Содержание
«Военная Литература»
Военная история

III. Воздушные силы{31}

К началу кампании 1919 г. наши воздушные силы базировались на дер. Пучуга, а затем на дер. Нижняя Той-ма. Специально оборудованных аэродромов и ангаров не имелось: аппараты хранились в палатках на берегу, а гидроаэропланы — на баржах, снабженных помостом для спуска на воду. Мастерской и базой служил пароход «Пугачев».

Аппараты наши принадлежали к типам М20, «Спад» VII, «Ньюпор» X, XVII, XXIV и XXV, причем в состав каждого отряда входило 10–12 аппаратов, но число исправных колебалось от 4–5. Из-за неисправности поплавков гидроаэропланов их нельзя было держать при канонерских лодках, что обычно практиковал противник. Неудовлетворительно обстоял вопрос с топливом («смесь») и с вооружением (не [484] имелось заднего обстрела, зажигательных пуль и специальных видов бомб — дымовых, горючих, оскольчатых и т.п.).

Полеты наших аэропланов начались 2 мая и продолжались до 14 сентября, т.е. в течение 137 дней, но за это время летных дней было всего 14.

Общее число летавших аппаратов — 40; было сделано 25 полетов, из них с целью разведки — 13, для бомбометания — 4 и для отражения налетов противника — 8.

В течение мая (4, 7, 16, 18, 22 и 26 мая) наши самолеты производили исключительно разведку, с 31 мая по 17 июня — преимущественно защитные полеты истребителей.

После разгрома нашего аэродрома авиацией противника (17 июня 1919 г.) и вплоть до конца кампании было совершено лишь 8 полетов.

Деятельность нашей авиации

Число летных дней Число полетов Число налетов Число сброшен, бомб
19 40 24 40

Примечание. Противнику потерь нанесено не было. [485]
Дальше