Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1}Этим термином в американской литературе обозначают морские десанты, осуществляемые на большом удалении от своих баз.
{2}Операция английского флота против итальянской военно-морской базы Таранто была проведена 11 ноября 1940 г. В ходе этой операции 21 бомбардировщик-торпедоносец «Swordfish» с авианосца «Illustrious» (9 из них несли бомбы, остальные — торпеды) после захода солнца атаковали стоящие на якорях корабли и береговые объекты. В результате был потоплен линкор «Conte di Cavour», тяжело повреждены линкоры «Caio Duilio» и «Littorio», нанесен урон другим кораблям и инфраструктуре базы.
{3}Из-за задержки с расшифровкой этого послания в японском посольстве в Вашингтоне нота не была вручена вовремя. В результате удар по Перл-Харбору был нанесен без формального объявления войны.
{4}По японским данным, в составе первой волны насчитывалось 90 торпедоносцев-бомбардировщиков B5N2 (из них 40 несли торпеды), 54 пикирующих бомбардировщика D3A и 45 истребителей А6М2.
{5}В 8.40 к Оаху подошла вторая группа японских самолетов — 54 бомбардировщика, 81 пикирующий бомбардировщик и 36 истребителей. Их целями были находившиеся в гавани крейсера и эсминцы, а также авиабазы острова.
{6}К 8 декабря 1941 г. дальневосточные воздушные силы США, базировавшиеся на Филиппинах, включали 35 тяжелых бомбардировщиков В-17 «Flaying Fortes», 90 истребителей Р-40 «Warhawk» и Р-35 и 21 самолет-разведчик. Кроме того, имелись филиппинская эскадрилья (12 устаревших истребителей Р-26) и подчиненное командованию Азиатского флота патрульное авиакрыло (30 летающих лодок PBY «Catalina»). Основная часть этих самолетов базировалась на аэродроме Кларкфилд севернее Манилы.
{7}Это тем более странно, если учесть, что на рассвете 8 декабря 20 самолетов с авианосца «Рюдзе» (входил в состав Южно-Филиппинского отряда поддержки, вышел с о. Палау 6 декабря) атаковали американскую военно-морскую базу Давао (о. Минданао). Можно сделать вывод, что, несмотря на многочисленные предупреждения, американское высшее командование морально не было готово к войне.
{8}Выход соединения Филлипса был жестом отчаяния. Планирования операции проведено не было. В течении суток 9 декабря эскадра металась вдоль восточного побережья Малайи в безуспешных попытках перехватить японские десантные транспорта. Однако их появление вызвало у японского командования сильнейшее беспокойство. Японские резервы в этом районе (2-й флот) включали устаревшие линкоры «Харуна» и «Кирисима» и 4 тяжелых крейсера. Исход их артиллерийской дуэли с английской эскадрой был труднопредсказуем.
{9}Из 117 самолетов 22-й воздушной флотилии участие в ударе по британским кораблям принимали 9 бомбардировщиков и 36 торпедоносцев; еще 9 обеспечивали разведку.
{10}Как американцы, так и англичане в начале Второй Мировой войны недооценивали роль авиации в военных действиях на море. Организация ПВО соединений кораблей в море и в базах по существу не была отработана, о чем свидетельствуют события 7 декабря в Перл-Харборе и 9 декабря в Малайе (комм, к изд. 1956 г.).

Потери японцев в этом бою составили всего 4 самолета. Такое соотношение потерь (2 сбитых самолета на один потопленный корабль) является рекордно малым во всей истории применения авиации против кораблей. По всей видимости, одной из причин этого стало крайне неудачное построение английской эскадры: в одну кильватерную колонну, причем эсминцы, способные создать сильный заградительный огонь, находились в хвосте ее. Если бы эсминцы следовали попарно на флангах ордера (построение, впоследствии ставшее классическим) и японским торпедоносцам пришлось бы прорываться сквозь их огонь для атаки тяжелых кораблей, исход боя мог бы быть иным.

{11}Речь идет о парогазовых торпедах типа Mk 14 с взрывателями Mk 6.
{12}После падения Филиппин, учитывая соотношение сил сторон и отсутствие у союзников резервов, удержать Индонезию стало невозможно. Наиболее разумным шагом союзного командования в этой ситуации стал бы планомерный отвод сил на юг для дальнейшего использования в обороне Новой Гвинеи и Австралии. Однако по моральным соображениям такое решение было неприемлемо, прежде всего — для голландцев.
{13}Высадив парашютный и морской десанты.
{14}Авианосцы «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю» выпустили в общей сложности 111 самолетов из точки, удаленной от Дарвина на 240 миль к северу (в море Бунда).
{15}Столь позорный, учитывая соотношение сил, результат боя еще раз демонстрирует ту степень деморализованвости, в которой находились союзники.
{16}Сорок истребителей Р-40.
{17}По другим данным, «Langley» был потоплен базовыми самолетами из Кендари.
{18}Девятью бомбардировщиками с авианосца «Акаги», который вместе с «Кага», «Сорю» и «Хирю» с 25 февраля крейсировал южнее Явы, осуществляя поддержку японского вторжения на остров.
{19}Обнаруженный американскими патрульными самолетами японский конвой насчитывал 41 транспорт, следовавший двумя кильватерными колоннами. Непосредственное охранение, помимо сторожевиков и тральщиков, осуществляли 2-я (легкий крейсер «Дзинцу», 7 эсминцев) и 4-я (легкий крейсер «Нака», 7 эсминцев) дивизии эскадренных миноносцев. Дальнее прикрытие — тяжелые крейсера «Нати» и «Хагуро» (5-я дивизия крейсеров под командованием контр-адмирала Такаги) — следовали в 100-120 милях позади конвоя.
{20}Первоначально соединение Доормана было обнаружено патрульным самолетом, вылетевшим из Баликапана. Дальнейшее слежение осуществлял катапультный гидросамолет с крейсера «Нати».
{21}После обнаружения кораблей союзников около 12.30 по приказу адмирала Танака, находившегося на крейсере «Дзинцу», японские транспорты под эскортом сторожевиков начали отход на север. Тяжелые крейсера увеличили ход и стали нагонять силы охранения конвоя, готовившиеся встретить эскадру Доормана. В районе боя они появились практически одновременно с установлением визуального контакта между противниками.
{22}На «Exeter» был поврежден главный паропровод. Корабль выкатился из строя влево. За ним последовали «Houston», «Perth» и «Java». «De Ruyter» еще некоторое время продолжал следовать прежним курсом. Взаимодействие между кораблями союзников и ведение ими огня было сильно затруднено из-за дымовой завесы, выставленной японскими эсминцами. Огонь японцев корректировался двумя гидросамолетами, катапультированными с «Нати» и «Хагуро».
{23}Эскадра Доормана приблизительно в 18.50 совершенно случайно столкнулась с «Нати» и «Хагуро», которые в этот момент стояли без хода и были заняты подъемом на борт гидросамолетов. К сожалению, союзники не смогли воспользоваться столь удачной ситуацией. После короткой безрезультатной артиллерийской дуэли противники потеряли друг друга из виду.
{24}В действительности эсминец подорвался на выставленном голландцами утром минном заграждении, о котором Доорман не знал.
{25}»Миоко», «Асигара» и двумя эсминцами (по японским данным).
{26}Конвой, вышедший с о. Бака для оккупации западной Явы, эскортировался тяжелыми крейсерами «Могами» и «Микума» и эсминцами 5-го, 9-го и 11-го дивизионов.
{27}Потери японцев в этом бою составили один потопленный тральщик и 4 поврежденных транспорта. Расследование показало, что они были повреждены попаданиями... японских торпед с «Могами» или эсминца «Фубуки».
{28}26 марта из Кендари вышло ударное авианосное соединение адмирала Нагумо (авианосцы «Акаги», «Сорю», «Хирю», «Секаку», «Дзуйкаку», линкоры «Конго», «Харуна», «Хией», «Кирисима», тяжелые крейсера «Тоне» и «Тикума», легкий крейсер «Абукума», 11 эсминцев). Через пролив Омбай соединение вышло в Индийский океан.

5 апреля к югу от Цейлона японскими самолетами были потоплены английские тяжелые крейсера «Dorsetshire» и «Cornwall».

9 апреля там же были потоплены авианосец «Hermes» и эсминец. В портах были уничтожены ряд вспомогательных судов и транспортов, а также плавучий док, уничтожены в воздухе и на земле около 40 самолетов. Японские источники признают потерю 7 своих самолетов.

22 апреля соединение (кроме «Секаку» и «Дзуйкаку», выделенных для обеспечения захвата Порт-Морсби), пройдя Молуккским проливом, вернулось в Японию.

{29}Эти корабли — 18-я дивизия крейсеров (легкие крейсера «Тацута» и «Тенрю») и эсминцы 6-й флотилии со своим флагманом легким крейсером «Юбари» — вышли 4 декабря с о. Хаходзима в архипелаге Бонин.
{30}Помимо авианосцев, из состава соединения адмирала Нагумо для захвата Уэйка были выделены тяжелые крейсера «Тоне» и «Тикума» и два эсминца.
{31}В случае, если бы «Saratoga» появился вблизи Уэйка 21 декабря, скорее всего, произошел бы встречный бой между ним и японскими авианосцами. Учитывая, что в этом бою американцы имели бы не более 90 самолетов против 120 японских, при том что уровень подготовки японских пилотов был выше, представляется, что (при наилучшем для американцев обороте событий) им бы удалось уничтожить один из японских авианосцев ценой серьезного повреждения «Saratoga». Лучшим решением было бы отправить к Уэйку и «Lexington», отказавшись от удара по Джалуиту. Тогда бой действительно мог закончиться серьезным поражением японцев.
{32}Здесь и далее вместо 12,5 мм надо читать – 12,7 мм. – OCR.
{33}Из этих самолетов относительно современным был только «Dauntless». «Buffalo» и «Devastator» существенно уступали японским самолетам аналогичного назначения.
{34}По-видимому, это была летающая лодка Каваниси Н6К2 или Н8К2 — других четырехмоторных самолетов в японской авиации не было.
{35}Не имея сами по себе серьезного военного значения, эти рейды сыграли существенную роль, позволив американским летчикам и морякам обрести некоторый боевой опыт и, главное, уверенность в себе.
{36}М. И. Иванов, работавший в советском посольстве в Токио, так вспоминает об этом налете: «Около 14 часов, во время обеденного перерыва, мы услышали гул авиационных моторов. Поднявшись спешно на крышу посольского здания, мы обнаружили летевшие со стороны Тихого океана на высоте 300—400 м с большой скоростью американские самолеты. ...Самолеты сбросили небольшие бомбы и обстреляли из пулеметов порт и заводы района Токио — Кавасаки. В воздух не поднялся ни один японский истребитель. Да и зенитный огонь был открыт после того, как самолеты уже удалились на запад». Военного значения рейд на Токио не имел. Его целью было поднятие духа американских военнослужащих и гражданского населения.
{37}Японское командование почему-то предполагало, что самолеты вылетели с о. Мидуэй. Это стало одной из причин, побудивших японцев начать планирование операции по захвату острова.
{38}В этот же день японская летающая лодка из Рабаула обнаружила американские авианосцы. Однако из-за плохо организованной связи Такаги получил эту информацию лишь спустя сутки.
{39}Всего в атаке «Сехо» участвовали около 90 американских самолетов.
{40}Авиагруппа «Сехо» в Коралловом море включала 12 истребителей «Zero» и 15 самолетов-разведчиков Йокосука D4Y1 «Judi». При этом «Сехо» должен был осуществлять поиск кораблей противника и выполнять роль «приманки» для отвлечения его палубных самолетов. Командир авианосца проявил необъяснимую халатность, не обеспечив патрулирования в воздухе истребителей. По-видимому, американские самолеты случайно встретили несколько «Judi», принятых американскими летчиками за знакомые торпедоносцы «97».
{41}Из 800 человек экипажа «Сехо» эсминцы сопровождения подобрали не более 200.
{42}Имеются в виду транспорты с войсками, предназначенными для оккупации Порт-Морсби, которые в этот момент спешно отходили на север.
{43}На свои авианосцы удалось вернуться только 4 японским самолетам из 27, принимавших участке в поиске соединения Флетчера 7 мая.
{44}Обе авиагруппы атаковали один и тот же авианосец — «Секаку». Он получил 3 бомбовых попадания плюс 8 близких разрывов. Ни одного торпедного попадания не было. Корабль был тяжело поврежден и с трудом добрался до Японии. Скрытый в момент атаки дождевым шквалом, «Дзуйкаку» не пострадал, но понес тяжелейшие потери в авиагруппе.
{45}По другим данным, «Lexington» и «Yorktown» атаковали 18 торпедоносцев, 33 бомбардировщика и 18 истребителей.
{46}Это — не более чем личное мнение командира, участвовавшего в бою и потерявшего свой авианосец. В действительности произошел «размен» ударного авианосца «Lexington», едва ли не лучшего на тот момент в своем классе, на легкий авианосец неприятеля. Потери в авиации в первом приближении совпадали (77 японских самолетов против 66 американских). Получили повреждения «Секаку» и «York-town». Так что тактически Коралловое море следует признать скорее поражением американцев, нежели их победой. Стратегический успех, однако, действительно был на их стороне, поскольку японцы ошибочно отказались от операции против Порт-Морсби. Впрочем, проще всего не взвешивать все эти почти невесомые факты на послевоенных весах и честно признать, что сражение закончилось без какого-либо результата — вничью.
{47}Число потерянных японцами самолетов, по-видимому, завышено. На всех трех японских авианосцах, участвовавших в бою, находилось не более 180 самолетов.
{48}Это была первая из длинной цепи ошибок японского командования, допущенных в этом сражении. Даже с неполной авиагруппой «Дзуйкаку» должен был быть включен в состав ударного соединения (хотя бы в качестве резервного, способного при необходимости принять самолеты с поврежденного авианосца). Создается впечатление, что японское командование уже думало об «операциях после Мидуэя» и собирало силы для них, предполагая, что остров можно захватить «как угодно». Заметим, что, если бы американцы не читали японские шифры, это, по-видимому, так и было бы.
{49}Японские силы, предназначенные для операции по захвату Мидуэя, были организованы следующим образом:

Главные силы (адмирал Ямамото): 1-я дивизия линкоров («Ямато», «Муцу», «Нагато»), 2-я дивизия линкоров («Исе», «Хьюга», «Фусо», «Ямасиро»), авианосец «Хошо», 9-я дивизия крейсеров («Китаками», «Ои»), 3-я эскадра эсминцев (легкий крейсер «Сендай», 12 эсминцев), 4 транспорта снабжения.

Ударное соединение (вице-адмирал Нагумо): 1-я дивизия авианосцев («Акаги», «Кага»), 2-я дивизия авианосцев («Сорю», «Хирю»), 3-я дивизия линкоров («Харуна», «Кирисима»), 8-я дивизия крейсеров («Тоне», «Тикума»), 10-я эскадра эсминцев (легкий крейсер «Нагара», 16 эсминцев), 8 транспортов снабжения.

Оккупационное соединение (вице-адмирал Кондо): 4-я дивизия крейсеров («Атаго», «Текай»), 3-я дивизия линкоров («Конго», «Хией»), 4-я эскадра эсминцев (легкий крейсер «Нака», 16 эсминцев), 7-я дивизия крейсеров («Кумано», «Судзуя», «Микума», «Могами»), 2-я эскадра эсминцев (легкий крейсер «Дзинцу», 12 эсминцев), 11-я дивизия авианосцев (3 авиатранспорта, эсминец), 16 транспортов. Относительно состава этого соединения сведения источников расходятся. Так, Футида упоминает еще 5-ю дивизию крейсеров («Миоко», «Хагуро») и авианосец «Дзуйхо». В качестве флагмана 4-й эскадры эсминцев называется легкий крейсер «Юра».

Кроме того, при необходимости к Мидуэю могло быть переброшено из района Алеутских островов 2-е маневровое соединение (контр-адмирал Какута): 4-я дивизия авианосцев («Рюдзе», «Дзунье»), тяжелые крейсера «Такао» и «Майя», 3 эсминца 7-го дивизиона.

{50}Воздушный гарнизон Мидуэя состоял из устаревших самолетов: 21 истребителя F2A «Buffalo» (о которых невесело шутили: «Командир, посылающий пилота в бой на «Buffalo», может занести его в список погибших прежде, чем он оторвется от полосы») и 16 пикирующих бомбардировщиков SB2U «Vindicator». 26 мая на остров были доставлены дополнительно 7 истребителей «Wildcat» и 18 бомбардировщиков «Dauntless».
{51}Ранее командовавшему крейсерами этого соединения.
{52}Задержка была вызвана необходимостью исправления повреждений, полученных авианосцем «Yorktown» в Коралловом море.
{53}22 летающие лодки «Catalina», развернутые на Мидуэе, начали выполнять поисковые полеты на предельную дальность с 30 мая.
{54}Малый авианосец «Хошо», следовавший с главными силами, очевидно, не был замечен.
{55}Неудачной была сама идея использования для торпедных атак не приспособленных для этого самолетов (кустарными держателями для торпед их наскоро оснастили в Перл-Харборе) с летчиками, которые видели торпеды едва ли не впервые.
{56}Высокие потери и отсутствие результата этих атак объясняется в значительной мере их нескоординированными между собой действиями.
{57}Желая ввести в действие максимальное количество палубных самолетов для нанесения удара, Нагумо использовал для разведки каталультные гидросамолеты с крейсеров и линкоров своего соединения. По расходящимся направлениям 4 июня в 4.35 было выпущено 6 гидросамолетов. Седьмой самолет (с крейсера «Тоне») из-за неисправности вылетел на 30 минут позже. По несчастливой случайности именно в его секторе поиска находилось американское соединение.
{58}Эти атаки вновь были нескоординированы; в ходе перелета к цели торпедоносцы и истребители эскорта потеряли друг друга. Однако гибель торпедоносных эскадрилий оказалась не напрасной — они отвлекли на себя японские истребители и заставили их снизиться до самой воды, открыв тем самым верхние эшелоны для американских пикирующих бомбардировщиков.
{59}Незадолго до обнаружения американского соединения Нагумо отдал приказ перевооружить самолеты, остававшиеся в резерве для возможной атаки кораблей, для повторного удара по Мидуэю. После сообщения о наличии в непосредственной близости американских авианосцев была начата обратная процедура, для чего самолеты были спущены на ангарные палубы. Снимаемые с них бомбы из-за спешки складывались тут же. Затем потребовалось принять на палубы и перевооружить самолеты, участвовавшие в первом ударе по Мидуэю. Драгоценное время было упущено.
{60}Американский публицист У. Лорд, проведя в 60-х годах собственное расследование обстоятельств боя, пришел к выводу, что летчики «Enterprise» атаковали «Кага» и «Акаги», а эскадрилья «Yorktown» — «Сорю».
{61}В обычных условиях нескольких бомбовых попаданий недостаточно для уничтожения авианосца. Роковую роль сыграло то обстоятельство, что на палубах японских кораблей в момент атаки находились заправленные и вооруженные самолеты, все трубопроводы были заполнены бензином, а на палубах сложены снятые с самолетов бомбы.
{62}По другим данным, «Nautilus» атаковал «Кага», причем единственная попавшая в авианосец торпеда не взорвалась.
{63}В 19.15 Ямамото отдал приказ адмиралам Кондо и Абэ (командующий линкорами и крейсерами Ударного соединения) соединиться И ночью догнать и атаковать авианосцы Спрюэнса. Однако в 2.15 он Отозвал корабли, опасаясь, что утром они попадут под удар американской авиации. Это решение следует считать ошибочным. Американцы к этому моменту понесли большие потери в палубных самолетах. У японцев же в резерве оставались авианосцы 4-й дивизии и «Хошо». Учитывая подавляющее превосходство японцев в линейных кораблях и то, что оккупационное соединение не понесло потерь, можно предположить, что в случае продолжения операции Ямамото удалось бы захватить Мидуэй, даже если бы подошел американский авианосец «Saratoga». По-видимому, причины решения об отходе следует искать в сфере не военно-морского искусства, а психологии. Резкий переход от радужных надежд к сокрушительному поражению сломил даже такого сильного человека, как Ямамото. Об этом свидетельствует и изменение всей манеры действий японского флота после Мидуэя. (См. также Приложение.)
{64}Намеченный в состав Главных сил, «Дзуйхо» был заменен на «Хошо» еще до выхода из Японии.
{65}Поврежденный корабль был оставлен экипажем и брошен командованием соединения, когда его повреждения и пожар не грозили гибелью. Брошенный авианосец держался на плаву без признаков пожара более двух суток. Командир и аварийные партии вернулись на корабль только по приказанию высшего командования. (Комм. к изд. 1956 г.)
{66}Не слишком упорная борьба за спасение поврежденных кораблей вообще была свойственна американскому флоту.
{67}Японское командование допустило еще один фатальный просчет, не учтя самой возможности того, что противник способен читать их радиосообщения. Радиосвязь использовалась значительно шире, чем это допустимо в условиях войны. Кроме того, не было придано значения полученным в конце мая сообщениям с подводных лодок об активности американцев на Мидуэе.
{68}Объединенный комитет начальников штабов был создан на первой военной конференции в Вашингтоне с участием Рузвельта и Черчилля в январе 1942 г. в составе четырех американцев и трех англичан и действовал под руководством генерала Маршалла. (Комм, к изд. 1956 г.)
{69}Командир 8-го оперативного соединения американских военно-морских сил. (Прим. к изд. 1956 г.)
{70}Один из участвовавших в налете истребителей потерпел аварию при вынужденной посадке на о. Акутан. Обнаруженный через несколько дней американцами, он оказался первым «Zero», попавшим к ним в руки.
{71}После провала Мидуэйской операции дальнейшие действия против Алеутских островов лишились какого-либо стратегического смысла. Их продолжение привело в конечном счете к бесполезному растрачиванию материальных и людских ресурсов.
{72}В ходе боя произошел сбой в системе управления огнем «Нати», в результате которого все орудия главного калибра в течение получаса оставались заклиненными на максимальном угле возвышения и не могли вести прицельный огонь.
{73}В середине мая японцы начали сосредотачивать в Токийском заливе тяжелые корабли (в т. ч. авианосцы) для оказания помощи гарнизону Алеутских островов. Однако подготовка не была закончена к моменту падения о. Атту, и 28 мая операция была отменена «как безнадежная».
{74}По японским данным, конвой с воздуха прикрыт не был.
{75}Людские потери составили около 2500 человек.
{76}Гунити Микава носил звание вице-адмирала. Под его командованием находились 6-я и 18-я дивизии крейсеров («Тёкай, «Аоба», «Како», «Кинугаса», «Фурутака», легкие крейсера «Тенрю» и «Юбари», 1 эсминец).
{77}Эти эсминцы были оснащены радиолокаторами «SC», позволявшими обнаруживать надводные цели на удалении до 9 миль.
{78}В 23.45 эсминец «Ralph Talbot» обнаружил над о. Саво гидросамолеты, высланные с японских крейсеров для доразведки и освещения района стоянки транспортов. Тревожное радиосообщение с эсминца приняли на большинстве кораблей союзников, однако по необъяснимой беспечности тревога на них объявлена не была, что в итоге стоило жизни сотням американских и австралийских моряков. Существует версия, согласно которой командиры кораблей ждали приказа об объявлении тревоги от адмирала Тэрнера, но на его штабном судне «Me Cawley» сообщение с «Ralph Talbot» принято не было.
{79}Японские крейсера дали торпедный залп в 01.38. Сообщение «Patterson» было передано в 01.43.
{80}Из-за нечетких действий личного состава американские эсминцы не выпустили свои торпеды.
{81}Неясно, было это разделение случайным (вызванным ошибкой командира «Фурутака») или намеренным. Вообще, японские моряки продемонстрировали блестящую согласованность действий в условиях ночного боя.
{82}1-я («Ямато, «Мусаси») и 2-я («Муцу», «Нагато», «Фусо», «Ямасиро») дивизии линкоров 19 августа вышли с о. Трук вместе с остальными силами, но непосредственного участия в бою не принимали.
{83}Японцы планировали путем массированного обстрела с моря и последующей высадки небольшого (1500 чел.) десанта покончить с американскими войсками на Гуадалканале.
{84}В состав соединения входил также авианосец «Wasp». Каждый из авианосцев являлся ядром собственной оперативной группы. Вечером 23 августа адмирал Флетчер допустил серьезную ошибку, отправив группу «Wasp» на юг для дозаправки топливом эсминцев эскорта, хотя особой необходимости в этом не было. В результате «Wasp» участия в сражении не принимал.
{85}Самолеты с «Saratoga» и с Гендерсон-Филд, высланные в этот день для атаки транспортов, не смогли их обнаружить из-за плохой погоды.
{86}В момент атаки 6 бомбардировщиков и 15 истребителей с «Рюдзе» наносили удар по аэродрому Гендерсон. В остальном ход событий поразительно напоминает судьбу, постигшую авианосец «Сехо» в бою в Коралловом море: назначенный в качестве «приманки» для самолетов противника корабль был совершенно не готов к отражению воздушной атаки — ни один из 15 остававшихся на борту истребителей в воздух не поднялся.
{87}Кроме того, авианосцы прикрывались 58 палубными истребителями, хотя эффективность их наведения оставляла желать лучшего.
{88}Авианосец «Wasp» по просьбе Черчилля был придан англичанам для доставки истребителей на Мальту, где он в то же время отрабатывал боевую подготовку, затем был переведен на Тихий океан. (Прим. к изд. 1956 г.)
{89}Так называли широкий пролив между островами Санта-Исабель и Нью-Джорджия северо-западнее Гуадалканала.
{90}В ходе боя американская эскадра произвела поворот на обратный курс. В ходе этого поворота два головных эсминца выкатились из строя вправо и оказались под огнем как японских, так и американских крейсеров.
{91}Эффективность этих обстрелов, однако, была не слишком высока. Так, в ночь на 14 октября линкоры «Конго» и «Харуна» безнаказанно обстреливали Гендерсон-Филд в течение полутора часов, выпустив более 900 14» фугасных снарядов. При этом было уничтожено 48 самолетов из 90, находившихся на аэродроме. «Это невозможно понять. Это можно только запомнить».
{92}1 Еще по пути к цели самолеты с «Hornet» подверглись атаке японских истребителей, входивших в состав ударных групп, следовавших для атаки американского соединения.
{93}»Тикума» входил в состав ударного соединения линейных кораблей контр-адмирала Абэ. Атаковавшие его самолеты возвращались после неудачной попытки обнаружить «Дзуйкаку».
{94}Случаи, когда японские летчики направляли свои подбитые самолеты на корабли противника, не были редкостью в течение всей войны. Их не следует путать с появившимися с середины 1944 г. «камикадзе», для которых задача совершения самоубийственного тарана ставилась еще перед вылетом.
{95}Тем не менее после боя «Enterprise» смог принять как свою авиагруппу, так и уцелевшие самолеты с «Hornet».
{96}Флагманский корабль контр-адмирала Абэ.
{97}И вновь японцы отступили в момент, когда противник практически лишился возможности продолжать бой. Такое решение может быть объяснено только повреждениями флагманского корабля и ранением адмирала Абэ. После этого боя адмирал был отстранен от командования и отдан под суд (формально — за преждевременное прекращение борьбы за живучесть «Хией»).
{98}Торпеды выпустили три головных эсминца. Это было сделано с запозданием — эсминцы уже миновали траверз японских кораблей, и ни одна из их 20 торпед в цель не попала.
{99}Перед этим японские эсминцы произвели поворот на курс, параллельный курсу американской эскадры. Крейсера были обнаружены только по вспышкам дульного пламени.
{100}Причинами такого позорного поражения стали неудачно проведенная американскими эсминцами в начале боя торпедная атака (из 74 торпедных аппаратов было выпущено лишь 20 торпед), запаздывание с подъемом гидросамолетов-осветителей, слишком запоздалое выполнение противоторпедного маневра. Вообще, бои у Гуадалканала продемонстрировали превосходство японских моряков в навыках ведения ночного боя.
{101}Решение о эвакуации Гуадалканала было принято Императорской ставкой в декабре; эвакуация боевых частей проходила со 2 по 8 февраля 1943 г.
{102}Со стороны союзников в этом бою участвовали три легких крейсера и три эсминца.
{103}По другим данным, «Strong» был потоплен торпедами японских эсминцев «Ниицуки» и «Юнаги».
{104}»Токийский экспресс» в эту ночь состоял из десяти эсминцев, разделенных на две транспортные группы и ударную группу. В состав последней входили эсминцы «Ниицуки» (был тяжело поврежден в первые минуты боя), «Таникадзе» и «Судзукадзе».
{105}Трем японским эсминцам удалось высадить на Нью-Джорджии находившихся на их борту солдат.
{106}Сел на мель при отходе и на следующий день был уничтожен американской авиацией.
{107}Повреждение, полученное «Сигуре», по-видимому, было уникальным случаем в истории применения торпедного оружия. Торпеда пробила навылет перо руля, не разорвавшись при этом. Спустя 10 дней эсминец участвовал в бою у Велья-Лавелья.
{108}Гибели «Югумо» предшествовала серия неудачных маневров, произведенных Иджуином в попытках атаковать американские эсминцы. К моменту торпедного попадания «Югумо» уже лишился управления из-за попаданий снарядов.
{109}Торпеда была выпущена гибнущим «Югумо».
{110}Пока эсминцы вели бой, японские баржи успешно достигли Коломбангары и эвакуировали ее гарнизон. Таким образом, цель операции была японцами достигнута.
{111}В этом бою сказалась усталость одних японских командиров и отсутствие боевого опыта у других. Их маневры выполнялись крайне неаккуратно (особенно по сравнению с той блестящей согласованностью действий, которую японские корабли демонстрировали в ночных боях 1942 г.). Следствием этого стали столкновения кораблей и неэффективность огня соединения.
{112}Этот эсминец был протаранен крейсером «Миоко», а затем добит артиллерией американских эсминцев.
{113}В 8.00 соединение Шермана было обнаружено японским патрульным самолетом, однако неопытный наблюдатель принял американские авианосцы за... транспорты. В результате тревога в Рабауле была объявлена только с появлением американских самолетов над гаванью.
{114}В налете участвовало 23 бомбардировщика-торпедоносца «Avenger», 22 пикирующих бомбардировщика «Dontless» и 52 истребителя «Hellkat».
{115}По другим данным — 70.
{116}Потери американцев в ходе налета составили 10 самолетов и 15 человек убитыми. 18 японских торпедоносцев, высланных для удара по кораблям Шермана, не смогли обнаружить их.
{117}В налете участвовало около 180 самолетов, в том числе 23 новых пикирующих бомбардировщика «Helldaiver».
{118}Взрывом торпеды у «Агано» была оторвана корма.
{119}В атаке участвовали 27 пикирующих бомбардировщиков D3A, 14 торпедоносцев B5N, 67 истребителей А6М, а также несколько базовых бомбардировщиков G4M. В ходе яростного воздушного боя над авианосцами Монтгомери было сбито около 30 японских самолетов; потери американцев составили 11 истребителей. Такой исход боя иллюстрирует, с одной стороны, превосходство новых американских истребителей «Hellcat» и «Corsair» и возросший уровень подготовки американских пилотов, а с другой — падение квалификации японских летчиков. Следует отметить, что американские авианосцы находились в весьма опасном положении — на их палубах имелись бомбардировщики, подготовленные ко второму удару по Рабаулу, и в случае даже единичных попаданий их могла бы постигнуть судьба японских авианосцев при Мидуэе.
{120}К лету 1944 г. в строю Императорского флота находилось 15 авианосцев (в т.ч. 3 тяжелых, 5 легких специальной постройки и 7 перестроенных из торговых судов). Кроме того, двумя легкими авианосцами располагала японская армия.
{121}Поддержку высадки осуществляли линкор «Maryland» и 6 крейсеров.
{122}Были потоплены легкие крейсера «Агано» и «Нака» и 3 эсминца.
{123}Это был легкий крейсер «Катори».
{124}По японским данным, на Тиниане находились 40 истребителей Ki-41 «Хаябуса» и 10 J1N «Гекко».
{125}Во время боя эти силы подразделялись следующим образом: Первый мобильный флот (вице-адмирал Озава): 1-я дивизия авианосцев («Тайхо, «Секаку», «Дзуйкаку»), 2-я дивизия авианосцев (контрадмирал Йосима; «Дзунье», «Хийе», «Рюхо»), линкор «Нагато», три тяжелых и один легкий крейсер, 15 эсминцев. Главные силы (вице-адмирал Курита): 3-я дивизия авианосцев (контр-адмирал Обаяси; «Дзуйхо», «Титосе», «Тийода»), линкоры «Ямато», «Мусаси», «Конго» и «Харуна», девять тяжелых крейсеров, восемь эсминцев.
{126}Соединение было организовано следующим образом:

1-я оперативная группа (контр-адмирал Кларк): авианосцы «Belleau Wood», «Bataan», «Hornet», «Yorktown», 4 крейсера, 11 эсминцев.

2-я оперативная группа (контр-адмирал Монтгомери): авианосцы «Cabot», «Wasp», «Moterey», «Bunker Hill», 3 крейсера, 9 эсминцев.

3-я оперативная группа (контр-адмирал Ривс): авианосцы «Princeton», «Enterprise», «Lexington», «San Jacinto», 5 крейсеров, 14 эсминцев.

4-я оперативная группа (контр-адмирал Хэррил): авианосцы «Cowpens», «Langley», «Essex», 4 крейсера, 12 эсминцев.

7-я оперативная группа (вице-адмирал Ли): линкоры «Indiana», «Washington», «North Carolina», «South Dakota», «Alabama», «Iowa», «New Jersey», 4 крейсера, 11 эсминцев.

{127}Базовой авиации с Марианских островов отводилась существенная роль в плане боя, разработанном адмиралом Озава.
{128}Японские палубные самолеты за счет предельно облегченной конструкции имели дальность примерно на 50% большую, нежели американские.
{129}Такое решение привело к тому, что в последовавшем сражении линкоры оказались практически бесполезными и потребовали выделения отдельного истребительного прикрытия, которое обеспечивала 4-я оперативная группа. События показали, что значительно более разумным было бы распределить линкоры по авианосным группам для усиления их ПВО.
{130}Подводная лодка «Cavalla» обнаружила соединение Одзава 17 июня в 21.15 в семистах милях западнее о. Гуам. В течение дня 18 июня разведывательные самолеты с американского и японского соединений неоднократно встречались в воздухе. После полудня один из японских самолетов обнаружил американское соединение, и командующий находившейся в стороне от основных сил Одзава 3-й дивизии авианосцев контр-адмирал Обаяси начал подъем самолетов для удара по нему. Однако Одзава по непонятным соображениям отменил атаку. Американская воздушная разведка в этот день результатов не принесла. Только 19 июня в 01.15 патрульный самолет РВМ, вылетевший с Сайпана, обнаружил японские корабли с помощью радиолокатора.
{131}В американском флоте Спрюэнс, до 1942 г. командовавший исключительно артиллерийскими кораблями, слыл «черным сапогом» — приверженцем традиционных схем использования флота, недооценивавших авиацию. Но в данном случае причина его нерешительности, по-видимому, была иной. Спрюэнс опасался, что японское соединение, местонахождение которого он представлял весьма смутно, ночью обойдет его и нанесет удар по силам десанта у Сайпана.
{132}В 7.30 один из самолетов-разведчиков Одзава обнаружил 4-ю и 7-ю оперативные группы американского соединения. В 8.30 с авианосцев 3-й дивизии, находившихся в составе соединения вице-адмирала Куриты на 100 миль впереди остальных японских авианосцев, для удара по обнаруженным кораблям были подняты 61 истребитель «Zero» (45 из них были вооружены бомбами) и 8 торпедоносцев «Jill».
{133}Из 69 японских самолетов первой волны было сбито 42.
{134}Это были самолеты, взлетевшие в 8.15 с авианосцев 1-й дивизии. Первоначальное определение численности этой группы, сделанное американскими пилотами, оказалось сильно заниженным: в нее входило 53 бомбардировщика «Judi», 27 торпедоносцев «Jill» и 48 истребителей «Zero». Целью их атаки вновь были авианосцы Хэррила и линкоры Ли. Они были перехвачены в 11.39 в 60 милях от соединения. На свои авианосцы не вернулись 97 самолетов этой группы.
{135}В 13.00 группа из 20 японских самолетов была перехвачена в 50 милях от 4-й оперативной группы. В 14.23 другая группа из 40 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков и 6 торпедоносцев случайно обнаружила корабли Монтгомери. Несмотря на то что атакующие самолеты были обнаружены достаточно поздно, американские корабли повреждений не получили.
{136}Эта цифра включает как самолеты, сбитые над Гуамом (30), так и уничтоженные в ходе боя над кораблями 2-й оперативной группы.
{137}По более достоверным данным — 243 самолета. Этот бой в американских источниках часто называют «Большой охотой на фазанов».
{138}Это потери истребителей. Кроме того, по разным причинам было потеряно 12 бомбардировщиков.
{139}После попадания бомбы в палубу и торпеды в винто-рулевую группу «Хийе» потерял ход. Через два часа он затонул в результате взрыва авиационного топлива. Серьезные повреждения получил авианосец «Дзуйкаку». Легкие повреждения получили авианосцы «Дзунье», «Тийода» к «Рюхо», линкор «Харуна» и тяжелый крейсер «Майя».
{140}Взрыв был вызван ошибкой командира дивизиона живучести, включившего вытяжную вентиляцию на загазованной парами бензина ангарной палубе.
{141}С ликвидацией остатков японских сил на Сайпане связан один из самых трагических эпизодов Тихоокеанской войны. Вместе с войсками в северную часть острова отступило большое число гражданских лиц, в том числе женщин и детей. Перед тем как начать последнюю самоубийственную контратаку, фанатично настроенные японские солдаты перебили их.
{142}Всего около 35 000 человек.
{143}Всего около 56 000 человек.
{144}Всего около 46 000 человек
{145}Авианосцы, строившиеся (или перестраивавшиеся из транспортных судов) для сопровождения транспортных конвоев. От ударных авианосцев отличались меньшими размерами и скоростью (19 узлов против 32 у ударных).
{146}Командование этим ударным ядром флота США было организовано весьма любопытно. По окончании крупной операции командующий флотом со штабом отбывал в Перл-Харбор для составления отчета и планирования следующей операции. В командование флотом во время его отсутствия вступал другой адмирал со своим штабом, проводивший очередную операцию. При этом обозначение флота менялось. Так, под командованием Холси флот носил номер 3, под командованием Спрюэнса — номер 5.
{147}Оперативная группа 38.1: авианосцы «Wasp», «Hornet», «Hancock», «Monterey», «Cowpens», крейсера «Chester», «Pensacola», «Salt Lake City», «Boston», «San Diego», «Oklend», 14 эсминцев.
{148}Оперативная группа 38.2: авианосцы «Intrepid», «Cabot», «Independence», линкоры «Iowa», «New Jersey», крейсера «Biloxi», «Vincennes», «Miami», 16 эсминцев.
{149}Оперативная группа 38.4: авианосцы «Enterprise», «Franklin», «San Jacinto», «Bellau Wood», линкоры «Washington», «Alabama», крейсера «Wichita», «New Orleans», 15 эсминцев. Состав оперативных групп приведен по состоянию на 23 октября 1944 г.
{150}Линкоры «Washington», «Alabama» и 5 эсминцев позднее были переданы в другие оперативные группы соединения.
{151}Способ бомбометания по надводным кораблям, при котором атакующий самолет сбрасывает бомбу с горизонтального полета на предельно малой высоте («не выше топа мачты»). При этом поражается, как правило, борт корабля.
{152}Потери американцев составили 21 самолекй
{153}Атакующие японские самолеты взлетали с аэродромов Тайваня, Лусона, а также с о. Кюсю. Среди прочих самолетов участвовали в этих атаках и самолеты 3-й и 4-й дивизий авианосцев. Тяжелые потери (более 50%), понесенные ими, существенно повлияли на ход развернувшегося вскоре сражения за Филиппины.
{154}Это произошло в 13.40 16 октября.
{155}Летчики-самоубийцы отряда «Камикадзе» (название которого впоследствии стало нарицательным) действительно произвели свой первый, оказавшийся безрезультатным, вылет в этот день. Однако «Australia» был поврежден «обычным» бомбардировщиком D3A, пилот которого пошел на таран после того, как был подбит зенитной артиллерией.
{156}Эти силы были организованы следующим образом:

Первая группа ночного боя (вице-адмирал Курита): 1-я дивизия линкоров («Ямато», «Мусаси», «Нагато»), 4-я дивизия крейсеров («Майя», «Такао», «Атаго», «Чокай»), 5-я дивизия крейсеров («Мио-ко», «Хагуро»), 2-я дивизия эсминцев (легкий крейсер «Носиро», 9 эсминцев).

Вторая группа ночного боя: 3-я дивизия линкоров («Конго», «Харуна»), 7-я дивизия крейсеров («Судзуя», «Кумано», «Тоне», «Тикума»), 10-я дивизия эсминцев (легкий крейсер «Яхаги», 6 эсминцев)

Третья группа ночного боя (вице-адмирал Нисимура): 2-я дивизия линкоров («Фусо», «Ямасиро»), тяжелый крейсер «Могами», 4 эсминца. Эти три группы составляли Первое диверсионное соединение. Кроме того, для прикрытия транспортов снабжения соединению были приданы тяжелый крейсер «Аоба», легкий крейсер «Кину» и эсминец.

Второе диверсионное соединение (вице-адмирал Сима): 21-я дивизия крейсеров («Асигара», «Нати»), 1-я флотилия эсминцев (легкий крейсер «Абукума», 7 эсминцев).

Мобильные (Главные) силы (вице-адмирал Озава): 3-я дивизия авианосцев («Дзуйкаку», «Дзуйхо», «Титосе», «Чиёда»), 4-я дивизия авианосцев (линкоры-авианосцы «Исе» и «Хьюга», по некоторым данным — авианосец «Рюхо»), легкие крейсера «Ойода», «Тама», «Изудзу», 4 эсминца, 4 миноносца.

{157}Они включали в себя Первую и Вторую группы ночного боя.
{158}Третья группа ночного боя.
{159}Второе диверсионное соединение вышло из Осима 19 октября.
{160}Командир авианосца кэптен Бьюракер был вынужден развернуть корабль против ветра, чтобы предотвратить распространение огня.
{161}Основное количество попаданий в ходе ударов палубных самолетов по кораблям Куриты — 9 торпед и 16 бомб — досталось линкору «Мусаси». В результате корабль постепенно садился носом, теряя ход. Линкор в сопровождении двух эсминцев пытался вернуться в Бако, но около 20.00 окончательно лишился хода, опрокинулся и затонул.
{162}Реально «Нагато» получил лишь три бомбовых попадания.
{163}В этой атаке с японской стороны участвовало 76 самолетов (40 истребителей, 28 бомбардировщиков, 6 торпедоносцев и 2 разведчика)»-Практически все они были сбиты американскими истребителями.
{164}По другим данным, причиной взрыва стали авиационные бомбы, которые из-за переполненности специальных погребов были сложены в помещении под кормовой частью ангара.
{165}Такое большое число пострадавших объясняется тем, что в момент взрыва на верхней палубе и надстройках «Birmingham» находилось чрезвычайно большое количество людей, занятых работой со швартовами и пожарными шлангами.
{166}Американские эсминцы выстреливали торпеды на дистанциях 25-55 кабельтовых, используя данные радиолокации. В целях обеспечения скрытности артиллерийского огня они почти не вели.
{167}В последние минуты перед гибелью «Фусо» начал разворот для отхода обратно по проливу. Следует отметить, что, согласно ряду источников, «Фусо» затонул в 3.07, переломившись пополам от попаданий торпед с американских эсминцев; в 4.18 эсминцами и линейными кораблями был потоплен «Ямасиро».
{168}»Южная» группа (контр-адмирал Т. Спрэг, одновременно командовал всеми эскортными авианосцами 7-го флота): «Sengamon», «Santee», «Suwanee», «Petroff Bay», 3 эсминца, З эскортных миноносца.

«Центральная» группа (контр-адмирал Стамп): «Natoma Bay», «Manila Bay», «Markus Island», «Kedashan Bay», «Savo Island», «Ommany Bay», 3 эсминца, 4 эскортных миноносца.

«Северная» группа (контр-адмирал Спрэг): «Fensho Bay», «Saint Lo», «White Planes», -»Kalinin Bay», «Kitkin Bay», «Gambier Bay», 3 эсминца, 4 эскортных миноносца.

{169}В 15.00 24 октября Холси отдал приказ о выделении линейных кораблей и крейсеров из состава оперативных групп 38.2 и 38.4 в 34-е оперативное соединение, задачей которого было вступить в артиллерийский бой с кораблями Куриты, если они выйдут из пролива Сан-Бернандино. Однако к вечеру этого же дня Холси счел, что японские линейные силы достаточно ослаблены воздушными ударами и в сложившейся ситуации наиболее важным становится уничтожение авианосцев Одзавы, подходивших с севера. Поэтому в 20.20 адмиралы Боган и Дэвидсон получили приказ следовать на север для соединения с группой Шермана. У восточного входа в пролив Сан-Бернандино не осталось ни одного американского корабля, причем, по непонятным причинам, Кинкейд об этом информирован не был. Командующий 3-м флотом не изменил решения, даже когда в 23.15 получил сообщение самолета-разведчика, что линкоры противника продолжают движение на восток. Японская ловушка сработала. Это было тяжелой ошибкой Холси, которая поставила 7-й флот и силы десанта в крайне опасное положение.
{170}Курита пытался прижать эскортные авианосцы к побережью о. Самар и заставить их двигаться на юг, не позволяя при этом развернуться против северо-восточного ветра для полетных операций. Крейсера, развернутые на левом фланге следующих в кильватерном строю японских линкоров, и эскадренные миноносцы на их правом фланге за счет преимущества в скорости должны были постепенно взять авианосцы в «клещи».
{171}Это были бомбардировщики-торпедоносцы «Avenger» лейтенанта-коммандера Фаулера с авианосца «Kitkin Bay». Атакованный ими крейсер, по-видимому, «Судзуйя».
{172}В 10.45 с авианосцев Маккейна были подняты 46 истребителей, 33 бомбардировщика и 19 торпедоносцев (также с бомбами), в 12.45 — 20 истребителей, 20 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев. Поспешность в организации атаки, а также то обстоятельство, что боевая нагрузка самолетов из-за удаленности цели была снижена, отчасти объясняет малую результативность этого удара. На обратном пути часть самолетов первой волны из-за израсходования топлива совершила вынужденную посадку на воду.
{173}Пусть Куриту судят те, кто попадал в подобное же положение. Двое суток вести бой без связи, без воздушного прикрытия, в условиях абсолютного превосходства противника во всех типах боевых кораблей, начиная с торпедных катеров и подводных лодок и кончая линкорами и авианосцами. Разумеется, Курита совершил непростительную ошибку. Да, он был сломлен, как и абсолютное большинство японских военачальников на этой стадии войны. Но вряд ли это повод называть его «жалким и неспособным». Сугубо формально он действовал не хуже, чем Доорман в Яванском море или Филипс у берегов Малайи.
{174}Холси избрал такое построение, так как был обеспокоен наличием в соединении Одзавы линкоров-авианосцев «Исе» и «Хьюга». Кроме того, линкоры планировалось использовать для добивания японских кораблей, поврежденных авиацией.
{175}По другим данным, это был авианосец «Титосе». Корабль был тяжело поврежден в результате бомбовых попаданий, оставлен командой и добит торпедами крейсера «Исудзу».
{176}По другим данным, это был авианосец «Тийода».
{177}Эскортные авианосцы снаряжались для поддержки войск на берегу и, в частности, имели крайне ограниченный запас торпед и бронебойных бомб; кроме того, их летный и технический персонал был измотан неделей тяжелой боевой работы. Линкоры 7-го флота, чтобы утром встретить корабли Куриты у о. Самар, должны были бы направиться навстречу им сразу после окончания ночного боя в проливе Суригао, а у Кинкейда в тот момент не было основания отдать им подобный приказ.
{178}Официальное японское наименование отрядов летчиков-смертников.
{179}Как правило, отличительным знаком смертника была белая головная повязка «хасимаки».
{180}Это были остатки соединения Куриты — 4 линкора, легкий крейсер и 5 эсминцев, возвращавшихся из Брунея в Японию.
{181}Собственно «Конго», который получил 3 торпедных попадания. Еще одна торпеда потопила эсминец «Уракадзе». Следует упомянуть еще об одном успехе американских подводников. В ночь на 29 ноября подводная лодка «Archerfish» четырьмя торпедами потопила во Внутреннем Японском море авианосец «Синано», переходивший из Йокосуки в Куре для окончания достроечных работ.
{182}Помимо прочего, «бомбометание по площадям» приводило к большим и совершенно неоправданным жертвам среди мирного населения.
{183}Потери японцев составили 21 304 человека убитыми и пропавшими без вести и 212 человек пленными.
{184}В ходе этой атаки повреждения получили линкор «Харуна», линкоры-авианосцы «Исе» и «Хьюга», авианосцы «Амаги, «Кацураги», «Рюхо» и недостроенный «Ибуки»; причем только «Рюхо» и «Ибуки» утратили боеспособность. Реальной причиной бездействия остатков японского флота был катастрофический недостаток топлива.
{185}Впоследствии, впрочем, восстанавливать авианосец сочли нецелесообразным, и он был сдан на слом.
{186}Это были самолеты-снаряды MXY7 «Ока».
{187}По некоторым данным, «Ямато» предназначалась роль приманки: он должен был отвлечь на себя американские самолеты, чтобы создать условия для успеха операции «Кикусуй» — массированной атаки «камикадзе» на американские корабли.
{188}В этот день самолеты 58-го оперативного соединения на поддержку наземных войск на Окинаве не вылетали; ударные самолеты были разоружены и укрыты на ангарных палубах, а истребители обесценивали прикрытие авианосцев.
{189}Тем не менее необходимо помнить: маленький авианосец быстрее устаревает — время использования большого авианосца больше.
{190}К примеру, боевые самолеты идентичного назначения армия и флот заказывали у различных фирм; в 1942 году армия заказала для своих нужд несколько легких авианосцев.
{191}Позже госсекретарь клялся и божился, что под «Китаем» в этом документе понимался, в сущности, Индокитай и что Маньчжурия ни в коем случае не имелась в виду. На наш взгляд, человек, занимающий высокое положение, способен откровенно признать свой непрофессионализм, только если это необходимо, чтобы скрыть нечто более предосудительное.
{192}О том, что американская разведка расшифровала японский военно-морской код, адмирал, естественно, не знал. Однако произведенная в середине ноября смена ключей кода «ослепила» на несколько недель американскую службу дешифровки. Японцы организовали радиоигру, направленную на то, чтобы внушить радиооператорам: флот по-прежнему находится во Внутреннем море. Но такую игру достаточно трудно согласовать — слишком много станций и кораблей.
{193}Буквальный перевод английского слова Midway.
{194}На переходе в Индийский океан.
{195}В настоящем Приложении мы лишь кратко касаемся этой обширной темы. Редакция предполагает вернуться к ней при издании труда С. Моррисона «Восходящее Солнце в войне на Тихом океане».
{196}Модифицированный тип «Essex».
{197}Перестроены из легких крейсеров типа «Cleveland».
{198}Перестроены из незавершенных линейных крейсеров.
{199}Перестроен из угольного транспорта «Jupiter».
{200}Перестроен из незавершенного линкора типа «Ямато».
{201}Перестроены из лайнеров.
{202}Перестроены из плавбаз подводных лодок.
{203}Перестроен из незавершенного линейного крейсера.
{204}Перестроен из незавершенного линкора.
{205}Перестроены из гидроавиатранспортов.
{206}Учебные корабли.
{207}Также строились компанией General Motors под обозначением FM.
{208}Также строились компанией Goodyear под обозначением FG.
{209}Также строились компанией General Motors под обозначением ТВМ.
{210}Одна из модификаций под обозначением PB4Y Privateer состояла на вооружении флота США в качестве патрульного самолета.
{211}С рабочей мощностью 950 л. с.
Список иллюстраций