Содержание
«Военная Литература»
Военная история

10. Материальное обеспечение операции

(Схема 11)

В предстоявшем наступлении перед тылом фронта стояли весьма ответственные задачи, вытекавшие из задач, возложенных на войска фронта.

Согласно решению командующего фронтом предусматривалось накопить в течение подготовительного этапа 3–3,5 боевых комплекта боеприпасов, 5 заправок горюче-смазочных материалов, а также создать 10-суточный запас продовольствия и фуража. Для накопления такого количества материальных средств необходимо было проделать большую работу, так как обеспеченность войск к началу подготовительного этапа операции составляла: по боеприпасам — 1–2 боевых комплекта, по горюче-смазочным материалам — от 0,3 до 2,2 заправки (по различным видам горючего).

Организация тыла к началу наступательной операции была следующей. Фронт базировался на три железнодорожных участка: (иск.) Ртищево — Тамбов — Мичуринск — Грязи; Грязи — Оборона — (иск.) Поворино; Тамбов — Обловка — (иск.) Балашов. Кроме того, на железнодорожном участке Поворино — Таловая и железнодорожной ветке Таловая — Калач фронт мог использовать две пары поездов в сутки. Остальная пропускная способность этих дорог была предоставлена Ставкой Верховного Главнокомандования Юго-Западному фронту.

В связи с тем, что основная часть централизованных транспортов поступала с северного направления через Ряжск, Кочетовку, распорядительная станция фронта № 9 со станции Тамбов была переведена на станцию Кочетовка. В целях обеспечения войск левого крыла фронта на станции Борисоглебск была развернута распорядительная станция фронта № 10.

Следовательно, наличие во фронте двух распорядительных станций, развернутых на двух выходных направлениях — на Мичуринск и на Поворино, [46] — обеспечивало нормальные условия для базирования фронта при сравнительно широкой полосе его действий.

40-я армия базировалась на железнодорожные участки (иск.) Таловая — Лиски и Придача — Лиски, а также на железнодорожную ветку Графская — Анна. Полевая армейская база 40-й армии № 24 располагалась на станции Хреновое. Полевые армейские склады 40-й армии были развернуты на железнодорожном участке (иск.) Таловая — Икорец. Отделения полевых армейских складов для обеспечения войск ударной группировки были развернуты в районе станции Давыдовка. На станции Давыдовка и Колодезная, являвшиеся конечными выгрузочными станциями, материально-технические средства подавались летучками в ночное время.

18-й отдельный стрелковый корпус базировался совместно с 40-й армией на железнодорожный участок фронта (иск.) Таловая — Бобров, а также использовал для подвоза грузов узкоколейную железнодорожную ветку Бутурлиновка — Мал. Кисляй. Склады, предназначенные для обеспечения ударной группировки корпуса, были развернуты фронтом на станции Бобров. Для обеспечения соединений левого фланга корпуса отделения этих складов были выдвинуты на грунт в Лосево и Шестаково.

3-я танковая армия базировалась на железнодорожную ветку Таловая — Калач, имея одну станцию снабжения — на станции Бутурлиновка. Головное отделение полевой армейской базы было развернуто на грунте в районах Цапково, Тал, Кантемировки.

7-й кавалерийский корпус получал все материальные средства с армейских складов 3-й танковой армии. С развитием операции было предусмотрено осуществлять подвоз материальных средств корпусу автотранспортом фронта. В ходе операции всего было направлено 7-му кавалерийскому корпусу три автоколонны с боеприпасами, горючим и продовольствием (по 20 автомашин в каждой автоколонне).

Следовательно, железнодорожный подвоз для всех трех ударных группировок фронта должен был осуществляться главным образом по железнодорожному участку Поворино — Таловая, который использовался совместно с Юго-Западным фронтом. Подача же грузов по участку Графская — Придача — Лиски по условиям обстановки была возможной только в ночное время.

Организация оперативного тыла в исходном положении характеризовалась максимальным приближением тыловых частей и учреждений к войскам. Фронтовые тыловые части и учреждения размещались в армейском тыловом районе, армейские — в войсковом тыловом районе. При общей глубине армейского тыла до 180 км и фронтового более 550 км удаление тыловых учреждений от линии фронта было следующее: фронтовых распорядительных станций — 180 км, ближайших к войскам фронтовых складов — 110 км.

Наличное количество военно-автомобильных дорог, а также войсковых путей подвоза и эвакуации могло обеспечить планомерный подвоз материальных средств в войска и эвакуацию раненых и техники (схема 11). В более трудном положении находились войска южной группировки фронта, где расстояние подвоза по грунту от полевой армейской базы до войск составляло в исходном положении 150 км, а с развитием наступления и выходом соединений 3-й танковой армии и 7-го кавалерийского корпуса в районы Алексеевки и Валуек увеличивалось почти вдвое.

Следует отметить, что обычные задачи дорожных частей по содержанию и обслуживанию грунтовых дорог в проезжем состоянии для [47] автотранспорта в условиях зимнего времени усложнялись необходимостью постоянно расчищать эти дороги от снежных заносов, особенно обильных в зиму 1942/43 г. Так, например, только за период с 1 по 5 января было очищено от снега более 1000 км дорог, устроено более 500 км снежных валов и стенок, установлено 10000 шт. щитов и свыше 3500 указательных вех. Для выполнения указанных работ привлекалось и местное население.

Для обслуживания армейских военно-автомобильных дорог 40-я армия имела три дорожных батальона{25}; 18-й стрелковый корпус имел два батальона{26}; 3-я танковая армия — один военно-дорожный отряд четырехротного состава и один дорожностроительный батальон{27}. Для обслуживания фронтовых грунтовых путей сообщения были выделены три военно-дорожных отряда и один дорожностроительный батальон, которые вполне обеспечивали нормальную эксплоатацию грунтовых путей сообщения в исходном положении и которых могло оказаться недостаточно с развитием операции.

Обеспеченность фронта и армий средствами подвоза к началу операции была недостаточной. Особенно тяжелое положение было в 3-й танковой армии. Для подвоза материальных средств армия имела в общей сложности 272 автомашины и 88 автоцистерн{28}. Значительное количество машин требовало капитального и текущего ремонта. Кроме того, в связи с изношенностью автомашин происходил большой перерасход горюче-смазочных материалов. Гужевого армейского транспорта, который в то время являлся немаловажным средством подвоза, армия не имела. Войсковой автомобильный и гужевой транспорт был в большом некомплекте. Конский состав, ввиду слабой упитанности, не выдерживал средних норм нагрузки, особенно при совершении форсированных маршей. С целью ликвидации этого узкого места командование 3-й танковой армии было вынуждено привлечь для подвоза материальных средств в период подготовки операции часть автомобильного транспорта мотострелковых бригад танковых корпусов.

Медицинское обеспечение операции было организовано следующим образом. Госпитальная база фронта была развернута на двух эваконаправлениях. Первый эшелон госпитальной базы фронта находился в районе Боброва, второй эшелон — в районах Новохоперска и Тамбова. Эвакуация больных и раненых из госпиталей первого эшелона госпитальной базы фронта в Боброве должна была производиться санитарными летучками фронта и 40-й армии. В распоряжении начальника тыла фронта имелась 13-я отдельная санитарная авиационная эскадрилья (всего девять самолетов), которая могла использоваться как для эвакуации раненых, так и для подачи медикаментов и консервированной крови во фронтовые госпитали.

Госпитальная база 40-й армии была развернута в одном эшелоне в районе станции Давыдовка на удалении 20–25 км от линии фронта. Резерв госпитальной базы 40-й армии находился в районе Верх. Икорец, Ильич, на удалении 45 км от линии фронта. Дивизионные медико-санитарные батальоны были свернуты и должны были развернуться только на правом берегу Дона. До их развертывания эвакуация больных и раненых из полковых пунктов медицинской помощи должна была производиться дивизионными средствами непосредственно в армейские госпитали [48] первой линии. Эвакуация раненых из армейских госпиталей должна была производиться временными военно-санитарными поездами и санитарными летучками.

Для медицинского обеспечения войск 18-го стрелкового корпуса были развернуты хирургические полевые подвижные госпитали первой линии в Ниж. Кисляе и Воронцовке, на удалении 30 км от линии фронта, а также несколько госпиталей фронта в районе станции Бобров.

Госпитальная база 3-й танковой армии была развернута в двух эшелонах. Первый эшелон был развернут в Воронцовке, Верх. Гнилуше и Цапково, т. е. на трех направлениях; второй эшелон — в районе станции Бутурлиновка, в удалении до 150 км от линии фронта. Эвакуация раненых из госпиталей 3-й танковой армии возлагалась на специальную оперативную группу фронтового эвакоприемника, которая должна была осуществлять эвакуацию больных и раненых санитарными летучками фронта по дороге Бутурлиновка — Таловая — Новохоперск — Поворино в госпитальную базу фронта в Борисоглебске.

Особое внимание при организации медицинского обеспечения было обращено на предупреждение обмораживания раненых и больных, для чего были приняты меры для быстрого выноса с поля боя раненых и развернута сеть обогревательно-питательных пунктов на путях эвакуации силами полевых госпиталей.

В результате принятия мер по накоплению материальных средств обеспеченность фронта боеприпасами перед началом операции оказалась следующей: боеприпасы к стрелковому вооружению — от 2,4 до 3,2 боевого комплекта, мины — от 1,3 до 3,0 боевых комплектов, боеприпасы к противотанковой артиллерии (45-мм калибра) — 5,0 боевых комплектов, боеприпасы к орудиям калибра от 76 мм до 122 мм — от 2,6 до 4,2 боевого комплекта, боеприпасы к 152– и 203-мм орудиям — 5,0 боевых комплектов и боеприпасы к зенитной артиллерии — от 2,3 до 9,0 боевых комплектов.

Если из общего количества накопленных боеприпасов фронта в 40-й армии и 18-м стрелковом корпусе в войсках и на армейских складах был создан достаточный запас боеприпасов{29}, позволивший начать операцию своевременно, то в 3-й танковой армии к началу операции создалось весьма тяжелое положение как с боеприпасами, так и с другими основными видами снабжения.

Материальная обеспеченность армии к началу операции показана в табл. 11.

Таблица 11. Материальные запасы 3-й танковой армии к началу операции

Номенклатура Всего в армии В том числе
на армейских складах в войсках
Боеприпасы (в боекомплектах)
Патроны винтовочные 2,0 0,25 1,75
Патроны ПТР 1,7 0,2 1,5
Ручные гранаты 1,75 0,25 1,50 [49]
Мины 50-мм 1,66 1,4 0,26
Мины 82-мм 1,85 1,4 0,45
Мины 120-мм 1,55 1,3 0,25
Выстрелы 45-мм 2,3 0,7 1,6
Выстрелы 76-мм ПА 1,65 0,1 1,55
Выстрелы 76-мм ДА 2,2 0,15 1,05
Выстрелы 122-мм 1,1  — 1,1
Выстрелы 152-мм 1,7  — 1,7
Горюче-смазочные материалы (в заправках)
Авиабензин 2,0 0,2 1,8
Автобензин 4,3 2,5 1,8
Дизтопливо 2,7–5,3 0,8 0,9–4,5

Приведенная таблица довольно наглядно показывает, что в материальном отношении войска 3-й танковой армии к началу операции были обеспечены совершенно недостаточно.

Таким образом, следует отметить, что к началу наступательной операции подготовка ее в материальном отношении не была полностью завершена. Если в 40-й армии и 18-м стрелковом корпусе был создан необходимый для проведения операции запас материальных средств, то в войсках и на армейских складах 3-й танковой армии созданных запасов было явно недостаточно. Это послужило одной из причин перенесения срока начала наступления с 12 на 14 января. Однако и к этому времени положение с материальной обеспеченностью войск 3-й танковой армии улучшилось незначительно. Армия была вынуждена вступить в операцию, имея ограниченное количество материальных средств, что создавало дополнительные трудности для войск при решении поставленных задач. Учитывая последнее обстоятельство, Ставка Верховного Главнокомандования разрешила Воронежскому фронту для обеспечения 3-й танковой армии использовать часть материальных средств, находившихся на армейских складах 6-й армии Юго-Западного фронта.

Дальше