Вместо эпилога
В 1920 г. закончилась величайшая гражданская война в истории человечества. Участники речных и озерных войн крейсера и канонерские лодки были разоружены и стали буксирами, танкерами, грузопассажирскими судами и грунтоотвозными шаландами. Намного сложнее оказалась судьба их командиров.
В 20-х годах все начальники красных флотилий заняли высокие должности во флоте. Так, к примеру, самым сильным флотом Советской Республики Балтийским{188} последовательно командовали наши герои: Ф. Ф. Раскольников (июнь 1920 г. 27 января 1921 г.); В. А. Кукель (27 января 9 марта 1921 г.); И. К. Кожанов (9 марта 6 мая 1921 г.); М. В. Викторов (6 мая 1921 г. июнь 1924 г.); А. К. Векман (1924–1926).
Из этого перечня командующих Балтийским флотом не был упомянут лишь М. В. Викторов (1893–1939), но и он летом 1919 г. командовал эсминцем «Всадник», прикомандированным в июле к Онежской флотилии.
Первым с командных должностей ВМФ ушел Ф. Ф. Раскольников. Он довел до развала советский флот, и дело кончилось Кронштадтским мятежом. Троцкий отправил Раскольникова с глаз долой полпредом в Афганистан. Там он с треском провалил несколько спецопераций, и британское правительство потребовало его отзыва. В 1924–1930 гг. Раскольников служит редактором журнала «Молодая гвардия» и директором издательства «Московский рабочий». С 1928 г. он Председатель Главного репертуарного комитета. На этом посту Федор Федорович настрочил несколько доносов на Михаила Булгакова и запретил его пьесы. В конце концов Раскольникова в 1930 г. отправили полпредом в Эстонию, а затем в Данию и Болгарию. Будучи послом в Болгарии, Раскольников получал рассылаемые советскими библиотеками списки книг, подлежащих [404] уничтожению, против фамилий авторов которых значилось: «Уничтожить все книги, брошюры и портреты». В 1937 г. он нашел в таком списке и свою книгу «Кронштадт и Питер в 1917 году».
Вскоре Раскольников получил указание начальства вернуться в Москву. Нетрудно было догадаться, что полпреда ждал и не в НКИД, а в НКВД. Федор Федорович решил стать невозвращенцем. 1 апреля 1938 г. он уехал из Софии в отпуск, но отправился не в СССР, а во Францию.
В 1939 г. Раскольников опубликовал в западной прессе заявления «Как меня сделали врагом народа» и «Открытое письмо Сталину». В том же 1939 году он был заочно приговорен в СССР к высшей мере наказания.
В августе 1939 г. Раскольников в связи с психическим заболеванием был помещен в частную психиатрическую больницу в Ницце, где и умер 12 сентября 1939 г. при таинственных обстоятельствах. По одной из версий, он выбросился из окна.
В 1963 г. Постановлением Верховного Суда СССР приговор 1939 года был отменен, а Ф. Ф. Раскольников полностью реабилитирован. Однако его реабилитация после смерти Н. С. Хрущева вызвала многочисленные споры в руководстве СССР. В результате Раскольников не был даже упомянут в энциклопедиях «Великая Октябрьская социалистическая революция» (издана в 1977 г.) и «Гражданская война и военная интервенция в СССР» (издана в 1983 г.). Адмирал И. С. Исаков в книге «Каспий, 1920 год» упоминает Раскольникова без фамилии, по должности «комфлота», и на всякий случай абсолютно нейтрально.
Автор этой книги не хочет винить авторов этих трудов. Виноват же в анекдотичных реабилитациях наш советский суд «самый гуманный суд в мире». В самом деле, руководствуясь реабилитацией Раскольникова как прецедентом, любой русский дипломат, агент спецслужб или иной чиновник может считать себя вправе отказаться вернуться на родину, если решит, что дома ему грозит судебное преследование.
Походная подруга Раскольникова Лариса Рейснер с 1921 г. работала вместе с ним в советском посольстве в Афганистане и умерла своей смертью в 1926 г. Как уже говорилось, она стала прототипом женщины-комиссара в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского.
Мичман Иван Степанович Исаков, который, как мы помним, не захотел ходить в один гальюн с Ларисой Рейснер на эсминце «Деятельном», сделал блестящую карьеру. В 1938 г. он становится первым замом наркома ВМФ, а в 1941–1943 гг. одновременно [405] начальником Главного морского штаба. С 1946 г. Исаков начальник Главного штаба и заместитель Главкома ВМФ. В 1955 г. он удо-стоин высшего морского звания Адмирал флота Советского Союза. В 1967 г. Иван Степанович умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Петр Иванович Смирнов, командовавший Волжской и Днепровской флотилиями, в 30-х годах стал флагманом флота 2-го ранга, но в 1938 г. был репрессирован.
Эдуард Самуилович Панцержанский, командовавший в 1918 г. Онежской флотилией, а в 1920 г. Каспийской флотилией, с декабря 1920 г. по декабрь 1921 г. был командующим Морскими Силами Черного и Азовского морей; в 1921–1924 гг. командующим Морскими Силами Республики, а с 1924 г. по октябрь 1926 г. командующим Морскими Силами Черного моря. С 1932 г. он начальник Управления ВМС РККА. 13 июня 1937 г. Панцержанский арестован, а 26 сентября того же года приговорен к расстрелу.
Любопытно сложилась судьба Евгения Сергеевича Гернета, командовавшего Военно-Волжской флотилией. В 1920 г. Гернет назначается командующим Азовской флотилией. Однако по неясным причинам дальнейшая его военно-морская карьера не сложилась, и в 1923 г. он оказался на Дальнем Востоке, где командовал пароходом «Симбирск». Весной 1927 г. Гернет получил назначение в Японию. В 1928 г. в городе Кобе он написал книгу «Ледяные лишаи».
В Советский Союз Гернет вернулся в июле 1931 г. и оказался вообще без работы. Лишь в 1933 г. он поступил в Гидрографическое управление Главсевморпути. В 1933–1934 гг. Гернет плавает в высоких широтах Арктики на пароходах «Сибиряков» и «Садко».
В 1936–1937 гг. Гернет работает со своими полярными картами, готовит их к применению на Северном морском пути и участвует в подготовке работы дрейфующей станции «Северный полюс» И. Д. Папанина, обучает штурмана этой экспедиции геофизика Е. К. Федорова применению карт своей проекции.
В навигацию 1937 года по Северному морскому пути послали сразу несколько караванов транспортных судов обычного, даже не ледового класса, несмотря на предупреждения гидрографов. Зима надвинулась ранняя, суда вместе с сопровождавшими их ледоколами замерзли вольдах, зазимовали без топлива, еды и теплой одежды. Обвинили в этой неудаче гидрографов, якобы составивших вредительские карты льдов и течений. Среди других 1 мая 1938 г. был арестован и Евгений Сергеевич Гернет. Открытый суд над полярниками, благодаря их активной самозащите, провалился. Их отправили в лагеря по закрытому постановлению «особого совещания» 23 декабря 1939 г. [406]
Гернет был сослан в Казахстан. Там, в колхозе «Спартак», когда у него уже окончился срок ссылки, и он готовился выехать в Казань к младшей дочери, он 8 августа 1943 г. умер от инфаркта.
Гернетбыл реабилитирован в 1956 г. По постановлению правительства России имя Гернета было присвоено безымянному проли ву между островами Известий ЦИК и островами Арктического института там, где он проводил свои первые полярные исследования 1933 года с экспедицией на пароходе «Сибиряков».
Несколько слов стоит сказать и о судьбе офицеров и адмиралов белых флотилий. Мичман Георгий Александрович Мейрер, тот самый, который начал Гражданскую войну на Волге, в 1919 г. служил на судах Камской флотилии Колчака, а в январе 1920 г. уехал из Владивостока на транспорте «Якут». В августе 1920 г. он прибыл в Крым к Врангелю, в сентябре того же года покинул Крым и по 1922 год служил на судах Бизертской эскадры. В 1922 г. Мейрер переехал в США, где работал в авиастроительной фирме Сикорс-кого, состоял членом Общества бывших русских морских офицеров в Америке. Умер ГА. Мейрер 21 июля 1945 г. в Хантингтоне (Нью-Йорк).
Лейтенант Вадим Степанович Макаров, сын знаменитого адмирала, после гибели Камской флотилии служил командиром дивизиона Обь-Иртышской флотилии. В 1934 г. эмигрировал в США и там, судя по всему, жил весело и богато. Он стал коммерсантом, известным яхтсменом и даже вице-председателем Толстовского фонда. Умер B. C. Макаров 2 января 1964 г. в Нью-Йорке.
Командующий Волжской, а затем Камской флотилиями адмирал Михаил Иванович Смирнов эмигрировал в Германию, оттуда перебрался в Англию и умер в Лондоне, по одним сведениям, осенью 1939 г., по другим сведениям в 1943 г.
Командующий Каспийской флотилией Аполлинарий Иванович Сергеев после бегства с флотилии через Грузию добрался до Крыма. В ноябре 1920 г. он на пароходе «Владимир» эвакуировался из Севастополя и в декабре прибыл в Сербию. В 30-х годах Сергеев жил то в Марселе, то в Белграде, а в конце войны перебрался в Германию. Умер А. И. Сергеев 1 июня 1952 г. в Ульме.
Организатор парусной эскадры на Каспии Константин Карлович Шуберт после развала Каспийской флотилии сумел добраться до Крыма, где был назначен командиром линкора «Генерал Алексеев». С 1921 г. он жил в Сербии, а с конца 20-х годов во Франции. Дальнейшая судьба Шуберта неизвестна.
Так же неизвестна и судьба «каспийского партизана» Склянина. Однако, связавшись с обществом «Мемориал», я узнал, что в Гражданскую [407] войну красными было расстреляно свыше десятка Скляни-ных, но из Астрахани был только один Иван Павлович Склянин 1883 года рождения. 30 сентября 1920 г. Особый отдел приговорил И. П. Склянина к расстрелу «за контрреволюцию». На следующий день приговор был приведен в исполнение. Любопытно, что в 2000 г. И. П. Склянин был реабилитирован. Автор уверен с вероятностью 99,9%, что речь идет о том самом партизане, но точку в этом вопросе поставить может только архив ФСБ Астраханской области.
Командир первого отечественного соединения торпедных катеров Эдуард Иванович Страутинг в конце 1919 г. перебрался в Крым, а затем эвакуировался в Бизерту. Там с августа 1921 г. по январь 1922 г. он служил старшим офицером, а затем до сентября 1924 г. командиром эсминца «Беспокойный». После Страутинг переехал в Париж, где работал таксистом. 13 февраля 1936 г. в Париже он покончил с собой.
Командующий Онежской флотилией Андрей Дмитриевич Кира-Динжан с лета 1921 г. жил в Югославии, а затем во Франции. С 1931 г. в Париже возглавлял Общество взаимопомощи членов Онежской флотилии, там же написал «Воспоминания начальника Онежской флотилии». К сожалению, найти эту рукопись автору этой книги так и не удалось. Умер Андрей Дмитриевич 11 апреля 1960 г. в предместье Парижа.
Увы, из ветеранов красных и белых флотилий никто не перешагнул рубежа третье го тысячелетия. Крайне мало осталось и воспоминаний участников боев на реках и озерах. Ни большевистские репрессии на родине, ни сложная жизнь на чужбине не способствовали работе над описанием великой Гражданской войны. Обнаружить сейчас новые документы маловероятно. Тем не менее автор, пользуясь возможностью, обращается ко всем, кто владеет материалами, позволяющими пролить свет на эпизоды войны на реках и озерах, с просьбой помочь ему, так как он и в дальнейшем будет работать по данной тематике.
Командование ВМС СССР в целом сделало нужные выводы из речной и озерной войны 1918–1920 гг., и в годы Великой Отечественной войны уделило большое внимание созданию речных флотилий на Волге, Днепре, Дунае и Амуре, Онежском, Ладожском и Чудском озерах и на Азовском море.
Десятки пароходов ветеранов Гражданской войны были вооружены и вновь приняли бой вместе с новейшими мониторами и бронекатерами, построенными в 30–40-х годах. Наши речные корабли в 1944–1945 гг. первыми вошли в Белград, Будапешт, Братиславу, Вену и Харбин. [408]