Содержание
«Военная Литература»
Военная история

5. Организация авиационного наступления

Согласно плану боевого применения 2-й воздушной армии (командующий армией генерал-майор авиации Смирнов К. Н.), утвержденному командующим Воронежским фронтом 29 декабря 1942 г., на авиацию возлагались следующие задачи в наступательной операции.

В период подготовки наступления авиация должна была: вести непрерывную воздушную разведку; прикрывать районы сосредоточения ударных группировок фронта; ударами ночных бомбардировщиков уничтожать материальную часть самолетов на аэродромах противника в районах Уразово, Иловское, Евстратовское; ночными действиями одиночных самолетов нарушать железнодорожное движение на участках Старый Оскал — Валуйки и Острогожск — Вялуйки; нарушать управление войсками, нанося удары по штабам и узлам связи противника.

В период артиллерийской подготовки атаки планировалось нанесение ударов штурмовой авиацией по дивизионным и корпусным резервам противника.

В ходе наступления авиация должна была штурмовыми действиями на поле боя оказывать непрерывную поддержку пехоте и танкам при прорыве ими обороны противника; прикрывать подвижные войска в исходных районах, при вводе их в сражение и при действиях в оперативной глубине; наносить удары по резервам противника, а также по отходившим его частям; продолжать наносить удары по неприятельским аэродромам, железнодорожным участкам; во взаимодействии с наземными войсками наносить удары по окруженным группировкам врага; продолжать вести воздушную разведку.

К началу наступательной операции в состав 2-й воздушной армии входили 205-я и 269-я истребительные, 227-я и 291-я штурмовые авиационные дивизии, 208-я дивизия ночных бомбардировщиков и 50-й корректировочный разведывательный авиационный полк. Общее количество самолетов в армии, которое могло быть привлечено для участия в наступательной операции, составляло 208 самолетов, в том числе: истребителей 51, штурмовиков 57, бомбардировщиков 8, ночных бомбардировщиков 80 и разведчиков 12. Соотношение сил в воздухе к началу операции было на стороне противника примерно в полтора раза. При этом противник имел значительное преимущество в бомбардировочной авиации (до 200 бомбардировщиков противника против 8 бомбардировщиков 2-й воздушной армии). Следовательно, сравнительно ограниченный боевой состав авиации и большой объем задач, возложенных на 2-ю воздушную армию, требовали от авиации большого напряжения в боевой работе, умелого использования наличных сил, высокого мастерства личного состава, а также и максимального приближения аэродромов к линии фронта. [33]

К началу операции авиация 2-й воздушной армии была перебазирована на аэродромы, находившиеся на удалении в среднем 30–50 км от линии фронта.

Согласно плану боевого применения авиации она была разделена на две группы: северную и южную. Северная группа в составе 269-й истребительной и 291-й штурмовой авиационных дивизий (всего 64 самолета) базировалась на аэродромы в районе Каширское, Масальское, Верейский, совхоз Степной. Она предназначалась для обеспечения боевых действий 40-й армии и 18-го стрелкового корпуса (схема 14).

Южная группа в составе 205-й истребительной я 227-й штурмовой авиационных дивизий и оперативно подчиненных ей двух авиационных полков ночных бомбардировщиков (всего 78 самолетов) базировалась на аэродромы в районах Рудаева, Титаревка и совхоз Момотов, совхоз Красный Октябрь. Она должна была обеспечивать боевые действия 3-й танковой армии и 7-го кавалерийского корпуса.

В непосредственном распоряжении командующего 2-й воздушной армией была оставлена 208-я авиационная дивизия ночных бомбардировщиков (без двух полков).

В целях наиболее тесного взаимодействия с ударными группировками фронта штабом 2-й воздушной армии были организованы два вспомогательных пункта управления (ВПУ), которые располагались совместно с командными пунктами 40-й и 3-й танковой армий.

Руководство боевыми действиями авиации северной и южной групп должно было осуществляться заместителями командующего 2-й воздушной армией, которые должны были находиться на вспомогательных пунктах управления с несколькими штабными офицерами и необходимыми средствами связи. Офицер связи штаба 2-й воздушной армии был также выделен и на командный пункт 18-го стрелкового корпуса.

Постановка боевых задач авиации на первые два дня была осуществлена командующим воздушной армией в масштабе фронта. В последующие дни задачи авиационным группам должны были ставиться непосредственно командующими общевойсковыми армиями через представителей, которые находились на ВПУ этих групп. Командующий воздушной армией через свой штаб должен был координировать боевые действия обеих групп в зависимости от развития боевых действий наземных войск. Связь ВПУ авиационных групп со штабом воздушной армии должна была осуществляться через командный пункт штаба фронта. Вызов авиации на поле боя и изменение боевых задач должны были происходить через ВПУ соответствующей группы, которые имели непосредственную связь с дивизиями. Такой способ вызова авиации непосредственно с аэродромов ускорял появление самолетов над целями.

В течение подготовительного этапа операции авиация выполняла поставленные ей задачи в соответствии с планом боевого применения 2-й воздушной армии.

Однако напряжение боевых действий авиации в этот период было сравнительно небольшим, не превышая 300 самолето-вылетов, и не могло, следовательно, иметь серьезных оперативных результатов.

Дальше