Заключение
Великая Отечественная война закончилась сокрушительным разгромом гитлеровской Германии и ее сателлитов. В достижении этой великой победы большую роль сыграл транспорт страны. На его боевом счету перебазирование промышленности на восток, доставка заводам сырья и топлива, бесперебойный подвоз на фронт всего необходимого, оперативные переброски войск в обстановке необычайных трудностей, порожденных войной.
Одним из решающих условий непрерывного обслуживания транспортом фронта и тыла явилось умело организованное Коммунистической партией и Советским правительством комплексное использование всех его видов. Четкая координация деятельности всех звеньев транспортной системы страны, рациональное распределение грузопотоков, мобилизация всех резервов позволяли в чрезвычайно тяжелых условиях выполнять необходимые фронту и народному хозяйству перевозки. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежала железным дорогам. Надежным отрядом многомиллионной армии транспортников страны проявили себя речники.
Работа речного флота во многом определялась степенью его технической оснащенности и развития материальной базы. Достигнутый за годы предвоенных пятилеток уровень развития водных путей, пополнение судового состава, внедрение механизации на погрузочно-разгрузочных работах и совершенствование судоремонтной базы обусловили в целом успешное выполнение речным флотом своих задач в военное время. Однако многое из того, что предусматривалось широкой программой реконструкции речного транспорта, рассчитанной на длительный период, в предвоенные годы не удалось осуществить, и это сказывалось во время войны. Серьезно ощущались отсутствие или техническое несовершенство каналов и других водных сообщений между речными бассейнами, недостаточное развитие портов и пунктов перевалки грузов железнодорожно-водного сообщения, отсутствие резерва судов, неудовлетворительное техническое состояние значительной [322] их части, нехватка грузовых самоходных Это обстоятельство давало себя знать, но не могло влиять на конечные результаты деятельности пароходств. При таких существенных недостатках выполнение заданий военного командования и народного хозяйства достигалось сосредоточением усилий речников на решении первоочередных задач, гибким маневрированием имеющимися техническими средствами, оперативным руководством деятельностью различных подразделений речного транспорта и всецелым подчинением интересам ведения войны, внедрением передовых методов труда и развитием социалистического соревнования.
По неполным данным, речники в 1941 и 1942 гг. эвакуировали из Ленинграда, Москвы, Сталинграда и других приречных городов свыше 2,5 млн. человек, вывезли около 1,5 млн. т различных грузов, в том числе оборудование заводов, материальные запасы и культурные ценности, переправили через водные рубежи более 2 млн. голов скота и десятки тысяч автомашин, повозок, тракторов и другой техники колхозов и совхозов. В эвакуационных перевозках речной флот участвовал с первых дней войны и до поздней осени 1942 г., когда в Заволжье были переброшены последние группы жителей Сталинграда.
В оценке роли речного транспорта в воинских перевозках количественные показатели не столь характерны. Между тем эта роль речников, и прежде всего пароходств европейской части страны, была немалой. Первоначальные, правда, довольно скромные плановые задания были значительно превышены. Но и последующие, более объемные, тоже обычно перевыполнялись. Хорошо сознавая значение этих перевозок, пароходства и экипажи судов делали все возможное, чтобы осуществить их в срок и полностью. О напряжении в их работе можно судить, в частности, по таким данным: из 3261 тыс. т горючего и смазочных материалов{598}, израсходованных Красной Армией в 1943 г., 1200 тыс. т{599} было доставлено речными судами по Волге на нефтебазы Главнефтеснаба в пункты перевалки на железную дорогу или для непосредственной передачи воинским частям. В целом же в силу географического положения водных путей и отсутствия [323] межбассейновых сообщений удельный вес воинских грузов в общих перевозках не превышал 11 процентов и был примерно в два с лишним раза меньше, чем на железнодорожном транспорте{600}. Он был довольно высоким в тех пароходствах, водные пути которых непосредственно примыкали к фронтовой зоне или становились рубежом обороны. Это особенно было характерно для перевозок в период обороны Ленинграда, Сталинграда и контрнаступления советских войск в великой битве на Волге.
Как правило, эти перевозки выполнялись в тяжелых боевых условиях, под бомбежкой и артиллерийским обстрелом. Плавание на судах, не имевших вооружения, требовало от речников не только большого профессионального мастерства, но незаурядной выдержки и стойкости. Выразительно и точно сказал об этом Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков: «Чтобы хладнокровно выдерживать атаки неприятельских самолетов на тихоходных и медлительных канонерках... надо было иметь какие-то особые нервы и необычное мужество»{601}.
Характерная особенность работы речного транспорта в прифронтовой зоне состояла в том, что ему наряду с выполнением перевозок приходилось обеспечивать переправу войск, а когда боевые действия развертывались на берегах рек и озер активно взаимодействовать с ними. Это порождало свои трудности. В таких случаях речники не могли заблаговременно эвакуировать флот и обслуживающие его судоремонтные предприятия и порты. Выполняя приказы военного командования, суда работали до тех пор, пока войска продолжали вести бои с врагом. При этом немало людей и пароходов погибло. Героические действия речников в прифронтовой зоне приравнивались к боевым подвигам фронтовиков и отмечались государственными наградами. Всего же за годы Великой Отечественной войны орденами и медалями был награжден 8461 работник речного транспорта{602}.
Самоотверженный труд, высокий патриотизм, беззаветная преданность своему долгу позволили речникам преодолеть большие трудности, порожденные войной. Несмотря на сокращение численности флота, ухудшение его технического состояния, мобилизацию в армию и на флот [324] значительной части квалифицированных кадров, нехватку материалов и топлива, пароходства выполнили огромный объем перевозок. Решающим условием этого успеха явились организующая и вдохновляющая роль партии, слово и личный пример коммунистов. Они всегда были там, где положение становилось особенно тяжелым, где требовалось необычайное напряжение сил. В течение всей войны речной транспорт чувствовал заботу и внимание Центрального Комитета Коммунистической партии, местных партийных и советских органов.
Речной флот принимал участие в Великой Отечественной войне не только как составная часть транспортной системы страны. Сотни лучших его судов после переоборудования на судоремонтных заводах пароходств были переданы Военно-Морскому Флоту, причем большей частью они вошли в состав военных флотилий с экипажами. В ряде случаев эти суда составили основное ядро вновь сформированных флотилий. Но и оставшиеся в составе пароходств суда по-боевому выполняли задания военного командования.
По решению Министерства речного флота и Главного штаба ВМС на многих из них были установлены памятные мемориальные доски, в том числе на 23 судах волжских пароходств{603}, на 5 Беломорско-Онежского{604}, на 7 амурских пароходств{605}.
Война показала, что наиболее целесообразное использование средств речного транспорта в интересах обороны во многом зависит от правильного учета его возможностей и особенностей. Недооценка этих возможностей приводила к дополнительным затруднениям, для преодоления которых порой не было ни времени, ни условий.
В ходе войны речной флот понес огромные потери пятую часть своего состава (1092 самоходных судна общей мощностью 140,4 тыс. л. с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъемностью 1106 тыс. т, 62 земснаряда и 692 других судна){606}. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены. Лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских [325] и верфей. Общий ущерб, нанесенный хозяйству речного транспорта, только по западным бассейнам составил 972,6 млн. рублей.
Однако ущерб, причиненный речному транспорту, не исчерпывается лишь прямыми потерями. В результате повышенного износа и ограниченного ремонта резко ухудшилось техническое состояние флота. К 1 января 1947 г. около 40 процентов судов имели ограничения или вообще были признаны непригодными к эксплуатации.
Пополнялся же речной транспорт за счет судостроения в незначительных размерах. Строился в основном мелкий флот, который использовался для доставки воинских грузов по малым рекам, но не мог существенно влиять на объемы речных перевозок. Для восполнения состава судов пароходства и военно-восстановительные управления в годы войны вели большую работу по подъему затонувших судов. Удалось извлечь со дна рек 613 самоходных судов, из которых 484 были восстановлены. Всего было поднято немногим более половины покоившихся под водой судов. Значительную часть погибшего флота из-за больших разрушений было нецелесообразно восстанавливать.
Большие потери судов существенно сказались на объемах перевозок в 1945 г. они составили 36,1 млн. т. Но причины были не только в этом. Сокращение объемов речных перевозок вызывалось также относительно медленным восстановлением производства таких видов продукции, как лесные и минерально-строительные материалы, а также зерно.
Состав грузов речного транспорта за годы войны существенно не изменился: несколько сократился в общем объеме удельный вес плотов и возрос на 2,1 процента удельный вес перевозок нефти. В 1944 и 1945 гг. пароходства перевезли все предъявленные им нефтегрузы и лес в плотах.
Что касается грузооборота, то в первые два года войны снижение его объема в речном флоте происходило медленнее, чем на других видах транспорта. Несмотря на временную потерю ряда бассейнов и прекращение транзитного движения по водным путям северо-запада, а затем и по Волге, использование внутренних резервов речного флота позволяло в течение двух лет поддерживать перевозки на Довольно высоком уровне. В 1943 г. они соответствовали среднему уровню грузооборота всех видов [326] транспорта. Но в последующие годы, когда объемы перевозок стали определяться главным образом темпами восстановления материально-технической базы транспорта и развитием обслуживаемых им отраслей экономики, снижение грузооборота на речном транспорте продолжалось, тогда как в целом транспорт страны уже с 1943 г. стал наращивать его объемы. Эта тенденция была преодолена лишь с окончанием войны. В 1949 г. речники достигли довоенного уровня грузооборота.
В послевоенные годы речной транспорт был не только быстро восстановлен, но и получил значительное развитие. Неизмеримо возрос его технический уровень, укрепилась материальная база. В составе транспортного флота ныне преобладают новейшие грузовые суда с высокими технико-экономическими показателями. Завершаются работы по созданию единой глубоководной транспортной системы европейской части страны, успешно действуют построенный после войны Волго-Донской судоходный канал и реконструированный Волго-Балтийский водный путь. Коренным образом изменился технический облик речных портов. Выросла многотысячная армия специалистов речного транспорта. Все это несравнимо увеличило возможности речного флота. В 1978 г. он превзошел довоенный уровень по перевозкам и грузообороту в 7 раз.
Обращаясь к урокам минувшей войны, советские люди первым делом отдают дань глубокого уважения памяти погибших.
Никогда не забудут речники страны подвиг товарищей по труду и по оружию, отдавших свою жизнь во имя свободы и независимости Советской Отчизны. Никогда не забудет благодарная Родина самоотверженную работу и славные боевые дела тружеников речного флота, явившиеся достойным вкладом в достижение Победы в Великой Отечественной войне.
В послевоенные годы советские речники, верные лучшим традициям речного транспорта СССР, с честью выполняют задания партии и правительства по неуклонному увеличению народнохозяйственных перевозок, идут в первых рядах строителей коммунистического общества в нашей стране. [327]