Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XV.

Боевые действия подводных лодок в северной части Тихого океана

В то время как японцы находились в теплых водах центральной и юго-западной части Тихого океана, американские и канадские силы «не давали возможности замерзать алеутским водам». На протяжении всей зимы 1942/43 года постоянно прилагались усилия .к уничтожению баз противника на островах Кыска и Атту. Корабли военно-морского флота продолжали боевые действия, базируясь на Датч-Харбор. Военно-воздушные силы совершали систематические рейды со своих передовых алеутских баз. И только суровая погода иногда прерывала боевую деятельность подводных лодок.

В период наиболее ожесточенных боев на Гуадалканале командование все же нашло нужным усилить соединение подводных лодок в Датч-Харборе. 2 октября 1942 года сюда прибыла подводная лодка «Кашалот», а тремя неделями позднее — «Дельфин». Эти подводные лодки хотя и редко встречались с противником в районах холодного архипелага, но они увеличили подводную угрозу и усилили боевую мощь соединения лодок в Датч-Харборе.

Постоянное наблюдение за базами противника, э также за морскими коммуникациями на севере, идущими из Японии, было трудной задачей в условиях суровой зимы 1943 года. Непрерывные ветры, сильные штормы, приливы и туманы затрудняли плавание. Всплывать на поверхность для зарядки батарей приходилось независимо от условий погоды, даже в очень сильные штормы, когда в отдельных случаях лодку кренило на 65°. Это было тяжелым испытанием для подводников. Из-за шторма подводные лодки часто теряли контакт с кораблями противника.

Американские военно-морские и сухопутные силы к концу января 1943 года заняли остров Амчитка, получив возможность создать там аэродром, находящийся всего лишь в 65 милях от острова Кыска. Строительство взлетно-посадочных полос аэродрома было закончено к середине февраля, американские самолеты начали совершать налеты на острова Кыска и Атту. Вскоре Кыска был окружен. Во время начала операции по окружению Атту 19 февраля остров был обстрелян соединением крейсеров и эскадренных миноносцев.

В этот период японский конвой под сильным прикрытием успешно производил переброску подкреплений с острова Парамушир (северная часть Курильских островов) на остров Атту. В связи с этим несколько подводных лодок пыталось перерезать японские коммуникации. Надводные корабли, действуя в этом районе, остановили движение транспортов противника. Патрулируя к юго-востоку от Командорских островов (советская территория), надводные корабли обнаружили при помощи радара утром 27 марта японский конвой, направлявшийся к Атту. Конвой под командованием адмирала Хосогая имел сильное эскортное прикрытие. Очевидно, японцы, увидев приближавшиеся американские военные корабли, приняли их вначале за свои. Завязавшийся бой закончился поражением японцев. Их флагманский корабль «Нати» был полностью выведен из строя, а несколько других получили серьезные повреждения. В свою очередь японцы артиллерийским [185] огнем повредили американский крейсер «Солт-Лэйк-Сити» и эскадренный миноносец «Бэйли». Но, опасаясь, что к месту боя могут прибыть американские самолеты, японский конвой вынужден был вернуться назад в район Парамушира.

Это был последний японский конвой, шедший на Алеутские острова. После этого японцы возложили задачи по снабжению гарнизонов на островах Атту и Кыска на подводные лодки. В июне 1942 года 13 японских лодок содействовали вторжению на Алеутские острова, теперь же они должны были перевозить подкрепления гарнизонам островов.

Высадку войсковых подкреплений на острова осуществляли не только японские подводные лодки. Подобные задачи решали в начале апреля 1943 года и американские подводные лодки.

Подводная лодка «Наутилус» проводила учение в Пирл-Харборе, а «Нарвал» — в Сан-Диего (Калифорния) с 7-м разведывательным отрядом из 105 рядовых и офицеров.

20 апреля подводная лодка «Нарвал» вышла в Датч-Харбор. Предварительно было произведено некоторое переустройство, позволяющее разместить большое количество личного состава. Запасные торпеды и торпедные стеллажи пришлось убрать, чтобы освободить место для деревянных и парусиновых сидений. Поступление свежего воздуха всегда считалось радостью для команды после длительного нахождения под водой. В подводном положении проблема очистки воздуха частично разрешалась путем использования поглотителей углекислоты.

27 апреля подводные лодки «Нарвал» и «Наутилус» с десантниками на борту прибыли в Датч-Харбор. Там проводились объединенные учения по высадке десанта, и к 1 мая лодки были уже в море на пути к Атту. Туда же направлялось оперативное соединение, состоявшее из линейных кораблей [186] «Айдахо», «Пенсильвания» и «Невада», эскортного авианосца «Нассау», большого числа эскадренных миноносцев и войсковых транспортов. Десантной операцией руководил контр-адмирал Томас Кинкэйд.

Из-за неблагоприятной погоды высадку десанта пришлось отложить на три дня; кораблям, вышедшим в открытое море, приходилось пробиваться сквозь туманы и пургу. Подводные лодки маневрировали, ориентируясь на то или иное судно.

Наконец, в ночь на 11 мая был отдан приказ о высадке. С подводных лодок первыми высадились разведчики. Они пересели в резиновые лодки и направились к берегу, едва различимому в условиях очень малой видимости. Обе разведывательные партии спешно высадились на остров.

Бой за Атту продолжался в течение трех недель. Окопавшись в горах, японцы держались настолько упорно, что американцы вынуждены были запросить подкреплений. Они получили дополнительно еще 12 000 человек. Оставшись без боеприпасов, японцы пытались удержаться, вступая в отчаянные рукопашные схватки и действуя ножами и штыками. Бои превращались в резню, однако к 30 мая все было кончено. Япония потеряла важную' военную базу на Алеутских островах.

Второго июня Атту был в руках американцев. Американцы потеряли при этом 550 человек убитыми и свыше 1100 ранеными. Японский гарнизон был фактически уничтожен.

Вторжение на Кыску намечалось на 15 августа. В районе Адака было сосредоточено около 100 кораблей с десантом из 29 000 американских и 5000 канадских войск с полным боевым вооружением.

Ожидая такой же примерно конец, как и на Атту, японцы заблаговременно покинули Кыску. Когда после сильной предварительной бомбардировки острова десантные силы вступили на берег, ни одного японца там не оказалось.

31 августа под прикрытием большого тумана японские быстроходные транспорты с помощью 15 подводных лодок эвакуировали весь гарнизон Кыски в район Парамушира.

Последствия алеутской кампании

В то время как американо-канадские силы осуществляли захват Атту и Кыски, подводные лодки из Датч-Харбора продолжали выходить в море для боевых действий против торговых судов и боевых кораблей Японии в районе Алеутских и Курильских островов.

В связи с окончанием алеутской кампании подводные лодки типа «S» прекратили боевые действия. В октябре они были разоружены: часть из них либо совершенно выводилась из строя, либо использовалась в качестве учебных кораблей. Одна из таких старых лодок успела нанести противнику весьма ощутимый удар. 10 августа 1942 года подводная лодка «S-44» потопила тяжелый японский крейсер «Како».

26 сентября лодка «S-44» вышла из Датч-Харбора в район северной части Курильских островов. В начале октября она была обнаружена разведывательным самолетом противника, который вынудил ее погрузиться, сбросив несколько глубинных бомб. Затем 7 октября ночью при помощи радара лодка установила контакт предположительно с небольшим торговым судном, пошла на сближение с ним для проведения надводной атаки. Когда дистанция достаточно сократилась, с лодки открыли орудийный огонь. Неожиданно последовал ответный артиллерийский залп; корабль, принятый в темноте за торговое судно, оказался эскадренным миноносцем.

Командир приказал немедленно прекратить стрельбу и погружаться, но быстро уйти на глубину не удалось. Один японский снаряд попал в центральный пост ниже ватерлинии, второй разорвался в рубке и третий попал [187] в отсек, где размещена носовая аккумуляторная батарея. В лодке возник пожар, и вода стала заполнять отсеки. Командир приказал покинуть корабль. Одновременно из люка аккумуляторного отсека был поднят белый флаг как сигнал о сдаче. Однако японцы сигнала не заметили, и миноносец продолжал вести артиллерийский огонь, пока лодка совсем не скрылась под водой.

Семь или восемь человек из команды успели выбраться из тонущей лодки, но только двое были подобраны миноносцем.

Их доставили на Парамушир, подвергли обычному допросу и направили как военнопленных на шахты в Асио. Вместе с другими военнопленными они были освобождены в конце войны силами союзников.

Аляска в безопасности

В связи с отступлением японцев с острова Кыска боевые действия на Алеутских островах фактически были закончены. Американская авиация получила базы в районе Парамушира. Северные тихоокеанские пути можно было держать под ударами наступавших подводных лодок и самолетов. Начатое в свое время японское наступление на Аляску превращалось теперь в наступление американцев в водах метрополии. Политические и военные руководители из числа ближайших советников японского императора начали понимать, что восходящее солнце прошло свой зенит. Мечта о расширении империи до Аляски оказалась неосуществимой. После занятия американцами Алеутских островов снималась угроза для Аляски.

Американские подводные силы, являясь инициаторами обороны Алеутских островов, могли гордиться своим участием в этой победе.

Действия подводных лодок в Атлантике

Пятидесятый дивизион подводных лодок, принимавший участие в операции «Торч» и действовавший в Бискайском заливе, ожидал новых приказаний в конце марта 1943 года. Порт Розенис (Шотландия), где дислоцировался дивизион, казался спокойной базой в сравнении с тем, что было в Северной Африке в связи с развернувшимися боевыми действиями по всему африканскому побережью Средиземного моря. Война в Шотландии ощущалась лишь в связи с затемнением и воздушными налетами. Гитлеровская крепость грозно возвышалась за Английским каналом, по ее нельзя было атаковать, не обеспечив безопасность в Северной Африке и Италии.

Бискайский залив таил большие неприятности. Однако союзники немногое могли сделать, чтобы воспрепятствовать попыткам испанцев действовать в интересах нацистской Германии. Подводные лодки, имея указания топить лишь те суда, которые относились к прорывателям блокады, оказались в весьма затруднительном положении в условиях боевых действий в районе испанского побережья.

После девяти боевых походов в Бискайском заливе шесть американских подводных лодок сосредоточились в базе № 2. Выявилось, что дизеля, установленные на лодках 50-го дивизиона, были довоенного типа и имели очень много неисправностей. Несмотря на отличное, казалось бы, качество продукции и умелые и опытные руки механиков и мотористов лодок, дизеля работали неудовлетворительно и, естественно, их нужно было заменить.

В апреле 1943 года подводные лодки «Хэддок» и «Хэйк» присоединились к 50-му дивизиону подводных лодок в Розенисе, сменив лодки «Ганел» и «Гарнард». Последним было приказано вернуться в США для замены изношенных дизелей.

В это время лодки дивизиона действовали у берегов Норвегии и Северной Исландии. Через несколько недель они были переброшены в среднюю часть Атлантики. В этих районах подводные лодки должны были действовать [188] против лодок противника, а также использоваться при боевых действиях в случае прорыва немцев из Норвегии.

Спустя несколько месяцев стало ясно, что держать 50-й дивизион подводных лодок в Атлантике не имеет смысла, так как там встречалось мало объектов для атаки. В соответствии с этим дивизион возвратился в США, а затем был направлен в Тихий океан, где подводная война была в полном разгаре.

Подводная война в Атлантике

В первой половине 1942 года потери торговых судов союзников, плавающих вдоль восточного побережья США, сильно возросли. Карибское море и Мексиканский залив были усеяны затонувшими танкерами и торговыми судами. В открытом океане суда подвергались также постоянным атакам немецких подводных лодок. В период с 1 января по 1 ноября 1942 года немецкие подводные лодки в Атлантике потопили около 878 судов союзников общим водоизмещением около 4 587 000 т.

В течение последних двух месяцев 1942 года потери уменьшились. Противолодочные средства союзников вступали в действие. Вторжение в Северную Африку обеспечило союзным войскам базы в Марокко и Дакаре, что давало возможность вести воздушное патрулирование в Южной Атлантике. Английские и американские силы, базировавшиеся в Англии, Гренландии и Исландии, все чаще и чаще наносили удары по противнику в Северной Атлантике. От Ньюфаундленда до Бразилии американская морская граница охранялась патрульными противолодочными судами и авиацией. В течение первых шести месяцев 1943 года ход войны в Атлантике решительно изменился. За этот период было потоплено 150 нацистских подводных лодок{17}.

Пытаясь уменьшить потери лодок от авиации, немецкий адмирал Дениц совершил, как известно, серьезную ошибку: он приказал снабдить подводные лодки зенитными орудиями. Но надводное оружие никогда не являлось мощным оружием подводников. Подводная лодка, пытавшаяся применять против самолета артиллерийский огонь, сама подвергалась атакам глубинными бомбами.

В одном отношении нацистский флот все же уступал союзникам. Превознося своих ученых, немцы оказались не в состоянии превзойти союзников в области технологии и лабораторных исследований. На основе уроков битвы за Атлантику будущие историки, безусловно, придут к выводу, что тотальное государство или правительство, требующее «регламентированного мышления», изолирует себя от мира науки.

Правительство, которое принуждает своих ученых мыслить в определенном направлении, идет неверным путем. В начале войны многие немецкие физики, химики и другие ученые были сразу же переодеты в военную форму. В декабре 1943 года адмирал Дениц издал совершенно секретный приказ, в котором содержался призыв к ученым: «Для победы важно, чтобы мы сделали все возможное в целях использования науки в интересах производства. Необходимо реконструировать подводную лодку, улучшив ее боевые качества».

В результате специально подобранные немецкие ученые были отозваны с фронта для оказания помощи в создании военно-морского научного управления. Оно походило на американский ученый совет, организованный адмиралом Кингом и состоявший из гражданских ученых. В ходе войны немецкое военно-морское научное управление не смогло опередить союзников в развитии [189] техники, и «несоответствие науки» предъявляемым требованиям способствовало поражению немцев в битве за Атлантику.

Борьба, происходившая между немецкими подводными лодками и противолодочными силами союзников, представляет собой интерес также и с точки зрения конкуренции в области изобретений и новых приемов.

Когда немецкие морские стратеги изобрели «волчьи стаи» для боевых действий подводного флота в районах, находящихся далеко от авиации, базирующейся на берегу, морские стратеги союзников противопоставили этому тактику посылки небольших эскортных авианосцев с самолетами для действий в море. Когда нацистские ученые изобрели акустическую торпеду, самонаводящуюся по шуму винтов корабля противника, изобретатели союзников создали прибор, имитирующий шум винтов. Прибор буксировался на соответствующем удалении за кормой корабля.

Немецкие ученые тщетно пытались помешать обнаружению лодок при помощи гидролокатора, пытаясь покрывать корпус лодки резиной. Когда эта защита оказалась неэффективной, они пытались свести на нет действие гидролокатора противника путем выбрасывания химических шашек, которые вызывали при соединении с водой бурное выделение газа, затрудняя работу гидроакустика по поиску и поддержанию контакта с обнаруженной лодкой.

В течение некоторого времени эти мероприятия немцев были эффективными, но союзники быстро раскрывали хитрость немцев и успешно осуществляли контрмеры.

В лаборатории союзников был сконструирован другой подводный детектор, который беспокоил немецкие подводные лодки. Это был буй, снабженный звуковым прибором и автоматическим радиопередатчиком, который подавал предупреждающий сигнал, когда подводная лодка, шедшая в подводном положении, находилась в поле действия буя.

Но существовал еще радар, от которого седели волосы у командиров немецких подводных лодок. Немецкие ученые пытались бороться и с ним, создавая экраны из мелких кусочков фольги с целью искажения импульсов, посылаемых радиолокационными станциями обнаружения. Ответом союзников было тщательное обучение специалистов отличать по отраженному импульсу действительную и ложную цель.

В ходе войны немецкие ученые применили шнорхель. Это труба, через которую поступает воздух для дизелей. Она дает возможность работать дизелям во время хода на перископной глубине. Шнорхель обеспечивал скрытность и исключал необходимость всплытия лодки на поверхность для зарядки батарей. Шнорхель являлся наиболее важным изобретением в подводном флоте. Но он появился слишком поздно и не мог уже спасти немецкие подводные лодки от неизбежного поражения.

В период между июлем 1943 и июнем 1944 года противолодочными судами союзных сил было потоплено 199 немецких лодок. Сверхчеловеческими усилиями немцы смогли бы восстановить потери за счет строительства новых подводных лодок. Но никакими усилиями не могли быть заменены погибшие опытные командиры и экипажи лодок. К моменту окончания войны, то есть ко дню капитуляции нацистов, всего было потоплено около 780 немецких подводных лодок, при этом погибло приблизительно 30 000 подводников.

Заглядывая в историческое будущее, можно сказать, что эти цифры не умаляют достоинств немецких подводных лодок как машины разрушения.

В Атлантике немецкие подводные лодки уничтожили почти 3000 судов союзников общим водоизмещением примерно 14 000 000 т.

Нельзя сказать, что это особенно повлияло на все торговое судоходство союзных сил, но все же немцы нанесли значительный удар английскому торговому флоту в начале войны. Американцы потеряли в результате действия немецкого подводного флота 4 миноносца, 5 сторожевых катеров береговой охраны и эскортный авианосец «Блок Айленд». [190]

В конце войны адмирал Денпц пытался оправдываться. Он заявил, что Гитлер не подготовил условия для ведения подводной войны с англо-саксонскими странами. Для осуществления подобной войны надо было бы иметь к ее началу в боевой готовности 1000 подводных лодок. Нацистский адмирал охарактеризовал радар как наиболее опасного врага подводных лодок.

Противолодочные силы Соединенных Штатов Америки получили наибольший практический опыт в Атлантике. Американские подводные лодки сыграли значительную роль в приобретении этого опыта еще в то время, когда проводились учения и тренировки по программе, разработанной адмиралом Эдвардом перед войной. Программа ПЛО осуществлялась также в течение 1942–1943 годов.

Учебно-тренировочный центр

В апреле 1943 года в Атлантическом флоте была организована оперативная группа учебно-тренировочного центра под командованием контрадмирала Берри. Учебным центром эскортных и эскадренных миноносцев была выбрана база на Бермудских островах. Эскадренные миноносцы и подводные лодки, базировавшиеся на острове Орднанс, принимали участие в противолодочных учениях.

7-й дивизион подводных лодок, базировавшихся на Бермудах, был придан начальнику оперативной группы учебно-тренировочного центра. Подводные лодки 7-го дивизиона были укомплектованы опытными моряками.

Эскадренные и эскортные миноносцы, построенные на верфях Восточного побережья и Мексиканского залива, теперь посылались на Бермуды для отработки задач по противолодочной обороне.

Случалось, что в течение недели прибывало 10–12 новых кораблей. В связи с тем что программа была расширена, количество подводных лодок, принимавших участие в учениях и тренировках, увеличилось. Часто в них принимали участие подводные лодки союзных стран.

В связи с сокращением строительной программы эскортных миноносцев в начале 1945 года учебный центр на Бермудах уже не имел важного значения. Он был переведен в Гуантамано (Куба).

В июле 1943 года был организован отдел по испытанию и усовершенствованию противолодочных средств. В его функции входило оказывать помощь в усовершенствовании противолодочных мероприятий и средств. Деятельность подводных лодок заключалась в обеспечении испытания нового противолодочного оборудования и вновь разработанных противолодочных тактических приемов.

Отдел размещался на территории военно-морской авиабазы Куонсет (Род-Айленд), а испытания проводились на Лонг-Айленде. В 1944 году организовали филиал в Лондердэйл (Флорида), где метеорологические условия были исключительно благоприятными. Командующий подводными силами Атлантического флота предоставлял для этих целей подводные лодки, которые способствовали развитию противолодочных средств до конца войны.

Гибель подводной лодки «R-12»

Во время второй мировой войны в Атлантике погибли только две американские подводные лодки. Это было в 1943 году.

12 июня подводная лодка «R-12» в районе Ки-Вест (Флорида) должна была демонстрировать для офицеров бразильского флота практический выстрел торпедой. Подводная лодка готовилась к погружению. На мостике находился командир лодки, два офицера и три матроса. Около 12 час. 20 мин. послышался сигнал тревоги и на мостик поступило донесение о затоплении отсека носовой батареи. [191]

Командир немедленно отдал приказание продуть главные балластные цистерны и задраит! люки, но лодка стремительно погрузилась и затонула.

Все это произошло в течение 15 секунд. За исключением командира лодки, двух офицеров и трех матросов, находившихся с ними на мостике, остальная команда и два бразильских офицера погибли. Всего погибло 42 человека.

«R-12» затонула на глубине 180 м. Следственная комиссия не выявила причину потопления, но вполне вероятно, что гибель произошла от быстрого затопления лодки через открытый торпедный аппарат.

Гибель подводной лодки «Дорадо»

Подводная лодка «Дорадо», вторая лодка, которой суждено было погибнуть в Атлантике, 6 октября покинула Нью-Лондон (Коннектикут) и направилась в Панаму. После этого о ней не поступало никаких известий.

Командующий флотом США в своем донесении объяснил следственной комиссии три возможные причины гибели лодки: трагическая ошибка при погружении; действия противника; нападение дружественных сил (по ошибке).

Обычная практика ограничений бомбардировок в радиусе 15 миль от курса лодки при плавании в дружественных водах сохранялась.

Все, кого это касалось, были извещены о маршруте лодки. Однако патрульный самолет, назначенный комендантом военно-морской оперативной базы Гуантанамо для осуществления воздушного прикрытия конвоя, который должен был проследовать 12 октября в район курса «Дорадо», получил неверные инструкции об ограничении воздушных бомбардировок. Неопознанная подводная лодка была обнаружена вечером 12 октября.

Решив, очевидно, что это немецкая лодка, летчик самолета атаковал ее тремя глубинными бомбами. Около полуночи самолет обнаружил другую подводную лодку, которая не ответила на позывные сигналы и открыла огонь по самолету. Вероятно, это была одна из немецких подводных лодок, вооруженная зенитными орудиями.

Подводная лодка, атакованная глубинными бомбами двумя часами ранее, могла быть подводной лодкой «Дорадо». Вполне вероятно также, что «Дорадо» столкнулась с немецкой подводной лодкой в Карибском море. Недостаточные свидетельские показания вынудили следственную комиссию признать, что причина гибели подводной лодки осталась неизвестной. Вероятно, где-то в Атлантике либо в бою у Кубы лодка погибла вместе со всем экипажем.

Французские и итальянские подводные лодки на учениях и тренировках

В конце 1943 года две французские подводные лодки были специально оборудованы и принимали участие в противолодочных учениях, проводимых под руководством США.

После вторжения союзников на Сицилию, вступления в Неаполь и высадки в Анцио в январе 1944 года пять итальянских подводных лодок также были использованы в противолодочных учениях. Они прибыли через Атлантику в феврале 1944 года. Несколько позже в США пришли еще три итальянские подводные лодки. Французские и итальянские лодки были приданы по распоряжению командующего подводными силами Атлантического флота 7-му дивизиону подводных лодок. Лодки дивизиона использовались учебно-тренировочным центром эскадренных и эскортных миноносцев на Бермудах и позднее в Гуантанамо; часть из них посылалась в учебные центры противолодочных средств. Французские и итальянские лодки отлично подходили для учебных целей. Их прочный корпус позволял погружаться на большую глубину по сравнению с американскими подводными лодками типа «S» и «R» [192] старой конструкции. Новые лодки, вступавшие в строй, можно было теперь посылать без задержки в Тихий океан для участия в боевых действиях. Всего в учебно-тренировочном центре находилось семь французских и девять итальянских лодок.

Однако французские и итальянские лодки нельзя было сравнивать с лодками американского типа. Французские лодки нуждались в переоборудовании и ремонте, а на итальянских лодках детали, обычно изготовляемые из меди, латуни или бронзы, были из железа и стали, что значительно сокращало срок их службы. Кроме того, становилось ясным, что немецкие подводные лодки также снабжались подобным эрзацем и что гитлеровская «европейская крепость» не могла существовать длительное время. Немцы теряли преимущество в войне на море.

Американские подводные лодки недолго пробыли в Атлантике; они направлялись через Панамский канал на Тихоокеанский театр военных действий. [193]

Дальше