XII. Операция у реки Шепилихи{54}
Для овладения деревней Анисимовской на флотилию была возложена артиллерийская подготовка этих позиций и недопущение обстрела наших частей судовой артиллерией противника.
Со стороны командования флотилией не встречалось возражений против этой задачи, но было указано на необходимость наблюдения за флотом противника и обстрела главным образом неприятельских судов.
14 октября в 8 часов утра плавучие батареи «№1» и «№4» были поставлены на позиции 6 верст ниже деревни Почтовой. Укрепления противника на реке Шипилихе были отлично видны с батарей, и флотилия открыла огонь до оборудования наблюдательного пункта.
Флотилия противника находилась от наших судов всего лишь на расстоянии шести верст и была скрыта от нашего наблюдения мысом. Оборудование наблюдательного пункта задерживалось недостатком телефонистов и плохим знакомством с местностью. [539]
К сожалению, как и в большинстве прежних операций, между командующим флотилии и командиром бригады за время операции происходили многочисленные пререкания и конфликты из-за целей обстрелов флотилии, что, конечно, вредно отзывалось на самой операции; конфликты доходили до угроз судом, хотя флотилия и не была ему подчинена в оперативном отношении, а должна была действовать с бригадой совместно. Командование флотилией считалось с приказаниями командира бригады постольку, поскольку это не противоречило общему ходу боя, и неоднократно бывало вынуждено не исполнять распоряжений, а действовать самостоятельно. После артиллерийской подготовки, продолжавшейся больше шести часов, все укрепления противника были разрушены и его флотилия, состоявшая из 2-х вооруженных пароходов и двух плавучих батарей, вынуждена была отойти к деревне Звоз. Наша пехота перешла в атаку, но, встреченная ружейным огнем, отошла в исходное положение. Возобновить атаку не представлялось возможным ввиду отсутствия снарядов у сухопутной артиллерии и наступления темноты.
15 октября по приказанию командующего армией часть войск была снята с позиций и в силу малочисленности оставшихся частей и их неустойчивости операция была прекращена. По агентурным сведениям, противник уже оставил позиции после нашего артиллерийского огня и готовился отходить на деревню Емецкое. Требовалось небольшое усилие с нашей стороны, чтобы занять деревню Анисимовскую, последний укрепленный пункт противника на Северной Двине, так как, по имевшимся сведениям, белые в дальнейшем намерены были задержаться лишь у устья реки Пинеги. Не встретив с нашей стороны сопротивления, 16 октября белые возвратились к реке Шипилиха и снова приступили к оборудованию позиции. Наши батареи возвратились в деревню В. Сельцо. Сухопутные части отошли к деревне Моржегорская на левом берегу и деревне Якимовская на правом. [540]
Этот бой был последним речным боем за кампанию 1919 г.{55}
17 октября повалил густой снег и к полудню лег толстым, до 2-х вершков, покровом, а дня через два на реке пошла «шуга» (мелкий лед), но работы по уничтожению минных заграждений продолжались.
17 октября отдан был приказ по флотилии об отходе судов на зимовку в Котлас, и 23 октября штаб флотилии с судами прибыл в Котлас, где флотилия начала размещаться в затоне Лиманда для зимнего ремонта.
Одну треть команды было разрешено уволить в краткосрочный отпуск, а 2/3 остальной команды были отправлены на зимовку в Сольвычегодск.
В конце октября были получены сведения{56}, что архангельское командование направило 1-ю особую Вычегодскую роту в 350 штыков при восьми пулеметах под командой капитана Орлова в бассейн реки Вычегды. Отряд этот, пройдя тайгой через Удору, появился около города Яренска, находящегося от Котласа в 155 верстах. Моряки Северо-Двинской флотилии и здесь не остались безучастными зрителями и вместо тихого и уютного в береговой обстановке отдыха кликнули клич: «Долой капитана Орлова».
Командование приступило к формированию отряда 3-ротного состава с пулеметной командой и одной 37-мм пушкой Маклена.
К 7 ноября была сформирована 1-я рота моряков в 120 штыков и в этот же день с обозами выступила на вновь образовавшийся фронт. К 10 ноября была сформирована 2-я рота из моряков, находившихся на судах в затоне.
12-го ноября, не ожидая 3-й роты, отряд в составе: 1-я рота 120 штыков, 2-я рота 107 штыков, пулеметная команда 50 чел. при 9 пулеметах Максима, и команда связи 18 человек, всего 314 человек, выступил в поход, в тот же день достиг деревни Княженца, а [542] в следующие дни, соединившись с армейскими частями, следовал далее на фронт к Яренску.
К 29 ноября противник был выбит из временно оставленного нами Яренска, но боевые действия не прекращались вплоть до середины февраля, когда весь Вычегодский район был чист и находился в безопасном положении от налетов противника.
В декабре месяце 1919 г. ввиду начавшегося разложения в войсках противника на Северо-Двинском железнодорожном направлении в центре был решен вопрос об окончательной ликвидации Северного фронта, для чего был намечен план общего наступления. В этом вопросе не осталась безучастной и Северо-Двинская флотилия в период зимы, несмотря на то что ее батальон еще не успел ликвидировать на Вычегде отряды Орлова.
На долю флотилии опять выпала серьезная боевая задача. Командованием VI армии было предложено командованию флотилией, если возможно, в кратчайший срок оборудовать в Котласском военном порту бронированный поезд, вооруженный крупной морской артиллерией, для действия на железнодорожном направлении. Инженером Посаженниковым был спроектирован поезд из двух четырехосных, полукрытых железными бортами вагонов американского типа, рассчитанных на 130-мм артиллерию, по одному орудию на вагон. Установив под платформами вагонов соответствующие продольные и поперечные брусья из дерева, через две недели начали установку орудий, которую и закончили в течение четырех дней. Вся работа по оборудованию вагонов происходила на открытом воздухе при 25-ти градусном морозе.
26 января орудия были опробованы стрельбой при различных углах поворота и возвышения, а также на закруглениях железнодорожного пути, причем испытания дали прекрасные результаты. Весь состав бронепоезда состоял из семи вагонов, из которых два с орудиями, два с боеприпасами, два для жилья команды и один [543] мастерская и кухня. Поезду было дано наименование «Красный моряк», а команда его состояла из двух смен, общим числом 42 чел.
30 января поезд в полной готовности ждал распоряжений штаба VI армии.
1 февраля была получена телеграмма об отправке бронепоезда на фронт через Вятку и Вологду. 2 февраля «Красный моряк» вышел и 5 февраля прибыл на фронт. В тот же день он начал боевую работу, вступив в артиллерийское состязание с бронепоездом противника «Адмирал Колчак», вооруженным 6-дюймовой морской артиллерией. До тех пор на фронте с нашей стороны не было сильного бронепоезда, который мог бы конкурировать с огнем бронепоезда противника, но с этого момента ему появился опасный конкурент, который дал сразу же себя почувствовать. С первого же дня «Красный моряк» завоевал симпатии Красной армии и своей боевой работой уже к 10 февраля окончательно оттеснил все бронепоезда противника.
Фронт подался, и вслед за этим в рядах противника началось сильное разложение. 19 февраля в Архангельске произошел переворот.
Красные части, в том числе и «Красный моряк», победоносно вошли в Архангельск. 19 февраля командование флотилией получило приказ из штаба VI армии ликвидировать Яренскую группу войск и о направлении команд на зимние квартиры. Командование флотилией вслед за этим по железной дороге отбыло в Архангельск для организации морских сил Севера. Хотя Северо-Двинской флотилии и не суждено было победоносно войти в полном составе в Архангельск, все же представители ее на бронепоезде «Красный моряк» туда вошли как участники последней ликвидации фронта и освободители трудящихся масс Севера, пробывших в полуторагодовой эксплуатации иностранцев и белогвардейцев. [544]