Второй боевой поход (6–28 января 1942 года)
Возвратясь из ремонта и пройдя проверку и подготовку, 6 января ПЛ вышла в море. Командир Жуков впервые самостоятельно вел лодку в боевой поход, имея задачей неограниченную подводную войну уничтожение любого корабля или транспорта в водах противника.
Благополучно выйдя из Кольского залива, лодка рекомендованным маршрутом дошла до отведенного ей района и начала поиск противника. Однако в первые шесть дней ей не попалось ни одного крупного корабля.
Когда лодка ведет поиск в подводном положении, идя вдоль вражеского берега экономическим ходом 3 уз, это самое спокойное время для подводников. Бдят вахтенный командир а боевой рубке, рулевые вертикальщик и горизонтальщик, вахтенный инженер-механик, вахтенный гидроакустик, вахта по отсекам по одному вахтенному на отсек, вахтенный трюмный в центральном посту, а все остальные с удовольствием спят или просто коротают время. Только в случае необходимости кое-кто возится с механизмами, если была подмечена какая-то неисправность или возникли сомнения. Вахте клевать носом не рекомендуется, чтобы не прозевать скрежета минрепа о борт или еще какой-либо внезапной неприятности, вроде журчания воды, на которые так богата жизнь подводника. Всякий посторонний звук должен быть зафиксирован, о нем обязательно нужно докладывать в центральный пост. Вахтенный гидроакустик прослушивает горизонт и регулярно докладывает о результатах. Вахтенный командир каждые 15–20 минут командует всплытие, осматривает горизонт в перископ. Если ничего не отмечено, командует погружение на 20–30 м и лодка идет дальше по намеченному курсу.
И вот картинка с натуры.
Лодка на позиции идет в подводном положении самым малым ходом. Готовность 2, полная тишина, в отсеках все спят, кроме вахтенных. Внезапно вахтенный моторист V отсека настораживается: по [43] правому борту слышен какой-то непонятный звук, вроде бы шорох, скорее даже хруст... Вахтенный быстро докладывает в ЦП: «В V отсеке по правому борту непонятный звук. Вроде как нас щупают «тазиком» (то есть «асдиком» гидролокатором).
Вахтенный офицер тут же командует: «В носу, в корме! Внимательно прислушиваться и докладывать!»... Вахтенные по отсекам усиленно вслушиваются, но ничего не слышно. Однако через 4–5 минут вахтенный V отсека опять слышит с правого борта подозрительный звук. Чтобы лучше прислушаться, вахтенный лезет за правый дизель ближе к борту и видит за теплым дизелем у борта уютно устроился трюмный краснофлотец Лазаренко и смачно хрупает черным ржаным сухарем. «Чтоб тебе...» рычит на него вахтенный и докладывает в ЦП о действительной причине подозрительного звука. «Пусть он зубы побережет, смеется вахтенный офицер, и не так сильно хрупает!». Все в порядке, все довольны, лодка идет дальше.
Но внезапно гремит команда: «По местам стоять, к всплытию!» Мгновенно все спавшие и не спавшие уже на ногах и бросаются к своим боевым постам.
Мотористы готовят дизели на ход, акустики тщательно прослушивают горизонт, верхняя вахта уже сидит в боевой рубке в темноте (если снаружи ночь), электрики готовят зарядку аккумуляторной батареи и вентиляцию, трюмные готовят продувание главного балласта, командир готов открыть верхний люк и выйти на мостик.
Акустик последний раз прослушал горизонт и доложил: «Горизонт чист!» Продута средняя группа ЦГБ. Командир открывает люк и мимо него со свистом рвется наружу поток спертого воздуха от человеческого дыхания, камбуза, воздуха из неплотностей воздушных систем, от дизелей и механизмов. За командиром выскакивает на мостик верхняя вахта и каждый бросается к своему месту.
Грохочут дизели, продуваются цистерны главного балласта, работает вентиляция, запущены компрессоры для пополнения запаса сжатого воздуха, лодка мчится, чтобы занять выгодную и наиболее безопасную позицию для зарядки аккумуляторных батарей. Штурманы «колдуют» со звездами, радисты «щупают» эфир, все при деле. Отдыхают только акустики. Сейчас они ничего не услышат...
13 января утром командир решил не погружаться, сэкономить энергию аккумуляторной батареи, ждать противника без хода. В 08.50 на фоне острова Квалей зоркий глаз вахтенного командира Владимира Ужаровского заметил дым. В 08.52 показались силуэты транспорта водоизмещением около 5000 т и тральщика.
По боевой тревоге к стрельбе были подготовлены четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, а также сыграна арттревога для кормовых 100 и 45 мм орудий. Командир решил атаковать [44] транспорт в надводном положении, полагая, что наша артиллерия мощнее, а ход заведомо больше, чем у тральщика. Решив использовать кормовые торпедные аппараты, он дал малый ход электромоторами и лег на боевой курс. Но в 08.55 обстановка изменилась за корпусом транспорта показались миноносец и два сторожевых катера. Тем не менее, в 09.00 по транспорту были выпущены две торпеды с интервалом в 9 секунд на дистанции около 20 каб. Сразу после торпедного залпа арттревоге был дан отбой, артприслуга ушла вниз, лодка приготовилась к срочному погружению. В 09.03 был услышан глухой взрыв торпеды, тральщик выпустил по направлению лодки 2 зеленых ракеты и повернул на нее. Транспорт закрыло паром и дымом. В 09.08 миноносец включил на клотике красный огонь и сторожевые катера также пошли на лодку. Только после этого, в 09.10, командир скомандовал срочное погружение, лодка быстро ушла на глубину 40 м. Уже в 09.12 катера сбросили на лодку 4 глубинных бомбы с интервалом 2 минуты. Лодка благополучно уклонилась от атаки и повреждений не получила. Уйдя из этого района, в 11.00 лодка всплыла под перископ. Горизонт был чист. В 11.30 в I отсеке по правому борту вахта услышала скрежет троса, скользящего по корпусу. Однако он тут же прекратился, о нем только успели доложить в ЦП.
Следующие 5 суток прошли спокойно, лодка никого не видела и не слышала. Зато 19 января, находясь в подводном положении около мыса Клуббен (у о. Арней), вахта обнаружила сигнальную сеть. Рассказывает лейтенант Василий Терехов: «Я был вахтенным командиром и в 13.16 подвсплыл под перископ. Осматривая горизонт, увидел мотоботы, ставившие сети. Сразу начал маневр погружения и уклонения от сетей. Видимо, на ботах заметили наш перископ, в 13.19 некоторые боты дали ход и пошли на лодку. В 13.20 первый взрыв глубинной бомбы. В рубку прибежал командир, я доложил обстановку. Лодка еще только уходила на глубину, как бомбы посыпались одна за другой. Начиная с 13.20 до 15.05 было сброшено 85 бомб такое было упорное преследование. Пришлось погрузиться на глубину до 80 м и менять курсы движения, только тогда лодка ушла от бомбежки. Но когда через час, в 16.05, мы снова всплыли под перископ, в миле от лодки стоял без хода катер МО. Заметив перископ, катер сразу дал ход и ринулся на лодку. Через 2 минуты загремел взрыв это была сброшена бомба, 86-я по счету за сегодняшний день. К счастью для лодки, все обошлось благополучно. Нырнув на глубину 30 м, лодка вновь уклонилась от атаки».
Когда в 18.27 лодка вновь всплыла под перископ, горизонт был чист. Стоял полный штиль, видимость была очень хорошей. Поэтому вражеские корабли так быстро и далеко замечали бурун от перископа лодки, стоило только ему показаться на поверхности моря. [45]
Еще сутки прошли в поиске у о. Иельмсей.
21 января в 17.40 лодка всплыла в 50 каб. на норд-ост от о. Ингей и вахта увидела в проливе Брей-сунн мотобот, занимавшийся тралением. Рассказывает лейтенант Василий Терехов: «Ходовые огни мотобота были зажжены. Лодка находилась между мотоботом и островом, или, как говорят на флоте, мотобот был мористее. Он не сразу заметил лодку, стоявшую без хода на фоне берега. В 18.00, заметив лодку, мотобот выбрал трал и двинулся к ней. Оценив обстановку, командир Аркадий Жуков скомандовал арттревогу для кормового 100 мм орудия, поджидая, когда мотобот подойдет поближе. Не дойдя 3–4 каб. до лодки, мотобот включил прожектор, который в момент включения был направлен так, что осветил всю собственную палубу. Мы успели заметить, что на ней находились глубинные бомбы, и даже подсчитали команду их было 12 человек. Когда же мотобот, подойдя поближе, увидел лодку, то немедленно развернулся и пустился наутек. Это был корабль противолодочной обороны, водоизмещением около 150 т, приспособленный также для тральных работ. Загрохотали наши дизели и лодка пошла вдогонку.
В 18.53 расстояние между лодкой и мотоботом было уже всего 0,7 каб. Управлявший артогнем лейтенант Владимир Ужаровский дал команду и кормовое 100 мм орудие (командир орудия главный старшина Федор Кудряшов) открыло огонь. Первый снаряд попал в борт мотобота и пробил его насквозь, не взорвавшись. Зато второй попал, видимо, в одну из глубинных бомб. Весь боезапас мотобота сдетонировал, раздался страшный взрыв и мотобот взлетел на воздух. Через 2–3 минуты на поверхности ничего не осталось. Обломки мотобота упали на лодку, не причинив, впрочем, никакого вреда.
Дальнейший поиск был безуспешен и 28 января лодка вернулась в главную базу. Настало время подвести итоги похода. Отчетные документы были написаны, изучены и обсуждены командованием дивизиона. Выводы для командира лодки Аркадия Жукова были отрицательными и документы пошли на обсуждение в штаб бригады.
Тем временем в феврале состоялись три партийных собрания. С точки зрения команды, боевой итог похода был успешным, положительные моменты были освещены достаточно, однако главное внимание было обращено на недостатки и способы их изжития.
Отмечались недостатки в организации службы, кое-кто спал по команде «срочное погружение», имели место несвоевременные и неточные доклады в центральный пост, в боевую рубку в надводном положении выходит людей больше положенного, ждут очереди выйти покурить. Командиру БЧ-V необходимо четче координировать с боцманом момент открытия клапанов вентиляции средней группы ЦГБ. Слабо знали организацию службы и недостаточно четко работали [46] коммунисты Вовк и Жуков. Отмечена грубость, есть случаи выпивки на берегу. Особо было отмечено, что некоторые главстаршины (например Балуков) покрывают недисциплинированных, этим они гробят людей, а могут угробить и всех сразу. Слабо работает бюро комсомольской организации по воспитанию комсомольцев.
Коммунист Лукьянов (старпом) отметил, что не всегда обдумываются отдаваемые приказания, а это ведет к падению дисциплины. Требуя с бойцов, нужно о них заботиться, чего пока еще нет в достаточной степени.
Обсуждался вопрос о восстановлении в партии старшины группы мотористов главстаршины Василия Сбоева. Самый старший в команде по возрасту (1906 года рождения) и по партийному стажу (с 1932 года), он с начала службы на «К-21» стал нарушать дисциплину и выпивать. Его ценили как специалиста, воспитывали, наказывали, он каялся, признавал свои ошибки, заверял, что больше их не допустит, но проходило время и он снова срывался. Наконец, его исключили из партии, он приутих, не выпивал, хорошо служил и храбро воевал. И вот подал заявление с просьбой о восстановлении в партии. Собрание решило просить политотдел бригады восстановить Сбоева в партии.
Коммунисты обсудили и приняли решения по устранению отмеченных недостатков. Намечены были конкретные задачи и действия коммунистов по повышению дисциплины, улучшению организации службы, воспитательным мерам и занятиям с молодыми краснофлотцами, комсомольцами, по передовой роли коммунистов в службе и в бою.
Приход на лодку Лунина
Если коммунисты лодки рассмотрели итоги боевого похода и наметили конкретные меры по повышению боеспособности корабля, как говорится, «на своем уровне» и им не нужны были какие-то крутые меры для их выполнения, то командование бригады стояло перед необходимостью принятия именно крутых мер.
Анализ действий командира Аркадия Жукова был проведен очень подробно и объективно. Были заслушаны его объяснения и аргументация принятых им в походе конкретных решений, рассмотрены карты, журнал боевых действий, отчет комиссара. Было заслушано заключение командира дивизиона Магомета Гаджиева. Выступили специалисты штаба. Общий вывод был весьма суровым. Несмотря на очевидный успех (торпедирование транспорта и уничтожение артогнем мотобота на рубке появилась цифра «4»), командир совершил как минимум три серьезные ошибки: [47]
1) 13 января в 08.50 вахта заметила дым. Элементарное правило начала атаки идти на дым полным ходом. Лодка же стояла без хода.
2) В 09.00 лодка атаковала транспорт, после чего нужно было немедленно погружаться и уходить от возможной атаки четырех кораблей конвоя. Командир, совершенно бессмысленно рискуя, находился в надводном положении 10 минут, погрузившись только в 09.10.
3) Правильно приняв решение уничтожить мотобот артиллерией, командир слишком сблизился с ним. Нельзя было стрелять по мотоботу с такого близкого расстояния. Ведь на его палубе были четко видны глубинные бомбы. Это был ненужный риск.
Командующий флотом согласился с такой суровой оценкой. По его приказу от 31 марта 1942 года капитан-лейтенант Аркадий Жуков был назначен командиром СКР «Рубин».
Он не проявил трусости или нерешительности. В его действиях была излишняя лихость и неосторожность. А к этому моменту бригада подводных лодок уже понесла первую боевую потерю: 10 января ПЛ «М-175», которой командовал капитан-лейтенант Мамонт Лукич Мелкадзе, была торпедирована (как выяснилось впоследствии) немецкой подводной лодкой. (Инженер-механиком лодки был инженер-лейтенант Боря Абросимов, который был в Училище моим командиром отделения К. С.).
Приказом командующего Северным флотом № 038 от 24 февраля 1942 года командиром ПЛ «К-21» был назначен капитан 3 ранга Николай Александрович Лунин, до этого командовавший ПЛ «Щ-421». Слава этого командира только начинала подниматься к зениту. Чуть позже он стал одним из первых в бригаде четырех Героев Советского Союза.
В январе 1942 года это звание было присвоено командиру дивизиона «щук» Ивану Александровичу Колышкину, а 3 апреля 1942 года Героями стали Николай Лунин, Валентин Стариков («М-171») и Израиль Фисанович («М-172»). Вручение им геройских звезд и орденов состоялось 12 апреля 1942 года на причале бригады. Вручал награды командующий Северным флотом Арсений Григорьевич Головко. Был выстроен весь личный состав бригады. Все было очень торжественно. Герои представили собой три поколения подводников: старший среди них самый опытный и мудрый Иван Александрович Колышкин, среднее поколение Николай Лунин и совсем молодые командиры Стариков и Фисанович. Вся бригада гордилась ими и радовалась за них.
Колышкин и Стариков написали свои воспоминания. Фисанович погиб 27 июля 1944 года молодым 30-летним человеком, когда вел [48] из Англии трофейную подводную лодку «В-1», и никаких воспоминаний, конечно, написать не успел. Николай Лунин ничего о себе не писал. О нем писали много, но как-то отрывочно, отдельными фрагментами его боевой службы и жизни. Правда, в последние годы появилась книга Николая Степанищева, который постарался тщательно и детально изучить и осветить все, что стало ему известно о жизни и службе Лунина. Беда Степанищева только в том, что он никогда не видел живого Лунина, не расспрашивал его и лично с ним не знаком.
Насколько известно, Николай Дмитриевич Степанищев объехал Мариуполь, Одессу, другие места, где жил и бывал Лунин, где он плавал, и очень дотошно и скрупулезно выискивал и изучал документы, встречался с родными и близкими, людьми, знавшими Лунина, и в этом смысле его большой труд имеет определенное историческое Значение и заслуживает всяческого одобрения.
Автор этих воспоминаний не изучал так подробно всю жизнь Лунина. Нам известна ее довоенная часть по некоторым документам и по его рассказам, а военная пора его жизни нам известна хорошо потому, что нам довелось воевать под его командованием, когда жизнь измерялась не столько годами, сколько походами.
Родился Лунин 21 августа 1907 года в знаменитой Одессе в семье матроса. Семья переехала вскоре в Мариуполь. В голодные годы после первой мировой войны и в годы гражданской войны 10-летний паренек уже зарабатывал себе на хлеб и помогал семье работал котлочистом на зимующих паровых судах в Мариуполе. Это был очень опасный и тяжелый труд. Вспомним, замечательный писатель Борис Лавренев в 1925 году написал потрясающий рассказ «Срочный фрахт», где рассказал о гибели одесского мальчишки-котлочиста, застрявшего в котле, который так с ним и разожгли судну нужно было выходить в море, чтобы хозяева не потеряли срочный, очень выгодный фрахт, и капитан не хотел лишаться премии.
Коля быстро вытянулся, раздался в плечах и карьера котлочиста завершилась. Зато он стал юнгой, а с 1922 года матросом-учеником, затем матросом 2-го, 1-го класса, учился в рыбмортехникуме в Ростове-на-Дону, закончил его и в 1930 году стал вторым помощником на паруснике «Вега». В 1930–1931 годах военная служба, шифровальщик в штабе Северокавказского военного округа. Затем снова второй помощник и старпом на теплоходах «Грозный», «Советская нефть» и «Азнефть» в Туапсе. За это время успел походить по морям и океанам, побывать в Турции, Германии, Англии, Франции, Дании. А в 1935 году его вызвали в партком Черноморского пароходства и направили учиться в Учебный отряд подводного плавания им. С. М. Кирова на помощника командира подводной лодки. Страна строила военно-морской флот и нужны были опытные моряки. [49]
В 1937 году после окончания УОПП был назначен помощником командира подводной лодки «Щ-314» Балтийского флота и проплавал год на Балтике. В марте 1938 года был переведен помощником командира подводной лодки «Щ-404» на Северный флот. В октябре 1938 года по клеветническому доносу был арестован и до ноября 1939 года находился в тюрьме под следствием, а затем оправдан полностью, выпущен и тут же назначен командиром подводной лодки «Щ-421» бригады подводных лодок Северного флота.
Лунин сразу стал хорошим командиром. Море он знал, понимал и чувствовал, как никто из молодых командиров, окончивших Училище им. М. В. Фрунзе. Сколько он уже походил по морю, сколько отстоял самостоятельных вахт, ведя суда, в скольких сложных и опасных ситуациях побывал и успешно преодолел их за свою морскую жизнь! А ведь на этих судах были не военные моряки, старательные и дисциплинированные, а торговые, среди которых было достаточно всякой публики, своевольной и недобросовестной. Но он научился разбираться в людях, умел держать команду в руках. Обладая незаурядными природными способностями, пытливым умом и отличной памятью, Николай Лунин быстро постигал и накрепко усваивал законы и тонкости военно-морской службы, особенности плавания и специфическую технику подводных лодок, их оружия и вооружения, хорошо изучил теорию и практические правила торпедной стрельбы.
Его начальник, командир дивизиона «щук» Иван Александрович Колышкин, был очень доволен службой командира «Щ-421». Но это была еще не война! Мы уже отмечали, что командир ПЛ рождается как боевой командир только в реальных условиях войны. В условиях мирного времени просто невозможно научить и научиться всему, что может встретиться командиру в реальной боевой обстановке. Конечно, можно и нужно обучать команду и командира всем элементарным приемам и действиям, которые наверняка будут необходимы в войне на море. Знание и умение владеть корабельной техникой, всплывать и погружаться, вести меткий артиллерийский огонь, успешно и скрытно занять позицию для торпедной стрельбы и произвести торпедную атаку, умело ходить в море и обеспечить навигационную безопасность корабля, швартоваться к пирсу и отходить от него, бороться за живучесть всем этим комсостав и команда лодки должны в максимально возможной степени овладеть в мирной обстановке.
В ходе такой учебы команда лодки может и должна, как говорят, «сплаваться», узнать и научиться доверять друг другу, исправить недисциплинированных, научить плохо знающих, избавиться от неисправимых лодырей и злостных нарушителей дисциплины.
Но вот такая подготовленная команда выходит в море. Уже не зачеты сдавать, а воевать с противником, который сам хочет уничтожить [50] твою лодку и знает, как это сделать. Теперь противника надо упорно искать, найти, подобраться к нему так, чтобы ударить неожиданно и с наибольшей эффективностью применяемого оружия. А для этого нужно противника изучать, понять его тактику, приемы, боевые качества, характер, психологию. Кто скорее противника изучит, поймет, наилучшим образом противопоставит его тактике свою, проявит смелость, дерзость, хитрость, тот и добьется превосходства, будет иметь боевой успех. Ко всему этому неплохо быть еще и удачливым.
Н. А. Лунин в своей автобиографии вспоминает: «В Великую Отечественную войну ПЛ «Щ-421» под моим командованием, будучи к этому времени кораблем первой линии, вышла в море одной из первых с задачей уничтожать противника фашистские корабли. Из первого боевого похода возвратился без успеха, обнаруженные корабли конвоя ушли безнаказанно. В числе разных объективных причин неудачи атаки сказалось и неумение воевать по-настоящему как результат формальной подготовки личного состава в мирное время».
(Конечно, слово «формальной» здесь является неудачным и неточно отражает суть подготовки. В одном из походов сам Николай Александрович, например, рассказывал о том, как незадолго до войны он отрабатывал на «Щ-421» маневр срочного погружения. Все делалось поэтапно по отдельным последовательным командам, для того чтобы невзначай не утопить лодку в абсолютно мирной обстановке. Естественно, никто особо не спешил, никто никого не подгонял, главным были аккуратность и последовательность выполнения этапов. Совсем иначе обстояло дело во время войны. Каждый понимал, что от его расторопности и правильных своевременных действий зависит судьба лодки и его собственная жизнь. И маневр «срочное погружение» выполнялся по единственной команде с максимальной быстротой, какая только была возможна).
О том, как быстро и успешно постигал уроки войны Николай Лунин, говорят выводы штаба бригады подводных лодок по итогам третьего боевого похода «Щ-421» с 26 октября по 17 ноября 1941 года: «Исключительный по своим успехам боевой поход отважного экипажа ПЛ «Щ-421» под командованием капитана 3 ранга Лунина заслуживает особого внимания и является весьма поучительным для молодых подводников». В этом походе Николай Лунин тремя атаками утопил три транспорта противника.
Выводы штаба бригады ПЛ СФ по пятому походу «Щ-421» с 22 января по 8 февраля 1942 года:
«1. Операции Лунина поучительны для всех. Правильная организация поиска противника обеспечивала его обнаружение и возможность атаки. [51]
2. Как и прежде, командир быстро реагировал на изменение обстановки, принимал правильные решения и упорно доводил до конца поставленную перед собой задачу.
3. Во всех случаях командир атаковал противника, как бы ни сложна была обстановка, и всегда выходил победителем, правильно нападая и правильно уклоняясь от ударов».
В этом походе Лунин тремя атаками утопил три транспорта, уклонился от таранного удара СКР, подвергся бомбежке. Всего за 1 час 30 минут на лодку было сброшено 20 глубинных бомб. Лодка повреждений не получила, возвращение на базу проходило в 10-балльный шторм. Из-за сильного обмерзания лодка была вынуждена часто погружаться для освобождения от льда.
ПЛ «Щ-421», которой командовал Николай Лунин, к марту 1942 года имела на своем боевом счету 7 потопленных кораблей противника. Командованию флота и бригады стало ясно в лице Лунина Родина обрела выдающегося командира лодки. За боевые успехи, мужество и героизм он был представлен к званию Героя Советского Союза.
В свете вышеизложенного логически последовал приказ.
Приказ командира бригады подводных лодок СФ от 11 марта 1942 года № 014Назначаются:
1. Командир ПЛ «Щ-421» капитан 3 ранга Лунин Н. А. командиром ПЛ «К-21» с 4 марта 1942 года.
2. Дивизионный минер 3-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант Каутский А. М. помощником командира ПЛ «Щ-421».
3. Помощник командира ПЛ «Щ-421» капитан-лейтенант Видяев Ф. А. командиром ПЛ «Щ-421».
Исключаются из списков личного состава БПЛ и снимаются со всех видов довольствия:
...2. Командир ПЛ «К-21» 1-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант Жуков А. А. с 5 марта 1942 года, убывший в распоряжение командного отдела СФ.
Лунин командует «К-21»
Смена командира для экипажа корабля всегда явление тревожное, всегда несущее с собой ожидание перемен, которые почти никогда невозможно предугадать. К старому командиру уже привыкли, приработались, известен его характер, слабые и сильные стороны, к ним соответственно подстраиваются и комсостав, и команда.
Каков же будет новый командир, что он за человек, какой у него характер, как он умеет воевать и командовать? Ведь с этим командиром нужно сразу идти в море воевать! [52]
Аркадий Жуков командовал лодкой с сентября 1939 года. Он был опытным моряком, до «К-21» плавал на Севере командиром лодки «Д-2», успешно сдавал задачи по курсу подготовки подводных лодок, проявил находчивость и расторопность на Онежском озере, когда была опасность бомбежки немецкой авиацией. Команда была им довольна он был незлобивым, добродушным человеком. Лодка совершила два успешных похода, личный состав был награжден боевыми орденами, Казалось бы, чего еще надо?
Но командование дивизиона и бригады глядело глубже и видело больше. После этих двух походов командир дивизиона Гаджиев и командир бригады Виноградов пришли к заключению, что Аркадий Жуков в сложной обстановке теряется, должной выдержкой в критические моменты не обладает, способен на необдуманные поступки. Не была забыта очень серьезная ошибка Жукова и Синякова на переходе из Архангельска в Полярное, когда лодка не смогла погрузиться, скрываясь от самолета, и только случайная удача (у самолета не было бомб) спасла ее от серьезных неприятностей, а то и от гибели.
Дивизионные и штабные специалисты усмотрели много таких недостатков в содержании техники, в организации службы, которые могли и должны были давно и легко исправлены. Пришедший на лодку в октябре 1941 года опытный моряк и отличный организатор старпом Федор Лукьянов успел немало сделать и во многом поправить положение, но должной поддержки у него не было, особенно со стороны Синякова и его старшин.
Эти тревожные признаки нашли свое подтверждение сразу в двух приказах командира 1-го дивизиона ПЛ. Эти приказы по своим срокам совпадают со временем прихода Лунина на лодку. Первый, от
7 марта 1942 года об отстранении от должности и разжаловании в рядовые командира отделения трюмных ПЛ «К-21» старшины 2 статьи Карасева М. Н. за развал дисциплины среди подчиненных и попытки подорвать авторитет и дискредитировать своего прямого начальника старшину группы трюмных. Второй приказ, от 11 марта 1942 года о неудовлетворительном содержании двигателя 38.К-8 на ПЛ «К-21».
В приказе отмечается, что двигатель ржавый, грязный, разрегулированный. Бывший командир лодки Жуков, военком Лысов и командир БЧ-V Синяков не сделали выводов из данных им ранее указаний о наведении должного порядка на корабле. Лысову объявили выговор, Синякову строгий выговор. Командир группы движения (второй инженер-механик ПЛ) Липатов получил трое суток ареста при каюте, старший краснофлотец Свистунов пять суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте (после похода).
Лунин пришел на лодку 4 марта. А 6 марта состоялось партийное собрание с докладом военкома Лысова о бдительности и состоянии [53] дисциплины. Лысов отметил, что вахта несется плохо, краснофлотец Мегенов совершил самовольную отлучку, а вахта этого не заметила. Вахта из ЦП докладывает, что лодка готова к погружению, а на самом деле она еще не была проверена «на вакуум». Командир группы движения Липатов, будучи дежурным по живучести, ночевал на плавбазе «Умба». Имеются случаи небрежного отношения к технике, в результате чего заржавел вспомогательный дизель 38.К-8. В БЧ-III был факт неправильной подготовки торпеды.
Выступая на собрании, Владимир Ужаровский, командир БЧ-II-III, признал критику справедливой. Хотя торпеду плохо подготовили базовые специалисты, торпедисты лодки обязаны следить за их работой и отвечать за ее качество. Он сказал, что во время последнего похода на позиции были случаи, когда водой, замерзшей в стволах орудий, они на время были выведены из строя. Комендорские стрельбы были сорваны из-за большого люфта орудий. Перед боевым походом не были получены зажигательные патроны из-за халатного отношения со стороны комендоров к полученным указаниям.
Иван Синяков признал, что в БЧ-V есть факты халатного отношения к механизмам, имеются случаи сна на посту, ухода со службы. Нужно изучать каждого бойца и воспитывать его индивидуально. У краснофлотца Буряка нездоровые настроения и разговоры, Липатову нужно больше проявлять внимания к таким разговорам и соответственно на них реагировать.
Николай Лунин: «Мы не сможем дальше работать, если так будут работать партийная и комсомольская организации. Собраний мы делаем много, но имеем за последнее время самовольные отлучки, нарушения правил дежурной службы. Боевые листки пишут больше всего об успехах, а о недостатках мало. Наша подводная лодка займет свое достойное место, но для этого надо напрячь силы партийной и комсомольской организаций. Ругань это не единый боевой коллектив, нужно просмотреть все недостатки и дружно их устранить. В БЧ-V имеется много случаев недисциплинированности. Гребенников сказал, что торпеда не была выведена из строя, но он ничего не сказал о том, что он предпринял, как коммунист, специалист и старшина группы торпедистов, чтобы обеспечить качество подготовки, поставить на место людей. По докладу военкома можно сделать вывод партийная организация своевременно ставит этот вопрос, у нас есть еще такие условия, при которых могут появляться нездоровые настроения. Коммунисты должны занять свои ведущие места.»
Сергей Лысов: «Я не ожидал, что собрание пройдет на таком низком уровне. Полагал, что будут более острые самокритичные выступления со стороны товарищей Суслова, Жукова, Глобенко. Сегодняшнее собрание должно закончиться решительными сдвигами в [54] сторону улучшения дисциплины и в этом направлении коммунисты должны начинать работу с завтрашнего дня. Мы будем привлекать к ответственности коммунистов, которые не борются за авангардную роль, за укрепление революционной воинской дисциплины. Наша парторганизация должна заявить новому командиру, что мы станем на свои места и приведем корабль и личный состав в образцовый порядок».
Так состоялось первое знакомство Николая Лунина с экипажем «К-21».
10 января погибла подводная лодка «М-175» |