III. Создание Северодвинской флотилии
Уже 12 августа 1918 года первые вооруженные орудиями суда Северодвинской флотилии вышли на фронт. Затем вооружение судов продолжалось непрерывно, по мере прибытия пушек; старое вооружение снималось, корабли перевооружались новыми, более крупными орудиями и т.д. Поэтому представляется чрезвычайно затруднительным дать таблицы судового состава флотилии. Правильнее составить несколько таких таблиц, соответственно главным периодам вооружения судов.
Здесь мы считаем возможным (для 1918 г. конечно) ограничиться двумя таблицами, из которых первая охватывает время с 14 августа по 14 сентября, а вторая более поздний период (в ней приведены документальные данные, относящиеся к концу октября). Соответствующие примечания дают возможность ориентироваться и по отношению к другим моментам. [455]
Северо-Двинская флотилия по состоянию на 14.08–14.09.1918 года{13}
Наименование | Водоизмещение, тонн | Длина, фут. | Ширина, фут. | Осадка, четв. | Механизмы | Движитель | Скорость | Артиллерия |
«Богатырь» | 410 | 194 | 26 | 8 | Компаунд 540 IHP | Колес. | 14 в. | 2–37-мм Маклена 2 пулем. |
«Феникс» | 120 | 142 | 21 | 5 | Компаунд 300 IHP | » | 14 в. | 2–37 мм 2 пулем. |
«Могучий» | | | | | | » | | 2–37-мм Маклена 2 пулем. |
Таким образом, с 14 до 19 августа общая артиллерия флотилии (3 судна) включала шесть 37-мм пушек Маклена и шесть пулеметов; с 19 августа до 14 сентября две 3» полевые, две 37-мм пушки Маклена и шесть [456] пулеметов; с 15 сентября (до 22-го) во флотилии было всего два боевых судна с двумя 3» полевыми и двумя 37-мм пушками Маклена. 22 сентября были вооружены морскими пушками первые суда, прибывшие в Котлас. В составе флотилии к концу сентября было и 2–3 вооруженных катера.
Прибытие морских орудий резко изменило характер флотилии. 25 сентября на фронт прибыли канлодки «Мурман» и «Какстон» и две плавбатареи, с буксирами «Чернопенье» и «Нагорный».
Канлодка «Мурман» была переименована в «Павлин Виноградов», в память убитого 8 сентября командующего фронтом. Затем флотилия еще более усилилась, и к 30 октября ее состав представляется в следующем виде:
Северо-Двинская флотилия по состоянию на 30.10.1918 года
Наименование | Водоизмещение, тонн | Вооружение | Длина, фут. | Ширина, фут. | Осадка, четв. | Механизмы | Движитель | Скорость |
А. Вооруженные пароходы{15}. | ||||||||
«Павлин Виноградов» (б. «Мурман») | 410 | III 75-мм/50, I 40-мм противоаэр., 2 пул. | 194 | 26 | 7–8 | 40 л.с. {~2} | Колес. | 14 в. |
«Богатырь» | 410 | I 3» полев. ор. | | | | | | |
«Какстон»{~1} | 90 | II 75-мм/50, 2 пул. | 130 | 19 | 5 | 360 л. с. {~2} | Тоже | 14 в. |
«Феникс» | 120 | I 3» полев. ор. | 142 | 21 | 5 | 360 л. с. {~2} | Тоже | 14 в. |
«Вага» | | I 37-мм Маклена | | | | | | |
Б. Плавучие батареи (железные баржи) | ||||||||
№1 | Грузоподъемн . 5000 пуд. | II 4»/60, 2 пул. | | | | Двигателя нет | ||
№2 | | То же | | | | Двигателя нет |
Уже в конце октября в Котласе производилось вооружение третьей плавбатареи (№ 3) двумя 120-мм морскими пушками. Из-за наступления холодов последняя на фронт послана не была.
Без сомнения, состав флотилии был очень мал. Размеры северо-двинского речного флота допускали вооружение значительно большего количества судов оперативные задачи, стоявшие перед флотилией, этого требовали.
Инспектировавший в октябре 1918 г. флотилию в/м Мякишев (уполномоченный Моркома при штабе Северного фронта) говорит: «Существующую флотилию... имея в виду преобладающее значение ее в боевом отношении в сравнении с сухопутными частями, надо признать преступно малочисленной и вооруженной, так [458] что говорить о тактическом применении ее как целой боевой единицы нельзя, а можно разбирать лишь отдельные вооруженные суда».
С этим нельзя не согласиться. Наоборот, следует учесть, что именно в 1918 году, когда для противника (см. II главу) главным операционным направлением было еще Вологодское (железнодорожное), флотилия на Северной Двине могла дать очень многое даже в масштабе всего фронта. Ею в кампании 1919 года было вооружено значительно большее число судов, но тогда обстановка уже изменилась коренным образом{16}.
Вспомогательные суда. Для первого периода сведений нет. Есть упоминания о буксирах плавбатареи и нескольких катерах.
Документы позднейшего периода{17} (ноябрь декабрь) уже указывают на громадное количество вспомогательных судов во флотилии. Так доклад Оперода Севфронта Начоперсовету от 8 декабря 1918 года упоминает нижеследующие вспомогательные суда:
а) 7 буксиров для батарей: «Работник», «Сухона», «Компаньон», «Георгий», «Семьянин», «Наследник» и «Анастасия».
б) 11 сторожевых катеров: №1, №10, №11, №12, №13, «Заря», «Союз», «Черта», «Волна», «Товарищ» и «Богатырь».
в) 6 сторожевых судов: «Какстон» (у нас внесен в список как канлодка), «Незабудка», «Андрей», «Клязин», «Вага» и «Алмаз». [459]
г) 2 посыльных судна: «Желябов» и «Усть-Сысольск» и до 15 транспортов.
Таким образом, к зиме вспомогательная часть флотилии разрослась в большой степени. Сведений об использовании на фронте большинства этих судов не имеется.
Плоты. Весьма интересен вопрос о применении плотов вместо плавбатареи. Указаний на это в большинстве документов (доклад Пекайтиса, отчет Сев.-Двинск. флотилии за 1919 г., труд т. Шох и т.д.) нет, и лишь доклад Мякишева немного затрагивает этот вопрос.
Приводим мнение последнего текстуально: «Установка орудий на плотах, хотя и дает некоторые преимущества перед установкой на баржах, в смысле непотопляемости и легкости маскирования орудий и плота, но скорость буксирования его очень мала (4–5 в.), поэтому считать плоты, как плавбатарею, совершенно невозможно, и плот представляет из себя лишь платформу, которая только поставленная на отмели, может служить как батарея. Такой способ установки артиллерии весьма опасен, так как при падении уровня воды плот может остаться на берегу и в случае наступления неприятеля попасть к нему в руки, что и было: например, оставление противником подобного плота с 120-мм орудием{18} у местечка Верхнее Сельцо (на 812 версте)».
Служба связи. В 1918 году при Северо-Двинской флотилии морская служба связи организована не была, что в сильнейшей степени отражалось на осведомленности штабов о движении своих судов. Вопрос о создании службы связи, по-видимому, возник лишь зимой 1918–1919 гг. [460]
Личный состав. Командующим флотилией был назначен на совещании в Красноборске в/м Пронский. Бывших офицеров на флотилии, как мы отмечали раньше, в первый период вовсе не было.
Должность начальника оперативного отдела, по-видимому, была не замещена вовсе.
Некомандный состав в первые дни состоял частью из речников и частью (прислуга орудий) из военморов Северного флота.
После отхода в Котлас (5–7 августа) произведена была фильтрация, правильнее не желавшие служить были отпущены по домам. После нее в составе флотилии остались 154 военмора.
Десантные отряды. При флотилии находилось большое количество сухопутных частей, составленных из моряков. Правильнее сказать, это не были десантные отряды, как в других флотилиях, а сухопутные части, составленные из моряков.
Еще 15 августа была сформирована десантная рота трехвзводного состава при двух пушках Маклена. Численность ее была 142 военмора.
Значение подобной части определяется прежде всего тем, что 17 августа, когда она прибыла на сухопутный фронт, на последнем было всего 126 бойцов сухопутных частей (28 латышский отряд; 20 коммунисты и 78 остальных частей, включая и прислугу пушек). С другой стороны нельзя не отметить, что моряки были на суше, а на судах большая часть команды состояла из речников.
21-го августа на фронт прибыл так называемый 4-й Балтийский отряд моряков в составе 1000 человек (4 роты).
Морская авиация. В распоряжении Котласского района были 3 нижеследующих отряда{19}: [461]
Наименование отряда | Число аппаратов | Тип | Время прибытия |
Морской отряд{~1} | 3 гидр. | М9 | 03.9.1918 г. |
3-й отд. мор. отряд{~1} | 3 гидр. | М9 | 11.10.1918 г. |
Беломорск. отряд{~1} | 3 гидр. | М9 | 10.10.1918 г. |
Отряд истр.{~2} | 7 истреб. | 3 «Дукс», 4 «Ньюпор» |
По позднейшим данным, на Северном фронте было уже 19 аппаратов. Приказ РВСР от 23 января 1919 года устанавливает следующую схему гидроавиации:
Северный Гидроавиационный дивизион. 1 Беломорский гидроотряд, Кемский гидроотряд. 2–1 Северный истроотряд, II Северный истроотряд.
Аппараты Морского отряда оказались негодными для полетов, хотя пришли прямо с завода Щетинина. На одном из них при полете сломался вал пропеллера, на другом сорвался при пуске мотор, и у третьего оказались гнилые стойки. Аппараты же Беломорского и 3-го гидроотрядов, прибывшие с Архангельского фронта, вследствие изношенности моторов и хранения под открытым небом для полетов оказались совершенно негодными и, кроме двух пробных полетов, не летали.
Из истребителей 3 были разбиты при посадках; один пропал без вести.
Число боевых полетов на истребителях (3 летчика) всего до конца кампании 74, число часов в воздухе 58. [462]
Отряды имели станции в следующих пунктах: с 8 по 10 сентября у мест. Пучуга; с 10 по 19 сентября у мест. Заострова; с 19 по 23 сентября у мест. Верхней Топсы.
Подчинение флотилии. Практически с момента выступления на фронт флотилия находилась в подчинении командующего фронтом т. Павлина Виноградова. Следует отметить крайне ненормальное положение самих судов флотилии: они не были приняты официально от Главода (окончательная передача состоялась лишь в январе 1919 года){20}, а на транспортной флотилии находился даже представитель последнего{21}. [463]