на новый уровень, именно эта война оказала влияние на преемников Сталина, которые стали проводить политику разрядки в отношении Запада и своенравного коммунистического режима Иосипа Броз Тито в Югославии.
Китайская Народная Республика (КНР) положила начало мирным переговорам с Западом хотя они велись медленно и касались ограниченного круга вопросов. Оказалось, что барьеры, стоявшие на пути конструктивного сотрудничества между Пекином и Вашингтоном, труднее преодолеть. Именно в Корее Китай и США вступили в прямой контакт как на поле брани, так и за столом переговоров. В результате у обеих сторон надолго осталось чувство горечи и взаимного недоверия. Война также стала удобным поводом для американской интервенции на Тайвань, который оставался последним оплотом националистического правительства Китая. Целью интервенции было предотвращение завоевания острова коммунистическим Китаем. К моменту начала прямого участия КНР в Корейской войне американская политика в отношении Тайваня стала камнем преткновения в китайско-американских отношениях. Без уступок Вашингтона по этому вопросу лед во взаимоотношениях двух стран не мог растаять.
Тем не менее враждебность, существовавшая в отношениях Китая и США, не препятствовала все большему отдалению Пекина и Москвы. Корейская война чрезвычайно подняла международный авторитет нового Китая, который до конца сражался с величайшей мировой державой. Особенно вырос авторитет Китая в Северной Корее. Советский Союз внес существенный вклад в борьбу Северной Кореи и Китая, но Пхеньян и Пекин рисковали и жертвовали в гораздо большей степени. И если накануне войны Китай буквально упрашивал Советский Союз выступить [21] единым фронтом, то, выходя из конфликта, он снова обрел былую самонадеянность, которая со временем переросла в решимость проводить независимую внешнюю политику. Ну а Северной Корее ради достижения собственных целей приходилось играть на противоречиях обоих своих союзников. Корейская война расширила долговременные перспективы разрыва китайско-советских отношений{*6}, повлияла на стабилизацию режима Северной Кореи, а также помогла выстоять антисоветскому коммунистическому правительству Югославии тем самым подорвав позицию СССР как непререкаемого лидера международного коммунизма. Среди всех великих держав Советский Союз явно больше всех потерял в этой войне.
Отчасти эти и другие последствия были результатом того, что война продолжалась более трех лет, а ее результаты так и остались неопределенными. Таким образом, последняя тема этой книги состоит в том, что главные действующие лица имели множество возможностей остановить разрастание войны уже не говоря о ее последствиях для самого полуострова. К примеру, Сталин мог убедить северокорейцев отступить на довоенную границу в течение нескольких недель после принятия американцами решения о посылке на полуостров боевых частей. По всей вероятности, это могло бы положить конец войне в течение лета 1950 года. Такое развитие событий представляло бы собой величайшую победу США но и присутствие американцев не было бы столь продолжительным.
Война могла бы закончиться и осенью 1950 года либо когда войска ООН, высадившись в Инчхоне, остановились до 38-й параллели, либо после их победного марша к реке Ялу. Подобный ход событий также означал бы полную победу США но его воздействие на международную политику было бы иным. Престиж США не потускнел бы в такой степени, как это случилось после столкновения с Китаем, а военные приготовления Запада и стран советского блока росли бы более скромными темпами. Успешные усилия США объединить полуостров под властью дружественного режима стали бы решающим ударом по СССР если бы эти усилия не были столь вялыми, как это произошло в реальности. [22]
Наконец, война могла бы закончиться в начале 1951 года если бы китайцы закончили свое продвижение на юг в районе 38-й параллели. Она могла завершиться летом или осенью того же года в течение недель или месяцев после начала мирных переговоров либо же весной 1952 года, когда единственным препятствием на пути достижения мира оказался вопрос о военнопленных. В любом из этих случаев международные последствия войны были бы совсем другими. Это касается и самой Кореи, и развития внутриполитической обстановки в Китае, Соединенных Штатах и любой другой стране.
Этот краткий экскурс в область гипотетических возможностей необходим для всестороннего анализа Корейской войны и является нужным дополнением к нашему исследованию. Иногда разрастание конфликта выходило из-под контроля. Он мог закончиться практически там же, где и начался (как это фактически и произошло в июле 1953 года), либо на реке Ялу, или на берегах Японского моря если бы полуостров оказался объединен под властью одного правительства. В конце концов, демаркационная линия могла пройти и в самом узком месте полуострова севернее Пхеньяна и Вонсана.
То, что война и началась, и закончилась именно так, в определенном месте и в определенное время, во многом повлияло не только на ход военных действий в Корее, но и на принятие решений и развитие событий далеко за ее пределами. Поэтому главной целью настоящего исследования, помимо освещения действий собственно корейских вооруженных сил, является и анализ действий великих держав, наиболее активно принимавших участие в войне Соединенных Штатов, Советского Союза и Китая.
Все вышеупомянутые темы представляют собой сложное переплетение стратегических интересов и специфических национальных особенностей, идеологий, внутренней политики и индивидуальных характеров конкретных людей. Хотя идеологическая конфронтация между авторитарным коммунизмом и либеральным капитализмом часто оказывалась самым важным фактором в контексте борьбы сверхдержав, в Корее она всегда зависела от национальных особенностей, общественного мнения внутри каждой страны и отдельных личностей. Таким образом, идеология обычно носила ограниченный характер и лишь разъясняла принимаемые решения. Приверженность принципам марксизма-ленинизма заставила Сталина и китайского лидера [23] Мао Цзе-дуна вместе выступить против Соединенных Штатов, но именно уязвимость этих стран перед мощью США укрепила их союз. В то же время различные перспективы национального развития создавали отличные друг от друга приоритеты. Эти отличия в свою очередь потребовали расширения межправительственных связей, которые в значительной степени повлияли на ход событий Корейской войны. С западной стороны этот процесс ограничился лишь наличием большего числа действующих лиц и большего политического плюрализма. Но даже совокупность идеологических и национальных интересов не смогла бы отразить всей сложности международных взаимоотношений во время Корейской войны. Особенности характеров главных действующих лиц сыграли очень важную роль. Сталин и Мао Цзе-дун были волевыми людьми, и их личные качества накладывали свой отпечаток на политику, проводимую правительствами СССР и Китая. То же можно сказать и о лидере Северной Кореи Ким Ир Сене хотя его влияние по сравнению с влиянием его союзников уменьшилось сразу после начала войны (особенно после того, как Китай ввел в страну свои войска). Решение Китая вступить в войну лучше всего иллюстрирует, какую роль играла личность в коммунистических странах. Среди лидеров КНР, которые все до единого были китайцами и марксистами, произошел глубокий раскол в вопросе о необходимости ввода войск в Корею, однако Мао Цзе-дун твердо поддержал решение вступить в вооруженную борьбу с США. Конечно, на Западе отдельные личности не могли оказать такого влияния на правительство, как это делали Сталин или Мао, но президенты Гарри Трумэн и Дуайт Эйзенхауэр, генерал Дуглас Макартур, госсекретарь Дин Ачесон и министр обороны Джордж Маршалл каждый из них в свое время оказывал влияние на принятие решений чего другие, оказавшись на их месте, возможно, не смогли бы сделать. Если теория о роли «великой личности» в истории и является неверной, то и структурные подходы, которые отводят исключительную роль идеологии или борьбе за главенство среди независимых государств, вряд ли устроят нас в качестве альтернативы.
Одним словом, данное исследование не только обобщает характер и роль Корейской войны, а также анализирует многочисленные факторы, которые привели к принятию тех или иных решений. Зачастую изобилие поверхностных фактов вводит историка в заблуждение, но я убежден в том, что самым надежным методом в поисках истины всегда является внимательное [24] изучение источников данного периода истории. В значительной степени эта книга основана на первоисточниках, многие из которых являются архивными. И хотя отсутствие всех необходимых документов и мои собственные ограниченные возможности создавали препятствия на моем пути, я попытался их преодолеть, используя переводы и другие вторичные источники. Исследуя политику стран коммунистического блока, я широко использовал официальные отчеты западных стран: из Москвы главным образом английские и американские, из Пекина английские. С помощью англичан и канадцев мне удалось получить и индийские отчеты из Пекина. Я также воспользовался английскими, американскими, канадскими и австралийскими отчетами из Нью-Йорка. С точки зрения концепции и метода эта работа сочетает в себе черты научного синтеза и исследовательской монографии.
Отдавая издателю плод моего многолетнего труда, я ловлю себя на том, что испытываю непривычные мне ощущения в первую очередь чувство смирения, которое пришло через понимание того, как мало я знаю о Корейской войне и как много придется сделать тем, кто пойдет по моим стопам. Кроме того, теперь я особенно хорошо понимаю предупреждение историка Майкла Ханта о риске дилетантизма у тех, кто отважился заниматься историей международных отношений. Он говорил о том, что это детальное и объективное исследование потребует с должным профессионализмом подобрать и оценить материал, а затем представить его на строгий суд специалистов. Но я все же надеюсь, что специалисты в различных областях знаний, изучившие мою работу, были достаточно строги в своих критических оценках а я был достаточно добросовестен, чтобы учесть их критику. Второе чувство, которое я испытываю это чувство надежды, что мой особый подход к истории международных отношений поможет пролить свет на факты, не замеченные другими, и даст понимание сути этих фактов. Я надеюсь, что эта работа по крайней мере расширит дорогу познания и проложит путь тем, кто еще не ступил на нее. [25]