11. Политическое обеспечение операции
При организации политического обеспечения учитывался ряд особенностей обстановки, в которой подготавливалась и должна была проводиться наступательная операция.
Необходимо было учитывать, что наступательная операция фронта должна была осуществляться на окружение и уничтожение численно превосходившего противника, что операция должна была развиваться в тяжелых зимних условиях и в высоких темпах. Все это должно было предъявить к войскам повышенные требования.
При организации партийно-политической работы учитывались также состав войск и их морально-политическое состояние. Личный состав войск, привлекаемых для наступления, имел различный боевой опыт. Большая часть личного состава впервые должна была принять участие в наступательных действиях. К началу подготовки операции весь личный состав фронта был охвачен величайшим подъемом, царившим в войсках в результате успешного завершения контрнаступления под Сталинградом. [50] Солдаты, офицеры и генералы фронта, как и весь советский народ, еще раз убедились в силе и несокрушимости Советской Армии, верили в гениальность стратегического руководства Ставки Верховного Главнокомандования, в силу советской боевой техники.
Вся партийно-политическая работа в подготовительный этап операции была направлена на обеспечение выполнения приказа товарища Сталина № 345 от 7 ноября 1942 г. В этом приказе товарищ Сталин указал советскому народу и его армии на то, что «мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти»{30}. Товарищ Сталин потребовал от Советской Армии всемерно укреплять железную воинскую дисциплину, строжайший порядок и единоначалие, а также настойчиво готовить сокрушительный удар по врагу. От успешного решения этих задач, указывалось в приказе, «зависит разгром немецко-фашистской армии, очищение советской земли от гитлеровских захватчиков!»{31}.
Доведение этого приказа, а также пропаганда боевых успехов и опыта боев Советской Армии под Сталинградом должны были явиться основным содержанием партийно-политической работы в подготовительном этапе операции.
«Равнение на героических воинов Сталинграда!» таков был лозунг, пронизывавший все стороны боевой и политической подготовки войск.
Командиры, политические органы и партийные организации Воронежского фронта правильно понимали свою задачу и проделали большую работу по политическому обеспечению предстоявшего наступления.
План политического обеспечения подготавливаемой операции, разработанный политуправлением фронта в соответствии с боевыми задачами, предусматривал мероприятия как организационного характера, так и мероприятия в отношении пропагандистской и агитационной работы.
Планом предусматривалось в первую очередь организационное укрепление ротных партийных и комсомольских организаций. К началу боевых действий число коммунистов и комсомольцев в стрелковых частях фронта составляло около 35% всего личного состава (в том числе 15%: коммунистов). Среди офицерского состава фронта процент коммунистов и комсомольцев был еще больше и по различным соединениям колебался в пределах от 50 до 80%. Создание и пополнение ротных партийных и комсомольских организаций шло в основном за счет приема в партию и в комсомол новых членов и кандидатов из числа лучших бойцов и командиров. В течение декабря партийными организациями фронта было принято в члены и кандидаты партии около 6000 человек, в том числе почти 2000 человек в члены партии. Кроме того, укрепление ротных партийных организаций шло за счет перераспределения коммунистов между строевыми подразделениями, а также за счет перевода коммунистов из тыловых частей и учреждений в строевые подразделения.
Особое внимание при расстановке партийно-политических сил было уделено доукомплектованию до штатного состава политорганов и созданию резерва политработников. Большая работа также была проведена и по подготовке резерва парторгов и комсоргов рот.
Для оказания непосредственной помощи командирам, политорганам и партийным организациям 3-й танковой и 40-й армий в организации партийно-политической работы на весь период подготовки и ведения наступательной [51] операции политуправлением фронта в соединения и части этих армий была послана группа работников политуправления в количестве 56 человек. С этой же задачей политотдел 40-й армии направил в войска 75 политработников.
Большое внимание было уделено подготовке внештатных агитаторов.
В области пропагандистской и агитационной работы главная задача на подготовительном этапе состояла в доведении до сознания каждого солдата сталинского требования быть в готовности нанести сокрушительный удар по врагу. Политическая агитация была подчинена обеспечению успешного выполнения боевых приказов командования, воспитанию у солдат и офицеров наступательного порыва и ненависти к врагу, укреплению веры в неизбежность нашей победы, сплочению личного состава вокруг Коммунистической партии.
Во всех армиях фронта, готовившихся к наступательной операции, были проведены двухдневные семинары начальников политотделов и заместителей командиров соединений по политической части, на которых обсуждался вопрос о задачах и мероприятиях по политическому обеспечению предстоявшего наступления.
Большая работа была проделана по изданию различного рода листовок, обращений и памяток. Военным Советом и политуправлением фронта в течение двух последних месяцев перед наступлением было издано 17 различных листовок и обращений общим тиражом в 1 млн, 84 тыс. экземпляров и 12 памяток тиражом в 330 тыс. экземпляров. В связи с предстоявшим наступлением было выпущено три специальных номера фронтовой газеты «За честь Родины».
Особенно большое место в агитационной работе уделялось воспитанию у личного состава чувства ненависти к врагу. Формы агитационной работы по воспитанию чувства ненависти к врагу были разнообразны. Например, в 40-й армии этой задаче была посвящена и специально организованная выставка. Эта выставка посещалась агитаторами и пропагандистами армии, которые широко и умело использовали в своей повседневной работе материалы выставки, равно как и ранее изданные листовки, памятки и обращения.
Была усилена и пропагандистская работа в войсках. Для обслуживания частей и соединений квалифицированными лекциями и докладами были выделены все лучшие пропагандистские силы политотделов армий и политотделов соединений.
Большую роль в подготовке солдат и офицеров к предстоявшему наступлению сыграла фронтовая и армейская печать. В газетах, как в ежедневных фронтовых и армейских, так и в ротных боевых листках, широко пропагандировалась поставленная товарищем Сталиным перед Советской Армией боевая задача «Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти». В сознание бойцов и командиров внедрялась мысль о том, что выполнение священной цели советского народа очищение родной земли от немецко-фашистских захватчиков зависит от их упорства и стойкости, от воинского умения и смелости, от их готовности выполнить свой долг перед Родиной. Пропаганде воинского мастерства особенно большое место уделяла газета 40-й армии «За победу». Из номера в номер газета помещала материалы, которые учили бойцов искусству наступления. В газете имелся специальный отдел под рубрикой «Советы бывалого воина», в котором газета передавала боевой опыт молодым, еще не бывавшим в боях солдатам.
В своей работе по подготовке войск к наступательным действиям командиры, партийные организации и политорганы серьезное внимание обращали на изучение и популяризацию боевого опыта, накопленного [52] Советской Армией в период контрнаступления под Сталинградом. Примером этому может служить статья под названием «Вертикальный маневр в бою», которая в связи с ее большой популярностью дважды была опубликована газетой 2-й воздушной армии «Крылья победы». В этой статье, явившейся предметом широкого обсуждения и изучения, летчик-истребитель гвардии майор Клешов, исходя из анализа конструктивных особенностей вражеских самолетов «мессершмитт» и личного боевого опыта, рекомендовал наиболее целесообразные приемы ведения боя с противником в невыгодных для него условиях.
В партийно-политической работе в соединениях и частях 2-й воздушной армии большое внимание обращалось и на обеспечение успешных действий воздушной разведки. Армейская газета 2-й воздушной армии широко популяризировала опыт лучших воздушных разведчиков. Агитаторы, изучив боевой опыт лучших экипажей-разведчиков, рассказывали в проводимых беседах о предполетной подготовке этих экипажей, о выборе ими маршрута, о мерах предосторожности против истребителей и зенитного огня противника. Агитаторы призывали умело использовать опыт мастеров воздушной разведки.
В период осуществления перегруппировок и сосредоточения войск огромная партийно-политическая работа была проведена командным составом, партийными организациями и политорганами по обеспечению маршей. В 3-й танковой армии наиболее распространенными и действенными формами работы на марше являлись индивидуальные и групповые беседы с членами экипажей, политинформации, митинги. Командиры требовали от танкистов сбережения и правильной эксплоатации боевой техники и вооружения, полной боевой готовности экипажей. На обеспечение выполнения этих задач и была направлена вся партийно-политическая работа в войсках 3-й танковой армии на марше. Темами бесед, которые были проведены с танкистами, были: «Как водить боевые машины в зимних условиях по пересеченной местности», «Маскировка и скрытность подхода условие успешного выполнения боевой задачи», «Наблюдение на марше» и т. п. По этим вопросам командиры и политработники во время бесед организовывали обмен опытом. Бывалые механики-водители и командиры боевых машин рассказывали о своем опыте молодым танкистам.
С прибытием танковых частей армии к месту сосредоточения центр тяжести партийно-политической работы был перенесен на обеспечение выполнения приказов командования и приведение в порядок материальной части и подготовку экипажей к предстоявшим боевым действиям. Непосредственно перед началом боя во взводах вышли боевые листки, в которых рассказывалось о героических делах танкистов части, давались советы, как вести себя в бою.
Учитывая, что успех наступательной операции в значительной степени зависит от правильного материального обеспечения войск и четкой работы всех органов тыла, политуправление фронта направило своих представителей во все звенья тыла. Представители политуправления фронта находились на железнодорожных станциях, на которых происходила разгрузка прибывавших войск и материальных средств, а также на фронтовых и армейских базах.
Партийно-политическая работа в подготовительном этапе была завершена повсеместными митингами перед боем, которые явились одной из лучших форм мобилизации моральных сил солдат и офицеров перед решительным ударом по врагу.
В результате всей партийно-политической работы, проведенной командирами, политорганами и партийными организациями в течение [53] подготовительного этапа операции, войска Воронежского фронта были полны решимости выполнить приказ Верховного Главнокомандующего товарища Сталина и нанести сокрушительный удар по врагу. Весь личный состав войск фронта рвался в бой. Многочисленные примеры массового героизма и личной храбрости, проявленные солдатами и офицерами фронта в ходе наступления, явились ярким свидетельством высокого политико-морального состояния войск Воронежского фронта.