Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть II.

Боевые действия на Северной Двине в 1919 г.

С установкой 14 ноября 1918 г. флотилии на зимовку, комфлот Пронский выехал в Москву для доклада, и главным образом, для поднятия вопроса о срочном увеличении флотилии, снабжении ее, комплектовании и проч., чтобы к началу 1919 г. флотилия представляла бы собою не сборище разнокалиберных судов, с возможностью оказывать только пассивную оборону, а боевую часть, способную к активным операциям и по возможности по силам равноценную неприятельской флотилии.

Доклад имел успех, и зима 1918/ 19 года была полностью использована для приведения флотилии в боеспособное состояние. [472]

I. Базирование флотилии

К кампании 1919 г. были оборудованы следующие береговые базы: 1) тТыло-вая база, связанная железной дорогой с Москвой и Петроградом, город Котлас, у устья р. Вычегды, 2) фронтовая база, состоявшая из специально оборудованных и приспособленных барж и судов с запасами всего необходимого на 10 дней, 3) промежуточные береговые базы, имевшие исключительно запасы топлива: Ягрыш, В. Тойма, Севтра, Усть-Ерга и Н. Тойма. Маневренных баз оборудовано не было, и в силу непрерывных боевых действий не представилось возможным оборудовать их в течение кампании 1919 г. Это обстоятельство сильно отразилось на степени подготовки личного состава и в значительной степени — на боеспособности флотилии.

Организация операционных баз и их снабжение. Операционные базы флотилии организовывались самим ходом вещей параллельно с развитием флотилии. Отсутствие определенной системы и планомерности в организации этих баз нужно отнести [473] исключительно к малому опыту лиц, ведавших делом зимней подготовки флотилии.

В общих чертах система организации баз была такова: Котлас — тыловая центральная береговая база, склады артиллерийского и винного имущества, продовольствия и обмундирования и центральное управление базами. Снабжалась база от трех учреждений: Морского ведомства, Обвода и VI армии. Все виды специального снабжения и топливо получались от Морского ведомства; материалы, необходимые для текущего ремонта — от Обвода{27}; продовольствие и обмундирование и отчасти санитарное снабжение — от VI армии.

Такой порядок вещей вызывал целый ряд крупных неудобств и заставил путем организации в Котласе военного порта перейти к более рациональной системе снабжения непосредственно от Морского ведомства. Промежуточные береговые базы, находившиеся у устьев рек, т.е. Ягрыш, В. Тойма, Севтра, Усть-Ерга и Н. Тойма, имели задачей снабжение всех судов дровами. Подчинены они были непосредственно Обводу и расчет за взятые дрова производился также с Обводом.

Фронтовая плавучая база предназначалась для снабжения флотилии всем необходимым во время операций. Предусматривалось также и снабжение дровами, для чего последние были погружены на баржи. База не представляла одного целого, а была разбита на целый ряд самостоятельных единиц: 1) «Стенька Разин» — склад продовольствия, обмундирования, механическое снабжение; подчинена была непосредственно интенданту флотилии, питалась от порта по требованиям штаба флотилии; 2) артиллерийская база, состоявшая из трех барж с одной третью всего наличного запаса снарядов, находилась в распоряжении флагманского артиллериста и по его требованиям пополнялась портовыми запасами; 3) минная база, состоявшая из двух барж с запасами подрывных патронов и около ста мин [474] заграждения, находилась в непосредственном распоряжении флагманского минера и питалась из запасов порта; 4) дровяная база, состоявшая из десяти барж с запасами топлива на две недели, находилась в распоряжении начальника 3-го дивизиона сторожевых судов и транспортов и питалась от береговых промежутков баз.

Полная несостоятельность принятой организации операционных баз заставила командование флотилией в течение кампании совершенно изменить всю систему подчинения и питания этих баз. Самостоятельность и независимость береговых и плавучих баз от центральной тыловой базы в Котласе была уничтожена. Плавучие базы были подчинены во всех отношениях организованному в Котласе военному порту, так же как и береговые базы — склады топлива. По мере израсходования запасов на плавучих базах, порт был обязан их пополнять, согласно указаниям флагманских специалистов. На флагманских специалистов было возложено наблюдение и ответственность за готовностью плавучих баз выполнить любое оперативное задание, конечно, в пределах возможного. Такая централизация управления базами значительно облегчила и упорядочила способ снабжения флотилии. Однако опыт кампании 1919 года выдвинул необходимость объединения всех плавучах баз в одно целое, на правах отдельного плавучего порта. [475]

Дальше