Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Послесловие

Кончились боевые походы Краснознаменной ПЛ «К-21», но не кончилась война. Наши ПЛ до конца войны совершили еще 23 боевых похода, произвели 26 торпедных атак и 6 минных постановок в водах противника. Были потоплены или повреждены 35 неприятельских кораблей и судов. Погибли три наших ПЛ: «С-54» предположительно потоплена вражескими кораблями ПЛО, «Щ-402» потоплена одним из торпедоносцев СФ вследствие грубого нарушения управления силами авиации флота, «В-1» потоплена самолетами, предположительно английскими, на переходе из Англии в Полярное.

В выводах Главного штаба ВМФ по обстановке на Северном морском театре говорится, что к концу 1944 года, с потерей немцами баз на французском побережье Атлантического океана значительная часть ПЛ стала переводиться в район Норвежского и Баренцева морей. В портах и базах Северной Норвегии находились до 30–35 ПЛ, в том числе несколько оборудованных устройством для работы дизелей на перископной глубине погружения и радиолокационными средствами. Часть этих ПЛ (XXI и XXIII серий) обладала значительно улучшенными подводными характеристиками. Однако, вследствие общего усиления защиты союзных конвоев (в их состав начали включаться авианосцы) и наших внутренних арктических коммуникаций (в том числе средствами ПЛО) успешность действий немецких ПЛ была невелика.

В период, предшествующий разгрому немцев в Заполярье, было замечено усиление движения конвоев — немцы побежали из Норвегии. В октябре 1944 года были отмечены до 63 конвоев в составе 145 транспортов, самоходных барж и десантных судов. В большинстве своем эти конвои состояли из 2–3 судов в охранении 10–15 СКР и катеров. Широко использовались для эвакуации войск и боевые корабли вплоть до ЭМ.

Разгром немцев в Заполярье закончился захватом баз, портов и аэродромов в районе Варангер-фиорда. Немецкие войска спешно отошли на запад и к концу 1944 года боевая деятельность ПЛ СФ прекратилась.

Но еще до окончания войны в Англию для приема трофейных кораблей была направлена спецкоманда. Транспорт, на котором она шла в Англию, был торпедирован немецкой ПЛ и на нем погиб штурман «К-21» Валентин Мартынов. Спасся радист «К-21» старшина 2 статьи Ильяшенко. На трофейной ПЛ «В-1», которой командовал Герой Советского Союза Фисанович, погиб наш сигнальщик краснофлотец Николай Ростовцев.

Наконец настал День Победы! Враг был повержен. Кончились боевые дела. Начались мирные будни, продолжились биографии военных моряков. [209]

Герой Советского Союза контр-адмирал Николай Александрович Лунин после окончания Военно-морской академии командовал соединениями ПЛ, обучая молодых моряков, передавая им свой бесценный опыт подводника. После перехода на службу в ЦНИИ военного кораблестроения был там начальником одного из управлений, активно участвуя в развитии флотской науки. Уйдя в запас, он долго плавал капитаном-наставником на кораблях, ходивших в Антарктиду. Его правительственные награды: два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Ушакова II степени, орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, английский Крест Виктории IV степени, медали. Николай Александрович умер в 1970 году после тяжелой болезни и похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище. Могила охраняется государством. Именем Лунина названы улицы в Полярном, Мурманске, Одессе, Мариуполе и теплоход Азовского пароходства.

Контр-адмирал Зармайр Мамиконович Арванов сразу после войны принял трофейную немецкую ПЛ XXI серии и провел ее всесторонние испытания для определения тактических возможностей и технических достоинств. После завершения этой важной работы был переведен на штабную работу, а затем возглавил Учебный отряд ДКБФ. Окончил службу в должности первого заместителя начальника Училища им. Ф. Э. Дзержинского, после чего долго и успешно трудился в проектно-конструкторском бюро Минсудпрома. Имел правительственные награды: два ордена Красного Знамени, орден Нахимова II степени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, медали. Зармайр Мамиконович скончался после тяжелой болезни 1 февраля 1997 года и похоронен на Богословском кладбище недалеко от могил Н. А. Лунина и А. И. Маринеско.

Контр-адмирал Владимир Леонардович Ужаровский после войны был назначен командиром ПЛ «С-21» и совершил на ней переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток с зимовкой в бухте Тикси. Закончил Академию им. Ворошилова и занимал ряд ответственных должностей в соединениях ПЛ. После окончания Академии Генштаба был назначен командиром дивизии ПЛ ТОФ, а затем начальником управления боевой подготовки ТОФ. Закончил службу в должности старшего преподавателя Академии Генштаба. Его правительственные награды: три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в ВС» III степени и медали.

Капитан 1 ранга Сергей Александрович Лысов после учебы в КУОПП снова пришел 6 июня 1944 года на «К-21» дублером помощника командира, с 14 ноября 1944 года стал помощником командира «К-21», затем был назначен командиром ПЛ «С-25», исполнял должность [210] командира ПЛ «Б-6», служил в управлении боевой подготовки СФ, начальником штаба бригады ПЛ, заместителем начальника управления кадров, начальником отдела кадров ВМУЗ. Окончил службу в должности уполномоченного Госприемки кораблей ВМФ. Долгое время работал в системе ДОСААФ. Правительственные награды: три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медали. Умер Сергей Александрович в 1996 году в Москве.

Капитан 1 ранга Федор Иванович Лукьянов командовал ПЛ «Щ-207» и «Б-35» ЧФ, 41-м учебным отрядом подводного плавания ЧФ, был начальником штаба и командиром 104-й бригады строящихся кораблей и закончил службу командиром 51-го учебного отряда гюдводного плавания ТОФ.

Капитан 1 ранга Аркадий Алексеевич Жуков снова командовал КПЛ «К-21», затем ЭМ «Громкий» и в 1954 году уволился в запас. Он приезжал на встречи ветеранов «К-21» после войны, участники первых походов с удовольствием встречали его. Сейчас его уже нет в живых.

Капитан 1 ранга Иван Иванович Липатов в 1955 году закончил адъюнктуру при Училище им. Ф. Э. Дзержинского, защитил кандидатскую диссертацию и служил старшим преподавателем в ВМИУ подводного плавания, В 1958 году уволился со службы по болезни и служил по вольному найму старшим научным сотрудником в ЦНИИВК ВМФ. В 1967 году защитил докторскую диссертацию. Иван Иванович погиб в результате несчастного случая в 1996 году. Он был единственным офицером, который совершил все 12 боевых походов на «К-21». Его боевые награды: орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медали.

Капитан 1 ранга Михаил Александрович Леошко был назначен помощником командира, а затем командиром ПЛ «С-15», которой командовал до 1949 года. Служил в должности заместителя начальника штаба 33-й дивизии ПЛ СФ по боевой подготовке, старшим преподавателем во 2-м ВВМУПП. Уволился со службы в 1960 году и живет в Риге. Боевые награды: орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медали.

Капитан 1 ранга Владимир Юльевич Браман после войны служил в ГУК ВМФ, затем в ЦНИИВК ВМФ в должности заместителя начальника отдела. С 1958 по 1966 год служил начальником кафедры, начальником факультета во ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского. Владимир Юльевич умер в 1982 году. Его боевые награды: орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды. [211]

Капитан-лейтенант Дмитрий Петрович Камкин в начале войны был краснофлотцем. До войны закончил Ленмортехникум и в 1940 году был призван в ВМФ. Перед войной закончил курсы при УОПП им. Кирова и служил краснофлотцем-рулевым, а затем дублером штурмана на ПЛ «М-173» и «Щ-422», получил звание младшего лейтенанта. Сделал четыре боевых похода на «М-173», девять боевых походов на «Щ-422», четыре боевых похода на «К-21» и один боевой поход на «Л-22». Был участником потопления 14 кораблей и судов и трех минных постановок в водах противника. Боевые награды: орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, медали. После войны был капитаном рыболовного траулера на Северном море, в 1953 году награжден орденом Ленина. Умер в 1976 году на Дальнем Востоке капитаном дальнего плавания.

Электрики Иван Шевкунов и Анатолий Ерохин, акустик Алексей Веселов и рулевой Петр Погорелов после войны стали офицерами и долго служили на Северном флоте. Иван Федорович Шевкунов демобилизовался в звании капитан-лейтенанта, живет в г. Новокуйбышевске, ведет активную военно-патриотическую работу, часто выступает по радио и телевидению, пользуется в городе большим авторитетом.

Радист Иван Базанов стал капитаном рыболовного траулера, штурманский электрик Александр Кузнецов — капитаном ледокола «Красин». Мичману Павлу Горбунову было присвоено офицерское звание, он служил флагспециалистом по связи штаба КОУБПЛ.

Комендор Борис Семенович Сидоров, приехав домой в Кировскую область, возглавил отстающий колхоз и вывел его в передовые. Он трудился в колхозе, пока не иссякли силы, и навсегда остался примером честного труженика и коммуниста.

Торпедист Александр Бойчук вернулся машинистом на паровоз и на нем показал образцы честного и добросовестного труда, был награжден орденами. Радист Гавриил Ильяшенко стал металлургом на Урале и был выдающимся организатором производства — главным инженером и директором алюминиевого завода.

Замечательный сигнальщик Григорий Ашурко стал бригадиром слесарей по сборке оборудования для шахт на Дружковском машиностроительном заводе на Украине. Трюмный Андрей Лазаренко трудился инженером на этом же заводе.

Моторист Василий Баклаг стал секретарем парткома колхоза, шифровальщик Александр Глебов — директором молочного магазина, моторист Николай Коконин — мастером на Балтийском судостроительном заводе, моторист Георгий Соловьев — директором школы, а минер Юрий Ожогин трудится по сей день научным сотрудником Института им. Курчатова. [212]

Тяжело сейчас писать о людях, особенно о тех, кто уже ушел из жизни. Нужно было написать эту книгу лет 30 тому назад, когда наш экипаж живым и здоровым трудился на благо Отечества, будучи в полной силе и расцвете.

Комиссия по увековечиванию памяти погибших подводников Объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ в Санкт-Петербурге во главе с капитаном 1 ранга в отставке Георгием Ивановичем Гавриленко подготовила и издала книгу памяти подводников Военнно-морского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны. В книгу внесено 3636 фамилий членов экипажей ПЛ, ушедших в свой последний поход, из которого никто не вернулся.

Судьба нашей лодки была иной — мы не погибли, нам была дарована возможность еще потрудиться на пользу народу и стране, порадоваться жизни. Вспоминая наших героев, отдавших свои молодые жизни ради победы над фашистами, имея перед собой примеры боевых успехов наших подводников, их творческого труда после войны, молодые люди должны понять и накрепко запомнить, какими им нужно быть, чтобы народ видел в них твердую опору и надежду на уверенное будущее. Наша страна и сейчас имеет немало врагов, которые спят и видят, как бы нас согнуть в бараний рог, а из страны сделать колонию. Пусть они помнят, что сталось с немецко-фашистскими вояками.

Хочу закончить книгу цитатой из поэмы «Василий Теркин» Замечательного советского поэта Александра Твардовского:

«..А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей.
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.» [213]
Дальше