Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 8.

Нет спасения!

Контраст между пилотами авианосных пикировщиков, наносящими удары по целям в джунглях, и теми летчиками, которые действовали с аэродромов на берегу — неважно, на Гуадалканале, в Рабауле, Аракане, Наджабе или на Бугенвилле, — был разительным. Если не приглядываться, то можно было решить, что авианосные пилоты отправляются на помощь своим береговым братьям, драться против того же самого противника.

Действительно, над целью и тех, и других ожидали одинаковые трудности. Летчики, сбитые над джунглями, сталкивались с одинаковыми проблемами. Однако после того, как атака заканчивалась, авианосные пилоты улетали к своим уютным каютам на кораблях, а те, что стартовали с взлетных полос в джунглях, были вынуждены возвращаться в палатки, установленные где-то на кишащих москитами болотах. Вместо кондиционеров их ждали удушливая жара и сырость.

Но в жизни на берегу имелись и приятные аспекты. Летчикам береговой авиации не приходилось пересекать огромные водные пространства, чтобы добраться неведомо куда. Расстояния между береговыми аэродромами были известны с точностью до дюйма, и взлетные полосы никуда не исчезали, в то время как маневры авианосных [466] оперативных соединений слишком часто определялись появлением вражеского флота, погодными условиями и другими факторами. Кроме того, авианосные пилоты жили в каютах, которые вполне могли в считанные секунды превратиться в смертельную ловушку или погребальный костер. Нашпигованные авиабензином, бомбами, ракетами, патронами, своими собственными боеприпасами и топливом, охотно загорающимися самолетами, авианосцы были соблазнительной мишенью для противника. Они были крайне уязвимы для удара из-под воды — торпеды подводных лодок или самолетов легко могли отправить корабль на дно. Огромные деревянные палубы (американские авианосцы, в отличие от английских, не имели броневых полетных палуб), сквозь которые бомба проходила, как раскаленный нож сквозь масло, привлекали каждый японский бомбардировщик и каждого камикадзэ. Фактически авианосные летчики были вынуждены жить на мишени размерами 900 на 90 футов.

Однако, каковы бы ни были различия, пикировщики союзников, как сухопутные, так и авианосные, появившись над целью, сталкивались с одинаковыми опасностями, которые постоянно росли, по мере того как войска продвигались от заросших джунглями островов Южных морей к Маниле на Филиппинах. Пикировщики поддерживали передовые части, когда те оттесняли японцев назад.

Американцы наступали на Филиппины с двух направлений. Войска генерала МакАртура должны были захватить Моротай — самый северный из островов архипелага Хальмахера, расположенного между Новой Гвинеей и Целебесом. Одновременно 15 сентября планировалось высадиться на Пелелиу, расположенном в центре архипелага Палау к юго-западу от Каролинских островов. После захвата оба эти острова планировалось превратить в передовые базы, с которых в октябре 1944 года начнется вторжение на Филиппины. Прежде всего американцы намеревались захватить Минданао, самый южный из [467] крупных островов, а потом, шаг за шагом, отбить весь архипелаг. В марте 1943 года американский флот уже нанес удар по Палау. Теперь здесь началась грандиозная десантная операция. 28 августа 1944 года с Эниветока вышло Оперативное Соединение 38 под командованием вице-адмирала Марка Митчера. Его авиагруппы должны были ослабить оборону противника перед высадкой десантов. Так как в июне во время боя в Филиппинском море японская авианосная авиация была практически уничтожена, американцы не опасались вмешательства японского флота. Более того, они были бы только рады такому вмешательству, так как в этом случае появилась бы возможность разделаться с японским флотом. Но противник берег свои силы для решительной битвы за Филиппины. Японцы испытывали нехватку топлива, что не позволяло наладить подготовку пилотов, и в результате их положение стало исключительно сложным. Митчер не намеревался дать им хоть какую-то передышку, которая позволила бы восстановить авианосную авиацию.

Огромное количество кораблей, которое называлось 3-м Флотом, было разделено на 4 взаимодействующих оперативных группы. ОГ 38.1 под командованием контрадмирала Джона С. МакКейна включала в себя эскадренные авианосцы «Уосп» и «Хорнет», а также легкие авианосцы «Каупенс» и «Монтерей». Их сопровождали 3 крейсера и 11 эсминцев. ОГ 38.2, которой командовал контр-адмирал Джеральд Ф. Боган, включала в себя эскадренные авианосцы «Банкер Хилл» и «Интрепид», легкие авианосцы «Кэбот» и «Индепенденс», линкоры «Айова» и «Нью Джерси» под флагом вице-адмирала Уильяма Ф. Хэлси, 3 крейсера и 18 эсминцев. ОГ 38.3 под командованием контр-адмирала Фредерика К. Шермана состояла из эскадренных авианосцев «Лексингтон» и «Эссекс», легких авианосцев «Лэнгли» и «Принстон», линкоров «Алабама», «Индиана», «Массачусетс» и «Вашингтон» (ими командовал вице-адмирал Уиллис Э. Ли), 4 крейсеров и 18 эсминцев. ОГ 38.4 контр-адмирала Ральфа [468] Э. Дэвисона состояла из эскадренных авианосцев «Франклин» и «Энтерпрайз», легких авианосцев «Белло Вуд» и «Сан Хасинто», 2 крейсеров и 13 эсминцев. На американских авианосцах базировалось в общей сложности около 1100 истребителей, пикировщиков и торпедоносцев.

Большая часть эскадрилий пикировщиков была вооружена самолетами Кертисс «Хеллдайвер». SB2C-1C начал поступать во флот во время летних боев, но теперь его заменила значительно улучшенная модель SB2C-3. На «Энтерпрайзе» базировалась эскадрилья VB-20, которая первой в августе 1944 года начала летать на новых самолетах. Но к октябрю только VB-15, базирующаяся на «Эссексе», все еще летала на старых пикировщиках.

Новая модель «Хеллдайвера» имела более мощный мотор R-2600–20 с четырехлопастным пропеллером «Кертисс» и была вооружена двумя 20-мм пушками, установленными в крыльях, вместо 4 пулеметов у предыдущей модели. Они могли быть использованы для обстрела наземных целей, так как у пикировщиков на этой стадии войны практически не осталось иных задач. Прозванный «Большехвостой бестией» SB2C «Хеллдайвер» среди морских летчиков пользовался дурной репутацией. Его считали неуклюжим ребенком, требующим очень бережного обращения. Первоначальный проект имел несколько серьезных недостатков, которые не были исправлены к тому времени, когда самолеты начали поступать на вооружение флота. В какой-то период даже было рекомендовано выгрузить «Хеллдайверы» на берег и снова принять на борт испытанные «Доунтлессы». В конце концов «Медленный, но смертоносный» SBD отлично делал свое дело. Однако самые крупные проблемы «Хеллдайвера» все-таки удалось решить, и тысячи SB2C начали сходить с заводских конвейеров. Этот самолет нес больше бомб, имел больший радиус действия, более тяжелое вооружение, не говоря уже о значительно более высокой скорости, и по всем параметрам превосходил «Доунтлесс». На нем появились [469] такие технические новинки, как радар. В конце концов, «Хеллдайвер» сумел показать себя в боях, и последние 2 года Тихоокеанской войны пикировочные эскадрильи воевали на этом самолете. Именно на нем пилоты Хэлси нанесли серию заключительных ударов, уничтоживших японский флот, сполна отомстив за Пирл-Харбор.

С 31 августа по 2 сентября авианосные самолеты атаковали японские позиции на Иводзиме и Титидзиме — северных островах архипелага Бонин. Это была отвлекающая операция, которая должна была вынудить японцев гадать относительно места будущего десанта, и после нее главная тяжесть атак снова была перенесена на юг. С 6 по 8 сентября все 16 авианосцев должны были атаковать Палау, чтобы подготовить высадку 15-й пехотной дивизии. Оперативная группа Дэвисона, которая ранее атаковала острова Бонин, по пути совершила заход на Сайпан и нанесла удар по Япу. 7 сентября 8 «Хеллдайверов» из VB-20 бомбили японские зенитные батареи, которые накануне доставили немало хлопот американским истребителям, обстреливавшим наземные цели. Требовалось нечто более серьезное, и «Хеллдайверы» прекрасно для этого подходили.

Погода над целью была прекрасной, на высоте 1500 футов встретились несколько отдельных облачков, которые никак не могли помешать пилотам. Сначала F6F-5 «Хеллкэт» с помощью ракет заставили зенитки замолчать, а потом «Хеллдайверы» без всяких помех вывалили свои тяжелые бомбы прямо на бетонные бункера. 2 крейсера, сопровождавшие авианосцы, обстреляли город Яп и его окрестности. В ходе этой атаки авианосные самолеты впервые использовали напалм, однако эксперимент оказался неудачным. Половина баков после падения просто не загорелась.

9 и 10 сентября самолеты ОГ 38.4 наносили удары по острову Палау. 8 «Хеллдайверов» VB-20 вместе с «Авенджерами» атаковали Баблтуап при поддержке истребителей с «Франклина» и «Энтерпрайза». Хотя у японцев уже [470] не осталось самолетов, их войска хорошо окопались среди кораллов и джунглей. Японцы укрыли несколько зенитных батарей среди разбитых корпусов кораблей, потопленных в гавани Корор-Малакал. Они создали впечатление, что эти корабли являются серьезными целями. Вообще Палау можно было считать чем-то вроде засады, которую японцы постарались устроить беспечному противнику. В нее должны были попасться морские пехотинцы, но первыми на своей шкуре все прелести Палау опробовали морские летчики.

Самолеты 20-й авиагруппы прибыли в указанный район на рассвете и заметили эсминец и транспорт, стоящие на якоре рядом с берегом, густо заросшим лесом. «Хеллдайверы» VB-20 вел капитан-лейтенант Джордж Дэвис Гибсон. Небо было совершенно чистым, ярко светило солнце, и он приказал пикировщикам атаковать эти цели, казавшиеся идеальными. Каждый «Хелддайвер» нес одну 1000-фн и две 250-фн бомбы. Но когда самолеты один за другим вошли в пике, перед ними внезапно выросла стена разрывов тяжелых и легких зенитных снарядов. Десятки орудий были укрыты на этих «кораблях» и среди деревьев в джунглях. Головной SB2C сразу получил попадание, хотя Гибсон и сумел сбросить бомбы до того, как «Хеллдайвер» плюхнулся в лагуну. Летчики видели купол одного парашюта, но, несмотря на самые тщательные поиски, ни пилота, ни его стрелка Барбека обнаружить не удалось.

Потери VB-20 в этот день не ограничились этими двумя летчиками. Один из «Хеллдайверов» не сумел сбросить бомбу во время первого захода. Пилот решил во что бы то ни стало положить свой груз на головы японских зенитчиков и приготовился спикировать второй раз. Остальные шесть SB2C обстреляли позиции зениток из пушек, чтобы загнать японцев в укрытия. План сработал, и бомба попала точно в цель. Однако во время штурмовки получил попадание «Хеллдайвер» лейтенанта Хьюза. Его стрелок Уэйн Уэймак был ранен в голову и скончался. [471]

Мы приведем описание одной из последующих атак «Хеллдайверов», которые занимались уничтожением укреплений, артиллерийских позиций, радиостанций. Оно прекрасно иллюстрирует все трудности, с которыми сталкивались авианосные пикировщики при действиях над джунглями.

«Окопавшийся противник был невидим, его орудия были хорошо замаскированы, а техника, если он ее имел, была отлично спрятана. Единственным признаком, выдававшим присутствие японцев, был коричневый дымок, поднимающийся со склона горы, или всплески падений снарядов вокруг кораблей у берега. Иногда появлялись яркая вспышка и клуб дыма, если удачное попадание бомбы приходилось прямо в бензохранилище. Чтобы не выдать раньше времени позиции своих орудий жаждущим расправиться с ними самолетам, японцы практически отказались от использования трассирующих снарядов. Пилоты сообщали, что не видели никакого зенитного огня, но приносили пробоины в крыльях и фюзеляжах».

Тем временем 12 авианосцев остальных оперативных групп атаковали аэродромы на острове Минданао. Главной целью налетов было уничтожение японской авиации, однако летчики ее практически не увидели. Это было совершенной неожиданностью. Поэтому 12 сентября они переключились на атаки аэродромов центральных Филиппин. 14 сентября ОГ 38.1 снова атаковала Минданао. Этот трехдневный период получил название операции «Сталемейт II». Приведем описание действий пикировщиков «Интрепида» — одного из авианосцев ОГ 38.2 контр-адмирала Богана. Работа эскадрильи VB-18 была типичной для этой фазы операции.

13 сентября 1944 года в 6.10 самолеты 18-й авиагруппы стартовали с палуб авианосцев, находившихся в точке с координатами 11° 22' N, 126° 45' О. Целью налета [472] было уничтожение вражеских самолетов и сооружений на северной оконечности острова Негрос, самого западного в центральных Филиппинах. Авиагруппа состояла из 12 пикировщиков SB2C-3 «Хеллдайвер» в сопровождении 8 истребителей F6F-5 «Хеллкэт» и 6 торпедоносцев ТВМ-1С «Авенджер». Последние должны были атаковать цели с пологого пикирования. Каждый из пикировщиков нес одну 1000-фн бомбу, носовой взрыватель имел замедление 0,1 сек, хвостовой — 0,01 сек, а также две 250-фн бомбы, носовой взрыватель которых имел нулевую задержку, а хвостовой — 0,01 сек. Это был первый американский налет на остров Негрос. Отсутствовали фотоснимки, разведывательных данных тоже почти не было, поэтому сведения о целях были довольно смутными. После взлета пикировщики встретились с истребителями и торпедоносцами своей авиагруппы, потом к ним присоединились самолеты 8-й авиагруппы с «Банкер Хилла», имевшей аналогичный состав.

Самолетам предстояло пролететь 242 мили над вражеской территорией. Общее время полета к цели и обратно составляло 3 часа 5 минут, и SB2C-3 предстояло израсходовать 252 галлона топлива из общего запаса 315 галлонов. По пути к цели самолеты набрали высоту 14000 футов. Утро было исключительно ясным, видимость составляла около 20 миль. Изредка попадались кучевые облака на высотах от 8000 до 10000 футов. Вскоре японцы заметили американские самолеты и подняли в воздух свои истребители, чтобы выяснить, кто же все-таки господствует в небе, где до сих пор противник не появлялся. Однако «Хеллкэты» не подпустили японцев к бомбардировщикам. Вскоре в небе закипела жестокая схватка, в которой участвовали самолеты самых различных типов — «Зеро», «Хэмпы», «Оскары» и даже гидросамолеты-истребители «Пит». Американские пилоты сообщили, что японские истребители имели меньший радиус виража, но при этом уступали американцам в скорости, превосходя их в скороподъемности. Однако успеха добились [473] не японские истребители, а японские зенитки. Прямым попаданием снаряда у «Хеллкэта» лейтенанта Джеймса Б. Нейбоурса был оторван хвост. Самолет камнем полетел к земле и взорвался.

Над целью пикировщики вышли вперед и устремились вниз сквозь облака. «Хеллдайверы» атаковали аэродром Силай (по крайней мере, пилоты считали именно так) и добились достаточного количества попаданий, чтобы временно вывести его из строя. Как и предполагалось, самолеты во время атаки встретил зенитный огонь. Зенитки среднего калибра стреляли снарядами с контактными взрывателями, плотность огня варьировалась от средней до высокой. На обратном пути самолеты были обстреляны из мелкокалиберных автоматов. 5 из 12 пикировщиков не сбросили бомбы из-за отсутствия достойных целей. Но тут был замечен еще один аэродром, предположительно Кадис. Он был забит самолетами. Только на летном поле стояли до 25 машин, остальные находились в капонирах вокруг. Это позволило «Хеллдайверам» с пользой израсходовать оставшиеся бомбы. По крайней мере, 2 японских самолета были уничтожены прямыми попаданиями, еще 2 были либо уничтожены, либо серьезно повреждены разрывами. Вслед за бомбардировкой последовали несколько заходов для обстрела аэродрома из пушек и пулеметов. При этом было уничтожено еще несколько вражеских самолетов. 2 считались «достоверно» уничтоженными, 3 «вероятно» уничтоженными, 6 поврежденными. Было израсходовано 4850 патронов для 7,62-мм пулеметов и 3360 снарядов для 20-мм пушек.

3 «Хеллдайвера» были повреждены зенитным огнем. Одному небольшой снаряд пробил хвост, второму 7,7-мм пуля пробила корневую часть правого крыла, третьему такая же пуля пробила левую консоль, что вызвало небольшую утечку топлива. Из летчиков пострадал только один из стрелков «Хеллдайверов» — Ф. П. Гревуазье. Во время пикирования осколком снаряда ему поцарапало два пальца на правой руке. [474]

Один из «Хеллдайверов» оторвался от основной группы и присоединился к «Авенджерам», которые бомбили аэродром Аликанте, оставив после себя кратеры на взлетной полосе. «Хеллдайвер» вернулся на авианосец, зато «Авенджерам» посчастливилось меньше. Пилот одного из торпедоносцев, энсайн Д. Ланер, нарушил обычную тактику действий и во время обстрела цели спустился до 300 футов вместо обычных 1500. В результате самолет попал под шквал огня. Задняя кромка правого крыла «Авенджера» вспыхнула, судя по всему, был уничтожен элерон. Самолет упал рядом со взлетной полосой и взорвался. Ланер и члены его экипажа Ланкфорд и Кранц погибли.

Второй налет был проведен в тот же день с 14.28 до 14.33. Самолеты встретились и полетели к тем же самым целям на высоте 12000 футов со скоростью 150 миль/час. Бомбовая нагрузка и количество самолетов было тем же самым, однако пикировщики после утреннего урока получили более сильное истребительное сопровождение. Теперь их прикрывали 14 «Хеллкэтов» и только 8 «Авенджеров», каждый из которых нес по две 500-фн бомбы. Японские истребители, увидев более сильное сопровождение и помня печальный урок, полученный недавно, предпочли держаться поодаль. Хотя примерно в 16.40 четверка японцев попыталась подойти к американским самолетам, но в бой не вступила и удрала на север.

Для второго удара авиагруппа «Интрепида» выбрала аэродром Фабрика. Снова на земле были обнаружены около 25 вражеских самолетов, многие из которых были повреждены во время предыдущих атак. Над целью была встречена легкая облачность, поэтому атаковать аэродром и другие цели было удобнее с пологого пикирования. Самолеты VB-18 наносили удары, пикируя под углами от 35 до 65 градусов. Они сбрасывали бомбы на высоте примерно 2000 футов. Взлетная полоса получила множество попаданий, а несколько «Хеллдайверов», сбросив бомбы, обстреляли аэродром из пушек. [475]

«Авенджеры» пикировали на цель под углом 30 градусов с высоты 10000 футов. Они сбрасывали бомбы на высотах от 2000 до 3000 футов при скорости 310 узлов. В результате они выходили из пике на высоте около 1200 футов. Отсутствие зенитного огня приободрило пилотов, и они начали обстрел аэродрома с бреющего полета, добившись множества попаданий в стоящие на земле самолеты. Все бомбардировщики вернулись на корабли на высоте 2000 футов, выдерживая скорость 160 узлов. Потерь в личном составе также не было.

Отсутствие достойных внимания целей привело к тому, что в последующие дни тактика действий была изменена. Оперативное соединение подошло еще ближе к Филиппинам в надежде, что японцы все-таки рискнут показаться. Летчики «Интрепида» получили приказ атаковать аэродром Мактан и порты острова Себу. В налете участвовали 10 «Хеллдайверов». Ударная группа завершила формирование в 9.15, после чего направилась к Себу, который находился всего в 180 милях от авианосца по пеленгу 259°. Самолеты появились над островом в 10.30, видимость была хорошей, лишь рваные перистые облака шли на высоте 11000 футов. Самолеты других авианосцев уже начали наносить удары по целям в портовой зоне, поэтому авиагруппе «Интрепида» пришлось минут 5 кружить, дожидаясь своей очереди. На аэродроме было замечено лишь несколько самолетов — «Зеро», «Хэмп», «Лили», однако они не стоили того, чтобы тратить на них бомбы, поэтому пикировщики оставили их заботам истребителей сопровождения.

VB-18 решила отбомбиться по другим целям. Пикировщики сбрасывали бомбы с высоты 2500 футов, хотя район порта был затянут дымом после предыдущих атак. «Авенджеры» атаковали корабли в гавани с пологого пикирования, но попаданий не добились. 5 «Хеллдайверов» нанесли удар по нефтеперегонному заводу Азиатской нефтяной компании и добились 3 попаданий 1000-фн бомбами и 6 попаданий 100-фн. Эти попадания подтвердили [476] пилоты вертевшихся рядом «Хеллкэтов». Завод был весь охвачен пламенем, и был занесен в категорию «вероятно уничтоженных». Был также атакован крупный складской комплекс на острове Мактан в гавани Себу, который получил прямое попадание и был серьезно поврежден. Последней целью «Хеллдайверов» стал каботажный пароход водоизмещением около 1000 тонн, который получил одну 1000-фн и две 100-фн бомбы, вспыхнул и начал крениться. Вражеские истребители снова даже не появились, а зенитный огонь был чисто символическим.

Удары по Филиппинам принесли Оперативному Соединению 38 определенное разочарование. Целей было обнаружено слишком мало, так как японцы старались сберечь самолеты до тех пор, когда битва вступит в решающую фазу. Однако командование приказало провести дополнительные налеты. На сей раз VB-18 входила в состав авиагруппы, атаковавшей Баколод и Аликанте, аэродром Силай, самолеты в Кадисе и японские суда в проливе Ханчатес. Цели были закрыты облаками, которые шли на высоте 8000 футов, поэтому «Хеллдайверам» пришлось использовать и обычное и пологое пикирование, сбрасывая бомбы с высоты 2500 футов. В проливе было обнаружено много мелких суденышек, это сочли признаком того, что японцы перебрасывают грузы на аэродромы острова Лейте, готовясь к предполагаемой американской высадке.

За эти 3 дня самолеты 3-го Флота совершили около 2400 вылетов. Предполагалось, что они встретят самое упорное сопротивление, но на деле все вышло не так. Было уничтожено около 200 японских самолетов. Однако противник не оказал никакого сопротивления, даже когда часть Каролинских островов была захвачена американцами. 20 сентября II Десантным Соединением был занят атолл Улити в западной части архипелага. Японцы никак не отреагировали на это, хотя американцы получили удобную якорную стоянку для своего флота, расположенную гораздо ближе к Филиппинам, чем Маджуро [477] на Маршалловых островах. Теперь великолепную базу 3-го Флота от Манилы отделяли всего 100 миль, а от Окинавы — 1400 миль. Американцы продвинулись на 4250 миль к западу от Пирл-Харбора.

Первоначальным планом предусматривался захват соседнего острова Яп, на котором находился сильный японский гарнизон. Однако в сентябре было решено оставить его в покое и использовать войска, выделенные для высадки на Япе, для операции на Филиппинах. Поэтому Яп остался еще одной островной крепостью, которую предоставили собственной участи. Ее гарнизон мог лишь беспомощно следить, как американцы продвигаются дальше, не в силах сделать что-нибудь.

Совсем иначе обстояли дела на Пелелиу, где разыгралась кровопролитная битва. Остров защищали примерно 8000 солдат 14-й дивизии под командованием генерал-лейтенанта Иноуэ. Сам остров был буквально изрыт системой пещер и тоннелей, прочные доты в скалах обеспечили гарнизону неплохое укрытие от бомбардировок и обстрелов с моря. Японские укрепления были отлично замаскированы и становились заметны лишь в тот момент, когда открывали огонь. Поэтому 1-я дивизия морской пехоты генерал-майора У. Г. Рупертуса понесла тяжелые потери в первый же день боев. Японский гарнизон сражался буквально до последнего человека и был полностью уничтожен к 25 ноября. Но задолго до этой даты на Пелелиу пришлось высадить в качестве подкрепления 85-ю пехотную дивизию, которая сменила измученные и поредевшие части морской пехоты.

3-й Флот пополнил запасы в море с кораблей снабжения и снова пошел к вражеским базам. 21 и 22 сентября были нанесены новые удары по аэродромам на Лусоне. Главной целью было сердце вражеской системы обороны — аэродромы вокруг самой Манилы. После этого 24 сентября самолеты снова атаковали аэродромы Визаяса. Приведем воспоминания еще одного очевидца событий. [478]

«21 сентября, когда радио Манилы передавало утреннюю музыкальную программу, летчики адмирала Митчера внезапно появились над гаванью Манилы, аэродромами Кавите и Николе. Гавань была забита грузовыми судами и танкерами. Один из пилотов, который бывал на Филиппинах, сообщил, что Манила не слишком переменилась. Кавите был отстроен, часть бульвара Дьюи была огорожена в качестве взлетной полосы, появился большой концентрационный лагерь в деревне Лас-Пинас, изрытый воронками Коррехидор снова покрылся зеленью. Японский диктор объявил очередную песенку, но тут же спешно прервал программу объявлением на английском языке: «Внимание, слушатели, внимание, слушатели. Воздушная тревога...» Затем он торопливо повторил это предупреждение по-японски. Стало ясно, что неожиданно появившиеся самолеты Хэлси устроили Маниле настоящее утреннее развлечение. Рукотворный шторм отправил на дно бухты множество кораблей. Транспорт боеприпасов взорвался с ужасным грохотом. Немного позднее сгустился туман, который скрыл уцелевшие японские самолеты. На следующий день некоторые из них безуспешно попытались атаковать авианосцы Хэлси. Но японская авиация опозорилась здесь точно так же, как и в других местах».

Американцы ожидали мощных и продолжительных атак против своих кораблей, но так и не дождались. Зато американские пилоты заявили об уничтожении более чем 1000 японских самолетов и потоплении 150 судов общим водоизмещением около 20000 тонн. Все это было оплачено 54 самолетами, погибшими во время атак, и еще 18, разбившимися при авариях. В этих цифрах почти не приходится сомневаться, а это значит, что японцы потерпели серьезное поражение.

Один американский пилот был сбит над целью, однако в тот же день его удалось спасти. Он получил возможность переговорить с филиппинцами во время недолгого [479] пребывания у партизан, и они сообщили, что на земле японцы гораздо слабее, чем предполагает американское командование. Партизаны сообщили, что на Лейте находится совсем немного войск.

Получив эту важнейшую информацию, адмирал Хэлси рекомендовал Объединенному комитету начальников штабов на конференции в Квебеке отменить предполагавшуюся высадку на Минданао как совершенно ненужную. Вместо нее адмирал предложил высадить десант прямо на Лейте. Его предложение было принято. Но следует отметить, что японцы сумели быстро восполнить потери авиации, которые они понесли в результате сентябрьских ударов американских авианосцев. На Филиппины было переброшено много самолетов из Японии и с Формозы. Японская 4-я Воздушная армия собрала самолеты с аэродромов Китая, Сингапура, Бирмы, Голландской Ост-Индии, Японии и даже Манчжурии. Укрепив оборону Филиппин, японцы оголили остальные участки оборонительного периметра, однако они правильно считали, что битва за Филиппины станет решающей.

Сначала японское Верховное командование полагало, что Филиппины станут объектом следующего крупного удара американцев. Было ясно, что если не удастся удержать американцев на этом рубеже, Япония будет отрезана от основных источников нефти, олова, каучука, бокситов. Поэтому не имело значения, какие стратегически важные территории японцы удерживают к югу и западу от Филиппин. После захвата американцами архипелага все они будут неизбежно потеряны. То же самое можно было сказать в отношении авиации и флота. Японцы были вынуждены в этой решающей схватке бросить на карту все. Даже их последние успехи в Китае летом 1944 года окажутся бессмысленными, если американцы закрепятся на Филиппинах. Разговоры об «окончательном уничтожении» японской базовой авиации были такими же беспочвенными, как и заявления японцев о гибели флота [480] Хэлси у берегов Формозы. Битва за Филиппины должна была стать тяжелой для обоих противников.

Тем временем американский 3-й Флот продолжал методично наносить удары по японским авиабазам и местам возможного сосредоточения японской авиации — от самых далеких островов до пригородов Манилы. Американцы намеревались перемолоть все, что японцы перебрасывают на Филиппины, и уничтожить резервы.

Поэтому 6 октября американские авианосцы покинули Улити и направились на север. Через 4 дня они прибыли к берегам Формозы. 11 октября 61 самолет с авианосцев оперативных групп адмиралов МакКейна и Дэвисона атаковал Апарри — самый северный аэродром Лусона. Там были уничтожены 15 вражеских самолетов. Затем американцы начали наносить удары по Формозе. 12 октября со всех авианосцев были совершены 1378 самолето-вылетов, 13 октября — 974 самолето-вылета, 14 октября — 246 самолето-вылетов. Это вызвало резкую реакцию 2-го Воздушного флота, базировавшегося на острове. Американские авианосцы стали мишенью для мощных воздушных атак. Но, несмотря на предельные усилия японских летчиков, ни один американский корабль не погиб. Были повреждены 2 крейсера и уничтожены 89 американских самолетов.

Японцы совершили 881 самолето-вылет. Их пилоты заявили о потоплении 11 авианосцев, 2 линкоров, 1 крейсера и повреждении огромного числа кораблей. При этом японцы понесли огромные потери, был уничтожен 321 самолет. Но японцы успешно обманули сами себя, поверив, что одержали решающую победу. Адмирал Одзава оказался более трезвым человеком и отозвал эскадру из 3 крейсеров и 8 эсминцев, отправленную, чтобы добить «разгромленные и отступающие остатки» флота Хэлси. В действительности тот остался практически невредим и все еще насчитывал 13 авианосцев, 7 линкоров, 10 крейсеров и более 50 эсминцев. Японские контратаки практически ничего не дали. [481]

15 октября оперативная группа Дэвисона вернулась к Филиппинам и снова атаковала аэродромы Лусона, расположенные к северу от Манилы. Примерно в 9.00 лейтенант Эмметг Риера взлетел во главе 9 «Хеллдайверов» VB-20 с «Энтерпрайза», когда авианосец находился в 230 милях северо-западнее Манилы. Пикировщики пересекли береговую черту Лусона на высоте 15000 футов под прикрытием частых дождевых шквалов. Они подошли к цели на 40 миль, когда были перехвачены примерно 50 японскими истребителями. Однако Риера позднее написал: «Действия истребителей сопровождения были великолепными. Ни один вражеский истребитель не подошел на дистанцию выстрела к пикировщикам и торпедоносцам ни по дороге к цели, ни на обратном пути. Они сбивали каждый самолет, пытавшийся выйти в атаку, или отгоняли прочь».

Небо над Манилой было закрыто плотными облаками, над аэродромами их нижняя кромка находилась на высоте 2000 футов. Об атаках с пикирования не могло быть и речи. «Хеллдайверы» атаковали с бреющего полета, хотя их встретил самый плотный зенитный огонь, какой они только видели до сих пор. Несмотря на это, они застигли японцев врасплох и положили свои тяжелые бомбы прямо на выстроенные рядами истребители.

Адмирал Одзава мрачно констатировал: «Авианосные атаки снова сорвали наши попытки восстановить численность истребительной авиации. Мы не только не сумели увеличить численность наших истребителей на Филиппинах, но даже не удержали ее на минимально достаточном уровне».

Около 130 японских самолетов атаковали оперативное соединение, но успеха не имели. Возле Лусона японские пикировщики сумели прорваться к авианосцам, 3 новых пикировщика «Джуди» и «Зеро», вооруженные бомбами, добились попадания во «Франклин». Несмотря на повреждения, к вечеру авианосец возобновил летные операции. 17 октября японцы совершили еще 107 [482] самолето-вылетов, но 1-й Воздушный флот не сумел даже найти американские корабли. Несмотря на усилия японцев, весь этот день и все последующие дни авианосные самолеты свободно летали над Лусоном.

Манила снова была укрыта густыми тучами, и первая ударная группа, в которую входили 16 SB2C с «Энтерпрайза» и «Франклина», целый час кружила над целью, пока в тучах не появился разрыв, сквозь который успели проскочить самолеты. Они атаковали аэродром Мабалакат Восточный, часть комплекса Кларк-Филд. По заявлениям пилотов, они уничтожили 28 японских самолетов. Позднее в этот же день вторая авиагруппа нанесла удар по аэродрому Легаспи, на южной оконечности Лусона с аналогичными результатами. 18 октября «Хеллдайверы» атаковали остальные аэродромы авиабазы Кларк-Филд, а также главный аэродром, использовав новую тактику. Сначала они пикировали с высоты 4500 футов, сбрасывая бомбы, а потом повторяли пике, обстреливая цель из 20-мм пушек. Таким образом пилоты смогли повысить меткость огня бортовых пушек и уничтожили много самолетов, выстроенных по периметру аэродрома. Еще 18 «Хеллдайверов» атаковали аэродром Нильсон и район порта, также добившись хороших результатов.

Независимо от этих атак авианосцы Дэвисона в этот же день ближе к вечеру выслали третью группу. На сей раз у пикировщиков были более привычные цели — японские корабли, собранные в Манильской бухте. Когда самолеты подходили к цели, они столкнулись с сильным тропическим ливнем, который вынудил их свернуть в сторону. Однако в конце концов самолеты прибыли в указанный район и начали кружить, разыскивая цели. Лейтенант Риера снова вел «Хеллдайверы», но из-за ветра и дождя им пришлось атаковать с планирования, заходя на крупные транспорты с высоты 12000 футов. Самолеты сбрасывали бомбы на высотах от 1000 до 500 футов и снова использовали пушки, пока пересекали бухту. Однако их встретил плотный зенитный огонь, жертвой [483] которого стал один из SB2C, пилотируемый лейтенантом энсайном Лесом Хорнбиком,. Он загорелся и рухнул в воду. По крайней мере 5 крупных транспортов получили попадания 1000-фн бомбами. Атака завершилась в 17.00, и уцелевшие самолеты начали собираться вместе, готовясь к долгому обратному перелету.

Они находились в воздухе около 4 часов, и топлива осталось в обрез, а самолетам предстояло сделать крюк, чтобы обогнуть область грозы, перекрывавшую прямой путь к авианосцам. Хотя «Энтерпрайз» пошел им навстречу, чтобы как можно больше сократить расстояние, было уже темно, когда прибыли самолеты. Часть самолетов была потеряна. Один SB2C сел на воду, не долетев несколько миль до авианосца. 3 пикировщика приводнились прямо среди кораблей оперативной группы. Эсминцы сопровождения подняли летчиков из воды.

Последняя атака была проведена 20 октября против маленького аэродрома Сан-Пабло. Самолеты также атаковали городок Дагами, расположенный рядом с участком высадки. После того как десант закрепился на берегу, задачи непосредственной поддержки войск были переданы другим. Пикировщики Хэлси были заняты подготовкой к битве с японским флотом. В конце октября 1944 года произошла самая крупная морская битва в истории. В ходе сражения за Лейте американские корабли и самолеты полностью разгромили японцев.

В последних операциях японские пикировщики ни разу не смогли прорваться сквозь стену зенитного огня к американским кораблям. Это вынудило противника перейти к тактике камикадзэ. Но даже теперь японцы использовали множество обычных бомбардировщиков. Несмотря на жуткие потери, часть японских базовых пикировщиков все-таки прорывалась к цели, хотя почти никто из пилотов потом не мог об этом рассказать.

Многие американские авианосцы получили попадания, которые привели к большим потерям в людях вне зависимости от того, был потоплен корабль или нет. [484]

Поэтому напомним еще раз, что наши симпатии отданы все-таки базовым пикировщикам, и расскажем, что произошло рано утром 19 марта 1945 года с двумя авианосцами — «Уосп» (CV-18) и «Франклин» (CV-13). Корабли находились у берегов Японии, и их пикировщики наносили удары по вражеским кораблям во Внутреннем море. Сами авианосцы подверглись яростной контратаке самолетов 5-го Воздушного флота. «Уосп» получил прямое попадание, которое вызвало сильный пожар. При взрыве и во время борьбы с огнем погиб 101 человек, еще 269 были ранены. Несмотря на такие потери, команда авианосца сумела взять пожары под контроль уже через 15 минут.

Гораздо хуже пришлось «Франклину». На рассвете в воздух были подняты две трети авиагруппы, но на корабле еще оставались 5 «Хеллдайверов», 14 «Авенджеров» и 12 «Хеллкэтов». В 7.08 полностью вооруженные и заправленные самолеты были выстроены на широкой полетной палубе. Они несли 1000-фн и 250-фн бомбы, 298-мм реактивные снаряды «Тайни Тим». Их моторы работали, и самолеты готовились к взлету. Это очень напоминало положение японских авианосцев при Мидуэе, когда они были атакованы «Доунтлвесами».

Результат оказался почти таким же. Одиночный «Джуди» выскочил из облаков на высоте 2000 футов, ускользнул от патрулирующих истребителей и спикировал на авианосец, сбросив две 250-фн бомбы, которые попали в цель. Бомбы, ракеты, авиабензин вспыхнули немедленно, и сильнейший взрыв буквально подбросил огромный корабль. Джим Хардин, радиокорреспондент морской пехоты, видел все это.

«Произошел ужасный взрыв. По ангарной и полетной палубам прокатился огромный огненный шар. Огромный столб дыма поднялся в небо, когда авианосец развернулся против ветра. Затем на полетной палубе прогремели еще несколько сильных взрывов. В считанные минуты весь корабль окутался дымом, в котором [485] мигали вспышки новых взрывов. Обломки падали в воду в 500 ярдах от авианосца. На краю полетной палубы я нашел двух летчиков морской пехоты, которые перевязывали друг друга. У одного из них была сломана лодыжка. Большой кусок полетной палубы был просто вырван. Прогремел ужасный взрыв, и самолет, стоящий на полетной палубе, просто исчез, когда сдетонировала его бомба. Загоревшиеся ракеты пролетали у нас над головами, оставляя яркие оранжевые следы. Авианосец содрогался, как от землетрясения. Казалось невозможным, чтобы он остался на плаву».

Однако «Франклин» все-таки сумел выжить. Его кое-как вывели на буксире из зоны боев. С помощью крейсеров «Санта Фе» и «Питтсбург» капитан 1 ранга Герес повел свой израненный корабль домой, хотя японцы еще 2 дня пытались добить его. Корабль уцелел, но какой ценой! Эти две маленькие бомбы, сброшенные во время одной из последних атак японских пикировщиков, убили 724 человека. Еще 265 были ранены, причем многие тяжело.

Пилоты авианосных пикировщиков могли заслуженно гордиться своими успехами, они ничуть не уступали пилотам базовой авиации. Однако следует помнить, что их главной задачей все-таки была борьба с вражеским флотом, а не удары по целям в джунглях. Чтобы оказать солдатам и морским пехотинцам на берегу максимальную поддержку в их борьбе против умелого и отважного противника, который охотно использовал джунгли в качестве естественного укрытия, требовались специально подготовленные летчики. Так стрелка часов была переведена на 2 десятилетия назад, когда летчики корпуса морской пехоты впервые показали, что могут сделать самолеты непосредственной поддержки войск во время боев в джунглях. [486]

Дальше