Мирное урегулирование в 1940 году
12 марта 1940 года в Москве был подписан Советско-Финляндский мирный договор. От СССР его подписали: Председатель Совнаркома и нарком иностранных дел Вячеслав Молотов; член Президиума Верховного Совета СССР Андрей Жданов; сотрудник Генштаба СССР, комбриг Александр Василевский.
От Финляндии: Председатель Совета министров Ристо Рюти; министр без портфеля Юхо Паасикиви; генерал Ставки Карл Вальден; член Внешнеполитического комитета парламента Вяйне Войонмаа.
По территориальным условиям договора государственная граница Финляндии и СССР устанавливалась по новой линии. В состав СССР включались весь Карельский перешеек с городом Выборгом, Выборгским заливом и островами; западное и северное побережье Ладожского озера с городами Кексгольм, Сортавала, Суоярви; острова в Финском заливе; территория восточнее озера Меркиярви с городом Куолаярви; финская часть полуостровов Рыбачий и Средний, которые тем самым полностью вошли в территорию СССР. СССР вывел свои войска из области Петсамо (Печенга), которую он в 1920 году добровольно уступил Финляндии: в Заполярье восстановилась прежняя линия границы.
По военным условиям договора Финляндия сдала в аренду на 30 лет (за ежегодную арендную плату 8 млн. марок) полуостров Ханко (Гангэ) с морской территорией вокруг него радиусом 5 миль к югу и востоку и 3 мили к западу и северу, с примыкающими островами для организации там военно-морской базы СССР с необходимыми наземными и воздушными вооруженными силами. Финны в течение 10 дней после подписания договора вывели свои войска с Ханко, и с этого времени полуостров перешел в управление СССР.
Финляндия обязалась не содержать в Баренцевом море вооруженных судов водоизмещением более 400 тонн [687] и иметь там для обороны не более 15 военных судов водоизмещением свыше 100 тонн каждое. Финляндии запрещалось содержать на Севере подводные лодки и военную полярную авиацию. Финляндия не имела права создавать на Севере военных портов, военных баз и других сооружений большего объема, чем это требовалось для содержания разрешенного там флота.
По экономическим условиям договора СССР предоставлялось право свободного транзита через область Петсамо в Норвегию и обратно. Грузы при этом освобождались от контроля, не облагались транзитными и таможенными пошлинами. Граждане, направляющиеся транзитом через Петсамо, имели право свободного проезда на основании советских паспортов. Советские гражданские самолеты обладали правом свободного пролета через Петсамо в Норвегию.
Финляндия предоставляла СССР право транзита товаров в Швецию. С целью создания кратчайшего железнодорожного пути для транзита из СССР в Швецию, СССР и Финляндия обязались построить часть железной дороги, каждая на своей территории, чтобы соединить город Кандалкша (СССР) с городом Кемиярви (Финляндия). Дорога должна быть построена в течение 1940 года.
Дополнительно 11 октября 1940 года в Москве между СССР и Финляндией было подписано соглашение об Аландских островах. Согласно ему Финляндия обязалась демилитаризовать Аландские острова, не укреплять их и не предоставлять их для вооруженных сил других стран. Существующие на островах фундаменты для установки артиллерии должны были быть срыты. СССР предоставлялось право содержать на Аландских островах свое консульство, в компетенцию которого, кроме обычных консульских функций, входила проверка обязательств Финляндии демилитаризации островов.
Это соглашение по своему содержанию не включало в себя ничего нового, ибо повторяло слово в слово в своей 1-й статье постановление о демилитаризации островов архипелага в международной конвенции об Аландах от 1921 года. Но фактически оно не только заменило эту [688] конвенцию, но и ликвидировало саму необходимость в ней, превратив Аландский вопрос из многостороннего в двусторонний, в вопрос советско-финляндских отношений{154}. [689]