IV. Состояние сил противника к началу навигации 1919 г. {32}
При рассмотрении вопроса об организации сил противника нужно особенно отметить то обстоятельство, что первые сведения о противнике, соответствующие действительности, были получены из Морского генерального штаба. До начала навигации штаб VI армии располагал устаревшими сведениями о судовом составе и вооружении канлодок противника. Это обстоятельство сыграло крайне отрицательную роль во всей зимней организации нашей флотилии. Ни штаб VI армии, ни командование флотилией не предусмотрели того простого обстоятельства, что противник, владея морем, совершенно свободно мог перебросить для операций на Двине специально оборудованные военные речные суда. Предполагалось, что у противника будет действовать, по примеру навигации 1918 г., флотилия из вооруженных пароходов, оборудованных на аналогичных с нашей флотилией основаниях. Первые же [486] бои показали всю ошибочность этого мнения и обнаружили наличие у противника речных военных судов, присланных из Англии. На основании данных разведки, агентурных сведений, расспросов пленных и личных наблюдений было установлено, что у противника к началу кампании находилось на Северной Двине 4 канонерские лодки и два монитора все суда специально военной постройки, пришедшие в Архангельск осенью 1918 г. В течение зимы происходило их вооружение и оборудование на судостроительном архангельском заводе. Судя по боевой деятельности этих судов, они безусловно были вполне оборудованы для операций на Северной Двине.
Английская речная Северо-Двинская флотилия в 1919 г.
Наименование и год спуска | Водоизмещение (при полной нагр.), тонн | Скорость хода (наиб.), узл. | Артиллерия | Запас топлива, тонн | Мощность механизмов, I.H.P. | Длина (наиб.), ф. | Ширина (наиб.), ф. | Углубление (наиб.), ф. | Экипаж |
Мониторы | |||||||||
«М23», «М25» (1915) {~1} | 540 | 12 | 1–7,5''; (нос.), 2–3'' противоаэр., мелк. кал. | 25–28 | 640 | 170 | 31 | 6 | 67–82 |
«М27»(1915) | 540 | 12 | 2 пулем. 1–4,7'', 3–4'' противоаэр., 2 мелк. кал. 2 пулем. | (нефть) | (Болиндер) То же | » | » | » | » |
«М31», «М33»(1915) | 535 | 10 | 2–6'', 1–3'' противоаэр. | 45 (нефть) | 400 (тройн. расш.) | 170 | 31 | 6 3/4 | 75 |
Броненосные канонерские лодки | |||||||||
«Humber»(1913){~2} | 1260 | 12 | 3–6'' (2 из них в носов, башне), 2–4,7'' гауб., 1 мелк. противоаэр. | 187 (уголь) 90 (нефть) | 1450 (тройн. расш.) | 266 | 49 | 5 3/4 | |
Речные канонерские лодки | |||||||||
«Cockchafer», «Cicala», «Cricket», «Glowworm» (1915–1916) | 645 | 14 | 2–6'', 1–3'' противоаэр., 1 мелк. кал. | 35 (уголь) 65 (нефть) | 2000 (тройн. расш.) | 2371/2 | 36 | 4 | 53 |
Тральщики | |||||||||
«Step Dance», «Sword Dance», «Fandango» (1917–1919) | 265 | 10 | 1 противоаэр., мелк. кал. | 40 (нефть) | 450 | 130 | 27 | 3 1/2 | 26 |
Обладая несколько большей осадкой, нежели этого допускала глубина реки в районе действия противника у Троицы, особенно в летние мелководные месяцы, флотилия противника была стеснена в маневрировании, что, однако, широко искупалось прекрасным оборудованием этих судов и наличием всех средств для успешной стрельбы по берегу и невидимой цели.
Первоначально в состав английской флотилии входили 4 речные канонерские лодки: «Cockchafer», «Cicala», «Cricket» и «Glowworm» и два монитора: М23 и М25.
Все перечисленные суда перешли в Архангельск еще осенью 1918 г., перезимовали и в начале мая 1919 г. появились на фронтах, участвуя в боевых операциях под начальством коммандера Грина. В начале июня к английской флотилии присоединились пришедшие из Англии бронированная канлодка «Humber» и мониторы М27, М31 и М33.
Кроме перечисленных судов в состав флотилии входили моторные катера, тральщики «Fandango», «Sword Dance», «Step Dance», судно «Borodino» (на котором держал свои брейд-вымпел командующий флотилией), 6 быстроходных моторных катеров, вспомогательное судно «Hayderabad», госпитальное судно, баржи и др. плавучие средства.
С 3 июля 1919 г. в командование флотилией вступил кэптэн Альтхэм.
Кроме того, в распоряжении английского морского командования находились еще следующие суда:
[489]
Речная флотилия на Северной Двине:
1) 2 канлодки с английской командой (бывшие пароходы «Разлив» и «Адвокат»),
2) санитарный пароход «Курьер»,
3) пароход «Вятка» (буксир),
4) пароходы «Вьюн» и «Наследник» и еще 4 парохода,
5) пароход № 25 (одно мелкокалиберное орудие),
6) баржа с одним 6-дюймовым орудием,
7) санитарный пароход «Вологжанин»,
8) плот с одним 6-дюймовым орудием,
9) пароход «Петр Великий» два 37-мм орудия, 12 автоматических ружей, команды 50 человек,
10) пароход «Олечка» (бывший тральщик, невооруженный),
11) пароход «Опыт» 6 легких орудий,
12) пароход «Ретвизан» (штабный, с радиостанцией),
13) три плота (на каждом по одному 6-дюймовому орудию).
Речная флотилия на р. Печоре:
1) Пасажирские пароходы «Александр» и «Михаил»,
2) буксиры «Москва» и «Урал» (30 сил), «Заря» (45 сил) и один буксир (15 сил),
3) буксиры «Михаил» (60 сил) и один слабый буксир,
4) пароход «Мезень» (30 сил),
5) пароход «Ванька», винтовой катер и еще два катера по 15 сил,
6) пароход «Красноборск» 15 сил,
7) 10 барж.
Транспортная флотилия. Все торговые речные суда были мобилизованы для нужд военного транспорта. Управление транспортом, как речным, так и морским, [490] было сосредоточено в одних руках. В отличие от нашей системы организации водного транспорта сухопутные части противника не имели в своем распоряжении никаких судов, кроме катеров связи. Подвоз продовольствия, переброска войск возлагались на управление водного транспорта, находившееся в Архангельске. Противник крайне нуждался в транспортных судах и был в этом отношении настолько стеснен, что пассажирского движения во все время кампании на Северной Двине не существовало. Флотилия противника обладала крайне незначительным количеством транспортов, имея все свои склады исключительно на баржах и заменяя для посылок буксиры катерами.
База гидроаэропланов находилась на так называемом «гидроаэропланном» острове. О порядке подчинения и внутреннем устройстве флотилии, о взаимоотношениях ее с армией точных и определенных сведений не имелось. Из показаний пленных было установлено, что флотилия не была подчинена начальнику группы войск, оперировавших по берегам Северной Двины, но действовала с ними совместно. [491]
V. ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ПРОТИВНИКА{33}.
Белогвардейцы при содействии англичан оборудовали в Двинском Берез-нике прекрасный аэродром и ангары, рассчитанные на 40 аппаратов. Деятельность неприятельской авиации за кампанию 1919 г. выясняется из рассмотрения следующего.
Число летных дней 100
Число полетов 347
Число сброшенных бомб 1325
Нанесенные потери: убито 21, ранено 60
Уничтожено | Повреждено | |
Аэропланов | 2 | 10 |
Судов | | 11 |
Плав/ батарей | 1 | |
Катеров | 1 | |