III. Воздушные силы{31}
К началу кампании 1919 г. наши воздушные силы базировались на дер. Пучуга, а затем на дер. Нижняя Той-ма. Специально оборудованных аэродромов и ангаров не имелось: аппараты хранились в палатках на берегу, а гидроаэропланы на баржах, снабженных помостом для спуска на воду. Мастерской и базой служил пароход «Пугачев».
Аппараты наши принадлежали к типам М20, «Спад» VII, «Ньюпор» X, XVII, XXIV и XXV, причем в состав каждого отряда входило 10–12 аппаратов, но число исправных колебалось от 4–5. Из-за неисправности поплавков гидроаэропланов их нельзя было держать при канонерских лодках, что обычно практиковал противник. Неудовлетворительно обстоял вопрос с топливом («смесь») и с вооружением (не [484] имелось заднего обстрела, зажигательных пуль и специальных видов бомб дымовых, горючих, оскольчатых и т.п.).
Полеты наших аэропланов начались 2 мая и продолжались до 14 сентября, т.е. в течение 137 дней, но за это время летных дней было всего 14.
Общее число летавших аппаратов 40; было сделано 25 полетов, из них с целью разведки 13, для бомбометания 4 и для отражения налетов противника 8.
В течение мая (4, 7, 16, 18, 22 и 26 мая) наши самолеты производили исключительно разведку, с 31 мая по 17 июня преимущественно защитные полеты истребителей.
После разгрома нашего аэродрома авиацией противника (17 июня 1919 г.) и вплоть до конца кампании было совершено лишь 8 полетов.
Деятельность нашей авиации
Число летных дней | Число полетов | Число налетов | Число сброшен, бомб |
19 | 40 | 24 | 40 |