Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб.: БЛИЦ, 1995. С. 127.
{2} В годы Первой мировой войны рубль потерял свое золотое содержание.
{3} Имеются в виду катера-истребители подводных лодок.
{4} 76-мм зенитная пушка обр. 1914–1915 гг. системы Ф. Ф. Лендера, установленная на штатной тумбе.
{5} Обвод — Областное управление водного транспорта.
{6} Здесь и далее для колесных пароходов с колесами, расположенными по бокам: ширина без колес / с колесами.
{7} Ленин В. И. Военная переписка (1917–1920). М.: Воениздат, 1956. С. 59.
{8} Ульянов Н. Хроника действий Волжско-Камской военной флотилии и отрядов судов за 1918–1920 гг. Горький, 1934. С. 6.
{9} В своих мемуарах, написанных в эмиграции, белые офицеры часто не приводят полных имен участников описываемых ими событий, дабы те не были узнаны в Советской республике и не пострадали от чекистов.
{10} Выпускники Константиновского и Михайловского артиллерийских учи-
{11} Мейрер Г. А. Война на Волге // Флот в белой борьбе / Сост. С. В. Вроков. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. С. 409–411, 412–414.
{12} Мейрер Г. А. Война на Волге...
{13} Мейрер Г. А. Война на Волге...
{14} Троцкий Л. Д. Моя жизнь. М: Книга, 1990. С. 125.
{15} «Межень» — колесный пароход Министерства путей сообщения. Построен в 1885 г. в Сормово. Длина 64,0 м; ширина 15,5 м; осадка 1,4 м. Машина мощностью 560 л. с. позволяла развивать скорость 9 узлов. В Волжской флотилии использовался как яхта Раскольникова.
{16} 7 октября 1918 г. переименован в «Борец за Свободу». Построен в 1896 г. Длина 24,8 м; ширина 5,0 м; осадка 1,8 м. Машина мощностью 240 л. с., скорость 7 узлов. Вооружение: две 47-мм пушки Гочкиса на носу, одна 37-мм пушка на корме, 3 пулемета.
{17} Троцкий Л. Д. Моя жизнь. М: Книга, 1990. С. 134–136.
{18} Моряки всех стран измеряют расстояние в кабельтовых (1 кабельтов = 185,2 м), однако морские артиллеристы ввели понятие артиллерийский кабельтов, равный 183 м. Так что в тексте при стрельбе кораблей имеется в виду артиллерийский кабельтов, хотя, в принципе, разница между обеими величинами несушественна.
{19} «Пересвет» — речной винтовой катер, построен в 1914 г. Водоизмещение 82 т. Длина 22,2 м; ширина 4,2 м; осадка 1,4 м. Машина мощностью 24 л. с. Скорость 9 узлов. Мобилизован в августе 1918 г. и вооружен одной 47-мм пушкой Гочкиса и двумя пулеметами.
{20} Не путать с вооруженными пароходами № 3 и № 4, которые в документах того времени тоже именовались канонерскими лодками.
{21} Ульянов Н Хроника действий Волжско-Камской военной флотилии и отрядов судов за 1918–1920 гг. Горький, 1934. С. 14.
{22} РГАВМФ. Ф. р-562. Оп. 2. Д. 10.
{23} В некоторых документах вместо «Святой Ключ» написано «Святые Ключи».
{24} Миноносец «Прочный» находился в ремонте в Нижнем Новгороде с 31 августа по 2 октября, а «Поражающий» с самого прибытия в Нижний Новгород так и не вышел из ремонта.
{25} Советские источники утверждают, что в конце сентября «Ваню» переименовали в «Ваню-коммуниста», но в отчетах за сентябрь 1918 г. он просто «Ваня».
{26} РГАВМФ. Ф. р-143. Оп. 1 Д. 212.
{27} РГАВМФ. Ф. р-562. Оп. 2. Д. 10.
{28} Назаров А. Ф. Николай Маркин. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1971. С. 129–131.
{29} Гражданская война в России: Борьба за Поволжье / Сост. А. Смирнов. М.: ACT: Транзиткнига, СПб.: Terra Fantastica, 2005. с. 231.
{30} Катер «Пересвет» 20 октября 1918 г. был переименован в «Борец за коммуну».
{31} Бывший пароход «Добрый».
{32} Варваци Владимир Николаевич (1896–1922). Из семьи чиновника. В мае 1917 г. — феврале 1918 г. мичман, вахтенный начальник линкора «Гангут». С марта 1920 г. командовал Беломорской военной флотилией.
{33} Джеймсон Т. Г. Экспедиция в Сибирь. Лондон, 1968.
{34} Как видим, отечественные данные расходятся с данными Джеймсона.
{35} Здесь приведены официальные даты переименования согласно приказам. Однако и позже в официальных документах флотилии, в том числе в отчетах о боевых действиях, фигурировали старые названия.
{36} Речной колесный двухпалубный пароход «Коммунистка» до 1918 г. назывался «Княгиня». Как видим, большевикам не было чуждо чувство юмора. Куда же делся штабной пароход 4-го дивизиона «Катя», установить не удалось.
{37} Стасевич П. Г. Кампания Волжской флотилии на реке Каме. 1919 г. Л., 1930. С. 44.
{38} Стасевич П. Г. Кампания Волжской флотилии на реке Каме. С. 45–46.
{39} Четыре по данным Стасевича, а по данным Джеймсона — шесть судов.
{40} Стасевич П. Г. Кампания Волжской флотилии на реке Каме. С. 49.
{41} Там же. С. 50.
{42} По приказу от 1 мая канонерка переименована в «Товарищ Голчин», но в донесениях именовалась по-прежнему «Дедушкой».
{43} Стасевич Л Г. Кампания Волжской флотилии на реке Каме. С. 57–59.
{44} В ряде документов плавбатарея именовалась «Память Урицкого».
{45} Стасевич П. Г. Кампания Волжской флотилии на реке Каме. С. 71–72.
{46} Приводится с некоторыми изменениями по статье Н. Кузнецова «Последняя операция Речной Боевой флотилии» //Моряки в Гражданской войне. Сборник. М.: Флотомастер, Белая Гвардия, 2000.
{47} Видимо, опечатка в отчете Смирнова, канонерки «Скорый» в составе белой флотилии не было.
{48} Главод — Главное управление водного транспорта НКПС.
{49} Шубин И. А. Волга и волжское судоходство. М.: Транспечать НКПС, 1927. С. 851–852.
{50} Регистровая вместимость судна — объем внутренних помещений торгового судна, исчисляемый в регистровых тоннах (1 рт = 100 куб. футам = 2,83 куб. м). Различают полную (валовую), или брутто, регистровую вместимость (брт) и чистую, или нетто, регистровую вместимость (нрт). В полную вместимость входят объемы всех судовых помещений, в т. ч. и помещения палубных надстроек, за исключением междудонного пространства и помещений, занятых вспомогательными механизмами, воздушными и световыми шахтами. Брутто регистровая вместимость служит одним из показателей размеров судна.
{51} Лишин Николай Николаевич родился в 1893 г., окончил Морской корпус, мичман Балтийского флота. В эмиграции Лишин написал книгу «На Каспийском море. Год белой борьбы», изданную «Морским журналом» в Праге в 1938 г. Здесь и далее автор цитирует Лишина по этому изданию.
{52} Лишин Н. Н. На Каспийском море. Год белой борьбы. Прага: Издание «Морского журнала». 1938. С. 29–30.
{53} Крупные вооруженные торговые суда на Каспии белые и англичане именовали вспомогательными крейсерами или просто крейсерами. В дальнейшем для удобства изложения автор будет опускать прилагательное «вспомогательный». Понятно, что крейсеров специальной постройки на Каспии не могло быть физически.
{54} Лишин Н. Н. На Каспийском море. Год белой борьбы. С. 37–38.
{55} Лишин Н. Н. Указ. соч. С. 40–41.
{56} Бичераховы — организаторы контрреволюции на Северном Кавказе в 1918–1919 гг., братья: 1. Лазарь Федорович (1882–1952) — полковник Терского казачьего войска. С 1919 г. в эмиграции; 2. Георгий Федорович (1878–1920) — глава Терского казачье-крестьянского совета, а затем Временного народного правительства Терского края.
{57} Судя по всему, сей инженер имел и чин в британской разведке.
{58} Ротаст Петр Михайлович родился в 1892 г., окончил Морской корпус в 1914 г.
{59} РГАВМФ. Ф. р-562. Оп. 1. Д. 125.
{60} Лишин Н. Н. На Каспийском море. Год белой борьбы. С. 68–72.
{61} Подробнее об этом рейде будет рассказано в главе «Бой в Тюб-Караган-ском заливе».
{62} РГВА. Ф. 108. Оп. 1.Д. 109.
{63} Лишин Н. Н. На Каспийском море. Год белой борьбы. С. 72–74.
{64} Лишин Н. Н. Указ. соч. С. 75.
{65} Там же. С. 76.
{66} Там же. С. 80–81.
{67} По данным С. С. Бережного (Корабли и вспомогательные суда советского военно-морского флота, 1917–1927 гг. С. 321), оба эти катера были доставлены в Царицын позже — в октябре 1918 г., и не с Днестра, а из Петрограда.
{68} РГАВМФ. Ф. р-342. Оп. 2. Д. 148.
{69} РГАВМФ. Ф. р-342. Оп. 1. Д. 222.
{70} Рупвод — Районное управление водного транспорта.
{71} РГАВМФ. Ф. р-342. Оп. 1. Д. 211.
{72} Лишин Н. Н. На Каспийском море. Год белой борьбы. С. 99–102.
{73} Лишин Н. Н. Указ. соч. С. 108–110.
{74} Эрдели Иван Георгиевич, родился в 1870 г., генерал от кавалерии. С 16 апреля 1919 г. Главнокомандующий и командующий войсками Терско-Дагестанского края (Северного Кавказа).
{75} Как уже говорилось, «Лейтенант Шмидт» был вооружен еще Бичерахо-вым и не входил в состав английской флотилии.
{76} Шуберт К. К. Русский отряд парусных судов на Каспийском море// Флот в белой борьбе. С. 329–330.
{77} Лагань — поселок на одноименном острове.
{78} Ленин В. И. Сочинения. Издание 4-е. Т. 35. С. 317.
{79} Ленин В. И. Военная переписка. С. 58.
{80} Лишин. Н. Н. На Каспийском море. Год белой борьбы. С. 163.
{81} РГАВМФ. Ф. р-342. Оп. 1. Д. 379.
{82} РГАВМФ. Ф. р-55. Оп. 1. Д. 35.
{83} РГАВМФ. Ф. р-342. Оп. 1.Д. 379.
{84} Лишим Н. Н. На Каспийском море. Год белой борьбы. С. 166–168.
{85} РГАВМФ. Ф. р-342. Оп. 1. Д. 379.
{86} Из донесения Р. Фреймана. РГАВМФ. Ф. р-562. Оп. 2 Д. 507.
{87} Всего в бою 2! мая флотилия выпустила 792 снаряда по форту Александровскому. — Примеч. авт.
{88} СМВ — Coast Motor Boat (береговая моторная лодка, так англичане «для конспирации» именовали свои торпедные катера).
{89} Лишин Н. Н. На Каспийском море. Год белой борьбы. С. 168–173.
{90} РГАВМФ. Ф. р-342 Оп. 1. Д. 379.
{91} По советским данным, 27 мая.
{92} РГАВМФ Ф. р-342. Оп. 1. Д. 379.
{93} Шуберт К. К. Русский отряд парусных судов на Каспийском море // Флот в белой борьбе. С. 347–348.
{94} РГАВМФ. Ф. р-562. Оп. 2. Д. 11
{95} Шуберт К. К Русский отряд парусных судов на Каспийском море // Флот в белой борьбе. С. 361–362.
{96} Любопытно, что в справочнике С. С. Бережного утверждается, что пароход «Екатерина» с 24 июля 1919 г. входил в состав Астрахано-Каспийской флотилии, а с 31 июля 1919 г. — в состав Волжско-Каспийской флотилии, 12 июня 1920 г. разоружен и возвращен Обводу Волжского бассейна. О пребывании у белых нет ни слова (с. 311–312). Пароход «Сыновья 10 июля 1919 г. захвачен у белых в Лагани и в 1920 г. разоружен и возвращен Астраханскому Рупводу.
{97} В. Л. Бжезинский позже стал известным кораблестроителем Репрессирован в 1937 г.
{98} Исаев Федор Константинович — член партии с 1918 г., бывший моряк торгового флота. В 1919 г., находясь в подполье, состоял членом морского экспедиционного отряда. Позднее служил помощником командира катера Реввоенсовета 11-й армии. Награжден орденом Ленина. Умер в 1981 г.
{99} Военные моряки в борьбе за власть Советов в Азербайджане и Прикаспии. 1918–1920 гг. Баку, 1971. С. 142–143.
{100} Шуберт К. К. Русский отряд парусных судов на Каспийском море // Флот в белой борьбе. С. 367.
{101} Военные моряки в борьбе за власть Советов в Азербайджане и Прикас-пии. 1918–1920 гг. С. 153–154.
{102} Шаровый цвет — серо-дымчатый. Окраска, преобладавшая в ВМФ на протяжении многих десятилетий
{103} Шуберт К. К. Каспийская военная флотилия 1918–1919 годов // Флот в белой борьбе. С. 384–386.
{104} Дальномеры были британские и выдавали расстояние в ярдах.
{105} Сигнал прекращения огня.
{106} Крейсер «Дмитрий Донской» — бывший наливной теплоход «Эммануил Нобель», построен в 1909 г. в Коломне. Водоизмещение 3800 т. Длина 116 м; ширина 14,2 м; осадка 4,6 м. Два дизеля общей мощностью 2800 л. с. Скорость 10 узлов. Вооружение: три 152-мм, одна 102-мм английская пушка, один 40-мм автомат Виккерса.
{107} РГАВМФ. Ф. р-1. Оп. 3. Д. 27.
{108} РГАВМФ. Ф. р-342. Оп. 1.Д. 381.
{109} Бекетовка — поселок примерно в 20 км ниже Царицына.
{110} Орудийный (пушечный) завод — будущий завод «Баррикады». Французский завод — с 1930 г. Сталинградский тракторный завод, позже присвоено имя Дзержинского.
{111} Всего у белых в 1919 г. под Царицыном было 16 катеров-истребителей, переброшенных по железной дороге с Черного моря. Они были вооружены 47-мм или 37-мм пушками Гочкиса и пулеметами. Катера были сведены в 1-й и 2-й дивизион (по 8 единиц).
{112} Ульянов Н. Хроника действий Волжске-Камской военной флотилии и отрядов судов за 1918–1920 гг.
{113} Векман Александр Карлович (1884–1955), из семьи морского офицера, к 1918 г. капитан 2-го ранга; с декабря 1919 г. начальник Северного отряда Волжско-Каспийской флотилии. В июне — сентябре 1920 г. начальник морских сил Каспийского моря. Дослужился до вице-адмирала.
{114} Любопытно, что в справочнике С. С. Бережного «Корабли и вспомогательные суда советского военно-морского флота (1917–1927 гг.)» на с. 323 говорится о гибели в бою 26 сентября 1919 г. парохода «Братья Сафоновы». Понятно, что верить следует «Хронике...», составленной участником описываемых событий.
{115} РГАВМФ. Ф. р-562. Оп. 2. Д. 4.
{116} Ваксмут А. П. Конец Каспийской флотилии времен Гражданской войны под командой генерала Деникина // Флот в белой борьбе. С. 398.
{117} Там же. С. 399.
{118} Исаков И. С. Каспий, 1920 год. М.: Советский писатель, 1973. С. 119.
{119} Директивы командования фронтов Красной Армии (1917–1922). М.: Воениздат, 1974. С. 307.
{120} Исаков И. С. Каспий, 1920 год. С. 99–101.
{121} Бизертский морской сборник. 1921–1923. Избранные страницы / Сост. В. В. Лобыцын. М.: Согласие, 2003. С. 344.
{122} Директивы командования фронтов Красной Армии (1917–1922). С. 307.
{123} Волков С. В. Энциклопедия Гражданской войны. Белое движение. СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 559.
{124} РГАВМФ. Ф. 2087.Д. 22.
{125} Исаков И. С. Каспий, 1920 год. С. 84.
{126} По другим данным, это было 5 или 6 мая.
{127} ЭПРОН — Экспедиция подводных работ особого назначения.
{128} Директивы командования фронтов Красной Армии (1917–1922). С. 310.
{129} С правовой точки зрения вторжение Красной Армии в Азербайджан имеет много нюансов. С одной стороны, Азербайджан не воевал с РСФСР, а, с другой стороны, границы этого государственного образования не были признаны ни одним государством мира, включая Англию. Советская Россия была единственной правопреемницей Российской империи и обладала соответствующими правами по всей территории бывшей империи.
{130} По другим источникам, бронепоезд № 55 назывался «Дагестанец».
{131} Город Елизаветполь был основан русскими в 1804 г., а в 1918 г. переименован мусаватистами в Гянджу, а в 1935 г. большевиками в Кировобад.
{132} Исаков И. С. Каспий, 1920 год. С. 140.
{133} Немитц Александр Васильевич (1879–1967) по происхождению из дворян, контр-адмирал. В августе — декабре 1917 г. командовал Черноморским флотом. С февраля 1920 г. по декабрь 1921 г. командовал всеми морскими силами республики и одновременно был управляющим делами Наркомата по морским делам. Затем на преподавательской работе в военных училищах. В советском флоте имел звание вице-адмирала.
{134} Директивы командования фронтов Красной Армии (1917–1922). С. 313.
{135} Военная энциклопедия / Под ред. К. И. Величко, В. Ф. Новицкого, А. В. Фон-Шварца и др. Петербург, 1911–1915. Т. XII. С. 439.
{136} РГАВМФ. Ф. р-1. Оп. 3. Д 589.
{137} Исаков И. С. Каспий, 1920 год. С. 226–227.
{138} Ваксмут А. П. Конец Каспийской флотилии времен Гражданской войны под командой генерала Деникина // Флот в белой борьбе. С. 402–403.
{139} Исаков И. С. Каспий, 1920 год. С. 241.
{140} Позже отражение этой торпедной атаки стало изучаться во всех советских трудах по военно-морской истории.
{141} Известия. 23 мая 1920 г.
{142} РГАВМФ. Ф. р-562. Оп. 2. Д. 24.
{143} Военмор. № 53. 1921. С. 11.
{144} Вопреки широко распространенному мнению, Кура — бурная горная река только в верхнем течении, до города Евлаха. Примерно в 230 км по прямой от устья Кура судоходна.
{145} Между прочим, после разгрома революционной организации «чайков-цев» Чайковский в 1874 г. эмигрировал в Англию и только в 1906 г. вернулся в Россию.
{146} РГВА. Ф. l. Оп. 1.Д. 262.
{147} Телеграмма опубликована в газете «Известия ВЦИК». № 173. 14 августа 1918 г.
{148} РГВА. Ф. 1268. Оп. 1. Д. 1.
{149} Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Том П. Северо-Запад /Под ред. И. В. Егорова и Е. Е. Шведе. Л.: Редакци-онно-издательский отдел Морских Сил РККФ. 1926. С. 73.
{150} Пронский Константин Иванович (1887–1949) — из семьи рабочих, к 1917 г. был флотским прапорщиком, с 1919 г. член ВКП(б). С октября 1919 г. комиссар Кронштадтской морской базы.
{151} Имеются в виду старые 75/50-мм пушки Кане, угол возвышения которых был увеличен первоначально до +70°, а потом до +75°.
{152} В некоторых документах фигурирует как тральщик.
{153} Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Том II. С. 82–84.
{154} Там же. С. 89.
{155} Монитор М-26 в боевых действиях не участвовал.
{156} Здесь мощность машин приведена в номинальных л. с. Ранее мощность машин приводилась в индикаторных л. с. Номинальная л. с. — это расчетная мощность машины. Она у первых пароходов была близка к фактической, то есть к индикаторной, но по мере совершенствования машин все больше расходилась с ней.
{157} Ньюболт Г. Операции английского флота в мировую войну / Под ред. И. М. Лудри. Т. V. Л.; М.: Отдел издательства Наркомата обороны СССР, 1934. С. 359–360.
{158} РГАВМФ. Ф. р-1. Оп. 3. Д. 305.
{159} Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. II. С. 109–110.
{160} Гражданская война. Боевые действия... С. 112.
{161} Гражданская война. Боевые действия... С. 26.
{162} Гражданская война. Боевые действия... С. 27.
{163} Там же.
{164} Гражданская война. Боевые действия... С. 20.
{165} Полк был образован из красного финского отряда под командованием Э. А. Рахья в Петрограде в марте 1919 г.
{166} Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. III.C. 121.
{167} Гражданская война. Боевые действия... Т. III. С. 132–133.
{168} Там же. С. 133.
{169} Струк — бывший офицер царской армии, позже присоединился к Деникину и был произведен им в полковники.
{170} «Осетр» (с 22 июня 1919 г. посыльное судно № 6) — речной пассажирский пароход, построенный в 1916 г. Длина 41,1 м; ширина 5,5 м; осадка 1,3 м. Машина мощностью 320 л.с. Один пулемет. Судно было оснащено радиостанцией.
{171} Бомбомет — миномет, сконструированный по глухой схеме и стрелявший на малые дистанции. Четкого различия между минометом и бомбометом в 20-х годах не было.
{172} Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. III. С. 137–138.
{173} Гражданская война. Боевые действия... Т. III. С. 139.
{174} Гражданская война. Боевые действия... Т. III. С. 141.
{175} Тип их установить не удалось. Это могли быть 120/45-мм пушки Кане или 120/50-мм корабельные пушки.
{176} На нем тогда временно стояли две 76-мм пушки обр. 1902 г.
{177} Вспомним «Белую гвардию», где Булгаков назвал Киев «Городом» с большой буквы.
{178} В годы Первой мировой войны эти пушки были модернизированы, их угол возвышения был доведен до 60–70°.
{179} Во всех наших документах упоминается о «польской флотилии», но у поляков там было только две канонерки.
{180} Сектор — место на корме, где можно вручную поворачивать перо руля.
{181} Зегжда Н. Южная группа Днепровской военной флотилии. М.;Л.: Военмориздат, 1940. С. 54–55.
{182} Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. II. С. 147.
{183} Гражданская война. Боевые действия... С. 149.
{184} К сожалению, из документов неясно, по кому стреляли: по латышам или по полякам?
{185} Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. III. С. 104.
{186} Гражданская война. Боевые действия... Т. II. С. 112.
{187} Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. II. С. 358.
{188} С 1918 по 1935 г. Балтийский флот именовался Морскими Силами Балтийского моря.
Список иллюстраций