Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава двенадцатая.

Восстановительные работы на речном транспорте

Для возрождения хозяйства

Возрождение разрушенного хозяйства речного транспорта и возобновление его деятельности в освобожденных районах уже в годы войны стало одной из важнейших задач речников. Каких-либо подразделений, на которые можно было бы непосредственно возложить эту задачу, на первых порах еще не было. Поэтому восстановлением разрушенных объектов, подъемом затонувших судов, их ремонтом занимались сами пароходства и бассейновые управления пути через подведомственные им пристани, порты, технические участки и судоремонтные [299] заводы. Но уже с освобождением районов страны в ходе наступления наших войск под Москвой стало ясно, что эта задача требует комплексного решения, причем силами специализированных организаций. Такими организациями явились образованные в ходе войны военно-восстановительные управления (ВВУ) и их подразделения — военно-восстановительные и аварийно-судоподъемные отряды (ВВО и АСО).

Первым из них в соответствии с приказом наркома речного флота от 1 апреля 1942 г. было создано Днепро-Двинское военно-восстановительное управление. Сформированная этим управлением группа технической разведки 10 апреля прибыла в Велижский район Смоленской области, только что освобожденный частями Красной Армии{538}. Она состояла из нескольких специалистов и должна была произвести учет уцелевшей части хозяйства речного транспорта, обследовать состояние производственных зданий и сооружений, определить место дислокации флота, подобрать кадры, организовать первоочередные работы по подъему и ремонту судов и восстановлению береговых сооружений, наладить перевозки воинских и народнохозяйственных грузов. В течение месяца группа создала небольшой коллектив речников, которому удалось спасти обнаруженные в этом районе суда при ледоходе. С наступлением весенней распутицы в условиях заболоченной местности и бездорожья могли возникнуть перебои в снабжении армейских частей продовольствием и боеприпасами. Чтобы не допустить этого, военно-восстановительное управление организовало срочный ремонт 22 несамоходных судов общей грузоподъемностью 655 т и 2 газоходов, на которых частям Красной Армии было доставлено 1618 т различных грузов{539}.

Такие задачи пришлось решать и другим группам технической разведки, военно-восстановительным управлениям, создававшимся позднее.

Летом 1942 г. с приближением линии фронта большие потери стал нести речной флот на Нижней Волге. Для подъема затонувших судов здесь в июле был создан первый на речном транспорте аварийно-судоподъемный отряд в составе четырех групп во главе с воентехником 1 ранга И. С. Горбенко. В него вошли и ранее направленные [300] в Сталинград по распоряжению наркома с других участков бассейна несколько водолазных станций со специалистами и снаряжением. В августе-декабре 1942 г. на Нижней Волге было организовано еще три таких отряда — в Саратове, Камышине и Сталинграде (командиры И. У. Куликов, В. А. Алексеев, И. М. Кишкун). В связи с обострением фронтовой обстановки первый и второй AСO с августа 1942 г. по февраль 1943 г. находились в оперативном подчинении штаба 62-й армии Сталинградского фронта{540}.

Помимо этих формирований на Нижней Волге были созданы два военно-восстановительных отряда (командиры М. И. Ким и И. П. Фомин) и военно-восстановительное управление (начальник Г. М. Коваленко). К концу 1942 г. на судоподъемных и восстановительных работах на Нижней Волге было занято 729 человек{541}.

По решению ГКО от 28 августа 1942 г. в составе НКРФ было создано Центральное военно-восстановительное управление (ЦВВУ){542}. Наркомам обороны, Военно-Морского Флота и речного флота предписывалось передать в его распоряжение 198 человек командного и инженерно-технического состава и 1318 человек рядового состава. Хотя к концу года ЦВВУ получило только 1151 человека{543}, это решение сыграло важную роль в развертывании восстановительных работ на речном транспорте.

В ведении ЦВВУ находились бассейновые военно-восстановительные управления, осуществлявшие формирование и руководство военно-восстановительными и аварийно-судоподъемными отрядами. Всеми восстановительными работами руководили заместитель наркома речного флота П. В. Черевко и начальник ЦВВУ В. А. Савельев.

Такая структура военно-восстановительных организаций существовала до июня 1943 г.

После Сталинградской битвы и боев на Дону было установлено, что в реках затонуло много судов не только Наркомречфлота, но и Наркомморфлота, рыболовецких и лесосплавных организаций, Волжской военной флотилии. Подъемом их и приведением в порядок подводных сооружений городского хозяйства помимо отрядов Наркомречфлота стали заниматься водолазные группы различных [302] ведомств — ЭПРОНа, ОСВОДа, Волжской военной флотилии, армейских инженерных частей. В большинстве это были малочисленные и технически слабо оснащенные подразделения. В июне 1943 г. по решению ГКО при Наркомате Военно-Морского Флота было создано Речное аварийно-судоподъемное управление (РАСУ), в ведение которого передавались все соответствующие отряды и организации, в том числе судоподъемная служба Наркомречфлота{544}. В связи с этим в августе 1943 г. Нижне-Волжское военно-восстановительное управление было упразднено. Из 972 его работников в РАСУ перешли 839 человек{545}. Функции этого управления стали выполнять непосредственно Нижне-Волжское пароходство и другие организации Наркомречфлота.

С освобождением бассейна Дона туда в начале 1943 г. выехали оперативная группа и группы технической разведки. В феврале на их базе было организовано Доно-Кубанское военно-восстановительное управление в составе 6 комплексных ВВО и Ростовской ремонтной базы (заводы «Красный Дон», «Красный флот» и Аксайские судоремонтные мастерские). Работами по подъему флота на Дону занимался переброшенный с Волги 5-й AСO.

В Днепровском бассейне группы технической разведки приступили к работе на Десне, в районе села Макошино, 25 сентября 1943 г. — через 6 дней после освобождения; в районе Чернигова — 28 сентября; в районе Киева — 7 ноября, то есть на следующий день после освобождения. Созданная тогда оперативная группа в декабре 1943 г. была преобразована в Днепровское военно-восстановительное управление{546}. В его ведении находилось 9 отрядов (в том числе 3 специализированных, которые занимались восстановлением заводов имени Сталина в Киеве, имени Коминтерна в Херсоне и Киевского порта).

В августе 1944 г. по решению СНК СССР было организовано еще три военно-восстановительных управления — Днепро-Двинское, Неманское, Чудское. Тогда же возобновила свою деятельность существовавшая до войны строительная организация «Днепробугстрой». В марте 1945 г. она была преобразована в Днепро-Бутское военно-восстановительное управление{547}. [302]

В ведении управлений находились комплексные военно-восстановительные отряды. Однако опыт и возросшие объемы капитальных работ продиктовали целесообразность реорганизации таких отрядов в специализированные. И в мае-июле 1944 г. на их базе было создано 15 специализированных отрядов по восстановлению путевого хозяйства, 18 — по восстановлению промышленных, предприятий, 10 — по восстановлению связи и 11 — по новому строительству{548}.

В октябре 1944 г. судоподъемная служба Волжской и Днепровской военных флотилий, выполнивших к этому времени свои боевые задачи, по решению ГКО была возвращена Наркомречфлоту, в системе которого было создано Главное военно-речное управление (ГВРУ) во главе с контр-адмиралом ф. И. Крыловым, крупным специалистом в области судоподъемного дела. ГВРУ действовало в тесном контакте с Центральным военно-восстановительным управлением.

За период с декабря 1943 г. по март 1945 г. ГКО и GHK СССР приняли ряд постановлений по вопросам восстановительных работ на речном транспорте{549}. В этих решениях были определены основные задачи восстановительных организаций НКРФ, содержались конкретные задачи и сроки их выполнения.

Военно-восстановительные организации Наркомречфлота создавались, как правило, на базе существовавших ранее предприятий речного транспорта и комплектовались прежде всего за счет его кадровых работников. В то же время при остром недостатке специалистов и большом объеме работ они пополнялись за счет негодных к строевой службе военнообязанных, которые направлялись в распоряжение ЦВВУ. С освобождением западных речных бассейнов страны в военно-восстановительные отряды поступили 2737 речников, возвратившихся в родные места из эвакуации{550}.

В составе восстановительных организаций речники являлись их основным ядром и представляли наиболее квалифицированных [303] специалистов на самых ответственных участках работы. С приходом многочисленного пополнения была организована подготовка необходимых специалистов. Основным центром обучения профессиональному мастерству стал учебный отряд ЦВВУ, находившийся под Москвой на станции Мамонтовка. Он представлял собой специальное учебное заведение закрытого типа. За период с 1942 г. по ноябрь 1944 г. отряд выпустил 668 водолазов, радистов и мотористов{551}. Кроме того, на местах без отрыва от производства и в сети школ ФЗО и ремесленных училищ в течение 1943–1945 гг. было подготовлено около 11 тыс. специалистов. Более 2 тыс. рабочих за этот период повысили свою квалификацию{552}.

В 1945 г. в военно-восстановительных организациях Наркомречфлота работало 27 286 рабочих, техников, инженеров и служащих{553}.

Таким образом, к концу 1944 г. на речном транспорте были созданы и действовали 7 бассейновых военно-восстановительных управлений: Доно-Кубанское (начальник Я. А. Эльгарт), Днепровское (начальник Г. М. Коваленко), Днепро-Двинское (начальник И. Е. Геронин), Днепро-Бугское (начальник С. Д. Соболев), Неманское (начальник П. И. Данилин), Западно-Двинское (начальник А. П. Тиханович) и Чудское (начальник В. И. Коккас). [304]

Суда возвращаются в строй

С июня 1943 г., когда было создано Речное аварийно-судоподъемное управление Наркомата ВМФ, подъемом затонувших судов стали заниматься его подразделения. Но и при этом речники, выходя в освобожденные бассейны непосредственно за передовыми частями, продолжали поднимать своими силами затопленные суда. Еще в ходе военных действий на юге в широких масштабах велись судоподъемные работы на Нижней Волге, где затонуло немало судов, в том числе крупных — мощностью до 1,1 тыс. л. с. и грузоподъемностью до 12 тыс. т. Одновременно осуществлялось извлечение из затонувших судов крайне необходимого фронту вооружения, боеприпасов, [304] обмундирования и другого имущества. Во многих случаях в помощь речникам на эти работы командованием Донского и Сталинградского фронтов выделялись воинские подразделения.

Одной из первых была поднята затонувшая 14 августа 1942 г. в Ахтубе баржа, груженная автоматами. В течение десяти дней группа из 9 водолазов и 35 красноармейцев под командованием инженер-капитана В. П. Скобеева извлекла из баржи и передала армейским представителям 10 тыс. автоматов{554}. Затем она подняла и сдала Нижне-Волжскому пароходству саму баржу.

Аварийно-судоподъемная группа старшего техника-лейтенанта К. Я. Горгураки за 17 дней спасла затонувшие с баржой 2720 ящиков снарядов для «катюш»{555}. Эти работы велись обычно в ночное время, под обстрелом и бомбежкой.

Аварийно-судоподъемные отряды ЦВВУ, несмотря на недостаточную техническую оснащенность, с помощью воинских частей спасли большое количество ценных грузов: с августа 1942 г. до 20 июля 1943 г. на Волге они разгрузили 51 затонувшее судно, из их трюмов было поднято и отправлено на фронт или оборонные заводы 6 самолетов, 7 танков, 34 автомашины, 33,9 тыс. снарядов, 17 тыс. автоматов, 1,6 тыс. т других видов оружия, 3,8 тыс. т боеприпасов, 2,8 тыс. т инженерного имущества, 5,4 тыс. т обмундирования, 0,4 тыс. т продовольствия и фуража, большое количество цветных, черных металлов, каучука и иных грузов; с помощью технических средств «Волготанкера» с затопленных судов было отгружено 40,4 тыс. т нефтепродуктов{556}. За это же время речники подняли 21 самоходное судно общей мощностью 6,9 тыс. л. с. и 71 несамоходное судно общей грузоподъемностью 196,6 тыс. т.

По распоряжению Военного совета Сталинградского фронта в конце 1942 г. группой специалистов первого AСO под командованием старшего лейтенанта Ф. Г. Зелинского были подняты железнодорожные паромы «Сталин» и «Вторая переправа», крайне необходимые для осуществления железнодорожной связи Сталинграда с Заволжьем. Многие участники этой судоподъемной операции [305] удостоились государственных наград. Так, моторист А. А. Орлов и боцман И. П. Фомин были награждены орденами Красной Звезды.

В трудных зимних условиях начинались судоподъемные работы на Дону. К тому же недоставало водолазного снаряжения и необходимого оборудования. Несмотря на это, судоподъемные группы НКРФ и отряды РАСУ НКВМФ за 1943 г. подняли 84 самоходных судна общей мощностью 7093 л. с. и 110 несамоходных общей грузоподъемностью 21141 т. План подъема самоходного флота был выполнен на 164 процента и несамоходного — на 122 процента.

Осенью 1943 г. начались судоподъемные работы на Днепре. Речники организовали их, не ожидая прибытия аварийно-судоподъемных отрядов, опираясь на помощь местных органов власти, населения и воинских частей. К 1 января 1944 г. силами Днепровского ВВУ было поднято 75 судов и 8-м AСO — 8{557}.

С августа 1942 г. по октябрь 1945 г. военно-восстановительные отряды подняли со дна рек 432 самоходных судна общей мощностью 46 тыс. л. с. и 699 несамоходных общей грузоподъемностью 340 тыс. т. Всего же речниками за годы войны было поднято 1558 различных судов (технических, вспомогательных, трофейных, плавсредств сторонних организаций){558}.

Речники стремились как можно быстрее ввести в строй поднятые суда. Несмотря на трудности, они справлялись и с этой задачей. Доно-Кубанское ВВУ за год работы восстановило и сдало в эксплуатацию 90 самоходных судов общей мощностью 6391 л. с. и 132 несамоходных судна общей грузоподъемностью 20 926 т{559}. В Днепровском бассейне на 1 января 1944 г. сумели отремонтировать 21 самоходное судно общей мощностью 1603 л. с. и 72 несамоходных общей грузоподъемностью 12 928 т{560}.

Наибольший размах восстановительные работы приобрели в 1944 г., когда очень важно было в речных бассейнах, освобожденных от оккупантов, усилить перевозки грузов для фронта. Расширению этих работ способствовало вступление в строй судоремонтных предприятий. В течение [306] 1944 г. было отремонтировано 340 самоходных судов общей мощностью 25 тыс. л. с. и 437 несамоходных общей грузоподъемностью 71,9 тыс. т{561}1. К концу же войны восстановительные организации Наркомречфлота ввели в эксплуатацию 484 самоходных судна общей мощностью 36 тыс. л. с., 602 несамоходных общей грузоподъемностью 106 тыс. т, 126 вспомогательных и технических судов и 18 земснарядов{562}. Однако тогда было поднято со дна рек и отремонтировано немногим более половины затонувших судов. Причем значительную их часть из-за больших разрушений восстанавливать было нецелесообразно или невозможно. [307]

Восстановление портов, заводов и каналов

Разрушенное хозяйство пароходств восстанавливалось не только отрядами Центрального военно-восстановительного управления НКРФ. В районах, не подвергавшихся оккупации, военно-восстановительные организации не создавались. Здесь их функции выполняли пароходства, бассейновые управления пути и подведомственные им порты, пристани, заводы и технические участки. Так было на Нижней Волге, в Северо-Западном и Беломорско-Онежском бассейнах, на канале Москва — Волга.

Трудности восстановления берегового хозяйства, как и самого флота, заключались в основном в нехватке материалов и кадров рабочих, особенно квалифицированных строителей. Поэтому многим речникам приходилось осваивать новые профессии.

Больших усилий требовало изыскание замены дефицитных стройматериалов и леса. В пароходствах, в частности в Днепровском и Днепро-Двинском, создавались небольшие предприятия по выработке кирпича, черепицы, извести, гвоздей. В Доно-Кубанском бассейне вместо строительного леса (поставка его выполнялась лишь на 16–20 процентов) широко использовали камень для возведения перегородок и стен складских и других помещений, деревянные балки заменяли старыми рельсами, перекрытия [307] промышленных зданий пролетом до 15 м делали сварными из некондиционных труб.

Речники, стремясь как можно быстрее возродить разрушенные врагом порты и заводы, трудились самоотверженно, проявляя инициативу и настойчивость. Так, коллектив Сталинградского порта (начальник П. С. Матурин) выходил на восстановительные работы три раза в неделю после трудового дня и дополнительно за эти дни отрабатывал не менее 16 часов. Здесь было организовано 13 добровольческих бригад, члены которых за короткий период приобрели строительные специальности и трудились на восстановлении причалов, жилья, клуба и других объектов. Все это помогло ускорить возрождение порта.

На Днепре военно-восстановительные отряды № 10, 12 и 13, работавшие на восстановлении портов в Киеве, Днепропетровске, порта имени Ленина, производственный план 1943 г. выполнили на 187 процентов{563}. В Днепро-Двинском бассейне плановое задание на 1944 г. по восстановлению причалов было выполнено на 160 процентов, погрузочно-разгрузочных механизмов — на 190 и жилой площади — на 227 процентов{564}.

При восстановлении судоремонтных предприятий особую остроту приобрело оснащение их оборудованием. После изгнания оккупантов была обнаружена лишь часть станков, но и они, как правило, оказывались старыми, изношенными или неисправными. Промышленность же пока не могла поставлять в достаточном количестве новое оборудование{565}. На помощь возрождавшимся пароходствам пришли предприятия тыловых бассейнов, поделившиеся своим оборудованием. Начинание, положенное в этом коллективами Омского и Саратовского судоремонтных заводов, получило на речном транспорте широкую поддержку{566}.

Одновременно с возрождением портов и заводов в освобожденных бассейнах налаживалось строительство судов. ГКО 12 марта 1943 г. принял постановление, которое обязывало Наркомречфлот создать в 1944 г. временные верфи для строительства деревянных барж в Черикове, [308] Ветке, Наровле, Шатилках, Речице{567}. В короткие сроки были сооружены промышленные здания, дома и землянки для жилья. Вскоре были заложены и первые баржи.

В сентябре 1944 г. в Белоруссии началось строительство семи основных верфей деревянного судостроения для пополнения флота Днепро-Двинского и Днепровского бассейнов. Строительные работы шли успешно и к концу 1945 г. были в основном закончены{568}. Это позволило довольно быстро пополнить речной флот западных районов страны. Так, если в Днепро-Двинском бассейне в 1943 г. было построено судов общей грузоподъемностью 1,6 тыс. т, та в 1944 г. — 14,8 тыс. т{569}.

К октябрю 1945 г. военно-восстановительные организации Наркомречфлота отремонтировали и ввели в эксплуатацию в речных портах и пристанях более 8 тыс. пог. м причалов, 266 погрузочно-разгрузочных механизмов, восстановили или построили заново 45,8 тыс. кубометров вокзалов и пассажирских павильонов, 91 тыс. кубометров служебных помещений, 18,4 тыс. кв. м складской площади, 80 тыс. кв. м жилых зданий. На судоремонтных предприятиях было возрождено 61 тыс. кв. м площади производственных цехов, смонтировано 863 единицы станочного оборудования{570}.

По мере изгнания врага развертывались работы по восстановлению речных путей.

Большая часть судоходных путей Доно-Кубанского, Днепровского, Днепро-Двинского, Беломорско-Онежокого, Неманского, Выборгского и Чудского пароходств, составлявших в довоенный период более 11 тыс. км, во время военных действий и оккупации пришла в негодность (навигационная обстановка была полностью уничтожена, судовой ход обмелел и засорился затонувшими судами, конструкциями разрушенных мостов, разбитой военной техникой и различными грузами){571}. На Дону и Днепре они в результате строительства временных мостов на месте разрушенных оказались расчлененными на отдельные замкнутые участки. [309]

С особыми трудностями речники столкнулись при расчистке обрушившихся мостовых конструкций и разборке временных мостов. В первую очередь расчищались минимально необходимые судоходные пролеты. Достигнутые при этом габариты были ниже довоенных как по ширине, так и по глубине, но позволяли осуществлять сквозное судоходство на основных водных путях Доно-Кубанского, Днепровского и Днепро-Двинского бассейнов. Одновременно велись тральные и выправительные работы с применением легких деревянных сооружений, взрывами углублялись обмелевшие участки, восстанавливалась судоходная обстановка.

Принимались меры по восстановлению гидросооружений и искусственных водных путей, особенно на Беломорско-Балтийском и Днепро-Бугском каналах.

На Днепро-Бугском канале восстановительные работы начались в августе 1944 г. Они здесь требовали от речников не только значительных трудовых усилий, но и большого мужества. Это было связано с действиями в зоне канала националистических банд, скрывавшихся в лесах Полесья, Пинской и Брестской областей. Они нередко нападали на стройки, стремясь сорвать восстановление канала. Они снова разрушили почти полностью восстановленные Радостовский водоспуск и плотину гидроузла № 2. От рук бандитов погибли главный инженер управления Г. И. Шифрин, инженеры И. И. Обрядин, Л. К. Панов, В. Н. Кудыш{572}.

Большую роль в преодолении строителями трудностей сыграла помощь ГКО. В результате определенная им в постановлении от 11 марта 1945 г. задача ввести Днепро-Бугский канал в строй в навигацию 1945 г. с гарантированной глубиной 1 м, а к навигации 1946 г. — до 1,2 м была выполнена{573}. 15 мая 1945 г. по каналу пошли первые суда, а к 1 июля на всей трассе были гарантированы глубины 1 м{574}.

Беломорско-Балтийский канал был освобожден частями Красной Армии во второй половине 1944 г. Здесь оказались разрушенными 8 шлюзов, 19 плотин и дамб, 5 водоспусков, электростанции, линии электропередачи, 2 тыс. [310] км. м жилой площади{575}. Их восстановление производилось строительной организацией при участии речников. На состоявшемся в Повенце 9 мая 1945 г. митинге строители обязались возродить канал в навигацию 1946 г.

Слово свое они сдержали. 28 июня 1946 г. состоялось торжественное открытие важнейшей водной магистрали{576}.

Из 11 тыс. км нарушенных водных путей к началу навигации 1945 г. было введено в эксплуатацию более 9 тыс. км. В Западно-Двинском бассейне наряду с восстановлением ранее эксплуатировавшихся судоходных путей были освоены новые, протяженность которых составила 35 процентов к уровню 1940 г. В Днепро-Двинском бассейне восстановили 92 процента общей протяженности судоходных путей, в Доно-Кубанском — 88, в Днепровском — 77 и в Неманском — 31 процент. Из 793 км искусственных водных путей было восстановлено 506 км; при этом из 57 разрушенных гидросооружений были полностью введены в строй 45{577}.

Деятельность военно-восстановительных организаций создала предпосылки для перехода к обычной, экономически более эффективной структуре руководства хозяйством речного транспорта. В апреле 1945 г. в освобожденных бассейнах вместо военно-восстановительных управлений были вновь созданы управления пароходств. Однако это не означает, что к этому времени восстановительные работы были завершены. Они продолжались еще целых четыре года и потребовали огромных усилий речников и всей страны. [311]

Дальше